Сценарий праздника рождество христово для воскресной школы.

Сценарий праздника «Рождество Христово» в начальной школе.

Ход праздника:

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня мы хотим вам рассказать об одной православной традиции русского народа.

А что это за торжество вы узнаете, когда отгадаете загадки:

1.Средь зимы - большое торжество.

Великий праздник - Христово… РОЖДЕСТВО

2.Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-

На земле родился …. ИИСУС ХРИСТОС

3.Где родился наш Спаситель-

Место вам известно всем

Ну, скорее назовите.

Это город… ВИФЛИЕМ

Что за праздник вы узнали? (Рождество)

Рождество … Есть в нем что–то волшебное, загадочное и необъяснимое.

Рождество … Этот праздник полон волнующих ожиданий, предвкушения чуда и надежд.

Рождество … Сегодня, как и две тысячи лет назад, это праздник милосердия и добра.

(дети исполняют песню «Рождественская песенка»)

Звучит Благовест (праздничный колокольный звон).

Учитель:

Слышите, слышите - колокольный звон!

Он возвещает нам большую радость - рождение Господа нашего Христа!

Христос рождается - прославьте

Христос с небес - Его встречайте!

Христос - Спаситель на земле!

К Нему вы сердцем возноситесь

И всей душой возвеселитесь!

(Выходят дети)

1-й ребенок.

Несем вам весть из Вифлеема -

Оставьте все свои дела!

В том граде Пресвятая Дева

Младенца ночью родила!

2-й ребенок.

Слушайте, разумейте, внимайте,

Господа своего восхваляйте

И Святую Маму его!

3-й ребенок.

Новостью этой жить все народы

Будут до дней Конца.

Свет Вифлеема по всей Вселенной

Льет нам любовь Творца!

4-й ребенок.

Слушайте, разумейте, хвалите!

Господа ныне благодарите

И Святую Маму Его!

(Дети возвращаются на места.)

Учитель:

Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи! Хотите?

Дети.

Да!

Учитель:

Ну, тогда слушайте и смотрите!

(просмотр мультфильма "Рождество Христово")

Учитель:

Празднику Рождества Христова поэты и композиторы посвятили свои произведения.

( дети читают стихи)

1 ученик:

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат;

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие горят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели пастухи

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

2 ученик:

Даровал Господь Младенца Деве,

Пресвятой Божественной Марии.

Не в палатах царственных, а в хлеве

Встретил мир явление Мессии.

В нищете Рождённый не угадан,

Но пришли к нему волхвы с Востока,

Злато, смирну и душистый ладан

Принесли с собою издалёка.

3 ученик:

Над горной пещерой сверкала звезда,

И спал Вифлеем в тишине сладких грёз.

Великое счастье свершилось тогда-

Родился Спаситель для мира – Христос!

4 ученик:

Того, Кто вечно был и есть,

Рождает миру Дева днесь.

И неприступному Ему-

Непостижимому уму

Земля нашла уже приют.

И в небе ангелы поют,

5 ученик:

И пастухи спешат с холма,

И пред Звездой теснится тьма,

И за звездой идут волхвы.

И в эту ночь познали мы,

Как ради нас родиться мог

Младенец – Он же вечный Бог.

6 ученик:

Мир тонул в грехах, в печали…

Где спасенье - вот вопрос.

А пророки предвещали,

Что рождается Христос.

И Спаситель к нам явился,

Знал, что мир лежит во зле.

По смирению родился

Царь небесный на земле.

7 ученик:

Встаньте и пойдите

В город Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем:

«Спас пришёл к народу,

Спас явился в мир!

Слава в вышних Богу,

И на земли мир!

Там, где отдыхает

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего мира Царь!»

Дети исполняют песню «Ночь тиха над Палестиной»)

Ученик:

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землёй зажглась Звезда.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом…

Поздравляем с Рождеством!

Учитель: Ребята, а вы знаете, почему символом Рождества стала елка?

Сценка «Придание о рождественской елке» неизвестного автора.

Святая ночь! В Вифлееме родился спаситель мира» Все по – своему принимают участие в великом этом торжестве: люди, луговые цветы и деревья!

Счастливее всех три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный ангелами. Эта стройная пальма, прекрасная маслина и скромная зеленая елка.

Пальма говорит Маслине:

Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары!

Елка:

Возьмите и меня с собой!

Пальма:

Куда тебе с нами!

Маслина:

И какие дары можешь ты поднести Божественному младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмелясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Ангел:

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

Пальма:

Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день!

А маслина наклонила свои ветки, и с них закапало душистое масло.

Маслина:

Пусть вся пещера наполнится божественным благоуханием.

С грустью, но без завести смотрела на это елка.

Елка:

Они правы, где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному младенцу!

Ангел:

В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих подруг!

И ангел взглянул на небо. Темное небо было усеяно сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться прямо на зеленые ветки елки и скоро вся она засияла блестящими огоньками. Когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он взглянул на нее, улыбнулся и протянул к ней ручки. Возрадовалась елку, старалась осветить пристыженных стоящих в тени маслину и пальму. За их зло она платила добром. И ангел видел это.

Ангел:

Ты доброе деревце, милая елка и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника.

(дети исполняют песню

«Про елочку» )

1.В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

И вечной жизни символом

Та ёлочка была.

2.Благословил Бог ёлочку

С небесной высоты,

Как образ целомудрия

И скромной красоты.

3.Мечтала Богу ёлочка

Хоть чем-то послужить,

И плакала, что нечем ей

Младенца одарить.

4.Христос-Спаситель ёлочку

За скромность полюбил.

Сияющими звёздами

Ее Он одарил.

5.Теперь она нарядная

На праздник к нам пришла

И много-много радости

Детишкам принесла!

Учитель:

Вот какое чудесное Рождественское преданье о ёлочке вы услышали сегодня.

За скромность и доброту была она избрана Божиим Сыном и отмечена сверкающими огнями. Теперь мы знаем, почему это деревце наряжают яркими игрушками и бусами в праздник.

Чудесных перемен, обновлённой жизни, новых радостей ожидали от Рождества везде и во все времена. От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19 января.

Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…

Учитель:

Рождество – веселый праздник. Так давайте вместе веселиться.

(Дети играют на свирелях, танцуют танец)

Учитель:

Поиграть хотите? (ответ детей).

Игра называется: «Чего на елке не бывает?».

Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да».

Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?

Учитель:

Вот и праздник наступил,

Каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит-

Что на ветвях ее висит...

Звездочка-верхушка? (да)

Звонкая хлопушка? (да)

Петенька-петрушка? (да)

Мягкая подушка? (нет)

Белые снежинки? (да)

Яркие картинки? (нет)

Шар из паутинки? (да)

Старые ботинки? (нет)

Плитки-шоколадки? (нет)

Кони и лошадки? (да)

Зайчики из ватки? (да)

Варежки – перчатки? (нет)

Красные фонарики? (да)

Хлебные сухарики? (нет)

Яркие флажки? (да)

Шапки и платки? (нет)

Яблоки и шишки? (нет)

Колины штанишки? (нет)

Вкусные конфеты? (да)

Снежные газеты? (нет)

Учитель:

А теперь, я проверю, насколько вы внимательно слушали выступающих ребят.

Стихи и загадки про Рождество Христово.

1. Путники долго на перепись шли,

В городе места они не нашли:

Под Вифлеемом – голая степь,

Стал им приютом убогий…

(Вертеп)

2. Пещера, ясли, сена стог,

Родился в ней…

(Иисус Христос)

3. В храмах лик поющих воспевает:

«Дева днесь Пресущественного …»

(рождает)

4. Эта песнь, мы знаем так,

Называется

(Кондак)

5. В темном небе сияла тогда,

Путь освещая, святая …

(Звезда)

6. Простые люди весть узнали.

В ночи, когда еще не пели петухи,

Они к яслям Младенца поспешили

И Бога прославляли …

(Пастухи)

7. Из далеких стран восточных

мудрецы пришли,

Смирну … и ладан –

дар свой принесли.

(Золото)

8. За звездою, появляясь

Из дорожной синевы,

В Вифлеем путь долгий держат

На верблюдах трех …

(Волхвы)

Учитель:

- Радуются люди Рождеству Христову! Взрослые, глядя на Рождественскую елку, вспоминают светлые дни своего детства, а дети искренне веселятся.

Давайте еще поиграем в Рождественские игры.

ВИКТОРИНА

Мать Святого Младенца носила имя … (Мария)

Спутником Матери Иисусу Христа был праведный … (Иосиф)

Первым глашатаем, возвестившим о рождении Спасителя, стал … (Ангел)

Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Первосвященник, называется … (Ладан)

Восточные мудрецы, узнавшие о рождении Мессии по небесному светилу, именовались … (Волхвы)

Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Царь, назывался … (Золото)

Благовонное вещество, которое мудрецы вручили Спасителю как Человеку, называлось … (Смирна)

Первыми услышали радостную весть о Рождестве … (Пастухи)

Город, в котором родился Христос, назывался … (Вифлеем)

Учитель:

То были времена чудес.

Сбывалися слова пророка,

Сходили Ангелы с небес, звезда катилась от Востока.

Прошли века. И Он распят, но всё по-прежнему живой

Идёт, как истины глашатый, по нашей пажити мирской.

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, чьё справляем теперь Рождество.

«Каждый, да будет всегда милосердным, к слабым, к сиротам, убогим, больным.

Доброе дело – великое дело – это святое души торжество!»

Творческая работа.

Учитель: - Ребята, скажите, без чего не обходится праздник Рождества? (без подарков)

Сейчас мы изготовим небольшие сувениры для своих близких. Вдохнём в наши рисунки жизнь.

(Ученикам выдаются картинки на тему Рождества, которые нужно раскрасить).

Заключение

Учитель:

Вот и подошел наш праздник к концу.

Ребята, несите в ваши семьи и берегите огоньки добра и любви, которые мы старались зажечь и пусть вас хранит Ангел.

Сценарий Рождественского праздника для детей 7-10 лет «Встречаем Рождество Христово»

Соколова Мария Анатольевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Череповец, Вологодская область

Сценарий Рождественского праздника для школьников «Встречаем Рождество Христово»

Сценарий данной праздничной программы может быть полезен в работе воспитателей ГПД, учителей начальных классов, а также учителей воскресных школ при проведении внеклассных мероприятий, посвященных празднику Рождества. Материал предназначен для проведения с детьми от 7 до 10 лет.
Цель:
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через знакомство их с событиями Рождества Христова.
Задачи:
1. Создать радостную, дружескую атмосферу праздника.
2. Формировать у детей представление о смысле праздника Рождество.
3. Воспитывать у обучающихся духовно нравственные качества: стремление к доброте, любви к ближнему, послушанию, вежливости.
4. Развивать у обучающихся навыки доброжелательного общения, внимание, инициативу.
Оборудование:
Праздничное оформление зала с новогодней ёлкой, две тарелки с кусочками фруктов (для эстафеты), компьютер с колонками, фонограммы песен «На лошадке в санках», «Овечки, коровки», ширма и куклы для кукольной сценки, подарки для детей.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Скоро наступят зимние каникулы, и мы будет отмечать весёлые праздники. Какие? (Новый год и Рождество)
Говорят, под Новый год,
Что ни пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Ну, всё – не всё, а все вы, наверное, ждёте в новогодние праздники какого-то чуда, чего-то необычного. И я вам скажу почему: в наступающем новом году будет всё новое. Следующий год у всех нас будет действительно новым, необычным, чудесным! И Новый год мы отпразднуем, и Рождество, и веселье у нас будет, и подарки!
Появляется Клоун: Кто здесь говорил про подарки? Я люблю подарки! Здравствуйте, ребята! Я Клоун Лёня. (пожимает руки нескольким детям, знакомится с ними) Вот и познакомились. Сколько вас много! И все такие красивые, нарядные. Наверное, у вас сегодня праздник? (дети: Да!) А какой праздник? (Новый Год и Рождество) Новый год я знаю. А вот что это за праздник – Рождество? (Ответы детей) Правда? Как интересно! А когда наступит этот праздник?
Ведущая: Лёня, Рождество в нашей стране отмечают 7 января.
Клоун: Ой, это ещё две недели ждать? Как долго! Не-е, я ждать не люблю!.. О-о! У меня идея! Ребята, я предлагаю вот что: давайте не будем ждать, а отпразднуем прямо сейчас! Кто согласен, поднимите руки! Все согласны!
Ведущая: Хорошо, раз вы, ребята, все согласны, мы будем праздновать Новый год и Рождество прямо сейчас. Давайте поиграем: ребята разделятся на две команды, а мы с Лёней будем держать в руках по тарелочке с праздничным угощением - кусочками фруктов. Участники команд по очереди подбегают к тарелке и берут по одной дольке фрукта. Посмотрим, чья команда победит.
Игра в форме эстафеты.


Ведущая: Молодцы, ребята! Быстро опустошили тарелочки. Лёня, а ты знаешь, как празднуют Рождество?
Клоун: Ну, наверное, ходят друг к другу в гости, кушают много сладостей и, конечно же, получают подарки!
Ведущая: Лёня, а как ты думаешь, что самое главное в этом празднике: ходить в гости, кушать много сладостей или дарить и получать подарки?
Клоун: Не знаю! А давайте у ребят спросим, уж они-то знают.
Ведущая: Ребята, что самое главное в празднике Рождество: ходить в гости, кушать много сладостей или дарить и получать подарки? (нет, самое главное – не забывать, что Рождество – это день рождения Иисуса Христа)
Ведущая: Лёня, ты хочешь, чтобы ребята ещё рассказали тебе, что они знают о Рождестве?
Клоун: Очень-очень хочу!
Ведущая: А ты любишь отгадывать загадки?
Клоун: Очень-очень люблю!
Ведущая: Тогда я предлагаю тебе вместе с ребятами отгадать загадки.
Загадки о Рождестве
В целом мире торжество,
Потому что… (Рождество)
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки… (Марии)
К ней от Бога приходил
Ангел Божий… (Гавриил)
Этот Ангел весть принёс,
Что родился ей… (Христос)
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт… (Иосиф)
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать … (в хлеву)
Не в дворцах и не в шатрах,
Спит малыш Христос… (в яслях)
Из восточной стороны
К малышу идут… (волхвы)
Как же им найти Царя?
Путь укажет им… (звезда)
Поклонившись до земли,
Поднесли они… (дары)
Вы внимательные очень.
Но ещё задам вопрос;
Что от вас в подарок хочет
Получить Иисус Христос?
Ведущая: Ребята, а какой подарок мы можем подарить Иисусу Христу на Его день рождения? (спеть для Него от всего сердца)
Дети поют песню «На лошадке в санках».
Ведущая: Ребята, кто из вас знает, где родился Спаситель? (в Вифлееме - в хлеву).
Клоун: Где-где? В хлеву? А я не знаю, что такое хлев. Ребята, подскажите мне, что такое хлев. (Хлев - это пещера, куда на ночь загоняли животных).
Ведущая: А вот наши помощники подготовили для нас кукольную сценку о Рождестве. Сейчас вы увидите, какой случай однажды произошёл в хлеву недалеко от Вифлеема.
Кукольная сценка «Рождество в хлеву».


Дети поют песню «Овечки, коровки».

Клоун: Как много я узнал сегодня о Рождестве! Спасибо вам за такой весёлый праздник!
Ведущая: Ребята, а вам понравился праздник? (ответы детей)
Клоун: А когда же, наконец, будут дарить подарки? Ведь на праздник всегда дарят подарки! Ребята уже, наверно, заждались.
Ведущая: Хорошо, Лёня, только ты поможешь мне раздавать подарки, а то детей много, и подарков тоже.
Ведущая и Клоун Лёня выдают подарки детям, но вначале дети должны рассказать стих или спеть песню о Рождестве.

Рождество — один из самых важных религиозных праздников во всем мире. В нашей стране празднование этой даты имеет свои особые традиции, уходящие в далекое прошлое. Обычно Рождество совпадает со школьными зимними каникулами, однако этот праздник — хороший повод для того, чтобы школьники несколько часов провели в школе даже во время каникул, приобщились к национальным традициям и узнали много нового.

Предлагаем сценарий этого мероприятия.

Действие происходит на сцене, украшенной в соответствии с рождественской тематикой: на декорациях изображены волхвы, ясли с младенцем, звезда в небе, пастухи.

На сцену выходят семь маленьких ангелочков.

Ангелочки.

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами звезда идет, Молитву поет.

Выходят Ведущие — мальчик, и девочка.

Ведущий.

Сегодня мы празднуем радостный праздник — Рождество Христово. Его справедливо можно назвать «зимней Пасхой», потому что оба этих праздника одинаково важны для нашего народа.

Ведущая.

Уже более двух тысяч лет Рождество празднуют все христиане Земли. Это воистину праздник чистых душ, недаром он так близок и понятен детям. Он пробуждает во всяком сердце, даже самом ожесточенном, удивительное чувство нежности и благоговения к Богу, явившемуся в наш мир беспомощным и беззащитным младенцем.

Ведущий.

Давайте послушаем, с чего все началось.

Уходят. Появляется Первый ученик.

Первый ученик.

С года рождения Христа ведется христианское летоисчисление, по которому мы и живем. То есть Христос родился две тысячи... лет назад на окраине Римской империи. В те далекие времена Римская империя переживала не лучшие времена и катилась к своему закату. Тем не менее, Рим считался столицей всего мира, и сюда съезжались представители всех народов. Каждый нес с собой свою языческую веру. Разнообразие богов-идолов было бесконечно. И люди убеждались, что все идолы придуманы самими людьми.

Люди пытались постичь истину с помощью философии, но лучшие умы античности пришли к выводу, что это невозможно. Многие язычники утратили веру и надежду найти истину. Утешением им услужили различные увеселения, от которых они только впадали в уныние. Мир находился в смятении. Многие ждали спасения, но не от языческих идолов, а свыше. Среди римлян и других народов ходила молва, что на Востоке должен появиться могущественный царь, который покорит весь мир.

Но больше всего Мессию ждали в Палестине, области Римской империи, которую поработил полководец Помпей, и где жилось хуже, чем где-либо еще в империи. Большинство иудеев ждали Мессию как царя-завоевателя, который бы освободил их от гнета римлян и дал бы господство над другими народами. И лишь немногие ожидали от Мессии спасения от смерти и греха.

«Мессия» в переводе с языка иудеев означает «помазанный». Так же переводится с греческого слово «Христос». Помазанный на законное царство. К сожалению, большинство людей неправильно представляло себе Христа. Все ожидали царя земного, и лишь некоторые пророки говорили о царе Небесном.

Уходит. Появляется Второй ученик. Он читает стихотворение Льва Мея (1855).

Второй ученик.

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка:

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилася с Востока.

Мир искупленья ожидал —

И в бедных яслях Вифлеема

Под песнь хвалебную Эдема

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне...

Уходит. Появляются Ведущие.

Ведущий.

Христос родился в Римской империи, самой мощной империи в то время. Это произошло в Вифлееме, расположенном в нескольких километрах от Иерусалима. В этом городе родился пророк Давид, а пророк Михей предсказал, что в нем родится Мессия. В настоящее время этот израильский город известен как Ветлам.

Ведущая.

Библия говорит нам, что после обручения Марии с Иосифом выяснилось, что она уже носит во чреве дитя.

В это время на сцене появляется Мария и танцует, изображая, с одной стороны, счастье, а с другой стороны, одиночество. Ведущая продолжает рассказ.

По закону жена, нарушившая супружескую верность, должна быть закидана камнями. Иосиф не знает, что ему делать: выдать Марию, чтобы ее забросали камнями, или тайно отпустить из своего дома.

На другом конце сцены появляется Иосиф и тоже начинает свой танец, выражая противоречивые чувства.

Ведущий.

Библия указывает, что Иосиф был праведен. По своей доброте он решает скрыть грех и отпустить Марию. (Танцоры изображают это в танце.) Но когда он помыслил это, ему явился Ангел и сказал...

На сцене появляется третий танцор — Ангел. Мария и Иосиф склоняются перед ним. Ведущий открывает Библию и зачитывает.

...«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся от нее есть от Духа Святого. Родит же сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их».

Ведущая.

Ангел разрешает сомнения Иосифа. Иосиф принимает свою жену, понимая, что Господь позволил ему присутствовать при великой тайне пришествия Спасителя.

Все это танцоры изображают в танце. Ангел благословляет

Марию с Иосифом, и те счастливо танцуют. Все трое уходят.

Ведущий.

Подробнее всех об обстоятельствах рождения Иисуса рассказывает евангелист Лука.

Ведущие уходят. Их место на сцене занимает Лука.

Лука.

В то время Римской империей правил кесарь Август. В год рождения Христа он повелел произвести перепись всех жителей империи. В Палестине перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться как житель своего города. Потомки Давида должны были записаться в Вифлееме, где Давид родился и был помазан на царство. Мария и Иосиф жили в другом городе и были вынуждены ради переписи идти в Вифлеем. Надо сказать, что время года было суровое, а будущие родители Христа были бедны.

Потомков Давида оказалось столь много, что город был переполнен. Приюта нигде не нашлось для Марии и Иосифа. Палестина — это горная страна, где много меловых пещер, В одну из таких пещер, куда пастухи загоняли скот, и вынуждено было поселиться святое семейство.

На сцену выходят Мария и Иосиф, у Марии в руках небольшая охапка сена, у Иосифа ясли. Они начинают устраиваться на ночлег в том месте сцены, где стоят декорации пещеры с изображениями ягнят, овец.

На окраине города, в холодную зимнюю ночь в обычной пещере для домашнего скота родился Богочеловек, Спаситель мира.

Лука уходит. На сцене появляются ангелочки, которые начинают танцевать вокруг Марии и Иосифа, подхватывают их в танце, потом плотно смыкают их в кольце, а когда кольцо размыкается, в руках у Марии оказывается дитя в виде куклы. Она бережно прижимает дитя к своей груди.

Ангелочки уходят. Появляется Первый ученик. Фоном звучит тихая умиротворяющая музыка. Мария и Иосиф идут к яслям. Мария пеленает младенца, а Иосиф склоняется над ним с улыбкой.

Первый ученик.

Рождение было безболезненным. Мария спеленала новорожденного младенца, положила его в ясли вместо детской колыбели. Самим своим рождениям Господь дает нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой он постоянно учил своих учеников.

На сцене снова появляются танцующие ангелочки, они кружатся в легком танце. Выходит Второй ученик. Он читает стихотворение А. Фета (1842).

Второй ученик.

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, —

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору, озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник, —

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

Второй ученик уходит. Появляются Ведущие.

На сцене появляются пастухи, которые преклоняют колена перед яслями, где лежит младенец.

Пастухи как люди благочестивые поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились поклониться Иисусу. Они рассказали Марии и Иосифу о явившемся к ним Ангеле, и Иосиф убедился в своей причастности к Истине.

Ведущий.

Первыми поклонились Спасителю простые пастухи, которые могли принести в дар только искренние сердца, наполненные верой, смирением и добротой. Почему же Ангел явился именно им, а не возвестил о рождении Мессии иудейским книжникам, старейшинам, фарисеям, призвав их поклониться Иисусу?

Мария, Иосиф и пастухи уходят со сцены, забирая с собой младенца в яслях.

Ведущая.

Да потому, что они перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии. Ведь они ждали земного царя-завоевателя, который явится в мир е полном блеске величия и покорит его.

Ведущий.

Но не только пастухи увидели первыми родившегося Спасителя. В Вифлеем пришли волхвы с Востока. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Волхвы были людьми учеными, обладавшими обширными знаниями. На Востоке у волхвов хранилось предание, где и когда должен появиться великий царь Израильский. Когда волхвы направлялись в Вифлеем, то звезда, которую они видели на востоке, двигалась перед ними, указывая путь, пока не остановилась над Вифлеемом.

На сцену выходят трое волхвов.

Ведущая.

В это время Иудеей правил злой, жестокий и кровожадный царь Ирод.

С другой стороны на сцену выходит царь Ирод. Ведущие покидают сцену. Волхвы идут через сцену к стоящему Ироду.

Гаспар.

Скажи, о великий государь, не в твоем ли городе этой ночью родился Спаситель, будущий Царь мира?

Ирод.

Кет, я ничего об этом не знаю.

Мельхиор.

Разве тебе еще не сообщили о том, что произошло великое чудо — родился великий Мессия?

Ирод.

Среди тех донесений, которые я выслушал сегодня, об этом ничего не было сказано.

Валтасар.

Однако все сходится со старинными преданиями. Мы шли за звездой, которая привела нас в этот город. Мы хотим поклониться новому Царю мира.

Ирод.

Нет, мне ничего не известно ни о каком Царе. Царь здесь пока один. Это я. И ни о каком ином царе я не слыхал и слышать, честно говоря, не хочу.

Гаспар.

Но, государь, ты не можешь так говорить. Он не просто царь, он спасет наш мир от зла и несправедливости.

Мельхиор.

Пойдем с нами, чтобы поклониться этому младенцу. Мы везем ему множество даров, принеси и ты ему в дар самое ценное, что есть у тебя.

Валтасар.

Сегодня произошло великое чудо, какого больше никогда не случится.

Ирод.

Пойти с вами? (Смеется.) Честно говоря, перед тем как стать правителем в Вифлееме, я жил очень далеко отсюда и не могу знать ваших традиций. Хорошо, допустим, было предание, была звезда, которая привела вас сюда. Допустим, родился некий... м-м... царь, как вы говорите. Но сами посудите, мои люди знают все, что происходит в этом городе. Если бы этой ночью какой-нибудь царь и родился в Вифлееме, я узнал бы об этом сразу же.

Волхвы втроем.

Это не может быть ошибкой. Предания не лгут.

Ирод.

Впрочем, вы можете пойти в город и поискать этого вашего... царя. А когда вы его найдете, тогда и отведете меня к нему. Я сам лично с удовольствием поклонюсь ему.

Волхвы идут к противоположному концу сцены, а Ирод покидает ее. Гаспар поднимает голову.

Гаспар.

Посмотрите, звезда снова движется.

Мельхиор.

И правда!

Валтасар.

Идемте же за ней скорее!

Волхвы уходят со сцены. Появляются Первый и Второй ученики и читают стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск пожога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

Все злей и свирепей дул ветер из степи...

Все яблоки, все золотые шары.

Ученики уходят. Появляется евангелист Лука.

Лука.

Звезда привела волхвов к одному из домов в Вифлееме. Там на время поселились Иосиф и Мария с младенцем, придя сюда из пещеры.

На сцену выходят Мария с младенцем и Иосиф. Иосиф выносит стул, на который садится Мария.

Народ после переписи стал расходиться, и в городе стало свободнее. Именно над этим домом и остановилась звезда, которая вела за собой волхвов.

Появляются трое волхвов со свертками в руках. Они приближаются к Марии и по очереди подносят дары к ее ногам.

Гаспар.

Приветствуем родившегося младенца Спасителя, нашего Царя!

Мельхиор.

Издавна говорилось о его рождении в древних преданиях. Говорилось, что принесет он в мир Истину.

Валтасар.

И пришли мы поклониться ему и принесли дары ему наши скромные.

Гаспар.

Принесли мы ему золото — как Царю нашему.

Мельхиор.

Принесли ему ладан — как Богу нашему.

Валтасар.

Принесли ему смирну — как человеку, который должен умереть.

Преклоняют колена, поднимаются и уходят.

Лука.

Когда волхвы вышли из дома, где находился Иисус, они остановились в одном дворе, чтобы отдохнуть. И тогда им всем приснился один и тот же сон, в котором волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду с донесением, а идти иным путем. Между тем Ирод ждал их возвращения. Не дождавшись волхвов, он подумал, что они не нашли никакого младенца, постыдились возвращаться, и успокоился. Однако спустя сорок дней разнеслась весть о том, что некая Мария принесла в храм младенца, и все говорили, что это Царь, Бог и человек в одном лице. Ирод понял, что волхвы обманули его и просто насмеялись над ним. Он страшно разгневался и велел убить всех младенцев в Вифлееме в расчете, что в их число попадет и Иисус. По преданию, было убито четырнадцать тысяч младенцев. Они стали первыми мучениками за Христа. Православная церковь ежегодно отмечает их память 11 января.

Во время рассказа фоном звучит трагическая и тревожная музыка. На сцену выходят Мария и Иосиф с младенцем. Они встревожены, оглядываются, будто им грозит опасность.

Тогда Ангел Господень явился Иосифу... (Входит один из ангелочков, медленно танцует вокруг застывшей пары, потом тянет Иосифа за рукав, будто приглашая куда-то.) ...и сказал, чтобы тот взял младенца и его мать и бежал в Египет. В Египте им надлежало быть до тех пор, пока Господь не призовет Иисуса. (Ангелочек уводит Иосифа с Марией.) Иосиф встал и сделал так, как ему сказал Ангел — ушел с семьей в Египет и был там до смерти Ирода.

Лука уходит. Входят Первый и Второй ученики читают стихотворение И. Бунина «Бегство в Египет» (1915).

Первый и Второй ученик (по очереди).

По лесам бежала Божья Мать,

Куньей шубкой запахнув Младенца.

Стлалось в небе Божье полотенце,

Чтобы ей не сбиться, не плутать.

Холодна, морозна ночь была,

Дива дивьи в эту ночь творились:

Волчьи очи зеленью дымились,

По кустам сверкали без числа.

Две седых медведицы в яру

На дыбах боролись в ярой злобе,

Грызлись, бились и мотались обе,

Тяжело топтались на снегу.

А в дремучих зарослях, впотьмах,

Жались, табунились и дрожали,

Белым паром из ветвей дышали

Звери с бородами и в рогах.

И огнем вставал за лесом меч

Ангела, летевшего к Сиону,

К золотому Иродову трону,

Чтоб главу на Ироде отсечь.

Выходят Ведущие.

Ведущий.

В наше время русские люди, христиане, начали возвращаться к своим истокам. Все чаще в православных семьях праздник Рождества Христова по праву стал занимать свое традиционное главное место.

Ведущая.

Ведущий.

Начнем с того, что существовал Рождественский пост. Славяне готовились к рождению Спасителя сорокадневным постом, продолжавшимся с 28 ноября по б января. Его так и называют — Рождественский.

Ведущая.

А вам известно, что такое сочельник, откуда взялась традиция украшать елку, какие подарки нужно дарить, как праздновать Рождество, что такое вертеп, святки, рождественская открытка?

Во время перечисления на сцену выходят семеро учеников.

Тогда сейчас мы вам откроем кое-какие секреты.

Ведущие уходят. Ученики выстраиваются на сцене и по одному выходят вперед со своим рассказом.

Первый.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется сочельником, потому что церковным уставом в этот день полагается есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы или других злаковых с добавлением: меда, изюма и цукатов. За день до Рождества в царской России все магазины, учреждения и фабрики закрывались, у гимназистов начинались каникулы. В сочельник в русских церквях совершались богослужения, повествующие о Рождестве Иисуса. В сочельник соблюдался пост до позднего вечера, до появления первой звезды. Этот обычай существует как напоминание о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. В Рождественский вечер трапезничали один раз после Божертвенной литургии. На трапезе разрешалось вкушать только растительную пищу. Рыба, молочные продукты строго воспрещались. Наши предки старались ознаменовать Рождественский сочельник делами христианской благотворительности. Так, например, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и раздавал там, а также нищим на улицах щедрую милостыню.

Второй.

В этот же день начинали украшать елки. Ель — символ вечной жизни, неувядаемости. Традицию украшения жилища вечнозелеными деревцами в Новый год и на Рождество ввел Петр Первый. Верхушки увенчивались восьмиконечной звездой, символизировавшей Вифлеемскую звезду, появившуюся в небе в момент рождения Христа. Приготовление елки, как правило, скрывалось от младших в семье детей. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, ко доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали детям после забав. Украшали елку обычно взрослые, а в рождественское утро она представала перед детьми во всем своем праздничном наряде, с подарками и морем сладостей.

Третий.

Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу». Подарки заворачивались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на обертке. После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.

Четвертый.

После торжественного рождественского богослужения все православные люди начинали поздравлять друг друга с праздником. Во второй половине дня усаживались за стол. С этого момента двери в домах распахивались для гостей, и каждый мог зайти и поздравить хозяев с Рождеством Христовым. В деревнях и селах на улицах можно было встретить славильщиков. Это были молодые люди и даже дети. Заходя в дом, славильщики начинали распевать как богослужебные рождественские песнопения, так и народные. Эта традиция получила название рождественских колядок. Хозяева обычно одаривали детей какими-нибудь сладостями, а славильщикам постарше давали мелкие монеты. Заканчивалось славление всеобщей потехой, катанием с горок, общим миром.

Пятый.

Также в эти дни пользовались большим успехом уличные представления с вертепом. Вертепом в старину называлась постановка, показывающая историю рождения Иисуса Христа. По традиции вертепных сценок запрещалось изображение Пресвятой Девы Марии с младенцем. Вместо этого в центр ставилась икона Рождества Христова, а актеры за сценой могли имитировать плач младенца Спасителя. Изображали волхвов, поклоняющихся новорожденному Христу. Они зажигают Вифлеемскую звезду — символ божественного происхождения Иисуса.

Шестой.

Вечером веселье выплескивалось на улицы и продолжалось еще двенадцать дней, до праздника Крещения Господня. Эти двенадцать дней в народе получили название святки, то есть святые дни, освященные великим событием — Рождеством Христовым. В это время у гимназистов были каникулы, и улицы городов и деревень наполнялись детьми, которые катались со снежных гор и всячески резвились. В мемуарах почти всех классиков нашей литературы есть очень яркие воспоминания о детстве — воспоминания, связанные в первую очередь со святками. В те времена святки действительно были самыми яркими днями детства.

Седьмой.

На Руси поздравительные открытки появились во второй половине XIX века. Предприимчивые купцы покупали и привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами подписывали. На рождественских открытках снег был совсем как настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на открытках был один только контур рисунка, а остальное закрашивалось самостоятельно. Так как это было довольно хлопотное занятие, то и стоили открытки недешево. Но это не означает, что до привоза в Россию открыток русские люди обходились вообще без поздравлений. Просто для этих нужд существовали специальные карточки, вроде визиток, с цветочным орнаментом и единственной надписью «Поздравляю!» на все случаи жизни.

Выходят Ведущие. Во время их речи все семеро учеников уходят.

Ведущий.

Воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме мы празднуем 7 января. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского, он совершался там под именем Богоявления 6 января, а в странах Европы он праздновался 25 декабря.

Ведущая.

Трудно сказать, почему именно в этот день. Установление праздника Рождества на последние дни декабря связано с победой над языческим культом Солнца. Для язычников первых веков христианства дни зимнего солнцестояния были одним из главных религиозных праздников, когда Земля, наиболее удалившись от Солнца, начинает вновь приближаться к нему.

Ведущий.

Это для язычников символизировало воскресение природы и победу над зимним умиранием. Христианство преобразило этот праздник. В декабре, по старому стилю (а вы знаете, что старый стиль отличается от нового временной разницей в 13 дней и то, что по старому стилю было двадцать пятым декабря, то по новому стало седьмым января), язычники праздновали рождение солнца.

Ведущая.

И вот в этот день христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа как подлинного духовного Солнца.

Ведущие уходят. Появляются Первый и Второй ученики и читают стихотворение К. Льдова «Рождественское утро» (1890-е годы).

Первый и Второй ученики (по очереди).

Льется звучными волнами

Звон колоколов,

В Божий храм валит толпами

Люд со всех концов.

И богатый, и убогий,

Пробудясь от сна,

Все спешат одной дорогой,

Мысль у всех одна:

Звон торжественный почуя,

Все во храм идут

И с молитвой трудовою

Лепту в дар несут;

В дар Тому, Кто в ночь родился,

И средь пастухов

В яслях кроткий положился,

Принял дар волхвов,

Кто пришел на землю худших

Грешных оправдать,

И своих овец заблудших

К Пастырю собрать.

Ученики уходят. Появляются Ведущие.

Ведущий.

А сейчас мы проведем викторину, посвященную Рождеству Христову, и вы сможете проявить свои знания об этом празднике, в том числе и те, которые получили сегодня.

Появляются трое волхвов. Они по очереди задают залу вопросы в виде небольших стихотворений. Ведущие не уходят. Они подбадривают зрителей, чтобы те быстрее и активнее отвечали на вопросы.

Волхвы.

Из Галилеи шествовали вместе

Иосиф и Мария — всем известно.

Ну а в какую землю шли они?

Об этом отвечать начни.

Зрители.

В Вифлеем.

Ведущий.

В гостинице иной раз места нет.

И вот такой скорее дай ответ:

Что сделали Мария и Иосиф?

Не скажешь, так других об этом спросим.

Зрители.

Они нашли приют в пещере (вертепе), которая служила хлевом для домашних животных.

Волхвы.

Мое имя — Валтасар,

Мельхиор еще, Гаспар,

Наши имена притом

Связь имеют с Рождеством.

Кто такие, назови,

Эрудитом прослыви!

Зрители . Волхвы.

Волхвы.

Шли волхвы вслед за звездой,

Чтоб узнать, где Пресвятой

Спит Младенец. Вдруг, о чудо!

Вот Он! Спрашивать не буду,

Как узнали это место.

Верно, то тебе известно?

Зрители. Вифлеем,

Волхвы.

В дар Младенцу принесли

Все волхвы с родной земли:

Злато, смирну, ладан.

Каждый дар оправдан:

Он таинственно речет,

Что Христа-младенца ждет.

Зрители.

Злато — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как смертному человеку.

Волхвы.

Сон приснился мудрецам,

И хоть трудно верить снам,

На сей раз волхвы смирились,

Восвояси возвратились

По совсем другой дороге.

Почему волхвы в тревоге?

Что заставило при том

Их идти домой тайком?

Зрители.

Страх перед царем Иродом.

К волхвам на сцене присоединяются трое пастухов, которые продолжают викторину.

Пастухи.

Кто Христа увидел первым из людей?

Вот на что ответь мне поскорей!

Зрители.

Пастухи.

Испугались не на шутку пастухи.

Убежали бы, да ноги нелегки!

Кто развеял страх у пастухов?

Вижу, что ответ давно готов!

Зрители.

Ангел Господень возвестил пастухам о рождении Спасителя.

Пастухи

Пастухи поверили божественным словам,

Значит, поступать так следует и нам.

Расскажи, куда они пошли,

Что они в вертепе том нашли.

Зрители.

Пастухи нашли в вертепе младенца Спасителя.

Пастухи.

Безумный Ирод, почему

Искал, я что-то не пойму,

Христу-младенцу гибели?

Ирод боялся другого царя — Царя Небесного.

Пастухи.

Куда убежала святая семья,

От Ирода прячась, Младенца храня?

Зрители.

В Вифлеем.

Пастухи.

Какое зло содеял Ирод в гневе?

За что он презираем всеми?

Кто мучеником первым за Христа

Средь многих прочих в Вифлееме стал?

Зрители.

По наказу Ирода в Вифлееме были убиты 14 тысяч младенцев, которые и стали первыми мучениками за Христа.

К волхвам и пастухам присоединяются семеро учеников, которые рассказывали о праздниках и рождественские традициях. Они продолжают викторину. Каждый из них задает по вопросу.

Ученики.

Пред Рождеством положен пост.

Закон поста — он очень прост.

Постится тот, кто ради Бога

Урезал в чем себя немного.

Что означает «строгий пост»

И почему ждать надо звезд?

Зрители.

Во время строгого поста разрешается только растительная пища. Первая звезда возвестила о рождении Христа.

Ученики.

В каком году Христос родился?

Когда узнал, я удивился.

Так удиви же тем и нас,

Мы ждем об этом твой рассказ.

Наше летоисчисление ведется от года рождения Иисуса Христа.

Ученик.

Вот говорят: отец Его Иосиф.

Как правду это людям преподносят.

Но в то же время Бог — Христа Отец,

Как разобраться в этом, наконец?

Зрители.

Иосиф — муж Девы Марии, ставшей Богоматерью, Бог-Отец — небесный отец Христа.

Ученики.

Зачем родиться Богу в мир наш грешный?

Надеюсь слышать я ответ успешный.

Зрители.

Бог пришел в мир, чтобы спасти людей от греха и смерти.

На сцену выходят Первый и Второй ученики и читают стихотворение. В это время на сцену выходят все, кто принимал участие в представлении. Ангелочки на переднем плане танцуют и водят хоровод.

Первый и Второй ученики (по очереди).

Скоро Рождество. Елочку зажгут.

И волхвы дары Богу принесут.

Ну а что же вы припасли Ему?

Что могли бы вы подарить Ему?

Приходите — Он ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел, добрых, честных глаз.

Ждет любви к родным, жалости к больным.

Состраданья к бедным, слабым, пожилым.

Ангелы над злыми горько слезы льют,

А над добронравными радостно поют.

Вперед выходят Ведущие.

Ведущий.

Заканчивая наш вечер, хочется сказать, что от нас самих зависит, с какими дарами мы приступим к Вифлеемским яслям Христа.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: помощь в духовно-нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании детей через приобщение к основам духовной культуры.

Задачи:

§ познакомить учащихся с рождественскими праздниками;
§ помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;
§ развивать познавательную мотивацию, стремление узнать как можно больше о традициях празднования народных праздников;
§ формировать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа;
§ развитие творческих способностей учащихся путем их привлечения к различным видам творческой деятельности.

Формы организации деятельности учащихся:

§ участие в сценарии (чтение стихов и колядок);
§ конкурсы;
§ викторина.

Материалы:

  • Презентация «Вокруг Рождества» (см. Приложение №1)
  • Музыкальное сопровождение (см. Приложение №2)
  • Тексты колядок (см. Приложение)
  • Текст для конкурса «Забавный перевертыш» (см. приложение)
  • Реквизит для конкурса «Вслепую»: толстые рукавицы, платок или шарф, непрозрачный мешок или пакет, небольшие по размеру предметы для отгадывания: карандаш, маркер, ластик, елочная игрушка, конфета и пр.
  • Текст для конкурса «Объяснялки» (см. Приложение)
  • Реквизит для конкурса «Парилочка» (веники, сделанные из полосок газетной бумаги, 4-6 шт.)
  • Бумажные жетоны для конкурсов
  • Подарки для детей, которые в ходе конкурсов наберут 3 жетона и более (книги, ручки, блокноты и пр.)

План:

1. Рождество: стихи, история праздника.
2. Святки: колядки, загадки.
3. Это интересно: про пуанцеттию.
4. Новый год: традиции разных стран, приметы, конкурсы, игры.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

(Перед началом мероприятия звучит песня «Елка в Рождество»)

1-ый ведущий: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня собрались все вместе, чтобы поговорить о самых долгожданных и любимых наших праздниках: о Рождестве Христовом и Новогоднем празднике. Мы решили разделить наши посиделки на четыре части и посвятить каждую из них теме, которая связана с праздниками.

Часть 1. Рождество Христово

Начать свой рассказ об этом празднике мне хочется словами поэта 19 века Льва Мея:

2-ой ведущий:

То были времена чудес.
Сбывалися слова пророка,
Сходили Ангелы с небес!
Звезда катилась от востока.
Мир искупленья ожидал
И в бедных яслях Вифлеема
Под песнь хвалебную Эдема
Младенец дивный воссиял.

1-ый ведущий: 7 января (25 декабря по ст. ст.). В этот день уже более 2000 лет христианами всего мира празднуется Рождество Господа Бога и Спасителя мира Иисуса Христа.

(Звучит Тропарь Рождества Христова)

По христианской легенде, люди ждали этого события 5 тысяч лет. Все это время Господь готовил людей к рождению Спасителя. Перед Его пришествием иудеи находились под властью Римской империи. По повелению императора Августа в то время проходила всеобщая перепись населения. Иосиф с Марией находились тогда в Назарете, поэтому отправились в Вифлеем, откуда они были родом. Не найдя места в гостинице, они заночевали в пещере за городом. Здесь и родился Иисус Христос, Которого положили в ясли. Первыми узнали об этом событии пастухи. Потом на поклонение Спасителю пришли восточные волхвы (мудрецы) – Мельхиор, Гаспар и Балтазар. Они узнали об этом величайшем событии по появлению на небе яркой звезды (Вифлеемской). Придя на поклонение Божественному младенцу, они принесли Ему дары: ладан – как Богу, золото – как царю и смирну(душистую мазь) – как смертному человеку. Это означало единство Бога, Царя и Человека. Рождество Христово празднуется три дня. В подражание ангелам, восхваляющим Христа, священнослужители ходят по домам со святым крестом. По их примеру славят Христа и простолюдины, особенно дети.

Дети читают стихи о Рождестве

2-ой ведущий:

Часть 2. Святки

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село.
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят,
На огонь бежит сугробом
«Со звездой» толпа ребят…

Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Христославы, Христославы! –
Раздается там и тут…

И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа.

1-ый ведущий: Начинаются Святки – рождественские праздники, которые продолжаются до Крещения 19 января. Во все это время справляются святочные обряды, гаданья, увеселенья, по дворам и улицам ходят ряженые. Дети ходили по селу с бумажной звездой и славили Христа. Вот вам история про то, как один космонавт на Рождество ходил славить Христа.

2-ой ведущий:

Идут по улице мальчишки. Несут самодельную рождественскую звезду. Стучат в окошко. Выглянула хозяйка, улыбнулась и впустила в дом. « Разрешите, хозяюшка, Христа прославить!» - нестройным хором говорят ребята. « Славьте, родные, славьте!»

НОВА РАДОСТЬ НАСТАЛА!
КАКОЙ НЕ БЫВАЛО!
НАД ВЕРТЕПОМ ЗВЕЗДА ЯСНА
ВО ВЕСЬ СВЕТ ВОССИЯЛА!

И теплее становится в холодном доме, и разглаживаются морщинки на уставшем лице хозяйки.

ОЙ, БОЖЕ, НАШ БОЖЕ,
ПРЕДВЕЧНЫЙ НАШ ЦАРЮ,
ПОШЛИ, БОЖЕ, ДОБРО ЛЕТО
СЕГО ДОМА ГОСПОДАРЮ!

Где-то он господин-хозяин этого дома? Далеко – на страшной мировой войне, вернется ли в свой дом? Помоги ему, Боже.

ЧТОБЫ ХЛЕБ РОДИЛСЯ,
ЧТОБЫ СКОТ ПЛОДИЛСЯ,
ЧТОБ НАШ ЦАРЬ-ГОСПОДАРЬ
НИ О ЧЕМ НЕ ЖУРИЛСЯ!

БУДЬТЕ С ПРАЗДНИЧКОМ ЗДОРОВЫ!!!

Ласково улыбается хозяйка. Разруха, холод, голод. Но она кладет в мешок славильщикам вареную кукурузу. А мальчишки бегут к другому дому, несут звезду, и радость, и надежду. А один из этих озорных мальчишек Георгий так разогнался со своей детской звездой, что подняла она его к настоящим звездам. И трижды летал в космос космонавт-христослав Георгий Михайлович Гречко. Такая вот звездная история.

1-ый ведущий: Одной из замечательных традиций святочных вечеров являются колядки. И теперь давайте послушаем колядку «Син Божий народився» в исполнении хора им. Григория Веревки. (Можно любую другую)

Звучит колядка

Конкурс колядок. (Детям раздают тексты колядок, которые они должны прочитать. Лучшим исполнителям дают жетон. Если дети подготовили колядки заранее, предложить прочесть тоже.)

По-моему, получилось неплохо. А теперь предлагаю вам несколько загадок.

Один из ведущих читает загадки, а другой раздает жетоны ответившим правильно.

  • Белая морковка зимой растет (Сосулька)
  • Всю зиму смирно лежит, а весной убежит (Снег)
  • Шуба в избе, а рукав на улице (Печка)
  • Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит, и стоять не велит (Мороз)
  • Летом спит, зимой ест, тело тепло, а крови нет. (Печка)
  • Таять может, а не лед, не фонарь, а свет дает. (Свечка)
  • Сам вода, да по воде плавает (Лед)
  • Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
  • Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)
  • Побегушки – бегут, поползушки - ползут (Кони, Сани)

(Всем, кто угадал, дают жетон)

2-ой ведущий:

Часть 3. Это интересно

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» №11

Сейчас я хочу рассказать вам о необычном цветке, он называется пуансеттия или Рождественская звезда.

«Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так сказал в одном из своих стихотворений поэт Владимир Маяковский.

Звезда пуансеттии взошла над миром более ста лет назад.

Случилось это в Лос-Анжелесе в канун рождественских праздников 1906 года. Садовнику Паулю Экке пришла идея продавать срезанные ветви выращенных им пуансеттий. Понятно, что купить красивые экзотические цветы могла лишь особая публика, поэтому Экке и выставил их на продажу не где-нибудь, а в витринах бульвара Сансет, в Голливуде. Оригинальные растения вызвали большой интерес у состоятельных жителей города. Именно оттуда и разнеслось по миру новое название кустарника - «Рождественская звезда».

Вообще-то этому необычному растению особенно повезло с именами и преданиями. В Центральной Америке – на его родине, где кустарник вырастает до трех метров в высоту, аборигены называли его куэтлохочитлэ, и он был любимым растением вождя Монтесумы. По преданию ацтеков, несчастная любовь разбила сердце их богини. И из упавшей на землю капли крови вырос куст, у которого в середине декабря вдруг, как звезды, распускаются пурпурные листья на вершине.

1-ый ведущий: С приходом на континент европейцев растение стало символом другой веры. Уже в 17 веке монахи-францисканцы, обосновавшиеся на территории современной Мексики, стали украшать пурпурными листьями пуансеттии храмы под Рождество, и вскоре эта традиция распространилась по всей стране.

Набожные испанские колонисты сложили свою рождественскую историю о происхождении пуансеттии.

2-ой ведущий:

Одной бедной девочке и ее кузену нечего было принести в храм для украшения алтаря. Тогда дети решили нарвать хотя бы ветви придорожного кустарника. Это был невзрачный скромный букет, но когда девочка с любовью положила его у ног младенца Христа, он неожиданно расцвел. С тех пор растение стали называть « Цветы святой ночи».

1-ый ведущий:

Часть 4. Новый год

А теперь поговорим о празднике, который соседствует с Рождеством. Это, конечно, Новогодний праздник.

И снова, как природа всем велит,
Прошедший год планету покидает.
Ему на смену Новый год спешит
И праздник новогодний открывает!

2-ой ведущий:

Веселый зал блестит сегодня
Сверкая множеством огней.
На шумный Праздник Новогодний
Зовет приветливо гостей.

1-ый ведущий: Пожалуй, Новый год - самый долгожданный, самый дружный, самый веселый праздник.

Этот праздник отмечают жители всей нашей планеты, не зависимо от того в каком полушарии, на каком континенте они живут. Интересно узнать, какие традиции встречи Нового года существуют в разных странах мира.

(Рассказ о традициях разных стран)

Ведущие по очереди зачитывают короткие рассказы о новогодних традициях разных стран. Это можно предложить сделать детям, заранее подготовившим рассказы.

1-ый ведущий: А как встречают Новый год в России? Как встретили его Вы? Надеюсь, что неплохо.

А чтобы и сегодня настроение у всех было хорошим, предлагаю вам послушать несколько народных примет и выбрать, какая их них подходит к сегодняшнему дню.

Ведущие по очереди зачитывают приметы под музыку (Г. Свиридов «Вальс» к драме А. С. Пушкина «Метель»)

  • Ярко блестят звезды зимой - к морозу
  • Багряные зори - к ветру
  • Длинные сосульки - к затяжной весне
  • Если ночью был иней - снега не будет
  • Зимой туман - будет оттепель
  • Зима снежная - лето дождливое
  • Зимой собаки валяются или кошка стены скребет - к метели, будет вьюга
  • Птица хохлится - к непогоде
  • Воробьи дружно чирикают - к теплу
  • Зимой месяц кверху рожками - к морозу
  • Снег прилипает к деревьям - к теплу

1-ый ведущий: А теперь предлагаю всем немного поиграть

Конкурс первый «Забавный перевертыш»

Давайте разделимся на команды и попробуем дописать шестую и седьмую строчки перевертыша. Кто быстрее закончит, тот и победил.

Строчки составляем из следующих слов: поджала, убежала, собака, дом, хвост, да, в. Начинаем шестую строку со слова « собака».

Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки ворота лают.
Ворота пестрые, собака новая.
Схватил мужик собаку
И давай бить палку.

………………………

………………………

Ответ: (Собака дом поджала, да в хвост убежала)

(Все члены команды, которая дала правильный ответ, получают жетон)

1-ый ведущий: Следующий конкурс называется «Объяснялки»

Вам предстоит объяснить значение устаревших слов. Вы видите, что на слайде написано слово и три варианта ответа. Найдите правильный ответ.

  • Виклина - ботва, плетень, грязнуля
  • Долонь - дятел, ладонь, дупло
  • Кокурка - кобыла, пенек, булочка
  • Кукомая - неряха, дуреха, полотенце
  • Обабок - обрубок, гриб, муж
  • Супостатка - соперница, подружка, теща
  • Опока - телега, иней, квас
  • Сумет - стог, Сугроб, бобыль
  • Тябло - полка, дубинка, труба
  • Убрус - нары, фуфайка, фата
  • Чуйка - бочка, сарафан, лапоть

(Всем участникам, давшим правильный ответ, дают жетон.)

(Второй ведущий раздает жетоны)

1-ый ведущий: Следующий конкурс называется «Вслепую»

(Проходит под музыку «Лявониха»)

С закрытыми глазами, надев толстые варежки, надо определить на ощупь, что за предмет вам дали. (Победителю дают жетон)

(Второй ведущий раздает жетоны, завязывает платком глаза, помогает с предметами.)

1-ый ведущий: Следующий конкурс называется « Парилочка»

(Конкурс проходит под музыку «Валенки». Второй ведущий раздает и собирает веники.)

Участвуют два человека. Задание: как можно быстрее исхлестать друг об друга веники, сделанные из полосок газеты. (Победителю дают жетон)

Очень хорошо. Думаю, что повеселились мы на славу.

Теперь пришло время наградить победителей конкурсов.

Давайте подсчитаем, сколько вы набрали жетонов.

(за каждый правильный ответ и выполненное задание участники получали бумажный жетон) Второй ведущий ведет подсчет жетонов.

Три человека, которые набрали больше всех жетонов, получают призы.

Остальные ребята угощаются конфетами. Можно наградить самый активный класс.

1-ый ведущий: На этом наши «Рождественские посиделки» заканчиваются.

Всего вам доброго, отдыхайте, набирайтесь сил.

До встречи.

Звучит песня «Поздравляя с Рождеством»

Список использованной литературы:

1.Педсовет.-1998.-№10.-с.14-16

2.Царевна.-2009.-№10.-с.20,32-33

3.Васильева Л.Н. Встречи на все времена: Пособие для старшеклассников-М.: Региональная культурно-просветительская общественная организация «Атлантида-21 век»,2007.-с.20-25

4. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И.Решетников.-М.:»ОЛМА-ПРЕСС»,2005.-с.456-458.

5. Ресурсы Интернета