Сценарий праздника пасхи в воскресной школе. Сценарии к пасхе

Сценарий пасхального праздника для детей воскресной школы. 16.04.2017.

Звучит Пасхальный тропарь

Чтец.

1) Христос воскрес! Скворцы поют.
И, пробудясь, ликуют степи.
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Еще задумчив темный лес,
Но веря счастью пробужденья,
Проснись! Пой песню воскресенья -
Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Ведущий: Христос Воскрес! Какой небесной, светлой радостью звучат эти слова и, как звон колокола, отдаются в каждой христианской душе.

Выходят мироносицы.

Ведущий:

Туман и заря над землей полусонной,
По склонам женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин благовонный
Ко гробу Господню несли.

Первая мироносица:

От дум у нас, от тяжести утраты
Ряды морщин легли на бледный лоб;
И мы несём в сосудах ароматы,
Как дань любви, Учителю на гроб…

Вторая мироносица:

Христос молился, пот кровавый
С чела поникшего бежал,
За род людской, за род лукавый
Христос моленья воссылал!

Третья мироносица:

Огонь святого вдохновенья
Сверкал в чертах Его лица!
Терпел смертельные мученья
И боль тернового венца!

Четвертая мироносица:

Кто поможет нам камень большой

Отодвинуть, закрывший пещеру?

Чтоб слезами нам горе при гробе излить,

Укрепить ослабевшую веру!

Ангел:

Не бойтесь! Владыки Христа
Вы искали Распятое Тело?!
Спаситель из гроба восстал!

Возвестите об этом всем смело!

Не бойтесь, ликуют сейчас небеса!
Откройте, сомкнутые прежде уста!
Всем возвестите смысл вести благой!
Спаситель не умер, Господь наш живой!

Будь воин ты, мытарь, еврей или грек,
Спасенье найдёт в Нём любой человек!
Всем возвещаю я радость с небес,
Иисус, ваш Спаситель, сегодня воскрес!

Третья мироносица:

Весть разнесём мы до края земли:
Жить будем вечно! Воскреснем и мы!
Веру бери, принимай поскорей!
Всех приглашает Иисус Назорей!

Мироносицы (построчно):

Христос Воскрес! И вот с зарёю
Редеет долгой ночи тень!
Для нас зажёгся над землею
Для новой жизни - новый день!

Вместе:

Внимай, земля и круг небес:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

****************Пасхальный колокольный звон************

Ведущая: Исстари люди красили на Пасху яйца, пекли куличи, готовили творожные пасхи.

Бабушка:

Внучка, братишек скорее покличь,
Да рукава закатайте повыше -
Будем мы печь пасхальный кулич!

Внучка: Только бы вышел!

Внук: Только бы вышел!

Бабушка:

Всякое дело: такую работу,
Брань ли духовную, внешнюю битву…
Мы, уповая на Божьи щедроты,
Чем начинаем?

Внуки: Смиренной молитвой!

Бабушка:

Верно, ребятки! Попросим у Бога
Ангельской помощи нам на подмогу!
Наши труды для трапезы любви!

Вместе: Господи, Боже наш, благослови!

Бабушка:

Хоть и чиста эта белая мучка,
Всё же сквозь сито просей её, внучка!

Внучка:

Много здесь, бабушка, примесей,
Мелких комочков, сориночек скрыто!

Бабушка :

Исповедь нам от грехов и соблазнов
Помыслы чистит, как доброе сито!

Грешник раскаянный Богу милее,
Пусть ко Творцу припадает творенье!
Сердце свое уподобим елею,
Все покрывая глубоким смиреньем…

Внук:

Масло и яйца, изюм, кардамон -
Щедро положим в кулич без опаски!

Бабушка:

Но никогда не поднимется он,
Если не будет в нем доброй закваски!
Помыслы наши - пустая затея,
Если любви не сопутствует вера!

Внучка: сделано тесто с умом и сноровкой!

Внук: Дело закончим горячей духовкой!
Бабушка: Вот и кулич наш на праздничном блюде!

Вместе: С Пасхой Христовой вас, добрые люди!

Старший внук:

Ещё вчера мне было грустно, что так долго мы в посте…,

Но уже белеет горка свежей пасхи на столе!

Пахнет в доме куличами, кухня мамина чиста!

Скоро, скоро со свечами мы пойдем встречать Христа!!!

Мы пойдем во тьме кромешной, огонек прикрыв рукой!

И за радостью нездешней потечем людской рекой!

Отодвинув тьмы завесы, мы услышим - смерти нет!

Жив Господь! «Христос Воскресе!» и «Воистину!» в ответ!

Чтец.

Праздников праздник - Пасха Господня!

Люди на Всенощной были сегодня.

Звон колокольный слышен везде!

Праздник счастливый на нашей земле!

Праздников праздник! Веруй и славь!

К Богу на небо молитву направь!

Вбегает девочк А с БИБЛИЕЙ В РУКАХ
Я знаю точно - Он воскрес! И знаю я не понаслышке. Прочла об этом в чудной книжке, В которой много есть чудес. Но это чудо, вам скажу, Под силу Богу одному. Ведь только Бог Иисус Христос Страдал за нас и смерть понес. Но показав любви ученье, Христос воскрес! И воскресенье - Вот это чудо из чудес. Я знаю точно, Он воскрес!

Звучит песня «Звонят, звонят колокола»

(Входят мальчик и девочка с корзиной с яйцами)

За окошком птичье пенье!
Нынче праздник—Воскресенье! (М)
Воскресение Господне! (Д)
Оттого у нас сегодня
На столе стоит куличик.
Рядом с ним гора яичек (ставят)
Красных, желтых, голубых,
И с рисунком, и простых
В новенькой корзиночке.
Мы с сестренкой милою
В храм пришли их освящать.
Будем в Пасху угощать
Всех соседей и друзей! (показывает на зал)
Приходите к нам скорей! (кланяется всем в пояс)

Поём пасхальный тропарь:(зажигаем все свечи )
Воскресение твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесе,
И нас на земли сподоби
Чистым сердцем тебе славити!

Давно это было,

Прабабушка говорила,

Как Мария Магдалина

Яйцо царю подарила.

Оно было все бело, Оно было все кругло.

Подносила, подарила,

"Христос Воскресе", - говорила.

А Тиберий принимал,

Подарок не отвергал,

Говорил: «Я верить буду,

Если сам увижу чудо».

Он яйцо в руках держал,

Сам с собою размышлял:

"Пусть яичко покраснеет

В Воскресенье - я поверю".

Яйцо будто услыхало,

АЛЫМ ЦВЕТОМ ЗАПЫЛАЛО

У Тиберия в руках,

Ужас был в его глазах.

«Вот так чудо!

Вот так чудо!

Спорить я с тобой не буду.

Это чудо из чудес!

Христос воистину воскрес!»

Видео «Мария Магдалина и Тиберий» песня Светланы Копыловой

ЗВУЧИТ ПЕНЯ «ОН ИЗ МЁРТВЫХ ВОСКРЕС»

Дети читают стихи:

1)Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник — наша Пасха!

2) Воскресение Христа! Все полны любви и ласки.

Мы пришли сейчас сюда, чтоб отметить праздник Пасхи.

3) Песня в сердце зазвучала, Пасха Красная настала!

Шепчет поле, речка, лес: «Радуйтесь, Христос воскрес!»

Радует и веселит нынче чудо из чудес!

Отступило зло и горе- Иисус Христос воскрес!

4)Кто в этом мире так велик,
Чья слава выше звезд?
Не сомневаясь ни на миг,
Мы говорим: (вместе) Христос

Кому на свете равных нет?
Кто миру свет принес?
Кто царь царей: Один ответ!
Так кто же Он? (вместе) Христос

Кто добровольно шел на крест
И Сам Свой крест понес?
Кто был распят, затем воскрес?
Конечно же (вместе) Христос

Кого Отец на небеса
Божественно вознес?
Кто и сегодня чудеса
Являет нам? (вместе) Христос

5)Люди-братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый Праздник Воскресенья,
Бога Правды! Бога Сил!

Девочка : Христос Воскрес!
Все. Воистину Воскрес!

Сценарий пасхального спектакля.
По мотивам сказки И. Рутенина “Премудрый царь”

Действующие лица:
Царь
Данила – старший сын
Гаврила – средний сын
Иван-Царевич — младший сын
Старшая невестка
Средняя невестка
Младшая невестка
Ангел I – Хранитель Старшей невестки
Ангел II – Хранитель Средней невестки
Ангел III – Хранитель Младшей невестки
Игуменья
Странник
Царский слуга
Ведущий

Во дворце на троне сидит Царь. По старшинству входят царевичи.

Ведущий:
Жил-был царь. Всем он был хорош: и добр, и справедлив, и вера у него в Бога крепкая была. Да вот только стар годами стал. Пришла пора ему думать, кому после себя царство оставить, кому корону передать. А было у него три сына: Данила, Гаврила, да Иван-Царевич. Вот и стал он их испытывать. Послал на войну, а они все победителями вернулись. Тогда загадал им Царь загадки.

Царь:
Скажите, сыновья мои милые, что это: “Стоит мост на семь верст, за ним яблоня цветет, а её цвет покрыл собой весь свет?”

(Слуга раздает сыновьям берестяные грамотки и перья. Сыновья молча пишут. Слуга подает грамотки царю).

Царь:
Вот ведь удальцы какие! Все верно написали! “Великий пост и Пасха”! Ну идите, идите!

(Царевичи кланяются, уходят. Слуга уходит).

Царь (задумчиво):
Что же мне делать? Как достойного выбрать?
Ведущий:
Вот пришла к нему раз старица-Игуменья.

(Входит Игуменья).

Игуменья:
Знаю, Царь-Государь, о чем печалишься. Послушай совета моего. Повели сыновьям, чтобы они сами себе невесту выбрали, и обвенчай их. А потом и узнаешь, у кого какая жена. Ведь не зря в народе говорят: какова жена – таков и муж.

Царь:
Благодарю тебя, матушка Игуменья.
Хороший совет ты мне дала. Так и сделаю!

(Игуменья уходит).

Ведущий:
Сказано – сделано. Вот приводят царевичи во дворец своих молодых жен. Старший Гаврила выбрал себе боярскую дочь. И богатая, и знатная, и хороша собой.
(Гаврила выводит свою царевну).
Средний Данила выбрал дочь купеческую. Приданное у нее такое, что день и ночь считай – не пересчитаешь. А как пойдет – словно лебедь белая проплывет.
(Данила выводит свою царевну).
Только у Ивана-Царевича невеста незнатная, небогатая, хоть и мила собой, да уж больно скромна. На царевну совсем не похожа.
(Иван-Царевич выводит свою царевну).

Царь:
Ну, невестушки мои любезные, живите мирно. О сыновьях моих заботьтесь. А в подарок вам от меня по ларчику с драгоценными украшениями да каменьями самоцветными.

Слуга раздает царевнам ларчики. Старшие невестки открывают крышки и ахают. Младшая кланяется царю. Все уходят.

(Светлица. На лавочке сидит старшая невестка, любуется украшениями).

Ведущий:
Царь же велел узнать, как невестки распорядятся его подарками.
Старшая невестка:
Ах! Какие камушки! Сколько алмазов, изумрудов! Велю-ка я сшить себе сто платьев, и все их драгоценными украшениями изукрасить. Никто так красиво не одевается, значит, мне царицей быть.

(Появляется Ангел I).

(Ангел грустно вздыхает и удаляется. Старшая невестка уходит. На её место садится Средняя невестка. Также любуется украшениями).

Средняя невестка:
Сколько здесь драгоценностей! Верно, старый царь меня хочет царицей сделать! Припрячу-ка я это все до поры до времени.(Появляется Ангел II).

Ангел II:
Чем сокровища в сундуке собирать, лучше больным да несчастным раздать.
Средняя невестка (машет рукой):
Да как же мы с мужем будем на царском троне восседать, если все свое богатство больным да несчастным раздать.

(Ангел II вздыхает, уходит. Средняя невестка уходит. На её место садится Младшая невестка с ларчиком).

Младшая невестка:
Зачем мне столько добра? Всю жизнь его носить – не переносить, только на полках, да в сундуках пылить. (Входит Игуменья). Здравствуй, матушка Игуменья! Как хорошо, что ты пришла. Вот тебе ларчик. Это на монастырь, а драгоценными каменьями икону Божией Матери украсьте.

(Игуменья берет ларчик, кланяется и уходит. Появляется Ангел III).

Ангел III:
Доброе сердце знает, как поступить, чтобы Господу Богу и Его Пречистой Матери угодить.

(Ангел III уходит. Невестка уходит).

(Дворец. На троне сидит Царь).

Ведущий:
Узнал обо всем этом царь, порадовался за свою Младшую невестку. И велел снова всем во дворец собираться, потому, как задумал новое испытание для молодых царевен. (Входят все три невестки). Нашел он на дороге нищего, калеку, да ещё и немого. (Входит Странник). И говорит Царь.

Царь:
Вот старец святой. Он нигде более трех ночей не задерживается. Примите его, дорогие мои невестушки, окажите честь.
Невестки:
Хорошо, Царь-батюшка!

(Кланяются и уходят).

Ведущий:
Вот что из этого получилось.

Все уходят…

Светлица. На лавочке сидит старшая невестка. Слышен стук.

Старшая невестка:
Входи, входи, старец святой! (Входит Странник). Не моему ли мужу судьба царем быть?

(Странник в ответ разводит руками, ничего не может сказать. Появляется Ангел I).

Ангел I:
Не выпытывай, не расспрашивай, а милость окажи – накорми, и спать уложи.
Старшая невестка:
Вот ещё! Если он не прозорливый, не святой, да зачем мне нужен такой!

(Машет руками, выгоняет Странника.Ангел I вздыхает, уходит. Странник уходит. Невестка уходит. На её место садится Средняя невестка. Слышен стук).

Средняя невестка:
Входи, Странник святой, да расскажи, не моему ли мужу судьба царем быть выпадает?

(Входит Странник. В ответ разводит руками, ничего не может сказать. Появляется Ангел II).

Ангел II:
Прими убогого, не требуй многого. Милосердие окажи, Богу послужи!
Средняя невестка:
Да если он ничего не знает, пусть в конюшню ступает.

(Дает кусок хлеба и прогоняет. Странник уходит. Ангел II вздыхает, уходит. Средняя невестка уходит. На её место садится младшая невестка. Слышен стук. Входит Странник).

Младшая невестка:
Входи, входи добрый человек. Устал с дороги? Садись за стол, пусть отдохнут твои ноги. Вот хлеб, вот борщ, кваску хлебнешь, а потом приляжешь и отдохнешь.

(Появляется Ангел III).

Ангел III:
Добрая душа любому гостю рада. Будет ей от Господа достойная награда.

Все уходят.

Дворец. На троне сидит царь.

Ведущий:
Узнал обо всем этом Царь-батюшка и опять порадовался за свою Младшую невестку. А через некоторое время снова велит всем во дворце собираться.

(Входят все невестки).

Царь:
Ну, невестки мои любезные, хочу узнать, какие вы мастерицы. Испеките-ка вы мне к завтрашнему дню что-нибудь эдакое!
Невестки (кланяясь):
Хорошо, Царь-батюшка!

(Невестки уходят).

Ведущий:
А говорил он им опять слово с хитростью. Ведь была в тот день Суббота Страстная. Вот на следующий день ни свет, ни заря спешат к нему старшие невестки, уж больно им царицами стать хочется.

(Входят Гаврила со Старшей невесткой).

Старшая невестка:
Вот, Царь-батюшка, пирог тебе яблочный — пышный да пахучий.

(Кланяются. Входит слуга, берет пирог на подносе и уносит. Входят Данила со Средней невесткой).

Средняя невестка:
А вот тебе, Царь-батюшка, торт — весь сахарными узорами, да миндалем изукрашенный!

(Кланяются. Входит слуга, берет пирог на подносе и уносит).

Царь:
Что же Младшей моей невестки нет? Почему не торопится?

(Входят Иван- Царевич и Младшая невестка).

Царь:
Что спала так долго? Старшие невестки уж с раннего утра мне гостинцы принесли.
Младшая невестка:
Не прогневайся, мой Царь, в церкви я всю ночь была, Богу за всех нас молилась, и тебе я принесла…

(Иван-Царевич открывает полотенце, и на подносе все видят кулич и пасхальные яички).

Младшая невестка:
Христос Воскресе, Царь-батюшка!
Царь:
Воистину Воскресе!

(Выходит слуга, принимает поднос и уносит его).

Ведущий:
Возрадовался Царь радостью великой и сделал царем мужа своей Младшей невестки.

(Царь надевает свою корону на голову Ивана-Царевича).

Ведущий:
С тех пор той державой стал управлять Иван-Царевич, а царицей стала его скромная, добрая жена. Старшие же невестки, видя кроткий свет её добродетели, исправились, и во всем старались подражать своей милосердной царице.

Действующие лица:
Марфа
Соседка
Симон (Петр)
Никодим (муж Марфы)
Дети Марфы: Марк, Наум, Соломон, Моисей и др.
Капернаумские дети

Декорации: дворик возле небогатого дома рыбака на берегу Галилейского озера

Появляются дети, они несут рыбацкие сети и поют:

Да славен будет тот Наум
Со всем его семейством,
Что основал Капернаум
На море Галилейском

И всё ж известно иссстари
И множество историй
Как … пропадали рыбари
На Галилейском море…

Но ценим море мы всегда
И благодарны Богу,
Что в море том вкусна вода
И рыбы очень много!

И по волнам уплыл отец,
Он рыбой нас накормит,
Но не попал бы… морю в сеть
Отец при близком шторме…

Ну, как его нам не воспеть,
Пусть море и сурово:
Рыбак забросит в море сеть –
А вытащит…. с уловом

Но как же море не ругать
За то, что волны дыбом?!
Увы, бывает, что рыбак…
На корм уходит … рыбам…

Ведь отправляясь рыб ловить,
Не погубить бы душу…
Вот если бы уметь ходить
По морю, как по суше!

И Тот любви достоин был
Конечно всех народов,
Кто, пусть немногих, научил
Людей ходить по водам

(Пока дети поют, подходит соседка, с улыбкой слушает их, потом спрашивает):

СОСЕДКА. Где ваша мама, милые мои?

МАЛЬЧИК. Где-то здесь, кажется, развешивает белье на заднем дворе.

ДЕВОЧКА. А отец только что вернулся с моря с хорошим уловом. Разговаривает о чем-то на берегу с рыбаками, верно, обсуждает чудеса, которые стали происходить здесь в последнее время

2-й МАЛЬЧИК. Только не говорите об этом с мамой, а то она опять будет сердиться

(Появляется Марфа с пустой корзиной)

МАРФА. С чем пожаловала, соседушка?

СОСЕДКА. Хочу попросить у тебя немного муки. Сегодня вечером у нас в доме гости, боюсь, мне не хватит своих припасов.

МАРФА. Небось, опять Симон и Андрей приведут этого проходимца, чтобы послушать глупости, которым он учит всю округу

СОСЕДКА. Не говори так, лучше приходи тоже.

МАРФА. Я очень люблю тебя, подруга, ведь мы с тобой выросли вместе. Скажи, а ты когда-нибудь видела меня слушающей сказки? В последний раз такое было лет 30 назад, когда на базарах только и говорили о родившемся Младенце-Спасителе, о чудесной звезде. Все дети тогда слушали эти россказни, открыв рот. И мы с тобой…

СОСЕДКА. Это не сказки, Марфа, Спаситель – среди нас, мой муж Симон и его брат Андрей верят в это, и я тоже. Говорю тебе, приходи сегодня, сама все увидишь.

МАРФА. Скажи еще – и прихвати с собой муженька своего Никодима, пусть и он послушает. А потом он уйдет вместе с твоим Симоном. Спрашивается, кто будет кормить тогда моих детей? У меня их, сама знаешь сколько (Задумывается, пересчитывает детей) Да, у меня их 8 душ!

СОСЕДКА (смеется) . Да знаю, знаю. И все один другого краше!

( Дети убегают в дом )

МАРФА. Только от рук совсем отбились. А все ваш Иисус с его фокусами. Знаешь, кто-то из его учеников научил Марка писать! И он все пишет и пишет…Не к добру это. Вот послушай сама. (Зовет): Марк!

(Появляется Марк с палочкой в руках)

МАРФА. Скажи мне, Марк, а зачем тебе нужна грамота? Ну скажи, о чем ты пишешь? Разве рыбаку это нужно?

МАРК. Я хочу написать, как прекрасен мир. Хочу славить Бога и Его творенья!

МАРФА (смотрит, сокрушенно качая головой) Ты слышала?

СОСЕДКА. Но ведь это же прекрасно, Марфа!

МАРФА. Ну не знаю, не знаю…Это ж до чего можно дописаться! А кто отца с матерью на старости кормить будет?

СОСЕДКА (улыбается и обнимает Марфу) . Бог не оставит..

МАРФА (отмахивается) . Если бы только Марк. Ты знаешь, чем теперь целыми днями занимается Моисей?

СОСЕДКА (испуганно). Чем?

МАРФА (зловеще) . Он …лепит из глины голубей и ослов! Какой позор! Вот посмотри сама. (Показывает фигурки, потом кричит) Моисей, иди сюда!

Прибегает перепачканный глиной Моисей с птичкой в руке. Женщины любуются.

МАРФА(как бы опомнившись). Что ЭТО, сынок? Зачем ты лепишь их? Ты разве не собираешься стать рыбаком? Лепи лучше рыбок, привыкай пока маленький, потом пойдешь с папой в море, он тебя научит разбираться в настоящих рыбах.

МОИСЕЙ (весело смеется) . Мир велик и прекрасен, мамочка, не только рыбы красивы, но и птицы, и ослы, и кошки! Я буду прославлять Божьи творенья!

МАРФА. Горе на мою голову! Ты чувствуешь, к чему все идет?

(Слышатся звуки дудочки)

МАРФА (зловеще) . Ты слышишь это? Наум, иди сюда!

Прибегает Наум с дудочкой в руках

МАРФА. Наум, расскажи-ка нам. Что это у тебя в руках?

НАУМ. Дудочка, мама.
МАРФА. Скажи, мой мальчик, а зачем тебе дудочка? Может, ты собираешься ловить на неё рыбу?

НАУМ. Нет, я буду играть на ней.

МАРФА. Может, ты хочешь стать пастухом?

НАУМ. Я не знаю. Я же рассказывал тебе, что её мне подарил один человек, из тех, что ходит за Иисусом. Когда он был ребенком, то был пастухом. Однажды он играл на этой дудочке для Божественного Младенца. Это было в простой пещере в Вифлееме. И когда…

МАРФА(отнимает у сына дудочку, прячет в карман, говорит возмущенно, быстро) . Хватит, хватит. Я это уже слышала. Все эти истории о Спасителе, о чудесах. Я не могу больше этого выносить. Никто не хочет ничего делать. Только болтают. Каждый день что-то новое.

СОСЕДКА ( со смехом останавливает ее) . Успокойся, Марфа, не кипятись. Почему же ты ничему не хочешь верить, ты же сама видела дочь Иаира. Неделю назад она ходила вместе со служанкой по базару, присматривала себе обновы. Смотрела на всех так радостно, будто только на свет родилась. А помнишь, все селенье только и говорило, что дочь начальника синагоги безнадежно больна и вот-вот умрет. Она умерла, и Иисус воскресил её…

МАРФА. Помню, помню, а почем я знаю, что её воскресил Иисус? Может она притворялась. Во всяком случае дети богачей очень капризны и умирают куда реже, чем дети бедняков.

СОСЕДКА. Ну, хорошо. Но ты же не будешь утверждать, что моя мамочка притворялась, и Иисус не исцелил ее от горячки?

МАРФА(гневно) . Попробовал бы он не исцелить её! Такая женщина. Праведница! Когда я осталась сиротой, она заботилась обо мне как о родной дочери. И тебя я считаю своей сестрой, а ее матерью. Вы все для меня как родные. Как подумаю, что Симон и Андрей бросили вас ради этого …обманщика – сердце кровью обливается. А я ведь всегда их в пример ставила своему Никодиму. И вот - на тебе. Ну, ничего, они еще одумаются, вернутся, в ножки тебе поклонятся.. Так чего ты хотела? Муки? Бери, сколько надо. Разве я не понимаю – гость в доме – Ангел. Хоть бы это был и этот самый Иисус (ехидно), который может накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками.

Пока женщины разговаривают, Наум выходит из дома и осторожно проходит мимо них незамеченный

СОСЕДКА. Так все и было. Спроси своего Соломона. Он же там был и все видел.

МАРФА. Соломон! Иди сюда. Расскажи-ка еще раз, как было дело. Охота еще раз посмеяться.

СОЛОМОН. Это произошло на той стороне озера. Там собралось столько людей, среди них много больных и страждущих. А еды ни у кого не было. Тогда я подошел к Иисусу и сказал, что у меня есть пять ячменных лепешек и две рыбы.. Он взял их и накормил всех. И еще столько осталось! Это правда, мама!

МАРФА. Вспомни получше, Соломон. Может у них все-таки было что-то припрятано, ну где- нибудь за кустиком..

СОЛОМОН (с укором) . Там же пустыня, мама.

МАРФА (сердито) . Хорошо, тогда скажи мне, где ты взял эти лепешки и рыбу?

СОЛОМОН (испуганно) . Ты же сама положила их мне в мешок

МАРФА. Вот именно. Я своими руками испекла эти лепешки, и изжарила рыбу. Значит, КТО накормил пять тысяч человек пятью лепешками и двумя маленькими, оставшимися от завтрака рыбками? Отвечай!

СОЛОМОН (обескуражено ). Получается, что ты, мамочка.

МАРФА (довольна собой ). Вот именно.

Раздается звук сильного ветра.

СОСЕДКА. Кажется, начинается буря. Хорошо, что Никодим успел вернуться с рыбалки.
Страшно в такую погоду оказаться в море.

МАРФА. Да, это правда. Ветер сильный. Вот возьми муку и иди, а то, как бы беды не было. Я тебя провожу (идут, выходят вперед). Поверь мне, соседушка, Бог далеко. И вряд ли он слышит нас. У Него дел много, ему не до таких маленьких людей как мы. Когда утонул в море мой отец, никто не спас его, а моя мать умерла от горя. Она была тогда моложе, чем я сейчас. Пока она болела, все надеялись на чудо, но его не произошло. Нечего было и надеяться. Ваш Иисус должно быть хороший добрый человек, и он хочет подарить всем надежду. Мне жаль его.
Вот увидишь, когда-нибудь его поймают и будут бить палками на базарной площади, и все, кто ходит сейчас за ним и требуют чудес, будут кричать, что он вор и разбойник. И не знаю, найдется ли кто-нибудь, кто пожалеет его и обмоет ему раны. Разве мы с тобой, а?

(Последние слова она произносит медленнее и торжественнее, глядя поверх голов зрителей, как будто видит будущие страдания Христа, Соседка смотрит туда же.Звучин пронзительная мелодия, когда она обрывается, Марфа скорбно опускает голову, а Соседка закрывает лицо руками)

СОСЕДКА(убирая руки от лица ). Не говори так, Марфа. Я очень люблю тебя. Приходи все-таки сегодня (уходит).

Марфа остается одна, задумывается.Достает из кармана дудочку нежно гладит её, пытается играть. Замечает на ней какое-то пятно, тщательно протирает дудочку. Снова прячет её в карман.(Звучит грустная музыка)

Прибегают дети, кричат.

ДЕТИ. Марфа, Марфа! В море унесло лодку, а в ней спит твой Наум. Волны очень высокие. Он может утонуть!

МАРФА. Что вы такое говорите! Наум сидит себе дома, играет со своими братьями!

(Вбегает в дом, выбегает с криком)

МАРФА. Его там нет! Мой мальчик! Он не может утонуть!

(Марфа рвется к озеру. Дети держат её.)

ДЕТИ. Не надо, ты же не умеешь плавать, да и плыть сейчас невозможно…
На озере буря!
Его может спасти только чудо!
Что делать?!

(Прибегает Никодим.)

НИКОДИМ. Вон идет Симон. Говорят, он ходил по воде.

( Появляется Симон).

ДЕТИ. Да, да, это правда. Дядя Симон, спаси нашего Наума!

СИМОН. Разве это возможно? Вы видите, какие волны. Я не успею, проплыть и метра, как меня унесет волной.

ДЕТИ. Ты же ходил по воде. Спаси его!

СИМОН. Я не могу. У меня ничего не получилось. Я бы утонул, если бы не Иисус.

МАРФА (возмущенно) . Как это - не можешь? Ты что такое говоришь, Симон.? (с мольбой в голосе ) Спаси моего маленького Наума, он уже научился играть на дудочке. Если ты спасешь его я поверю, что Иисус - сын Божий. Поверю в исцеления и воскрешения. Поверю, что Он накормил всех моими лепешками. Я буду ходить за Ним повсюду. Только спаси моего Наума, Симон!

ДЕТИ. (треплют его одежду ) Ты сможешь. Ты сможешь. Спаси маленького Наума.

СИМОН. Хорошо, я попробую. Что же Он сказал мне? «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

Звучит музыка. Симон молится и уверенно идет « по вод»е. (Уходит за кулисы или через зал). Все напряженно смотрят ему в спину. Марфа закрывает лицо руками.

ДЕТИ:. Смотрите, он идет!
Волны как будто расступаются перед ним!
Он уже возле лодки!
Чудо!
Чудо!
Наум уже у него на руках!
Обнял мальчика!
Наш Наум жив!
Подождите радоваться, они еще не вышли на берег…
Марфа, Марфа, смотри, твой сын жив!

( Марфа не решается убрать руки с лица. Никодим насильно убирает ее ладони с глаз).

(Появляется Симон с ребенком на руках.)

НАУМ (обнимает Симона) . Это ты, дядя Симон? А я подумал, что это Ангел несет меня к маме.

СИМОН. А это я. Петр.

(Все восхищенно смотрят на Петра, Марфа обнимает Наума, протягивает ему дудочку )

Появляется Соседка, она ничего не видела, говорит:

СОСЕДКА. Что здесь происходит? Симон, наш дом уже полон гостей, почему ты не торопишься? (после паузы обращается к Марфе) Марфа, Иисус просил передать тебе,
что Он давно ждет тебя. Пойдем?

МАРФА ( сначала изумляется, потом воодушевленно отвечает). Да, конечно, идём скорее…Идёмте..

(Марфа берет за руку Наума, жестом приглашает всех следовать за собой, решительно идет впереди всех. Остальные следуют за ней. Уходят через зрительный зал. Звучит музыка.)

Использованы стихи Михаила Муллина

пасхальные конкурсы и игры детям

Пасха – один из самых главных православных праздников и один из самых любимых. Этот день хочется провести радостно, светло, но без суеты, просто, душевно и по-домашнему. Особенно если речь идёт о праздновании Пасхи в воскресной школе. Наш сценарий поможет создать желанную атмосферу и сделать этот день запомнившимся надолго.

Дети приходят в воскресную школу, здороваются, поздравляют друг друга со светлым Праздником Пасхи.
Начало праздника, как и начало каждого занятия, пусть будет в традициях конкретной школы. В честь Христова Воскресения можно исполнить тропарь «Христос воскрес из мёртвых».
Первое слово батюшке – настоятелю церкви. Он поздравляет детей и наставляет их короткой речью.
Руководитель воскресной школы приветствует детей, читает стихотворение А. Майкова «Христос Воскрес».

Руководитель: Ребята подготовили пасхальную сценку. Давайте её посмотрим!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ

Действующие лица:
Маша – старшая сестра
Настя
Егор
Паломник
Никитка
От автора (девочка или мальчик)
На сцене стоит стол, вокруг три стула. За столом сидят Маша, Настя и Егор. Дети готовятся к Пасхе – красят яйца, на столе стоит кулич.

Чтец: На окраине деревни стоит домик невысок.
На нём ставенки резные, а в окошке – огонёк.
Кто же в доме? Интересно! Маша, Настя и Егор.
В предпасхальный светлый вечер
Тих семейный разговор.

Настя: Машенька, а почему на Пасху красят яйца?

Маша: Когда Христос воскрес, Мария Магдалина пришла к правителю Тиберию сообщить эту весть. Тот не поверил и сказал: «как это белое яйцо не сможет стать красным, так и не может человек воскреснуть». И тут же обыкновенное яйцо стало красным. Вот такое чудо явил Господь. Тех пор на Пасху всегда красят яйца.

Егор: И Тиберий тогда поверил?

Маша: Конечно!

Настя: Вот как получается: людям, для того чтобы поверить, нужны чудеса… А почему тогда мы их красим не только красным?

Маша: Традиции с годами меняются, ничего не поделаешь. Но так даже лучше: разноцветные, с весёлыми картинками и расписными узорами наши крашенки и писанки будто тоже радуются весне, обновлению, возрождению новой жизни. Потому что Пасха – это время радости и ликования.
Маша отрезает половину кулича, заворачивает его в узелок, туда же кладёт несколько яиц.

Егор: А это кому?

Маша: бабушке Лизавете, которая на краю деревни живёт. Она старенькая, ни куличи печь, ни яйца красить она не может. Ей нужно помочь к Светлому празднику подготовиться. Егор, сегодня ей и отнесёшь.

Раздаётся стук в окно. Дети выглядывают в окошко, смотрят на дверь

Чтец: Вдруг в окошко стук раздался
Кто пришёл к нам в поздний час?
То паломник запоздалый.
Паломник, появляясь на пороге: Сохрани Господь всех вас!

В дом входит седовласый старец.

Паломник: Мир вашему дому! Устал я, сил нет, а идти ещё далеко. Дайте, пожалуйста, воды напиться.

Маша: Конечно, дедушка! (Наливает в кружку воду). А куда вы путь держите?

Паломник: В монастырь на пасхальное богослужение. Ну, я пойду – пора! Благодарю вас, добрые дети!

Маша: Ой, далеко ещё идти. Возьмите! (отрезает половину оставшегося кулича и даёт несколько крашеных яиц)
Паломник благодарит и уходит.

Егор: Ну вот… Самую красивую крашенку ему отдала! И от кулича теперь только четвертинка осталась.

Маша: Неужели тебе жалко? Человек издалека идёт, устал, проголодался, а мы его порадовали, чем смогли.

В горницу заходит маленький мальчик Никитка, здоровается.

Маша: Здравствуй, Никитка! Что-то случилось? Почему ты такой грустный?

Никитка: А у нас мама захворала. Я пришёл попросить у вас малины сушёной и мёда – кашляет мама сильно.

Настя: А вы уже спекли кулич?

Никита: Да какое там! Мама весь день лежит, говорит, что сейчас встанет и спечёт.

Настя: Маме сейчас нельзя вставать! Значит, у вас праздника не будет? Как же так можно?

(переглянувшись со старшей сестрой, заворачивает остатки кулича в узелок, Егор кладёт туда же оставшиеся крашеные яйца, Маша приносит баночки с мёдом и малиной)

Маша: Пусть мама поскорее поправляется! Поклон ей от нас!

Егор и Настя: Светлого Праздника вашей семье!

Никитка благодарит и уходит.

Маша (глядя на пустой стол и улыбаясь): Ну вот теперь нам и разговеться нечем!

Настя: Ну и что? Мне почему-то совсем не жалко, наоборот – радостно.

Егор: И мне тоже!

Маша (обнимает ребят): Ну и славно тогда! Делать добро людям – это самая большая радость.

Чтец: В доме тихо и уютно,
И струится свет с небес
Весть благую знаменуя
Рады мы:
Все вместе: Христос Воскрес!

Руководитель: А теперь нас ждут пасхальные конкурсы и игры!

Хоровод

Дети встают в круг, берутся за руки, выбирают заводящего. Под музыку заводящий ведёт хоровод по произвольной траектории: по кругу, по диагонали, спиралью. Чем причудливее путь, тем интереснее. По хлопку ведущего заводящий становится в конец хоровода, и вести начинает следующий участник.

Танец

Дети встают в круг. Ведущий даёт два деревянных пасхальных яйца двум детям, стоящим друг напротив друга. Пока звучит музыка, дети передают яйца по кругу в разных направлениях – одно по часовой стрелке, другое против часовой стрелки. Когда музыка прекращается, те ребята, у кого в руках оказались яйца, выходят в круг и под общие аплодисменты танцуют друг с другом русский танец. Игра повторяется несколько раз.

Катание яиц

Для этой игры понадобится тряпичный мяч. Крашеные яйца раскладывают на полу. Дети по очереди кидают или катят мяч с расстояния 10-15 шагов. Если мяч задел яйцо – игрок его забирает себе.

Кручение яиц

У каждого ребёнка в руках по одному пасхальному яйцу. Дети раскручивают их на столе. Чьё яйцо дольше будет крутиться – тот победил. Игра требует ловкости, смекалки и сноровки.

Прятание яиц

Пасхальное яйцо кладут на стол. Ребёнку завязывают глаза и отводят от стола, стараясь запутать. Задача игрока найти с завязанными глазами дорогу к яйцу. Его никто не останавливает и не направляет (если его движение не представляет опасности). Когда ребёнок считает, что он уже дошёл до стола, он снимает повязку. Теперь нужно попытаться достать яйцо (ведь не факт, что ребёнок окажется рядом с ним), для этого порой нужно проявить изобретательность.

С Праздником!

Дети становятся в две шеренги друг напротив друга. Катят по парам навстречу друг другу крашеные яйца. Если яйца столкнулись – пара обнимается и поздравляет друг друга со Светлой Пасхой.

Руководитель: А теперь пора к столу! Сколько у нас красивых куличей и нарядных яиц! Поделитесь, пожалуйста, каким способом вы красили яйца? (Дети рассказывают о способах, принятых в их семьях, руководитель предлагает и другие варианты: молодыми листьями, шерстяными нитками, с помощью риса и луковой шелухи, в технике декупаж и т.д. Множество красивых и простых способов можно найти в сети)

Руководитель: Ну что ж, пора накрывать пасхальный стол!

Эстафета «Пасхальный стол»

Дети делятся на несколько команд. Задача каждой – быстро и красиво накрыть свою часть стола. Делается это в виде эстафеты. Первый участник расстилает скатерть, второй разбивает и очищает яйцо, третий собирает скорлупки в бумажную коробочку, четвёртый украшает стол вазочкой с берёзовыми веточками. Задания могут быть разнообразными, малышам нужно давать дело попроще, страшим детям – посложнее.

Руководитель: Бездонна нынче неба высь…
Звонят колокола.
Они звонят: «Очнись! Проснись!
Благая весть пришла!»
И льётся музыкой с небес:
«Христос Воскрес!»
«Воистину воскрес!» – ликуют небеса.
Грядут большие чудеса…

Ученики воскресной школы пьют чай с куличом, а потом вместе с руководителем идут в церковь на колокольню, чтобы посмотреть как устроена звонница, и попробовать звонить в колокола.

Сценарий Пасхального утренника

Дети входят в зал под запись Пасхальных песнопений.

Ведущая:

Христос Воскресе, дорогие дети!
Христос Воскресе, дорогие гости!

Дети и взрослые в зале:
Воистину Воскресе!

Ведущая:
Наступил самый большой и радостный, самый главный христианский праздник: Пасха Господня, Воскресение Христово.
А сможете ли вы ответить, что празднуем и вспоминаем мы в этот день?

Дети:
В день Пасхи мы празднуем Воскресение Христа из мертвых.

Ведущая :
Что значит для нас Воскресение Господа Иисуса Христа?

Дети:
Воскресение Христово значит для нас начало новой святой жизни. Празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не грешить: не злиться, не ссориться, не обманывать, не капризничать, не требовать себе лучшего, но любить друг друга, делать добро. И верить в то, что и мы воскреснем вместе со Христом.

Ребенок-чтец :
Радость от земли и до небес:
Он – воскрес!
Воистину воскрес!
Он воскрес... И это Воскресение

Дарует нам вечное спасение!

Ведущая:

Со стародавних времен православные люди читали своим детям евангельские рассказы о страданиях Христа, легенды и предания о том, как вся природа сопереживала Своему Творцу и Создателю в Страстные дни.

Среди этих преданий – легенда о маленькой птичке по имени Красношейка.

Ребята из подготовительной группы приготовили к празднику постановку по этой легенде. Сейчас они нам ее покажут.

Красношейка.
(Пасхальная постановка по легенде из книги Сельмы Лагерлёф «Сказания о Христе»)

Действующие лица
Ведущий
Красношейка
Ворон
Пять птенцов Красношейки
Разные птицы (совы, грачи, скворцы, синички)

Сцену украшают несколько красивых зеленых деревьев. За деревьями на стене закреплено белое полотнище, на которое в нужное время будет проецироваться слайд.

Звучит негромкая, нежная мелодия .

Ведущая:
Когда Господь сотворил мир и были наречены имена всем животным и птицам, одна маленькая серая птичка была названа Красношейкой.

Красношейка: (летает по сцене)
Как красив и удивителен мир! Полечу, посмотрю на свое отражение в озере.

Красношейка подлетает к «озеру», обозначенному расстеленным на полу сцены голубым платком. Смотрится в озеро .

Ах, но я совсем серая! И шейка у меня такая же серая, как все остальное... (Ищет красные пятнышки.) Нет ни одного красного пятнышка! Вся серая! Может быть, Бог забыл окрасить мои перышки в красный цвет. Надо полететь к Нему и сказать Ему об этом.

Ведущая:
И она полетела к Богу. Как страшно было подлетать к Нему, Великому и Всемогущему. Сильно билось ее сердечко, и все же, когда Творец спросил, что ей нужно, Красношейка осмелилась обратиться к Нему.

Красношейка: (опустившись на колени и смотря вверх)
Господи, я хотела спросить у Тебя одну вещь. Зачем я должна называться Красношейкой, когда я вся серая от клюва до кончика хвоста?

Ведущая:
Как ей хотелось иметь красные перышки! Но Господь ответил, что имя Красношейка ей придется носить и впредь. А красные перышки на шейке она должна заслужить сама.
С глубокой думой полетела Красношейка в рай.

Красношейка:
Как же, как же сделать мои перышки красными?

Вылетает ворон .

Ворон:
Почему ты такая грустная, Красношейка?

Красношейка:
Бог назвал меня Красношейкой, но видишь, я вся серая. Мне надо самой заслужить красные перышки на грудке.

Ворон:
Да, это трудная задача. Послушай, поселись в кусте шиповника. Ведь его цветы такие красные. Может, и грудка твоя станет красной?

Все улетают .

Звучит красивая мелодия.

Декорация на сцене дополняется большим гнездом, расположенным на полу .

(Дети поют песню о весне, прилете птиц)

Ведущая:
Прошло время, у красношейки появились птенчики и она рассказала им семейную историю.

Красношейка:
Милые дети, много лет прошло со дня сотворения мира, а мы по-прежнему серые.

Птенцы:
Пи-пи-пи.

1-й птенец:
Неужели наши предки не сделали ничего доброго, чтобы Господь даровал им красные перышки?

Красношейка:
Мы делали, что могли. Самая первая красношейка встретила однажды другую птичку, точь-в-точь похожую на нее, и сразу полюбила ее такой сильной любовью, что почувствовала огонь в своей груди. Она подумала, что этот огонь окрасит ее перышки в красный цвет, но они остались серыми.

Птенцы:
Пи-пи-пи.

1-й птенец:
Значит, нам не носить красного цвета?

Птенцы:
Как жаль! Как жаль!

2-й птенец:
А я слышал, что многие красношейки храбро сражались с хищными птицами, защищая своих птенцов, и в груди у них горел огонь мужества! Все надеялись, что этот огонь окрасит грудку в красный цвет. Но и эти птички остались серыми.

Птенцы:
Жаль, жаль. Но мы тоже попробуем добиться красных перышек на груди!

Красношейка:
Милые дети, это невозможно. Что можем мы сделать еще, кроме того, чтобы любить, быть храбрыми и хорошо петь?

Влетает стая птиц .

Птицы:
Несчастье! Великое несчастье ждет нас!

Красношейка:
Что такое? Что случилось?

1-я птица:
Милостивый Господь послал к нам на землю Своего Сына, Иисуса Христа, а люди возненавидели Его и ведут на казнь!

2-я птица:
Его распнут: прибьют ко Кресту, как последнего разбойника!

3-й птенец:
Мама, а помнишь, ты рассказывала, что человек – самое лучшее творение Бога? Зачем же люди поступают так немилосердно?

Сова:
Дети, дети! Человек может быть хорошим и даже великим, но часто он делает зло. Это происходит, когда человек забывает о Боге!
Шум приближается! Толпа близко! Летим!

Все птицы, кроме Красношейки и птенцов, улетают.

Красношейка:
Берегитесь, птенчики! Люди могут растоптать наше гнездышко!

Птенцы:
Мама, мы боимся…

Красношейка:
Прижмитесь друг к другу, зажмурьтесь и молчите.

Красношейка остается с птенцами в гнезде, закрывая птенцов своими крыльями.

Деревья на сцене раздвигаются, на экран проецируется слайд с изображением Распятия .

Красношейка опускает свои крылья. И она, и птенцы смотрят на икону-слайд.

4-й птенец:
Были бы мы орлами, мы бы защитили Господа, разогнали б всех Его мучителей!

Красношейка:
Терновые иглы изранили Его лоб! А взгляд Его так добр, что все бы должны Его любить! Пусть мы не орлы, а маленькие красношейки! Но, может быть, и мы сможем помочь Господу!

Красношейка вылетает из гнезда и летит за кулисы.

Негромко играет тревожная, скорбная музыка.

Ведущая:
Она выпорхнула из гнезда и стала кружить вокруг Распятого, подлетела и вытащила клювом шип, вонзившийся в Его лоб! Пока она вытаскивала шип, на шейку ее упала капля крови Спасителя и окрасила все перышки на грудке.

Красношейка вылетает из-за кулис к гнездышку, на груди ее – красный платок .

3-й птенец:

Мама, да у тебя же грудка красная!

Ведущая:

Вот так Господь в награду за милосердие даровал маленькой птичке то, о чем она мечтала всю свою жизнь! Грудка ее стала красной! Это была награда за любовь к Богу…

(Танец птичек.)

(Презентация)

Ведущая:

(слайд «Снятие со креста»)

После страданий и смерти на кресте Господа нашего Иисуса Христа похоронили в пещере. В воскресенье же, рано утром, женщины – ученицы Спасителя пошли к месту погребения Христа, приготовив миро – особое благовонное масло, чтобы помазать им тело Господа по обычаю.
Церковь называет этих женщин – Жены-мироносицы.

(слайд "Мироносицы у гроба")


Но увидели мироносицы, что пещера пуста. Предстали перед ними два ангела в одеждах блистающих и сказали мироносицам, что Господь воскрес!

(Песня об Ангелах)

(слайд)
Услышав от ангелов весть о воскресении Христа и увидев опустевший гроб, жены-мироносицы поспешили в Иерусалим, рассказать другим ученикам Спасителя о случившемся.

(слайд)
Вечером этого же дня сквозь запертые двери явился Христос ученикам. И они увидели своими глазами: Он воскрес!

1-й ребенок чтец
Слова, как звезды светлые слетают,
И ожиданье в тихих голосах,
А теплый ветер свечку задувает,
И ангелы поют на Небесах.

2-й ребенок чтец

Вдруг в тишине поют: "Христос воскресе!"
Как светом озарило все сердца.
Гудит, звенит, поет все поднебесье,
И радость, радость, радость без конца!

Ведущая:

Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

(Дети поют песню «Чудо выше всех чудес!»)

(Дети читают стихи)

Прилетели птицы,
Радостно блистая:
Светлая седмица,
Праздничная стая!

Прилетели прямо
Со двора Господня
Проводить из храма
Крестный ход сегодня.

А у нас куличик –
Золотая корка!
Крашеных яичек
На подносе горка!

Молоко в крынке!
Пир – как в сказке!
В доме ни пылинки –
Убирались к Пасхе.

Хорошо нам вместе!
И обед наш весел:
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!

(Пасхальные игры, поздравление священника, угощение)