Виды детского труда и формы его организации. Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

Ольга Пустакина
Виды и формы организации труда в детском саду

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Если самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей , то в средней и старших группах особое значение приобретает хозяйственно – бытовой как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы , а в старшей и подготовительных группах основную роль уже начинают играть ручной труд и труд в природе ; они содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно, преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного выполнения.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка . Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.

Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка . Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить детям, что и как делать. По мере формирования навыков воспитатель использует методы подробного словесного объяснения и общего напоминания : «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила» и т. д. Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить способ выполнения действия, их последовательность.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так : ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей, но и охотно помогали друг другу.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения, а в старшем дошкольном возрасте - подчёркивание в данный момент достижений у ребёнка и того, что ещё плохо получается у ребёнка.

Хозяйственно – бытовой труд - это поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов , подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков,помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно и пр.

Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке : подметают дорожки и пр. ; в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике; зимой расчищают от снега дорожки; дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель и т. д.

Как видим, идёт постепенное увеличение процессов труда , расширение объёма трудовых действий . Для формирования у детей представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, наводит порядок в группе., на то, как надо стирать кукольное бельё, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребёнка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. Приобщая детей к труду , важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствуют показ и объяснения взрослого. Если взрослый будет постоянен в содержании требований, дети научаться необходимым действиям, усвоят их последовательность, у них выработается привычка действовать определённым способом при работе.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе . Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых : с помощью воспитателя поливать комнатные растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядке.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать опавшие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы и др. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда . А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда . Большое место должен занимать совместный труд ребёнка и взрослого . Ребёнок почувствует пользу труда только тогда , когда он активно пройдёт через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счёте точного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветов, растущих на цветнике вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений : индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые умения и навыки , а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей . Они требуют от детей большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого- либо дела на ряд последовательных заданий. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт задание в обобщённом виде : «Накрой на стол» , «Полей растения» . Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Вводя дежурства, воспитатель выясняет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных , с тем, чтобы он не носил формального характера , а был конкретным, необходимым для коллектива. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребёнок сам? Или после еды всё ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой?

Со старшей группы вводится ещё один вид дежурства - по уголку природы. Работа дежурных в уголке природы будет успешна лишь в том случае, если педагог постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений и заботливого к ним отношения.

В подготовительной к школе группе воспитатель переходит к организации общего труда дежурных , т. е. соединение детей в пары для коллективной работы. Работая вместе, они обслуживают всю группу. При такой работе дежурные ставятся в новые условия : согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто воспитатели соединяют детей в пары по принципу «умелый» с «неумелым» . Но оно не всегда оправдано, желаемый результат получится только тогда, когда у умеющего ребёнка есть стремление обучать навыкам другого ребёнка, оставаясь при этом хорошим товарищем, т. е. проявлять доброжелательность, не подчёркивать его неумение. В старших группах часто проявляются избирательные дружеские взаимоотношения детей, воспитателю это следует учитывать и поручать им дежурить вместе.

В старшей и подготовительной к школе группах систематически организуется общая трудовая деятельность , объединяющая сразу всех детей группы : это уборка групповой комнаты, участка, разбивка цветника, оформление группы к празднику и т. д. Организуя коллективный труд детей всей группы , целесообразно делить их на несколько подгрупп. Каждой подгруппе даётся общее задание, например, одна подгруппа стирает кукольное бельё, вторая – моет стульчики, третья – игрушки, четвёртая – наводит порядок в игровом уголке. Состав детей в подгруппах может быть постоянным, а дела меняться. Этим обеспечивается включение каждого ребёнка в работу.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретённые в детском саду , являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое дейст­вие. Исследованию данной формы были посвящены научные труды В.Г. Нечае­вой, А.Д. Шатовой (1974).

Большую роль поручения играют в младших груп­пах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с пер­вых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для раз­вития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за по­рученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

· Поручения всегда исходят от взрослого.

· В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

· Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

· В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за нали­чием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному де­лу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или дли­тельными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные по­ручения (реже - коллективные, подгрупповые - двум-трем детям). Научить одно­го - двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями ка­ждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнитель­ный показ, совет и т.п.

Особые возможности для формирования навыков предоставляют длитель­ные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. В поручени­ях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, особенно млад­шего возраста, приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он вы­полняет задание взрослого. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности.

В практике воспитания поручения чаще организу­ются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполне­нию разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различ­ным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисова­ния и т.д.).

Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, покормить рыбок и т.д.).

В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важ­ное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, двор­нику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить не­прочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда по­ручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К пер­вой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизо­дичны.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько спосо­бов действия, несколько трудовых операций (помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород).

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах

В особую группу выделяются поручении, при выполнении которых нет ви­димого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методи­ста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.

В разных возрастных группах руководство по­ручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при вы­полнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать ра­зумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непо­средственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совме­стной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздей­ствия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребенок бросает порученное дело.

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль вос­питателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного вы­полнений задания целесообразно перейти ч словесному напоминанию (подска­зать как действовать) или активизировать детей вопросами.

Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные пору­чения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновре­менно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положитель­ную, доброжелательную оценку), чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения.

В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка - подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сде­лать. В оценке труда следует широко использовать игровые приемы.

Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т. д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко ис­пользует приемы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспита­тель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива

Впервые тема дежурства была исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общест­венная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботливость о лю­дях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежур­ства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вна­чале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее дос­тупно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, кап дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предла­гает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня долж­ны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помо­гать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с ут­ра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они жи­вые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответ­ственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

· способствуют систематичности включения детей в труд;

· требуют от ребенка большей самостоятельности;

· необходимы знания последовательности и объема работы;

· имеют общественную значимость для всего коллектива;

· задания даются в обобщенном виде.

Если дежурство вводится впервые, то непосредст­венно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.

Продолжительность дежурств бывает разной б зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

· объединение детей по одинаковому отношению к труду;

· объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;

· объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

· объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежур­ных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготови­тельной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах де­журные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и рас­тениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными форма­ми организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становит­ся возможным перейти к более сложной форме - коллективному труду. Эта фор­ма организации труда исследовалась В.Г Нечаевой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой. С.А. Козловой и др.

Данная форма организации труда детей способствует решению задач нрав­ственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовы­вать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей - совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задан. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

Осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо - подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

· детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда су­ществует и другая точка зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

· общий труд;

· совместный труд;

· коллективный труд.

Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

Совместный труд - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, ре­зультат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необяза­тельно.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе.

Литература:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Ака­демия, 2000.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Акаде­мия, 2002.

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда в ДОУ

  • Самообслуживание -это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические

процедуры и т.д.)

  • Хозяйственно-бытовой труд -направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
  • Труд в природе -уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
  • Ручной труд -направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результа т - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание

2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания

Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа -Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности

И культурных практик в режимных моментах:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Младшая группа - Ежедневно
  • Средняя группа - Ежедневно
  • Старшая группа - Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

  • Младшая группа - Ежедневно
  • Средняя группа - Ежедневно
  • Старшая группа - Ежедневно
  • Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

  • Средняя группа - -1 раз в неделю
  • Старшая группа - 1 раз в 2 недели
  • Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели
  • Младший возраст - Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
  • Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.
  • Старший дошкольный возраст -Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе Хозяйственно-бытового труда

  • Младший возраст -
  • Средний возраст -
  • Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.Удетей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
  • Младший возраст - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
  • Средний возраст - Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи Помогают воспитате-лям кормить птиц, (насыпать корм в кор-мушки).
  • Старший дошкольный возраст - Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби-рают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
  • Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
  • Подготовительная группа - самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко-робок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос-ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле-ментов из пластиковых бутылок и пр.).

В.А. Сухомлинский

Литература

1. ФГОС ДО.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Сан Пин 2.4.1.3049-13. - Санкт- Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. - Ростов н/Д: Феникс. - 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» 9 (с.6-8), 10 (с. 8-21), 12 (с.5-25) - 2013 г.

Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС"»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«детский сад №4 комбинированного вида» г. Волхов

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Исакова Алёна Александровна

2015г.

На тему: «Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС» .


Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.


Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда .


В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

Виды труда в ДОУ

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельностиОсновной вид труда в этом возрасте - самообслу-живание

Средняя группа

Продолжа-ется формиро-вание у детей желания к посильно-му труду.

Старшая группа

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Подготови-тельная группа

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершен-ствуются.


Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа

Ежедневно

Средняя группа

Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

Старшая группа

Ежедневно

Подготовительная

Ежедневно

Ежедневно

группа

Ежедневно

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

Ежедневно

1 раз в 2 недели


Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст

Средний возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Старший дошкольный возраст

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)


Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.


Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

Младший возраст

Средний возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

Старший дошкольный возраст

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.


Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде


Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

Младший возраст

Средний возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

Старший дошкольный возраст

Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи

Помогают воспитате­ лям кормить птиц, (насыпать корм в кор­ мушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби­рают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.


Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­ робок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле­ ментов из пластиковых бутылок и пр.).

Перечень литературы:

1. ФГОС ДО.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –

Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 (с.6-8), №10 (с. 8-21), №12 (с.5-25) - 2013г.


«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание!

Екатерина Лукина

Трудовая деятельность в детском саду .

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых , в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности . В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду , бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых , воспитания желания трудиться , навыков элементарной трудовой деятельности , трудолюбия .

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд в природе , ручной труд , а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей .

Краткая характеристика видов труда :

Самообслуживание – это труд ребенка , направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание) .

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения , мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу .

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд , направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок) .

Краткая характеристика форм организации труда :

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие . Трудовое поручение по форме организации может быть : индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности : кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда .

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы , по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке) .

Коллективный труд – форма организации труда , при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи : договориться о разделении труда , помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты :

Повысится интерес дошкольников к труду ;

Сформируются навыки совместной деятельности ;

Сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами ;

Расширятся представления детей об окружающем;

Создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

Сформируется чувство общественного долга;

-труд станет для детей потребностью.



Публикации по теме:

Еатральная деятельность - это один из самых распространенных видов детского творчества. Эта деятельность связана с игрой, поэтому близка.

Память, как много значит это слово. Память - она нужна всем и всегда. Память помогает жить, становиться личностью, много знать, уметь, творить,.

Фотоотчёт «Наши помощники». Труд в п ироде в средней группе. Труд в природе доставляет детям много радости, имеет большое образовательное.

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

Труд в природе, часто используется, как практический метод ознакомления дошкольников с природой. Основными задачами трудовой деятельности.

В театрализованные игры дети моей группы играют много и с большим удовольствием. Нашими совместными усилиями с родителями и детьми на протяжении.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

1.5. Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.