Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников). Программа сенсомоторной коррекции

В мире интернет технологий дети проводят своё детство за компьютерными играми, которые сильно отличаются от обычных игр. Развитие ребенка с помощью компьютера сильно истощают психику, потому что детская физиология не приспособлена к этому. Из-за этого нейропсихологи часто обнаруживают у детей некоторые отклонения в развитии.

Благодаря интернету, дети растут умнее своих сверстников, но в то же время они сильно уступают им в физической силе и быстрее устают. У малышей слабый мышечный тонус, они не чувствительны к голоду и бессоннице. Также могут неравномерно развиваться мозговые структуры. Многие проблемы связаны с дородовым периодом (обвитие пуповиной, гипертонус и т. д), реакция на некоторые прививки также оказывают негативное воздействие.

Вышеперечисленные проблемы ярче всего проявляются до школы. Если вовремя не принять необходимые меры, ребенку будет трудно учиться в школе. В таком случае усвоение программы сильно истощит психику. Комплексная коррекция стабилизирует развитие мозговых процессов, но результат во многом зависит от возраста, чем раньше родители обратятся за помощью, тем лучше.

Что такое нейропсихологическая помощь и кому она нужна?

Нейропсихологи рекомендуют сенсомоторную коррекцию для профилактики дезадаптации при подготовке к школе. В это время детские психические функции (внимание, восприятие, память и др.) находятся в “боевой готовности” и если вовремя обратиться за помощью, ребёнок сможет без проблем учиться по школьной программе. Те, кто столкнулся с проблемой обучения чтению, счёту и письму имеют трудности с переключением внимания, усидчивостью и концентрацией. После коррекции они улучшат успеваемость.

Особенно нейропсихологическая коррекция важна для левшей и детей, находящихся на учёте у невролога. Сенсомоторная коррекция помогает становлению взаимодействий между полушариями мозга, развитию самоконтроля и пространственного восприятия. Коррекция подбирается каждому индивидуально, учитывая проблемы конкретного ребёнка.

Нейропсихологическая коррекция содержит в себе двигательные упражнения, игры и когнитивные задания и воздействует на:

  • уровень энергии ребёнка.
  • обработку поступающей информации.
  • корректирует психическую деятельность.

Двигательные (сенсомоторные) упражнения очень просты, но психоневрологи учитывают, что именно корректируют упражнения, когда и сколько их нужно выполнять.

Когнитивные задания - развивают мышление, тренируют память и способность принимать решения, раскрывают творческий потенциал.

Занятия с опытным нейропсихологом поможет решить сенсомоторные, эмоционально-волевые и когнитивные проблемы. Но такая коррекция обязательно должна поддерживаться родителями, которые всесторонне поддержат своё чадо и помогут справиться с проблемами.

Сенсомоторная коррекция в центре психологической помощи Просвет.

При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ре­бенком необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными ви­дами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. Также необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности, - контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком.

В начале проведения коррекции более оптимальна индивидуальная форма занятий, при необходимости возможны и групповые занятия, однако включение в группу более одного ребенка с ГРДВ нецелесо­образно. Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с такими детьми доказывает ее эффективность: снижаются гиперактив­ность и отвлекаемость ребенка, нивелируются нейродинамические на­рушения, улучшается произвольный самоконтроль, снижаются эмоцио­нальная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение социальной адаптации и детско-родительских отношений в семье. Наиболее выраженные результаты достигаются при работе с детьми в возрасте до 7 лет.

Нарушение активирующей сферы при РДА также может свидетель­ствовать о преимущественном нарушении подкорковых образований (Лебединский В. В., 2003), что позволяет предположить эффектив­ность проведения сенсомоторной коррекции.

Ввиду искажения эмоционально-мотивационной сферы, трудностей установления контакта и своеобразного поведения дети с РДА явля­ются наиболее сложной группой для коррекционной работы. Доста­точно много времени занимает подготовительный этап, направленный на установление контакта и привыкание ребенка к новым условиям; часто приходится прибегать к поощрениям в виде пищевого подкрепле­ния или подкрепления, находящегося в сфере интересов ребенка. Воз­никают также сложности усвоения упражнений, связанные с гиперестезиями, страхами, трудностями тактильного контакта с ребенком.

В начале коррекции занятия целесообразно проводить индивидуаль­но, затем постепенно переводить на смешанную форму (индивидуаль­ные занятия чередуются с групповыми). При этом отмечается довольно интересная динамика состояния ребенка: по мере исчезновения аутичного поведения на первый план выходит задержка психического разви­тия, невротическое или психопатоподобное поведение; дальнейшая ра­бота направлена уже на преодоление этих отклонений.

При работе с детьми, страдающими психосоматическими расстрой­ствами, использование сенсомоторной коррекции обусловлено тем, что данная методика позволяет улучшить функционирование головного моз­га и нервной системы в целом, повышает продуктивность протекания психических процессов, таким образом воздействуя на некоторые не­рвно-психические, физиологические составляющие этиопатогенеза забо­левания. Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфунк­ции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов внутриутробного и раннего постнатального развития.

В исследовании Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003) было по­казано, что у большинства детей с психосоматическими заболеваниями выявляются функциональная дефицитарность подкорково-стволовых образований мозга, недостаточная сформированность корково-подкорковых связей, наличие признаков нарушений межполушарного взаимо­действия, дисфункций правого полушария и запаздывания функцио­нального созревания лобных долей мозга. Эти дисфункции приводят к инертности психических процессов, астенизации, нарушениям вос­приятия собственного тела, саморегуляции и возникновению алекситимии, к дизонтогенезу психических функций в целом. Наличие цереб­рально-органической патологии при психосоматических расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями (ЭЭГ, РЭГ, МРТ и др.) (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Следует отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникно­вению психосоматической патологии (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, функциональные нарушения же­лудочно-кишечного тракта и др.), в остальных случаях мозговые ме­ханизмы включены в обеспечение, реализацию психосоматических взаимосвязей.

Сенсомоторная коррекция направлена на улучшение функциони­рования подкорковых структур, нормализацию активационных про­цессов, улучшение мозгового кровообращения, то есть на преодоление имеющихся у детей с психосоматическими расстройствами наруше­ний морфофункционального созревания мозговых структур. Однако терапевтический эффект сенсомоторной коррекции при психосомати­ческих заболеваниях обусловлен не только улучшением деятельности мозга. Коррекционное действие связано с развитием телесности, ста­новлением психосоматических связей в онтогенезе.

С помощью сенсомоторной коррекции можно воздействовать на ряд факторов, которые выступают в качестве причин нарушения психосо­матического развития, появления психосоматических заболеваний (на­личие субъективной слитности эмоциональных и телесных процессов, нарушение формирования интрацептивных словарей, задержка разви­тия представлений о собственном теле и др.). Сенсомоторная коррек­ция способствует формированию более полной категориальной струк­туры телесного опыта, интеграции в нее соматических ощущений. Особое внимание уделяется становлению схемы тела и образа физичес­кого Я, конструируемых под влиянием различных сенсорных впечатле­ний - кинестетических, тактильных, зрительных, проприоцептивных и др., пространственно-временных представлений, а также под влияни­ем повышения телесной рефлексии, сознательной оценки особенностей собственного тела, накопления соматоперцептивного опыта и получе­ния обратной связи от участников коррекционного процесса.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался при таких заболеваниях и психосоматических расстройствах, как: бронхиальная астма, гастродуоденит, тахикардия центрального генеза, дыхательная аритмия, алопеция, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей, энурез, энкопрез, вегетососудистая дистония, аллергические реакции и др. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение сомати­ческого состояния ребенка, часто - исчезновение симптомов заболева­ния. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффек­тивность и может являться важным элементом психологической работы при проведении комплексной терапии детей, имеющих психосомати­ческие заболевания.

При различных отклонениях в психическом развитии ребенка пер­вичным дефектом в большинстве случаев является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, часто возникаю­щая вследствие перинатальной патологии. Большинству из исследо­ванных детей в первые годы жизни ставился один и тот же диагноз - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Кроме того, достаточно часто встречается сочетание различных патологических состояний, напри­мер психосоматические расстройства у детей с ЗПР, гиперактивность у детей-аутистов и др.

В связи с этим возникает вопрос о специфичности того или иного расстройства по отношению к первичному дефекту: почему недостаточ­ность подкорковых и стволовых структур, возникшая вследствие схо­жих отклонений внутриутробного и/или раннего постнатального раз­вития, приводит к развитию различных патологических состояний?

Возможный ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что на характер дизонтогенеза оказывают влияние время возникновения и массивность органического поражения центральной нервной си­стемы (Лебединский В. В., 2003). Кроме того, сами подкорково-стволовые структуры являются неоднородными и многофункциональ­ными.

Сенсомоторная коррекция направлена на снижение дисфункций. Через двигательные и сенсорные компоненты осуществляется воздей­ствие на психику ребенка в целом. Использование достаточно дирек­тивного подхода и особым образом организованного взаимодействия с ребенком позволяет рассматривать сенсомоторную коррекцию как интегративный метод, занимающий особое место в ряду других психокоррекционных и психотерапевтических методов и являющийся базисной основой для дальнейшей коррекции.

Все методики, использующиеся в центре, назначаются специалистами после предварительной диагностики.

“Ваня очень невнимательный, часто отвлекается, не хочет заниматься», - это жалуется мама во время консультации, а Ваня сосредоточенно крутит колесико у машинки… , потом водит кисточкой по ладошке и жмурится от удовольствия. Ване всего 5 лет, а список его неудач навис над ним, как Домоклов меч. Но он не слушает нас, он переходит от игрушки к игрушке, ощупывает, осматривает, но за час, который мы провели в кабинете, ни одна игрушка «не стала с ним играть», а он с ней. Диагностика показала, что у Вани нет аутизма, но есть аутистические черты.

Таких детей часто называют «разбалансированными» или детьми с «сенсорной дезинтеграцией». Проблема в том, что Ваня не может собрать (интегрировать) получаемую от окружающего мира информацию в единую, стройную систему. У большинства из нас это происходит автоматически, мы не задумываемся над этим. И, соответственно, нам очень трудно понять, как это: причиной плохого обучения, странного поведения, трудностей коммуникации могут быть проблемы обработки сенсорной информации. А так это еще и трудно без специального обучения диагностировать – вот мы и получаем непонимание. Ване бы двигаться, много проводить времени на природе: вдыхать запахи, ощупывать, обнимать деревья, рассматривать и слушать, а он «не хочет сидеть за партой на занятиях у коррекционного педагога». А уж мои рекомендации по развитию игры, и вовсе поначалу воспринимаются мамой через «приподнятую бровь»: «Нам никто не говорил, что надо играть!»

К сожалению, педагогические коррекции приводят к истощению нервной системы таких детей. И дети, и родители, и учителя прилагают массу усилий, но, то, что другие дети делают легко и непринужденно, наши дети делают с надрывом, со сверхмобилизацией всех ресурсов – и часто результат не удовлетворяет тех, кто их оценивает. Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в очень сложные. И простым, «линейным» способом с этим не справиться.

«Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ибо ребенок организует не только свои зрительные и слуховые ощущении, но и ощущение собственного тела и действия силы тяжести. Чтение требует весьма сложной интеграции ощущений, поступающих от глаз, ушей и мышц шеи, а также от особого чувствительного орган во внутреннем ухе…

Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы жизни человека. Ему требуется больше усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже становится больше, а вот результаты усилий менее заметны и не столь вдохновляющи»

Э.Джин Айрес.

Поэтому мы корректируем проблемы чтения, письма не многократным прочтением текстов «до упаду», а физическими упражнениями и развитием ощущений.

Какие проблемы являются производными от сенсорной дезинтергации?

  1. Трудности саморегуляции – лабильность настроения, неуравновешенность;
  2. Проблемы сна – и засыпание, и сон, и просыпание – все проблемно.
  3. Проблемы питания: избирательность в еде, отказ от еды.
  4. Проблемы пищеварения и выделения.
  5. Необычайно высокий или необычайно низкий уровень возбуждения, активности и внимания.
  6. Сложности социального и эмоционального функционирования.
  7. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  8. Когнитивные нарушения
  9. Дислексия
  10. Нарушения аутистического спектра
  11. Невербальные когнитивные расстройства
  12. Психологические проблемы (обссесивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство)
  13. Аллергии.

Занятия по сенсорной интеграции в нашем центре входят в курс сенсомоторной коррекции, и для каждого ребенка составляется индивидуальная программа. Очень часто мы даем занятия по сенсорной интеграции в качестве домашнего задания.

Для понимания процесса мы предлагаем родителям прочитать книгу Э.Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».

Вы можете, заполнив анкеты на нашем сайте обратить внимание на проблемы сенсорной интеграции у Ваших детей, а также выявить особые «зоны» внимания, которые важно развивать.

Здесь представлен комплекс двигательной коррекции для детей дошкольного возраста с проблемами в эмоциональноволевой сфере.

Данный материал может быть полезен для подготовки индивидуальной и групповой коррекции для детей с СДВГ, мышечными тонусами, двигательным беспокойством и импульсивностью

А также данные занятия помогут в развитии моторной и речевой сферы.

Состоят занятия из гимнастик, растяжек а также упражнений на развитие восприятия и внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ

Для детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями

На сегодня при скриненговой диагностики детей дошкольного возраста, выявляется большой процент детей группы риска. С такими проблемами как: повышенная возбудимость или вялость, неустойчивое внимание, гипо или гипер тонус мышц, импульсивность, высокая двигательная активность, недоразвитость общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость. Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно что Психика человека управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Все это формирует и развивает навыки необходимые для устойчивого поведения. Итак, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Исходя из выше перечисленных особенностей детей, мы можем говорить о том, что данные дети имеют проблемы в эмоционально личностной сфере и поведенческой. При организации занятий с данными детьми рекомендуется следовать следующим правилам.

  1. Группа детей от 5-8 человек.
  2. Время занятия 20- 30 минут
  3. В одну группу могут входить дети с симптомами гиперактивности, невнимательные дети, с гипотонусом, неуверенностью в себе и стеснительные дети.
  4. Четкая, повторяющаяся структура занятий.
  5. Неизменное расположение предметов в зале(музыкальный или спортивный зал, достаточное количество свободного места, ковровое покрытие, мягкие модули, сухой бассейн)
  6. Введение временного лимита на выполнение заданий.
  7. Соблюдение четких, заранее оговоренных норм и правил
  8. Введение системы наказания (скамейка штрафников) и поощрения (знак отличия)
  9. Ритуал начала и окончания занятия.

Список использованной литературы.

  1. 1. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.»
  2. 2. Г.П. Логинова «Программа по развитию мелкой моторики».
  3. 3. Т.В. Нестерюк «Психосоматическая гимнастика»
  4. 4. Двигательная коррекция для детей с СДВГ – центр адалин
  5. 5. Е.В. Горшкова О «говорящих» движениях и чудесных превращениях»

Структура занятия

  1. Приветствие и Йоговская гимнастика для малышей (Л1)
  2. Пальчиковая гимнастика (Л2)
  3. Дыхательные упражнения (Л4)
  4. Психогимнастические упражнения. (Л3)
  5. Упражнение на развитие ВПФ и общей моторики (Л1)
  6. Упражнения на регуляцию состояния мышечного напряжения (Л1)
  7. Упражнения на растяжку и дыхательная гимнастика(Л4)
  8. Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий (Л4)
  9. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата (Л4)
  10. Релаксация
  11. Самоанализ

Таблица комплексов по двигательной коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы

направление

Упражнения

Психогимнастика

Упражнения на развития ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает)

«И.п. –сидя. Наклоны головы в медленном темпе. «Вперед- назад» «К правому левому плечу» по 3-5 раз»

«Упражнения в балансире»

Литература №1 Занятия №1,2,3,4

Игры: «Будь внимательным», «раз,два,три-говори», «Расскажи и покажи», «Запрещенное движение».

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.

«Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется)

«Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки.

«Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию.

«Солдат раненный в руки»

«И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна».

«И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»»

«упражнения в балансире»

«Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем.

«Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед.

Литература №1 Занятия №5,6,7,8

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди(опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при ходьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятие № 9,10,11,12

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика.

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»(ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди(опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

«Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

«ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами.

«Кошечка» И.п. – лежа. Встать на четвереньки, опираясь на ладони и коленки. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе прогнуть вверх, прижав подбородок к груди.

«Кошечка в движении»

  1. охота, ползти на четвереньках, низко прижавшись к полу
  2. движение влево-право, вперед, назад.

И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира

«Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем.

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при хотьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятия №13.14,15,16

Каждый комплекс упражнений рассчитан на 4 и более занятия


Опираясь на учение А.Р. Лурия об иерархическом строении мозговой организации высших психических функций и сильно упрощая суть для первичного понимания происходящего, наш мозг можно условно представить в виде автомашины.
Для того, чтобы машина поехала, её необходимо заправить бензином и завести (это наш первый функциональный блок по А.Р. Лурия – энергетический ). Мозговые структуры, обеспечиваю¬щие деятельность этого блока, располагаются в подкорко¬вых отделах мозга и в стволе мозга.
Далее необходимо включить нужную передачу и, совершая определенные манёвры, добраться до пункта назначения (это наш второй функциональный блок по А.Р. Лурия – блок приема, переработки и хранения информации ). Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность это¬го блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной.
Однако самостоятельно автомобиль не поедет (во всяком случае до нужного места не доедет), нужен водитель, который будет давать автомобилю команды: задавать маршрут и отслеживать его правильность, контролировать скорость передвижения, включать (и выключать) поворотники, тормозить перед красным сигналом светофора и так далее (это наш третий функциональный блок по А.Р. Лурия – блок программирования, регуляции и контроля деятельности ). Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Для чего нужна программа сенсомоторной коррекции

Словами авторов Программы (А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Б.А.Архипов, Е.В.Сафронова, Н.А.Иванова, В.М.Шегай, Т.Н. Ланина) : «воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями».

В 2000 году была защищена диссертация "Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения", с авторефератом которой можно ознакомиться, щелкнув по картинке.

Из чего состоит программа

Дыхательные упражнения
Правильное дыхание «оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно».

Растяжки, формирование схемы тела, проприоцептивная чувствительность, преодоление патологических телесных установок и синкинезий
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой к наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела . Формирование у ребёнка пространственных представлений – одно из важнейших условий его достижений. Внешнее пространство строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками , которые ограничивают и обедняют движения ребёнка. Например, при письме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную позу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления. Синкинезии – это непроизвольное оживление двигательной активности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему.
Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование .

Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.
Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела. Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.

Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Ползание – в том числе на четвереньках – помогает ребенку развить координацию и ловкость, связать правую и левую части тела, освоить пространство, в котором он находится. В процессе ползания у малыша раскрывается ладошка, что позволяет ему овладеть ручной моторикой. Эти навыки помогут в дальнейшем ребенку бегать, лазить по снарядам на детских площадках, играть в мяч и с другими детьми в подвижные игры. Научиться красиво писать, легко различать лево-право, понимать условие задач. Ползание позволяет нервной системе ребенка научиться интегрировать вестибулярные и проприоцептивные ощущения , развивается двигательное планирование .

Глазодвигательные упражнения
Умение сосредотачиваться на предмете, следить за его движением является жизненно необходимым как для собственной безопасности, так и для обучения. Умение сосредоточиться на игрушке в раннем детстве существенно определяет дальнейшее развитие ребенка: детальное ознакомление с игрушкой, восприятие различных её особенностей, деталей – основа произвольного внимания, познавательной деятельности. Удержание равновесия также тесно связано с переработкой зрительной информации. По мере того, как передвигается тело, передвигаются и изображения предметов, которые обрабатываются нервной системой. Это даёт дополнительную информацию для организма с целью принятия правильного решения в той или иной ситуации. Кроме того, отсутствие конвергенции затрудняет формирование навыка чтения, ориентировки в пространстве.
Как пишет Sally Goddard Blythe (директор института нейро-физиологической психологии в Честере, Англия), «чтение, как способность следить за строкой и понимать значение символов на странице, требует навыка сложных серийных движений глаз, которые начинаются с возможности нахождения зрительной точки фиксации на странице. Это называется конвергенцией. Конвергенция – процесс слияния двух отдельных изображений, получаемых от каждого глаза, в одну четкую картинку. Затем оба глаза делают небольшой скачек к другой точке фиксации – это движение называется саккада. Функция саккад состоит в быстром и точном передвижении глаз от одной точки фиксации к другой. После каждой саккады следует пауза, затем глаза делают небольшое возвратное движение, чтобы проверить (перепроверить) информацию, которая, возможно, была упущена. Размах саккад зависит от размера текста, количества слов и самих слов в строке. В конце каждой строки глаза должны сделать большой скачек назад в начало новой строки. Любая трудности со зрительной фиксацией, конвергенцией или контролем саккад может повлиять на беглость, правильность и понимание при прочтении».
Интересно про зрительное восприятие написано в книге Оливера Сакса «Глаз разума».