Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка.

Имею высшее образование КГПУ им.К.Э.Циолковского по специальности преподаватель детской психологии и педагогики, методист дошкольного образования. Семья 3 человека. Дочь выпускница 11 класса Одинцовского лицея №10. Работаю в сфере дошкольного образования более 15 лет. Являюсь победителем районного конкурса "Дошкольный педагог района 2016" и лауреатом конкурса "Воспитатель года Подмосковья 2016", а также отмечена доске почета г.Одинцово "Их назвали лучшими"

Формирование финансовой грамотности детей в процессе социализации на ранних этапах обучения

Присоединиться

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Инновации

Муниципальное образование:

Одинцовский м.р.

Описание проекта:

С ноября 2017 года в нашем детском саду началась реализация международного проекта «Афлатун: финансовое и социальное образование детей». Надо отметить, что наш детский сад первый в Одинцовском муниципальном районе участвует в реализации международном проекте.

от 20.10.2017 № 2640а

В проекте участвуют педагоги и воспитанники подготовительных к школе групп (60 детей) и их родители, старший воспитатель, педагог-психолог.
Инновационный процесс осуществляется поэтапно.
На первом этапе в учреждении разработаны мероприятия по внедрению программы, создаются условия, пополняется развивающее предметно-игровое пространство, организована работа творческой группы педагогов.
С целью реализации нововведений в практику работы учреждения в течение 2017 – 2018 уч.г. с воспитателями проводились:
- ознакомление с содержанием программы, моделированием методов и приемов взаимодействия с детьми, которые станут эффективными и будут способствовать усвоению программных знаний дошкольниками;
– обсуждения на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
– создан совет эксперимента (научно-методический совет) и определена его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента
– организована специальная подготовка педагогов к работе в экспериментальном режиме (три педагога прошли курсовое обучение на базе АСОУ);
Так же были внесены коррективы в годовой план ДОУ.
В данный момент проект находится на втором «практическом» этапе.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Цель: Помочь детям осознать их потенциал для того, чтобы сделать мир лучше посредством образования. Обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Задачи проекта:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные, материальные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;
- развитие позитивного и благоприятного восприятия себя как личности;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Достигнутые результаты:

Приказ Управления образования Одинцовского муниципального района
«О проведении экспериментальной работы в муниципальной образовательной системе в 2017-2018 учебном году »
от 20.10.2017 № 2640а

Приказ от 18.12.2017г. № 389-07 «О присвоении статуса академической площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Сертификаты, подтверждающие обучение по программе "Афлатот: социальное и финансовое образование детей дошкольного возраста" Крамина О.Н., Сидоренкова А.А., Сова Е.В.

Благодарность за активную помощь при проведении Международного конкурса "Финансовая грамотность" Сидоренковой А.А., Сове Е.В.

Дипломы Громову Юрию, Касаев Александр, Орлов Платон, Куреева Варя, Зарудская Варя, Зиновьев Сергей, Положенцева Настя, Яворский Арсений, Кузьмин Станислав (воспитанники детского сада), занявшие 1 место в Международном конкурсе "Финансовая грамотность"

Диплом за 2 место в VI Международном конкурсе методических материалов "Уроки финансовой грамотности" Сидоренкова Алла Александровна

Сертификаты, подтверждающие выступления с докладами на научном методическом семинаре в АСОУ: Сова Е.В., Сидоренкова А.А., Крамина О.Н.

Социальная значимость проекта:

Новизна заключается в самой постановке вопроса - «преподавать экономику» детям старшего дошкольного возраста путем внедрения кейс-метода.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для положительного воздействия. Развитие детей в этот период сильно зависит от окружающей их среды, а эффект от обучения в этот период остается на всю жизнь. Образовательная программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» разработана для этой возрастной группы детей.
Дети получают первые задатки социального и финансового образования задолго до того, как идут в школу. Основная часть знаний о планировании бюджета, сбережениях, растратах и использовании денежных средств основана на повседневной жизни. Еще до того, как формируются денежные понятия, простое понимание того, как использовать доступные ресурсы, или, например, категории “закончилась еда”, “покупать только необходимое” – это те ежедневные реалии из сферы финансового образования, с которыми сталкиваются дети.
У дошкольников также сформированы временные рамки, они понимают, что иногда, чтобы получить что-либо, лучше подождать, чем получить это сейчас. Дети в возрасте 3-х лет также сталкиваются с материальными ценностями, давая и делясь, не только посредством подарков и ценных вещей, но и путем взаимодействия друг с другом. Другие не менее важные навыки, формирование которых включает в себя программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей», это пользование по очереди, принятие решений и постановка целей. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. У детей дошкольного возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного.
Педагогическая целесообразность заключается в создании таких ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию нового станет постоянной. Формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представление о новых профессиях и умение рассказывать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка со взрослым, приобретаются такие качества, как умение продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Так как у дошкольников основной вид деятельности - игра и преобладает наглядно-образное мышление, то игровая деятельность становится основным средством формирования экономической культуры у детей 6-7 лет.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Внедряя множество инноваций, за время работы в детском саду, я поняла, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. В своей педагогической деятельности я внедряю азы экономической науки и способствую к изучению экономики в детском саду. Цель моей работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Огненный шарик из космоса помогал мне, как педагогу организовать учебный процесс с детьми. Именно Афлатун, веселый, добрый и находчивый герой побуждает детей исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Девизом Афлатуна является: «Исследуй, думай, изучай и действуй».
Зачастую, именно он фокусирует внимание детей на поставленной перед ними проблеме. А почему? Да потому, что всем известно, что играя, ребенок учится. Все занятия и мероприятия проводятся в игровых формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки, проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,), развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы»; решение арифметических задач, кроссвордов – все это учило детей рассуждать, делиться своими суждениями, вести диалог, ценить и защищать материальные и нематериальные ценности.

Общение с Афлатуном и решение проблемных задач, которые мы можем найти в программе или придумать самостоятельно, помогают детям легко знакомиться со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений. Программа позволила раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность - с другой.

В наших группах появилась традиция утреннего и вечернего кружка с Афлотуном. Где мы с детьми рассказываем ему о том, что узнали и о том, что произошло. Проводим беседы и занятия на тему: «Почему от Федоры убежал посуда?», «Тепло в детском саду», «Вода – волшебная жидкость и она нужна всем», «Для чего экономить воду?», «Береги природу сегодня», «Береги одежду, пока новый».
Очень нравится детям рассказывать Афлатуну про Россию, изучая ее фольклор. Особое внимание мы уделяем пословицам. Ведь там хранится послание для будущего нашей страны: «Где лад, там и клад.», «Кто, где родился, там и пригодился», «Семь раз отмерь один отрежь».
Вместе с Афлатуном мы провели акции в детском саду: «Каждому скворцу по дворцу», «Синичкина столовая», «Здоровый город»
Очень понравилось развлечение КВН «Маленькое путешествие в экономику».
Неотъемлемой частью педагогического процесса в нашем детском саду является участие дошкольников во Всероссийских и международных интернет-конкурсах и олимпиадах. В этом году наши дети приняли участие в олимпиаде «Финансовая грамотность».
Полученные знания дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Семья» и др.. Игры детей стали более содержательными, в игры детей введены новые элементы (деньги, кошельки, банкоматы, банковские карты, новые отделы в игрушечном АТБ и др), расширился круг игровых ролей, пополнился словарь детей, игровой замысел малышей стал более творческим, а действия самостоятельными.
Огромное спасибо мы говорим нашим соратникам – родителям воспитанников. Как вы понимаете, без участия и поддержки сос стороны родительской ассоциации в настоящее время трудно добиться положительных результатов в формировании целостной личности человека.
В своей практике мы часто используем этот метод, потому что считаем, что он обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Совместно с детьми и их родителями мы создаем интеллект-карты, помогающие лучшему усвоению незнакомых понятий. Одна из интеллект-карт заняла 2 место в международном конкурсе по финансовой грамотности детей.
Прежде, чем приступить к работе над картой, мы с детьми искали ответы на поисковые вопросы, которые задал Афлатун: Что вы уже знаю о деньгах? Что хочу узнать? Как узнать?
Ответы на поставленные вопросы мы искали вместе с Афлатуном в ходе тематических бесед, организованной образовательной деятельности, в общении с родителями, делились впечатлениями об увиденном в повседневной жизни.
Детям раскрывались темы: «Какие бывают деньги» - мы говорили про купюры, монеты, электронные деньги. «В каждой стране своя валюта» - марки, доллары, центы и т.д. Для данной темы была специально создана проблемная ситуация «мы оказались в чужой стране, а у нас только российская валюта – что делать?». Далее мы беседовали с детьми о понятиях «доходы и расходы», «как экономить деньги?», «что такое экономия?», «благотворительность».
Полученную информацию дети самостоятельно или с помощью родителей изображали графически или в виде зарисовок, кто-то делал небольшие записи. В ходе проекта карта находится в свободном доступе для детей. Ребенок может подойти, вспомнить, что было изучено, может дополнить тем, что узнал, а также обсудить со своими сверстниками и Афлатуном информацию. Интеллект-карта заполняется по мере изучения той или иной проблемы. Когда была заполнена наша карта, мы провели итоговое занятие.
На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые задал им в начале проекта Афлатун.
Мы считаем, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
Социально-значимые акции формируют у детей активную жизненную позицию. Так же формируются такие ценности как милосердие, доброта, ответственность, активность, коллективизм, организованность.
В рамках проекта участниками были проведены следующие акции социального значения: «Новогодняя благотворительная ярмарка», «Синичкина столовая», «Каждому скворцу – по дворцу», «Книжкина гостиница «Афлатун», «Здоровый город»
Акция «Новогодняя благотворительная ярмарка». Слово ярмарка у многих из нас вызывает очень теплые воспоминая детства. Вот и мы решили детям подарить возможность поучаствовать в таком мероприятии. Детям было дано задание придумать, что они могли бы сделать своими руками для продажи на ярмарке. К этому процессу были подключены родители воспитанников. В ярмарке приняли участие дети 4х групп. Каждая группа на ярмарке представила свой товар: выпечка, поделки из ткани, мыла, бумаги и т.д. Самым важным было то, что не было установлено цен на товар. Дети сами решали сколько могут отдать своих денег, которые они за неделю проекта заработали в своих группах, выполняя ту или иную работу. Акция была благотворительной. На вырученные от продажи своего товара средства дети каждой группы имели возможность выбрать подарки для малышей нашего детского сада.
Акция «Книжкина гостиница «Афлатун». Целью акции являлось расширение кругозора детей, которое будет способствовать возникновению желания научиться читать, узнавать через книгу новое о своей Родине, а так же научиться вести себя в общественных местах. Идея акции возникла тогда, когда дети решили познакомить Афлатуна с Россией, ее традициями и культурой. Детей подвели к пониманию того, что через общение с книгой происходит единение человека с историей. Пушкин А.С. говорил «Чтение – вот лучшее умение». Дети посетили библиотеку поселка Барвиха и школьную библиотеку. В детском саду с помощью родителей мы организовали «Книжкину гостиницу «Афлатун», где разместили книги, принесенные детьми из дома для обмена. Это вызвало большую радость и интерес со стороны детей к книге. Дало возможность тем детям, у которых очень мало книг дома, познакомиться с новыми «друзьями».
Очень интересная акция получилась благодаря активной позиции родителей воспитанников. Это акция «Здоровый город», которая проводилась в рамках районного мероприятия. Цель акции – формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и поддержания активного долголетия. В нашу акцию входили следующие мероприятия: утренняя гимнастика для всех, конкурс детских рисунков «Будь здоров», лекторий для родителей «Здоровым быть модно», пешеходный маршрут «1000 шагов к здоровью».

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.

Работа дошкольного образовательного учреждения по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

1 год работы
В этом учебном году наш детский сад вошел в число 10 садов города, реализующих программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую грамотность в детском саду.
Хочу рассказать историю из своей жизни.
Однажды мой старший сын (ему тогда было 6 лет) в рассуждениях о том, кем он хочет стать, заявил – я хочу работать в банке. На порос почему, он ответил: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке и у мня будет много денег». И я никак не могла ему объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Мои дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Обо всем об этом и рассказывает программа, на основе которой дети изучают финансовую грамотность в нашем детском саду.
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.


Изучению данной программы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в неделю в старших и подготовительных группах по вторую половину дня.
Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда групп: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран».




При планировании данной работы с педагогами были проведены обучающие семинары-практикумы с целью разъяснения особенностей программы, использованию практических материалов, мультимедийному сопровождению.


При организации работы с детьми на начальном этапе проводилась диагностика для определения начальных знаний детей о финансовой грамотности. По результатам можно было сделать следующие выводы: многие дети старшего возраста имеют недостаточные знания о потребностях человека, о знаниях терминов «заработная плата», «продукт труда», «цена». Таким образом необходимость данных занятий стала очевидна.
Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса могут оказать родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.



Целесообразно параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т. д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и служить основой грамотного финансового поведения в будущем.
Методические рекомендации предусматривают выполнение детьми совместных домашних заданий, где родителям отводится важная роль консультанта, помощника.
Работа в детском саду в данном направлении только начинается, промежуточные результаты можно будет подвести в конце учебного года.

Аннотация. Данная статья раскрывает роль финансовой грамотности граждан, даже среди детей дошкольного возраста. Автор даёт он еще оно понятие финансовой зар кат грамотности и указывает оно как зар на актуальность еще оно исследуемого вопроса.

Ключевые слова: еще оно финансовая грамотность, он еще оно дети, дошкольник.

Финансовая грамотность – еще оно это особое он еще оно качество человека, еще оно которое формируется с мнению моему по самого малого еще оно возраста и показывает еще оно умение самостоятельно еще оно зарабатывать деньги и еще оно грамотно ими мнению моему по управлять. В связи с этим, мнению моему по чтобы ребенок в мнению моему по будущем жил оно как зар комфортной, обеспеченной зар кат жизнью, родители и еще оно мы педагоги еще оно должны объяснить еще оно своим детям мнению моему по следующие вопросы зар кат про деньги: зар кат Что такое зар кат деньги? Где их он еще оно взять? Как ими он еще оно правильно распоряжаться? Если у ребенка оно как зар не сформировать зар кат правильное представление о он еще оно деньгах, то у еще оно него появится еще оно собственное, зачастую оно как зар неверное мнение. В связи с этим, еще оно дети должны еще оно осознавать, что зар кат денежные средства он еще оно зарабатываются собственным еще оно трудом. Поэтому неоспорима оно как зар актуальность формирования мнению моему по финансовой грамотности у мнению моему по детей дошкольного зар кат возраста.

Дошкольник и экономика мнению моему по лишь на зар кат первый взгляд зар кат кажутся далекими мнению моему по друг от мнению моему по друга. Область экономической он еще оно деятельности – одна оно как зар из жизненно он еще оно важных, в которую он еще оно ребенок погружается с мнению моему по детских лет.

Приобщение ребенка к оно как зар миру экономической мнению моему по действительности – одна зар кат из сложных и в мнению моему по то же еще оно время важных зар кат проблем. Нынешним дошкольникам зар кат предстоит жить в мнению моему по XXI веке – еще оно веке сложных мнению моему по социальных и экономических мнению моему по отношений. Это потребует зар кат от них мнению моему по умения правильно он еще оно ориентироваться в различных оно как зар жизненных ситуациях, он еще оно самостоятельно, творчески еще оно действовать, а значит – он еще оно строить свою мнению моему по жизнь более мнению моему по организованно, разумно, оно как зар интересно.

Финансовая грамотность зар кат дает возможность еще оно управлять своим зар кат финансовым благополучием. Отсутствие элементарных мнению моему по финансовых знаний и мнению моему по навыков ограничивает он еще оно возможности людей зар кат по принятию он еще оно правильных решений мнению моему по для обеспечения он еще оно своего финансового еще оно благополучия.

Ребенок, прежде он еще оно всего, познает зар кат азы семейной оно как зар экономики, поскольку оно как зар именно в семье зар кат он делает зар кат свои первые он еще оно шаги в мир еще оно экономической действительности, зар кат получает о ней еще оно первые представления. Дошкольник узнает о еще оно труде, профессиях он еще оно родных и близких, о мнению моему по финансовом положении оно как зар семьи.

Дети, так мнению моему по или иначе, зар кат рано включаются в зар кат экономическую жизнь мнению моему по семьи: сталкиваются с зар кат деньгами, рекламой, он еще оно ходят с родителями в оно как зар магазин, участвуют в он еще оно купле-продаже, еще оно овладевая таким еще оно образом первичными оно как зар экономическими знаниями, мнению моему по пока еще мнению моему по на житейском зар кат уровне.

Старшие дошкольники зар кат формируют умения мнению моему по распоряжаться деньгами, зар кат соотносить доход с еще оно ценой на зар кат товар, узнают, оно как зар что деньги зар кат служат средством оно как зар обмена товарами зар кат между людьми. Дети получают мнению моему по начальные сведения оно как зар об экономике мнению моему по своего города, о мнению моему по профессиях, связанных с еще оно экономикой и бизнесом, о он еще оно продукции, выпускаемой мнению моему по на предприятиях, и оно как зар трудовых действиях еще оно по ее мнению моему по изготовлению и реализации, зар кат учатся уважать он еще оно людей, которые оно как зар трудятся и честно мнению моему по зарабатывают свои оно как зар деньги.

Раннее разумное оно как зар экономическое воспитание он еще оно служит основой оно как зар правильного миропонимания и мнению моему по организации эффективного он еще оно взаимодействия ребенка с зар кат окружающим миром. Осуществляя экономическое мнению моему по воспитание в дошкольном зар кат возрасте, мы зар кат решаем задачи еще оно всестороннего развития зар кат личности.

К сожалению, финансовой мнению моему по грамотности почти зар кат не обучают в мнению моему по детских садах. А грамотное отношение к оно как зар собственным деньгам и еще оно опыт пользования зар кат финансовыми продуктами в еще оно раннем возрасте он еще оно открывает хорошие мнению моему по возможности и способствует еще оно финансовому благополучию зар кат детей, когда он еще оно они вырастают.

Здесь важно мнению моему по отметить поведение он еще оно родителей, так еще оно как зачастую оно как зар именно пример мнению моему по родителей становится он еще оно основополагающим. Все мы оно как зар хотим для еще оно своих детей еще оно самого лучшего, мнению моему по но нужно еще оно помнить o том, он еще оно что выполнение зар кат любого каприза мнению моему по ребенка, любой зар кат ценный подарок он еще оно просто так мнению моему по не даст мнению моему по нашим детям еще оно правильного понимания, оно как зар как относиться к еще оно деньгам, и как с зар кат ними обращаться. Безусловно, родители он еще оно должны объяснить оно как зар ребенку, что оно как зар для того, оно как зар чтобы заиметь то, оно как зар что хочется мнению моему по нужно потрудиться и зар кат заработать на оно как зар это деньги.

Дети должны он еще оно знать, что зар кат жить надо зар кат по средствам, он еще оно тратить надо еще оно меньше, чем зар кат зарабатывается. Понятно, что еще оно счастье за еще оно деньги не он еще оно купишь, но зар кат детям не оно как зар лишним будет мнению моему по знать, что оно как зар достаточное количество мнению моему по финансовых ресурсов он еще оно открывают перед зар кат ними большие еще оно возможности, способные еще оно дарить радость.

В связи с вышесказанным, мнению моему по можно сделать оно как зар вывод, что он еще оно обучение финансовой он еще оно грамотности целесообразно он еще оно начинать в раннем еще оно возрасте на еще оно начальных ступенях оно как зар образовательной системы. Чем раньше мнению моему по дети узнают о оно как зар роли денег в мнению моему по частной, семейной и зар кат общественной жизни, мнению моему по тем раньше оно как зар могут быть мнению моему по сформированы полезные он еще оно финансовые привычки.

С детства детям мнению моему по нужно прививать мнению моему по чувство ответственности и еще оно долга во зар кат всех сферах еще оно жизни, в том мнению моему по числе и финансовой, зар кат это поможет оно как зар им в будущем зар кат никогда не мнению моему по влезать в долги, мнению моему по держать себя в еще оно рамках и аккуратно оно как зар вести свой оно как зар бюджет.

Список литературы:

  1. Брехова, Юлия он еще оно Викторовна Финансовая зар кат грамотность. 10-11 класс. Материалы для зар кат родителей / Брехова зар кат Юлия Викторовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 98 c.
  2. Брехова, Юлия он еще оно Викторовна Финансовая оно как зар грамотность. 10-11 класс. Методические рекомендации он еще оно для учителя / мнению моему по Брехова Юлия зар кат Викторовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 160 c.
  3. Брехова, Юлия оно как зар Викторовна Финансовая еще оно грамотность. 10-11 класс. Учебная программа / он еще оно Брехова Юлия мнению моему по Викторовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 49 c.
  4. Киреев, Алексей оно как зар Павлович Финансовая зар кат грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Материалы для еще оно учащихся. Учебное пособие / мнению моему по Киреев Алексей он еще оно Павлович. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 156 c.
  5. Лавренова, Екатерина мнению моему по Борисовна Финансовая он еще оно грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Контрольные измерительные он еще оно материалы / Лавренова оно как зар Екатерина Борисовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 37 c.
  6. Лавренова, Екатерина оно как зар Борисовна Финансовая мнению моему по грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Материалы для родителей / Лавренова Екатерина Борисовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 112 c.

О. Ю. Мельникова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подго­товив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и обществен­ной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети ‑ это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

С помощью игр можно донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счёт.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не всё покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Услуги и товары»

Цель : закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал : предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несёт корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?». Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы «Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Список информационных источников

  1. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Л. И. Галкина. - Челябинск, 2006.
  2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие [Текст] / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцево. - СПб. : Питер, 2013.
  4. Поиграем в экономику [Текст] / Н. И. Аксенова (и др.). – Ростов н/Д:Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники, 2003.
  5. Полиманская, Т. И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности [Текст] / Т. И. Полиманская // Нравственно - трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987.
  6. Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей. Программа образовательного курса [Электронный ресурс] / С. В. Герасименко (и др.). – Режим доступа: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
  7. Стахович, Е. В. Говорим с детьми о финансах [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  8. Стахович, Е. В. Играем вместе [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  9. Стахович, Е. В. Методические рекомендации для воспитателя [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  10. Стахович, Е. В. Мини - спектакли [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  11. Стахович, Е. В. Рассуждаем и решаем [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  12. Стахович, Е. В. Читаем и обсуждаем [Текст] / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  13. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Д. Шатова. - М., 2005.