В каком возрасте дети начинают говорить? Когда начинают говорить дети.

В 1 год и 6 месяцев ребенок должен уметь:
– в кулаке, есть жидкую пищу, пить из чашки, почти не проливая;
– отрицательно относиться к нарушению чистоты;
– сообщать о своих физиологических потребностях;
– спокойно относиться к умыванию.

В 1 год и 9 месяцев:
– самостоятельно есть любую пищу из своей тарелки;
– самостоятельно снимать и надевать шапку и обувь;
– обращать внимание на грязное лицо и руки;
– заранее проситься на горшок;
– стремиться делать все самостоятельно («я сам!»);
– знать, где лежать его вещи и игрушки.

В 2 года:
– аккуратно есть и пить;
– при умывании тереть ладони и лицо, вытираться;
– полностью стягивать с себя вещи;
– знать, где хранятся вещи, обувь, игрушки и посуда;
– контролировать физиологические потребности;
– пользоваться носовым платком.

В 2 года и 6 месяцев:
– расстегивать и застегивать пуговицы;
– самостоятельно одеваться и при небольшой помощи взрослого;
– сообщать о своих желаниях;
– задавать вопросы.

В 3 года:
– одеваться с небольшой помощью взрослого, а одеваться сам;
– складывать вещи перед сном;
– застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
– выполнять простые поручения;
– мыть руки с мылом, вытираться;
– замечать беспорядок в одежде, грязные руки и лицо;
– вытирать обувь, отряхивать варежки и т.д.;
– благодарности, здороваться, прощаться.

Все любящие родители обязательно задумываются над вопросом - правильно ли развивается ? Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за своим чадом, делать выводы и следовать основным принципам воспитания и развития ребенка.

Прежде всего, уважаемые родители, помните, что каждый ребенок это неповторимая, уникальная личность, которая растет и развивается по своему плану. Даже в одной нет одинаковых братьев и , а близнецы, похожие друг на могут сильно отличаться по характеру и развитию.

Однако в каждый возрастной период есть определенные умения и навыки, которыми ребенок должен обладать. Не ленитесь изучать медицинскую и педагогическую литературу о детях, спрашивать у врачей и воспитателей как развивается ребенок, какие он проявляет способности, что у него получается, а что нет. Многие родители совершают большую ошибку, сравнивая своего малыша с другими . Так нельзя ни в коем случае, ведь это формирует заниженную самооценку ребенка, за следуют различные комплексы.

Не предоставляйте воспитание и развитие вашего ребенка только детскому саду и школе, занимайтесь с ним сами. Учите малыша лепить, клеить, вырезать, делайте вместе с ним поделки. Мама может научить дочку полезному рукоделию, а папа подскажет сыну, как забить гвоздь или смастерить кормушку для птиц. Не жалейте времени на свое чадо, не отговаривайтесь сильной занятостью и усталостью, плоды вашего не замедлят себя ждать. Совместная творческая деятельность и живое участие в жизни ребенка не только поможет его полноценному развитию, но и создаст между вами хорошие, доверительные , которые сохранят его от ошибок подросткового возраста.

Старайтесь больше разговаривать и общаться с , быть в курсе его дел, отвечайте на вопросы малыша, ведь ему так интересен этот удивительный мир. Больше читайте ему, продолжайте делать это даже тогда, когда он сам научится читать. В этом случае чтение станет любимым занятием ребенка, что будет способствовать развитию его любознательности, творческой фантазии, приобретению «врожденной грамотности» и эрудированности.

Пусть малыш посещает какие-нибудь кружки и дополнительные занятия, тогда смогут более ярко проявиться его способности и таланты. Но даже если вы не найдете в своем малыше художественных или музыкальных способностей, не огорчайтесь, скорее всего у него есть другие таланты, которые проявятся позже. В любом случае все кружки и занятия будут полезны ребенку для общего развития.

Главное – щедро дарите малышу и внимание. Это основа воспитания счастливой, полноценной личности.

Видео по теме

Источники:

  • Внутриутробное развитие ребенка по месяцам, как происходит?

Чем ближе малыш приближается к своей первой значительной дате, когда ему исполнится полгодика, тем больше он превращается из крошечного комочка в настоящего человечка. Хоть он еще и очень мал, но уже отлично слышит, видит и понимает происходящее вокруг него, привык к любимым людям и активно проявляет целый спектр эмоций.

К этому возрасту большинство детей могут сидеть в подушках или с опорой и уверенно держат при этом голову. 6-ти месячные дети некоторое время могут стоять, держась ручками за кроватку или диван, и даже пытаются перебирать ножками и делать первые шаги. Лежа на спине, ребенок исследует ртом свои собственные ноги, а если его перевернуть на живот, он активно и довольно быстро перемещается по-пластунски. Теперь уже малыш самостоятельно поворачивается в любые стороны, наклоняется.

С учетом увеличивающейся двигательной активности необходимо максимально обезопасить передвижения малыша по дому.

Показатели развития ребенка в 6 месяцев

Любопытство ребенка в этом возрасте не знает границ, он тянется к тарелкам с едой, когда взрослые обедают, пытается есть . Играя с предметами, ребенок полностью берет их в руки, исследует пальчиками и ртом, бросает игрушки и наблюдает за их падением. То есть прикладывает все усилия к изучению окружающего пространства.
Для лучшего развития ребенка нужно часто выкладывать его на пол и окружать большим количеством разноцветных игрушек, чтобы стимулировать его стремления к познанию.

В 6 месяцев малыш уже должен хорошо знать свое имя, различать знакомых и незнакомых людей. У него появляются симпатии и антипатии к другим людям, помимо родителей. Ребенок в этом возрасте уже имеет свои вкусы, предпочтения и привычки, проявляет характер. Во время игр малыш может подолгу сконцентрировать внимание на одном предмете, поэтому занятия с ребенком становятся все более интересными и разнообразными. Малыш запоминает название предметов, которые вы ему показываете, и при повторном произношении он смотрит и указывает на них.

Ребенок начинает подмечать важные детали и закономерности, поэтому его интересуют повторяющиеся действия или игрушки, которые одинаково реагируют на определенные его действия. Например, издают определенные звуки при нажатии на кнопку.

Игры с участием взрослых доставляют такому малышу много радости. Он стремится к общению всеми способами: звуками, движениями, взглядами.

Общение с ребенком

Слух и речь 6- уже достаточно развиты, чтобы малыш мог осознанно реагировать на звуки и даже отвечать. При этом его ответы также имеют эмоциональную окраску. Интонацией он может выражать радость, интерес, страх, удовольствие. По голосу малыша маме сразу становится понятно, чего же он от нее хочет.

Связанная статья

Каждый ребенок развивается индивидуально, однако существует ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. За первый месяц жизни кроха уже успел многому научиться.

Каждый ребенок индивидуален

Для того чтобы женщина могла правильно анализировать развитие своего малыша, ей нужно знать, что он должен уметь делать в том или ином возрасте. Конечно, каждый ребенок развивается индивидуально, однако существуют некоторые особенности, на которые следует обратить внимание. В месячном возрасте ребенок больше спит, чем бодрствует, поэтому неопытные мамочки часто не знают, что кроха уже многое умеет.

Особенности развития зрения

Зрение малыша позволяет ему фокусировать взгляд на предметах, следить за их движением по дуге на расстоянии 15-20 см, а также различать контрастные цвета и узоры. В 2-3 недели ребенок начинает рассматривать склонившиеся над ним лица. Если взрослый будет систематически совершать мимические движения, малыш начнет «отвечать» ему взаимностью. Общие движения ребенка еще заторможены. Он дальнозорок, если фиксировать его взгляд на расположенных ближе полуметра предметах, он начнет косить глазами, чтобы сконцентрироваться.
Несмотря на то, что месячный малыш большинство времени проводит во сне, он уже умеет концентрировать свое внимание на предметах и различать цвета.

Физиологическое развитие и слух

Слух в этом возрасте развит уже достаточно хорошо, кроха умеет отличать от остальных звуков мамин голос, а также ее запах и прикосновение рук. Он различает звуки по высоте и предпочитает осмысленную речь набору слов. Также к концу первого ребенок пытается издавать свои первые «агу» или «гули». В месячном возрасте физиологическое развитие ребенка требует повышенного внимания. В недолгих промежутках его бодрствования необходимо заниматься массажем и плавательными процедурами. Карапуз еще очень слаб, однако он делает первые попытки приподнять голову, лежа на животике, и поворачивать ее в сторону источника звука.

Эмоциональное развитие

В месячном возрасте ребенок уже реагирует на общение с взрослыми, к примеру, концентрирует внимание, улыбается, перестает плакать. В этом возрасте очень важно заниматься с ним, к примеру, включать спокойную тихую музыку, говорить ласковые слова, привлекать внимание яркими погремушками.
Эмоциональное развитие малыша напрямую зависит от занятий с ним, чем больше времени мать готова уделить своему крохе, тем быстрее он порадует ее первым "агу".

Развитие малыша зависит от родителей

Развитие младенца напрямую зависит от желания родителей заниматься с ним. Несмотря на то, что кроха еще очень мал, он требует к себе повышенного внимания. Чем больше времени родители будут уделять общению с малышом, тем скорее он начнет держать голову, реагировать на предметы и скажет свое первое «агу».

Когда ребенку исполняется 4 года, его познавательная активность увеличивается. Родителям стоит воспользоваться этим, чтобы помочь ребенку развить его интеллект, навыки и умения. Не стоит откладывать подготовку к школе на последний год. Надеяться на то, что образовательных занятий в детском саду будет достаточно, тоже не стоит. Если начать заниматься с малышом в этом возрасте, учеба в школе будет даваться ему очень легко.

Многие родители считают, что в 4 года их ребенок еще слишком мал для каких-либо занятий. Это ошибка. Откладывать помощь в развитии малыша на потом, это одна из самых распространенных ошибок родителей. Для того чтобы научить ребенка чему-то новому, нужно знать что он должен уметь в своем возрасте. Эти знания также помогут определить, соответствует ли его развитие возрасту.

Со стороны внимания ребенок в 4 года должен уметь:

Выполнять данное ему задание, не отвлекаясь на протяжении минимум 5 минут.

Держать в поле своего зрения 5 предметов.

Без посторонней помощи находить одинаковые по форме и цвету предметы.

Складывать состоящие из 4 частей картинки.

Находить различия и сходства и игрушках.

Строить из конструктора простые постройки.

Повторять за взрослыми действия, показанные в последовательности.

Топать ногами и хлопать в ладоши при заданном слове.

Со стороны мышления ребенок в 4 года должен уметь:

Собирать без посторонней помощи пирамидку из колечек (минимум 7 колец).

Называть обобщающими словами общую группу предметов.

В группах предметов находить те, которые не подходят по тем или иным заданным параметрам.

Искать пары предметам.

Уметь подбирать противоположные слова.

Решать несложные логические задачи.

Со стороны памяти ребенок в 4 года должен уметь:

Повторять за взрослыми несколько разных слогов подряд.

Уметь точно выполнить задание, состоящее из 4 команд.

С первого раза называть предмет, который исчезает из поля его зрения.

На слух повторять за взрослыми по 5 слов подряд.

Знать несколько небольших стишков наизусть.

Рассказывать содержание прочитанной взрослыми сказки.

Воспроизводить в памяти яркие события жизни и недавно случившиеся события.

Со стороны мелкой моторики ребенок в 4 года должен уметь:

Запускать небольшие волчки.

Нанизывать на нитку пуговицы и бусинки.

Завязывать на толстой веревке узлы.

Уметь самостоятельно застегивать молнии, пуговицы, крючки на своей одежде.

Соединять точечные рисунки, не отрывая при этом ручки от бумаги.

Раскрашивать рисунки не выходя за контуры.

Писать красками несложные картины.

Проводить линии в нужном направлении и нужного размера.

Со стороны математического развития ребенок в 4 года должен уметь:

Показывать где в комнате стоит один предмет, а где много.

Находить предметы похожие на геометрические фигуры.

Различать правую и левую руки, право и лево, верх и низ.

Научить ребенка считать можно во время прогулки. Спускаясь по лестнице, считайте ступеньки, качаясь на качелях, тоже считайте. Считайте везде и все, что только сможете посчитать. Результат не заставит себя долго ждать.

Со стороны развития речи ребенок в 4 года должен уметь:

Отвечать на вопросы как лает собака, мяукает кошка и т. д.

Рассказывать что умеют делать животные и люди.

Составлять по 4 предложения про ту или иную игрушку или картинку.

Понимать слова обобщения.

Согласовывать слова в падеже, роде и числе.

Произносить буквы, кроме сонорных и шипящих.

Отвечать на заданные ему простые вопросы.

Чтобы развить ребенку словарный запас, логопеды советуют больше времени уделять чтению. Также чтение книг перед сном успокаивает малышей, настраивает на сон и очень благотворно влияет на их развитие.

Со стороны окружающего мира ребенок в 4 года должен уметь:

Называть свои имя и фамилию, и имена родственников.

Знать сколько ему полных лет, город в котором он живет.

Знать времена года и их особенности, профессии, внешние виды дома в котором он живет.

Различать и знать вкус минимум 3 овощей и 3 фруктов.

Если ребенок знает и умеет все, что описано выше, значит, его развитие соответствует возрасту 4 лет. Родителям не стоит останавливаться только на этом. Нужно постоянно стремиться всесторонне развивать малыша. На своем личном примере показывать, что знания это сила. Ведь для ребенка его родители - это главный для подражания. Он считывает и копирует их поведение. Чем больше родители вложат сил в своего ребенка в этом возрасте, тем легче ему будет когда он пойдет в школу.

Совет 6: Что должен знать и уметь ребенок в 1 год и 4 месяца

Многих родителей беспокоит то, насколько полноценно растет и развивается их малыш. Как только ребенку исполняется 16 месяцев, большинство пап и мам начинают активно интересоваться вопросом, какими навыками должен обладать в это время ребенок, задавая его своим родственникам или знакомым, дети которых уже давно подросли.

Физическое развитие

Вне зависимости от пола, малыш в возрасте 16 месяцев должен уметь самостоятельно передвигаться и даже бегать. Причем некоторые дети в этом возрасте способны не только уверенно ходить, но и преодолевать небольшие препятствия. Держась за опору, некоторые дети даже танцуют, что положительно сказывается на укреплении мышц и развитии координации движений.

В 16 месяцев дети с легкостью отзываются на просьбы, помогают папе или маме, активно им подражают. На данном этапе жизни ребенок может справляться с несложными заданиями – подать или отнести какой-нибудь предмет, взять или положить что-либо. Стоит учесть, что уже имеющийся запас навыков у ребенка позволяет ему отличать различные предметы, которые требуется взять или перенести, от остальных вещей в помещении.

Речь, общение и эмоции

К 16 месяцам жизни ребенка его речь принимает осмысленные формы. Вместо непонятного лепета ребенок может произносить короткие и простые слова, так или иначе относящиеся к ситуации. Например, увидев собаку, ребенок в 16 месяцев произнесет отчетливо вслух слово «Абака» и укажет на животное. Как говорят психологи, словарный запас у малыша в данном возрасте может сильно варьироваться от 10 до 60 слов.

Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить гораздо позже указанного срока. В данном случае родителям имеет смысл обратить на это внимание. Стимулировать развитие речи поможет выразительное чтение стихов. Простые строчки стихотворения воспринимаются ребенком легче, чем длинные и сложные предложения.

Хорошим стимулом к развитию речи у ребенка является совместное чтение иллюстрированных детских книг. Изучая красочные и яркие картинки, и одновременно слушая мамин или папин выразительный рассказ, малыш учится усваивать информацию и на слух, и визуально.

Простейшие полезные упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики позволят развить речевой аппарат крохи и научить его правильно, произносить звуки. По мнению логопедов, к двум годам малыш уже может научиться правильно выговаривать звуки «П» и «Б», «М» и «Н», «А», «О».

Во время чтения книг поощряйте попытки ребенка сказать то или иное слово, указывая ему на объект, к которому данное слово относится. Стоит помнить, что скорость развития речи у детей значительно отличается от способностей памяти: бывает, что дети очень быстро запоминают предметы и их названия, но в то же время испытывают трудности с их правильным произношением. На данном этапе расширяется и спектр эмоций: например, испытывая недовольство или обиду, малыш может выказать их недовольной и сердитой интонацией, часто сопровождая их при этом мимикой, которой дети в 16 месяцев активно пользуются, выражая свои эмоции при общении.

Бытовые навыки

В возрасте 16 месяцев большинство детей учатся есть при помощи ложечки вкусную пищу – пюре, йогурты или сладкие каши. Интересно, что невкусные продукты чаще всего малыш воспринимает с бурной реакцией либо вовсе отказывается от еды, отодвигая от себя тарелку. Во время приема пищи ребенок, как правило, держит ложку в кулачке – переучивать его на этом этапе специалисты считают не целесообразным. Более важным здесь считается проявление детской самостоятельности, когда малыш привыкает кушать без посторонней помощи. Пока малыш ест, сидя в стульчике для кормления, не стоит ему мешать, пытаясь помочь без необходимости.

Примерно к 1 месяцу ребенок начинает совершать более осознанные движения. Если до этого он беспрестанно может махать руками и ногами, то теперь малыш начинает двигаться осознанно. Необходимо регулярно класть ребенка на животик и тогда он быстрее научится держать головку. После месяца он должен научиться отталкиваться от маминой ладошки, лежа на животе. Также лучше будет, если малыш научиться приподнимать одновременно и попу, и голову.

Помимо физической активности, ребенок должен уже воспринимать звуки и голоса. Особенно он должен воспринимать успокаивающий голос мамы. Именно ее голос дети начинают различать из множества других с самого рождения. Знайте, чем лучше ребенок слушает в первые месяцы жизни, тем лучше он будет разговаривать.

В 1 месяц малыш уже умеет радоваться и огорчаться. Конечно, это не так выражено как у взрослых людей, но любые перепады настроения матери сразу передаются и ребенку. Близкие люди могут вызывать у малыша улыбку и восхищение. Возможно, в этот момент услышать его первые «агу».

В первый месяц у ребенка развиваются различные рефлексы:

  • хватательный – положите ему на ладошку свой палец и он его должен обхватить;
  • поисковый – коснитесь пальцем уголка рта малыша и он должен искать грудь матери;
  • двигательный – положите на живот и упритесь ладонью в его стопы ног, ребенок должен отталкиваться от ладони.

В этот момент жизни ребенок должен пугаться слишком громких звуков, но лучше не испытывать его терпение и соблюдать тишину.

Сон в 1 месяц у ребенка составляет 2-3 часа с последующим кормлением. Спокойные дети ночью спят по 6-7 часов без просыпания.

Чтобы ваш ребенок развивался правильно, соблюдайте гармонию в своей семье. В это время лучше отказаться от различных скандалов и отпустить в свободное плавание некоторые свои проблемы. Когда берете ребенка на руки, старайтесь передать ему теплоту и заботу, необходимые малышу в первые годы жизни. Регулярно совершайте поглаживания животика, спинки и стоп ребенка – это поспособствует развитию двигательной активности.

Покупайте малышу только разноцветные яркие или музыкальные игрушки. Это поможет развить зрительный и слуховой рефлексы.

Видео по теме

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Когда дети начинают сидеть? Большинство младенцев могут начать сидеть, когда им от 4 до 7 месяцев. До этого момента ребёнок определённо научился переворачиваться и держать голову. По достижении 8-месячного возраста малыш должен сидеть вертикально несколько минут, не опрокидываясь.

Однако опрокидывание не является чем-то необычным даже для тех детей, которые уже научились самостоятельно сидеть, поскольку они, возможно, устали долго сидеть.

Постепенно мышцы младенца становятся сильнее с каждым наступающим месяцем, он сможет сидеть без поддержки более длительное время. Когда ребёнку исполнится восемь месяцев, он пытается самостоятельно садиться, опираясь на руки, когда лежит на животе. В процессе этих попыток мышцы спины усиливаются, а способность балансировки улучшается. Тем не менее большинство младенцев должны уметь садиться самостоятельно к одиннадцати месяцам.

Младенцы, которые проводят много времени лёжа в кроватке или без большой физической активности, достигают этого этапа примерно на девятом месяце.

3 — 4 месяца

На этом этапе мышцы шеи ребёнка укрепляются быстрыми темпами и обладают достаточной силой, чтобы позволить младенцу поднять голову лёжа на животе. Вскоре плечевые мышцы малыша станут достаточно сильными, чтобы поддержать тело, и ребёнок начнёт нагружать их и отрывать грудь от опоры, как будто делая мини-отжимание.

5 — 6 месяцев

Когда ребёнок достигнет шестимесячного возраста, он сможет правильно сидеть, держа голову прямо. Однако кроха не сможет долго оставаться в этом положении и будет нуждаться в поддержке, чтобы оставаться в этом положении.

На этом этапе лучше всего окружить младенца подушками, чтобы, если ребёнок опрокинется, он не пострадал.

Всегда держите младенца в поле зрения. Не используйте слишком пухлые подушки. Так вы снизите риск задохнуться.

Когда ребёнок достигает шестимесячного возраста, он поймёт, как сохранить равновесие, сидя в вертикальной позиции, и начнёт использовать руки, чтобы обеспечить поддержку.

7 — 8 месяцев

В возрасте 7 месяцев грудничок может сидеть вертикально без поддержки, даже не полагаясь на свои руки, чтобы удержать равновесие. Он, скорее всего, сможет развернуться, оставаясь в сидячем положении, чтобы достать игрушку руками. Вскоре, используя руки, ребёнок будет уверенно садиться из лежачего положения.

Как научить ребёнка сидеть?

В каком возрасте ребёнок начинает сидеть самостоятельно, зависит от готовности его мышц поддерживать тело. Поэтому вы не сможете научить кроху сидеть раньше срока.

Но родители могут помогать малышу тренировать мышцы, чтобы сидение далось крохе легче, когда его тело будет готово к этому.

1. Пусть ребёнок больше времени проводит лёжа на животе.

Первый шаг к идеальному сидячему положению начинается со способности стойко удерживать голову. Лучший способ достичь этого — усилить мышцы шеи и спины во время лежания на животе.

Положите грудничка лицом вниз на живот и поместите его любимые игрушки перед ним. Поощряйте малыша смотреть на эти игрушки, слегка подняв голову.

Когда кроха научится сидеть, повторите упражнение. Это поможет младенцу научиться поддерживать и перемещать массу тела во время сидения. Спрячьте игрушки и заставьте ребёнка искать их глазами, пока он находится на животике. Это заставит малыша поднять свое тело.

2. Перемещайте ребёнка сами.

Один из способов познакомить ребёнка с движением — это сначала показать ему само движение. Поместите малыша на мягкую поверхность и осторожно ворочайте. Это поможет малышу развить чувство ориентации, чтобы самому совершить движение.

3. Сидение с опорой.

На шестом месяце жизни младенца вы можете научить его сидеть с опорой. Лучший метод осуществить это — использовать своё тело в качестве спинки для крохи.

Сядьте на кровать или мягкий коврик и поместите любимые игрушки своего ребёнка перед собой. Предоставьте малышу возможность сидеть на коленях, опираясь спиной на вашу грудь и живот. Позволяйте крохе играть со своими игрушками.

Это усилит мышцы спины и приучит ребёнка к ощущениям при сидении.

4. Используйте любопытство младенца в качестве инструмента.

К девятому месяцу малыш сможет сесть сам. Настало время побудить его как можно больше оставаться в этом положении.

Поместите объекты, представляющие интерес, в пределах его руки так, чтобы малыш сидя смог получить к ним доступ. Вы также можете сидеть рядом со своим ребёнком и играть с ним.

5. Сосредоточьтесь на укреплении мышц.

Любое движение тела связано с использованием мышц. Более сильные мышцы означают, что ребёнок научится сидеть быстрее. Регулярно массируйте младенца и ежедневно используйте активные игры, чтобы усилить мышечный каркас тела малыша. Кроме того, такие действия, как ползание, переворачивание и лежание на животе, являются естественным средством укрепления мышц крохи.

Как научить ребёнка садиться. Упражнения и игры, которые помогут ребёнку сесть

Вот несколько простых, но замечательных игр и мероприятий, которые вы можете использовать, чтобы помочь ребёнку сесть.

Найди погремушку

Возраст для игры: четыре месяца.

Упражнение: Расположите грудничка на животике и внесите в поле зрения погремушку. Когда младенец начнёт поворачивать голову в направлении звука, погремите игрушкой над ним, чтобы ребёнок потрудился изогнуться назад для наблюдения за погремушкой.

Преимущества: Идёт работа на мышцы шеи, нижней части спины и на костный остов. Младенец может использовать свои руки, чтобы двигать туловищем, а также задействовать мышцы плеча в этом процессе.

Скручивание

Возраст для игры: четыре месяца (когда младенец может держать голову).

Упражнение: Расположите ребёнка у себя на ногах, повернув его ножками к себе. Держите младенца за руки и аккуратно потяните его вверх в движении, которое напоминает качание пресса.

Убедитесь, что вы двигаете ребёнка плавно. Чтобы добавить некоторый ритм к активности, рассказывайте стихотворение.

Преимущества: Упражнение будет работать на мышцы нижней части спины и мышцы живота, которые необходимы, чтобы помочь научиться сидеть.

Переворачивание

Возраст для игры: 6 месяцев.

Упражнение: Положите грудничка на спину. Расположите игрушку перед ним и медленно переверните младенца на бок так, чтобы он не отрывал взгляд от игрушки. К этому возрасту многие младенцы могут перевернуться. Поэтому ребёнок попытается перевернуться, чтобы лучше рассмотреть объект. Когда малыш это сделает, похвалите его. Регулярно повторяйте это упражнение, особенно когда младенец демонстрирует готовность к игре.

Преимущества: Укрепляет спину и косые мышцы, которые помогают ребёнку занять сидячее положение.

Велосипед

Возраст, чтобы играть: 6 месяцев.

Упражнение: Положите малыша на мягкую поверхность. Осторожно поднимите ножки вверх. Медленно совершайте круговые движения ножками, имитируя езду на велосипеде. Добавьте несколько забавных звуков и шумов, чтобы заинтересовать младенца. Сделайте паузу на несколько секунд после пяти велосипедных действий.

Преимущества: Укрепляет мышцы нижней части спины.

Помощь во вставании

Возраст: Восемь месяцев.

Упражнение: Посадите кроху. Держите младенца за руки и осторожно поднимите его до положения стоя. Повторите это три — четыре раза, а затем опустите. Подождите несколько секунд перед возобновлением действия.

Преимущества: Укрепляет мышцы спины, живота и бёдер. К восьми месяцам дети могут сидеть самостоятельно и делать первые попытки встать.

Осторожно: тело вашего ребёнка нежное. Выполняйте эти упражнения только тогда, когда уверены, что не причиняете малышу вреда. Не переусердствуйте. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности для безопасности ребёнка.

Уважайте естественный процесс развития ребёнка.

Вы никогда не будете давать твёрдую пищу ребёнку до достижения определённого возраста. Точно так же вы никогда не должны заставлять малыша сидеть, прежде чем он достигнет соответствующей вехи развития в своей жизни.

Дети учатся переворачиваться в возрасте четырёх месяцев, и любой шанс на сидение возникнет только после этого момента в его жизни. Более того, тело младенца лучше всего будет готово к сидению только спустя шесть месяцев после рождения. Поэтому, побуждая младенца сидеть до этого возраста, вы получите неудовлетворительные результаты. К тому же это повредит развитию ребёнка.

  • будьте рядом с ребёнком, когда он учится сидеть, чтобы избежать любых опасностей;
  • положите подушки вокруг ребёнка в качестве поддержки, чтобы он не упал и не ударился о твёрдую поверхность.

Позволять крохе практиковать умение сидеть желательно на полу, используя игровой коврик, а не высокую поверхность или край кровати.

Что делать, если ребёнок не сидит?

Некоторые дети могут замедляться в своем развитии, но что, если ваш ребёнок показывает нулевую способность сидеть даже после девяти месяцев?

На что обратить внимание?

  1. Если младенец родился раньше срока, то он может постепенно замедляться в своём росте и развитии. Кроха вполне возможно пропустит отметку на этапах развития и достигнет их позже по сравнению с детьми, родившимися в срок.
  2. Младенцы, которые переболели серьёзными инфекциями или переносят сложное заболевание в раннем возрасте, неизбежно развиваются медленней. Болезнь может задержать их способность проявлять физические навыки, такие как переворачивание, ползание и сидение. Когда ребёнок полностью выздоровеет, он будет продолжать курс своего развития, хоть и медленно.

Если младенец не является недоношенным, не страдает последствиями перенесённого заболевания, но по-прежнему не может сидеть, вы должны сначала искать другие недочеты в физическом развитии:

  • ребёнок неспособен поднять голову при лежании на животе после достижения пятимесячного возраста. Его лицо просто падает, и малыш не поднимает его вверх;
  • младенец не может переворачиваться даже спустя шесть месяцев. Нуждается в поддержке даже для основных движений;
  • не ползает через девять месяцев;
  • не в состоянии проползти и встать с поддержкой в 1 год;
  • не ходит и не бегает спустя 18 месяцев.

Если ребёнок демонстрирует вышеуказанные признаки, проконсультируйтесь с педиатром. Обычно неспособность сидеть сопровождается другими проблемами развития, которые должен интерпретировать врач.

Всегда полезно вести дневник этапов развития ребёнка и периодически обсуждать его с вашим педиатром.

Помните, что неспособность сидеть не должна вызывать панику или тревогу, пока ваш ребёнок овладеет другими навыками своего возраста. Не торопитесь, не заставляйте младенца сидеть. Если этого не случится в этом месяце, произойдёт чуть позже. Ребёнок садится, когда полностью готов.

Умилительный лепет соседского малыша часто вызывает у некоторых мамочек легкое чувство зависти и беспокойства, ведь ее карапуз с трудом освоил первые слова и не торопится вступать с родителями в задушевные беседы. Может быть, с крошкой что-то не так и пора обращаться к специалисту? На самом деле, каждый ребенок слишком индивидуален и развивается совершенно уникально. Задержка речевого развития, скорее всего, не связана с умственными способностями, а соответствует ли его словарный запас возрастным нормам — попробуем разобраться вместе.

Развитие речи ребенка на первом году жизни

От 0 до 3 месяцев

Первые недели своей жизни малютка привыкает к новым условиям существования и почти сутки напролет спит. Однако уже совсем скоро, во время кратковременного бодрствования, он начинает реагировать на свет, звук и фокусировать свой взгляд на маме. Следующие два месяца характеризуются более тесным знакомством и общением — при виде родного лица кроха улыбается, звучно радуется, а в 2-3 месяца начинает «гулить» — поначалу отрывистые звуки становятся более протяжными и мелодичными.

От 3 до 6 месяцев

Речевое развитие ребенка успешно продолжается — тягучие гласные звуки плавно переходят друг в друга, постепенно к ним начинают прибавляться согласные. Кроха пытается подражать маме с папой и радует первыми слогами — па-па-па, да-да-да. Эту стадию называют лепетом.

От 6 до 9 месяцев

Важный период — малыш начинает понимать речь. Между ним и родителями возникают диалоги, в которых кроха пытается повторить обращенные к нему слова, не особо вдумываясь в их смысл. Временами он приостанавливает свой лепет, наблюдая мамину реакцию, и, с еще большим воодушевлением, продолжает разговор. В девять месяцев некоторые детки могут порадовать первым коротеньким словом — на, мама, папа, дай.

От 9 до 12 месяцев

Четко произносимые гласные и согласные все успешнее складываются вместе, появляются новые слова, состоящие преимущественно из одинаковых слогов — баба, дядя, кака. Малыш понимает около двух десятков слов, старательно повторяет новые сочетания.

Речевое развитие ребенка может слегка отличаться от средних показателей, но это вполне допустимо. Чтобы разбудить в нем дремлющую речевую активность, сейчас с ним необходимо чаще разговаривать, знакомить с окружающими предметами, рассматривать яркие картинки в книжках, играть в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие подобные игры.

Малышу исполнился годик — первые итоги

С какими же успехами ваш кроха пришел к первому дню рождения и как узнать, соответствует ли норме развитие речи у ребенка. К этому рубежу малыш подошел ответственно — порадовал мамочку первыми словами, старательно учится повторять новые, с огромным удовольствием вступает в диалог и понимает правильное значение как минимум 20 слов. Однако уже сейчас могут появиться некоторые сигналы, которые должны насторожить маму с папой:

— малыш не реагирует на звук и не поворачивает головку, когда к нему обращаются;

— ребенок даже не пытается имитировать речь родителей, у него отсутствует реакция на смену интонации, в произношении могут отсутствовать звуки «б, п, м»;

— годовалый кроха не понимает значения слов, а для выражения своих желаний он использует только плач.

Если замеченная задержка речевого развития возникла из-за плохого слуха, то чем раньше доктор обнаружит причину и примет меры, тем лучше для крошки. Ведь поздняя диагностика может стать причиной потери драгоценного времени, когда еще возможно помочь малышу.

Иногда речевая задержка связана со слабым мышечным тонусом лица. Об этом свидетельствуют:

— дыхание через рот;

— повышенное слюноотделение;

— нежелание разговаривать и невнятное произношение.

Основной причиной доктора называют раннее отнятие от груди, а справиться с проблемой помогут игры и веселые упражнения, развивающие мышцы рта. Среди игрушек должны присутствовать дудочки и свистульки, а вкусный сок лучше пить через трубочку.

Речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет

Активное познавание окружающего мира продолжается. Вместе с ним происходит, иногда успешное, а порой и не совсем, речевое развитие ребенка, который с огромным наслаждением постигает неизведанное. Покорение пространства, первые достижения и опыт находят отражение в говорливости егозы. Малыш обожает общаться, реагирует на произносимые имена и знакомые названия предметов, в его лексиконе закрепляются новые слова. Он уже довольно многое понимает и даже с удовольствием выполняет простейшие мамины просьбы — принести книжку, показать собачку, продемонстрировать мычание коровки.

К полутора годам развитие речи у ребенка характеризуется наличием первых, совсем простеньких, предложений и безотказным выполнением требуемых действий. Конечно, еще рановато для длинных связных тирад, и ребенок плохо говорит, но усердно старается. Слишком длинные слова малыш может сокращать, оставляя лишь ударный слог, а многие понятия объединяет одним, хорошо понятным лишь ему, обозначением. Ам-ам, например, может обозначать еду, тарелку, хлеб и сытно облизывающегося у кормушки кота. При регулярном активном общении, к двум годам речевое развитие ребенка приятно радует. Его основные достижения:

— понимание и использование существительных мужского и женского рода, множественного или единственного числа;

— может применить глагол не только в настоящем времени, но и в прошедшем;

— любопытно требует от мамы называть незнакомые предметы;

— прекрасно знает имена родных;

— составляет предложения из двух слов — подлежащего и сказуемого.

Специалисты называют эту стадию развития детской речи автономной и считают, что если на данном этапе развитие речи у ребенка остановится, это будет свидетельствовать о задержке психического развития.

Малышу два года — подводим итоги речевого развития

Поводы для беспокойства родителей двухлетнего карапуза:

— невнятность речи, которую родители понимают на 50%;

— словарный запас составляет менее 20 слов;

— отсутствие желания общения и совместных игр со сверстниками;

— не называет членов семьи;

— простые вопросы вызывают непонимание и невозможность ответа;

— незнание названий окружающих предметов.

У ребенка могут присутствовать один или несколько признаков из этого списка, но это весомая причина обратиться к доктору. Вполне возможно, что существует проблема со слухом, или имеет место отставание в развитии. Мамочке нужно как можно больше уделять внимания речевому общению — рассказывать сказки, читать книжки, петь песенки, знакомить с новыми предметами с использованием глаголов и прилагательных — мячик красный, кошечка мяукает, братик смеется. Немножко утешительных слов — мальчики, как правило, начинают разговаривать чуть позже. Может быть, у вас сын, и незначительная задержка речевого развития связана именно с этим?

Развитие речи у ребенка от 2 до 3 лет

Третий год жизни — этап связного характера речи. Предложения становятся более длинными и сложными, с различной интонацией и использованием прилагательных. Кроха часто задает свои вопросы, дает развернутые ответы на мамины, выполняет последовательные просьбы — подними книжку и положи на стол, например. Простые знакомые слова трехлетний карапуз выговаривает четко и без дефектов, а его лексический запас к этому времени составляет от 1 000 до 1 500 слов. Запинки, повторения, ошибки в произношении, конечно, присутствуют, но это дело поправимое. Однако, если ребенок плохо говорит и не выговаривает большинство букв — это повод для беспокойства.

Если в более раннем возрасте небольшая речевая задержка была допустима, то после трех лет это может стать причиной задержки развития психики малыша. Таким деткам в дальнейшем тяжело будет освоить азы чтения и письма. Даже принимать решения и реагировать на происходящие события они могут с запозданием. Поэтому стоит уделить самое пристальное внимание соответствию речевого развития ребенка возрастным нормам и, в случае необходимости, попросить помощи у психолога или логопеда. Доктор обязательно или успокоит зря разволновавшуюся маму, или предложит пути решения проблемы.

Как ставят диагноз «задержка речевого развития»

Для постановки правильного диагноза речевой задержки недостаточно заключение одного педиатра или невролога. Проводится комплексное обследование и консультации узких специалистов — детского психолога, логопеда, невропатолога. Оценивается моторика лицевых мышц, проверяется слух, проводится сравнительный анализ понимания и воспроизведения речи, предлагается тестирование уровня психомоторного развития. Определить недостаточное речевое развитие ребенка и его причину иногда помогают специальные анализы работы мозга — ЭХО-ЭГ, ЭКГ и другие.

Как помочь малышу с задержкой речевого развития

Родителям необходимо знать, что наиболее успешные результаты лечения речевой задержки возможны при своевременном обнаружении проблемы. Лучшим временем для этого считается возраст до двух лет. Поэтому, если ребенок плохо говорит и присутствуют другие вышеперечисленные признаки, не стоит откладывать визит к врачу. В случае, когда задержка речевого развития подтверждена результатами обследования, лечение назначается комплексное:

1. Медикаментозная терапия — доктор назначает препараты, которые питают нейроны мозга и стимулируют деятельность речевых зон.

2. Процедуры — широко используются электрорефлексотерапия и магнитотерапия, они восстанавливают деятельность центров мозга, отвечающих за интеллектуальные возможности, словарный запас, дикцию. Противопоказаниями служат эпилепсия и психические расстройства.

3. Иппотерапия и дельфинотерапия — прекрасные альтернативные методы лечения, которые назначаются индивидуально.

4. Уроки с педагогом-дефектологом — занятия, построенные в игровой форме, проводятся по индивидуальному плану.

5. Различные виды массажа, в том числе и логопедический.

6. Регулярные занятия с родителями — малыш с задержкой речевого развития требует немало времени и сил от папы с мамой. Песенки и сказки, скороговорки и звукоподражание, выполнение специальных упражнений, развитие лицевых мышц — все это требует терпения, но успешный результат вознаградит сторицей. Очень важно развивать мелкую моторику рук — как ни странно, но она играет немалую роль в развитии речи у ребенка.

С годами отставание от сверстников в психическом и интеллектуальном развитии будет увеличиваться. Трудности при чтении и письме, невозможность концентрации внимания, непонимание длинных предложений могут привести к тому, что потребуется перевод малыша в специализированную школу. Мамочкам необходимо понимать, что речевое развитие ребенка во многом зависит от того, насколько часто с ним разговаривают и как помогают освоиться в новом для него мире. Слыша ласковый голос мамы и чувствуя ее любовь, малыш обязательно ответит тем же.

Речевое развитие ребенка видео

Вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, беспокоит чуть ли не каждого родителя. Ведь отклонения от нормы могут указывать на наличие пороков в развитии. А это серьезный повод начать беспокоиться о здоровье малыша.

Когда следует ждать от малыша первых слов?

Каждый ребенок индивидуален, и его речевой аппарат развивается в зависимости от особенностей организма воспринимать ту или иную информацию, от способности к размышлению и от особенностей психики. Поэтому ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, очень трудно, так как специального «календаря речи» просто не существует. Но есть некоторые данные, которые позволяют определить, имеются ли отклонения в развитии у ребенка или же нет.

Обычно стремление к общению или словесному выражению эмоций у деток появляется уже в 4 месяца: еще не умея разговаривать, кроха активно воспроизводит различные звуки

Как правило от детей в этом возрасте не ждут красноречивых монологов, так как они еще слишком маленькие. Но даже в столь юном возрасте можно определить, насколько правильно формируется речевой аппарат.

Примерно с 4 месяцев детки постепенно начинают произносить некоторые звуки. Уже с 6 месяцев эти звуки перерастают в предложения, только произносятся они на «детском языке». А вот уже с 8–10 месяцев они начинают при помощи звуков общаться со взрослыми, они уже четко обозначают свою позицию, требуют, чтобы им что-то дали, а также произносят некоторые слова, которые состоят из нескольких букв, например, «мама», «папа», «баба» и «дай».

Небольшие отклонения от норы не указывают наличие серьезных пороков в развитии. Некоторые детки начинают произносить первые слова в 8–9 месяцев, а некоторые и в возрасте одного года начинают произносить свои первые непонятные для взрослых слова.

В медицине нормой считается, если ребенок в 1 год знает и осмысленно произносит около 10 слов. Однако на практике такое явление крайне редкое, и если в доме напротив живет девочка, которой 1 годик и она уже во всю пытается разговаривать, а ваш малыш молчит, это еще не повод поднимать панику и бежать к врачам.

Отклонением считается, если ребенок в возрасте одного года произносит всего несколько «лепетных» слов, при этом отсутствует полностью интонация голоса, если он не может соотносить слова с действиями, предметами или лицами.

К двум годам ребенок обычно уже умеет четко произносить несложные слова, кроме того пытается воспроизвести более сложные, которые пока ему не поддаются

Обеспокоенность родителей при задержке речи у их чада весьма понятна. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок не отставал в развитии от своих сверстников. Поэтому вопрос о том, когда ребенок начинает говорить и стоит ли ждать «прорыва» речи именно в этом возрасте, весьма уместен.

В этом возрасте дети начинают активно лепетать, причем вставлять осмысленные слова в свои предложения они начинают примерно в возрасте одного года и трех месяцев. Малыш начинает понимать больше слов, соотносить их с определенными действиями, например, во время увлеченной игры. Самое важное в это время – начинать активно разговаривать с ребенком и заводить с ним диалог, в котором он непременно будет принимать участие.

В возрасте одного года и шести месяцев лепет ребенка заменяется упрощенными словами, он начинает подражать взрослым и пытаться повторить за ними некоторые слова. Естественно, что в этом возрасте полностью повторить то или иное слово у него не получится. Как правило произносит он только первый или последний слог.

К двум годам словарный запас ребенка значительно пополняется. Он уже может произносить четко упрощенные слова и невнятно сложные, состоящие более чем из 3 слогов.

Поэтому если вы зададите врачу вопрос, когда ребенок должен начать говорить, то он наверняка ответит вам, что к двум годам малыш обязательно заговорит!

Если большую часть времени ребенок предоставлен самому себе, не стоит удивляться, что речевые навыки у него развиваются крайне медленно

Этот возраст знаменит своим «прорывом» речи, причем если ранее это были отдельные слова и попытки построить предложения из 2–4 слов, то сейчас малыш готов непрерывно болтать сложными предложениями. Кстати, после двух лет и шести месяцев в речь ребенка должны войти такие вопросы как «где», «как» и «почему». Этот возраст в народе называется «почемучкой». Дети начинают интересоваться всем, что их окружает, и не только как называется тот или иной предмет, а также откуда он взялся вообще на этом мире. Например, откуда взялись деревья, почему светит солнце и т. д. То есть к трем годам ребенок уже должен произносить внятную и осмысленную речь.

Если малыш не соотносит слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, это тревожный звоночек для родителей

Основными симптомами задержки развития речи являются:

  • отсутствие активности и лепетания в возрасте одного года;
  • отсутствие понимания значения слов, не соотношение их с действиями в возрасте одного года и шести месяцев;
  • вместо предложений в два года ребенок в общении использует отдельные слова;
  • неспособность построения элементарных предложений, состоящих из 3–4 слов, в возрасте трех лет.

Формирование речевого аппарата напрямую зависит от развития головного мозга. Здесь очень важно, чтобы ребенок каждый день общался со взрослыми, иначе процесс формирования речевых навыков будет очень длительным, что может послужить серьезным отклонениям в развитии.

Однако если вы ищете ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, и решили найти его в этой статье, мы хотим вас предупредить о том, что все вышеперечисленные симптомы нормального развития речи среднестатистические и не являются непреложным правилом.

Если вы переживаете за своего ребенка и замечаете какие-либо затормаживания в процессе развития разговорного аппарата, лучше всего обратиться к врачу. Он произведет осмотр и скажет вам о наличии или отсутствии речевых пороков.