Развитие ребенка 2 мес. Подготовка к переворотам

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев
Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.

Мама уже оправилась после родов, выработала четкий режим своей и жизни малыша. В двухмесячном возрасте можно говорить о первых успехах в воспитании и развитии деток, целенаправленных занятиях, играх, активном общении и взаимопонимании.

Особенности развития двухмесячного ребенка

В этом возрасте малыш спит до 18 часов в сутки. Из них беспробудно может спать 6 часов подряд ночью. Весь ночной сон двухлетнего ребенка составляет 9-10 часов. Мама должна помнить, что его череп еще очень мягкий, поэтому необходимо менять положение тела крохи во сне, чтобы избежать деформирования костей. Детки в двухмесячном возрасте различают ночь и день, спят дольше в темное время суток.

На этом этапе развития младенец начинает приспосабливаться к окружающей обстановке. Он все чаще радует маму и папу первой улыбкой. Постепенно она станет просто сияющей, завораживающей при общении с самыми близкими.

Мама всё больше понимает малютку. Чувствует, почему она плачет, что хочет, учится понимать дитя через его плач. Ведь в два месяца даже его интонация меняется, обозначая просьбы и недовольства. Взаимопонимание между малышом и мамой улучшается.

Умственное и физическое развитие ребенка в 2 месяца

По данным отечественных педиатров, в этом возрасте вес мальчиков составляет от 4,2 до 6 кг, рост - от 53,8 до 59, 4 см; вес девочек - от 4,2 до 5,5 кг, рост - от 53,3 до 59,3 см.

Окружность головы мальчишек может быть от 37,4 до 41 сантиметра, девочек - от 36,7 до 39,8 сантиметра.

Что касается данных ВОЗ, то они немного отличаются показателями верхних границ в сторону увеличения.

За второй месяц своей жизни малыш должен набрать четверть своей массы тела на момент веса в один месяц. В цифрах это примерно 800 граммов. Рост за месяц увеличивается на 3-4 сантиметра. Действительно можно констатировать, что дитя развивается по часам, а не по дням. Только до года дети растут такими интенсивными темпами. Активно развиваются все их внутренние органы. Такая стремительность невозможна без надлежащего энергетического обеспечения. За сутки мальчик или девочка съедают порцию пищи, соответствующую одной пятой массы их тела. Здоровый сон и обильное питание - основа физического развития, главные источники энергии.

В возрасте два месяца малыш все увереннее пользуется коммуникативными органами. Он уже может поймать взгляд папы и мамы, потому что его орган зрения способен в течение 20-30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном объекте. Это, в первую очередь, близкие, а также игрушки, яркие предметы. Зрительное сосредоточение - главный прогресс развития крохи. Также дитя уже может прослеживать глазами за объектами, которые движутся медленно - это, например, подвешенные над кроваткой игрушки.

В возрасте два месяца малыш уже пытается определять местонахождение звучащего объекта, потому что и орган слуха в этот период тоже активно развивается. Помимо искусственных источников шума его интересуют человеческие голоса. Если тихо и ласково заговорить с крохой, то он повернет головку в вашу сторону.

Существенная динамика наблюдается и в развитии детской эмоциональной сферы. Реагировать на обращение мамы искренней улыбкой ребенок может как раз в два месяца. Карапуз способен также спонтанно смеяться, и в этом прелесть данного возраста!

Умственное и психическое развитие двухмесячного малыша выражается в его гулении. Так называется произношение отдельных звуков. Оно довольно эмоциональное: порой малыш визжит, иногда воркует, булькает.

У ребенка данного возраста уже появляются ассоциативные связи: после плача следует помощь, кормление, контакт с мамой.

Что должны уметь дети в 2 месяца

Итак, в этом возрасте мальчики и девочки должны проявлять такие навыки и умения:

  1. Хорошее удерживание головки в вертикальном положении. Ребенок может ее поворачивать в сторону источника звуков - это реакция на слуховые раздражители, которая четко проявляется на голоса близких людей.
  2. Удерживание головки в позе на животе. Окрепшие мышцы спины позволяют делать это малышу буквально несколько секунд. Порой он отрывает конечности от горизонтальной поверхности, совершая движения, напоминающие плавание.
  3. Улыбка. Развитие эмоциональной сферы крохи проявляется именно такой реакцией. Первая улыбка может появиться во сне. В период бодрствования она выражает радость от общения с взрослыми.
  4. Расширение диапазона эмоциональных реакций. У ребеночка развивается интонация, мимика. Его плач может содержать нотки возмущения, просьб.
  5. Фокусирование взгляда на предмете. Лучшим и любимым объект для рассматривания является лицо мамы.
  6. Улучшение координации движений. Дитя совершает произвольные движения конечностями, зарождается зрительно-направленное доставание. Это обычные попытки дотянуться до игрушки, схватить погремушку, удерживать ее.
  7. Выработка режима дня . Ребенок этого возраста привыкает к череде действий, которые происходят на протяжении суток. Если мама до этого периода еще не приучала свою кроху к распорядку, то выработать его возможно всего лишь за неделю.

Игры и упражнения для развития ребенка в 2 месяца

Итак, физическое развитие крохи происходит быстрыми темпами. Умственное и психомоторное во многом зависит от того, насколько активно мама общается со своим малышом, сколько времени ему уделяет, проводит ли специальные занятия.

В два месяца полезной будет зарядка для пальчиков, поскольку у деток возникают ощупывающие движения, происходит развитие тактильного анализатора. Движения пальцев имеют специфическое значение, поскольку они влияют на развитие нервной деятельности.

Рекомендуется практиковать упражнения рефлекторного типа, то есть использовать хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь надо вкладывать маленькие шарики. Они должны быть разными по весу и материалу изготовления. Сначала малыш должен просто их ощупывать, позже их можно привязывать над кроваткой, стимулируя активность крохи, желание дотянуться, пощупать, изучить. Привязывать можно и округлые палочки - они развивают тактильную чувствительность ладоней.

Слуховую активность малыша можно развивать игрой «Где звенит». С этой целью используется колокольчик. Его мама или папа держат на вытянутой руке так, чтобы малыш не видел, а только слышал звук. После двух-трех звоночков ребенку нужно дать время найти глазками источник звука (ним может служить и погремушка).

Также можно порекомендовать уже в этом возрасте на ночь петь крохе колыбельные или включать их на ночь, делая это в одно и то же время. Песенка должна быть спокойной, приятной, она будет способствовать формированию ритуала отхождения малыша ко сну, развивать его слух. После нескольких таких включений дитя уже начнет реагировать на знакомую музыку улыбкой. Постепенно надо знакомить его и с другими мелодиями, например, включая более ритмичную музыку утром и выполняя зарядку под нее. Кстати, она тоже является прекрасным способом общения и укрепления здоровья крохи. Легкий массаж, сгибание ручек и ножек, поджимание нижних конечностей к животику, подъем туловища за пальчики - вот простые движения для утренней зарядки с крохой.

Пальчиковые куклы - это еще один вариант развития зрительных навыков, сосредоточения взгляда. Игрушку мама надевает на пальчик, сначала просто демонстрирует, а потом и водит перед глазками крохи.

Игрушка-пищалка помогает крохе чувствовать движения своих рук. Надо положите такую игрушку малышу на ладошку. Со временем он научится добывать звук, сжимая объект.

Яркие игрушки над кроваткой малыша тоже способствуют развитию его зрительных реакций, фиксации взгляда, сосредоточения. Время от времени их надо менять.

Игра «Вверх-вниз» - хороший способ общения и формирования вестибулярного аппарата ребенка. Выполнять ее надо только тогда, когда головку малыш держит уверенно. Надо взять кроху за туловище и поднимать немного выше своей головы, затем опускать на уровень своих глаз. То есть амплитуда не должна быть широкой. Движения сопровождаются словами «вверх-вниз» и улыбкой мамы.

Каждый раз, перед тем войти в комнату, обращайтесь к малышу по имени. Это сформирует у крохи реакцию на звук, запоминание своего имени. Общение с крохой в период бодрствования - основной инструмент ее умственного развития. Мудрая мама все свои действия, движения сопровождает комментариями, объяснениями. Она рассказывает, что одеваться на прогулку надо для того, чтобы было тепло. А свежий воздух сделает малыша здоровым - он будет крепче спать, быстрее расти и радовать родителей. Да, смысл всех слов дитя еще не понимает. Но таким образом мама формирует пассивный словарный запас крохи, который в свое время перейдет в активный. Это работа на перспективу, ведь все старания и добрые начиная в отношении ребенка обязательно принесут пользу для его физического и психического развития.

Специально для - Диана Руденко

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Двухмесячный малыш уже становится маленькой личностью. Он понемножку учится понимать своих родителей, а родители его. Хотя физическое и психическое развитие ребенка в 2 месяца еще слабое, но первые шаги к познанию мира он уже старается делать. В этот период важно придерживается правильного режима сна, кормление должно быть регулярным и полноценным. Нужно больше говорить, играть с ребенком. Ведь положительные эмоции – лучший стимул для правильного развития детей.

Физическое развитие и навыки двухмесячного ребенка

В конце первого месяца жизни вес ребенка увеличивается приблизительно на 800 грамм, показатель этот может колебаться у разных детей в пределах 100-200 грамм, как в ту, так и в другую сторону. Вырастает малыш на 2-3 сантиметра, а окружность его грудной клетки становится больше на 15-20 миллиметров. С такой интенсивностью человек не растет ни в один период своей жизни. Чтобы возобновить энергию, которая интенсивно тратится, сон ребенка должен быть не меньше 18-20 часов в сутки. Он все еще просыпается ночью каждые 3-4 часа, но промежутки становятся все большими. И наоборот, днем малыш активнее, чем был в предыдущий месяц. Кормление следует обеспечить по первому требованию малыша, молока он должен съедать в сутки приблизительно пятую часть от собственной массы. Дополнительной жидкости давать не нужно, разве что в квартире слишком жарко и сухо.

Физические навыки ребенка в два месяца еще слабые, но значительно лучше, чем навыки новорожденного. У него пропадают хаотические движения ручками и ножками, нервная дрожь первых дней жизни. В этот период дети учатся держать головку. Сначала они интенсивно ею крутят, когда лежат на спине. Если взять малыша на руки, он старается повернуть голову в ту сторону, которая ему удобна. Но не стоит думать, что головку ребенок уже держит уверенно, вынимая из кроватки или держа малыша на руках в вертикальном положении, ее нужно легонько придерживать рукой. С двух месяцев детей нужно почаще укладывать на животик, тогда они будут укреплять мышцы спины и шеи. Увидите, как малыш старается поднять голову и удерживает ее несколько секунд, выгибает спинку, приподнимается на ручках. После этого карапуз может немножко полежать, и опять предпринимать свои попытки подняться.

Ребенок в 2 месяца уже старается двигаться, интересуется своими ручками, тянет кулак в ротик. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного на неограниченном пространстве, чтобы он не перевернулся, и не упал с дивана или со стола. Если подвесить над его коляской или кроваткой погремушку, он может случайно задевать ее ручкой или ножкой, получая от этого море удовольствия, и совершенствуя свои двигательные навыки. Конечности в этот период уже расслаблены, совершенствуется их координация, малыш даже может короткое время удержать в руке игрушку. С удовольствием хватает маму за пальчик, пробует затащить его себе в рот. Движения ребенка могут замедляться или ускоряться, в зависимости от настроения, реакции на окружающие звуки.

Давайте коротко просуммируем все, что происходит с двигательной активностью детей в период развития 2 месяца:

  • Может самостоятельно держать головку пару секунд, когда находится на ручках в вертикальном положении
  • Лежа на животике, приподнимает грудь и голову, несколько секунд удерживает
  • Некоторое время удерживает в руке предметы
  • Может расслаблять ручки и ножки, что связано со снижением гипертонуса, характерного для новорожденных
  • Лучше управляет мускулатурой, непроизвольные движения наблюдаются все реже.

Все эти навыки будут совершенствоваться в последующие месяцы. Не следует в этот период слишком нагружать ребенка физическими играми или упражнениями. Пусть мускулатура укрепляется естественным путем. Поверьте, не пройдет и двух десятков дней, и у ребенка появятся новые навыки, он сам станет намного сильнее.

Развитие органа слуха и зрения

Если внимательно следить за малышом, можно заметить, что в 2 месяца он уже умеет фокусировать взгляд. Глазки не такие сонные и затуманенные, как у новорожденного. Он способен некоторое время изучать лицо мамы и папы, начинает их различать, интересуется игрушками, которые находятся вблизи него. Приблизительно в это время малыш начинает различать цвета, зеленый, красный, синий, желтый. Лучше всего он воспринимает яркие оттенки и контрастные предметы.

Если поводить погремушкой перед глазами ребенка на расстоянии полуметра, он начнет следить за ней взглядом. Пока малыш осваивает лишь ближнее пространство вокруг себя, далекие предметы начнут интересовать его чуть позже. Зато он начинает воспринимать яркий свет, от включенной среди ночи лампочки он может проснуться или просто зашевелиться в кроватке. Потому в комнате детей лучше не вкручивать слишком яркие лампочки, свет должен быть приглушенным, чтобы младенец мог спокойно уснуть.

Не менее интенсивным становится развитие слуха у детей в 2 месяца. Он уже реагирует на звук машины, телевизор, начинает различать человеческие голоса. При чем голос мамы интересует его больше всего. Следует помнить, что пока малыш не понимает ни слова из того, что вы ему говорите. Но уже очень четко реагирует на интонацию голоса. Потому так важно разговаривать с малышом ласково, не повышать голоса, не кричать, иначе он может испугаться и заплакать. Если младенец слышит новый, не известный ему ранее звук, сначала замирает, может даже на секунду задержать дыхание. В это время интенсивно включаются полушария мозга и начинают анализировать полученную информацию. После этого малыш поворачивает голову в сторону нового шума. Когда звук повторяется несколько раз, ребенок перестает на него реагировать, если изменить тональность, он опять заинтересуется новым звучанием.

Вот короткий список всех навыков ребенка в 2 месяца, которые связаны с развитием зрения и слуха:

  • Малыш учится концентрировать взгляд на разных предметах, на лице родителей
  • Реагирует на яркие и контрастные игрушки, яркий свет, различает цвета
  • Начинает изучать ближнее пространство
  • Способен проследить взглядом за движущимся вблизи него предметом
  • Начинает различать человеческие голоса и интонации
  • Поворачивается в сторону нового звука

Нельзя забывать и о важности тактильных ощущений для детей в этом возрасте, они по-прежнему занимают одно из самых важных мест в восприятии мира. Когда играете с малышом, старайтесь больше гладить его, ласкать, почаще берите на руки. Полезным будет легкий массаж, он принесет ребенку удовольствие и укрепит его мускулы. Купание грудничка тоже можно использовать с этой целью, подводный массаж еще полезнее.

Умственные навыки у ребенка в 2 месяца

Наблюдения за малышом в 2 месяца становятся все более интересными. Его интеллект, как и тело, развиваются семимильными шагами. Конечно, он у него не такой, как у дошкольника, но с каждым днем совершенствуется. Ребенок в этом возрасте начинает становиться настоящей личностью. Окружающий мир он воспринимает намного более осмысленно, чем новорожденный младенец, начинает свои первые исследования собственного тела и близлежащих предметов. Он уже различает живые объекты от неживых. На маме, папе, бабушке, или старшем ребенке кроха будет концентрировать взгляд дольше, чем на обычной игрушке. Также малыш учится реагировать на эмоции, если вы ему улыбаетесь, он может улыбнутся в ответ. И наоборот, грустное выражение лица мамы способно вызвать испуг или плач ребенка. Он же не понимает, что именно происходит, просто реагирует на то, как мама выглядит, и ему это не очень нравится.

Двухмесячный малыш уже пытается анализировать то, что видит или слышит. Если в поле зрения попадает новый предмет или звучит непонятный звук, ребенок замирает в раздумье. Это значит, что мозг его усиленно работает, пытаясь воспринять новую информацию. Но младенец в 2 месяца не только лучше воспринимает окружающий мир, а пытается более разнообразно выражать свои эмоции и потребности.

Хоть основным методом коммуникации до сих пор остается плач, малыш все чаще начинает выдавать новые звуки. Когда он спокоен и доволен, старается гулить. Простые гласные складываются в слоги с некоторыми согласными, например, «хе», «эхе», «апе». Каждый ребенок гулит по-своему, и набор звуков может получатся самый разнообразный. Хотя гуление звучит почти как первые слова, произносит малыш звуки неосознанно. Скорее этот этап является тренировкой мимических мышц лица и языка.

В два месяца ребенок уже способен установить простые причинно-следственные связи. Например, он запоминает, когда плакать, придет мама и решит проблему. Иногда малыш способен успокоить себя сам, засунув в рот пальчик или кулачек. Если долго общаться с малышом, уже можно различить особенности его крика, перемены настроения. Многие мамы по тону плача угадывают потребности ребенка, хочет ли он есть, спать, пить, заложен ли у него нос, или малыш просто капризничает. Яркие игрушки, интересные звуки способны успокоить ребенка, если причина капризов плохое настроение. А тихая песенка может его даже приспать.

Итак, эмоциональное и умственное развитие ребенка в 2 месяца характеризуется следующими пунктами:

  • Различает взрослых и детей от неживых предметов
  • Реагирует на эмоции окружающих людей
  • Более разнообразно вырежет собственные эмоции, может улыбаться, выдавать новые звуки
  • Может сам себя успокоить
  • Начинает понимать причинно-следственные связи.

Второй месяц жизни новорожденного очень важен для дальнейшего эмоционального развития. Потому для него так необходим постоянный контакт с мамой и положительные впечатления. Старайтесь в это время не показывать своего плохого настроения ребенку, какая бы проблема у вас не была, он не поймет причины, но очень испугается. Если у малыша в раннем возрасте будет установлен хороший эмоциональный контакт с родителями, он на всю жизнь получит прививку от страха и неуверенности в себе.

Уход за малышом

На втором месяце, как и на первом, главным для ребенка является правильный уход, кормление и здоровый сон. Одежда грудничка должна быть свободной, без складочек. Не нужно его кутать и пеленать, так как он не сможет свободно двигать ручками и ножками, развивать свои мышцы. Важно, чтобы ножки в любой одежде были разведены, это предупреждает вывихи тазобедренных суставов при легкой дисплазии. Нужно следить за состоянием кожи, она по-прежнему очень нежная, любое раздражение может вызвать ее воспаление. Купание ребенка должно быть ежедневным. Используют чистую водичку, специальный шампунь или пенку. Купание детей в травах можно делать раз в несколько дней или 1-2 раза в неделю. Если ребенок беспокойный, в ванную можно добавить немножко ромашки ли мяты. Для профилактики гнойничковых заболеваний кожи хорошо купать малыша с отваром календулы. К двум месяцам пупок уже заживает, если этого не случилось, стоит сходить к педиатру.

Кормление детей в два месяца должно быть свободным, по первому требованию. Мама уже ориентируется немного в том, чего хочет ребенок, и понимает, что не каждый раз он плачет от голода. Грудничок тоже начинает лучше ориентироваться в собственных ощущениях, сам регулирует количество потребляемого молока. Когда малыш находится на искусственном вскармливании, смесь подбирает педиатр. Нормы ее рассчитывают согласно таблице и регулируют в соответствии с потребностями ребенка. Если на смесь возникла аллергия, покраснели щеки, на коже появились серозные выделения, следует немедленно посоветоваться с врачом и поменять питание. Приучить к новой смеси ребенка несложно, только делать это нужно постепенно.


Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребенка физически на втором месяце жизни? Помочь в этом может гимнастика. Упражнения не должны быть слишком интенсивными и занимать много времени. Можно их делать во время переодевания, перед купанием. Для упражнений лучше подойдет первая половина дня. Следует несколько раз в день укладывать малыша на живот. Младенец в это время уже начинает держать головку и поднимать грудь в таком положении. А вот спать ребенку на животе пока нельзя, в кроватке он должен лежать на спине или на боку. Полезным будет массаж, делать его можно самостоятельно, в домашних условиях, узнав правила проведения у педиатра. Если у ребенка есть какие-то проблемы, лучше, чтобы массаж делал специалист. Возможно, чуть позже малышу понадобится лечебная гимнастика.

Для развития зрения у младенца вам понадобятся яркие игрушки или картинки, на которых нарисована, геометрическая фигура, цифра или буква. Показывают их ребенку на расстоянии пол метра. Когда ребенок сконцентрирует взгляд на игрушке, ее медленно двигают из стороны в сторону, чтобы он следил за ней взглядом. Можно приближать и удалять предметы. Тогда у малыша будет развиваться аккомодация. Игрушки и картинки должны быть яркими, с контрастными цветами. Стоит подвесить их и над кроваткой, чтобы ребенок мог постоянно за ними следить, учился концентрировать внимание и тренировать свои глаза. Обучение не должно длится слишком долго, чтобы карапуз не устал, не следует в таком раннем возрасте проводить испытание его выносливости.

Малыш будет трогать ее ручками и слушать звуки, которые та издает. Несколько раз в день следует делать упражнения для слуха. Недалеко от ребенка стучат погремушкой или звонят колокольчиком, чтобы научить его поворачивать голову на звук голову. Время от времени предметы нужно менять, потому что ребенок перестает реагировать на одинаковые, часто повторяющиеся сигналы.

Итак, второй месяц жизни ребёнка очень важный. За эти четыре недели он обретает множество новых навыков. Снимите все на видео, чтобы потом, через много лет, вспомнить эти счастливые дни. Бывает малыш опережает своих сверстников, а бывает отстает от них. Нужно помнить, что на развитие влияют многие индивидуальные факторы, и не обязательно ваш ребенок должен стать чемпионом по физическому развитию, мало ли какие таланты у него откроются потом. Ориентироваться нужно не на то, что умеет соседский мальчик или девочка, а на советы медсестры или педиатра.

Малыш освоился в окружающей обстановке, а вы начали его понемногу понимать, но ему еще так много предстоит узнать… «Растет, как на дрожжах» — самое подходящее выражение, характеризующее развитие ребенка в 2 месяца. Он по-прежнему много спит, часто плачет, но в его поведении, взгляде появляется некая осознанность. И самое радостное для родителей событие – возникновение «комплекса оживления» у малютки.

Не случайно в первый год жизни ребенка его принято осматривать педиатром ежемесячно, а иногда и с подключением узких специалистов. Например, в 2 месяца малыша осматривают еще и невролог, хирург-ортопед и окулист. Это связанно с интенсивными темпами роста и развития грудничка в этот период. Врачебные осмотры заключаются в измерении веса, роста, окружностей груди и головы, проверке зрения, слуха и моторных навыков.

Вес ребенка в 2 месяца увеличивается примерно на ¼ от той массы, которая была месяц назад. То есть малыш становится тяжелее на 750-1000 грамм. Если распределить эти цифры на дни и недели, то получим примерно 250 г. прибавки еженедельно и 30-35 г. ежедневно! Рост тоже не отстает: ребенок вытягивается на 4 см (то есть по сантиметру на неделю)! Окружности грудки и головки увеличиваются равномерно: на 1,5-2 см.

Такие стремительные показатели роста говорят об интенсивном развитии всех внутренних систем и органов в организме грудничка. А его жизненные ритмы целиком этому содействуют. Малыш много времени проводит во сне (около 20 часов), а в промежутках бодрствования активно питается (1/5 своей массы тела за сутки). Не стоит после каждого кормления кидаться к весам и проверять, сколько же он высосал. Ведь каждый раз, когда ребенок прикладывается к груди, он может удовлетворять разные потребности (в еде, в питье, в тактильных ощущениях).

Если вы ранее выкладывали новорожденного на животик, то 2-месячный ребенок уже сможет держать головку и грудь в приподнятом состоянии несколько секунд. Такие упражнения нужно делать почаще для укрепления мышечного каркаса шейно-воротниковой зоны. Пользу приносят и поглаживания ладошек, которые еще чаще всего сжаты в кулачки. Хватательный рефлекс развит достаточно сильно, если малышу вложить в ручку погремушку, то он сможет ее некоторое время удерживать. В 2 месяца постепенно исчезает врожденный гипертонус конечностей грудничка. Это выражается в постепенном расслаблении тела, ручек, ножек, кистей.


В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню. Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным. Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, желанными, узнаваемыми.

Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см. Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой. Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни. Когда ребенок будет на приеме у невролога, тот воспользуется его слуховыми и зрительными способностями, проводя яркой игрушкой (или спец. инструментом) из стороны в сторону в зоне видимости, при этом легонько постукивая по ней.

Во второй месяц жизни ребенка он начинает осознанно пробовать свои голосовые связки. Когда малыш сыт, но не спит, он может выдавать различные звуки: от «а-о», до «гу» и рокочущих гортанных раскатов. Конечно, это еще далеко не речь, но уже дополнительное средство общения. Продолжительность «гуления» и «лепета» грудничка зависит от его настроя, самочувствия и реакции взрослых. Если вы будете поддерживать его «начинания», разговаривая с ним на «его языке», обучая новым звукам, то ребенок радостно поддержит «диалог».


В 2 месяца у малыша совершенствуются его эмоциональная и коммуникативная сферы. Он овладевает такими приемами коммуникации, как осознанная улыбка. Увидев поблизости кого-то из родителей, ребенок начинает всем своим видом показывать радость: улыбается, активно двигает конечностями, гулит. Свое недовольство он выражает громкими призывными криками или визгом. Обычно его плач бывает связан со следующими моментами:

  • скука, недостаточное внимание со стороны родителей;
  • мокрые пеленки;
  • голод;
  • усталость;
  • испуг;
  • некомфортная температура (жарко или холодно).

В 2 месяца грудничок уже интересуется другими живыми существами. Его привлекают не только мама с папой, но и животные, попавшие в поле зрения, и другие детки. Малыш на время замрет, проследит глазами за интересным субъектом, а после может выразить свое восхищение радостным лепетом. Если мама внимательно следит за реакциями своего карапузика, то она поймет его сигнал-просьбу пообщаться (поиграть) – равномерное дергание 2 ручками и ножками, сопровождающееся широкой улыбкой.

Некоторые родители боятся избаловать кроху ношением на руках или своим чрезмерным вниманием. Однако когда ребенок плачет, обязательно необходимо выяснить причину и успокоить его. А самым главным и важным успокоителем для него является не соска, которую пытаются ему впихнуть, а теплые, нежные мамины руки и грудь. В 2 месяца жизни у малыша все еще продолжает формироваться доверие к миру, а ощущение безопасности ему может обеспечить только самый родной и близкий человек.


Малыша в 2 месяца уже можно протестировать самостоятельно. Что же нужно делать?

  1. Уйти из зоны видимости малютки и негромко погреметь погремушкой или постучать. В норме ребенок поворачивает голову к источнику звука.
  2. Двигать перед глазами карапузика яркой (лучше красной) игрушкой. Он будет следить за ней глазками. Если игрушку внезапно приблизить к глазкам, они рефлекторно зажмурятся.
  3. Ребенок, лежащий на спине, будет стараться освободить личико от предмета, попавшего на него.
  4. Если малышу в ладонь поместить какой-либо предмет, он схватит его.

Этот простейший тест покажет, все ли вовремя развивается у малыша, нет ли у него в 2 месяца отставания от возрастных норм. При признаках подозрительного поведения или иных причинах для беспокойства лучше обратиться за консультацией к наблюдающему ребенка педиатру. Зная, как должен развиваться ребенок в этот период, можно помогать ему массажем и легкими упражнениями. Считается, что к началу 3-го месяца жизни карапузик окончательно прощается со своей новорожденностью, преодолевая критическую адаптационную пору.