Развитие логического мышления у младших школьников. Виды мышления у детей дошкольного возраста

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.

1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.

2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.

3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.

Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.

У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.

В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.

В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:

Классифицировать предметы;

Сравнить предметы;

Устанавливать последовательность событий;

Тренировать память;

Делать выводы.

Длительность занятий - 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!

Задания

1) Подбери противоположные слова по смыслу:

чёрный - ...

большой - ...

веселый - ...

хороший - ...

горький - ...

широкий - ...

высокий - ...

добрый - ...

холодный - ...

умный - ...

быстрый - ...

2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:

Чего в лесу больше: берёз или деревьев?

Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?

Кого в реке больше: окуней или рыб?

Чего в огороде больше: капусты или овощей?

Чего в шкафу больше: футболок или одежды?

Кого в курятнике больше: куриц или птиц?

3) Закончи предложения:

Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели

Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это...

Москва, Новгород, Санкт-Петербург - это...

Утро, вечер, день, ночь - это...

Катя, Миша, Петя, Ира - это...

Собака, кошка, мышка - это...

Ромашка, колокольчмк, роза - это...

А,Б,В,Г,Д - это...

4) Слушай внимательно! Дополни предложения:

Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет......... поезда.

Если сестра старше брата, то брат.......... сестры.

Если стол выше стула, то стул........ стола.

Если кошка больше мышки, то мышка....... кошки.

Если река шире ручья, то ручей........ реки.

5) Придумай правильную закономерность.

Птица - перья. Рыба - ......

Осень - дождь. Зима - ......

Человек - руки. Собака - ......

Утро - завтрак. Вечер - ......

Яблоко - фрукт. Помидор - ......

6) Что лишнее?

Кресло, стул, шкаф, телевизор.

Петух, павлин, ворона, бабочка.

Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.

Солнце, лампа, люстра, фонарь.

7) Какие это профессии?

Кто строит дома?

Кто пишет стихи?

Кто поёт песни?

Кто лечит людей?

Кто шьет одежду?

Кто пишет картины?

Кто летает в космос?

Кто управляет самолетом?

Кто водит автобус?

Кто управляет поездом?

Кто учит детей в школе?

Кто дрессирует животных?

8) Логические задачи.

Что длится длится: год или 12 месяцев?

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Петя и Ваня пили разные соки - яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?

Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?

Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?

Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?

Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?

Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?

На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?

Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?

Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников

1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
(Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
4. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?
(3 рубля)
5. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)
6. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это?
(Самолет)
7. Два раза родится, один раз умирает.
(Курица)
8. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
9. Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)
10. Кого с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
11. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
12. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
(На 6)
13. Когда об воду можно порезать руку?
(Если превратить ее в лед)
14. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?
(Да: большими камнями, песком, водой)
15. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
(Спичку или зажигалку)
16. Предсказатель берется предсказать с точностью до 100 % счет любого матча до того, как он начнется. В чем секрет его безошибочного предсказания?
(До начала встречи счет всегда бывает 0:0)
17. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Да, бросить его вверх)
18. Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста?
(Сначала перевезти козу, затем капусту, а в обратный рейс взять козу, козу оставить на противоположном берегу, перевезти волка, вернуться за козой)
19. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 часа)
20. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
21. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?
(Пять человек)
22. Возле почты растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
(Ель, сосна, тополь, береза, липа, клен)
23. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.
(1 кг ваты)
24. Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
(Коля Шилов и Саша Гвоздев)
25. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице?
(Трое)
26. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе?
(Три)
27. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?
(7 кг)
28. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье?
(Гриша - 1, Толя - 2, Юра - 3)

Способность к рассуждению, именно так определяют иногда логику, не дается человеку с рождения. Умение замечать связь между явлениями и делать выводы о последствиях действий очень важно для успехов детей не только в математике, но и в жизни. Эту науку дети осваивают и через свой собственный опыт, и слушая сказки, где любое действие героя вызывает определенные последствия.

Загадки, которые учат выявлять существенные признаки предмета, по которым и находится ответ, также служат для . Но этого недостаточно. Поэтому задания на развитие логического мышления воспитатели начинают давать уже в дошкольном возрасте и продолжают в начальной школе, и не только на уроках математики. Для детей 6-7 лет логические задания в картинках предпочтительней.

В этом возрасте будут интересны :

  • Загадки;
  • Головоломки;
  • Развивающие игры;
  • Словесные игры;
  • Логические игры.

В возрасте 6 лет мозг ребенка уже созрел, чтобы переходить от интуитивно-чувственного способа познания мира к словесно-логическому мышлению. Но всё же для усвоения нового для него способа ребёнку надо опираться на уже знакомые образы, положительные эмоции. Лучше всего это обеспечивают игры, которые могут быть представлены и в словесной загадке с подвохом, и в виде задания в картинках. Ведь главное условие для успешности у детей 6-7 лет – обучение должно быть интересным ребенку.

Любые логические игры и задания для детей решают задачу развития не только логики, но и речи, внимания, усидчивости, определенных интеллектуальных качеств. Посмотрим, как это происходит в различных типах логических задач, 6-7 лет.

“Четвертый лишний” – развивающее логику и речь задание

Найди отличия

«Найди отличия» – одна из самых популярных развивающих игр в картинках для детей. Один из плюсов такого типа заданий – простота правил. Любой малыш легко поймет, что требуется найти различия в двух однотипных картинках. Но сделать это не так просто. Картинки эти с подвохом, такие своеобразные визуальные загадки.

Различия замаскированы и не бросаются в глаза. Дети должны научиться быть внимательными, уметь сопоставлять, находя сходство и отличия. В процессе этой игры дошкольник исподволь учится и математике, точнее счёту, так как в условиях всегда точно оговорено количество отличий, которые нужно найти.

Верю – не верю

Как ни странно для нас, взрослых, учить детей нужно и тому, что безусловно верить авторитетам нельзя. Умение сомневаться одно из самых важных для правильного мышления. Малыш должен научиться принимать решения не на основе чьих-то слов, а опираясь на имеющиеся у него знания. Это поможет ему находить впоследствии правильные решения и в математике, и в жизни.

Вот такая серьезная подоплека у такой известной несерьезной игры, когда взрослый чередует верные и неверные утверждения, а дети должны быстро на них по-разному среагировать. Например, ловить или не ловить мячик, хлопать или нет в ладоши, в зависимости от того верят они взрослому или нет.

В более сложном варианте игры говорить «верю – не верю», но обосновывая свои ответы. В такой версии игры должны быть непростые, интересные утверждения с допустимыми различными ответами, которые одновременно должны быть понятны и знакомы ребенку 6-7 лет. Такие загадки с подвохом, служащие для развития критического мышления.

Назови одним словом

В игре «Назови одним словом» ребёнку показывают ряд картинок разных предметов, принадлежащих к одной группе, и предлагают назвать их одним словом. Например, для ряда изображений, включающих красное яблоко, желтый лимон, зелёную грушу, ответом будет слово «фрукты». Автомобиль, самолет, поезд нужно назвать транспортом.

Такие словесные игры служат для развития у детей словарного запаса, умения обобщать и классифицировать явления, расширяют кругозор, формируют навыки логического мышления.

Задачи на логику

Логические задачи для детей 6-7 лет похожи на загадки с подвохом или игры-головоломки. Они развивают находчивость и гибкость мышления. Принципиальное отличие логических задач от обычных в том, что они не требуют специальных знаний, а проверяют развитие логического мышления, способности детей находить связи между предметами или нестандартные решения.

Кстати, умение мыслить не шаблонно лежит в основе чувства юмора. Именно поэтому среди логических задач для детей так популярны загадки шутки. Такие шуточные загадки с подвохом отличаются совершенно неожиданными ответами, что обычно и вызывает смех.

Обычно задания в задачах на логику формулируются словесно, но для малышей встречаются и в картинках. Например, популярны задания, когда в ряду картинок ребенок должен указать лишнюю, которая нарушает логику подбора группы. Это умение находить закономерность по которой выстраивается ряд тренируется затем и в школе, на математике.

Какими должны быть логические задания для дошкольников

Подведём итог этому краткому обзору логических игр, заданий, загадок с подвохом для детей 6-7 лет. Для успешного развития логического мышления у дошкольников и первоклассников необходимо постоянное обучение и оно должно проходить с их искренним удовольствием и увлечением. А значит, задания должны быть интересные, яркие и наглядные. Яркими и наглядными их делают картинки, созданные профессионалами.

Для того, чтобы развитие логического мышления у детей было успешным, надо, чтобы они играли в такие игры как можно чаще. Это возможно, если загадки с подвохом, игры в «Верю – не верю!», головоломки станут привычными в вашем доме.

Сегодня такие наборы логических карт, лото, сборники логических задач можно свободно приобрести в магазинах, а можно скачать со специализированных сайтов и распечатать самим.

Логические задачи на взвешивание