Ребенок переутомился симптомы. Симптомы, виды и профилактика переутомления у взрослых и детей

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Бесспорно, интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки? Психика дошкольника еще очень слаба, поэтому вследствие перегрузок у него достаточно быстро наступает утомление, которое в свою очередь способствует появлению плохого поведения: капризов, раздражительности, повышенной возбудимости и так далее.

Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок, этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте должна составлять:

в 3—4 года — 10—15 минут;

в 4—5 лет — 20 минут;

в 5—6 лет — 20—25 минут;

в 6—7 лет — 25—30 минут.

Конечно, когда ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. И если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой — не менее 4—4,5 часа, а летом — но возможности весь день.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у малыша грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего наступает утомление в ответ на монотонную деятельность. Пятилетние дети утомляются быстрее, чем шести-семилетние.

С 5—6 лет многие малыши начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось большое количество семей, где дети с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. Естественно, у них формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящих на экране событиях. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что родители охотно верят этому, так как ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи уже доказали, что компьютерные игры требуют наибольшего напряжения внимания по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Больше того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющийся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в зависимости от его самочувствия, настроения и других причин.

Признаки, по которым можно определить наличие утомления у ребенка:

— повышенная отвлекаемость;

— частая смена позы;

— непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и тому подобное);

— неприятная мимика (кривляние, тики);

— неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и так далее).

Для предупреждения переутомления необходимо:

Наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе;

Чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых;

Исключить пассивный отдых (например, в виде сидения или лежания) для малышей первого года жизни — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят, он целый день может находиться в движении и не уставать.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет — 15 минут.

Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется.

Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 10 до 15.

«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет и предлагает посмотреть на него, а через 2—3 секунды — расположенный близко. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, и не открывать их на счет от 1 до 4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет от 1 до 6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и так далее. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может быть елочка, которую надо нарядить. Необходимых для этой цели игрушек и зверушек дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Изображение елочки помещают на стене (в центре или чуть ниже). Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стой прямо. Поворачивая только голову, отыщи в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назови их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик и пускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следят за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

Сегодня термин «переутомление» используется очень широко и применяется в различных сферах человеческой деятельности. Часто люди говорят о наличии у них психологического утомления в связи с огромным количеством информации, поступающей ежесекундно и несущей эмоциональную компоненту. В первую очередь такая эмоциональная информация подается в рекламных роликах, в новостных лентах, в телевизионных дебатах и т.д. Помимо психологического утомления имеется еще и чисто физическая компонента – естественная усталость после чрезмерного длительного напряжения сил, которое необходимо, чтобы успеть за стремительным ритмом современной жизни, особенно в больших городах.

Определение утомления и отличия от переутомления

Переутомление – это патологическое состояние в отличие от утомления. Поэтому необходимо четко представлять себе границы просто сильного утомления и переутомления. Часто люди не задумываются о смысловой наполненности термина и, именуя некоторое состояние организма «переутомлением», подразумевают совершенно определенную на данный момент времени психофизическую сильную усталость. Поэтому необходимо четко представлять себе, что же такое утомление и переутомление.

Итак, сегодня под утомлением понимают совокупность таких сдвигов в психофизиологическом состоянии организма человека, которые развиваются после совершения работы и приводят к временному снижению эффективности труда. Состояние утомления (усталость ) характеризуется определенными объективными показателями и субъективными ощущениями.

Субъективные признаки

Утомление является сигналом к тому, что необходимо прекратить выполнение действий, сделать перерыв или уменьшить интенсивность. Субъективные проявления усталости выражаются в следующих признаках:
  • Общий дискомфорт
  • Головная боль различной степени интенсивности
  • Боли и напряжение в ногах и руках
  • Снижение внимания
  • Вялость, апатия
  • Раздражительность
  • Вспыльчивость
  • Безразличие к деятельности и людям
  • Замедление речи, мимики и движений, а также их сглаженность

Объективные признаки

Помимо вышеперечисленных субъективных симптомов утомления имеются еще и объективные признаки. К объективным признакам утомления относятся следующие:
  • Снижение или повышение кровяного давления
  • Невозможность выполнить простейшие действия (физические или умственные )
  • Изменения на ЭКГ
  • Шумы в сердце
  • Явления аритмии
  • Увеличение концентрации молочной кислоты
  • Увеличение концентрации натрия и уменьшение – калия и кальция
  • Увеличение количества лейкоцитов , эритроцитов , гемоглобина
  • Уменьшение количества тромбоцитов
  • Увеличение частоты дыхательных движений
Все данные симптомы утомления являются физиологическими и играют огромную роль в процессах регуляции жизнедеятельности индивидуума. Поэтому утомление следует воспринимать как неотъемлемое физиологическое состояние организма. Несильное утомление благоприятно воздействует на организм, заставляя использовать резервы и вырабатывать более рациональные формы деятельности. Сильное утомление негативно влияет на организм, поскольку происходит сильное напряжение резервов, что может осложняться психологическими срывами или развитием переутомления.

Определение переутомления

Переутомление представляет собой патологическое состояние организма, которое развивается под действием длительного утомления с превалированием психического или физического компонента. Симптомы переутомления возникают вследствие развития нарушений функционирования центральной нервной системы, которые преимущественно проявляются в дисбалансе процессов возбуждения и торможения нейронов головного мозга .

Важным фактором развития переутомления является недостаточность и неполноценность периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервов организма. Работа на пределе возможностей с отсутствием функциональных резервов в состоянии переутомления является крайне опасным состоянием, которое может оканчиваться, при самом неблагоприятном развитии событий, даже смертью.

Причины развития

Переутомление развивается в ситуации несоответствия выполняемой деятельности с необходимым отдыхом. Помимо данного основного противоречия могут способствовать ускорению развития переутомления такие факторы:
  • Психологическое напряжение на рабочем месте
  • Плохие условия жизни
  • Неполноценный отдых
  • Несбалансированный рацион питания
  • Плохие условия работы
  • Низкая двигательная активность
  • Стресс
  • Дезадаптация
  • Несоразмерная возможностям физическая работа
Таким образом, например, сильные нагрузки, которые организм в принципе может выдерживать, но в сочетании с нерациональной диетой приводят к развитию переутомления. Переутомление может развиться после мощной однократной перегрузки или после длительной хронической усталости , длившейся некоторый промежуток времени, которая накапливалась в прогрессии.

Лекарственные препараты, способные спровоцировать развитие переутомления

Причинами переутомления могут быть не только физические факторы, но и прием некоторых лекарственных средств, а также наличие хронических заболеваний.

Медикаменты, провоцирующие развитие переутомления:
1. Частое применение препаратов против симптомов простуды (более 2 раз в месяц )


2. Противокашлевые препараты
3. Средства против укачивания в транспорте
4. Препараты против аллергии
5. Антигистаминные средства (димедрол , фенкарол , клемастин, ранитидин , циметидин , супрастин , диазолин и т.д. )
6. Вещества, действующие на центральную нервную систему (снотворные , миорелаксанты )
7. Оральные контрацептивы
8. Средства, снижающие давление

Заболевания, ведущие к развитию переутомления

Некоторые заболевания, которые текут длительно и приводят к снижению качества жизни, а также работоспособности, способны привести к развитию переутомления.

Люди, страдающие следующими заболеваниями, входят в группу риска по развитию состояния переутомления:

  • Патологии дыхательной системы (бронхиты , астма , эмфизема легких )
  • Депрессия и тревожность
  • Несбалансированное питание
  • Нарушения сна


Серьезным фактором риска в развитии переутомления являются вирусные заболевания, особенно длительно протекающие, например, подошвенные бородавки , папилломы и т.д. Начальные стадии серьезных соматических заболеваний, когда отсутствуют специфические симптомы, также могут проявляться состоянием переутомления. Патологии, начало которых характеризуется переутомлением, следующие – гепатиты , онкологические заболевания, диабет , анемический синдром, снижение концентрации сахара в крови, снижение функции щитовидной железы (гипотиреоз ), ревматоидный артрит , ожирение , алкоголизм , миастения , мононуклеоз .

Общие симптомы

Симптомы переутомления весьма разнообразны и включают в себя нарушения со стороны практически всех органов и систем человеческого организма. Самые распространенные симптомы переутомления, присутствующие у любого человека вне зависимости от индивидуальных особенностей, следующие:
  • Человек не хочет спать в принципе
  • Замедленная, слабовыраженная реакция в ответ на раздражители
  • Краснота глаз
  • «Помятость» лица (отечность, неровность и т.д. )
  • Нездоровый цвет кожи
  • Приступы тошноты
  • Беспричинная рвота
  • Общая нервозность
  • Головная боль
  • Апатия, вялость
  • Невозможность сконцентрировать внимание и сосредоточиться на определенном действии
  • Замедленная переключаемость внимания
  • Невозможность выполнять несколько операций
  • Снижение рефлексов
  • Усиленная потливость
Данные проявления сильно выражены, поэтому период продуктивной работоспособности очень короткий, что влечет за собой выполнение определенных действий только за счет истощения резервов организма. В стадии сильного переутомления человек вообще не имеет периода работоспособности, выполняя необходимые действия с огромным напряжением сил. В таком состоянии человек работает неэффективно, некачественно и очень медленно. Переутомление конечной стадии способно перейти в срыв при самом незначительном напряжении. Состояние срыва характеризуется полным расстройством процессов жизнедеятельности, что влечет за собой прекращение любых действий.

Стадии и их характеристика

Состояние переутомления делится на три стадии в зависимости от степени выраженности и глубины патологических явлений. Самая легкая стадия – первая, а самая тяжелая, соответственно, третья.

В I стадию переутомления присутствуют только субъективные признаки, при этом глубоких нарушений, которые проявляются объективными симптомами, нет. В основном люди жалуются на плохой сон – трудности при засыпании, частые ночные пробуждения и отсутствие восстановления сил после ночного отдыха, но также характерно отсутствие аппетита . В данном состоянии организм плохо переносит любые психические и физические нагрузки. Важно выявить состояние переутомления, которое можно вылечить на I стадии без каких-либо осложнений и последствий.

Состояние переутомления II стадии характеризуется наличием субъективных проявлений, которые осложняются объективными симптомами достаточно выраженными, чтобы доставлять серьезный дискомфорт и резко снижать качество жизни. Жалобы обычно полиморфны и многочисленны, поскольку патологические изменения касаются практически всех органов. Распространены жалобы на быструю утомляемость, невозможность «включиться» в работу, тягостные ощущения в сердце, вялость и сонливость, а также нетривиальные ответы организма на физическую активность (например, спазм или дрожание конечностей после небольшого мышечного напряжения ). Сон не приносит облегчения, поскольку он прерывается пробуждениями, кошмарами, тягостными сновидениями и т.д.
При этом наблюдается нарушение нормального ритма, что выражается в максимальных всплесках работоспособности в периоды утреннего пробуждения или вечернего отдыха.

Переутомление II стадии характеризуется нарушением нормального обмена веществ, что проявляется сниженной концентрацией сахара в крови и потерей веса. Сердечно-сосудистая система не переносит нормальной физической нагрузки, и даже в покое может развиваться спонтанное увеличение или уменьшение сокращений сердца. Артериальное давление постоянно меняется, понижаясь и повышаясь также спонтанно.
Человек в состоянии переутомления II стадии плохо выглядит, то есть бледен, кожа мраморная, с синяками под глазами, синюшным цветом губ и ногтей.
Сексуальная функция страдает у мужчин и женщин, проявляясь нарушениями менструаций и потенции, а также исчезновением либидо .

Переутомление III стадии является самым тяжелым и проявляется неврастенией , а также крайне плохим самочувствием. Люди страдают повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, а также слабостью в сочетании с бессонницей в ночное время и сонливостью в дневные часы. Работа всех органов и систем нарушена.


Состояние переутомления II и III стадий необходимо адекватно корригировать, поскольку данные явления выбивают человека из нормальной жизни на длительный промежуток времени.

Типы в зависимости от природы причины

В зависимости от природы основного провоцирующего фактора, действие которого привело к развитию переутомления, различают два основных типа данной патологии:
  • Физическое переутомление
  • Психическое (нервное ) переутомление
Это означает, что переутомление может развиться вследствие чрезмерного действия психоэмоционального фактора или физического.

Физическое переутомление

Физическое переутомление часто развивается у следующих категорий лиц:
  • У спортсменов при нерациональном режиме тренировок
  • У людей, занятых физическим трудом, выполняемым на пределе человеческих возможностей
  • У нетренированных людей, которые однократно подверглись сильному физическому напряжению
  • У людей, которые подвержены адекватным физическим нагрузкам, сочетающимся с неполноценным отдыхом, не позволяющим восстановиться
В принципе итогом любых физических нагрузок является утомление. Нормальное утомление представляет собой один из эффектов физической работы, который помогает развить работоспособность путем тренировки. Тренировка является великолепным способом развить свои способности, однако необходимо строго дозировать нагрузку, чтобы она соответствовала наступающему после утомлению.

Нервное переутомление

Нервное переутомление тесно связано с физическим, поскольку симптомы, биохимические и физиологические показатели одинаковы, а разнится лишь природа фактора, приведшего к формированию патологического состояния. Нервное переутомление обязательно включает в себя и мышечную усталость. Именно поэтому значительные умственные нагрузки и психическое напряжение приводят к ощущению усталости в мышцах.
Поэтому после напряженного экзамена, лекции или урока люди вялые, усталые, с трудом двигаются, разбитые и т.д. Данное состояние легко преодолеть при помощи отдыха или снижения интенсивности нервного напряжения. Поэтому необходимо чередовать нервную работу и физическую, что обеспечивает некоторое восстановление, позволяющее выдержать нагрузку. Однако такая смена деятельности не заменяет отдых.

Нервное переутомление может проявиться в повышенном возбуждении, которое плохо снимается, а также снижении тактильной чувствительности. Нервное напряжение может быть различным и провоцировать переутомление с разной скоростью. Например, монотонное умственное напряжение (зубрежка, конвейерный труд ) быстро вызывает утомление, а творческий процесс, захватывающий воображение, позволяет работать продуктивно длительное время. Тип нервной системы также влияет на скорость утомления – меланхолики и холерики быстрее устают, чем сангвиники и флегматики. Напряженный эмоциональный фон (недоброжелательная обстановка, чувство страха перед задачей и т.д. ) также способствует развитию состояния переутомления с высокой скоростью.

Температура при переутомлении

Головная боль очень часто является основным признаком нервного переутомления, поскольку накапливаются продукты распада, и развивается сильное кровенаполнение сосудов мозга. Именно притоком крови в мозг при нервном переутомлении обусловлены носовые и ушные кровотечения , а также повышенная температура тела.
Температура объясняется расширением сосудов и приливом большого количества крови в периферическое русло на фоне обескровливания внутренних органов. Состояние переутомления характеризуется резко сниженным иммунитетом (иммунодефицитом ). На фоне иммунодефицита обостряются хронические инфекции и присоединяются новые, что также приводит к повышению температуры.

Часто применяемые стимуляторы

Работа в состоянии переутомления основана только на подстегивании организма как волевом, так и с помощью различных средств. Алкоголь, кофе , чай или сигареты являются довольно распространенными стимуляторами, однако могут принести лишь кратковременный всплеск работоспособности за счет мобилизации резервов с последующим истощением. Длительное время работы под действием стимуляторов приведет к полному расходованию резервов организма, после чего применение данных веществ не будет оказывать желаемого действия. Именно данное состояние является переходом хронической усталости в переутомление.

Переутомление у детей

Отдельного внимания заслуживает вопрос переутомления детей. Вообще дети утомляются быстрее взрослых. Многие дети после начала учебы в школе разительно меняются: вместо веселых, бодрых ребят вы видите вялых, апатичных, безразличных индивидуумов, постоянно страдающих головными болями, обмороками, нарушениями сна и т.д. Данное ненормальное состояние может пройти самостоятельно без специального воздействия после привыкания ребенка к новому ритму. Однако некоторые дети не могут привыкнуть к нагрузками, вследствие чего у них наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния. Дети раздражительны, невнимательны, апатичны, подвержены скачкам настроения, страдают головными болями, тахикардией , нарушениями сна, галлюцинациями , расстройством внимания, памяти и т.д. Любое воздействие может вызвать совершенно неадекватную реакцию.

Некоторые дети стараются скрыть свое психическое напряжение и научаются определенным правилам поведения в социуме. Однако это только кажущееся благополучие, поскольку расстройства функционирования высшей нервной деятельности (неврозы, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость и т.д. ) прогрессируют и становятся все более глубокими. Дети страдают переутомлением, поскольку подвергаются длительному воздействию некоего психоэмоционального фактора.

Наиболее частыми причинами развития нервного переутомления у детей являются следующие причины:

  • Неприязнь со стороны сверстников
  • Оскорбления со стороны сверстников
  • Ожидание насмешек
  • Состояние уязвлённой гордости
  • Чувство неполноценности, отсталости
  • Страх перед экзаменом, зачетом, контрольной работой и т.д.
  • Страх перед наказанием
Помимо стресса, испытываемого в школе, ребенок может иметь не комфортные психоэмоциональные условия дома, в семье. Некоторые родители применяют воспитательные меры традиционного свойства, то есть такие же, которым были подвергнуты в своем детстве. Такие традиционные формы воспитательного процесса не обязательно являются оптимальными, поскольку якобы «проверены временем». Напротив, одни и те же педагогические ошибки можно настойчиво повторять, ломая психику новых поколений. Поэтому необходимо ознакомиться с различными вариантами воспитательного воздействия и выбрать оптимальные для ребенка, которые будут соответствовать его потребностям и способностям как физическим, так и умственным и эмоционально-ментальным.

Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Каждодневное посещение музыкальной школы может привести к формированию нервного переутомления по типу патологического возбуждения с переходом в срыв или психоз . Помните, что переутомление развивается у перегруженных детей, которые выполняют непосильную умственную работу. Максимальное количество часов, посвященных умственной работе, не должно превышать 6 - 8 для детей разного возраста. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Физическое переутомление у детей практически не встречается, поскольку ребенок инстинктивно перестает активно играть, почувствовав усталость и необходимость отдохнуть. Когда произойдет восстановление, ребенок вновь может играть в подвижные игры и тренироваться с максимальной нагрузкой. Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Понятие о восстановлении

Утомление и последующее восстановление может быть различным и зависит от целого ряда показателей:
  • Характер нагрузки
  • Интенсивность работы
  • Объем работы
  • Уровень тренированности
  • Предельные возможности каждого индивидуума
  • Способность быстро «переключаться», в том числе полностью расслабляться на короткий промежуток времени
Период, необходимый для восстановления после нагрузки, может быть разным и длится от минут до суток или недель. Быстрое восстановление свидетельствует о высоких адаптационных возможностях организма, что приводит к тренировке выносливости и результативности при выполнении различной работы. Физические и психические нагрузки в течение некоторого периода времени могут действовать на оргазм в двух противоположных направлениях:
1. Развитие резервов и возможностей с повышением работоспособности
2. Истощение с развитием переутомления

Методы стимуляции восстановления и их применение

Истощение организма наступает, если после нагрузки отсутствует адекватное восстановление. Восстановление после нагрузки замедляется с возрастом. Процессы восстановления можно проводить естественным путем или стимулировать их с целью укорочения необходимого временного промежутка. Приемы восстановления после перенесенной нагрузки делятся на несколько групп в зависимости от механизма, времени и условий проведения.

В основном сегодня применяются три группы восстановительных мероприятий:
  • Педагогические методы
  • Психологические методы
  • Медико-биологические методы
Причем можно использовать один метод восстановления или сочетание нескольких приемов из разных групп.

Педагогические методы имеют огромное значение, поскольку обеспечивают планирование тренировок и будущих нагрузок в оптимальном режиме.
Психологические методы помогают поддерживать адекватный эмоциональный фон и устойчивость психики. К психологическим методам относят аутогенную тренировку, самомассаж, мышечное расслабление и т.д.
Медико-биологические методы включают в себя адекватное питание, физиологические процедуры (гидромассаж , бальнеовоздействие, электровоздействие и т.д. ), средства растительного происхождения и адекватный режим дня.

Средства восстановления также подразделяются на общие и локальные. Общие средства (ванны, массажи , души ) помимо восстанавливающего воздействия способствуют укреплению и развитию организма. Локальные средства восстановления (электростимуляция, декомпрессия и т.д. ) помогают провести точечное воздействие на максимально натруженную мышцу. Восстановительные процедуры необходимо грамотно сочетать и чередовать, поскольку длительное применение одного и того же воздействия вызывает привыкание и не оказывает необходимого эффекта.

Осложнения

Поскольку состояние переутомления характеризуется нарушением соотношения адреналина и ацетилхолина в различных типах нервных синапсов (соединений ), то при отсутствии терапии приводит к развитию психических и неврологических нарушений, таких как невроз, истерии или нейроциркуляторная дистония и т.д. Хроническое переутомление может приводить к развитию большого числа соматических заболеваний, в патогенезе которых присутствует неврогенный компонент, например, к язвенной болезни , гипертонической болезни и т.п. Состояние длительного переутомления нарушает нормальную работу иммунной системы, что увеличивает восприимчивость к инфекциям, склонность к хронизации патологического процесса и длительное течение заболеваний. Вследствие нарушений внимания люди в состоянии переутомления подвержены травмам .

Профилактика

Чтобы избежать переутомления необходимо применять адекватные меры профилактики. Следующие простые действия помогут избежать развития переутомления:
  • Посильная физическая нагрузка в виде физической работы или тренировки
  • Увлечение, которое вас интересует
  • Положительные эмоции от общения с друзьями и близкими
  • Проанализируйте свои страхи, определите необходимые действия и выполняйте их поочередно
  • Используйте техники расслабления (аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика , медитация и т.д. )
  • Массаж
  • Отказ от сильнодействующих медикаментов (снотворных и т.д. )
  • Уменьшение потребления алкоголя и табака вплоть до полного исключения
Общие принципы профилактики развития переутомления основываются на исключении основной причины, приведшей к данному расстройству. Это означает, что периоды серьезного напряжения следует планировать заблаговременно и проводить необходимую подготовку с помощью тренировок. Напряжение психическое следует снимать при помощи физической нагрузки с последующим расслаблением. Если человек перенес тяжелое заболевание, операцию или психическую травму, то интенсивная физическая или умственная работа должна быть исключена до полного восстановления резервов организма.

Принципы лечения различных стадий

Принципы лечения переутомления основаны на снижении всех видов нагрузки, которая воздействует на организм. Переутомление I стадии подвергается терапии путем уменьшения психоэмоционального воздействия и соблюдения рационального режима дня в течение 2 - 4 недель. Для этого необходимо прекратить интеллектуальные занятия и сместить акцент на низкоинтенсивную физическую активность.
По мере восстановления следует вводить интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки также в течение 2 - 4 недель до уровня начала заболевания.

Ключевым в терапии переутомления II стадии является полных уход от повседневной деятельности на 1 - 2 недели, в течение которых необходимо отдыхать с применением специальных техник. Активный отдых заключается в прогулках на свежем воздухе, аутогенной тренировке, массажах и т.д. После такого периода отдыха и расслабления следует постепенно входить в обычный режим работы в течение 1 - 2 месяцев. На протяжении всего периода терапии необходимо неукоснительно соблюдать правильный режим дня.

Переутомление III стадии необходимо лечить в условиях клиники. Причем минимум 2 недели следует посвятить полному расслаблению, после чего столько же отвести на активный отдых. Далее 2 - 3 месяца проводится поэтапный возврат к нормальной жизнедеятельности. Весь период лечения следует любые нагрузки строго дозировать.

Основная роль в успешной терапии переутомления принадлежит ограничению роли и влияния провоцирующего фактора или их совокупности. Поэтому очень важно правильно выявить воздействие, которое привело к развитию патологического состояния. Медикаментозная терапия переутомления проводится назначением общеукрепляющих и специальных средств.

Наиболее часто применяют следующие группы медицинских препаратов:
1. Витамины (С, группа В, Е )
2. Успокоительные (валериана , проконсультируйтесь со специалистами .

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Детство – чудная пора. Во взрослом возрасте мы с легкой тоской вспоминаем о тех славных временах, когда самой главной нашей обязанностью была необходимость достаточно кушать и вовремя ложиться спать. Даже школьные годы не оставили столь тягостного впечатления, как груз ответственности, навалившийся во взрослые годы. Принято считать, что у детей нет никаких проблем, а их жизнь протекает в завидном покое. Тем не менее, это не совсем так. Одной из серьезных проблем, с которыми могут столкнуться даже малыши на грудном вскармливании, является переутомление у ребенка.

Переутомление – это патологическое состояние человека, вызванное чрезмерной физической и/или психологической усталостью. Чаще всего наступает в период, когда организм человека находится в наиболее уязвимом состоянии – на фоне простуд и обострения хронических заболеваний, в периоды сильного нервного напряжения (во время экзаменов и проблем на работе), в переходный период. У детей возникновение переутомления напрямую зависит от возраста, распорядка дня и нагрузок.

Так основной причиной возникновения проблемы у ребенка, который еще питается материнским молоком, является отсутствие распорядка дня, недостаточное время сна, стрессы кормящей матери. Когда малыш отправляется в школу, основным источником нервного перенапряжения становится чрезмерная учебная загрузка, недостаточное время, проведенное на свежем воздухе, что приводит к постоянному кислородному голоданию, а также снижение двигательной активности. В возрасте 12-16 лет переутомление у ребенка может быть напрямую связано с гормональной бурей, происходящей в его организме. Постоянные скачи настроения, первые влюбленности, нежелание тратить время на учебу – все это не может не отразиться на эмоциональном состоянии подростка, что способствует развитию нервного переутомления. Помимо всего прочего причиной появления проблемы может стать неудовлетворительная атмосфера в семье, где взрослые постоянно ссорятся, а также желание выглядеть привлекательнее ценой постоянных изнуряющих диет. Ведь недостаточное поступление питательных веществ в организм приводит к истощению не только физическому, но и эмоциональному.

Симптомы переутомления

  1. Постоянные резкие смены настроения . Ребенок безудержно смеется над шуткой, а уже через несколько секунд горько плачет, вероятно, без причины. Особенно такое проявление расстройства характерно для младших школьников и подростков. Помимо этого, те, кто проходит через переходный период, могут проявлять свою усталость приступами агрессии и нежелания идти на контакт. Первоочередной задачей родителей и учителей вовремя выявить наличие проблемы, чтобы принять соответствующие меры по ее решению.
  2. Проблемы с концентрацией внимания . Переутомление у ребенка младшего школьного возраста может проявляться в виде отсутствия желания концентрироваться на задаче. Кроме того, для малыша характерны резкие смены видов деятельности. Так, вашего ребенка становится все сложнее усадить за уроки, а активность, связанная с концентрацией вызывает у него раздражение.
  3. Чуткий сон . Ребенок ворочается во сне, часто просыпается, утром выглядит не выспавшимся и уставшим.
  4. Нехарактерные движения . Во время разговора у малыша непроизвольно дергаются руки, он резко меняет позу, чего раньше за ним не наблюдалось.
  5. Нарушение режима дня и принципов питания . Несмотря на то, что ребенку необходимо рано проснуться в школу, он не может уснуть допоздна, выглядит взволнованным и нервным. Утром его сложно разбудить, он идет на занятия с крайней неохотой. В еде ребенок отдает предпочтение сладостям и продуктам с высоким содержанием белка и глюкозы.
  6. Повышение температуры . Нередко невесть откуда взявшаяся температура является признаком переутомления у ребенка. Таким образом организм реагирует на усталость, давая понять, что отдых сейчас крайне необходим.
  7. Нарушение месячного цикла у девочек . Если от излишней эмоциональной нагрузки страдает подросток, то это может привести к еще большему усугублению гормонального сбоя. А это значит, что возможны смещения цикла или полное прекращение менструаций у девочек.

Лечение и профилактика

Необходимость лечения переутомления определяется степенью запущенности проблемы. Помните, что повышение температуры на фоне нервного напряжения – повод обратиться к врачу, поскольку это может стать причиной серьезных нарушений в работе детского организма. В большинстве случаев под лечением подразумевается комплекс мер, направленный на восстановление психоэмоционального состояния ребенка. Он включает в себя разработку индивидуального распорядка дня, строгое регулирование физической и умственной нагрузки, в некоторых случаях – отказ от дополнительных кружков, пересмотр рациона питания в пользу продуктов с высоким содержанием белков и ненасыщенных жиров. Помимо этого специалист может назначить лечебную физкультуру и массаж. Не стоит забывать, что важным элементом лечения и профилактики переутомления у ребенка является достаточная физическая активность и пребывание на открытом воздухе.

Детская психика достаточно гибкая, а это значит, что следование рекомендациям врача обещает быстрое избавление от проблемы.

Если подвижный жизнерадостный ребенок внезапно становится сонливым, капризным, безразличным ко всему или вялым, родители пугаются и подозревают, что малыш заболел. Когда малыша перестают радовать игры с друзьями, другие развлечения, учеба в школе, но при этом не проявляется никаких симптомов болезни, скорее всего, ребенок просто устал. Но может ли у ребенка от переутомления подняться температура?

Как распознать переутомление

Не удивительно, если день выдался необычно долгим и нагруженным, после чего ребенок устаёт, может отказаться от ужина, с трудом сделать уроки, уснуть прямо за письменным столом. Ночной сон решает эту проблему. Однако, если такое переутомление случается постоянно, это может вызвать истощение и нанести вред организму.

Важно! Переутомление нарастает, если силы организма (сюда входят не только физические, но и умственные, и эмоциональные) столь велики, что организм не успевает восстанавливать их наряду с тем, как расходует.

Какими могут быть симптомы переутомления:

  • Усталость повторяется не один день;
  • Наблюдается нарушение ночного сна: дети не могут заснуть вечером, после чего, естественно, утренний подъем превращается в катастрофу, а днем хочется спать;
  • Настроение у малыша превращается в скачущую кривую – то апатия, то слёзы, внезапно отстраненность, снова капризы и так далее;
  • Беспричинное поднятие температуры;
  • Речь ребенка похожа на речь сонного человека;
  • Головная боль нередко сопутствует усталости;
  • Бледность кожного покрова наряду с потемнением кожи вокруг глаз;
  • Сердце стучит часто, пульс ускоренный, возможно даже дыхание становится более поверхностным;
  • Аппетит снизился или отсутствует;
  • Боль или гипертонус мышц.

Если мама или папа подметили такие симптомы, неотложно следует получит медицинскую консультацию. Дело в том, что наряду с относительно безобидной усталостью, такие признаки могут носить грозные заболевания.

К сведению родителей! Стресс влияет на уровень утомляемости ребенка. Глубокие эмоциональные переживания, что малыш может получить от, с виду, безобидной ситуации (ссора родителей, упрёк педагога, не говоря уже о разводах, смерти родных, размолвки со сверстниками и так далее), приводят к истощению энергетических ресурсов тела.

Субфебрильная температура, это та, которая не переходит отметку 38 градусов. На фоне симптомов утомления, может подниматься температура. Высокой она не бывает, возникает и падает внезапно, либо держится определенное время. Очагов воспаления не обнаруживается, даже скрытых, что подтверждают анализы.

Итак, может ли у маленького или взрослого ребенка подняться температура от переутомления? В норме субфебрильной температуры у ребенка быть не должно. Если она есть, значит организм работает с нагрузкой.

Причины гиперусталости у ребенка

Как оговаривалось, причинами переутомления могут быть стрессы, физические перегрузки, недостаток сна. Но не только это: на уровень энергозапасов влияют:

  1. Болезни, которые есть в открытой или латентной форме: анемия, вызванная недостатком железа или фолиевой кислоты, недостаточная функция щитовидной железы, воспаления, начинающиеся от стоматологических, оканчивая внутренними источниками инфекции, аллергия, респираторные болезни, гормональные и аутоиммунные проблемы, опухолевые образования.
  2. Неполноценное питание, либо несбалансированная пища, равно, как и питание не по распорядку.
  3. Сезонный или другой авитаминоз.
  4. Смена обычного уклада жизни. Часто такими поводами могут стать переезды, смена школы.
  5. Чрезмерные спортивные нагрузки, если ребенок только начал заниматься спортом, слишком устаёт.
  6. Подготовка к экзаменам, поступлению, олимпиаде, аттестациям и другое.

Что делать, если возникло переутомление

При первых подозрениях на чрезмерную усталость и температуре от усталости, родители должны понять и отсеять причины, из-за которых это происходит. Необходимо заняться восстановлением физического и эмоционального фона своего чада, большое значение придать спокойному сну без пробуждений и раздражителей, в виде света, музыки, другого шума.

Консультация с врачами: психолог, кардиолог, другие специалисты очень важна. Так как в случае, если в результате чрезмерных переутомлений, была нарушена функция какого-то органа, ее следует восстановить. Будет подобрано необходимое лечение.

Кроме того, профилактика обязательно включает:

  • Полноценная еда, которую кроха или подросток принимает согласно режиму;
  • Вспомогательные витаминные комплексы;
  • Обязательные пешие прогулки на свежем воздухе;
  • Снижение нагрузок на ребенка;
  • Разнообразие деятельности, смена обстановки;
  • Восстановительные расслабляющие мероприятия, например, массаж.

Следует ли снижать температуру, которая возникла от усталости? Необходимо смотреть по состоянию ребенка. Если температура не выше 38 градусов, то снижать ее не следует даже у очень маленьких детей. Если ребенок уже постарше, например, школьник, то даже температура до 39 градусов может быть полезной. При более высоких показателях градусника, следует принять антипиретики, чтобы снять жар.

Психологи обращают пристальное внимание на психическое здоровье современных детей. Большие нагрузки в школе приводят к появлению переутомления. Но даже те дети, которые еще не ходят в школу, постоянно проводя время в детском саду или на кружках, к концу года устают от эмоционального и физического напряжения. Далеко не все могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. Малыши, например, начинают капризничать. Как же обнаружить симптомы переутомления?

Как проявляются симптомы переутомления

Прежде всего обратите внимание на субъективные и объективные признаки. К субъективным показателям относится появление общего дискомфорта, головных болей разной степени выраженности, иногда обнаруживается замедление речи, мимики и движений. У ребенка могут появиться апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность.

К объективным признакам переутомления относятся симптомы медицинского характера. Например, изменения могут коснуться артериального давления, повышения частоты сердечных сокращений. Это можно обнаружить при использовании электрокардиографии. Также при исследованиях детей с переутомлением иногда врачи отмечают шумы в сердце и учащенную дыхательную активность.

Соответственно, обнаружить симптомы сильной усталости у ребенка можно не только по поведению, но и по физиологическим изменениям.

Как определить справляется ли ребенок с нагрузками?

Если вы заметили, что ребенок не может или, наоборот, просится поспать днем, у него становится плохим аппетит и наблюдается снижение веса, это может свидетельствовать о проявлении переутомления. Возникающий дисбаланс привести к тому, что малыш часто начинает болеть. Проявление всех вышеописанных признаков свидетельствуют о том, что дневные нагрузки следует пересмотреть и распределить с учетом физиологических и психологических особенностей вашего ребенка.

Таким образом, обнаружить симптомы переутомления достаточно легко. Если родители заметили подходящие под описание признаки, необходимо сократить нагрузки. Конечно, каждый человек имеет право иногда чувствовать себя усталым. Но педиатры обращают внимание, что если это происходит постоянно, то следует тщательно проверить здоровье и откорректировать режим дня.

Признаки переутомления могут быть симптомом других заболеваний, начиная от аллергии, заканчивая изменениями в гормональном фоне. У детей более старшего возраста такие же проявления обнаруживаются при синдроме хронической усталости. Чтобы правильно определить диагноз, обязательно покажите подростка врачу.