У ребенка 3 месяца после. Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь

3 месяц принесет тебе массу положительных эмоций. В этот период ребенок делает огромный скачок в своем развитии, поэтому буквально каждый день ты будешь все больше удивляться тому, как быстро растет твое чадо.

Развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок 3 месяца жизни уже вполне осознанно смотрит на этот мир. Маленький исследователь прислушивается к знакомым и незнакомым звукам, долго и внимательно рассматривает окружающие его предметы, лица людей. Он очень рад, когда кто-то склоняется над его кроваткой, потому дарит осознанную улыбку взрослым. Хоть речевые навыки ребенка еще не развиты, он, активно познавая мир, уже проявляет первые способности к разговорной речи: может произносить отдельные слоги, буквы. Развитие тактильных ощущений и основных рефлексов в этот период приводит к тому, что ребенок уже может не только схватить ручкой погремушку, но и удерживать ее. Итак, что умеет ребенок в 3 месяца?

Что должен уметь ребенок в 3 месяца:

  • весело смеяться вслух;
  • капризничать и хныкать на разные интонации;
  • привлекать внимание родителей;
  • крепко удерживать игрушки в кулачках и тянуть их в рот;
  • поворачиваться со спинки на бок, а также, лежа на животе, приподнимать голову, опираясь о локти;
  • крутить головой;
  • группировать тело, когда его берут на руки.

Нормы веса и роста детей в 3 месяца

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Прибавка в весе в этот период жизни малыша должна составлять 750 – 800 г. Рост крохи обычно увеличивается на 2,5-3 см. Согласно статистическим показателям, объем головы у мальчиков в три месяца обычно составляет около 41 см, а объем их грудной клетки – примерно 41,5 см. А у девочек такие показатели немного меньше: объем грудной клетки и головы трехмесячной малышки – 40 см.

Хотя следует понимать: то, сколько должен весить ребенок в 3 месяца - условные усредненные показатели. И если твой малыш не совсем вписывается в указанные нормы, при этом его рост и вес пропорциональны, сон аппетит и настроение - в норме, не стоит сильно переживать.

В три месяца также продолжает совершенствование двигательного аппарата и ЦНС. Хотя кости ребенка еще очень хрупкие. К концу третьего месяца ножки и ручки крохи становятся более подвижными. Ребенок легко тянется к игрушкам, свободно разжимает пальчики. В вертикальном положении на руках у взрослых он уже хорошо удерживает голову. Он также легко может поворачивать голову во все стороны. В трехмесячном возрасте ребенок хорошо реагирует на звук, уже может улыбаться, пытается поднять головку, когда лежит на спине, сам меняет позы во время сна.

Режим дня ребенка в 3 месяца

К третьему месяцу у малыша постепенно вырисовывается более-менее четкий режим дня. По-прежнему очень много времени отводится на сон (около 15 – 18 часов). Постепенно увеличиваются промежутки между кормлениями, в идеале они должны составлять по 3 часа. А ночью перерыв между кормлениями должен быть около 5 – 6 часов. Таким образом, за день у малыша получается около 6 – 7 приемов пищи. После каждого из них ребенок засыпает, но уж не так надолго, как раньше. Где-то через час малыш проснется, и вы сможете вдоволь наиграться, прежде, чем снова пора будет подкрепиться.

Сон и прогулки

Выше мы уже приводили, сколько должен спать ребенок в 3 месяца. Однако разные дети по-разному распределяют это время в течение суток: кто-то дольше спит ночью, и меньше - днем, а кто-то делает более равномерные перерывы на сон. Не столь важно, сколько спит ребенок в 3 месяца, как то, как он спит и как чувствует себя в периоды бодрствования. В любом случае, в 3 месяца уже намного глубже, чем у новорожденного.

Как и в раньше, малышу важно много времени проводить на свежем воздухе. Он может сладко спать в коляске, а проснувшись с интересом наблюдать окружающий мир. Ведь кроха уже достаточно подрос для получения впечатлений.

Ежедневно следует устраивать по две прогулки: летом – по 2 – 3 часа каждая, а ограничиться часовыми «выходами». Важно правильно одевать ребенка зимой: эталонным подходом утепления считается такой: лежащего в коляске малыша одевай, как себя, но только на 1 слой больше.

Летом важно защитить ребенка от попадания прямых солнечных лучей. Да, известно, что витамин D синтезируется только на свету. Но для этого достаточно рассеянного света в тени деревьев. Да и вообще летом гулять лучше в часы наименьшей солнечной активности – с утра до 11:00 и после 17:00 до вечера. Вне зависимости от того, какое лично у мамы отношение к солнцезащитной косметике (считаешь ты ее неприемлемой или наоборот необходимой), обязательно следует обеспечить защиту от солнца: если ребенок гуляет в коляске, расправь козырек, если носишь малыша в слинге, надень ему на голову шапочку или панамку. И выбирай тенистые маршруты.

Уход за ребенком в 3 месяца

Уход за ребенком в 3 месяца ничем кардинально не отличается от уже привычного распорядка. По-прежнему каждое утро умывай кроху теплой водой с помощью ватных тампонов. Нос, пожалуй, уже можно прочищать ватными палочками – теперь они смогут пролезть в узкие отверстия. Моя уши, обрабатывай только наружные части ушных раковин – нельзя проникать ватной палочкой внутрь слухового прохода. Так же часто, как и раньше, следует подмывать ребенка и менять подгузники.

Из новшеств – едва исполнится малышу 3 месяца, с его рук уже можно снимать варежки-царапки. Движения младенца перестают быть настолько неконтролируемыми, как раньше, и он уже не может сам поцарапать себе лицо. Освобождение ладоней открывает широкие возможности для развивающих занятий с крохой. Мама может почаще вкладывать в руку ребенку . Он даже в состоянии удержать их. Для детей такого возраста выбираются игрушки, которые легко мыть теплой водой с мылом. А вот плюшевых зверят отложи до тех пор, пока малыш не подрастет – сейчас из-за своей высокой способности к концентрации пыли, они могут представлять вред и вызывать аллергию.

Купание ребенка

Кроху, как и раньше, купают каждый день. Обычно для этого выбирают время вечером. Хотя подобная традиция, скорее, продиктована житейскими обстоятельствами: только вечером к купанию малыша может присоединиться папа, проработавший весь день.

Однако, не принципиально, чтобы малыш купался именно вечером. Если семье удобнее, купание можно перенести на другое время. Особенно, если ты заметила, что водные процедуры бодрят ребенка, и после ему трудно засыпать.

Продолжительность каждого купания уже можно немного увеличить – до 15 минут. Особенно, если вы используете не детскую ванночку, а надеваете на малыша круг-воротник и запускаете его во взрослую ванну.
Если малыш занимается настоящим грудничковым плаваньем (в поликлинике или специальном спортивном центре), тогда у домашнего купания остаются только гигиенические цели, и его можно проводить намного быстрее.

Воздерживайся от искушения начать ребенка уже сейчас и не снижай температуру воды в его ванне. Она по-прежнему должна быть на уровне 36 – 37 градусов.

Купать малыша следует ежедневно, за исключением случаев, когда он заболел (даже незначительно повысилась температура), а также после прививок (обычно, медики предупреждают, сколько дней не рекомендуются прогулки и купание после каждой прививки). В дни, когда купание противопоказано, ограничься подмыванием малыша.

Питание ребенка в 3 месяца

За сутки малыш третьего месяца жизни съедает приблизительно 800 - 850 мл молока. Чтобы рассчитать, сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, следует его массу тела разделить на 6.

Наших мам учили уже с третьего месяца вводить прикорм в виде фруктовых соков и пюре. Сегодня же ВОЗ рекомендует здоровым детям, пребывающим на грудном вскармливании, не предлагать ничего, кроме грудного молока (в том числе и воду) до исполнении 6 месяцев. И уж точно в первые 3 месяца ребенку не следует предлагать прикорм.

Материнское молоко – это и полноценное питание, и питье, и лакомство и антидепрессант для малыша. Введение же каких-либо дополнений невольно снижает потребность ребенка в молоке и, таким образом, выработку последнего. Вот почему, даже если тебе показалось, что ребенку недостаточно питания, не стоит спешить вводить докорм смесью, а нужно просто увеличить число и длительность прикладываний малыша к груди.

Подробнее о том, как узнать, и насколько обоснованы материнские страхи по этому поводу, мы рассказывали ранее, в описании 2 месяца развития малыша. Надеемся, ты помнишь, что такое «тест на мокрые пеленки». Если нет, открой описание предыдущего месяца и перечитай.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Развивай у ребенка интерес к игрушкам и картинкам. Вырежь, нарисуй или купи изображения животных, забавных рожиц, фигурок и показывай ребенку. Рассматривая детали, малыш учится сосредотачиваться на определенном предмете. Объясняй ребенку – что нарисовано на картинке. Он, конечно, тебя еще не поймет, но общение, в любом случае, принесет ему пользу, а мамин голос – радость и успокоение. Кроме визуальных впечатлений важны и тактильные. Вырежь небольшие кусочки разных типов ткани – шелк, вельвет, шерсть, и давай потрогать малышу. Можешь повесить такие тканевые полоски над кроваткой ребенка, пусть он хватает их, тем самым тренируя пальчики. Чтобы ножки малыша привыкали к движению, осторожно возьми их и двигай наподобие движений велосипедиста. Смотри ребенку в глаза, рассказывай стишки, целуй его и почаще бери на руки.

Малыш воспринимает эмоции

Убедится в этом просто. Попробуй поиграть с малышом в такую вот игру. Мама должна сесть на стул у кроватки малыша так, чтобы ребенок не видел ее. А вот сама мама должна хорошо видеть лицо крохи. Убери все предметы, которые могут отвлекать ребенка. Дальше тебе стоит немного напеть грустную мелодию и понаблюдать за малышом. Услышав такое пение, обычно ребенок прекращает движения, лежит тихо, прислушивается к мелодии. Но потом его лицо может стать обиженным, плаксивым и даже грустным. Не доводи малыша до слез, смени грустную мелодию на веселую. Исполняй мелодии с одинаковой громкостью. Посмотри: при исполнении веселой песенки лицо крохи станет сосредоточенным. Он может начать двигать руками и ногами, улыбаться. Поиграйте еще так с ним несколько минут.

Исследуем маму

Когда ты кормишь малыша, его руки должны быть свободны. Важно, чтобы ребенок мог «исследовать» маму, касаться ее. Помоги крохе ощупать твое лицо, нос, волосы. Говори ему при этом ласковые слова.

Зеркало

После купания поднеси . Ему будет интересно смотреть на свое отражение. Пощекочи ему животик. Пусть засмеется. Да и вообще все ваши занятия и упражнения должны доставлять малышу радость.

Меняем пеленки

При этом также можно играть. Положи ребенка на спину и дотронься до различных частей его тела. Говори: «шлеп» при каждом прикосновении. Кроха будет улыбаться и ждать каждого твоего нового прикосновения. Называй части тела, к которым ты прикасаешься.

Кукла для малыша

Сделай для малыша куклу из бумажной тарелки. Пусть вместо ручки у нее будет палочка. Нарисуй веселую рожицу на одной стороне, а на другой - печальную. Поворачивай тарелку перед глазками ребенка с разных сторон. Ты скоро заметишь, что крошке нравится смотреть на игрушку. Он может даже начать с ней разговаривать.

Что мы рассматриваем?

Чаще гуляй с малышом на руках. Обращайте вместе внимание на предметы яркого цвета или загадочной необычной формы. Это должно заинтересовать малыша. Кстати, когда он в кроватке, ему также необходимо что-то разглядывать. И вот тут-то и пригождаются всевозможные мобиле. Если раньше они радовали скорее маму, то теперь ребенок действительно заинтересуется подвешенными игрушками, двигающимися под музыку.

Развивающие игры для ребенка в 3 месяца

Три месяца ребенку – это уже немало. Твой ребенок постепенно приобретает нужный “опыт” игр с руками. Кроха учится захватывать ручками предметы, удерживать их, “не отдавать” их маме, бросать, а также - целенаправленно тянуться к игрушке. Он также пробует предметы губами, пытается потрогать их язычком. Рот малыша становится таким же инстументом познания мира, как и руки.

Игра: «А мы слушаем!»

Вводи ребенка в мир разнообразных звуков. Пусть в течение дня кроха слышит звуки телефонов, дверного звонка, компьютера, телевизора, пылесоса, стиральной машины, фена, звон посуды, столовых приборов и т.д. Даже во время сна днем не оставляй ребенка в абсолютной тишине. Просто немножко приглуши громкость, чтобы никакой резкий звук не напугал ребенка. Обязательно называй источники звука, и, если этот предмет находится в твоей квартире, покажи его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в разнообразном мире звуков. Включай детскую музыку, подбери произведения, которые предназначены специально для малышей. Пой песенки, танцуй с ним на руках под музыку – ребенку это обязательно понравится! Такие игры направлены на развитие детского слухового восприятия, мышления и чувства ритма.

Игра “Отдай”

Предложи малышу деревянную ложечку, расписанную яркими красками. Вложи ее в маленькую ручку - пусть он ее схватит, потом ласково потяни ложку к себе, приговаривая при этом: “Ну… отдай”. Кроха выпустит ее – а ты нежно погладь его и скажи: “Спасибо”. Повторяй эту игру, располагая ложку все дальше и дальше от малыша, стимулируй его тянуться к этой игрушке в разные стороны. Такая игра учит ребенка удерживать некоторое время новый предмет в своей ручке, развивает силу его хватательных движений, а также помогает следить за предметом под разными углами. Кроме того, игра налаживает контакт со взрослыми.

Приятных вам открытий!

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Поздравляем, вашему малышу исполнилось уже три месяца. За это короткое время дети научились многому, так как развитие ребёнка в 3 месяца происходит очень стремительно. Адаптационный период к новым условиям после внутриутробной жизни окончился успешно и малыш готов познавать окружающий мир, а родители, в свою очередь обязаны в этом помочь.

Изменения физиологии малыша

Физиологические изменения ребенка видны невооруженным глазом, грудничок интенсивно набирает вес, выглядит округлым, появляются милые складочки на ножках и ручках. Изменения касаются всех сфер, о ни подробно дальше.

Рост и вес

До достижения ребенком годовалого возраста, родители обязаны ежемесячно посещать педиатра с профилактическими визитами и для измерения антропометрических данных ребенка. Это уже третий ваш визит, такой же волнительный, как и два предыдущих. Родители переживают, соответствуют ли показатели роста и веса нормам, активно ли набирает ребенок вес, достаточно ли молока получает малыш.

Сразу стоит оговориться, что данные нормы довольно условны, так как все новорожденные прибавляют по-разному, не по плану, в зависимости от физиологических особенностей, типа питания и генетической предрасположенности. Также не стоит забывать, что недоношенные детки находятся в группе риска и развиваются с задержкой, а, следовательно, и вес набирают хуже. Тем не менее, есть таблица с нормативными значениями, для оценки развития ребенка:

Зрение

По сравнению с двухмесячным возрастом, зрение малыша заметно развилось. Вы можете наблюдать, как дети с удовольствием следят за игрушкой в руке, внимательно изучая предмет. Это говорит о том, что активно развивается предметное восприятие, а именно, малыш начинает осознавать, что предмет – это не продолжение маминой руки, а целый комплекс различных свойств, это то, что должен делать ребенок в 3 месяца. Не удивляйтесь, если малыш сразу захочет облизнуть или попытаться укусить предмет, так он подсознательно хочет получить о нем больше информации.

Старайтесь не разрешать детям в таком возрасте смотреть телевизор, особенно перед сном. Это пагубно влияет, как на зрение, так и на психическое развитие детей.

Слух

Значительные изменения коснулись и слуха малыша. Он способен разделять приятные и неприятные звуки, оличает чужие и родные голоса. А наиболее знакомый и родной голос мамы заставит повернуть в ее сторону головку, и беззубый ротик ребенка расплывется в улыбке. Вот почему так важно общаться как можно больше с детьми, а особенно – петь им мелодичные песенки, включать тихую музыку.

Еще, касаемо, слуха, дети в трехмесячном возрасте с легкостью выделяют заинтересовавшие звуки из фона, а также определяют источник, который их издает.

Рефлексы в три месяца

В трехмесячном возрасте младенец еще не способен управлять до конца своими движениями, в этом ему пока помогают еще оставшиеся некоторые рефлексы и инстинкты.

К примеру, рефлекс Моро – один из рефлексов, направленный на самосохранение и выработанный для защиты малыша от падения, например, с дивана. Он выражается во вскидывании рук и растопыривании пальцев во время укладывания на спинку или когда вы приподнимаете ножки младенца над поверхностью.

Но наиболее важные и ярко выраженные рефлексы – это сосательный рефлекс и рефлекс ползанья, хотя навыками ползанья дети в трехмесячном возрасте не владеют, так же как и не умеют вставать.

Как меняется питание и сон

К счастью для матери, в семье начинает появляться некий режим дня. Трехмесячные дети все еще основное время проводят за двумя занятиями – питанием и сном. Но со вторым вырисовывается какая-то определенность, малыш ночью спит больше, чем днем, а часы сна и бодрствования становятся, более ли менее, одинаковыми изо дня в день.

Особенности сна ребенка 3-х месяцев

Что качается вопроса, сколько должны спасть трехмесячные дети – эта цифра до сих пор велика, нормой считается 16-17 часов в сутки. Причем более половины сна (9-10 часов) должно приходится на ночное время суток, а оставшееся — распределяется на 3-4 дневных отдыха, как минимум два – во время прогулки. Если малыш плохо засыпает, стал нервный, часто кричит как резанный, но при этом трет глазки, то, во-первых, пересмотрите свое меню, возможно, вы съели что-то, что вызывает у малыша дискомфорт при пищеварении, а может ему просто неудобно в спать в одежде. Во-вторых, старайтесь больше гулять на свежем воздухе, чтобы малыш мог спать во время прогулки, читайте ребенку детские книги и не забывайте о благотворном влиянии музыки на развитие ребенка.

Ньюансы питания

Питание детей – один из самых волнующих родителей вопросов, так как младенец не в состоянии сказать, голоден он или сыт. Здесь ничего не меняется, как и предыдущих двух месяцах жизни малыша: если малыш находится на грудном вскармливании – кормить его следует по требованию, если же ребенок искусственник – то стоит следовать рекомендациям изготовителей конкретной смеси. Очень важно правильно выбрать продукт. При выборе смесей, ориентируйтесь на отзывы о продукте, цену, качество, состав и то, подходит ли она по возрасту ребенка. После кормления, после 30-40 минут вы можете предложить малышу пить.

Ваша первостепенная задача, при грудном вскармливании сохранить лактацию как можно дольше, постоянно прикладывая ребенка к груди. Даже, несмотря на излишнюю беспокойность ребенка во время кормления грудью или отсутствие приливов, старайтесь не паниковать и отказаться от докорма ребенка смесью. Помните, что этот критический период необходимо просто пережить, и длится он может всего несколько дней. Педиатры рекомендуют максимально отложить все домашние дела, доверив их вашим помощникам, и посвятить всю себя своему малышу и налаживанию грудного питания, предотвратив раннее введение прикорма и переход на искусственное кормление.

Развитие психики и эмоциональной сферы

Главным достижением в эмоциональном развитии – это улыбка, малыш постепенно учится показывать свои положительные эмоции, радость от того, что ему тепло и сухо, что любимая мама рядом, когда малыш просыпается. Теперь, ваш мальчик или девочка будут одаривать вас более 70 видами улыбок и, поверьте, со временем вы сможете их различать. Плач теперь становится индикатором физического недуга или психологического дискомфорта.

Что может быть лучше улыбки? Конечно же, смех, именно это умение ваше чадо освоит к своим трем месяцам. Детский смех – искренний, заливистый, сколько удовольствия он доставляет новоиспеченным родителям.

В то же момент, во время отрицательных эмоций, кроха способен выразить свое негодование громким криком, тем самым просигнализировав маме, что он нуждается в ее помощи.

Но не всегда крик 3-х месячного ребенка говорит о том, что что-то произошло, бывает и так, что дети просто капризничают, а в этом возрасте они уже знают, что это такое. Причиной капризов может быть банальная скука. В таком случае успокойте ваше чадо, взяв его на руки, спойте песенку или расскажите любимую потешку.

Мало кто может подумать, что с 3-х месячным младенцем можно вести диалог? Да, это вполне возможно, ведь в этом возрасте ребенок начинает гулить. А если вы проворкуете ему в ответ, ваше общение перерастет в настоящую «дискуссию», наполненную эмоциями и приятными чувствами. Забавно, что во время «общения» малыш обычно задействует все тело, активно размахивая ручками и ножками.

Какие новые умения у малыша в 3 месяца

К основным навыкам трехмесячных детей следует отнести следующие:

  • Переворачивается со спины на животик
  • Поднятие головки и плеч с опорой на предплечье

Также к 12-ти неделям малыш делает грандиозное открытие, у него есть две замечательные руки и две ноги. После этого его конечности, притом и верхние и нижние, будут очень частыми гостями у него во рту. А руки малыша будут тренировать ловкость, пытаясь попасть по игрушкам, расположенным над кроваткой или коляской. Вы не успеете оглянуться, как увидите, что ваше чадо самостоятельно берет игрушки.

Некоторые младенцы в возрасте 3-х месяцев способны перекатываться, с помощью сгибания ножек, отталкиваясь ручками и ножками, например, от бортика кроватки. Восторг вызывает мяч, расположенный в ножках ребенка, который так весело пинать ножками, а родителям весело за этим наблюдать.

После знакомства с ручками и ножками, малыш открывает для себя и остальные части своего и вашего тела. Уже в трехмесячном возрасте рассказывайте и показывайте ребенку, где его и ваш носик, глазки, ротик. Вы можете начать применять первое в вашей жизни логопедическое упражнение – высовывание языка и надувание щек. Данные движения очень важны для раннего развития речевой активности.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

В трехмесячном возрасте большинство рефлексов новорожденного исчезают. Но наличие описанных ниже рефлексов свидетельствует о проблемах и должно стать причиной посещения педиатра:

  • поисковый рефлекс – ребенок открывает рот и поворачивает головку, реагируя на поглаживание уголка губ
  • хоботковый рефлекс – когда вы дотрагиваетесь до верхней губы, ребенок вытягивает губки трубочкой
  • рефлекс Бабкина – при воздействии пальцем на ладошку ребенка, рот открывается, и голова подается вперед.

В некоторых случаях нужно обращаться к более узким специалистам, например, пройти обследование у невропатолога или хирурга, которые назначают лечение.

Также волноваться стоит, если ребенок в три месяца плохо держит головку, вдруг перестал агукать и гулить, пытается встать на носочки, когда вы держите его в вертикальном положении или становится на мостик, опираясь на затылок.

Домашние методы раннего развития

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Что вы можете сделать в домашних условиях, чтобы помочь вашему малышу гармонично развиваться, овладеть необходимыми навыками и не отставать от его сверстников? Педиатры рекомендуют воспользоваться предложенными методами, выполняя комплекс несложных упражнений.


Отправить

В первую очередь, выполняйте стандартную зарядку для новорожденных, ее вариации можно увидеть на интернет форумах, на видео профессиональных детских массажистов. К трем месяцам ее можно немного разнообразить упражнение для стимулирования переворота. Ребенок на кровати или на пеленальном столе, лежа на спине, вы поднимаете его правую ножку и аккуратно отводите влево, как бы пытаясь перекинуть через тело. Тем самым вы создаете импульс для переворачивания, обучая малыша самостоятельному движению.

Уже через несколько дней после успешного самостоятельного переворота, дите может начать пробовать сесть самостоятельно. Но поощрять сидение нельзя, так как костная ткань ребенка еще только развивается. Есть определенные этапы и стадии физического развития маленького человека и не нужно торопить события.

Еще одно упражнение направленно на то, чтобы научить малыша поднимать головку. Для этого вам понадобятся несколько игрушек или яркие картинки, а в идеале – специализированный развивающий коврик. Выложите ребенка на животик, разложив перед ним его игрушки или расположив детское зеркальце напротив личика. Карапуз с удовольствием будет изучать себя, лежа на животе и будет стараться отрывать головку от поверхности.

Обучающие занятия 3-х месячного возраста

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Все действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Учимся удерживать взгляд

Упражнение направлено на побуждение к фокусированию взгляда на движущихся и неподвижных объектах. Вам понадобится яркий предмет, например, красный шарик. Перемещайте его в разные стороны, но не слишком быстро, давая ребенку возможность на нем сфокусироваться, при этом проговаривая «Где же наш шарик? Вот он. А где сейчас шарик? и т.д.». Для упражнения подойдут игрушки со звуковыми эффектами. Они задействуют не только зрительное восприятие, но и звуковое.

Во время занятия, не препятствуйте ощупыванию предмета или попыткам, не запрещайте попробовать его на вкус. Пусть малыш возьмет игрушку в руки, ощупает ее, хорошо, если предмет будет фактурным, а форма разнообразной каждый раз. Если ребенок мычит, произносит звуки «агу», «а-а-», «о-о», «абу » и т.п. обязательно повторите их за ребенком. Это придаст малышу уверенности в себе.

Игра в «прятки»

Эта игра, которую любят все дети, без исключения. Накройте голову непрозрачным платком и задайте малышу вопрос «А где же мама?» Затем скиньте платок со словами «Вот она!». Смысл игры в том, чтобы ребенок понимал, что мама никуда не делась, просто временно стала невидимой из-за платка. Затем повторите те же манипуляции с ребенком, набросьте ткань на голову ребенка и спросите: «Где моя Таня?», затем весело «найдите» чадо. Эта игра приносит массу удовольствия, как взрослым, так и детям.

Развитие движений ребенка

Следующее упражнение направлено на развитие у ребенка в 3 месяца мышечной активности и избавлению от младенческого гипертонуса. Уложите чадо на спинку, а сбоку от малыша расположите его любимую яркую игрушку. Ребенок непременно захочет завладеть ею как можно быстрее, а вы помогите ему осторожно перевернуться со спинки на животик.

Игра «Забавные пяльцы»

Для занятия понадобятся пяльцы и колокольчики или бубенцы. Сперва закрепите колокольчики к пяльцам, затем установите их над кроваткой младенца на такой высоте, чтобы он мог до них дотянуться. Ребенка непременно заинтересует необычный звук, издаваемый пяльцами, и уже совсем скоро он сам будет захватывать пальчиками колокольчики.

А для того, чтобы детская ладошка раскрылась, нужен разминающий массаж, который может делать любой взрослый в домашней уютной обстановке. Разнообразьте упражнение с помощью лирической песни в мамином исполнении.

Упражнение «Пасем гусей»

С 100-го дня жизни малыш способен поднимать голову, лежа на животе. Для стимулирования этого умения поднимайте любимую игрушку перед личиком чуть выше уровня глаз, заставляя ребенка следить за ней, отрывая голову от поверхности. Но важно понимать, что шейная мускулатура у новорожденного крайне слаба, поэтому главное не переусердствовать и не превышать время выполнения упражнения, рекомендовано заниматься не более одной минуты.

Нет ничего более интересного и умилительного, чем наблюдать, за развитием и ростом детей. Развитие ребенка в 3 месяца стремительно и каждый новый день приносит что-то новое. Ваша задача — быть рядом, окружив вашего ребенка уходом, любовью и заботой. А еще, вы можете помочь малышу, зная теперь, как развивать его умения и способности, делая массажи и выполняя несложные упражнения.

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

Ваш малыш ежедневно учится делать что-то новое, чтобы помочь обрести ему определенные навыки, родителям необходимо знать, как развивается ребенок в три месяца. Владея данной информацией, вы сумеете не только следить за темпами роста грудничка, но и корректировать режим питания и сна, а также закреплять полученные умения. Психическое и физическое развитие 3 месячного ребенка происходит активно в этот период, и ваше задача – направить его и максимально помощь.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

Органы чувств

Развитие ребенка в 3 месяца опирается в основном на работу мышц, зрение и слух. К этому возрасту ребенок уже должен уметь хорошо различать звуки, узнавать голоса близких. Его зрение нормализуется и теперь он отчетливо видит предметы, расположенные вблизи и может до полуминуты фокусировать на них свой взгляд.

Зрение

Трехмесячный ребенок умеет сосредотачиваться на объектах и лицах, если вы позовете его, то он будет смотреть на вас около 10 секунд. Сравнительно с предыдущим периодом развития, теперь малыш может дольше по времени следить глазами за игрушкой, которую вы передвигаете в пространстве, и должен уметь концентрироваться на близких объектах. Укрепление и тренировка мышц идет полным ходом.

С помощью зрения ребенок на третьем месяце начинает осознанно и активно познавать окружающие объекты и себя самого. Так, он с интересом может разглядывать свои ручки, двигать ими, толкать и анализировать происходящее. Если вы будете включать над кроваткой мобиль, младенец будет заинтересованно наблюдать за движением его деталей.

В три месяца информация, получаемая ребенком с помощью глаз, анализируется и запоминается им. Он может уже узнавать лицо близких ему людей на фотографиях. Ему хочется изучать окружающий его мир, и он заинтересованно рассматривает все происходящее вокруг, находясь в кроватке, качельках, коляске или на ваших руках.

Слух

Младенец в три месяца жизни должен уметь определять сторону, откуда исходит звук и поворачивается к его источнику. Дети этого возраста уже начинают различать мелодии и ритм, поэтому можете напевать младенцу песенки и читать стихи. Резкие звуки не нравятся грудничкам, и поэтому сейчас малыш может плакать и пугаться, услышав их.

Для грудных детей очень важно постоянно слышать кого-то, поэтому разговаривайте с малышом без остановки, описывая все происходящее с вами. И пусть смысла слов грудничок не должен уметь понимать, ваши монологи благоприятно скажутся в дальнейшем на речи ребенка.

Сон

Как правило, на третьем месяце жизни у малышей уже формируется режим дня. Дети этого возраста спят 16-17 часов, дневной сон проходит в 4 этапа, длящихся от полутора до двух часов.

Эмоции

Груднички в этом возрасте становятся более общительными. Трехмесячные дети очень радуются, когда близкие играют с ними и проводят много времени. Да и любому родителю нравится заниматься с малышом, когда, наконец, он видит эмоциональную отдачу ребенка. Примитивные игры, такие как «ку-ку» или гримасничание и кривляние доставят большое удовольствие обеим сторонам.

Малыш в три месяца уже вполне осознал, что положительные эмоции выражаются улыбкой и смехом, а отрицательные – плачем, и активно использует эти инструменты в своей повседневной жизни.

Поскольку ребенку надоедает постоянно лежать в кроватке, он может начать капризничать от скуки, такой «фальшивый» плач, впрочем, легко отличим по звучанию от настоящего, вызванного реальным дискомфортом или болью.

Такое уже вполне осмысленное управление своими эмоциями и общение посредством них с окружающими людьми называется «комплексом оживления», и проявление его знаменует собой переход малыша на новую стадию развития. Поведение детей теперь может подвергаться мягкой корректировке со стороны родителей.

Речь

В возрасте трех месяцев дети начинают активно «гулить»: произносить в разных вариациях слоги с гласными звуками как отрывисто, так и певуче их протягивая. При этом малыш с интересом вслушивается в свой голос. Если взрослые будут произносить гласные, нарочито их растягивая, грудничок постарается повторить движения губ.

Вес и рост

На третьем месяце жизни ребенок продолжает расти невероятными темпами. За этот период он снова прибавит порядка 800 грамм и вырастет на 2,5 см. При этом мальчик и девочка будут немного отличаться по этим данным. У сильного пола по стандартам вес может колебаться от 5,5 до 6 кг, рост составляет 59-62 см, а окружность головы и грудной клетки достигает 41 см. У девочек эти данные несколько ниже – вес 4,8 — 5,6 кг, рост 58-60 см, а окружность головы и грудной клетки – 40 см.

Кормление

Число кормлений постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов. Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких.

В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл. Исходя из состояния здоровья ребенка, педиатр может разрешить вам вводить прикорм для малыша. Как правило, первым в меню грудничков включается фруктовое пюре и соки.

Введение в прикорм фруктов должно протекать постепенно. Врач рекомендует вам давать малышу сок или пюре после одного из дневных кормлений, начиная с одной капельки. Если отрицательной реакции в виде проблем со стулом или кожных высыпаний не последует, увеличивайте порцию каждый день. Новые фрукты осваивайте по очереди и внимательно следите, не возникает ли на теле ребенка аллергия.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, ; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

В первые месяцы жизни младенцы адаптируются к окружающей среде и с 12 недели активно познают мир. В это время родителям важно следить за поведением крохи – что умеет ребёнок в 3 месяца и правильно ли происходит формирование маленького организма?

Первые 3 месяца ребенок активно познает окружающий мир

Развитие ребёнка в 3 месяца жизни

В 3 месяца жизни у грудничка уже хорошо развиты слух и зрение, движения рук более чёткие, малыш пытается владеть своим телом.

В этом возрасте младенец должен уметь:

  • захватывать и крепко держать в руках игрушку;
  • реагировать на посторонние звуки – поворачиваться в сторону источника звука, хныкать, улыбаться или гулить в ответ на мелодию, стук или смену интонации в голосе мамы и папы;
  • концентрировать внимание на интересующих предметах – внимательно смотреть на человека, когда тот говорит или поёт, рассматривать крупные узоры, игрушки, картинки;
  • уверенно держат голову, крутить ею по сторонам;
  • лёжа на животе приподыматься, опираясь на предплечья (показано на фото);
  • пытаться переворачиваться с живота на спину и наоборот, иногда это уже неплохо получается;
  • рассматривать собственные кулачки, пробовать на вкус пальчики, тянуть в рот всё, что попадается в руки.

Трехмесячный ребёнок узнаёт маму, папу, ищет их глазами по комнате, а при встрече с ними улыбается. Груднички уже умеют выражать недовольство – на громкие звуки или повышение голоса хнычут, капризничают. Новые достижения проявляются и а том, что младенцы уже отличают знакомые лица от незнакомых, и к кому попало на руки не идут.

Физическое развитие также немаловажно в этот период. Ребёнок растёт, прибавляет в весе.

Таблица «Норма веса и роста у девочек и мальчиков в 3 месяца»

В трёхмесячном возрасте прибавка в весе составляет 740-860 г, а рост увеличивается в среднем на 2,5-3 см.

Если есть незначительные отклонения в росте, весе или навыках ребёнка от усредненных показателей, это ещё не повод для паники. Все дети разные и особенности их развития также отличаются. Главное, чтобы грудничок был активным, хорошо ел и спал, интересовался внешним миром, не кричал до посинения без причины.

Признаки отклонений

Каждый навык у младенцев имеет конкретное время. Если грудничок не овладевает определённым движением в установленные сроки, идёт торможение следующих достижений. Чтобы вовремя обнаружить отклонения в развитии, родители должны внимательно наблюдать за детьми.

Если ребенок имеет какие-то отклонения, то их нужно своевременно устранять

Особое внимание заслуживают следующие состояния:

  • не умение держать голову – у ребёнка слабо развиты мышцы шеи, практически отсутствует тонус;
  • держит голову под углом – парез мышц или кривошея (как это выглядит показано на фото);
  • отсутствие комплекса оживления — нет реакции на голос мамы, ребёнок не интересуется игрушками, которые попадают в его поле зрение, не обращает внимание на громкие звуки, музыку;
  • ребёнок не фокусирует взгляд на предметах, не смотрит маме в глаза, не реагирует на яркий свет – отсутствие координации глаз, что нормально для новорождённых детей, является признаком косоглазия у трёхмесячных грудничков;
  • попытки младенца встать на носочки в вертикальном положении – признак гипертонуса мышц стопы или заболевания позвоночника.

Отклонения в психологическом и физиологическом развитии часто сопровождаются плохим сном, нервозностью и судорогами во время плача. Ребёнок плохо набирает вес, слабо растёт, постоянно капризничает и не реагирует на внешние раздражители – не улыбается родителям, не гулит, не интересуется происходящим вокруг него.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Дети 3 месяцев жизни понемногу формируют режим сна и бодрствования. Время для свершения новых достижений появляется немного больше, но сон ещё преобладает – 9-10 часов ночью и 3-5 часов днём. Ребёнок уже понимает мамин голос, ему становится интересно, когда напевают песенки или рассказывают потешки.

С детьми нужно не просто постоянно говорить, но и делать массаж, играть

Игры в трёхмесячном возрасте простые и недолгие:

  • зажимают и разжимаются пальчики, рассказывая о сороке-воровке;
  • поглаживают животик по часовой стрелке;
  • делают лёгкий массаж пяточек, ножек, спинки;
  • вкладывают в ручки погремушку или дают потрогать кусочки ткани.

Главное, всё время говорить с ребёнком, так как у детей такого возраста закладываются навыки речи и появляются первые звуки – а-а-а, у-у-а-э-э, а-ву, бу-а.

Уход остаётся прежним – ежедневное купание, воздушные ванны перед сном. Носик уже можно чистить ушными палочками. Ушки обрабатывать поверхностно, не проникая в ушные проходы.

По питанию изменений практически нет. У искусственников объём и режим употребления смеси устанавливается по рекомендациям специалиста. Дети на грудном вскармливании прикладываются к груди по требованию.

Часто именно в трёхмесячном возрасте происходит кризис кормления – младенцы становятся более активные, часто отвлекаются от сосания, вертятся. В то же время лактация полностью установилась и женщины не ощущают приливов молока. Капризность ребёнка и отсутствие приливов наталкивают мам на мысль, что грудничку не хватает молока и нужен прикорм или смесь.

А проблема решается по другому – чаще прикладывайте к груди и больше уделяйте время младенцу, оставив все домашние хлопоты. Кризис пройдёт сам по себе в течение 2-3 дней.

Грудничка в 3 месяца становится интересно гулять на улице. В летнее время ребёнку полезно спать на свежем воздухе, но не на открытом солнце, а в тени. Прогулки увеличиваются – 2-3 часа до обеда и столько же вечером.

Дети в возрасте 3 месяцев уже адаптированные к внешнему миру и активно изучают себя и окружающие предметы. Они с лёгкостью узнают маму и папу, реагируют на звуки, безошибочно поворачивают голову в сторону музыки, стука или голоса, фокусируют взгляд на интересующих вещах, мамином лице, жмурятся при ярком свете.

Родители, наблюдая за поведением ребёнка, понимают, когда он недоволен, а когда его переполняет восторг. В это время, важно не запускать деток, внимательно следить за их состоянием, играть, соблюдать режим сна, правила питания и ухода.