Социокультурные модели воспитания. Воспитательные организации

Введение

Курсовая работа

Инновационные модели воспитания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Вывод

В первой части данной курсовой работе были рассчитаны параметры системы автоматического управления (САУ), осуществляющей автоматическое слежение за объектом, перемещающемся в пространстве и излучающим электромагнитные волны.

Во второй части разработан алгоритм и программа управления для станка с ЧПУ для изготовления шахматной фигуры.

Список используемой литературы :

1. Курс лекций.

2. А. И. Тяжев. «Основы теории управления и радиоавтоматика» М. 1999г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет технологии и сервиса

Кафедра педагогики

по дисциплине «Педагогика»

направления050100 «Педагогическое образование»

профиля «Технология обработки тканей и пищевых продуктов»

«Прошла защиту» Исполнитель:

Оценка__________________________ Казьмина Е.С. (гр. ТС-ТБ-21)

Дата____________________________ ____________________________

Научный руководитель:

ст. преп.Опфер Е. А.

_______________________________ ______________________________

________________________________ ______________________________

Волгоград –2014


Введение ………………………………………………………………………..........3

…….. 5

1.1. Сущностные характеристики традиционных моделей воспитания…………5

1.2. Понятие инновации в образовании....................................................................7

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практическое применение инновационных моделей воспитания …………………………………………………………………………21

2.2 .Реализация инновационной модели воспитания в современной школе и выявление ее эффективности……………………………………………………

Выводы по 2главе

Заключение ………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………….29

Приложение ………………………………………………………………………..30


Глава 1. Теоретические основы инновационных моделей воспитания

Термин «модель» в широком смысле обозначает аналог (схему, структуру) определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, концептуально-теоретического обоснования оригинала, т. е. модель является схематичным отражением существенных свойств изучаемого явления, она должна отражать его внутренние и внешние связи. Модель -это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта .



Если вести речь о моделировании педагогических процессов не только как об исследовательской процедуре, но и как об осмысливании уже существующего педагогического опыта, тогда необходима несколько иная интерпретация понятия «модель». Наиболее приемлемой представляется в данном контексте трактовка модели образовательно-воспитательного процесса, предложенная Г. Б. Корнетовым: «Это обобщённый мыслительный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамическом единстве, в широком социокультурном контексте) конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса».

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют пять основных моделей воспитания .

Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности - что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания-с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи.

Социетарная модельвоспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.). Коммунистическая система ценностей, например, на иерархическую вершину выдвигала класс трудящихся и воспитание рассматривала как воспитание труженика и борца за освобождение человечества от эксплуатации труда человека, игнорируя интересы других классов и социальных групп. Националистическая система в качестве высшей ценности принимает свою нацию и через интересы своей нации рассматривает интересы всех других наций. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена самой главной и великой нации на земле, готового служить своей нации вне зависимости от того, насколько этим игнорируются или ущемляются интересы других наций. Возможны и другие примеры. Общим для них является тот факт, что все ценности, кроме принятой в обществе или социальной группе, признаются ложными.

Гуманистическая модель воспитания опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Свободное воспитание - это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания - привести в гармонию действие этих сил.

Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного на­правления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул-реакция-подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты.

Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим. Модели воспитания иногда осознаны, иногда не вполне. В каких-то случаях бывает, что родители на словах декларируют одну модель воспитания, а на деле реализуют другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому ребенку — нет, но есть модели более проблемные, есть спорные, а есть достаточно удачные. Перечислим и откомментируем основные модели:

Правила движения

В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать… Знания, как себя вести, конечно необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения — мертвы. Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: «Драться нехорошо», «Врать плохо», «Вещи нужно класть на место», но в столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно если смысл правила ребенок не понимает: «Зачем нужно вещи класть на какое-то место, если они и так хорошо лежат?». К правилам детей нужно приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать возрасту ребенка^… Итого, если модель «Правила движения» оказывается не вспомогательной, а основной, то это модель спорная.

Сад-огород

Модель «сад-огород» имеет две разновидности — позитивную и негативную. Негативная основана на вере, что с ребенком можно обходиться как с запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе. Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье. Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет «по ложному пути». «Пороки, — писал он, — искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств». Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве, см.>. С другой стороны, в позитивной разновидности модель «сад-огород» говорит о том, что хороший садовник должен понять природу цветка, куста или плодового дерева, чтобы выращивать в нем то, что заложено в нем его природой^. Здесь в ребенке родители стараются разглядеть, каковы склонности ребенка, и поддерживают его в его стремлениях и начинаниях. При таком подходе воспитательные результаты лучше, однако сама метафора семечка, из которого разворачивается личность ребенка, представляется спорной.

Кнут и пряник

Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой — наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, «кнут» разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а «пряник» приучает ребенка без награды доброго не делать… Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дело воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы самой лучшей дрессировки^.

Светофор

В этой модели родители в своих действиях ориентируются на чувства и реакции ребенка. Чувства и реакции ребенка — это цвета светофора для родителя. Когда ребенок позитивно откликается на действия родителей, радуется действиям родителями, это для них зеленый свет, сигнал родителям: «Вперед! Все правильно делаешь». Если ребенок выполняет просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается — это желтый цвет для родителей, цвет-предупреждение: «Внимание, осторожно, кажется что-то не так! Подумай, прежде чем сказать или сделать!». Если же ребенок в протесте, это красный цвет для родителей, сигнал:» Стоп!!! Замри! В этом направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и экологично исправляй!» Модель спорная. Достоинства этой модели — чуткость к обратной связи, недостатки — легко подпасть под влияние ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или иные свои реакции…

Педагогическая шизофрения

Педагогическая шизофрения.

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам. Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фура-стье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого, "То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно". Лаплас Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего. Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3. И. Васильева, Л. И. Новикова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах). Семейное воспитание - это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Например, "силовые отношения" распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики (Делез Ж. Фуко. М. 1998). Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, обращенных к "сердцу", к вере в божественное происхождение человека. Поскольку верующие люди составляют около 90 % человечества, постольку роль религиозного или церковного воспитания очень велика. Воспитание по месту жительства - это организация общественно полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, совместная со взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, сборе макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам. А также кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. Авторитарное воспитание - тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы - семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства. Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор:

"Я - командующий" или "Я - отец". При позиции "Я - командующий" властная дистанция очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил. При позиции "Я - отец" сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее. Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен. Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: "Равный среди равных" и "Первый среди равных".

Первый вариант - "Равный среди равных" - это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах "взрослого" человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция - "Первый среди равных" - реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника. Уточним понимание демократического взаимодействия - это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегрированного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем. Однако ситуация меняется, если взаимодействуют люди, находящиеся на разных уровнях, например, иерархической служебной лестницы как в рамках одной организации, так и в условиях социума. Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников (или сотрудников в процессе профессиональной деятельности) есть единственно возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный стиль обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации. Например, в ситуации, когда педагог имеет дело с воспитанником, обладающим сильным характером (или руководитель приходит в организацию с сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов), то стиль руководства один, если же педагог выполняет роль воспитателя подростка-правонарушителя - стиль другой.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний "сверху", являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода "равнодушием" (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта. На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в "чистом виде". Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопровождаться серьезной психологической "ломкой" человека. В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания (Б. П. Битинас, Г. Б. Корнетов и др.) раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос "что" воспитывают, сколько на вопрос "почему" так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса. Обратимся лишь к некоторым идеям, лежащим в основе наиболее известных в мире моделей воспитания. Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона. Его последователи рассматривали воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы расцвета, что и предопределило бы развитие полноценной личности. Основное назначение воспитания в рамках данной доктрины - помощь воспитуемому в открытии высшего мира идей и превращение последнего в содержание личности воспитываемого. Важно научить и приучить воспитываемого пользоваться разумом, побуждаемым внутренними, врожденными императивами. Средствами воспитания и в процессе воспитания осуществляется восхождение от природного начала к высшему в человеке - духовности. Однако представители данного направления по-разному видели соотношение целей воспитания и способов их достижения. Так, например, И. Г. Песталоцци главной целью воспитания видел осознание воспитанником себя как самоценности. Его последователь Ф. Фребель считал, что содержание и форма воспитания определяются духовной реальностью, а развитие ребенка есть материальное проявление его внутреннего мира и одухотворение физического существования, И. Гербарт определял главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку интереса к самым разным явлениям. В. Дильтей так формулировал задачу воспитания - научить воспитуемого пониманию чужого мира, то есть жизни, объективированной в предметах культуры путем вживания, сопереживания и т. п., что объединяется понятием герменевтического метода.

Современные представители данного направления в понимании и организации процесса воспитания исходят из следующих положений: в основе процесса воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия воспитателя и воспитанника, описываемый как присвоение воспитуемым достижений человеческой культуры; основой воспитания должна быть самореализация личности воспитуемого, и мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого. Реализм как философия воспитания явился детерминантом концепций воспитания. Реализм в воспитании человека исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. В результате приоритет отдается методам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую деятельность, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности. Слабое место моделей воспитания, разработанных на так называемом материалистическом реализме, состоит в том, что принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности. Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления - научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности. Отсюда в основу содержания воспитания предлагается положить сам процесс решения жизненных проблем. Воспитуемые должны научиться общим принципам и методам решения типичных проблем, с которыми сталкивается человек в течение жизни, и накапливать опыт решения таких проблем в реальных условиях своей жизнедеятельности с тем, чтобы не только успешно включиться в жизнь современного общества, но и стать проводником социальных преобразований. То есть в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучшения своего благополучия, вплоть до преобразования условий в желаемом для себя направлении. Воспитание - это постоянное побуждение воспитуемого к экспериментированию с целью подготовить его к встрече с жизненными реалиями, которые полны случайностей, опасностей, риска. Воспитание должно быть нацелено на подготовку воспитанника к встрече с будущим, приучить его к разработке планов своего будущего и к выбору подходящего стиля жизни, стандартов поведения по критерию полезности. Значит, в рамках данного направления воспитание рассматривается и как проблемное, в котором изменчивы воспитательные ситуации, постоянно меняются среда и само взаимодействие индивида с воспитателем и средой, меняются передаваемый и приобретаемый опыт и сами субъекты воспитательного процесса. Основой воспитания считается воспитательное взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, как на познавательном, так и практическом уровнях. Содержание воспитания должно исходить из логики самой жизни воспитанника и из его потребностей. То есть явно видна направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника. В связи с этим цели воспитания никак не связываются с нормами и разрабатываются каждым педагогом с учетом как общих целей, так и конкретной ситуацией. Слабым местом данной модели воспитания является крайнее выражение философская прагматизма, что на практике проявляется в воспитании жестких прагматиков и индивидуалистов. Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности - что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совер-шенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания-с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи. Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.). Коммунистическая система ценностей, например, на иерархическую вершину выдвигала класс трудящихся и воспитание рассматривала как воспитание труженика и борца за освобождение человечества от эксплуатации труда человека, игнорируя интересы других классов и социальных групп. Националистическая система в качестве высшей ценности принимает свою нацию и через интересы своей нации рассматривает интересы всех других наций. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена самой главной и великой нации на земле, готового служить своей нации вне зависимости от того, насколько этим игнорируются или ущемляются интересы других наций. Возможны и другие примеры. Общим для них является тот факт, что все ценности, кроме принятой в обществе или социальной группе, признаются ложными.

Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем. Свободное воспитание - это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания - привести в гармонию действие этих сил.

Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы "стимул-реакция-подкрепление" или "технологию поведения" (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать "управляемого индивида", вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты. В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционера.

С первых дней рождения ребенка родители стремятся окружить его заботой и вниманием. Его кормят, одевают и, конечно, воспитывают.

Воспитание в широком смысле этого слова – передача накопленного жизненного опыта. Существует множество приемов и средств, которые помогают осуществлять этот процесс. Определяющим фактором при этом являются модели воспитания.

Философское осмысление жизни, которое формирует принципы и особенности системы взаимодействия, позволило зародиться моделям воспитания. Они дают ответ, почему процесс воспитания проходит так, а не иначе.

Рассмотрим некоторые базовые модели воспитания и их основополагающие факторы.

Идеализм

Ещё в Древней Греции Платон и его последователи предлагали создать идеальные условия для ребенка, чтобы с их помощью все лучшие качества и вечные идеи бытия, заложенные в его душе природой, достигли бы пика.

Главное предназначение воспитания, исходя из этой модели, заключается в том, чтобы помочь развивающейся душе открыть высший мир идей. А после воплотить полученные знания в личности молодого человека.

Приоритетное направление – приучить следовать доводам разума, который подчиняется влиянию сердца. То есть воспитание должно привести к переходу от природных инстинктов к высшему духовному предназначению.

Однако сочетание целей воспитания и способов их достижения по-разному воспринимались представителями модели.

Г. Песталоцци считал, что нужно научить ребенка понимать и принимать ценность самого себя.
Ф. Фебель предполагал, что духовная реальность определяет содержание и форму воспитания. Ребенка необходимо развивать так, чтобы его внутренний мир отражал все его действия, стремления и поступки. Все физическое существование должно быть наполнено одухотворенностью.
Гармоничное сочетание воли и этических идей, а также побуждение интереса ко всем проявлениям жизни И. Гербарт считал главными целями воспитания.
В настоящее время приверженцы данной модели полагают, что сотрудничество между взрослым и ребенком должно проходить на уровне интеллекта. Только в этом случае ребенок овладеет ценностями культуры.
Задача воспитателя при реализации данного направления состоит в раскрытии всех возможностей внутреннего мира ребенка.

Реализм

Особенность данной модели заключается в передаче опыта и знаний ребенку так, как он может понять и принять их сразу. Обязательно учитывается возраст и личностные предпочтения.

Воспитание должно естественно и непринужденно помогать узнавать мир, побуждая его к новым видам деятельности и правильному поведению.

Главным считается влияние на разум и действия. Эмоциональная сфера выступает второстепенным фактором в развитии.

Материализм

Модель, основополагающим фактором которой являются внешние условия и обстоятельства, влияющие на воспитание, называется материалистической.

Недостатками этой формы воспитания являются заниженные значения знаний о природе самого человека, а также неприятие всего того, чего нельзя объяснить с научной точки зрения.

Прагматизм

Эта модель предполагает, что цель воспитания — научить ребёнка совершать правильные поступки здесь и сейчас. Последователи данной модели уверенны, что воспитание не призвано готовить к будущему, оно обязано учить настоящему.

Ребенок должен уметь решать проблемы, которые возникают ежедневно. После приобретения нужного опыта в детстве, взрослый человек сможет добиться успеха во многих жизненных ситуациях.

Дети должны уметь использовать важные принципы и методы для решения сложных жизненных задач не только для того, чтобы стать активным членом общества, но и для того, чтобы служить в дальнейшем его преобразователем.

Следовательно, ребенку не стоит приспосабливаться к жизни, а нужно самостоятельно искать пути преодоления жизненных проблем.

Использование данной модели в чистом виде крайне нежелательно, так как она может привести к появлению взрослых прагматиков и индивидуалистов.

Антропоцентризм

Эта философия справедливо предполагает преображение и обновление человеческой сущности в связи с бурными изменениями окружающего мира. Процесс воспитания не ограничен какими-либо нормами и не имеет идеала, поэтому является постоянным, не имеющим завершения.

Предусматривает образование среды, которая будет максимально благоприятной для развивающейся личности.

Задача воспитателя – помочь ребенку развиваться самостоятельно, проявляя индивидуальность, совершенствуясь в творчестве и так далее.

Социум

Методика считает нормой ориентир на социальный заказ общества, который является наивысшей ценностью.

Модели и стили воспитания характеризуют взаимоотношения между человеком, занимающимся воспитанием и образованием, и ребенком. Рассмотрим основные подходы к воспитанию, которые поясняют текущий воспитательный процесс.

Гуманизм

Гуманистическая модель позволяет раскрыть особенности ребенка, сформировать интересы и активную жизненную позицию. Основная цель гуманистического стиля — воспитать свободного человека, способного отвечать за собственную жизнь и поступки, а также умеющего сделать правильный выбор жизненных принципов и ценностей.

Воспитательный процесс должен помочь принять ребенка таким, каков он есть, оказывая помощь, не навязывая свою точку зрения.

Гуманистическая модель воспитания популярна в образовательном процессе всего мира. Она завоевывает все большую популярность у нас в стране, где идёт активный пересмотр сложившейся в ней ранее парадигмы.

Свобода выбора

Демократическая модель, которая направлена на создание условий для самостоятельного выбора жизненных целей и собственной позиции. Дети должны четко осознавать, что они несут ответственность за свою жизнь.

Последователи этой модели считают, что развиваться личность может тогда, когда имеет свободу выбора, сделать который может только критически мыслящий человек, понимающий социальную среду. Задача воспитателя — помочь ребенку понять собственные потребности и проявление своего «я», общество, которое его окружает. Научить правильному поведению в определенных ситуациях.

Авторитарность

Цель воспитания по этой модели – четкое и безоговорочное управление ребенком, подавление его естественных желаний, навязывание собственного видения мира.

С помощью угроз, запретов и приказаний предполагается воздействовать на личность.

Нежизнеспособность данной модели очевидна.

Моделирующая деятельность

Выбор модели воспитания – важная составляющая всего воспитательного процесса, который предусматривает всестороннее и гармоничное развитие личности. А оно невозможно без понимания своего места не только в обществе, но и в окружающем мире.

С самого рождения маленький человек начинает чувствовать, видеть и наслаждаться окружающей его природой. Познавая её, он учится жить в гармонии с самим собой и другими людьми.

Инновационный метод моделирования позволяет облегчить процесс познания. Основой данного метода является принцип замены настоящего предмета или явления другим, раскрывающим сущность скрытых явлений.

Процесс моделирования, а также использование моделей являются важной составляющей экологического воспитания.

Эффективны в обучении предметные модели, которые копируют внешний вид и основные характеристики объектов или явлений. В качестве примера можно привести аквариум. С помощью этой модели воспроизводится жизнь рыбок в водоемах. Обычная игрушечная рыбка – тоже предметная модель, которая расскажет детям о внешнем виде рыб.

С детьми дошкольного возраста эффективной для обучения является географическая модель – календарь природы. С помощью него детям показывают регулярно сменяющиеся явления в природе.

Календарь природы играет большую роль в экологическом воспитании детей. Ведь с его использованием познание явлений природы происходит дважды: в момент создания модели и в период её использования на занятиях.

Демонстрировать модели можно на различных стадиях урока. Однако особо эффективным будет их применение на занятиях по обобщению и систематизации.

Запреты и наказания

Важная составляющая моделей воспитания — регулирование запретов и указаний.

Родители имеют ясное понятие о том, можно делать ребенку, а что находится под категорическим запретом.

Точки зрения на природу запретов разнятся. Насколько часто нужно запрещать детям что-либо, в каком виде должны преподноситься запреты и какими они должны быть – вот неполный перечень вопросов, которые волнуют матерей и отцов.

Многие родители не всегда понимают сущность моделей воспитания. Например, изучив теоретические составляющие какой-либо модели, они уверенны, что используют её. Однако на практике реализуют другую или комбинируют несколько видов.

Важно отметить тот факт, что не существует идеальных моделей, которые бы служили панацеей от всех проблем в воспитании. Многие из них вызывают противоречивые отклики. Некоторые можно использовать только в комплексе.

Рассмотрим основные модели воспитания, используемые в семейном воспитании.

«Узкий коридор»

Вся жизнь ребенка подчинена жесткому регламенту. Его поведение находится под строгим контролем.

Многие родители, действуя в интересах ребенка, могут использовать ситуацию «узкого коридора» (постоянный контроль и запреты) в качестве временной меры воздействия. Например, при подготовке к важным экзаменам заниматься необходимо исключительно учебой.

Если ребенок эмоционально силен, то с помощью этой модели есть все шансы вырастить дисциплинированного и ответственного человека, требовательного к себе. Однако она может и сломать неокрепшую психику детей. В результате чего они вырастают бездеятельными, не способными самостоятельно принимать решения.

Эффективность использования этой модели зависит от взрослых. Чаще всего применение метода «узкого коридора» обычными родителями, не имеющими специальной подготовки, заканчивается зарождением страха перед жизненными трудностями, а не закаляет характер.

Этот метод применяют в работе с трудными подростками или в переломные этапы жизни детей, когда иные средства воздействия не оказали должного эффекта.

Дети с самого раннего возраста пытаются манипулировать взрослыми, проверяя границы дозволенного. В таких ситуациях родители должны показать свою лидирующую позицию, проявить твердость в принятых решениях. В этом случае кратковременное использование модели «узкий коридор» тоже будет продуктивной.

Однако многие родители неосознанно используют эту методику только в качестве карательных мероприятий, когда ребенок окружен одними запретами и наказаниями, причем достаточно строгими. Взрослые путают понятия дисциплина и беспрекословное подчинение.

Безусловно, данная модель воспитания вызывает множество споров. Её эффективность бесспорна, если область применения временная или вынужденная. Использовать модель «узкого коридора» в чистом виде недопустимо.

«Педагогическая шизофрения»

Интересная модель, которую, к сожалению, неосознанно используют во многих современных семьях. Предусматривает многочисленные запреты, выполнять которые совершенно необязательно, потому что никаких последствий за непослушание у ребенка не будет.

Мама просит не бегать на площадке, а малыш не обращает на ее просьбы никакого внимания. Мама, вместо того, чтобы настоять на своем, лишь горько вздыхает. Отец просит подойти к нему, угрожая наказанием, если этого не произойдет, а ребенок продолжает играть. Естественно, никакого наказания он не получит.

Дети, которых воспитывают так, ощущают полную безнаказанность. Детская психика воспринимает подобные запреты своеобразно. Делать многие вещи, конечно, нельзя, но если перестать слушаться родителей, то можно.

На определенном этапе такого воспитания у родителей все-таки сдают нервы, и они могут ударить, накричать, отобрать. Однако всплеск эмоций проходит, и все становится на свои места.

Естественно, что после такого воспитания вырастет хитрый, изворотливый и наглый потребитель.

«Естественное воспитание»

Приверженцы этой модели считают, что ребенку в момент взросления необходимо предоставить полную свободу действия, исключив всевозможные запреты и наказания.

Несмотря на то, что методика граничит с вседозволенностью, применение ее элементов вполне допустимо. Например, если дитя отчаянно сопротивляется надевать шапку зимой, ему разрешают поступить так, как он хочет. Однако через несколько часов пребывания на холоде он попросту замерзнет. Следовательно, ребенок начинает понимать, что родителей нужно слушаться не потому, что они хотят испортить ему жизнь, а потому что взрослые стремятся помочь и показать истинные проявления жизни.

При грамотном подходе взрослых ребенок вырастет в такой семье уверенным в себе, способным к принятию самостоятельных решений. Однако в школе он может столкнуться с рядом трудностей. Например, он искренне будет поражен, когда ему запретят выйти из класса тогда, когда ему захочется.

«Просторный дом»

Популярная и действенная модель воспитания. Ребенку предоставлена свобода действий, однако существует список четких запретов, который известен малышу. Растущий человек не должен выходить за рамки дозволенного, при этом может выбирать способы взаимодействия с окружающим миром самостоятельно.

В такой семье все члены относятся друг к другу с уважением и пониманием. Семейные ценности – важное и непоколебимое понятие. Обязательно наличие идеала, к которому нужно стремиться. Родители прививают детям стремление к постоянному развитию, лидерству, умению анализировать свои поступки.

Выбор модели

Большинство моделей воспитания не предусматривают употребление их в чистом виде. Многие родители, причем часто неосознанно, используют их комбинацию. К тому же педагогическая наука еще не изобрела такой модели воспитания, которая безоговорочно подошла бы определенной семье, конкретному ребенку. При выборе методов воздействия родители и воспитатели должны учитывать особенности детей, их уровень развития и склонности.

Для выявления оптимальной модели воспитательной работы учителю важно, во-первых, определить ее закономерности, принципы и отличительные признаки. Во-вторых, в соответствии с ними требуется определить оптимальные параметры модели, алгоритма и технологии воспитательной работы. Использование системно-целостного подхода дает возможность синтезировать наиболее продуктивные подходы и на такой интегрированной основе создать оптимальную систему воспитательной работы в учреждении.

Системно-целостный подход предполагает рассмотрение воспитания во всех его измерениях. Он указывает на необходимость его понимания в широком (общем) и узком (конкретном) смысле. В широком смысле воспитание отождествляется с социализацией, то есть рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта. Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой.

В таком взаимодействии воспитатель и воспитуемый одновременно выступают субъектами самоизменения и объектами воздействия. Благодаря такой субъект-объектной активности каждый человек формируется как целостный феномен с макрохарактеристиками: индивид (природная особь), личность (член общества, учебного коллектива, семьи и пр.), субъект деятельности (эффективный участник профессиональной и иной деятельности, повседневных отношений и личностного развития), индивидуальность (самобытная, неповторимая натура). Основными участниками такого воспитательного процесса являются различные коллективы, группы, общественные институты, отдельные граждане.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны, воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемого, а с другой – воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку школьников к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей. Характер взаимосвязей и воспитательные функции каждого субъекта регулируются действующим законодательством, педагогическими принципами и направлены на обеспечение успешности личности.

Воспитание имеет собственную область деятельности и охватывает все сферы жизни и труда. Качественно новое состояние воспитательной деятельности достигается на основе разрешения комплекса противоречий, соблюдения закономерностей новой реальности и обусловленных ими принципов воспитания. Это соответствует интересам общества и потребностям учеников.

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не только активное взаимодействие различных субъектов на индивидуальном и групповом уровнях в рамках образовательных структур, но и активные контакты с другими социальными институтами (семьями, местными государственными, коммерческими и иными структурами).

Воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. В ней можно выделить модель, алгоритм и технологию, которые детерминированы закономерностями и принципами воспитания.

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Основные цели и задачи воспитания граждан сформулированы в законодательных актах Российской Федерации и конкретизированы в документах органов государственного управления.

Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Основными задачами воспитания являются следующие:

· формирование научного мировоззрения у школьников, основу которого составляют патриотизм, нравственность и приверженность закону;

· развитие положительной мотивации в труде, творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в решении практических задач;

· гармоничное, целостно-ориентированное развитие каждого школьника на единой основе его возможностей и требований общества;

· усвоение общечеловеческих ценностей, исторического опыта и патриотических традиций Отечества;

· обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе на основе уважения к закону, сложившихся социально значимых внутриколлективных норм;

· активизация роли воспитания в едином и целостном укладе повседневного труда и жизни.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов:учителей, воспитательных и других органов, всего персонала, коллективов, общественных институтов, семей и др.

В процессе достижении целей и задач воспитания реализуются возложенные на него функции. К основным функциям воспитания можно отнести следующие;

· формирующе-развивающая состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у учеников и коллективов социально-ценностных характеристик, а также продуктивную реализацию их творческого потенциала в общественно-значимой деятельности;

· информационно-коммуникативная обусловливает активное влияние воспитания на процесс познания в коллективе, а также развитие социально значимых связей и взаимоотношений в коллективах;

· мотивационно-мобилизующая состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов труда к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций в коллективе;

· профилактико-перевоспитующая заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера работника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований.

Субъектом воспитательного процесса традиционно считается учитель, а объектом – ученики и школьные коллективы. Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач все чаще наблюдаются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимную активность и взаимодействие учеников и учителей в качестве полноправных участников. Таким образом, субъектами воспитания выступают все члены школьного коллектива, сами коллективы, различные социальные органы и организации.

Такой характер взаимоотношений стимулирует обоюдную активность: как учителя, так и, что особенно важно, ученика. Это обусловлено тем, что любой человек эффективно развивается и формируется тогда, когда ему предоставляется возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал и активность. Воспитание становится плодотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам личности. В этом случае объект воспитания не только правильно понимает воспитующее воздействие, но и принимает его и активно исполняет все содержащиеся в нем требования.

При таком подходе внешнее воспитующее воздействие эффективно влияет на ученика, причем только прохода через внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.

Важно понимать, что множество взаимоотношений и взаимодействий, в которые вступает человек, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них стимулируют деятельность и формируют мотивы поведения; другие оказываются нейтральными; третьи – вызывают сопротивление. В воспитании спонтанно проявляются природные сущностные силы человека. Все это характеризует человека как целостный феномен, который одновременно является как субъектом, так и объектом воспитания.

В качестве субъекта воспитательного процесса человек предстает как развивающаяся индивидуальность. В основе такого развития лежит не только социальная среда, но и природные силы, духовный мир человека. Здесь он осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий и поступков. Появляется возможность ставить собственные цели деятельности. Любой человек стремится к активно-деятельностному самопроявлению, самосознанию, самопознанию и самоутверждению. Человек как субъект воспитательного процесса представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия, принимая их или сопротивляясь им.

Другим полноправным субъектом воспитательного процесса является учитель. Он становится им уже потому, что живет, действует и делает выбор нравственного поведения для удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии учеников. Кроме того, учитель становится субъектом воспитательного процесса тогда, когда осознает смысл и цель труда, ответственность за свое влияние на учеников. Тем самым учитель реализует свою потенциальную возможность и обязанность быть активным воспитателем. Именно он руководит и несет ответственность за организацию эффективного воспитательного процесса в классе, школе.

Третьим участником воспитательного процесса является коллектив, где каждый ученик находит благоприятные условия для своего развития, удовлетворения собственных потребностей и интересов, применения своих способностей для самосовершенствования, самоутверждения и самопроявления. Как субъект воспитания коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, во многом обусловливает его деятельность, формируя мировоззрение, методологию, продуктивную практику труда и жизненную стратегию. В то же время коллектив является и объектом воспитания для учителя.

Нельзя упускать воспитательные возможности, которые могут быть особенно полезными, если воспитание осуществлять совместно с общественными институтами, государственными органами, семьями и другими субъектами воспитания. Характеристика воспитательного процесса была бы не полной без учета социальной среды, окружающей действительности, воспитательное воздействие которых носит объективный характер, а сила влияния зависит от степени их реальной включенности в воспитательные отношения.

Итак, в воспитательном процессе диалектически взаимодействуют его субъекты: учитель, школьники, коллектив и др., которые одновременно являются и его объектами. Продуктивность воспитания во многом зависит от знания учителем закономерностей, принципов воспитания.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздействие на весь уклад их деятельности. Их действие выражается в сущностных характеристиках данного феномена.

Системный характер воспитания проявляется как целенаправленное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов образования, регулируемое действующим законодательством, педагогическими принципами и направленное на обеспечение успешного формирования школьников как патриотов России, гармонично развитых личностей.

Современная реальность свидетельствует о том, что в воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить собственно педагогические закономерности воспитания . К ним относятся следующие.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками образовательной деятельности.

2. Соответствие модели, алгоритма и технологии воспитания требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций, предназначению конкретного коллектива.

3. Усиление цивилизационно-технологического компонента в формировании социальных субъектов –учеников, школьных коллективов и обеспечении их общественно значимой активности.

4. Формирование и проявление сущности ученика как результат его самовыражения в жизни и труде. Эта закономерность проявляется в том, что все проблемы общества, его объективные потребности, перспективы и цели, в конечном счете, живут, функционируют как сумма индивидуально-конкретных интересов, забот, целей конкретного человека с его макрохарактеристиками – индивид, личность, субъект труда и индивидуальность.

Следовательно, проживая жизнь в неповторимо-индивидуальном варианте, ученик должен получать достаточно конструктивных воспитывающих импульсов, которые ориентируют и способствуют его продуктивной самореализации и взаимной полезности обществу, конкретному коллективу. Такое обеспечение гармоничного развития человека как природного индивида, личности, субьекта труда (учебного) и индивидуальности является одновременно наиболее выгодным для интересов образовательной деятельности.

5. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях.

В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности учеников. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей учеников, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуется координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем выдвижения пакета принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Так же, как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание требований принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет учителю сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно и уверенно достигать поставленной цели воспитания. Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного процесса в учреждении.

Однако принципы воспитания не догма, а их требования – не свод инструктивных указаний. Это своеобразный компас, руководство к действию для воспитателя, предполагающее творческий подход к работе с различными категориями школьников, позволяющее учитывать особенности этой работы в каждом конкретном случае.

Систему основных принципов воспитания школьников можно сгруппировать по различным основаниям. Например, целесообразно выделить принципы, очерчивающие такие сферы воспитания, как содержание, организацию, руководство воспитанием. При выделении данных групп принципов важно правильно их понимать. Группы принципов содержательного характера позволяют ответить на вопрос, что делать в воспитательной работе. Организационные принципы указывают на то, как, каким образом осуществляется воспитание. Принципы руководства воспитанием указывают на роль и место субъектов воспитательного процесса.

Содержание воспитания детерминируют такие принципы: конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания; соответствие содержания характеру решаемых задач и потребностям людей; гармоничность содержательных составляющих воспитания – государственного, патриотического, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического, эстетического воспитания; взаимодействия и взаимоотношений в коллективе и др.

Организация воспитаний осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов: воспитание в процессе труда и повседневной жизни; воспитание в коллективе и через коллектив; субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений, реализуемых на правовой основе; опора на положительное в личности и коллективе; полнота охвата воспитанием всех субъектов труда и сфер их функционирования; активность, системность и конкретность воспитательных мер; сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; оптимизация воспитательного процесса и др.

При руководстве воспитанием учитываются следующие принципы: правовая доминантность учителя в воспитательной деятельности; активность и адекватность воспитательных решений стоящим задачам и обстановке; обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия; позитивно-мотивационная направленность воспитательного воздействия; стимулирование социально-ценностной активности учеников и школьных коллективов; учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей всех категорий учеников; обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера и самовоздействия, упражнения (тренинга); поощрения, уважения к ученикам и требовательности к ним и др.

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, их требования зачастую вытекают одно из другого, обусловливают развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход учителя к воспитанию школьников, комплексное воздействие на каждого из них и на коллектив класса в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, и реализуются в процессе их практического применения. Они тесно связаны с принципами обучения, что обеспечивает воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению воспитательных задач. Нельзя в одних случаях поступать в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко и разрушает весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к воспитанию учеников и школьных коллективов. Для понимания требований каждого принципа важно представить их системно.

Проследим данный процесс на примерах раскрытия требований некоторых принципов, выделенных из каждой отмеченной группы.

Рассмотрим действие принципа, определяющего содержание воспитания, который сформулирован как конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания. Он определяет общую направленность процесса воспитания школьников, обеспечивая внутреннюю связь между всеми принципами, методами, средствами и формами воспитания, между позициями различных категорий учителей в учреждении. Основными требованиями рассматриваемого принципа являются следующие:

· Ясное и четкое понимание всеми учителями целей и задач воспитания, идейная ориентированность всех воздействий и мероприятий, неуклонное проведение в каждом из них политической линии государства.

· Тесная связь воспитательного процесса в учреждении с жизнью страны и общества, с теми конкретными задачами, которые решаются ими.

· Плановость и четкая организация учителем воспитательной работы, недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств, форм, приемов и методов решения воспитательных задач.

· Формирование у школьников заинтересованного и активного отношения к процессу самовоспитания, привлечение их к участию во всех видах общественной деятельности в образовательном учреждении.

Воспитание всегда социально детерминировано. Цели, задачи, содержание воспитания работников определяются государством. Их практическая реализация осуществляется педагогами.

Целенаправленность и содержание воспитания находят свое конкретное отражение в законодательных актах государства, документах исполнительных органов управления и служат своеобразным компасом в педагогической деятельности учителей.

Таким же образом можно выделить один из группы принципов, определяющих организацию воспитания, и обозначить его требования. Например, воспитание в процессе труда и повседневной жизни предполагает соблюдение учителем следующих основных требований.

Сочетать практическую деятельность школьников с воспитательными воздействиями на них, организовывать и проводить действенную морально-психологическую поддержку во всех видах труда. Развитие личности происходит в ходе деятельности. Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в назидательных беседах и разговорах (хотя и это важно), а во включении человека в труд, в общественные взаимоотношения в коллективе.

Добиваться сознательного отношения школьников к учебе, труду и общественной деятельности, понимания социальной, воспитательной значимости; поднимать престиж и вести пропаганду ценностей избранной деятельности.

Активизировать профессиональную учебу и деятельность школьников, добиваясь их соревнования и состязательности, показывать и пропагандировать примеры инициативы, проявленных при исполнении ими своих обязанностей.

Таково краткое содержание некоторых из выделенных принципов воспитания. Система принципов постоянно развивается и совершенствуется как в направлении более детального и глубокого раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов воспитания, обусловленных потребностями педагогической практики, передовым опытом воспитательной работы.

В связи с этим необходимо отметить, что ученые-педагоги сегодня ставят на повестку дня разработку содержания таких принципов воспитания, как прогнозирование процесса воспитания; перспективы развития людей в процессе воспитательной деятельности; сочетания доверия к личности с повышением ее ответственности за последствия своей деятельности, поведение, поступки; единства самовоспитания и воспитания; авторитетности воспитателя и других.

Рассмотренные и перспективные принципы воспитания составляют методологическую и организационно-прикладную основу воспитательной деятельности, один из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и мировоззрения, творческого подхода учителя к воспитанию школьников и коллектива в целом. Как исходные педагогические положения принципы воспитания регулируют процесс применения методов, средств, приемов и организационных форм воспитательной работы.

Незнание принципов воспитания, отступление от их требований или частичное, неполное, выборочное претворение в жизнь неизбежно приводит к «браку» в воспитательной работе, разрушает ее логику, снижает ее эффективность.

В целом закономерности и принципы воспитания определяют методологию, логику, содержание и организацию воспитательной работы, Знание данных организационно-педагогических основ воспитания позволяет создать его оптимальную архитектонику. Она включает в себя модель, алгоритм и технологию воспитательной деятельности учителя. Овладение данными фундаментальными составляющими воспитания дает основание учителю творчески реализовывать свой потенциал в этом приоритетном деле и добиваться высоких практических результатов в труде.

С точки зрения содержания воспитание классифицируется по различным основаниям. Обобщенно оно включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. В зависимости от того или иного аспекта выделяют гражданское, идейное, политическое, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, экономическое, профессиональное воспитание и т.п. По институциональному признаку выделяют школьное, внешкольное, семейное, воспитание по месту жительства и др. По принципам и стилю взаимоотношений выделяют авторитарное и демократическое воспитание. Рассмотрим некоторые из них.

Патриотическое воспитание направлено на распространение среди школьников конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявлениям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма.

Правовое воспитание призвано обеспечить формирование правового сознания и культуры труда и повседневной жизни в соответствии с требованиями законов, принятых принципов и норм. Оно связано с формированием уважения к Конституции РФ, законам и правопорядку.

Нравственное воспитание направлено на утверждение в сознании школьников социально-ценностных приоритетов, приобщение к богатствам современной культуры, формирование целостного мировоззрения. Оно базируется на общечеловеческих и национальных нравственных ценностях, формирует сознание гражданского долга, привычку соблюдать нормы морали и в быту, человеческого отношения с товарищами, бережного отношения к материальным ценностям.

Эстетическое воспитание призвано развивать здоровые эстетические вкусы, представления о добре и зле, красивом и безобразном, осознание прекрасного; ощущение безвкусного, вульгарного и т. д., понимание красоты труда, культуры поведения.

Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, который в полной мере несет ответственность за жизнь и условия обитания на Земле. Оно развивает активное и бережное отношение персонала к окружающей среде, природе, среде обитания.

Физическое развитие преследует цель формирования физической культуры, укрепления здоровья, развития необходимых физических качеств, здорового образа жизни.

Средой, которая изначально и приоритетно востребовала интеграцию всех перечисленных направлений воспитания, является семья. Семейное воспитание аккумулирует отношения родителей и детей, доводит «до логического завершения» все жизнедеятельностные аспекты развития человека. Семья является той социальной ячейкой, где берут начало и сходятся многие факторы, детерминирующие успешность и полноценность реализации жизненной стратегии человека. Поэтому очень важно добиваться благоприятных семейных отношений, активного причастия всех членов семьи в судьбе и реальной жизненной обустроенности каждого ее члена. Именно в семье закладываются основы характера человека, формируется жизненная направленность, основные ценности, модели, алгоритмы и технологии достижения жизненных целей.

Все составные части воспитания отражают содержательную сторону единого процесса, построенного на основе идей Российского государства, многовековой практики жизни. Комплексность воспитания дает возможность формировать человека как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его макрохарактеристики – индивид, личность, субъект труда, индивидуальность.

Процесс воспитания можно представить следующим образом: включение человека в систему отношений всех субъектов воспитания; связей и отношений в коллективе; эффективное влияние на показатели труда и жизни школьников и членов их семей; совершенствование воспитательного процесса.

Основу структуры процесса воспитания составляют следующие его элементы: субъект воспитания, объект воспитания, цель воспитания, система отношений, система воздействий, система взаимосвязей между элементами, входящими в структуру процесса воспитания. Их анализ способствует более глубокому понимания психолого-педагогического механизма формирования у людей тех или иных качеств.

Какова же логика процесса воспитания? Воспитатель, познав цель воспитания, осуществляет целенаправленные воздействия на школьников, коллектив. Для достижения воспитательной цели представляется три канала – непосредственного воздействия; опосредованного воздействия путем влияния на воспитуемого усилиями других школьников или создания желаемых условий; воспитание через самовоздействие (самовоспитание). Здесь особое внимание следует обратить на эффективность использования как традиционных, так и инновационных способов. В частности, не теряет своей актуальности такое средство, как личный пример воспитателя. На его огромную роль в процессе воспитания обращали внимание все выдающиеся педагоги.

Результаты обобщений о воспитании в коллективах, касающихся выделения закономерных связей, принципов, структуры, функций, направлений и других аспектов, позволяют представить их в виде модели.

Структурно-динамическая модель воспитательной деятельности в коллективе – это система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также характер и механизмы взаимодействий и взаимоотношений в воспитательной работе. Модель позволяет перейти к воспитанию в учреждении как к целостному деятельно-воспитательному процессу, в котором учитель обеспечивает объективно востребованные субъект-субъектные отношения и оптимальность воспитательного воздействия. Цели, задачи, реальное положение дел и потребности воспитания в конкретной ситуации указывают учителю конкретное содержание каждого компонента модели.

Алгоритм воспитательной деятельности учителя представляет собой систему требований (принципов и норм) к осуществлению организационных и воспитательных действий, последовательное выполнение которых придает всему воспитательному процессу результативный характер. Требования к воспитательной работе определяются новой концепцией воспитания, которая сформулирована в соответствии с закономерностями и принципами воспитания. Алгоритм воспитательной деятельности указывает на строгую ее последовательность: анализ фактического положения, выявление противоречий в целостном деятельно- воспитательном процессе и определение путей их разрешения; планирование эффективных воспитательных мер и организация их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия; создание условий для эффективного воспитания в учреждении; оценка результатов воспитательной деятельности и коррекция всего деятельно-воспитательного процесса.

Данный алгоритм оказывается эффективным при условии, если учитель будет активно, последовательно и конкретно следовать его логике. Это позволит оптимально и эффективно осуществлять воспитательный процесс.

Итак, воспитание – это сложный процесс, но в любом случае генератором его развития и эффективности выступает учитель. А. С. Макаренко, характеризуя воспитательный процесс, писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – <...> педагоги». Важно, чтобы данный процесс развивался в рамках оптимальной архитектоники и в соответствии с логикой. Их оформление закреплено в модели и алгоритме воспитания.