В какие дни нельзя работать с землей. Можно ли работать в воскресные и праздничные дни? Какие приметы связаны с церковными праздниками

По церковным праздникам восходит к формулировке четвертой заповеди, гласящей «...шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему». В седьмой день полагалось заниматься делами милосердия, изучать Слово Божье, посещать храмы - жить духовной жизнью, заботиться о своей душе. В эту же категорию попадают и , посвященные и событиям из Библии.

Самый чтимый из всех , в которые следует воздержаться от работы - Пасха, Воскресение Христово. Он выпадает в каждом году на новую дату. Но для большинства других праздников существуют фиксированные дни.

Основные церковные праздники

7 января - Рождество Христово
19 января - Крещение Господне (Богоявление)
15 - Сретение Господне
7 апреля - Благовещение (день, в который Пресвятая Дева Мария узнала благую весть о рождении от Нее Сына Божьего)
Последнее воскресенье перед Пасхой - Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим
Сороковой день после Пасхи - Вознесение Господне
Пятидесятый день после Пасхи - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов
19 августа - Преображение Господне
28 августа - Успение Божией Матери
21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября - Воздвижение Креста Господня
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дополнительные церковные праздники

Они не относятся к самым крупным и известным, но тем не менее, если у вас есть такая возможность, рекомендуется и в них воздерживаться от работы.

7 июля - Рождество Иоанна Крестителя
12 июля - Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла
21 мая и 9 октября - Святого апостола Иоанна Богослова
22 мая и 19 декабря - Святителя Николая Чудотворца
11 сентября - Отсечение главы Иоанна Крестителя
14 октября - Покров Божьей Матери
4 ноября - праздник Иконы Казанской Божией Матери

Что делать, если работать - надо?

Ни один из церковных запретов на работу в выходные и праздничные дни не касается необходимых и обязательных дел. Готовка, если речь идет о праздничном столе и о еде для семьи, ежедневная уборка, уборка урожая летом и осенью, срочный ремонт в доме - это дела, которые не терпят отлагательств, и потому они допускаются и считаются нужными. Речь в рекомендации идет прежде всего о тех делах, которые не попадают в разряд необходимых или могут быть без ущерба перенесены на следующий день.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (13874) раз

Церковные праздники имеют свои правила и законы, которые стоит соблюдать. Тема, почему нельзя убираться и заниматься другой работой в церковные праздники остается актуальной в течение многих лет. Стоит разобраться, откуда и когда появились подобные запреты и нужно ли их соблюдать. Важно заметить, что есть отдельные табу, которые касаются конкретных праздников.

Почему нельзя работать в церковные праздники?

На самом деле доказательств, которые подтверждают наличие реальной угрозы, если нарушить существующие запреты, нет, и в большей степени их можно считать суевериями. Церковные праздники являются временем, которое следует уделить Богу, сходить в церковь, исповедаться и т.п. К тому же эти дни можно провести с семьей, пообщаться, проявить заботу и любовь. Именно из-за этого и появились приметы, что нельзя ничего делать в большие церковные праздники. Священники рекомендуют по возможности отложить все срочные дела, или хотя бы выполнять их после похода в церковь.

У каждого праздника, есть свой определенный запрет, который появился в глубокой древности. В какие церковные праздники нельзя работать.

Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, в Рождество Христово — 7 января? Можно ли работать 6 января перед Рождеством, какую работу можно выполнять и в какое время — читайте ответы священнослужителя.

Ответ:

В церковном календаре существует такое понятие, как Великие и Двунадесятые праздники, к числу таковых относятся и Рождество, и Крещение Господне, и некоторые другие. Их количество составляет 12 по числу месяцев года. Работать в такие дни нельзя за исключением случаев, указанных далее.

Это означает, что ответ на вопрос о том, можно ли работать в Рождество 7 января, как и на вопрос можно ли работать на Крещение 19 января однозначен, и он отрицательный.

Что касается Сочельника, то убрать дом (квартиру) желательно накануне. Отвечая на вопрос, можно ли работать 6 января перед Рождеством, следует отметить, что в течение дня можно выполнять необходимые работы, например, связанные с приготовлением пищи, походами в магазин и т.п. С давних пор на Руси было принято в этот день наряжать елку, готовить и подавать на стол 12 постных блюд, желательно, чтобы и число едоков было четным. Если же последнее условие соблюсти невозможно, тогда ставится отдельный столовый прибор. Вкушать эти блюда можно после восхода первой звезды.

А вот в вечерние часы этого дня однозначно работать нельзя, следует посещать службы, проводимые в храмах (праздничные богослужения), избегать разногласий и ссор с окружающими. Также в этот вечер принято навещать близких родственников, проживающих отдельно.

В какие православные праздники нельзя работать

В Великие православные праздники работа не предусмотрена, ведь не зря есть пословица – «день свят и дела спят». Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября? Так как этот праздник относится к числу Двунадесятых, то ответ ясен, работать в этот день нельзя. Во все остальные церковные праздники работать не желательно, но и не возбраняется. Следует помнить и о том, что воскресенье также относится к разряду церковных праздников, так что отношение к работе в этот день аналогичное. В это время лучше отложить дела и посвятить воскресный день заботе о восстановлении душевных и телесных сил, подведению итогов прошедшей трудовой недели. Конечно, работа важна и нужна, но куда важнее каждому человеку задуматься о спасении собственной души.

Если же речь идет о престольных праздниках храмов в различных населенных пунктах, когда чествуется покровитель каждого из них, от трудов праведных тоже лучше воздержаться.

Если не знаете, чем заняться в церковные праздники, то в первую очередь, приложите максимум усилий к тому, чтобы посетить храм, почитать православную литературу, провести время с близкими, уделить больше времени детям и иным богоугодным делам.

На вопрос почему в православные праздники нельзя ничего делать? заданный автором Ёветлана Кедря лучший ответ это Господи, благослови.
Братья и сестры, ну когда же вы поймете, что христианство это не религия запретов. Что многое что мы унаследовали от наших бабушек и дедушек в виде - "нельзя" - на самом деле просто естественный порядок вещей, сейчас просто нарушенный.
Нет в христианстве (православном) вообще ничего что НЕЛЬЗЯ.
Еще Павел написал ВСЕ МНЕ МОЖНО, но не все полезно. Все заповеди, поучения - они только на пользу человеку, духовную, душевную, а часто и телесную. И то что запрещается - оно во вред идет человеку, оно разрушает его. Его целостность, его дух, душу и телу.
Церковь, и ветхозаветная, и новозаветная ПРЕДЛАГАЕТ хотя бы один день в неделю выделить для общения с Создателем и Управителем вашим. Хотя бы один. Сходите в храм, уделите время молитвам. Проведите остаток дня в делах добра. Какие по силам. Хотя бы семье своей уделите время, внимание.
Вот потому и грех работу делать в этот день, не понимали наши благочестивые предки, зачем такой день замечательный на всякие глупости тратить. А Бог простит конечно. Он все прощает, лишь бы мы по настоящему покаялись перед Ним.
С уважением Алексей Арефьев

Ответ от Наталья Викторовна [гуру]
потому что не хочется, а тут и повод к этому есть)


Ответ от Real Corsar [гуру]
На то они и праздники, чтобы ничего не делать, а только праздновать. Ну, как-то так.


Ответ от Алексей Трубачев [гуру]
Грешить нельзя! Грешить ни в какой день нельзя. Но работа никогда не была грехом. Вообще-то, праздник, это день, который стоит посвятить Богу, сходить в храм, уделить больше время домашней молитве. А говорят, что работать - грех те, кто и не молится, и не работает. Бог-то простит, но будем ли мы готовы принять прошение во всей ее благодатности?


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Потому что это праздники, что в новый год или 8 марта вы работаете в поте лица что ли?


Ответ от Anyta [гуру]
Просто в Эти дни надо думать Больше всего о Боге и праздновать его дни, т. е. посвящать себя ему, а не своим заботам.. А Бог простит, если ты думаешь о Боге, но в силу обстоятельств, которые тебе может сам Бог и послал, ты вынужден работать.. Поэтому Бог и прощает.


Ответ от Vladimir dubasov [гуру]
Работать можно...
Нельзя суетными делами заниматься, теми которые можно было сделать либо накануне, либо отложить на завтра.. .
Не суете эти дни посвящены, а Богу...:))


Ответ от Встреча Эпох [гуру]
Потому что Бог заповедал в такие дни и в воскресенье мысли посвятить Богу, а не суете дел...


Ответ от ?r??? [гуру]
Вау.. а в это воскресенье наверное тоже есть праздники?
Завтра православный календарь куплю
е мае.. хоть какая то польза от религии))


Ответ от Korol Katia [гуру]
религия, это просто религия. прочтите Св. Писания, ведь там ничего про это не сказано. это чисто человеческая традиция, не факт, что от Б-га! как говорится "не всё то золото, что блестит! "


Ответ от Линда [гуру]
Не знаю, почему-то православные так придумали, хотя, с духовной точки зрения, это ничего не значит. Просто обычай такой, небось пришёл из древности, когда были совсем другие законы, и прижился у нас.


Ответ от хайас [гуру]
РАБОТАТЬ НЕ ГРЕХ - ГРЕХ НЕ РАБОТАТЬ. Даже Христос лечил в субботу - а мы что - лучще.
Представьте в православный праздник вы упали в грязь, а до дому далеко. Будете ходить грязным или отстираетесь у ближайшего родника?


Ответ от Ђаша [гуру]
Дело в том, что в православные праздники принято их ПРАЗДНОВАТЬ - от души. Сходить в церковь, побольше помолиться - некоторые могут молиться много и им это радостно. Служба утренняя, служба вечерняя. В перерыве некоторые в праздник любят песни духовные послушать, книги почитать, вот под это все и освобождалось время. Представь, все в церковь идут, а Василий дрова колет, и ему говорят - "Василий, грех ведь, праздник нынче, иди с нами! "
Если выбор такой - поработать в праздник или пойти пошляться убить время - то думать что работать в праздник грех глупо. Или если человек болел и вот более менее а весь дом в грязи и один выходной и сил мало - тут уж конечно человек затеет уборку и никакого греха. Православный будет убираться с молитвой, продвинутый - споет тропарь праздника в процессе 🙂 Наоборот в такой ситуации грех будет сказать семье - звиняйте, обеда нету, чистых рубашек нету, уборки нету а я в церковь - праздник нынче. 🙂 Но уж все же постарается и тут выкроить часок хотя бы, да хоть на минуточку в церковь зайти.


Ответ от Lu Mai [гуру]
На то он и праздник.... В этот день верующий идет на богослужение в церковь и вместе с другими прихожанами молится и славит Бога.
А, убраться и постирать можно накануне.


Ответ от Кот Ученый [гуру]
в праздники нужно молиться (лучше в храме) и делать благие дела - в больнице навестить ближнего, например


Ответ от Витя Тапочкин [гуру]
Видимо лентяи они. У них в их уставе каждый день праздник.


Ответ от Оптимистка. [гуру]
Почему нельзя? Но если человек верующий, православный, то в такие дни он на службе, в храме, а не с тряпкой по квартире бегает. А если человек на работе, например, в больнице, в милиции. пожарный и т. д-то что, он должен работу оставить и сидеть дурака валять? Нет, вы не правы. Работа не может быть грехом, если она на благо человека.


Ответ от Виктория Вознесенская [гуру]
Если хотите угодить Богу, соблюдайте Господни праздники, записанные в книге Левит в 23 главе. А смысл всех Его праздников также записан в Библии.
А все остальное от людей, так что ничего не будет (по крайней мере хорошего) соблюдете Вы их или нет.