Трудный ребенок – особый ребенок. Как справиться с трудным ребенком

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

«Стоит быть с ними построже», «Нужно держать таких детей в ежовых руковицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были , так и остаются, из года в год.

О таких детях написана книга «Взрывной ребенок», автор Росс В. Грин, американский психолог, более 20 лет специализирующийся на проблемах взрывных детей, от которых все отступились. Он утверждает, что проблему взрывного ребенка решить можно, но строгость и суровое воспитание не делает ребенка менее раздражительным и возбудимым.

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

При этом в определенных ситуациях этот же ребенок может вести себя хорошо, не выражает никаких предпосылок плохого поведения. Интеллект таких детей, как правило, соответствует возрастным нормам. Поэтому мы часто говорим такому ребенку: «Можешь (хорошо себя вести), когда хочешь». Отсюда мы делаем вывод, что ребенок устраивает истерику, когда сам этого хочет, делает это намеренно. Манипулирует.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» - это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы - отсутствие адаптивности и самоконтроля - и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций - истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

"Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению".

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП - другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика - достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

В чем же суть проблемы трудных детей?
Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д. Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети.

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети - дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция - одно, решение проблемы - другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества - не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных - с отставанием. Перечисленные проблемы - это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Как исправить поведение взрывного ребенка?

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А - жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн - я сказала; собирайся живее - поедем к бабушке).
  • В - полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б - договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом - основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, - активное слушание.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку - повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

Я не хочу идти сегодня в школу.

Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

Сегодня опять эта математика.

Да, у тебя в расписании математика.

Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

Далее стоит решить проблему уравнений и поведения учителя. Как? Об этом и стоит разговаривать с ребенком. Возможно, родитель с ребенком позанимаются вместе, возможно, найдут репетитора или обратятся к своему учителю. А ведь можно было сразу сказать ребенку: «Как это ты не хочешь в школу? Как не пойдешь? Портфель собрал? Вперед, вот еще что - не хочу в школу, учеба в школе - твоя обязанность. Одевайся!». И далее скандал, ремень, потерянные нервы и время.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего - Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

О книге «Взрывной ребенок»

  • Изд: Москва, Теревинф, 2002, 5-е издание. ISBN 978-5-4212-0056-7.

Купить книгу можно в интернет-магазинах: OZON , Лабиринт , My-shop.ru .

Пожалуй, термин «трудный ребенок» известен практически каждому родителю и, уж тем более, педагогу, про таких детей не только пишут в книжках, но и даже снимают фильмы и ставят сценки, ведь они – настоящее наказание для своих близких, а, может быть, и нет?

Некоторые мамы или папы обреченно вздыхают, мол, «что поделать, трудный ребенок», и все сразу становится ясным, таким родителям даже хочется посочувствовать, ведь дети, охарактеризованные подобным термином, приносят им немало хлопот и забот.

С такими ребятами, в каком бы возрасте они не находились, довольно трудно найти контакт, они абсолютно не желают делать то, что им говорят, как бы их не пытались убеждать родители или педагоги. Иногда, в самые трудные и пиковые ситуации, у взрослых просто опускаются руки, появляется желание сдаться, пойти на поводу у своего чада, лишь бы только оно перестало капризничать и проказничать.

Поверьте, к каждому, даже самому трудному ребенку, можно найти индивидуальный подход, так сказать, ключик к сердцу, после подбора которого, ваши отношения начнут заметно улучшаться, а бывший сорванец предстанет перед вами совершенно в ином, положительном свете.

Надо сказать, что воспитывать таких деток – дело действительно непростое, иногда требующее профессиональных педагогических и даже иногда психологических приемов, которые, кстати, будет нелишним почерпнуть в соответствующей литературе. Как воспитывать таких детей, зачастую интересуются уставшие родители, даже не задумываясь, что, во многом, в «трудности» собственного ребенка они виноваты сами.

От чего зависит формирование «трудной» личности?

Формирование личности ребенка, во многом, зависит непосредственно от окружения, в котором он растет и развивается, а именно от обстановки в семье. Если все, что малыш видит вокруг себя – это постоянные ссоры, алкогольные или табачные зловония, то он вряд ли сможет нормально учиться, чувствовать себя и стремиться к чему-то лучшему.

Многие качества ребенка, а, впоследствии, и взрослого человека, закладываются именно с самых малых лет и, кстати, именно родителями. Для любого ребенка очень важно, чтобы в семье царили добропорядочные отношения, ему важно чувствовать себя комфортно и защищенно, ощущая постоянную поддержку и доверие со стороны родителей. Именно такие, на первый взгляд, простые истины, способны заложить в ребенке правильную основу, которая поможет ему в дальнейшем придерживаться правильного курса.

Интересным является тот факт, что зачастую дети, которых многие привыкли именовать термином «трудные», не являются таковыми, за маской злостного пакостника, которого мама уже устала ругать за каждую провинность, кроется любознательный и, где-то не в меру, подвижный малыш.

Эти дети пытаются больше получить от окружающего мира, узнать и, так сказать, все «испробовать» на себе, а огромное количество запретов, которые для них устанавливают заботливые родители, способны еще больше сбивать их с правильной мысли. От переизбытка информации, согласно которой «нельзя делать то и это, и вот это», они начинают путаться и, в итоге, все равно что-то проворачивают по-своему, уже ожидая наказания со стороны старших. А вы пробовали когда-нибудь больше разрешать?

Для кого-то из родителей подобная мысль прозвучит как дикость, но задумайтесь, много ли толку от ваших запретов? Ведь проказник все равно, выждав время, проворачивал все по-своему, стоило вам только отвернуться. Если вы задумываетесь, как помочь себе и своему чаду, то просто попробуйте разрешить ему то, что до этого категорически запрещали.

Не стоит бояться, что ребенок быстро привыкнет к отсутствию каких-либо запретов, как раз-таки это исключит ситуации, когда трудное чадо пыталось делать вам наперекор, только лишь потому, что ему много запрещалось.

Не исключено, что после снятия запретов наступит период «успеть максимально все», пока запреты снова не вступили в силу, так сказать, «оторваться по полной». Это придется переждать, и когда чадо поймет, что ваши новые отношения не строятся исключительно на запретах и наказаниях, его пылкость постепенно угаснет.

Многим родителям очень трудно изменить систему собственного поведения, ведь они считают, что вседозволенность ни к чему хорошему еще не приводила. Вседозволенность да, а вот ненавязчивый контроль над определенными поступками, в которых ребенку предоставляется право выбора – чаще всего, дает свои положительные результаты, пускай, иногда и не сразу.

Очень часто в психологии приводится такой пример: когда родители случайно узнают, что их ребенок начал баловаться сигаретами, они, естественно, устраивают скандал с разносом всех полетов, который зачастую так ни к чему и не приводит.

А некоторые, возможно, более мудрые родители, предлагают своему ребенку пачку сигарет прямо дома. Объясняют весь вред, показывают наглядные примеры и так далее. Удивительно, но, в большинстве случаев, после подобных предложений со стороны родителей, дети пересматривают свое отношение к сигаретам.

И так практически на любом примере, независимо от возраста. Иногда, даже важно, чтобы ребенок сам обжегся и, уже на своих ошибках, смог выстроить логическую цепочку правильных поступков. Родительское же внимание должно быть сконцентрировано не на том, чтобы уберечь свое любимое, пусть и капризное чадо, от всех ошибок, а, наблюдая, как бы со стороны, минимизировать их масштабность.

Очень многие родители, в погоне за какими-то трудными психологическими приемами, теряют очень важный момент воспитания любого ребенка – это умение общаться с ним.

Доказано, что время, проведенное именно с родителями, максимально благоприятно сказывается на развитии и становлении маленькой личности.

Общение должно присутствовать везде и всегда – на прогулке в парке, по дороге домой, за домашними делами или во время прочтения книги. Чем больше ребенок будет ощущать родительскую заботу, ласку и любовь, тем у него в дальнейшем больше шансов вырасти здоровой личностью, как эмоционально, так и психологически.

Чтобы между родителем и ребенком возникала привязанность и уважение, они должны проводить, как можно больше, времени вместе. Впоследствии, вам будет намного проще достучаться до своего малыша, показать ему, где он не прав и где ему следовало бы поступать иначе.

Кстати, не забывайте показывать своему чаду собственные эмоции, если вам что-то не нравится, не обязательно хвататься за ремень, рукоприкладство вообще не панацея, попробуйте объяснить в спокойном и рассудительном тоне, что конкретно вам не по душе. Есть еще один интересный прием в воспитании – это просьба.

Попробуйте договориться с ребенком о конкретной ситуации, попросите его, чтобы он поступил по-вашему, обязательно объясните, почему так будет лучше, а не иначе. И, последнее, что нельзя забывать – это дисциплина, без нее все-таки никак, ведь проказнику всегда интересно, где же ее грань.

Трудными считаются дети, обладающие неблагоприятными чертами характера, которые значительно затрудняют их социальную адаптацию и развитие. Также трудным ребенком считается нервный малыш, которому свойственны чрезмерная возбудимость, раздражительность , плохой сон, плаксивость и впечатлительность. Нервозность также предполагает невропатию и невроз , к ней относят и психосоматическое неблагополучие, то есть заболевания внутренних органов, вызванные тягостными переживаниями. Однако не каждый трудный ребенок становится таковым из-за врожденной нервозности.

С психологической точки зрения, нервный очень трудный ребенок скорее таковым рождается, нежели становится из-за неправильного воспитания или сложной жизненной ситуации. Тогда как трудный ребенок, у которого нет проблем с нервозностью, скорее таковым становится из-за ошибок в воспитании, нежели таковым рождается.

Существует множество форм детской нервозности, также как и причин, по которым она возникает. За помощью к невропатологам и психиатрам одинаково обращаются, как родители, у детей которых наблюдается нервоз, так и родители детей со сложным характером. И в том, и в другом случае, воспитание ребенка значительно осложняется, именно поэтому родители не могут с ними справиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам.

Трудный ребенок: причины

Нередко ребенок уже рождается нервным или трудным. Это происходит, потому как в оплодотворенной яйцеклетке встречаются два генетических кода, включающих, как сложные генетические линии предков, так и информацию о здоровье или болезнях родителей. В самой оплодотворенной яйцеклетке формируются, как способности, возможности, таланты, задатки и норма развития ребенка, так и отклонения от нее и врожденные патологии.

Внутриутробное развитие плода может быть как благополучным, и даже при негативной генетической предрасположенности позитивно повлиять на формирование личности малыша, так и дефектным, из-за которого изначально нормально развивающийся плод в итоге рождается трудным ребенком. Влияние оказывают и роды, ведь они могут быть нормальными, а могут быть и патологическими, то есть протекать с различными осложнениями, которые оставляют свой отпечаток на развитии новорожденного.

Воспитание любого ребенка требует здравого смысла от родителей и индивидуального подхода, а воспитание очень трудного ребенка требует к тому же еще и постоянного решения множества специфических индивидуальных задач , а также специальных знаний.

Перечень потенциальных причин, по которым ребенок может родиться трудным, либо таковым стать, включает:

  • Неполноценность плода или детородных органов женщины;
  • Осложненное протекание беременности или родов;
  • Чрезвычайно высокие требования, предъявляемые родителями к ребенку;
  • Слишком жесткое воспитание, постоянные ограничения или запреты, исходящие от родителей;
  • Эмоциональная неуравновешенность родителей или их склонность к пагубным привычкам (алкоголизм, наркомания);
  • Неблагоприятная атмосфера в семье;
  • Смерть одного или обоих родителей;
  • Затянувшаяся послеродовая депрессия матери.

Трудный ребенок: последствия

Трудный ребенок – это снижение работоспособности, изнуряющая усталость, плохое настроение, бессонные ночи, а также нервоз и депрессии у родителей. Зачастую первенец, оказавшийся трудным ребенком, становится единственным в семье, так как родители попросту боятся появления в семье еще одного такого же малыша. Постоянные проблемы, возникающие в период активного роста и развития такого ребенка, вызывают у родителей либо тревожную любовь, либо полное неприятие, неосознанную агрессию и отверженность по отношению к нему. И первое, и второе усугубляют и без того сложное положение, а малыш со временем превращается в очень трудного ребенка.

Сейчас трудный ребенок является наиболее частой причиной, по которой разрываются даже самые прочные браки. Так происходит, потому что его воспитание становится источником постоянных ссор и раздора в семье, родители зачастую обвиняют друг друга, тем самым делая жизнь в семье невыносимой.

Без квалифицированной помощи и единого подхода в воспитании уже сейчас трудный ребенок попадает в зону потенциального риска , ведь со временем он превращается в трудного подростка, а затем в неуравновешенную личность, склонную к правонарушениям, злоупотреблению алкоголя и наркотиков.

Как повлиять на трудного ребенка?

Итак, появление трудного ребенка в семье требует от родителей немалых усилий и терпения, правильного подхода в воспитании и квалифицированной помощи.

Во-первых, несмотря на строптивость и упрямство малыша, родителям нельзя думать, а тем более произносить вслух, что ребенок не достоин их любви. Проявление явных негативных эмоций или агрессии со стороны родителей навредит и без того трудному ребенку. Очень важно давать малышу понять, что, несмотря на все проступки или дерзкое поведение, родители очень его любят.

Во-вторых, нельзя принижать достоинство и самолюбие ребенка. Постоянная критика со стороны родителей может привести к открытой враждебности, он будет занимать позицию обороны и всячески сопротивляться попыткам мамы или папы договориться.

В-третьих, проявление любви к трудному ребенку ни в коем случае не означает, что такому малышу все дозволено. Родители должны четко разграничить в сознании ребенка, что делать позволено, а какое поведение неукоснительно ведет к наказанию и порицанию. Очень важно сохранять объективность, не наказывать ребенка без причины и не давить на него.

Существует небольшая уловка, которая способна усмирить даже самого строптивого трудного ребенка, возраст которого приходиться на 8-12 лет. Ребенку нужно объяснить, что при непослушании родители будут вынуждены контролировать каждый его шаг и относиться к нему, как к пятилетнему.

Зачастую плохое поведение для ребенка является единственным способом проявить свои волнения и тревоги, либо оно может быть попыткой преодолеть случившуюся стрессовую ситуацию. В особенности это касается детей, оказавшихся в приемных семьях. Приемный трудный ребенок может быть очень жестким и невыносимым, тем самым защищаясь от внешнего мира и проявляя свои переживания. Смерть родителей или длительное проживание в приюте являются сильным стрессом для ребенка. Сироты зачастую «уходят в себя», не подчиняются никаким правилам и сопротивляются любому проявлению заботы. Такому ребенку сложно довериться новым людям и поверить в то, что о нем действительно хотят заботиться. Родителям приемного трудного ребенка очень важно регулярно проявлять чуткость, такт, заботу и нежность, только так постепенно «лед тронется», и ребенок научится доверять окружающему миру.

Быть родителем трудного ребенка – непростая задача, однако зачастую причины ненормального поведения таких детей кроются в самих родителях. Очень важно разобраться, почему ребенок ведет себя так или иначе, не отчаиваться и, прежде всего, видеть в своем чаде союзника, а не противника.

Трудный ребенок. Как быть?

Как воспитывать импульсивного, возбудимого ребенка, готового устроить скандал по самому невинному поводу, и при этом не чувствовать себя «самой ужасной матерью на свете» и не сходить с ума от каждой очередной выходки своего чада?

Чаще всего, все начинается как обычно - маленький, умилительно сопящий конверт, перевязанный ленточкой, оказывается в своей кроватке, и в очередь к нему выстраиваются заботливые родственники. Странные вещи происходят чуть позже. Младенец, которому природой назначено мирно спать двадцать часов в сутки, вместо этого днем и ночью кричит, требует внимания и не слазит с рук. Измученные и издерганные родители отправляются к невропатологу, который говорит что-то о последствиях гипоксии и синдроме гипервозбудимости. Лечебный массаж и легкие седативные препараты, лишь немного улучшают обстановку. Тем, кому повезло больше - забывают об этих проблемах вместе с окончанием младенческого периода, и истории о бессонных ночах переходят в разряд семейных легенд. Но не все дети так удачно компенсируются и перерастают свои проблемы. Некоторые из них и в более старшем возрасте остаются очень возбудимыми, плаксивыми и требовательными. А иногда, так начинают вести себя и те дети, которые в младенчестве казались очень спокойными, кричали тихо и слабо, и очень уставали во время кормления.

«Пограничные» дети - за шаг до благополучия

«Как только не называли мою дочь - манипуляторшей и притворщицей, ребенком с ужасным характером и дурной наследственностью, гиперактивной, капризной, невротизированной и даже «одержимой». Совершенно непонятные перепады настроения, тотальное непослушание, сплошные истерики, отказы и протесты - сопровождали весь ее дошкольный возраст. Стало легче только после первого класса. Если бы у меня не было ее старшего брата - покладистого, рассудительного и спокойного парня, я бы чувствовала себя самой ужасной мамой на свете и полным ничтожеством не умеющим справляться с собственным ребенком» - призналась как-то в беседе мама Ольги - двадцатилетней умницы, красавицы и почти спортсменки.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), пренатальная энцефалопатия (ПЭП), вегетососудистая дистония (ВСД), и прочие странные аббревиатуры могут быть записаны или не записаны в карточке ребенка. Но независимо от этого и так понятно - общаться с ребенком может быть очень непросто, да и его самому тяжело с самим собой: что-то беспокоит, что-то мешает нормально развиваться, воспринимать и адекватно реагировать на события и поступки окружающих. В любом случае, такое поведение основано на нарушении работы нервной системы, различной степени - от самой легкой до довольно тяжелой, проявляющейся в нарушении моторики, задержке речевого развития, поведенческих проблемах, которые выражаются в протестных реакциях, истериках, бурном и активном нежелании выполнять любые правила. Такие дети - действительно, развиваются иначе, чем их более нейроблагополучные (новомодное словечко из слэнга зарубежных коллег) сверстники.

Поэтому, те родители, которым выпал нелегкий жребий растить и воспитывать маленькую вредину - должны всегда помнить о том, что тяжелый характер и «невоспитанность» их ребенка, чаще всего, имеет вполне объяснимую нейрофизиологическую основу. Ведь «плохой характер» или «взрывной темперамент» не появляются из воздуха. Все это закономерное следствие незначительных нарушений мозговой деятельности, причин возникновения которых, помимо генетической предрасположенности в наше экологически неблагополучное время может быть миллион. И если нам не приходит в голову ругать ребенка с плохим зрением за то, что он не может прочитать страницу текста, написанного мелкими буквами, то также следует относиться и к ребенку с нарушением поведения.

И в этом случае, очень важно не столько победить или даже «поломать» непростой характер ребенка, сколько помочь ему адаптироваться и к своим собственным особенностям и к требованиям общества.

Путь в никуда

Любой ребенок растет и развивается, и по мере этого, его нервная система крепнет, процессы возбуждения и торможения становятся более сбалансированными, а его поведение - более адекватным и уравновешенным. Как правило, это происходит в период с 7 до 12 лет. Однако, очень часто происходит так, что к этому возрасту ребенок, имеющие в раннем детстве «тяжелый характер» и поведенческие проблемы приходит с психикой, покалеченной всеми возможными доморощенными педагогическими концепциями, которые чаще всего сводятся к одному - физическому наказанию.

«Я ее один раз так отлупила, что у меня аж рука заболела. Вмиг перестала сладости выпрашивать!» - гордо заявляет на детской площадке мама двухлетней девочки, раздавая «воспитательные» советы. И многие, наслушавшись рассказов о таких «действенных» способах начинают срочно пополнять свой арсенал воспитательных средств. Вот только не у всех детей это проходит без серьезных последствий. «А как еще?!» - удивленно хлопая глазами, заявляет мама пятилетнего мальчика, страдающего от обширных тиков и заиканий. Глубоко вздохнув, психологу приходится в тысячапервый раз объяснять, что наказывая его за «дурацкие кривляния» она только усугубляет проблему, ведь нервная система ребенка и так еле-еле справляется с нагрузкой, а тут еще фактор постоянного страха и дополнительного напряжения.

А сколько скандалов и разногласий возникают между супругами, которые никак не могут согласовать свои позиции по поводу воспитания своего чада с непростым характером! «Это ты его избаловала, на голову сел и ноги свесил!»- кричит папа и хватается за ремень. «Это из-за тебя он такой, потому что отца не видит, то на работе, то на рыбалке!» - парирует мать. «Вырастили малолетнего преступника, по нему тюрьма плачет!» - авторитетно заявляет бабушка. И вся эта безобразная сцена проходит под аккомпанемент воя нашкодившего отпрыска.

Разумеется, последствия такого воспитания очень плачевны - одни дети, выплескивают свою агрессию на все что движется, другие - ищут понимания и утешения на улице, третьи - быстро учатся манипулировать взрослыми и превращаются в домашних тиранов, четвертые - зажимаются, начинают болеть и чахнуть.

Все это специалисты называют вторичными патопсихологическими проявлениями. Они и являются теми самыми «наслоениями», которые появились вследствие даже не столько обычных родительских ошибок воспитания (с кем не бывает), сколько из-за тотального неуважения и неприятия личности ребенка. Нервная система уже в состоянии выдерживать нагрузки, которые предъявляет современному ребенку жизнь, а психологически он уже сломан, подавлен и не способен не то что к продуктивной учебе или работе, а даже к более-менее конструктивному диалогу.

Так, к своим восьми годам, Витя - сын высокоинтеллектуальных и успешных родителей, помимо своего «родного» диагноза «задержка психического развития», был крайне невротизирован очень высокими требованиями родителей, которые, несмотря на советы специалистов, отдали сына в престижную гимназию, с программой которой он не справлялся. Энурез и энкопрез, повышенная тревожность, страхи, нервные тики, писчий спазм - все это было только видимой частью айсберга всех проблем мальчика. Родительские и школьные требования оказались непосильной ношей для его неокрепшей нервной системы. Мозг Вити, вместо того, чтобы спокойно «дозревать» и компенсировать последствия преждевременных родов, был вынужден работать с двойной нагрузкой. А если бы амбициозные мама и папа позволили ребенку развиваться в собственном темпе, много гулять, свободно играть на свежем воздухе, большинства этих проблем можно было бы избежать. Но, к сожалению, таких детей очень много.

Спокойствие, только спокойствие!

Однако, среди детей с минимальной мозговой дисфункцией, есть категория очень возбудимых, и даже агрессивных малышей, склонных к истерикам и негативизму.

«Ему все крушить и ломать, нет, чтобы сказку послушать, порисовать» - вздыхает мать такого забияки. «Вчера в луже валялся, не хотел с улицы уходить, сегодня еле-еле увела его от ларька с игрушками. Он плевался, кусался, орал так, что люди оборачивались и пальцами показывал. На горке толкнул девочку, в малыша запустил ведерком. Я просто боюсь с ним на улицу выходить».

И хотя, каждая такая мама, искренне верит, что ее ребенок «самый ужасный и невоспитанный» - подобные жалобы звучат довольно часто. И если в семье завелся «маленький монстр», пожалуй, не остается ничего другого, как спокойно, терпеливо уверенно и настойчиво учить тому, чему обычно детей не учат - раз за разом объяснять, что посторонним взрослым говорят "вы", что когда все дети в саду делают аппликации, нужно заниматься тем же, что нельзя открыв рот и забыв обо всем идти следом за тетенькой с огромным сенбернаром на поводке.

И конечно, придется забыть о неспешных беседах с другими мамами о новых моделях памперсов и преимуществах соков в баночках, в то время как их дети мирно играют в песочнице.

А для того, чтобы выработать в себе это спокойствие и уверенность, родителям придется научиться очень многому - не реагировать на комментарии окружающих, по поводу поведения ребенка, забыть о своих родительских амбициях и мечтах по поводу всюдууспевающего-суперпокладистого отличника, легко выигрывающего международные конкурсы по музыке, литературе и дзюдо. И отказаться от поездок к строгой бабушке, которая запрещает прикасаться к ее вещам и считает что «приличные дети должны говорить шепотом». И смириться с тем, что тройка - вполне нормальная оценка. Ведь здоровье действительно дороже.

В общем, даже самым юным мамам и папам придется стать мудрее и взрослее, если им выпало воспитывать «трудновоспитуемого» ребенка. И если ребенок истеричен и возбудим, взрослым придется стать вдвое спокойнее - «за себя и за того парня».

А еще родители ребенка, имеющего отклонения в развитии, должны постараться выяснить, что в поведении ребенка является проявлением болезни, а что - уже успевшими сформироваться негативными паттернами поведения, над исправлением которых нужно работать особенно настойчиво. Так, к примеру, рассеянность, которая так раздражает родителей, может быть проявлением дефицита внимания. И ругать, а тем более наказывать ребенка, регулярно забывающего игрушки в детском саду, как минимум, неконструктивно.В то же время, плаксивость и истеричность, может быть как следствием проблем со здоровьем, так и удачно подобранных маленьким манипулятором «отмычек» к сердцу родителей. Поэтому информированность о том, что происходит с ребенком, что можно исправить, а что необходимо просто принять как данность, очень важна.

Что такое слово «сам»?

Ещеодной трудностью, с которой приходится сталкиваться родителям «пограничных» детей является отсутствие у них явного желания делать что-то самостоятельно. И в то время, как его сверстники во время кризиса трех лет, активно борются с заботливыми мамами, бабушками и нянями за свое право надевать колготки, застегивать пуговицы и орудовать ложкой, детей с отклонениями в развитии все это не интересует. Они предпочитают жить так, как им комфортно - пусть мама завязывает шнурки, а бабушка кормит кашей. Не спешат они и приучатся к горшку. Это происходит оттого, что формирование социального «я» у них происходит с задержкой. А это в свою очередь, приводит к тому, что потребности в преодолении трудностей (чтобы убедится в том, что "я могу", как это часто бывает в норме) у таких детей почти нет. Внутренняя мотивация достижения снижена, желание получить одобрение взрослых тоже. Это делает воспитание такого ребенка действительно сложной задачей.

Ребенок, будто всем своим поведением провоцирует взрослых к тотальному контролю. Он неловок и несамостоятелен и родителям приходится многое делать за него. Однако, со временем, это имеет очень негативные последствия. Ребенок становится более тревожным (ведь он много не знает и не умеет, без мамы этот мир кажется ему враждебным), мнительным (ведь постоянные одергивания и замечания не позволяют сформироваться уверенности в себе), инфантильным (ведь с каждым месяцем расстояние между тем, что может и умеет он и его сверстники - растет). Помимо этого, гиперопека не позволяет ребенку практиковаться в умении планировать свои действия, в произвольной регуляции своих движений и душевных порывов, в самоконтроле и внимательности.

Получается замкнутый круг - с одной стороны ребенок не имеет особого желания развивать именно те качества, которые и так у него отстают в развитии, с другой - родители, своей чрезмерной заботой и контролем, не позволяют ему это делать. И надо сказать, очень упорно, не позволяют ребенку взрослеть и развиваться, путая заботу с гиперопекой. Мотивы такого поведения родителей очень просты - гораздо удобнее иметь дело с ребенком, который полностью зависит от взрослого. Таким ребенком проще управлять. Он больше нуждается в опеке взрослых, что позволяет им испытывать чувство своей собственной значимости и восстребованности. Но потребность матери, а иногда и отца, подольше сохранить симбиотическую связь с чадом, оборачивается для него катастрофой. Разрыв между желаниями, потребностями и возможностями подрастающего человека увеличивается с каждым месяцем, а умения, навыки и простой жизненный опыт, которые уже есть у сверстников, у такого ребенка отсутствуют. Вместе с ним растет, формируется и крепнет его комплекс неполноценности.

Прочь из замкнутого круга

Поэтому от родителей требуется обеспечить физическую безопасность ребенка, но заставить себя перестать беспокоится за чистоту в квартире и сохранность не самых ценных вещей, . Ребенок должен сам ощутить на деле действия своих поступков - что разлитый на пол сладкий чай, если его не вытереть, противно липнет, что забытый на столе кусок хлеба очень быстро зачерствеет и станет невкусным, что заброшенную неизвестно куда шапку придется долго искать перед прогулкой. Единственное условие - устранять последствия своей невнимательности или неосторожности ребенок должен сам. Поэтому, прежде, чем бросаться с криками «осторожно, разольешь!» на помощь чаду, неуклюже пытающемуся налить лимонад из большой бутылки, стоит задуматься - а может, ему нужны эти ошибки? Разлил - вытер за собой, насорил - убрал. Об этих несложных правилах вполне можно договориться. Однако очень часто родители не придают значения этим очень простым на словах, но очень непростым на деле вещам.

Ведь, в норме, маленький человек должен сам стремиться разрывать пуповину, связывающую его с матерью. Если этого не происходит, родителям нужно спокойно и ненавязчиво стимулировать ребенка к выполнению самостоятельных действий. Ставить его в ситуации, когда он будет вынужден принимать самостоятельные решения и делать что-то для самообслуживания.

Так, к примеру, одной маме шестилетнего мальчика, который наотрез отказывался одеваться сам, приходилось выдумывать ситуации, когда она ждала сына во дворе, а мальчик должен был одеться, закрыть дверь и спуститься во двор, чтобы пойти с ней в магазин «за подарком».

В другой ситуации, когда восьмилетняя девочка рано просыпалась и будила мать, чтобы та накормила ее завтраком, папа девочки научил ее делать бутерброды и объяснил на какой полке холодильника будут лежать продукты для ее утренних трапез. И хотя мама поначалу сопротивлялась (так как она считала своим священным материнским долгом «накормить малышку»), уже через несколько дней это позволило всей семье вздохнуть с облегчением. Девочка могла позаботиться о себе и не будить никого во время своих утренних трапез, за что потом получала свою долю внимания от благодарных выспавшихся родителей.

И арсенал подобных родительских хитростей должен быть очень велик. Что делать, если уж пришлось воспитывать нестандартного ребенка, стандартные методы здесь могут быть бесполезны. Зато можно каждый день придумывать новые гениальные психологические приемы, для воспитания несговорчивого чада.

Однако, прежде, конечно же стоит обучить несложным алгоритмам действий - прежде чем выйти из дома, нужно проверить выключены ли все бытовые приборы, взять ключи на полочке и закрыть дверь на замок. Для того, чтобы эта ситуация была возможна и опыт удался, предварительно следует разбивать все эти действия на более мелкие операции - научить ребенка открывать и закрывать ключом дверь, выбирать одежду по погоде, выключать бытовую технику.
Если всего этого не делать, ребенок, конечно же, тоже будет расти и развиваться. При условии нормального интеллекта, который всегда выступает как очень значимый ресурс развития, многие эти проблемы исчезнут. Однако ребенок будет расти с ощущением своей неполноценности и инаковости (которую, к сожалению, и упорными занятиями не всегда удается преодолеть) и менее приспособлен к посещению детского сада, а потом и школы.

Сдерживающий фактор

Еще один очень важный шаг к гармонизации не только развития ребенка, но и отношений в семье - установление границ (состоящие из запретов и разрешений) и согласованных правил. Дети, нуждаются в ощущении безопасности, а дети с отклонениями в развитии - особенно. Им нелегко справляться с собственными аффектами, поэтому мир вокруг них должен быть понятен, стабилен и структурирован. И если сегодня мама разрешает то, что вчера она категорически запрещала, а папа запрещает то, что разрешал позавчера этот мир кажется очень нестабильным, а взрослые - крайне ненадежными существами. И это вызывает у ребенка потребность каждый раз проверять эти границы, на прочность, и желание манипулировать взрослыми. Поэтому, в семье должен существовать свод никогда-низачто-ненарушаемых правил, которые должны быть хорошо известны ребенку. Чтобы правила работали, их не должно быть много лучше 5, а максимум 7-8.

Относительно всех прочих больших и мелких, глобальных и локальных конфликтов и конфликтиков всегда можно договориться. И именно это слово «договариваться» должно лежать в основе воспитания ребенка с трудным характером. В своей замечательной книге «Взрывной ребенок», ее автор американский психиатр Росс Грин, предлагает подход к воспитанию детей с нарушениями поведения, который называется «метод совместного принятия решений». Он заключается в том, что родители вполне благожелательно и спокойно предлагают ребенку самому найти компромиссное решение, для выхода из сложной ситуации.

Наряду с развитием самостоятельности, формирования ответственности за свои поступки, такой подход, значительно облегчает жизнь родителям трудного ребенка.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра психологии

Трудные дети: кто они, причины появления

(Курсовая работа)

Выполнил студент

________________

(подпись)

Научный руководитель

____________________

(подпись)

Барнаул 2006

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.

ГЛАВА II . Особенности работы с детьми трудного поведения.

2.1. « Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества . В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение?

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о еёрезультатах.


ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения .

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику .

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников .

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.