Развитие ребенка 1 год 6 месяцев девочка. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий.

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности

Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры.

Важные изменения в эмоциональной сфере

Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Для этого возраста свойственен феномен «я сам»

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно.

Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.


В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Научите малыша контролировать свои чувства

Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого.

Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Физическе развитие ребенка:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

Показатели ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

80.80-81.73 см

11.400-11.805 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
  • Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб .

Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

Физическое развитие ребенка полутора лет

Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.

Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

  • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
  • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
  • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
  • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
  • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.

Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

  • Он пьет из чашки, почти не проливая;
  • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
  • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
  • Начинает проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!

Ура, вашему крохе уже полтора! Самое время съесть кусочек праздничного торта и узнать, как должен питаться малыш в этом возрасте, насколько частым должен быть его сон, чем занять ребёнка в год и 6 месяцев и во что с ним поиграть. Пока вы жуёте именинный пирог, мы обо всём вам расскажем.

Вашему ребёнку исполнился 1 год и 6 месяцев, позади остался очередной возрастной этап, развитие крохи движется семимильными шагами. Не стоит наблюдать за происходящим со стороны. Помогайте чаду познавать новое и удивляйтесь миру вместе с ним. Будьте уверены: вам тоже есть, чему у него поучиться.

Что должен уметь

С физиологической точки зрения в этом возрасте кроха прекрасно развит. Он уверенно шагает, прытко бегает. Порой так быстро, что мама едва догоняет его. Если ребёнку исполнился год и 6 месяцев, знайте, что он должен уметь прыгать. Прыжки у малышей в таком возрасте не вызывают никаких затруднений. Если в доме есть детская шведская стенка, кроха наверняка уже освоил и её. Не пугайтесь, если малыш начал активно проявлять негативные эмоции. Это ещё одно новое умение, которое он приобрёл с возрастом. А ещё сейчас для него очень болезненны расставания с близкими. Именно поэтому психологи категорически не советуют записывать детей в этом возрасте в детский сад.

Занятия

Выбирая занятия для ребёнка, которому исполнился 1 год и 6 месяцев, у мамы с папой вряд ли возникнут проблемы. Сейчас кроха с удовольствием смотрит мультики, листает красочные книжки и помогает родителям по хозяйству. Помощь эта весьма условна, однако малыш с удовольствием подметает, пылесосит, лепит пироги или перебирает крупу. После детских занятий в доме настоящий кавардак, однако благодаря перечисленным выше делам у мамы появляется немного свободного времени.

Если не знаете, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 6 месяцев, смело ведите его на прогулку. Специалисты рекомендуют бывать на улице в этот период не менее шести часов в день. Конечно, чёткое выполнение такой рекомендации возможно не всегда, но старайтесь уделять прогулкам как можно больше времени. Полуторагодовалый кроха переживает всплеск физической активности. И пусть лучше он выбегается на свежем воздухе, чем пыль столбом будет стоять в квартире.

Игры

Если ваш малыш не любит ролевых игр, значит вы ещё не успели осуществить это полезное знакомство. Ролевые игры с полуторагодовалым ребёнком — то, что доктор прописал в этом возрасте. Они развивают речь, актёрские способности. Способствуют развитию коммуникативных навыков.

Попав в магазин игрушек, приобретите для крохи несколько развивающих игр: конструктор, мозаику, набор кубиков. И если раньше ваше чадо только и делало, что разбрасывало предметы вокруг себя, сейчас малыш найдёт правильное применение предметам. И не сомневайтесь: воссоздаст пирамидку без особого труда.

Питание

Меню полуторагодовалого малыша должно быть максимально разнообразным, питание должно быть дробным, четырёхразовым. В обед кроха должен получать половину пищевой ценности. Остальные пятьдесят процентов необходимо разделить между оставшимися тремя приёмами пищи — завтраком, полдником и ужином. Количество зубов, которыми активно орудует кроха, приближается к двадцати. Ребёнок отлично жуёт, поэтому его рацион в год и 6 месяцев должен содержать и твёрдые продукты. Не бойтесь предложить ему яблоко или огурец, не переживайте о том, что малыш подавится. Он вполне самостоятелен за обеденным столом. Если полуторагодовалый кроха плохо ест, попробуйте проявить фантазию и предложить ему традиционные блюда в необычном оформлении.

Сон

Многих родителей интересует вопрос о том, сколько спит маленький ребёнок в год и 6 месяцев. Кто-то считает, что его чадо спит слишком мало. А кто-то наоборот переживает о том, что кроха проспит всю жизнь. Ночной сон полуторагодовалого малыша должен составлять десять-одиннадцать часов. Днем дитя спит, как правило, дважды. Первый дневной сон длиннее второго и составляет два с половиной часа. Вторичный дневной сон по длительности может колебаться между часом и полутора часами.

В этой статье:

Анализируя физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, педиатры оценивают в первую очередь показатели роста, веса, окружности головы. У мальчиков и у девочек эти показатели отличаются. В таблице ниже приведены средние показатели, которые, по мнению педиатров, подтверждают, что ребенок в полтора года развивается нормально.

В полтора года у малышей уже достаточно зубов, поэтому их переводят на общий стол с детским меню (пищей, приготовленной таким образом, чтобы сохранилось большее количество полезных веществ). В среднем у ребенка в полтора года должно быть около 14 зубов. При этом нужно учитывать, что у каждого малыша свой график развития, поэтому допускаются некоторые отклонения от нормы (до 4 зубов).

Режим дня полуторагодовалого малыша

В 1 год и 6 месяцев большинству детей достаточно одноразового дневного сна продолжительностью от двух до трех с половиной часов. Тем не менее родители должны понаблюдать за крохой и обязательно учесть его личные потребности. Например, если малыш сильно устает и нуждается в двухразовом дневном отдыхе, нужно перестроить его режим дня в соответствии с этим.

Переходить на новый режим дня нужно постепенно, по мере готовности малыша к изменениям. Новые условия должны стать для него комфортными, способствующими активному развитию. Продолжительность дневного сна в этот период составляет 11 часов, общее время бодрствования удлиняется до 5,5 часов.

Питается ребенок в день с интервалом в 3-4 часа, то есть 4 раза, при этом завтракает не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужинает не позднее чем за час до отхода ко сну.

Психологические особенности полуторагодовалого ребенка

В полтора года ребенок уравновешен и деловит. Он уже не так пугается резких звуков, незнакомых людей, многое понимает. Теперь ему ясно, что в звуке стиральной машины или пылесоса нет скрытой опасности, что незнакомые люди не причинят ему вреда, особенно если рядом родители.

Малыш особенно привязан к близким людям, доверяет им и с удовольствием проводит с ними время за играми и на прогулках, проявляет благосклонность по отношению к гостям. Несмотря на видимую уверенность, ребенок в этом возрасте по-прежнему нуждается в постоянном присутствии самого главного человека в его жизни - мамы. От нее он ждет поддержки, похвалы, с ней чувствует себя в полной безопасности.

В этом возрасте можно начинать вести работу по расширению кругозора крохи, записав его в школу раннего развития или детский кружок. На занятиях должно быть разрешено присутствие родителей, так как разлука с ними для малышей в этом возрасте может оказаться стрессом.

В полтора года дети стараются во всем подражать взрослым, начиная от речи и заканчивая проявлением эмоций в той или иной ситуации. Они по-прежнему нуждаются в обществе старших, но уже способны некоторое время увлекаться самостоятельной игрой. Так, если раньше малыш переносил на игрушки действия взрослых, копируя их манеру поведения, то теперь в игре он способен придумывать собственные сценарии. Воплощение в жизнь собственных идей вдохновляет малыша, особенно если все идет по плану.

В общении со сверстниками у детей в полтора года также наблюдается определенный прогресс. Они проявляют интерес к другим детям, но пока не рассматривают их в качестве единомышленников и друзей. Малыши по-прежнему уверены, что они - это центр вселенной, и не готовы терпеть нарушения границ. Дети не делятся своими игрушками, при этом обижаются, если не получают чужие по требованию. Это не жадность, а особенность поведения, свойственная возрасту, поэтому бороться с ней пока не имеет смысла.

В полтора года дети уже способны испытывать и проявлять первые негативные эмоции. В активном словаре у них пока не так много слов, но это не мешает им показывать недовольство другими доступными способами: дети могут устраивать истерики, драться, падать на пол, бить кулаками об землю, если что-то идет не так, как им хочется.

Родители должны понимать, что это не капризы, а единственно возможный на данный момент для ребенка способ объяснить, что он расстроен и нуждается в понимании. Ругань, а тем более рукоприкладство здесь неуместны. Помочь в решении проблемы смогут только ласка и терпение. Достаточно будет переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы истерика быстро прекратилась.

Основные навыки ребенка в полтора года

Малыш в полтора года уже многое умеет и знает. В большинстве случаев здоровый ребенок способен:

Особенный скачок можно отметить и в интеллектуальном развитии малыша в полтора года. Обычно дети способны на следующее:

  • найти предмет по картинке;
  • отличить предметы разной геометрической формы;
  • подобрать подходящие предметам отверстия (игры-вкладыши);
  • собирать и разбирать пирамидку с учетом размера или цвета деталей;
  • рисовать красками и карандашами линии, штрихи, простые геометрические фигуры.

Некоторые изменения касаются и игры ребенка в 1,6 года. Обычно они заключаются в следующем:

Бытовые навыки чаще всего выражаются в следующем:

  • кроха уверенно пьет из чашки и не проливает;
  • пользуется столовыми приборами и салфетками;
  • делает первые попытки контролировать мочевой пузырь, пробует пользоваться горшком;
  • одевает и снимает с себя некоторые элементы одежды и пр.

Также многие малыши в этом возрасте перемещаются в отдельную комнату от родителей, учатся самостоятельно засыпать в собственной кровати.

Как развивается речь малыша

В полтора года у большинства детей получается достичь значительного прогресса в развитии речи. Они не только понимают большую часть того, о чем говорят взрослые, но и пробуют говорить с ними на равных, используя отдельные слова, словосочетания и простые предложения.

В полтора года дети показывают на себе, на игрушках, на взрослых практически все части тела, называя их, выполняют простые поручения, умеют выделать из группы разных предметов те, что имеют общий признак (форму, цвет, размер, назначение).

В активном словаре большинства детей уже несколько десятков слов, они знают, какие звуки издают животные, птицы, имитируют звуки машин, дождя, грома и пр. Все больше в речи малыша появляется правильных слов, которые постепенно вытесняют лепет. Подражая взрослым, дети стараются использовать наречия, местоимения, пополняют запас глаголов и прилагательных.

У девочек в этом возрасте фразовая речь развивается активнее, чем у мальчиков, которые продолжают использовать мимику и жесты, пытаясь так объясняться со взрослыми и сверстниками скорее по привычке, чем из нежелания говорить.

В полтора года для малыша особым достижением является способность обобщать предметы в речи,
как в собственной, так и в обращенной к нему. Пока ему сложно, поэтому ошибки неизбежны. Тем не менее с этого возраста активный словарь начинает быстро пополняться.

Важно, чтобы родители продолжали много общаться с крохой, отвечая на все его вопросы, описывая собственные действия и происходящее вокруг. Такой подход является единственно правильным для стимуляции развития речи в этом возрасте.

Возраст «почемучки»

В полтора года у малышей начинается первый этап возраста «почемучки». Они уже умеют задавать вопросы и стараются узнать у взрослых обо всем, что их окружает, как можно больше. Сильное желание узнать о том, как называются окружающие их предметы, ускоряет пополнение словарного запаса крохи. В этом возрасте малыш каждый день осваивает по несколько новых слов, старается их запомнить и при случае обязательно применить.

Родителям нужно понимать, что дети в этом возрасте впитывают себя информацию как губка, поэтому песенки, стихи, сказки и прибаутки обязательно должны составлять часть их общения с крохой. Особенно хорошо малыши усваивают новые слова во время прогулки. Вместе с ребенком можно учить считалки, забавные куплеты, весело проводя время и помогая его развитию.

Как развивать ребенка играми?

Нужно понимать, что игра - это ведущая деятельность крохи в дошкольном возрасте, а в полтора года является основной. Именно поэтому учить и развивать ребенка нужно также с помощью игры.

Игра в одевание. Чтобы вызвать у малыша интерес к процессу одевания, можно поиграть с ним, одевая и раздевая пупса. Наденьте вместе с крохой пупсу носки, костюмчик, пальто, шапку и варежки (можно одолжить у самого ребенка). Обратите внимание крохи на то, с каким удовольствием одевается пупс и как он помогает руками и ногами маме. Предложите крохе одеть и раздеть пупса без вашей помощи.

Игра в магазин. В эту игру с удовольствием играют дети в любом дошкольном возрасте. Предложите ребенку сыграть роль сначала покупателя, а потом и продавца. Разложите на «прилавке» овощи и фрукты, разные предметы и предложите крохе сделать покупки, расплатившись вымышленными деньгами. Будет здорово, если получится использовать настоящие весы, счеты, калькулятор, как это делают в реальном магазине.

Игра «Кто в лесу живет?». Забавная игра для самых маленьких. Достаточно будет подобрать несколько картинок с изображением лесных обитателей. Малышу можно показывать картинки, спрашивая «Кто это?», предложить ему показать части тела животных и назвать их, проимитировать звуки, которые они издают.

Игры для развития моторики . Чтобы стимулировать развитие речи в 1,5 года, можно играть с малышом в игры, способные развивать мелкую моторику рук. Например, отличный вариант - это игры с кинетическим песком, из которого можно лепить башни, туннели, животных и т.д. Также можно увлечь малыша рисованием пальчиковыми красками, обязательно сохранив его первые художества.

Перебирание фасоли, пуговиц или крупных бусин (обязательно под присмотром взрослых) также поможет развить моторику пальцев малыша и позволит скоротать время с пользой и интересом.

Следите за физическим развитием малыша в полтора года, но не забывайте о психоэмоциональном развитии, которое будет проходить активнее при заинтересованности и постоянном участии взрослых в процессе.

Что должен уметь малыш? В 1 год и 6 месяцев малыш пытается развить навык бега и активно штурмует различные лестницы. Начиная с этого периода о спокойных прогулках можно забыть 🙂

Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Начался следующий этап путешествия вашего ребенка во взрослую жизнь. Новые впечатления идут рука об руку с новыми способностями, а новые страхи – с новыми радостями.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев очень активно двигается, но он уже учится отступать – конечно, только в те моменты, когда будет идти назад. Приобретение этого нового навыка дает понимание, что умение держать равновесие – ценная способность.

Полуторагодовалый малыш, вероятно, будет осваивать в этом месяце еще один навык – учиться бегать. Вначале он делал это очень медленно и неумело, на прямых, вытянутых ножках, но с каждым разом будет виден прогресс в освоении дистанции. В связи с появлением новых возможностей вы на некоторое время забудете о спокойных прогулках: ребенок вместо того, чтобы ходить, начнет везде бегать, даже если в итоге это часто будет приводить к разбитым коленкам.

Малыш прекрасно освоил умение карабкаться на низкую кровать и спускаться с нее. Он может также подниматься на не очень крутую лестницу – эта способность будет очень полезна, если у вас есть горка на площадке.

  • Водите ребенка на детскую площадку. Поощряйте его залезать на лестницы, горки и другие приспособления.
  • Будьте осторожны: ребенок учится бегать. Поведение родителей, которые стремятся оградить его от травм, он принимает за отличную игру.
  • При остановке на красный свет держите ребенка за запястье, а не за пальцы. Благодаря этому уменьшится опасность того, что малыш вырвет свою руку из вашей ладони.

Рост и вес в 1 год и 6 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 11,7 кг., рост - 82 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11 кг., рост - 80,3 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Вы столкнулись с тем, что малыш вдруг превратился в несносного, громко кричащего чертенка? Плач и бунт в этом возрасте совершенно естественны: пресловутый бунт двухлетнего ребенка может начаться между 18-м (или даже раньше) и 26-м месяцем жизни.

В полтора года ребенок становится очень эгоцентричным и нетерпеливым. Он жаждет постоянного внимания взрослых и благодаря своему крику и плачу умеет привлечь его к себе. Малыш может очень четко формулировать свои пожелания и намерения. Он выходит из себя, когда вы не реагируете на его решительные запросы. Резко требует немедленного удовлетворения своих прихотей и, если не дождется этого, протестует, разражаясь громким плачем.

Перепады настроения в эти месяцы являются нормальным признаком правильного развития. Ребенок в этом возрасте испытывает весь спектр чувств – удивление, радость, интерес, нежность, гнев и злость.

В 1 год и 6 месяцев малыш не может еще до конца понять свои эмоции, поэтому он часто чувствует разочарование , которое выражает на своем ближайшем окружении – кусает, бьет, щиплется. Он может стать агрессивным по отношению к родителям.

Однако он не умеет долго злиться. Полуторагодовалый ребенок живет только настоящим, поэтому уже через некоторое время после ослабления агрессии он хочет обнять вас. Не отказывайте ему в этом.

  • Старайтесь себя контролировать. Мятежный ребенок, который все еще говорит "нет", может вывести из равновесия даже святого, однако ваше беспокойство только ухудшит ситуацию.
  • Не наказывайте ребенка, шлепая его. Шлепок – не метод воспитания, а лишь выражение беспомощности родителей.
  • Используйте хитрые приемы. С маленьким бунтарем всегда можно справиться, надо только знать как.

  • Не позволяйте проявлять агрессию. Если ваш ребенок выражает агрессию, не ждите, пока у него это пройдет с возрастом, а уже с самого начала показывайте неодобрение. Скажите малышу, что такое поведение вас не устраивает. Если он начинает драться, остановите его – нежно, но решительно удерживая его ручки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Еще полгода назад ваш ребенок не говорил ни одного слова, а сегодня он произносит четко несколько – иногда даже несколько десятков (до 50 и более) – слов.

Свою просьбу он выражает жестом или говорит: "дай", "это", "ляля". Даже если он не четко произносит все слова выученных стишков, он может с легкостью ритмично произносить их или вставлять вместо них слова на «собственном языке».

В полтора года малыш понимает уже почти все, что вы ему говорите – многие дети в этом возрасте умеют даже выполнять сложные просьбы, состоящие из двух частей (например: "Иди в комнату и подними с пола куклу").

Ребенок в 1 год и 6 месяцев является внимательным наблюдателем. Он имитирует поведение взрослых , поэтому не удивляйтесь, если скоро увидите его поглощенным чтением вашего детектива или старательно моющим пол. Неумело, но с большим удовольствием он красится перед зеркалом позаимствованной у мамы помадой, любит надевать обувь взрослых и ходить в ней; особенно привлекательными являются мамины украшения.

Благодаря своей наблюдательности ребенок может определить проблему и найти ее решение – например, открыть дверь при помощи ручки или повернуть в замке ключ.

Развитие речи позволяет полуторагодовалому малышу узнать, что изображено на картинке, и правильно назвать, что на ней находится (знакомые животные и предметы).

Веселье с ребенком доставляет много удовольствия также взрослым: полуторагодовалый малыш уже освоил искусство шкодить и дурачиться и с удовольствием демонстрирует его перед своими родителями. Ваш смех является для него стимулом для дальнейших трюков.

  • Используйте детское любопытство для изучения новых навыков. Рисуйте вместе, пойте простые песни, делайте гимнастику (вы можете научить ребенка, например, делать „велосипед”), показывайте новые двигательные упражнения.
  • Не принуждайте малыша развивать способности. Пусть он делает это только в том случае, если сам того хочет.

Восемнадцатый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Нетерпеливость.

Маленький ребенок не понимает, что означает „скоро”, „завтра” и т. д. Если он чего-то хочет, то хочет этого немедленно. Когда вам нужно подождать, старайтесь отвлечь внимание малыша: предложите ему игру, установите таймер обратного отсчета.