Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной

3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием

6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности

7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации

8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией

9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности

10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10

11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность

12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая

13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности

14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая

15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической

16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом

18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая

21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической

22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., - это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная

23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное

24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности

Собственная внутренняя память является важнейшим психическим процессом. На протяжении всей жизни мозг человека воспринимает, перерабатывает, хранит и воспроизводит различную информацию, некоторая часть которой сохраняется в воспоминаниях недолго, другая часть может быть воспроизведена даже через несколько лет. С чем связаны такие особенности процесса запоминания? Это, в первую очередь, обусловлено тем, что у человека есть 2 совершенно разных вида памяти:

  1. долговременная;
  2. кратковременная.

Именно от этих видов зависит, какая информация будет храниться в коре головного мозга всего лишь несколько минут, а какая будет «запечатлена» там на долгие годы.

В психологии бытует мнение, что на процесс запоминания и усвоения, а также на объёмы, которые способны удерживать кратковременная и долговременная память, во многом влияет генетическая предрасположенность.

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

  • кодирование . Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
  • хранение . Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9. Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память . Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память . Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Автор статьи: Лапинская Людмила

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Полезное для жизни человека качество – хорошая память. Это важнейший психический процесс, связанный с функционированием головного мозга. Этот орган постоянно работает с информацией: воспринимает, обрабатывает (для лучшего ее усвоения), сохраняет на определенное время и воспроизводит при необходимости. Но почему-то не все явления жизни человек запоминает одинаково хорошо, а иногда забывает важные вещи. С чем это связано?

Виды памяти

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

  • важны для конкретного человека;
  • связаны с сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными).

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

По мнению ученых, такие знания хранятся в мозге всю жизнь и, возможно, являются основой долговременной памяти.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Особенности кратковременной памяти

Кратковременная память – это другой метод сохранения знаний. Это удержание информации, ограниченное по времени. Обычно оно занимает короткий временной интервал – около 30 секунд. Этот процесс осуществляется на уровне сенсорных ощущений. Запоминается в этом случае то, на что конкретно направлено внимание человека и что важно для него в данный момент времени, но по истечении короткого срока эта информация имеет два пути перемещения:

  • перестает быть актуальной и забывается;
  • переходит в долговременную память.

Если через день, неделю, месяц воспоминания о конкретном событии еще сохраняются, значит, эта информация стала объектом долговременной памяти.

Специфика кратковременной памяти состоит в том, что она связана с двумя важными процессами обработки информации:

  • кодировкой;
  • хранением.

Для попадания определенных знаний в хранилище информации они должны представлять значимость для конкретного человека. Обычно сложно вспомнить дословно прослушанную лекцию, но запоминается только та ее часть, которая была наполнена смыслом и ценностью для адресата.

Кратковременно запоминается не все, а ограниченное количество объектов (цифр, событий, имен, дат, образов и т. д.). Их количество отличается в зависимости от возраста. Так, ребенок держат в памяти одновременно 5 – 6 элементов, а взрослый – 7 – 9. Но на это влияет еще и индивидуальная способность к запоминанию.

На качество такой памяти воздействуют внешние факторы. Если человек отвлекся на другой объект, попавший в зону внимания, то информация, полученная перед этим, быстро забудется. Примером этого служит ситуация, когда в разговоре при резком переключении на другую тему собеседник спрашивает сам себя: «Так о чем мы говорили?»

В психологии есть понятие оперативной памяти. Это способность человека хранить конкретный материал в обозначенном временном диапазоне. Такое свойство помогает детям школьного возраста и студентам запоминать услышанное и прочитанное. Затем эти знания пополняют объем долговременной памяти либо вытесняются из нее навсегда.

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки. Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения. При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

Кратковременная слуховая память состоит в запоминании на короткий срок услышанных звуков, голосов, мелодий, обонятельная помогает распознать запахи (это качество важно в некоторых профессиях, например, парфюмера), вкусовая – вкусы различных блюд, а осязательная – тактильные ощущения (при прикосновении к предметам).

Между всеми этими видами кратковременной памяти есть взаимосвязь, они все работают на протяжении человеческой жизни и помогают воспринимать окружающий мир.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

Проходит время, ребенок растет и готовится пойти в школу. А в школе благодаря учителям уже начинается формирование навыков обучения. Развитие базовых функций психики ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшие успехи его в учебе.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них с запоминанием.

Как улучшить память

Кратковременная потеря памяти может возникнуть по разным причинам, например, при:

  • дислексии (потере умения читать и писать);
  • употреблении марихуаны;

Восстановление утраченных функций не всегда возможно. Это зависит от степени нарушения работы головного мозга и иногда приводит к необратимым последствиям, как при болезни Альцгеймера.

Но выход из ситуации есть. Когнитивные способности поддаются развитию. Память тренируется. В результате таких упражнений в мозге будет увеличиваться количество синапсов, эти соединения нейтронов будут работать более эффективно при попытке человека запомнить информацию.

Для начала нужно оценить состояние кратковременной памяти. Это делают с помощью специальных психологических тестов (VISMEM или WOM-REST). Существуют программы, которые на основании результатов тестирования предложат индивидуальную систему .

В результате систематических занятий по улучшению когнитивных способностей человек становится сосредоточенным, внимательным и лучше запоминает необходимую информацию. Такая программа личностного роста в виде тренировок доступна для людей любого возраста, было бы желание.

Человек живет в мире сплошной информации. Причем под информацией понимается не только словесные и письменные значения, но и окружающие предметы, вещи, люди, которые имеют свое значение, создают ситуации, заставляют человека включать свою память. Кратковременная память всегда является необходимой. Если вам нужно что-то запомнить на короткий промежуток времени, чтобы потом воспользоваться этой информацией, это называется кратковременной памятью. Однако не всегда удается все сразу запомнить. И здесь нужно воспользоваться упражнениями, которые позволяют улучшить кратковременную память.

Зачем человеку нужна кратковременная память? Чтобы ответить на данный вопрос, следует разъяснить определение рассматриваемого явления. Кратковременной памятью называется способность ума запоминать информацию на данный момент времени с целью ее дальнейшего использования. В отличие от долговременной памяти, вы запоминаете не для того, чтобы использовать данную информацию спустя месяцы и годы, а для того чтобы воспользоваться ею сейчас.

Приведем примеры, когда нужна кратковременная память:

  • Вы пишите под диктовку, поэтому слушаете и запоминаете то, что говорит учитель, чтобы потом отобразить сказанное на письме. При этом вы задействуете долговременную память, когда вспоминаете, как пишутся отдельные слова и какие правила грамматики нужно применять.
  • Вы запоминаете цены отдельной категории товаров, чтобы их сравнить и выбрать, где товар выгоднее купить.
  • Вы слушаете собеседника, чтобы понять его мысли, поэтому используете услышанную информацию для построения своих мыслей.
  • Вы интересуетесь прогнозом погоды, чтобы решить вопрос о том, как одеться на улицу.

Кратковременная память нужна для запоминания информации, важной на данный момент времени. Однако с ней тоже возникают трудности. Человек не может запомнить информацию, запоминает ее частично и даже неправильно. Вот почему возникает трудность в том, чтобы ею воспользоваться..

Что такое кратковременная память?

Уже из самого названия можно определить, что такое кратковременная память. Ее отличие от долговременной памяти заключается в продолжительности сохранения информации. При кратковременной памяти нужно запомнить информацию на несколько секунд или минут. Так, нередко ею пользуются учащиеся, когда списывают: они считывают информацию со шпаргалки, запоминают ее, а потом выражают на листе бумаги.

Кратковременная память – вид памяти, при которой человек запоминает информацию на короткий промежуток времени. После того как человек ее запомнил и использовал по назначению, информация может быть забыта. Однако в некоторых случаях информация, которая хранилась в кратковременной памяти, уходит в долговременную – когда вы можете ее воспроизвести спустя месяцы и годы.

При кратковременной памяти информация используется единоразово на сегодняшний момент. Запоминается лишь та информация, которая необходима сейчас. Кратковременную память человек использует постоянно и повсюду. Можно вспомнить об информации, которую вы уже давно усвоили, однако, используя кратковременную память, вы соизмеряете ее необходимость в данный промежуток времени. Насколько целесообразными становятся ваши знания в данный конкретный момент? Именно этим занимается кратковременная память, когда используется долговременная.


Кратковременная память влияет на сообразительность человека – когда он может быстро ориентироваться в пространстве и использовать знания из долговременной памяти, которые необходимы в конкретный промежуток.

Кратковременная память у детей способна включать до 5-6 элементов, в то время как у взрослых – до 7-8 элементов. Однако эти цифры относительные. Нередко у взрослых людей плохо работает кратковременная память. А вот у детей в дошкольном возрасте с кратковременной памятью все в порядке. Именно ее развитие способствует тому, какой будет она в будущем и насколько развитой будет долговременная память.

Почему возникают проблемы с кратковременной памятью?

У каждого взрослого человека отмечается ухудшение кратковременной памяти – когда человек не способен запомнить частично или полностью информацию, которая с ним контактировала буквально несколько секунд или минут назад. В чем же проблема такого возникновения? Существует множество причин, почему страдает кратковременная память:

  1. Поражения, травмы головного мозга. Если человек болеет какими-то болезнями головного мозга, это может влиять на способность запоминать.
  2. Психические нарушения. Патологические нарушения также сказываются на работе головного мозга. Так, при шизофрении развивается проблема с запоминанием информации.
  3. Старческая или просто пожилой возраст. Здесь ухудшается память из-за развития различных болезней, нарушений и атрофических процессов.
  4. Употребление наркотических веществ или спиртных напитков, воздействие химикатов или ядов. При интоксикации человек теряет способность нормально запоминать информацию.
  5. Хроническая усталость. Попробуйте что-либо запоминать, если вы не спали двое суток или очень сильно устали, хотите спать или настолько измотаны, что вас более ничего не интересует.

Современный человек очень уставший, поэтому данный фактор становится самым частым. У человека плохо работает не только кратковременная, но и долговременная память, поскольку он мало отдыхает, постоянно устает, изматывает себя работой и прочими обязанностями.

  1. Неправильное питание. Когда организм не получает нужных витаминов и элементов, то и организм не может работать эффективно.
  2. . Данный фактор в сочетании с постоянной усталостью и бессилием приводит к тому, что человек становится беспомощным. Во время стресса сужается зрение восприятия ситуации. Человек занимается лишь тем, чтобы защитить себя бегством или ступором, а не решением проблемы, когда и нужно использовать кратковременную память.

Работа кратковременной памяти достаточно ограничена тем объемом, который она в себя способна вместить. Однако именно она влияет на работу долговременной памяти. Кратковременная память не «резиновая», поэтому она запоминает лишь то, что считается важным на данный момент времени. В зависимости от того, что человек запоминал сейчас, эта информация поступает в долговременную память.


Следует отличать информацию из подсознания и долговременную память. В подсознание записывается все, что человек видел, слышал, с чем сталкивался. Однако в долговременную память записывается все, что человек сознательно запоминал и использовал в кратковременной памяти.

В долговременную память уходит значимая информация, а также та, которую человек несколько раз слышал, видел, чувствовал. Для функционирования кратковременной памяти нужно быть сознательным и активным. Для эффективного запоминания человек должен быть внимательным и не отвлекаться на другие процессы. А рассеянность внимания часто встречается во время усталости.

Как улучшить кратковременную память?

Каждый человек хотел бы улучшить свою память. Для улучшения кратковременной памяти можно воспользоваться многими упражнениями:

  1. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно ее представить. Мозг воспринимает не слова и цифры, а образы. Запоминая информацию, представляйте ее в образном виде.
  2. Делать ассоциации. Некая информация должна быть связана с тем, что вам уже хорошо знакомо и известно. К примеру, цифру два можно запомнить по тому, что она напоминает плавающего лебедя.
  3. Повторять. Чтобы информация ушла в долговременную память, ее нужно много раз повторить. Однако повторять нужно правильно. Для запоминания информацию нужно несколько раз повторить после ее усвоения, а потом несколько раз повторять в последующие дни ежедневно. Не нужно запоминать за один день, поскольку это не эффективно. Нужно несколько дней потратить на повторение нужной информации.
  4. Свяжите новую информацию с какой-то деятельностью. Легче всего запомнить то, что для вас значимо в процессе решения какой-то задачи или проблемы. Не пытайтесь запомнить сухой материал. Лучше всего запоминать ту информацию, которую вы тут же применяете в ходе своей деятельности.

Современный человек не понимает всю значимость тех слов, которые он говорит другим людям. Понимание того, что можно говорить все что угодно, а потом отрекаться от своих слов, позволило многим людям не следить за тем, что они произносят. Однако все имеет значение. Ведь, как известно, даже словом можно убить. Но убийство будет происходить не на физическом уровне, а на эмоциональном или духовном. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите и как ваши слова влияют на других людей.


Древние люди мало говорили, но много слушали. В чем полезность данного правила? Пока вы молчите, у вас есть шанс обдумать свои слова. Неизвестно, откуда у вас возникает желание сказать то или иное слово. Однако если вы промолчите, то другие люди не узнают того, от чего вы потом захотите отречься. Но в данном случае вам уже не придется перед кем-то оправдываться или кого-то обижать. Вы не сказали ничего такого, чего на самом деле не хотели говорить, а значит, вы просто забываете об этом, не обижая ни себя, ни других людей.

Пока вы думаете над правильностью и нужностью своих слов, другие люди вам о чем-то говорят. Лучше послушайте то, что они вам говорят, нежели прерывать их и подбирать слова, чтобы доказать свою правду, которая может оказаться неважной и неуместной. Что вам говорят окружающие? Они вам говорят о своих желаниях, о том, что думают, чувствуют. Порой говорится что-то неприятное и даже лживое. Однако люди сами потом будут отвечать за свои слова, хотя многие уверены в том, что за слова можно не нести ответственности. При этом подумайте сами, вы получаете полезную информацию о том, что думает и хочет другой человек. Разве это не лучшее, что мог бы вам дать другой человек?

Сказанные вами слова оставляют раны и врезаются в память. Не думайте, что люди не слышат вас и не запоминают то, что вы говорите. Вам может показаться, что вы всего лишь шутили или говорили ерунду, а для другого человека ваши слова оказались более чем серьезными, значимыми. Он запомнил все, что вы ему сказали, хотя вы уже сами обо всем забыли.

А что происходит с человеком, если вы ему говорите нечто неприятное? Вы можете даже извиниться за сказанное, однако память не подчиняется воле людей, поэтому она запоминает все обидные слова, которые вы говорили. А вам нужно, чтобы другой человек волей-неволей помнил обо всем обидном, что вы ему говорили? Если нет, тогда зачем вы говорите то, за что потом будете раскаиваться и извиняться? Партнер вас может простить, но память может этого не сделать, периодически напоминая своему хозяину о тех обидных речах, которые были обращены в его адрес. А для чего вам нужно, чтобы человек вас прощал, но все равно хранил в памяти обидные моменты?


Используя данную информацию, можно вывести формулу по улучшению кратковременной памяти: включайте эмоции. Неважно, отрицательные или положительные эмоции вы испытываете, запоминается информация в любом случае. И запоминается информация всегда хорошо, когда человек испытывает какие-то при этом.

Как в итоге улучшить кратковременную память?

Чтобы кратковременная память всегда работала хорошо, нужно ее тренировать ежедневно. Как вы держите в тонусе мышцы путем постоянных физических тренировок, так и память нужно развивать. Ежедневно запоминайте любую информацию, даже самую ненужную. Пытайтесь запомнить, а через пару минут воспроизвести. Такие тренировки вскоре скажутся на вашей способности запоминать более серьезную и важную информацию.

Страница 27 из 42

Кратковременная память.

Следующим этапом переработки информации является кратковремен­ная память подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Ее основные характеристики:

1) время хранения информации при отсутствии повторения – от 20 до 30 секунд;

2) емкость КП – ограничена, объем КП не превышает 7 ± 2 элемента;

3) форма хранения информации – акустический код (гипотеза, принимаемая большинством исследователей, альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов в КП);

4) механизм забывания – замещение или вытеснение.

Существует ряд фактов, доказывающих правомерность выделения КП как отдельной подсистемы памяти. Одним из них является синдром Милнер – поражение определенной области головного мозга (гиппокампа), при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются . В литературе описана история болезни музыкального продюсера К.В., который перенес редкую форму энцефалита. Его воспоминания о текущих событиях исчезали очень быстро – он не мог вспомнить, что он ел на завтрак, какую песню только что спел и т.д. Однако его музыкальные способности сохранились – он мог дирижировать хором, помнил наизусть множество музыкальных партий, выученных до болезни и т. д. Можно предположить, что кратковременная память в данном случае нарушена, а долговременная сохранна, т.е. существуют две различные подсистемы памяти.

Другим доказательством служат различные ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в акустической форме: при воспроизведении из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведение слова, сходного по звучанию с искомым – например слово “брат” может быть воспроизведено как “брак”. При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки , т.е. воспроизведение слова, близкого по значению (труд – работа). Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву “А” мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук “А”.

Согласно Р. Клацки, КП хранит и обрабатывает информацию аналогично тому, как плотник работает на верстаке: имеющееся место он может использовать для работы или хранения, так что выделение места для одного означает сокращение места для другого. В КП может одновременно обрабатываться примерно 7 ± 2 элемента (слова, буквы, более крупные единицы), т.е. имеется в среднем 7 ячеек (рабочих мест), и удаление прежних элементов (забывание) происходит при помощи вытеснения их новыми элементами, т.е. в результате замещения. Однако мы можем удерживать информацию в КП неограниченное время, если будем ее повторять (петля повторения, см. рис.8: например, если необходимо запомнить номер телефона, а записать его нет возможности, то приходится его повторять про себя или вслух. Обобщая сказанное, можно сформулировать три функции повторения : 1) удержание информации в КП в течение долгого времени, 2) перевод информации из КП в ДП (т.е. запоминается надолго), 3) упрочение следов памяти в ДП.

Эксперимент М. Познера. Существуют доказательства, что информация в КП кодируется не только акустически, но и зрительно. М. Познер и его коллеги провели эксперимент, основные результаты которого представлены на рис 10. Испытуемым предъявлялись две буквы, которые должны быть опознаны как одинаковые или разные; регистрировалось время реакции (ВР) – испытуемый давал ответ и нажимал на кнопку. Схема предъявления букв в эксперименте М. Познера дана в табл. 3. Интервал предъявления - 0,2 с.

Оказалось, что время реакции при предъявлении пары Аа по сравнению с парой АА было больше. Этого не могло произойти, если буквы определялись только по слуховым кодам, ведь они произносятся одинаково. Результаты можно объяснить следующим образом: одинаковые буквы сравнивались по их внешним, зрительным характеристикам, что потребовало меньше времени, тогда как разные по внешнему виду буквы необходимо еще дополнительно проверять по вербальным характеристикам, что увеличивает время реакции. Следовательно, эксперимент Познера доказывает существование зрительных кодов в КП.