Сшить развивающий коврик своими руками пошаговая инструкция. Как сшить развивающий коврик малышу: советы и идеи

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

Математические шнурочки

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Сортеры

Сортеры, кроме мелкой моторики, позволяют развить в малыше усидчивость, внимательность и сообразительность. Сделать их своими руками также возможно, хотя и немного сложнее, чем шнуровки или математические шнурочки.

Для сортера понадобится картонная коробка и несколько небольших игрушек разной формы. На одной стороне коробки нужно вырезать отверстия, соответствующие формам выбранных предметов, только немного больше по размеру.

Фотогалерея: сортеры, сделанные своими руками

Круглые отверстия вырезают немного большими, чем пластиковые крышечки
Такой оригинальный большой сортер подойдет малышам, которые уже умеют ходить Для самого простого варианта самодельного сортера понадобятся коробка и заготовки из картона

Развивающие стенды - универсальные дидактические приспособления

Развивающий стенд может сочетать элементы всех описанных предметов и игр.

Чтобы сделать такую доску, можно прикрепить к листу ДВП или ненужной столешнице любые предметы, которые найдутся в доме:

  • шпингалеты,
  • замочки,
  • розетки с прикреплёнными к ним вилками,
  • выключатели разных размеров и форм,
  • дверные крючки,
  • засовы,
  • крючки для одежды,
  • старый дисковый телефон,
  • колокольчик на верёвочке,
  • металлофон.

Со временем имеющиеся предметы можно менять на новые, сохраняя интерес ребёнка к игре.

Развивающие книжки

Развивающие книжки - это огромное удовольствие для малышей любого возраста начиная с того момента, когда у ребёнка получается самостоятельно сидеть.

Можно сделать книгу по мотивам любимой сказки малыша

Видео: развивающие книжки ручной работы

Массажный коврик для ног

Мелкая моторика - это развитие не только рук, но и пальчиков на ногах. Ортопеды говорят о положительном эффекте хождения ребёнка босиком по разным поверхностям. Летом это сделать проще - можно ходить по песку, траве, гальке. А в остальные сезоны пригодятся чудо-коврики: на плотную ткань нашиваются или приклеиваются небольшие плоские камешки, пластиковые крышки от бутылок, пуговицы и многое другое.

Фотогалерея: самодельные массажные коврики

В таком коврике сочетаются материалы, дающие разные ощущения детским ножкам
Камешки приклеены на основу из кавролина Сделать массажный коврик можно из многих материалов, в том числе и из пластиковых крышек

Развитие мелкой моторики у ребёнка возможно и без дорогостоящих магазинных игрушек. В доме всегда найдётся много предметов, интересных детям. Совместное семейное творчество даёт удивительное ощущение близости, а ещё больше радуют восторг и успехи ребёнка.

Несмотря на великое разнообразие развивающих ковриков для детей в магазинах, очень часто мы не можем остановить свой выбор на конкретной модели. И это неудивительно, все малыши – особенные. Но сложно в точности определить, в чем их особенность в первые недели жизни. Поэтому обычно выбор либо падает на все коврики сразу, либо ни один не подходит под наши потребности.

Если вы всё ещё не можете определиться с выбором коврика, то знайте, что можно создавать своими руками! Достаточно желания и знания основных принципов их конструирования. О чем мы дальше и поговорим.

Основные требования к коврикам, сшитым своими руками

Даже если вы уже точно знаете, какой тип коврика вам нужен, не торопитесь хвататься за иголку и ткань. Очень важно не забывать, что развивающие коврики на долгое время становятся главной игрушкой вашего малыша, верным спутником и помощников в освоении мира. Поэтому для начал стоит изучить основные требования к таким коврикам, а уже после приступать к их пошиву.

Внимание к деталям

Над разработкой современных ковриков трудятся лучшие детские психологи и используются высокотехнологичное оборудование, но у рукодельных ковриков есть свой ряд преимуществ:

  • вы сами выбираете материалы для коврика и уверены в их безопасности,
  • вы сами решаете сколько игр и игровых элементов будет на коврике,
  • вы сами формируете размер игрового поля будущего коврика, и он может сильно отличаться от стандартных, предлагаемых мировыми производителями,
  • ваш коврик будет создан исключительно для вашего малыша, в нем будут предусмотрены и учтены его особенности и предпочтения, его любовь к тем или иным играм, а также цветам.

Именно поэтому до сих пор большинство мам предпочитают шить развивающие коврики для детей своими руками.

Но прежде, чем приступить к пошиву такого коврика необходимо помнить несколько важных требований к работе, чтобы после не разочароваться в результате.

1) Если вы собираетесь развивать мелкую моторику малыша, то предметы, которые будут выполнять данную функцию, выбирайте разные.

Однообразие быстро надоест ребенку, и он потеряет интерес к игре.

2) Если вы хотите, чтобы коврик прослужил вам долго, оставляйте свободное место для дополнения новыми играми.

В первые дни жизни малышу больше и интересней будет играть с крупными деталями, изображениями и бусинами, но чем старше он будет становиться, тем мельче и детальней будут последующие сектора.

3) Для основы коврика выбирайте яркие цвета, но не кричащие и не глянцевые, чтобы глаза малыша не уставали и не пропадало увлечение игрой.

4) Продумывайте расположение секторов и игровых элементов на полотне так, чтобы они не только включали в себя максимум пользы в качестве развивающей игры, но и гармонично вписывались в общую задумку.

Поле должно быть логически выстроено, иначе ребенок не будет видеть итоговой цели и в скором времени его интерес к игре пропадет.

Не забывайте, что главная цель коврика – развитие вашего малыша в игровой форме. И поэтому очень важно, чтобы ему было интересно, весело и познавательно.

Для создания развивающего коврика для детей своими руками вам понадобится много разнообразного материала. Но это не значит, что он должен пестрить бусинками, шнурочками и хаотично налепленными липучками, которые будут только мешать и путать малыша.

Для начала вам нужно продумать основную тему коврика, определиться с главными его задачами и функциями, а после начать запасаться материалами.

Первое, что вам потребуется для пошива развивающего коврика – это ткань.

Она нужна как для создания основы, так и для большинства аппликаций, которые украсят игровое поле. Поэтому при ее подборе обращайте внимание на следующее:

  • для изнаночной стороны подойдет нескользкая ткань, чтобы коврик не елозил по полу,
  • для основы больше подойдет ткань однотонная, плотная, чтобы она могла выдержать частое использование коврика,
  • для декора и аппликаций подойдут тонкие ткани – ситец, бязь, хлопок,
  • для шуршащих элементов выбирайте плащевку, искусственный шелк,
  • для игр, направленных на развитие тактильных ощущений больше подходит бархат, замша, вельвет, и .

Как видите, ткани для создания развивающего коврика потребуется много.

Не забывайте и о фурнитуре, которая играет здесь немаловажную роль:

  • , молнии и учат детей скреплять детали;
  • резинки, помогут прятать и доставать отдельные игровые элементы, а также изображать природные явления. Например, дождь или солнце, выглядывающее из-за туч;
  • бусинки, пайетки и разноцветные камушки будут привлекать внимание и развивать восприятие цвета крохи.

Оглянитесь вокруг, не только швейная фурнитура сможет помочь вам в создании развивающего коврика. В ход пойдет все:

  • горох, фасоль, пшено и гречка – в качестве наполнителя и создания игрушек-шуршалок;
  • шерстяные нитки – в качестве имитации травы или шерсти животных;
  • яркие фантики – в качестве вкладышей и шумового эффекта.

И это далеко не весь список материалов, что может вам пригодиться. Каждый коврик уникален, как и его хозяин. Поэтому вы сами решаете, что вам подходит для его создания.

Не забывайте только, что все материалы должны быть натуральными и не опасными для здоровья малыша.

Мелкие детали пришивайте накрепко, а ткань выбирайте с умом, чтобы та не линяла и не красила детские ладошки.

Создаем развивающий коврик для детей своими руками

Как мы уже говорили, развивающие коврики для детей бывают разными. Они отличаются не только размерами и наполнением, но и целью, т. к. создаются под конкретный возраст малыша. Поэтому сначала определитесь, как долго вы хотите, чтобы вам служил коврик, и только , что вам больше подходит. А мы попробуем разобраться, как же создать основу и чем дополнить игровое поле самых распространенных разновидностей детских ковриков.

Коврик с дугами своими руками

Так как коврики с дугами и бортиками лучше всего подходят для малышей грудного возраста, то и создавать их стоит яркими.

Помимо ранее упомянутых материалов в виде ткани и фурнитуры, нам потребуются еще и дуги. В этом нам поможет гимнастический обруч или металлопластиковые трубы.

Следовательно, для создания развивающего коврика с дугами нам потребуются:

  • однотонные ткани ярких расцветок – бязь, ситец, хлопок;
  • нескользкая ткань для обратной стороны коврика;
  • синтепон;
  • гимнастический обруч примерным диаметром 65 см или 3-4 метра металлопластиковой трубы.

Для начала определитесь с размером самого коврика.

Самым распространенным размером развивающего коврика с дугами считается 90х90 см, но вы можете сами решить, какой площади будет игровое поле вашего малыша.

Основа коврика

Раскроите из основной ткани квадрат нужного размера для лицевой стороны коврика и точно такой же из нескользящей ткани, которая станет обратной стороной. Сшейте их вместе и выверните на лицо, но оставьте достаточное отверстие для набивки.

Чтобы на коврике было мягко лежать и переворачиваться, вставьте в получившуюся заготовку несколько слоев синтепона и после этого все зашейте.

Чтобы синтепон внутри коврика не смещался и не комкался, простегайте будущий коврик (все слои синтепона и ткань), вручную или на швейной машинке.

Так мы с вами создали основу для развивающего коврика, которую можно сразу или со временем украсить игрушками и аппликациями для вашего непоседы.

Дуги

Теперь переходим к дугам.

Если вы выбрали гимнастический обруч, то вам для начала необходимо его разрезать пополам, чтобы получить каркас. Затем дуги необходимо сделать более безопасными и мягкими. Поэтому снова достаем синтепон и оборачиваем им заготовки.

Когда дугу будет не видно под слоем синтепона, и вы сочтете ее максимально мягкой и безопасной для малыша, возьмите ткань, сшейте из нее длинную трубу, выверните и вставьте в нее полученную дугу.

Соединение дуг и основы коврика

Не забудьте, что дуги вверху должны быть соединены вместе, для этого вы можете:

  • вшить в одну из тканевых трубок два шнурка, которыми и будете после перехватывать обе дуги;
  • скроить из основной ткани ленту, которой будете связывать дуги;
  • взять любую тесьму или готовую ленту.

После того, как основа и дуги готовы, остается главный вопрос, как соединить два главных элемента вместе?

Если вы не планируете собирать и разбирать коврик, то можете пришить ткань, которой обернуты дуги к уголкам коврика. Ваш развивающий коврик на этом будет готов и им можно пользоваться.

Если же вы планируете сделать его более транспортабельным, то на этапе пошива основы стоит задуматься о вариантах крепления дуг.

Вы можете скроить небольшие кармашки в виде труб диаметром на пару сантиметров большим, чем дуга, и пришить их к углам основы коврика.

Наглядно процесс такого соединения показывает Ольга Волкова в своем мастер-классе:

Вы можете прорезать основу коврика на этапе раскроя, обметать полученные петли и пришить с обратной стороны липучки. Вторую ее часть прикрепите к готовой дуге и вставьте ее в петлю. Именно так предлагает поступить Любовь Лозинская, делящаяся хитростями создания мобильного и яркого развивающего коврика в своем мастер-классе по созданию детского коврика.

Если вы планируете использовать развивающий коврик и после того, как малыш научится ходить, то дуги можно собрать и отдельно от игрового поля.

Для этого вам просто нужно обрезать их нужной длины, обмотать синтепоном и обшить тканью, а после сформировать дугу, перетянув концы одной трубы друг между другом лентой. Получится прочный каркас из двух дуг, на которой можно укладывать любой, подходящий по размеру коврик.

Расчёт длины трубы для дуг

Для этого просто умножьте диагональ коврика на число π, равное 3,14, а после поделите получившийся результат на пополам.

Например, вы хотите собрать дуги из трубы для коврика размером 90х90 см. Устанавливаться они будут в углах поля, следовательно, основание нашего полукруга и будет отправной точкой.

Итак, диагональ нашего коврика составит 126 см (90см х 1,4). Теперь нам нужно умножить полученное число на 3,14 – 126смх3,14 – чтобы получить окружность предполагаемого круга, которая будет равна 395,65 см. Но так как это длина полного круга, то нам нужно разделить его напополам – 395,65 см/2 = 197,82 см. Итого, нам потребуется два отреза металлопластиковой трубы ориентировочной длины 198 см. Если дуга получится слишком высокой, просто сократите длину трубы, пока не получите удовлетворяющий результат.

Обратите внимание, что одна труба должна быть длиннее другой на несколько сантиметров для большей устойчивости конструкции.

Коврик с дугами и бортиками своими руками

Еще одной отличительной чертой развивающих ковриков для детей помладше является наличие не только дуг, но и бортиков, чтобы непоседы оставались на месте.

Как мы уже говорили, такие коврики бывают нескольких видов:

  • с приставными бортиками;
  • с бортиками, являющимися частью большого коврика.

Приставными бортиками могут стать подушки, валики или иные мягкие ограничители.

Если же вы хотите, чтобы коврик надолго стал вашим помощником, то ваш выбор – коврик с подъемными бортиками. Ведь у него есть два размера – в собранном и разобранном виде.

Чтобы сшить такой коврик, сначала необходимо построить правильную выкройку. Для этого определитесь с размером изначального, маленького коврика. Начертите этот квадрат или прямоугольник на бумаге, а теперь по каждой стороне добавьте прямоугольник, высота которого и будет высотой стенки. Именно такой и будет ваша основа.

В местах, где бортики будут складываться, вы можете пришить шнурки или ленты. Тогда для сборки коврика вам будет достаточно плотно связать их между собой. Если вы отдаете предпочтение липучкам или кнопкам, то пришейте их по всей высоте бортика.

Более наглядно процесс создания такого коврика можно увидеть в небольшом мастер-классе молодой мамы.

Тематический или игровой коврик своими руками

И все же самым популярным среди развивающих ковриков для детей считаются игровые. Ведь на них столько интересного и веселого!

Основа такого коврика может быть сшита по-разному:

  • цельным полотном, к которому после будут пришиваться аппликации и развивающие игрушки;
  • отдельными секциями, которые будут соединяться, со временем увеличивая коврик в размерах.

Но в любом случаем потребуются:

  • несколько больших отрезов ткани;
  • синтепон или поролон в качестве уплотнителя;
  • лоскуты яркой ткани разной фактуры;
  • пуговицы, бусины и прочая фурнитура;
  • замки, липучки и резинка и др.

Для начала определитесь с эскизом вашего будущего коврика:

  • учтите размер готового изделия и будете ли вы его сшивать из лоскутов или из цельного отреза;
  • продумайте расположение игр и логический переход между ними;
  • придумайте сюжет коврика.

Очень важно, чтобы во всем, что будет происходить на коврике был смысл и закономерность. Не пытайтесь разместить игры с пчелками и ежиками посреди моря – это только запутает ребенка.

Отличной подсказкой может стать и выбор типа коврика. Вы можете сшить:

В любом случаем вам потребуется основа, сшитая из двух отрезов ткани и прослоенная наполнителем, чтобы коврик был максимально безопасным для игр.

После вы можете пришить к ней игровые элементы в необходимом вам порядке.

Если вы выбрали сюжетом карту местности – лес, автостраду или парк – то вы можете разделить поле на небо и землю. Внизу разместите деревья, дорогу, небольших животных или домики, вверху у вас останется место для облаков, солнца, птиц и самолетов.

Не ограничивайте свою фантазию, вы всегда можете дополнить коврик новым объектом, просто пришив его или поменяв с другим местами.

Используйте липучки, пуговицы и молнии для соединения игрушек. Так в небе может пролетать самолет, прикрепленный на бегунок от молнии, в доме окна могут открываться и закрываться на пуговицу, а ежик, прячущийся под кустом, может собирать яблоки или ягоду, которая крепится к нему на липучки.

Милый мягкий ежик

Создавая развивающие коврики для детей своими руками, обязательно уделите внимание разнообразию видов игрушек:

  • сшейте или свяжите шумные объекты – всыпьте в капсулу от шоколадного яйца гречку или бисер, обвяжите или обтяните тканью, придавая игрушке образ пчелки, бабочки или кролика;
  • используйте фетр для плоских аппликаций, которые будут перемещаться по игровому полю и крепиться на липучки, кнопки или пуговицы;
  • предусмотрите наличие кармашков на замках-молниях, в которых будут ;
  • вшейте в отдельные участки коврика аппликации с фантиком от конфет внутри, такое шуршание не останется без внимания у маленького непоседы.

Коллекция игрушек для коврика

Если вы еще не определились с сюжетом или не уверены в своих силах, то загляните в видео-мастер-класс авторства Handmade Портной. Здесь вас вдохновят на создание простого игрового коврика с разными элементами и принципами крепления игрушек.

Если же вы сомневаетесь в своем навыке швеи, то можно воспользоваться отличной идеей Светланы Рост, которая предлагает создать развивающий коврик на основе подушек для табуретов. Так вы сможете увеличивать или уменьшать размер игрового поля, менять местами игры и задачи, а то и вовсе на время убирать те, что уже надоели малышу.

Двухсторонний развивающий коврик

Практичные родители отдают предпочтение двусторонним коврикам, которые содержат в себе два игровых поля. Так они обеспечат своего малыша занятием на долгое время и сохранят семейный бюджет.

Но при создании таких развивающих ковриков своими руками учитывайте, что малыш будет передвигаться по нему и ему ничего не должно мешать. Поэтому стоит избегать объемных и твердых объектов, которые могут стать причиной лишних ссадин и синяков.

Как и в случае с игровыми ковриками для начала нужно:

  • придумать сюжет;
  • нарисовать эскиз и карту;
  • подготовить материалы.

После вы пришиваете все игровые объекты и липучки на подготовленные игровые поля и сшиваете их друг с другом по принципу сэндвича для стежки – складываете игровое поле, к изнаночной стороне прикладываете синтепон и кладете второе игровое поле, изнанкой к наполнителю. Сшиваете получившийся бутерброд вместе, пришиваете по краю бейку.

Для игр на таком развивающем коврике больше всего подходят игрушки из фетра, которые можно переставлять, перекладывать или использовать для обеих сторон.

Коврик-головоломка или коврик-пазл

Если же ваш малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, то ему понравится идея самому собирать себе коврик. Уже сам процесс складывания станет для него отличной игрой и проверкой логики, пространственного мышления, а также соотношения форм друг с другом. Именно для этого и были придуманы коврики-пазлы или коврики-головоломки.

Большой пазл — маленькому человечку

Чаще всего, такие коврики делают из ПВХ, т.е. в домашних условиях повторить их производство будет сложно. Но мамы-рукодельницы нашли выход и принялись шить коврики-пазлы в виде множества мягких подушек, которые можно легко соединять между собой.

Для создания таких развивающих ковриков своими руками вам понадобится:

  • ткань – лучше всего подойдет фетр, флис или хлопок;
  • наполнитель;
  • выкройка.

Для начала продумайте сколько подушек вы хотите сшить и какой формы они будут. Нарисуйте пазл в собранном виде и вырежьте каждую деталь отдельно – это и будет вашей выкройкой. Далее просто перенести ее на ткань – каждая деталь должна быть выкроена в двух экземплярах, которые после и будут сшиты в подушки.

Плотно набейте подушки синтепоном или любым другим наполнителем, зашейте отверстие и можете отдавать готовый коврик своему ребенку для игр. Он сам решит, как его собрать и что с ним делать дальше.

Чтобы добавить еще один элемент игры и проверки логики ребенка, вы можете пришить к подушкам аппликацию в виде лабиринта или дороги, которые нужно будет соединить в правильном порядке.

Более подробно разобраться с процессом создания коврика-пазла вам поможет Eclerka и ее подробный мастер-класс , в котором она делится тонкостями раскроя и пошива подушек.

Как видите, чтобы подарить своему ребенку полноценное развитие и помочь ему познать мир, не обязательно бежать в магазин и скупать все с его полок. Иногда достаточно проявить фантазию и смекалку, а также подарить ему свою любовь через создание удобного, полезного и интересного развивающего коврика. А каким он будет и чему научит вашего малыша – решать только вам.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Если на коврике много элементов, они яркие и музыкальные, то игры с ними долго не наскучат ребенку. Такую полезную игрушку можно сделать для малыша своими руками. С одной стороны, это поможет вам сэкономить, а с другой – кто, если не мама, знает, что будет для ее ребенка интересным и увлекательным? Развивающий коврик для детей, сделанный своими руками, имеет несколько преимуществ перед покупным:

  • вы точно знаете, из каких материалов сделана игрушка;
  • количество игровых элементов ограничено только вашей фантазией;
  • размер коврика, сделанного своими руками, будет таким, как вам удобно;
  • развивающий коврик будет максимально адаптирован под вашего малыша.

Для ребенка до девяти месяцев станет интересной забавой изучение различных деталек на ощупь. С малышом постарше можно играть в «путешествия», при этом игрушки будут ходить по домикам и полянкам, которые изображены на коврике. Могут «плавать» в озере, прятаться в паровозике, ложиться в кроватку.

Детский развивающий коврик должен содержать элементы, которые будут помогать ребенку осваивать окружающий мир. Это могут быть разные овощи и фрукты, деревья и цветы, солнышко и тучки, озеро с корабликом или железная дорога с паровозиком. У коврика, сделанного своими руками, может быть и музыкальный элемент: в какую-то из деталек для этого нужно вшить колокольчик.

С чего начать изготовление развивающего коврика для ребенка

Даже если вы никогда ничего не шили, попробуйте сделать развивающий коврик для детей своими руками. Вот увидите, процесс вам понравится. А результат обязательно заинтересует вашего малыша.

Давайте детальней рассмотрим создание развивающего коврика для детей в технике аппликации. Почти все материалы можно найти у себя дома. Единственное, за чем понадобится отправится в магазин – это основа для коврика, на которую мы и будем пришивать все элементы аппликаций. Итак, для создания развивающего коврика для малыша своими руками нам нужны:

  1. два больших лоскута плотной натуральной ткани;
  2. такого же размера отрез наполнителя (можно использовать синтепон или поролон);
  3. бусинки разного размера, лучше деревянные;
  4. лоскуты ткани разной фактуры, небольшие отрезки кожи;
  5. пуговицы разного цвета и размера;
  6. отрезки нитки-резинки;
  7. лента-липучка;
  8. замки-молнии;
  9. и все остальное, что вам подскажет фантазия.

Можно использовать небольшие мягкие игрушки, обвязанные крючком бусины, игрушки в виде аппликаций. Кстати, если вы умеете вязать крючком, сделайте из ниток лепестки для цветочков, милую пчелку, рыбку или шапочку для грибочка.

Как сделать развивающий коврик полезным для малыша

Первым делом нам нужен сам коврик. Для этого сшиваем два больших лоскута, внутрь вставляем синтепон или поролон (в зависимости от того, что вы купили). Основа готова. Теперь выберем сюжет для коврика. Например, это может быть «карта местности» с различными элементами – домиком, озером с парусником, цветочками, деревьями, паровозиком. Над всей этой картинкой можно вверху разместить небо с облаками и солнышком.

Вот несколько примеров замечательных развивающих ковриков, сделанных своими руками.

Можно нарисовать эскиз изделия на бумаге, а уже потом вырезать. Можно связать или каким-то другим образом изготовить детали, которые будут интересными для ребенка. Дальше рассмотрим примеры элементов аппликации для коврика.

Элемент для коврика «Божья коровка»

Для такой детали нам нужны небольшие лоскуты красного, черного и белого цвета, а также молния. Для глаз и усиков понадобится несколько бусинок. Внутрь такой божьей коровки можно спрятать другую игрушку. Это отличное наглядное пособие для ребенка, с помощью которого он научится застегивать и расстегивать молнию.

«Кораблик»

Палубу такого корабля делайте в виде кармашков. Тогда в кораблик можно «посадить» игрушки. Для аппликации нужны: лоскут белой ткани для паруса и цветной лоскут для палубы. Парус пришивайте только по центральной линии, чтобы малыш мог его отогнуть, посмотреть и узнать, что же за ним находится. А за парусом спрячьте изображение небольшой рыбки.

«Грибочек-мухомор»

Вам потребуется несколько белых пуговиц, лоскут красной и белой ткани, кусочек зеленой бахромы для имитации травы и отрезок кружева. Шляпку грибочка можно связать крючком. В качестве наполнителя для мухомора подойдет бисер, бусинки или шуршащий целлофановый пакет.

«Домик»

Для домика нужно несколько лоскутов ткани и липучка (либо пуговицы). В нем можно поселить веселого жителя. Передняя стенка домика будет открываться и малыш сможет заглянуть внутрь. Жителя делайте на липучке. Тогда его можно будет «переселить» в любое место на коврике. А открывающуюся стенку сделайте на пуговичках. Это будет дополнительным «тренажером» для ребенка.

«Мишка в кроватке»

Жителем домика может быть и вот такой замечательный мишка на липучке. Его можно укладывать спать в кроватку. Для ребенка будет вдвойне интересно, если он сможет открыть домик, а потом «разбудить» мишку, достав его из кроватки. Вместо мишки можно использовать любого другого персонажа, даже какую-то маленькую мягкую игрушку.

«Огород с овощами»

С помощью такой аппликации можно изучать названия овощей. Элементы вырезаются из лоскутов фетра. Крепить их к темному основанию огорода будем при помощи липучки. Тогда ребенок сможет отрывать овощи и менять их местами.

«Паровозик»

Колеса паровозика делаем из пуговиц. Лучше, когда они разного размера и цвета. Тогда малышу будет интереснее. Вагончики - в виде кармашков, чтобы в них могли «путешествовать» игрушки. В кабину машиниста можно посадить любого персонажа, желательно оставить вверху прорезь, чтобы его было легко сменить.

«Ягодка»

Это музыкальный элемент. В ягодку нужно вшить небольшую емкость, например, от старой игрушки «Киндер-Сюрприз». В эту емкость можно спрятать бижутерные колокольчики. Или насыпать бисера. Но колокольчики будут звучать ярче. Закрепить ягодку можно с помощью петли, чтобы малыш мог дергать ее в разные стороны и слышать музыкальный звук. Саму ягодку можно связать крючком или обшить розовой тканью.

«Цветочек, который ныряет в облачко»

Цветок - элемент, который крепится с помощью тесьмы. Благодаря своей подвижности, цветок может спрятаться в облачко и появится обратно. Облачко и цветочек легко сделать из фетра.

«Пчелка в тюльпане»

Пчелка - это тоже музыкальный элемент, как и «Ягодка». Сделана по такому же принципу, крепится на тянущейся резинке. Пчелку можно спрятать в тюльпан и достать оттуда. На фото игрушка сделана с помощью крючка, но можно пошить полосатую труженицу из желтых и черных лоскутков. А еще, вместо пчелки, в цветочке отлично смотрится бабочка.

Что еще интересного можно сделать с развивающим ковриком

Количество игровых элементов для коврика безгранично. Придумайте ежика, который с помощью липучки будет нести яблоки и грибочки, прикрепите элементы с помощью пуговиц, чтобы ребенок мог самостоятельно менять их местами. В некоторые аппликации можно вшить пищалки, и при нажатии на них будут раздаваться интересные звуки. В разных местах коврика, изготовленного своими руками, можно сделать несколько гусениц из бусин. В тучках с пришитыми молниями спрячьте дождик. А дождик - это низки голубых бисеринок, которые в любое время можно вытащить из облачка.

Музыкальный коврик для самых маленьких детей (от 6 до 9 месяцев) делается с помощью дуг, к которым крепятся разные погремушки, шуршалки и пищалки. Можно также подвесить на дуги с помощью длинного крепления и любимый прорезыватель для зубов. Ребенок будет лежать на спинке и тянуться к игрушкам, слышать интересные звуки и видеть яркие цвета. Также малыш может держаться за дуги и пытаться подняться, опираясь на них. Основой для игрушки служит небольшой мягкий коврик, ведь малыш еще не может активно передвигаться.

Для детей постарше коврики нужны побольше. Ведь ребенок растет, начинает ползать и более активно изучать окружающий мир. Чем больше разных элементов на коврике, тем лучше для малыша. Детали, которые отстегиваются или снимаются, со временем можно будет заменить новыми. Если аппликации будут яркими, то с их помощью ребенок сможет изучить цвета. Главное - не забывать, что все элементы должны быть безопасными для малыша.

В заключение

Создание чего-то нового - всегда приятный и увлекательный процесс. А если это игрушка для детей, которую вы хотите сделать своими руками, то результат такого процесса будет долго радовать вашего ребенка. Поэтому желаем вам удачи и вдохновения!

Сделать пальчики малышей более ловкими и умелыми - вот в чём основное назначение развивающего коврика. Каждая из моделей этой игрушки, представленная в данном разделе, представляет собой многофункциональный тренажёр по развитию речи, сенсорного восприятия и мелкой моторики.

Как самостоятельно смастерить подобное дидактическое пособие для малышей, подробно рассказывается во многих публикациях. Здесь же изложен и практический опыт использования развивающих ковриков. Немаловажно:"рецепты" коллег, которые Вы встретите на этих страницах, достаточно просты, и, хотя и предназначены рукодельницам, не требуют каких-либо редких материалов или "героических усилий".

Развивающий коврик - прекрасный инструмент "обучения с увлечением".

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 310 .
Все разделы | Развивающий коврик своими руками

Цель : формирование навыков посещения туалета у детей с РАС. Задачи : - вызывать положительное отношение к посещению туалета, работа над страхом шума воды. - учить детей правильно мыть руки после посещения туалета. - учить выполнять алгоритму посещения туалета Оборудование :...

Дидактическая игра «Разноцветный коврик » . Цель : развитие связной , лексико – грамматической и звуковой культуры речи, тренировка зрительный функций : прослеживание, фиксации, цветоразличение, развитие пространственных ориентировок : сверху, снизу, справа, слева, способность...

Развивающий коврик своими руками - Мастер-класс по изготовлению массажного коврика

Публикация «Мастер-класс по изготовлению массажного...»
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему "Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей". Наша ступня является настоящей картой всего нашего организма. Все наши мышцы, внутренние органы имеют свою...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Главной целью ФГОС дошкольного образования служит создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой...

Массажные коврики, дорожки здоровья своими руками Плоскостопие - это деформация стопы, которая может перерасти в очень и очень серьёзные проблемы со здоровьем в будущем. Но, к счастью, поддающаяся коррекции в детском возрасте. Лучшие средства профилактики и лечения...


Дидактическое пособие «Геометрический коврик» Цель: сенсорное развитие. Задачи: развивать умение отличать цвет, текстуру, геометрическую форму фигуры и её размер; развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции; расширять словарный запас ребёнка; закреплять навык...

Развивающий коврик своими руками - Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей»

Сегодня почти каждая мама знает дорогу к врачу-ортопеду. Многие следуют рекомендациям специалистов и приобретают для малышей ортопедическую обувь со специальной стелькой. Таких детей очень много, которые приходят в детский сад, и носят специальную ортопедическую обувь....

Человеческая стопа представляет собой проекцию всего организма. Бесконтактный массаж органов (через биологически активные точки) осуществляется при движении, ходьбе, прыжках, выполнении физических упражнений по натуральной либо искусственной гальке, камням, траве. Ортопедический...