Рудольф штайнер - воздействие духовных существ в человеке. Рудольф штайнер воздействие духовных существ в человеке Воздействие духовных существ в человеке

Сегодня мы будем рассматривать с духовнонаучной точки зрения некоторые факты и существ высших миров и связь этих фактов и существ с человеком. И хотя в такой теософической группе это может показать ся ненужным, но все же следует предварительно указать, что сегодняшний доклад будет принадлежать к числу тех, которые читаются для достаточно сведущих в теософии людей. Это также должно быть иногда возможным в теософских группах. Поэтому тот, кто толь ко с недавнего времени присутствует на этих понедельничных докладах, будет, может быть, поражен тем или иным, о чем будет сказано сегодня; но мы не продвинемся вперед, если не захотим иногда обсуждать также и то, что относится к более высоким областям теософии. Кто совсем новичок и даже, быть может, ждет, что его будут убеждать в духовнонаучных истинах, может, пожалуй, найти безумным что-то из того, о чем будет идти сегодня речь; но подобных областей также следует когда-то касаться.

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане. Вы видели, что целые группы одинаковых или схожих животных принадлежат к одной «групповой душе» или к одному «групповому Я», и что на астральном плане мы встречаем как обособленные личности «душу львов», «душу тигров» и другие групповые Я животных. Мы можем - говоря тривиально - там на астральном плане встречать их так же, как здесь в физическом мире мы встречаем людей. Точно так же находим мы в еще более высоких областях, на деваханическом плане, групповые Я всех растений, а в высших частях Девахана мы находим Я минералов как обособленные личности, подобно личностям людей здесь на физическом плане. И это означает, что в этих высших мирах мы встречаем известных существ, которые простирают, так сказать, свои органы, свои отдельные члены вниз, вплоть до физического мира. Если бы человек показал свои пальцы, протянув их сквозь отверстия занавеси или в бумажной стене, то мы бы увидели только его десять пальцев; сам человек был бы скрыт за стеной. Также обстоит дело с групповыми Я животных. Мы видим здесь физическими глазами то, что от высших существ астрального плана простирается вниз как их члены, а подлинное Я скрыто за стеной - за той стеной, которая отделяет физический мир от астрального. И то же самое, соответственно, происходит с другими групповыми Я - с групповыми Я растений или минерального мира. Но когда с этой исходной точки зрения физического мира мы поднимаемся в высшие миры, то находим там не только этих вышеназванных существ, которые простирают свои члены сюда в физический мир; мы встречаем там целый ряд других существ, которых мы можем также обозначить как обособленные в себе личности в тех мирах, но физические члены которых не являются столь наглядными и ощутимыми, как у групповых Я животных, растений и минералов.

Астральный план и деваханический план суть именно весьма населенные миры, и мы находим там различных существ, которые хотя и не могут быть столь явно наблюдаемыми в своих откровениях, но, тем не менее, проявляют свои действия, свои деяния здесь, па физическом плане, и имеют весьма большое значение для физического плана, для всей нашей теперешней человеческой жизни. Мы не поймем человеческой жизни, если не знаем, что внутри этой человеческой жизни действуют такие существа, которые живут в высших мирах. В самом человеческом теле происходит многое, чем человек не владеет; что является не выражением человеческого Я, а действительностью, действием, откровением существ высших миров. Об этих вещах мы будем говорить сегодня.

Когда мы рассматриваем астральный план, то мы встречаем там неизвестных существ - только один вид из многих - которые, по-видимому, не имеют никакого проявления, никакого откровения среди существ, наблюдаемых нами прежде всего на физическом плане, но которые все же связаны с нашим физическим планом. Мы встречаем их там на астральном плане как астральных существ, с явно выраженной волей, с явно выраженными намерениями. Эти существа имеют такого рода бытие, что мы, как сказано, можем встретить их на астральном плане; но они родственны, они принадлежат к тому же роду существ, которые обитают на нашей современной Луне, какие имеют на нашей теперешней Луне даже известное физическое существование. Кто может ясновидчески подойти к этим вещам, тот знает, что это суть существа, которые на арене Луны являются в известном отношении человекоподобными существами, но что по сравнению с людьми они как бы карлики, так как они едва достигают размеров шести-семилетнего ребенка. Там, на Луне, представляется своеобразная возможность для их деятельности. Физические условия там совсем другие; там, например, совсем другая атмосфера, вследствие чего эти существа, удаляясь, так сказать, на свою родину, получают там способность чудовищно реветь, подавать чудовищно сильные ужасающие звуки. В нашем мире эти карликовые существа могут удерживаться как астральные существа.

Положение вещей в высших мирах мы должны представить себе гораздо более сложным, чем это делают обычно. Поскольку мы говорим о высших мирах, существует несомненная связь между отдельными планетами, и, следовательно, существует связь между Луной и Землей. Как, например, из Берлина можно телефонировать в Гамбург, так с помощью астральных сил могут оказывать свои действия на Земле такие существа, которые живут на Луне. Они, можно сказать, являются только дурной оборотной стороной других существ, которых мы также находим в астральном мире: существ с доброй природой, таких, что по сравнению с современной даже самой мягкой человеческой натурой они являются гораздо более мягкими - очень мягкими также и в смысле языка. Это существа, язык которых не имеет той жесткости, как человеческий язык, в котором, когда человек хочет высказаться, сначала нужно долго обдумывать, чтобы облечь в слова свои мысли и представления. Можно было бы сказать, что у этих существ мысли изливаются с уст - не только одно выражение мыслей в словах, но сами мысли изливаются у них с уст в этом мягком языке. Этих существ вы находите также внутри астрального мира; свою истинную арену они имеют опять-таки на другой планете. Как первые из названных существ имеют свою родину на Луне, так эти вторые - на Марсе; они обитают на Марсе и являются там даже главнейшим населением, как известные человеческие расы являются главнейшим населением Земли.

Если мы поднимаемся затем дальше на деваханический план, то найдем там известных существ, которые по своим свойствам также мягки и миролюбивы, и которые в своем роде необыкновенно умны. Эти существа, которых мы можем обнаружить на деваханическом плане, имеют свою родину на Венере, подобно тому как предыдущие существа на Луне и Марсе. На Венере же мы находим еще и второй род существ, которые - в противоположность мягким, ласковым - представляют собой дикую, буйную деятельность, главнейшим занятием которых являются взаимная война и грабеж.

Затем в высших частях деваханического плана мы находим известных существ двоякого рода, описать которых весьма трудно. Мы можем обрисовать их только сравнительно, если скажем, что они безмерно изобретательны, что каждое мгновение жизни они что-нибудь изобретают, так как было бы неправильно сказать «они выдумывают». У них этот изобретательский дар существует приблизительно таким образом, как если бы человек взглянул на вещь и в ту же минуту - при первом же взгляде - ему внезапно пришло в голову, как это может быть сделано иначе. Так у них тотчас же появляется изобретение. Этим существам, которые имеют свою родину на Сатурне, противостоят, опять-таки, другие, как их оборотная сторона; неукротимые, ужасные существа, которые в бесконечно большей, страшной степени обладают всем тем, что живет в человеке как ненасытная алчность и вожделение.

GA 102

Rudolf Steiner

Das Hereinwirken geistiger Wesenheiten in den Menschen

Dreizehn Vorträge, gehalten in Berlin zwischen dem 6. Januar und 11. Juni 1908

GA 102

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 6 янаваря 1908 г.

ТРИНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 11 июня 1908 г.

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 6 янаваря 1908 г.


Сегодня мы будем рассматривать с духовнонаучпой точки зрения некоторые факты и существ высших миров и связь этих фактов и существ с человеком. И хотя в такой теософической группе это может показать ся ненужным, но все же следует предварительно ука зать, что сегодняшний доклад будет принадлежать к числу тех, которые читаются для достаточно сведущих в теософии людей. Это также должно быть иногда воз можным в теософских группах. Поэтому тот, кто толь ко с недавнего времени присутствует на этих понедель ничных докладах, будет, может быть, поражен тем или иным, о чем будет сказано сегодня; но мы не продви немся вперед, если не захотим иногда обсуждать также и то, что относится к более высоким областям теософии. Кто совсем новичок и даже, быть может, ждет, что его будут убеждать в духовнонаучных истинах, мо жет, пожалуй, найти безумным что-то из того, о чем будет идти сегодня речь; но подобных обласгей также следует когда-то касаться.

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах , подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане. Вы видели, что целые группы одинаковых или схожих животных принадлежат к одной "групповой душе" или к одному "групповому Я", и что на астральном плане мы встречаем как обособленные личности "душу львов", "душу тигров" и другие групповые Я животных. Мы можем - говоря тривиально - там на астральном плане встречать их так же, как здесь в физическом мире мы встречаем людей. Точно так же находим мы в еще более высоких областях, на деваханическом плане, групповые Я всех растений, а в высших частях Девахана мы находим Я минералов как обособленные личности, подобно личностям людей здесь на физическом плане. И это означает, что в этих высших мирах мы встречаем известных существ, которые простирают, так сказать, свои органы, свои отдельные члены вниз, вплоть до физического мира. Если бы человек показал свои пальцы, протянув их сквозь отверстия занавеси или в бумажной стене, то мы бы увидели только его десять пальцев; сам человек был бы скрыт за стеной. Также обстоит дело с групповыми Я животных. Мы видим здесь физическими глазами то, что от высших существ астрального плана простирается вниз как их члены, а подлинное Я скрыто за стеной - за той стеной, которая отделяет физический мир от астрального. И то же самое, соответственно, происходит с другими групповыми Я - с групповыми Я растений или минерального мира. Но когда с этой исходной точки зрения физического мира мы поднимаемся в высшие миры, то находим там не только этих вышеназванных существ, которые простирают свои члены сюда в физический мир; мы встречаем там целый ряд других существ, которых мы можем также обозначить как обособленные в себе личности в тех мирах, но физические члены которых не являются столь наглядными и ощутимыми, как у групповых Я животных, растений и минералов.

Астральный план и деваханический план суть именно весьма населенные миры, и мы находим там различных существ, которые хотя и не могут быть столь явно наблюдаемыми в своих откровениях , но, тем не менее, проявляют свои действия, свои деяния здесь, па физическом плане, и имеют весьма большое значение для физического плана, для всей нашей теперешней человеческой жизни. Мы не поймем человеческой жизни, если не знаем, что внутри этой человеческой жизни действуют такие существа, которые живут в высших мирах. В самом человеческом теле происходит многое, чем человек не владеет; что является не выражением человеческого Я, а действительностью, действием, откровением существ высших миров. Об этих вещах мы будем говорить сегодня.

Когда мы рассматриваем астральный план, то мы встречаем там неизвестных существ - только один вид из многих - которые, по-видимому, не имеют никакого проявления, никакого откровения среди существ, наблюдаемых нами прежде всего на физическом плане, но которые все же связаны с нашим физическим планом. Мы встречаем их там на астральном плане как астральных существ, с явно выраженной волей, с явно выраженными намерениями. Эти существа имеют такого рода бытие, что мы, как сказано, можем встретить их на астральном плане; но они родственны, они принадлежат к тому же роду существ, которые обитают на нашей современной Луне, какие имеют на нашей теперешней Луне даже известное физическое существование. Кто может ясновидчески подойти к этим вещам, тот знает, что это суть существа, которые на арене Луны являются в известном отношении человекоподобными существами, но что по сравнению с людьми они как бы карлики, так как они едва достигают размеров шести-семилетнего ребенка. Там, на Луне, представляется своеобразная возможность для их деятельности. Физические условия там совсем другие; там, например, совсем другая атмосфера, вследсгвие чего эти существа, удаляясь, так сказать, на свою родину, получают там способность чудовищно реветь, подавать чудовищно сильные ужасающие звуки. В нашем мире эти карликовые существа могут удерживаться как астральные существа.

Положение вещей в высших мирах мы должны представить себе гораздо более сложным, чем это делают обычно. Поскольку мы говорим о высших мирах , существует несомненная связь между отдельными планетами, и, следовательно, существует связь между Луной и Землей. Как, например, из Берлина можно телефонировать в Гамбург, так с помощью астральных сил могут оказывать свои действия на Земле такие существа, которые живут на Луне. Они, можно сказать, являются только дурной оборотной стороной других существ, которых мы также находим в астральном мире: существ с доброй природой, таких, что по сравнению с современной даже самой мягкой человеческой натурой они являются гораздо более мягкими - очень мягкими также и в смысле языка. Это существа, язык которых не имеет той жесткости, как человеческий язык, в котором, когда человек хочет высказаться, сначала нужно долго обдумывать, чтобы облечь в слова свои мысли и представления. Можно было бы сказать, что у этих существ мысли изливаются с уст - не только одно выражение мыслей в словах, но сами мысли изливаются у них с уст в этом мягком языке. Этих существ вы находите также внутри астрального мира; свою истинную арену они имеют опять-таки на другой планете. Как первые из названных существ имеют свою родину на Луне, так эти вторые - на Марсе; они обитают на Марсе и являются там даже главнейшим населением, как известные человеческие расы являются главнейшим населением Земли.

Если мы поднимаемся затем дальше на деваханический план, то найдем там известных существ, которые по своим свойствам также мягки и миролюбивы, и которые в своем роде необыкновенно умны. Эти существа, которых мы можем обнаружить на деваханическом плане, имеют свою родину на Венере, подобно тому как предыдущие существа на Луне и Марсе. На Венере же мы находим еще и второй род существ, которые - в противоположность мягким, ласковым - представляют собой дикую, буйную деятельность, главнейшим занятием которых являются взаимная война и грабеж.

Не забудьте замечание, которое вы можете найти в записи доклада об "Отче наш", где этот факт был представлен с совсем другой точки зрения. Там было указано, что своим эфирным телом человек связан со всем своим народом, между тем как своим астральным телом он связан со своим ближайшим окружением.

Здесь опять-таки с более глубокой точки зрения проливается свет на образование народного характера, в зависимости от тех духовных существ, которые воспринимаются человеком вместе со средствами питания. Это есть одно из тех средств, благодаря которым великое духовное водительство Земли распределяет на ней различные народные характеры при помощи такого распределения различных по содержанию средств питания, что благодаря добываемой пище выявляется тот или другой народный характер. Это не означает скрытого возвращения к материализму, напротив, духовная наука показывает, как все материальное есть откровение духа, и как неизвестным для человека путем духовные влияния сами собой распространяются в человеке.

Труднее понять то, каким способом действуют на человека сатурнические духи, одни из которых таковы, что имеют тотчас же изобретения, как только взглянут на вещи, а другие таковы, что проявляют страшные разрушительные страсти чувственного рода, по сравнению с которыми все, что может в этом отношении сделать человек, является детской игрушкой. Эти сатурнические существа еще более таинственным образом прокрадываются в человеческое тело, а именно, через чувственное впечатление. Когда человек направляет взгляд на прекрасный, на чистый и благородный предмет, то в нем возбуждается одного рода представление; когда он направляет взгляд на безнравственный, грязный предмет, то в нем возбуждается другого рода представление. Когда путем внешнего впечатления в душе вызывается некоторое представление, то в то же время в человека пробираются сатурнические духи, добрые или злые. Так благодаря всему, что человек проявляет как простую симпатию и антипатию к тому, что он видит и слышит в своем окружении, он подвергает себя незаметному вторжению тех или иных сатурнических духов. Через глаза, уши, через всю кожу прокрадываются в человека эти духи, в то время как он имеет свои восприятия. Для оккультного наблюдения, например, ясно, какие невероятно разрушительные духи входят в людей через запахи некоторых духов, когда они находятся вблизи надушенных этими духами лиц, не говоря уже о самих этих лицах.

Отсюда вы видите, как тонко и интимно следует наблюдать с духовной точки зрения даже самые обыденные вещи, если мы хотим понять жизнь. Вы, может быть, слышали рассказы о людях, которые более или менее сознательно или бессознательно умели владеть теми духами, которые действуют на человека и проникают в него именно через запахи. Если бы узнали некоторые более интимные подробности из истории той или иной эпохи, например, из истории Франции при Людовике XIII, XIV, XV, когда действительно ароматы играли весьма важную роль в проведении различных интриг, то вы имели бы представление о тех возможностях, какими располагают люди, умеющие сознательно или бессознательно распоряжаться такими духовными сущностями, которые примешиваются к чувственным впечатлениям и через парфюм и ароматы проникают в людей. Я мог бы указать вам на довольно интересную книгу, написанную недавно министром одного небольшого двора, при кагором в последние годы произошла важная катастрофа. Он описывает в своих мемуарах деятельность одной личности, которая умела известным образом управлять ароматами с их духовными аспектами. Разумеется, он писал это, ничего не зная о существе этих фактов, но самые действия ароматов были ему ясны, и он с удовлетворением отмечает, что оказался достаточно защищенным и не подпал их влиянию. Таким образом, вы видите, что эти вещи совсем не безразличны для практической жизни и оказывают на нее свои влияния. Если воспринимать жизнь не как слепой материалист, а как видящий человек, то можно повсюду ощутить эти влияния; и только тот, кто знает эти влияния, тот понимает жизнь.

Итак, вы видите, что мы должны представлять себе человека как существо весьма сложное, как спутника многих существ и многих миров. Кто продвигается по пути оккультного развития ко все более и более высоким познаниям, тот научается распознавать своеобразную природу этих существ и только благодаря этому освобождается от них, достигает свободного созерцания их. Воспринять в себя истинное познание высших миров - это и значит действительно стать свободным, действительно стать зрелым, так как этим путем мы овладеваем импульсами и влияниями, пульсирующими в нашей жизни. Научиться владеть этим познанием - это и значит жить вместе с тем свободным и независимым.

И подобно тому, как мы можем указать на известные соки, пульсирующие в человеке, так же можем мы указать на отдельные органы человека, в которых находят свое выражение, свое откровение существа высших миров. Так, например, те существа, которые были выше обрисованы как сатурнические существа, находят в известном отношении свое выражение в человеческой печени. Разумеется, мы должны дать себе ясный отчет в том, что Духовная наука - если мы хотим ее действительно изучить - суть весьма, весьма сложная область.

При описании эволюции человечества в период Сатурна вам было показано, что иод действием сил Сатурна впервые появились в своих зачатках человеческие органы чувств. Сатурн продолжает и теперь еще действовать на человека, и среди человеческих органов, внутри телесных органов силы Сатурна имеют интенсивное и большое влияние на печень. Но так как человек находится на пути к тому, чтобы все больше и больше вырастать за пределы всего сатурнического, то он должен подняться над теми силами, которые коренятся в его печени . В печени действительно коренятся те силы человека, над которыми он должен подняться, но которые были необходимы для того, чтобы он мог прийти к своей современной форме и образу. И печень есть тот орган, который содержит в себе больше всего тех сил, какие должны быть преодолены человеком. Вы можете проверить это на одном явлении, на одном внешнем факте. Так, например, вы можете убедиться, что в период перед рождением и тотчас после рождения печень имеет наибольшую величину по отношению к остальному телу. Затем она постепенно уменьшается. Если бы вы захотели указать относительную величину печени к остальному телу, то вы могли бы сказать, что вначале она равна 1:18; впоследствии это отношение становится 1:36. Доля печени уменьшается наполовину, так что путем чисто естественного развития человек преодолевает уже тс силы, которые коренятся в печени.

Когда человек получает на земле право на все более и более высокое духовное развитие, то он получает вместе с тем как внешнее физическое выражение этого способность преодолевать силы печени. В известном смысле противоположным печени органом являются легкие - таким органом, который в отличие от печени не вталкивает эгоистически все в человека - ибо это именно делает печень, - но открывает человека свободно вовне, так что через вдыхаемый и вновь выдыхаемый воздух он находится в непрерывном общении с внешним миром. В легком происходит процесс сгорания. Синевато-красная, богатая углекислотой кровь поступает и, соединяясь с кислородом, превращается в красную, жизнеспособную кровь. Как в горящем огне вещества соединяются с кислородом, так и в легких имеет место процесс сгорания. Дыхание есть в известном смысле процесс сгорания; и вместе с этим процессом дыхания и сгорания человеку дано право на все более и более высокое развитие. Человека построили те силы, которые нашли свое последнее завершение в печени. От действия этих сил, приковывающих человека к земле, его освободят те силы, которые он, как огонь из воздуха, воспринимает в себя. Огонь, который человек воспринимает из воздуха, который выражается в его дыхании, есть то, что поведет человека во все более и более высокие сферы.

Мифы, саги оказываются всегда мудрее и глубже нашей науки, ушедшей, как кажется, так далеко вперед. Только что указанная здесь особенность человеческой жизни выражается величественным образом в мифе о Прометее. В рассказе о том, что Прометей принес людям огонь с неба, отражено его участие в том процессе, который проявляется в дыхании и ведет человека все выше и выше. Но вместе с тем удивительным образом показано: так как Прометей поднялся над силами, которые приковывают людей к Земле и через это стал в противоречие с земными силами, так как он был тем, кто впервые дал людям возможность иметь эту силу огня, то он должен был пострадать за это. Это страдание представлено как удивительный факт, лежащий в основе этого мифа: коршун терзает печень прикованного Прометея! Как можно было бы прекраснее и мудрее показать, что силы, которые вливаются к нам с процессом дыхания, гложут печень, и тот, кто предвосхищает то, что будет совершено человечеством в далеком будущем , стоит перед нами как распятый - показать, как то, что спускается из воздуха, нисходит, грызет печень!

Так посвященные выразили в мифах великие принципы бытия. Нет ни одного мифа, который действительно не вышел бы из мистерии и не содержал бы глубокой мудрости, которую мы можем снова найти. И когда, обладая познанием фактов духовной науки, мы походим к мифам, то стоим в благоговении перед этими мифами, которые, как справедливо говорят, открыли человеку высокие духовные сущности, для того чтобы люди сначала в образах познали то, чего в более поздние времена они должны достигнуть в ясных представлениях. И это постоянно подтверждается, что мифы содержат в себе мудрость и что мы должны обращаться к ним, когда хотим в какой-нибудь области жизни найти изображение глубочайшей мудрости. Это знали те, кто создавали свои произведения из глубин искусства. Так, например, в произведениях Вагнера нашло себе художественное выражение его отношение к истине мифа. Наше время снова поднимется от чисто физической повседневности к полноте духовного течения. Если вы так увидите и поймете то, что пульсирует в наши времена, то вы воспримете во все более глубоком значении задачи духовной науки.

Мы начали с рассмотрения высших миров и в этой связи познали, собственно, назначение духовной науки - дать человеку возможносгь познакомиться и познать жизнь, ввести в его деятельность и работу все в большей и большей степени то, что таинственно участвует в каждом движении его руки, во всем, что он творит духом, душой и телом. Он со всех сторон окружен спутниками, и благодаря духовной науке будет все больше и больше осознавать этих существ, жить и творить в созвучии с ними. Так духовное исследование откроет ему полноту действительности и сделает его способным внести познание и мудрость в жизнь.

Рудольф Штайнер

Воздействие духовных существ в человеке

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 6 янаваря 1908 г

Сегодня мы будем рассматривать с духовнонаучной точки зрения некоторые факты и существ высших миров и связь этих фактов и существ с человеком. И хотя в такой теософической группе это может показать ся ненужным, но все же следует предварительно указать, что сегодняшний доклад будет принадлежать к числу тех, которые читаются для достаточно сведущих в теософии людей. Это также должно быть иногда возможным в теософских группах. Поэтому тот, кто толь ко с недавнего времени присутствует на этих понедельничных докладах, будет, может быть, поражен тем или иным, о чем будет сказано сегодня; но мы не продвинемся вперед, если не захотим иногда обсуждать также и то, что относится к более высоким областям теософии. Кто совсем новичок и даже, быть может, ждет, что его будут убеждать в духовнонаучных истинах, может, пожалуй, найти безумным что-то из того, о чем будет идти сегодня речь; но подобных областей также следует когда-то касаться.

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане. Вы видели, что целые группы одинаковых или схожих животных принадлежат к одной «групповой душе» или к одному «групповому Я», и что на астральном плане мы встречаем как обособленные личности «душу львов», «душу тигров» и другие групповые Я животных. Мы можем - говоря тривиально - там на астральном плане встречать их так же, как здесь в физическом мире мы встречаем людей. Точно так же находим мы в еще более высоких областях, на деваханическом плане, групповые Я всех растений, а в высших частях Девахана мы находим Я минералов как обособленные личности, подобно личностям людей здесь на физическом плане. И это означает, что в этих высших мирах мы встречаем известных существ, которые простирают, так сказать, свои органы, свои отдельные члены вниз, вплоть до физического мира. Если бы человек показал свои пальцы, протянув их сквозь отверстия занавеси или в бумажной стене, то мы бы увидели только его десять пальцев; сам человек был бы скрыт за стеной. Также обстоит дело с групповыми Я животных. Мы видим здесь физическими глазами то, что от высших существ астрального плана простирается вниз как их члены, а подлинное Я скрыто за стеной - за той стеной, которая отделяет физический мир от астрального. И то же самое, соответственно, происходит с другими групповыми Я - с групповыми Я растений или минерального мира. Но когда с этой исходной точки зрения физического мира мы поднимаемся в высшие миры, то находим там не только этих вышеназванных существ, которые простирают свои члены сюда в физический мир; мы встречаем там целый ряд других существ, которых мы можем также обозначить как обособленные в себе личности в тех мирах, но физические члены которых не являются столь наглядными и ощутимыми, как у групповых Я животных, растений и минералов.

Астральный план и деваханический план суть именно весьма населенные миры, и мы находим там различных существ, которые хотя и не могут быть столь явно наблюдаемыми в своих откровениях, но, тем не менее, проявляют свои действия, свои деяния здесь, па физическом плане, и имеют весьма большое значение для физического плана, для всей нашей теперешней человеческой жизни. Мы не поймем человеческой жизни, если не знаем, что внутри этой человеческой жизни действуют такие существа, которые живут в высших мирах. В самом человеческом теле происходит многое, чем человек не владеет; что является не выражением человеческого Я, а действительностью, действием, откровением существ высших миров. Об этих вещах мы будем говорить сегодня.

Когда мы рассматриваем астральный план, то мы встречаем там неизвестных существ - только один вид из многих - которые, по-видимому, не имеют никакого проявления, никакого откровения среди существ, наблюдаемых нами прежде всего на физическом плане, но которые все же связаны с нашим физическим планом. Мы встречаем их там на астральном плане как астральных существ, с явно выраженной волей, с явно выраженными намерениями. Эти существа имеют такого рода бытие, что мы, как сказано, можем встретить их на астральном плане; но они родственны, они принадлежат к тому же роду существ, которые обитают на нашей современной Луне, какие имеют на нашей теперешней Луне даже известное физическое существование. Кто может ясновидчески подойти к этим вещам, тот знает, что это суть существа, которые на арене Луны являются в известном отношении человекоподобными существами, но что по сравнению с людьми они как бы карлики, так как они едва достигают размеров шести- семилетнего ребенка. Там, на Луне, представляется своеобразная возможность для их деятельности. Физические условия там совсем другие; там, например, совсем другая атмосфера, вследствие чего эти существа, удаляясь, так сказать, на свою родину, получают там способность чудовищно реветь, подавать чудовищно сильные ужасающие звуки. В нашем мире эти карликовые существа могут удерживаться как астральные существа.

Положение вещей в высших мирах мы должны представить себе гораздо более сложным, чем это делают обычно. Поскольку мы говорим о высших мирах, существует несомненная связь между отдельными планетами, и, следовательно, существует связь между Луной и Землей. Как, например, из Берлина можно телефонировать в Гамбург, так с помощью астральных сил могут оказывать свои действия на Земле такие существа, которые живут на Луне. Они, можно сказать, являются только дурной оборотной стороной других существ, которых мы также находим в астральном мире: существ с доброй природой, таких, что по сравнению с современной даже самой мягкой человеческой натурой они являются гораздо более мягкими - очень мягкими также и в смысле языка. Это существа, язык которых не имеет той жесткости, как человеческий язык, в котором, когда человек хочет высказаться, сначала нужно долго обдумывать, чтобы облечь в слова свои мысли и представления. Можно было бы сказать, что у этих существ мысли изливаются с уст - не только одно выражение мыслей в словах, но сами мысли изливаются у них с уст в этом мягком языке. Этих существ вы находите также внутри астрального мира; свою истинную арену они имеют опять- таки на другой планете. Как первые из названных существ имеют свою родину на Луне, так эти вторые - на Марсе; они обитают на Марсе и являются там даже главнейшим населением, как известные человеческие расы являются главнейшим населением Земли.

Если мы поднимаемся затем дальше на деваханический план, то найдем там известных существ, которые по своим свойствам также мягки и миролюбивы, и которые в своем роде необыкновенно умны. Эти существа, которых мы можем обнаружить на деваханическом плане, имеют свою родину на Венере, подобно тому как предыдущие существа на Луне и Марсе. На Венере же мы находим еще и второй род существ, которые - в противоположность мягким, ласковым - представляют собой дикую, буйную деятельность, главнейшим занятием которых являются взаимная война и грабеж.

Затем в высших частях деваханического плана мы находим известных существ двоякого рода, описать которых весьма трудно. Мы можем обрисовать их только сравнительно, если скажем, что они безмерно изобретательны, что каждое мгновение жизни они что-нибудь изобретают, так как было бы неправильно сказать «они выдумывают». У них этот изобретательский дар существует приблизительно таким образом, как если бы человек взглянул на вещь и в ту же минуту - при первом же взгляде - ему внезапно пришло в голову, как это может быть сделано иначе. Так у них тотчас же появляется изобретение. Этим существам, которые имеют свою родину на Сатурне, противостоят, опять-таки, другие, как их оборотная сторона; неукротимые, ужасные существа, которые в бесконечно большей, страшной степени обладают всем тем, что живет в человеке как ненасытная алчность и вожделение.

Все эти названные существа совсем не отделены от нашей жизни: напротив, они простирают свои деяния, свои действия и откровения в нашу жизнь, и для ясновидчески одаренного человека их действия ощутимы именно тогда, когда на Земле возникают определенные условия. Так, те существа, которые имеют свою родину на Луне, выступают - разумеется, как астральные существа - при самых различных

Беседа публициста Николая Подосокорского с новгородским социологом и политологом Александром Жуковским о дополнительных выборах депутата Государственной думы от Новгородской области, которые состоятся 8 сентября 2019 года.

Насколько в Новгородской области изменились политическая ситуация, настроения жителей и отношение к "Единой России" с 2016 года, когда губернатор Сергей Митин двигал в Госдуму Александра Коровникова? Кажется, теперь официальная поддержка "ЕР" является не столько гарантией успеха, сколько постыдным обременением. То, что экс-мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев идет в Госдуму именно от партии власти - это для него, скорее, плюс или минус?

- "Постыдное обременение" - это эмоциональная, но в целом верная оценка. Проект "ЕР" требует капитального ремонта, или даже полного закрытия, однако центр не может решиться и выбрать подходящий вариант. Сложилась ситуация, при которой "и бросить жалко и нести тяжело". Требует реформ и политическая инфраструктура страны в целом. В предыдущих политических циклах слабеющее политическое звено ("ЕР") компенсировали административным ресурсом, но уже на данном политическом этапе админресурс сам стремительно вваливается в кризис и нуждается в поддержке, а обременение в виде политических вериг явно мешает усилиям центра стабилизировать обстановку. В частном порядке выдвиженцы от "ЕР" также стараются дистанцироваться от партийного бренда и попыток продвигать ее имидж, но при этом с удовольствием потребляют ее деньги, программные и технологические инерции.

Для Бобрышева участие в довыборах - это обеспечение достойного карьерного финиша. На сложившемся за годы его функционирования личном антирейтинге самостоятельно выборы ему не выиграть. Структура голосующих избирателей по отношению к нему находится в пропорции: 30% - за, 70% - против. Можно считать такого депутата легитимным? В "ЕР" и в администрации почему-то считают, что можно. Для его "победы" нужен очень закрытый (дорогостоящий) маневр. Забрать "свои" 30% и рассеять, расколоть 70% избирателей, которые за него не проголосуют. Принцип "разделяй и властвуй" в действии. "ЕР" помогает ему удержать традиционно голосующих избирателей за власть, а остальных избирателей кандидаты растащат на части (КПРФ, СР, ЛДПР, ЯБЛОКО и др.). Поэтому альянс "ЕР" и Бобрышева необходим обоим сторонам. Кандидат получает "заслуженную" политическую "пенсию", "ЕР" же может отчитаться в центр об очередной своей "победе".

Оказала ли какое-то влияние летняя протестная активность в Москве, в связи с выборами в Мосгордуму, на новгородский электорат? Или региональная и столичная ситуация мало пересекаются друг с другом?

Оказала, и не только в Новгородской области. Нетрудно вспомнить, что перед выступлениями в Москве информационные каналы (особенно интернет) освещали множество местных локальных конфликтов - в Шиесе (мусор), Екатеринбурге (собор), Новгородской области (здравоохранение) и др. Привычным фоном стали проблемы борьбы с коррупцией, ЖКХ, ростом цен, низких зарплат, трудоустройства. Перечисленные информационные поводы усиливались картинками с пожаров, наводнений, взрывов, аварий. Компенсировались подробными описаниями событий на Украине и других международных проблем, отчетами о неусыпной работой правительств (федеральных, региональных). Иными словами, информационная повестка рутинно наполнялась повторяющимися региональными, муниципальными проблемами и иллюстрировалась соответствующими социальными и экономическими требованиями, лозунгами. События в Москве резко перехватили региональную повестку и перенесли центр информационной активности в столицу, причем, информационная повестка с социальной сменилась на политическую.

В заслугу кандидату Юрию Бобрышеву зачастую ставят его пребывание в должности мэра Великого Новгорода с 2007 по 2018 год. Как бы Вы оценили его наследие, оставленное горожанам? Действительно ли у него есть повод для гордости за эти 10 лет управления городом?

Технически и политически роль местного самоуправления с 2006 года постоянно снижалась. Все мэры российских городов объективно находились в состоянии некоего социального "тормоза", безропотно препятствующего сползанию к нулю своих полномочий, ресурсов, в условиях кратно множущейся отчетности, ужесточающегося контроля, изменений в законодательстве. Фактически вынуждены были быть "вредителями", должны были сдавать полномочие за полномочием, ресурс за ресурсом. При этом никто не снимал с них ответственность за поддержание "благоприятного общественного мнения", эффективного диалога с населением, состояние муниципальной инфраструктуры. Фактически можно говорить, что в указанный период роль мэров была не завидна. Условия, в которых они формировались, заставляли их быть политическими "виртуозами", но не "эффективными" менеджерами, как бы это кому-то ни хотелось.

Как политический манипулятор Юрий Иванович, "достойно" сдавал город, но говорить о гордости в этот период совсем не корректно. Чуда не было, инфраструктура управления не развивалась, поэтому противоречия технологически и аналитически на объективном уровне поддержать спорах с регионалами и федералами было не возможно. Принципиально важные для сторон конфликты не получали рациональных решений, тупо переросли в примитивное межличностное противостояние мэра с губернатором, мало понятное для населения и совсем никому не полезное, но создающие эффект зрелища, имидж "борца", имитацию движения.

Среди моих новгородских знакомых, интересующихся политикой, сложился парадоксальный консенсус: почти все они считают, что Бобрышева протащат в Федеральное собрание всеми правдами и неправдами, при этом никто из них лично не собирается за него голосовать. Главным конкурентом кандидата от власти многими наблюдателями считается опытная Нина Останина, которая, в отличие от Бобрышева, уже неоднократно избиралась в парламент и была депутатом Госдумы II-V созывов. На ваш взгляд, есть ли у нее реальные шансы победить на этих выборах?

Если сделать объективное социологическое исследование, то его результаты будут объективнее результатов любых самых демократических выборов. Методики опросов хорошо поставлены и заглядывают в самые потаенные места общественного мнения, которые никогда не выявят никакие выборы. В социологическом плане места распределились бы так: 1. Н. Останина (КПРФ), 2. Ю. Бобрышев ("ЕР"), 3. Д. Игнатов ("СР"). Но процедуры, политические технологии, административный ресурс вносят в свой "коэффициент" в результат, который также может считаться социологией, но в этом случае социологическая программа усложняется и появляются интересы спрятать до поры, получаемые результаты.

Что вы думаете о концепции т.н. "умного голосования" Навального применительно к Новгородской области? Нужно ли поддерживать сталинистов и соглашателей тем, кто устал от монополии "Единой России"?

Концепция "Умного голосования" существенно расширила интерес к выборам у рационально расположенных избирателей. В том числе, неожиданно дала новый вариант, импульс для выбора избирателям, любящим подумать, не подпадающих под сложившиеся стереотипы голосования. Эта социальная группа составляет 10-15% самостоятельных людей с надежной профессией и образованием. В традиционном голосовании они не активны. Такое предложение может заинтересовать и "включить" их в процесс выбора. Структура основных мотивов, по опыту все предыдущих выборов, выглядит примерно так:

* Игнорирование выборов — самая распространенная форма поведения избирателей. Порядка 70% граждан интерес к выборам и голосованию потеряли. Их позицию, в настоящее время, пока неуклюже, пытаются выразить, отдельные небольшие партии, лидеры некоторых политизированных групп.
* Сверхактивные (политизированные) избиратели — от общего числа 20% будут уверенно голосовать за своих кандидатов. Именно они - основная социальная база административного ресурса, закрепляющего и поддерживающего в их среде принцип "разделяй и властвуй!".
* Дисциплинированные избиратели ("болото") до 30% — традиционный ресурс любой власти, преимущественно, проголосуют за кандидата от власти.
* Рациональные избиратели — еще сохраняющие свое представление о должном и нужном избиратели, окончательно не заражанные социальной апатией. Будут голосовать против "ЕР" и за любого другого оппозиционного кандидата, партию.

Принцип "Умного голосования" — за согласованного кандидата - искусственно подменяет плохо развивающийся в партийных средах прием политических коалиций. При равновесии рейтингов кандидатов, как это сейчас происходит в Новгородской области, технология имеет стратегическое значение и может повлиять на результат кампании, в пользу квалифицированного, профессионального выбора большинства - 70% избирателей Новгородской области, в той или иной степени не поддерживающих проваливающийся и уже не легитимный режим.

Как Вы в целом оцениваете текущую избирательную кампанию в регионе? Насколько она интересна с точки зрения используемых технологий, активности кандидатов, освещения их деятельности СМИ и т.д. Насколько она является необычной, "грязной", конкурентной и т.п.?

На наших глазах в данной кампании, хоть и в не ярком виде, мы участвуем в процедуре прощания со схемами, долгое время доминирующими на практике и не отражавшими интересы большинства. Сейчас кампании кандидатов по инерции еще скованы, но выглядят достаточно демократично, раскрываются, нарабатываются новые подходы, закаляются личностные качества. "Грязные" и серые темы еще присутствуют, но уже применяются не как наступательные, а как защитные со стороны не охотно уходящего в прошлое старого политического цикла. Очень сильно и позитивно выделяется в избирательном процессе Новгородской области факт отказа от выборов в Госдуму в пользу представителя КПРФ Н. Останиной руководителя регионального отделения партии "Коммунисты России" Дмитрия Перевязкина. На этом примере просматриваются мотивы к рациональной консолидации даже казалось бы, непримиримых противников: КПРФ и партии "Коммунисты России". Если факт подтвердится, то Новгородская область станет примером другим политическим акторам уже на следующих выборах.

Серьезное оживление и рациональное информационное наполнение в кампанию внесла Н.Останина и ее команда. Несмотря на противодействие со стороны официальных (и не очень) усилий, острых столкновений с конкурентами, кампания КПРФ проходит стабильно. Отмечаю активность, упорство, личную коммуникабельность Дмитрия Игнатова от "Справедливой России". Конструктивность, объективность, напор Анны Черепановой ("Яблоко"). Традиционализм представителя ЛДПР А. Чурсинова. Интересно внимание к Новгородской области и его проблемам со стороны деловых кругов России - Д. Тарасова (Партия Роста). Важно, что региональная власть Новгородской области не довела до абсурда ситуацию с допуском кандидатов на выборы, как это произошло в Санкт-Петербурге, где были вытеснены с выборов губернатора все интересные кандидаты и остались только спойлеры, или в Москве, где "техническими средствами" не допустили к выборам целый ряд активных и интересных кандидатов.

По традиции, Ваш прогноз относительно результатов дополнительных выборов в Госдуму от Новгородской области 8 сентября. Как распределятся места, какие проценты наберут кандидаты? Признает ли гражданское общество эти выборы легитимными?

Дополнительные выборы - это обрезанный формат интересов. Они интересны для отработки моделей, технологий будущих политических разворотов. За неделю до выборов "победа" на выборах в Госдуму "вертится" вокруг цифры 30% (возможно уже даже меньше 30%). Как я уже отметил выше, на победу объективно претендуют: 1. Нина Останина, 2. Юрий Бобрышев, 3. Дмитрий Игнатов. Отрывы друг от друга у них будут совсем небольшие. На данный момент есть более существенный рост узнаваемости и внимание к кандидатурам: Д. Игнатова, Н. Останиной. Нет роста у Ю. Бобрышева. Явка прогнозируется невысокая - примерно 20%. Возможно, из-за остроты кампании и продолжающегося роста протестных настроений, в том числе под влиянием московских событий, она составит до 25%.