Проблемы воспитания в приемных семьях. Обучающее занятие «Особенности воспитания в приемной семье

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Осипова Ю.Н. педагог-психолог

Разработка занятия

« Особенности воспитания в приемной семье»

Целевая аудитория: приемные родители, опекуны.

Цели и задачи:

    рассмотреть понятие «родительство»,

    привести к осознанию родителями личностных ресурсов, способствующих успешному воспитанию детей;

    формировать навык активного слушания;

    организовать активное взаимодействие между участниками занятия с целью обмена опытом воспитания.

Методическое обеспечение: ролевая игра, психодрама, проблемно-ориентированная беседа.

Организационное обеспечение: просторное помещение с возможностью размещения участников в кругу, блокноты, ручки, фотоаппарат

Продолжительность занятия: 2 часа.

Содержание:

1. Упражнение «Ассоциации».

Цель : осознание содержания понятия «родительство».

Участники втечение 2-3 мин. пишут ассоциации к слову «родительство», затем идет обсуждение в группе. Разговор о содержании родительства ведется по схеме:

    Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?

    Каких моментов вы указали больше: положительных или отрицательных?

    Какие факторы влияют на исполнение родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества и т.д.)?

    Являются ли наши родительские роли (моя и моего супруга) согласованными, в каких сферах воспитания, в каких вопросах чаще возникают разногласия?

    Что делает вашу семью сильной и защищенной?

2. Упражнение «Скульптура семьи».

Цель: активизация процесса анализа приемными родителями собственного опыта внутрисемейных отношений.

Кто-либо из группы представляет всех членов его семьи в виде фотографии или скульптуры. Далее следует обсуждение с группой и участниками скульптуры.

3. Упражнение «Зеркало».

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои личностные затруднения в сфере родительства, собственное эмоциональное отношение к этой сфере жизни.

Участникам дается задание поделить лист бумаги на две части и закончить предложения.

В первой части: «В родительстве мне нравится...», во второй части: «В родительстве особенно трудно и неприятно...».

Групповое обсуждение строится по схеме:

Какие проблемы я выделяю?

Какова моя роль в возникновении проблем?

Как изменится ситуация, если проблема будет решена?

Какие затруднения мне показались неожиданными?

Как можно решить данные проблемы?

Чего больше в родительстве, радостей или огорчений?

В чем наши сильные стороны, которые делают семью защищенной?

4. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций с использованием техник Я - сообщения и активного слушания.

Примеры проблемных ситуаций, предложенных приемными родителями:

Ситуация № 1: Мама обратилась с вопросами по поводу того, как ей лучше вести себя с девочкой подростком 15 лет Проблема, со слов матери, состояла в том, что девочка проявляет неадекватность в выборе одежды, не слушает ее советов, делает все наоборот. Мама была обеспокоена желанием приемной дочери пойти на выпускной вечер в школе в джинсах и футболке.

Участница была включена в ролевую игру, в которой должна была играть роль ребенка, другой участник - роль родителя. В результате игры мама пришла к пониманию причин поведения подростка, среди которых: конфликтные взаимоотношения в классе, желание выделиться из окружения, п ротест в ответ на непонимание со стороны матери. В процессе разыгрываемой беседы и последующего обсуждения с другими участниками семинара и психологами была разработана стратегия дальнейшего поведения матери по отношению к дочери.

Ситуация № 2: Приемный родитель обратился с вопросом о том, как вести себя, если в семье 3 девочки возраста 3 лет, 8 лет и 9 лет. В семье часто возникают конфликты по поводу уборки в доме. Для ответа на вопрос ведущими была организована проблемно-ориентированная беседа между участниками с целью: найти выход из ситуации. Результат беседы: снятие напряжения у родителя, снятие ощущения уникальности проблемы, возможность ознакомиться с опытом решения сходной проблемы другими родителями и решение ввести в семье ряд правил и традиций, обязательных для исполнения всеми членами семьи, организовать эффективную систему поощрений и наказании для детей, формировать культуру отношений к бытовым обязанностям.

В ходе занятии родителям были даны следующие рекомендации:

Адаптация в семье требует времени. Процесс вживания приемного ребенка в семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, прежде всего его возраста, характера и предшествующего опыта. Чтобы помочь, важно создать благоприятную семейную обстановку. Ребенок должен почувствовать себя полноправным членом новой семьи. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью. Желательно с приходом ребенка в приемную семью начать создание ее «традиций», которые помогут укрепить привязанность к новой семье, например, альбома с фотографиями. Очевидна неизбежность влияния переживаний приемного ребенка на атмосферу приемной семьи, которая требует пересмотра сложившихся отношений между ее членами, взаимных уступок, специфических знаний и навыков. Родители должны осознать сущность новых взаимоотношений. Надо подготовить родных детей еще до прихода приемного сына или дочери, так как они могут отнестись к новому члену семьи с большой ревностью.

Необходимо учитывать стрессовое состояние ребенка. Противоречивые отношения к родителям вызывают болезненные чувства. Нужно успокоить ребенка приветливым, ласковым подходом.

Часто дети не умеют общаться из-за неадекватных ролевых моделей в родной семье. Шлейф нарушенных взаимоотношений тянется за ребенком в приемную семью, в связи с чем дети ожидают жесткого отношения или равнодушия. Дети могут скрывать свои чувства, замыкаясь.

Нецелесообразно допускать сравнения.

Необходимо привлекать родных детей к обеспечению адаптации приемного ребенка. Родные дети могут служить для приемного примерам взаимодействия с родителями.

Необходимо учитывать информации об особенностях ребенка для выбора тактики воспитания. Наличие отклонений требует специальных знаний и умений.

Негативный опыт взаимоотношений вызывает недоверие к взрослым.

Необходимо учитывать, что положительные эмоции в отношении родственников приемного ребенка свидетельствуют об эмоциональном развитии ребенка.

К воспитанию приемных детей с самого начала необходимо подходить с большой терпимостью, последовательностью, постоянством в отношениях, пониманием. Ни в коем случае нельзя прибегать к жестокости. Нельзя втиснуть ребенка в рамки своих представлений, настаивать на требованиях, превышающих его возможности.

Необходимо помнить, что некоторые неблагоприятные особенности состояния здоровья и развития, могут быть скорректированы при обучении в специальной школе.

Большая ошибка упрекать ребенка в том, что он ведет себя не так, как принято в новой семье. Необходимо спокойствие и благоразумие, обдуманность высказываемых претензий, стремление помочь ребенку исправить ошибки.

Следует учесть, что многие дети - из социально-неблагополучных семей. Они несут в себе характерные черты и проблемы. Приемные родители должны настроить себя на то, что им придется сначала решать застарелые проблемы своих приемных детей и только затем переходить к реализации своих воспитательных задач. Без этого процесс установления благоприятного психологического климата в семье и доверительных отношений между новыми родителями и приемными детьми не будет плодотворным.

При воспитании приемных детей очень важны такие качества как терпение, доброта, способность к установлению эмоционально близких отношений (любовь), эмпатия, общительность, педагогическая направленность, выделенные приемными родителями как благоприятные. Информация о неблагоприятных для приемного родительства чертах характера, таких как неуравновешенность, авторитарность, тревожность так же очень важна.

Упражнение Передача чувства по кругу . Участникам дается задание внимательно посмотреть на своих соседей справа и слева, а затем невербально (с помощью жестов, прикосновений, мимики) передать своему соседу справа какое-либо хорошее чувство – поддержку, одобрение, сочувствие, восхищение и т.п., в котором он, по Вашему мнению, нуждается.

После того, как круг завершен, следует обсудить упражнение. Психолог задает участникам вопросы: «Как Вам кажется, какое чувство хотел получить Ваш сосед справа?», «Удалось ли Вам его передать?», «Приятно ли было получить чувство от Вашего соседа слева?», «Действительно ли Вам хотелось получить поддержку, (одобрение, восхищение, т.п.)?», «Как Ваш сосед слева мог усилить свое послание? Что он должен был бы сделать для этого?».

Упражнение «Высказывание комплиментов» . Участникам предлагается сменить свое место в кругу и вновь внимательно посмотреть на своих соседей справа и слева, а потом сказать соседу слева о его положительных качествах. Начать высказывание можно словами «Мне приятно с тобой работать, потому что ты…».

После завершения высказывания всех участников по кругу, обсуждается выполнение задания. Психолог задает вопросы типа: «Легко ли было говорить приятное соседу слева?», «Как Вам кажется, приятно ли было Вашему соседу слева услышать то, что Вы ему сказали?», «Приятно ли Вам было услышать то, что сказал Вам Ваш сосед справа?», «Что Вам хотелось бы услышать от Вашего соседа справа?» и т.п.

Ролевая игра «Письмо».

Цель:

    Показать, почему так важно с уважением относиться информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять.

    Дайте каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

    Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.

    После того, как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

    Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт).

    Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и посмотреть на него, но не открывать. Теперь предложите им обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом с ним.

    Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы выяснить их реакции, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам, задайте вопросы: «Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?», «Что вы чувствуете, когда ваша информация может быть прочитана другим человеком?».

    Объясните группе, что вы в действительности не собирались позволять открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

    Затем пообещайте группе, что позднее вы выбросите конверты. Сделайте паузу, чтобы проверить реакцию участников, а затем скажите, что вместо этого, по вашему мнению, будет лучше, если вы их вернете каждому. Передайте конверты участникам и попросите их убедиться, что каждый берет назад именно свой конверт.

    Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.

Иногда дети и подростки приходят в приемные семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться вам совсем бесполезными, но для ребенка они, могут являться единственным связующим звеном с его прошлым.

«Презентация родительской науки»

1. Метод убеждения

Один из методов – воздействие словом. Зачастую взрослый уверен, что его тирады, обращенные к детям, воспринимаются адекватно заложенному в словах содержании. В то время как дети считают нравоучительные беседы и нудные наставления выматывающим душу занятием. Когда много говорится о том, как надо себя вести, очень часто дети предпочитают этого не слышать. Задача воспитателя, чтобы сообщить ребенку знания о возможных последствиях поступков в соответствующей возрасту ребенка форме. В дошкольном и младшем школьном возрасте – это рассказ, предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом – беседа, в раннем юношестве – диспут, дискуссия. Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с открытым ртом и горящими глазами; с подростком – пока он спрашивает; с юношей или девушкой – пока они спорят.

2. Пример как метод воспитательного воздействия

Общеизвестно, что дети часто копируют своих близких: у спокойных уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что- исправить, а также ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что- то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Зная о склонности детей к подражанию, родители часто пытаются прибегнуть к методу положительного примера, но иногда допускают при этом несколько ошибок. Во-первых, они могут выбрать в качестве образца того, кто совершенно не привлекает ребенка, ибо у детей свои критерии. Во-вторых, множество раз повторяя, как хорош соседский ребенок или же другой человек, родители могут добиться, только того, что этот человек станет для ребенка просто ненавистным, а не привлекательным. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка уверенность в свои силы.

3. Выработка динамического стереотипа.

Значение привычек трудно переоценить. Что же касается приемных родителей, то им часто приходится не только формировать нужные привычки, но и отучать от вредных. Приступая к этой работе, желательно иметь ввиду следующее.

Во-первых, нельзя формировать более 2-3 привычек одновременно. Поэтому лучше проанализировать, что представляется в настоящее время наиболее важным: опрятность, пунктуальность, правдивость и прочее, и наметить план действий. Естественно, в процессе приучения приемных детей к новому для них образу жизни на некоторые вещи приходится временно закрывать глаза, иначе можно попасть в ситуацию, когда погонишься за двумя зайцами и ни одного не поймаешь.

Во-вторых, если прежде, чем приступить к выработке привычки, ребенок не поймет и не примет предложенную точку зрения, то успех не гарантирован. Очень важен тщательный первоочередной контроль, который затем сменяется эпизодическим, а потом переходит в самоконтроль (Пример действий матери одной первоклассницы: см. Гринберг «Приемная семья», стр.308).

Еще одно требование к выработке привычки: вначале надо добиваться точности выполнения действия и только потом – быстроты. Особенно важно помнить о том, что каждый успех должен быть замечен и эмоционально подкреплен, т.е. надо больше хвалить ребенка за продвижение вперед, за любые достижения.

Говоря о воспитании детей-сирот в приемных семьях, следует подчеркнуть, что зачастую приемным родителям приходится заниматься их перевоспитанием. Поэтому любой стиль воспитания может быть как ресурсным, так и неподходящим (в зависимости от состояния ребенка). Так, безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен либеральный стиль с преобладанием поддержки над контролем, а ребенку с низким самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет авторитарный стиль, то есть строгий контроль и четкие, жесткие правила (прил. 5).

Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Все дети, воспитывающиеся в приемных семьях, в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого.

Дети, от которых отказались с рождения, зачастую имеют различные заболевания или нарушения развития. «Считается, что до 60 % воспитанников домов ребенка - дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55 % отстают в физическом развитии, примерно 30 % страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5 % сирот. В 85-92 % случаев воспитанники детских домов не способны обучаться но школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10 [Семья, 2002]. Дети, которые лишились родителей в более позднем возрасте в результате жестокого обращения, или из-за потери кормильца, или вследствие отказа взрослых заботиться о них, часто страдают различными невротическими расстройствами, их здоровье также отягощено хроническими заболеваниями. Воспитание таких детей без учета их прошлого травмирующего опыта малоэффективно.

Основной направленностью детско-родительских отношений в приемной семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в постоянном эмоционально теплом эмпатичном общении со взрослым, который любит и принимает его.

Согласно теории социального научения, для формирования определенных навыков необходимо, чтобы желательные действия ребенка в окружающем мире находили систематическое подкрепление. В условиях нахождения в учреждении государственного воспитания находят подкрепление послушание, подчинение и следование правилам, на которые ребенок повлиять не может. Монотонная и строго регламентированная жизнь в детском доме приводит к фор- мированию социально неэффективного зависимого поведения, страху ответственности, неумению строить отношения с людьми. Необходимость исправить подобное положение вещей требует систематического стимулирования новых навыков, таких как собственная активность, целенолагание, жизненное планирование, систематические усилия и личностная ответственность. Усвоение новых навыков может опираться только на уже сформированные, например, подчинение и послушание. Необходимо учитывать, что эти навыки сформировались в условиях психологического насилия (неприятие личности ребенка, обедненные индивидуализированные отношения), что, в свою очередь, формирует негативизм и пассивное сопротивление и имитацию деятельности. Таким образом, контроль и опека взрослых обязательны на начальном этапе формирования новых навыков самостоятельности, при тщательной градации трудностей, чтобы исключить чрезмерное сопротивление, и при систематической стимуляции новых жизненных навыков.

Одной из целей воспитания является обучение навыкам взаимодействия в различных социальных группах в процессе игровой и учебной деятельности. На предыдущих жизненных этапах социальная среда детей-сирот была ограничена либо закрытым государственным учреждением, либо асоциальным окружением, где были усвоены «детдомовская нормативность», законы круговой поруки и т. д.

Безусловно, новая семейная обстановка, семейные правила, здоровые отношения внутри семьи несут большую воспитательную нагрузку. Однако ребенок будет стремиться найти себе друзей из числа «трудных» и «неблагополучных» детей. Он может саботировать процесс воспитания. Это объясняется тем, что в условиях изменившейся среды индивид, чтобы создать комфортную микросреду, тяготеет к себе подобным, тем, кто живет по законам и правилам, которые он усвоил прежде. Умение родителей постепенно включать ребенка в более продуктивную и благополучную среду сверстников может стать переломным моментом в процессе воспитания.

Все приемные дети в тот или иной момент своей жизни были лишены любви, заботы и внимания значимого взрослого, то есть воспитывались в условиях материнской депривации, в которых неизбежно происходит искажение основных социальных ролей («ребенок», «взрослый»). Взрослый становился для ребенка источником опасности или опеки. Приемному ребенку следует понять и осознать, что родитель управляет ситуацией, обеспечивая безопасность и заботу; что ребенок не может контролировать ситуации и управлять взрослым, таким образом, формируется позиция значимого взрослого.

Процесс восстановления этих ролей в любом возрасте очень трудный, но особенно тяжело он протекает для подростков. Подростковый и юношеский возраст считается периодом возникновения сознательного «я». Для формирования адекватного образа «я» требуются три основных условия: принятие родителями ребенка, установление ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение, и предоставление ему свободы действий в установленных родителями границах.

Через совместную стабильную деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, акцентирует ситуации успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка, идет процесс построения доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается и доверие к миру.

В прошлом эти дети в основном ощущали себя как объекты воспитания и дисциплинарного воздействия. Теперь следует стимулировать активную позицию ребенка. Переход к активной ответственной жизненной позиции должен проходить при активном личностном участии самого ребенка. Мотивацией к этому переходу могут послужить восполнение потребности в личностной значимости, ощущение возможности самому повлиять на изменение ситуации к лучшему и комфортные ощущения в ситуации успеха.

Крайне значимым является стимулирование социальной компетентности ребенка, при этом необходимо различать два понятия - социальная компетентность и функциональная грамотность.

Функциональная грамотность, обеспечивая в целом усвоение социально-бытовых и академических навыков - умение эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом, средствами связи, домашними бытовыми приборами, ориентироваться в районе проживания и в своем городе, заботиться о своем здоровье, а также отбирать необходимую информацию из книг и работать на компьютере - не создает предпосылок к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений и правильной ориентации в различных социальных ситуациях.

Семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приемных детей ощущением пользы для себя и других, ежедневно акцептировать ситуацию успеха ребенка делает воспитание эффективным.

Однако интеграция ребенка-сироты в приемную семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностыо и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях деструктивной семьи и учреждения государственного воспитания паттернами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои особенности в становление и развитие приемной семьи. Третья составляющая - амбивалентное, а нередко негативное отношение общества к детям-сиротам как представителям социальных систем со сниженной способностью к адаптации. Это отношение переносится и па семьи, которые берут на воспитание детей из учреждений государственного воспитания, что затрудняет привлечение приемных и замещающих семей, снижает возможности и темпы деин- ституциализации. Не менее важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах интеграции ребенка; до сих пор не везде созданы службы сопровождения. Проблемой является и недостаточное количество специалистов, при этом профессиональная помощь приемной семье требует обширных знаний, серьезной практики и не должна ограничиваться на этапе приема ребенка в семью.

Компетентность приемного родителя включает в себя умение оценивать ситуацию в семье, понимать изменяющиеся потребности ее членов, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, управлять трудным поведением детей, поддерживать их, обсуждать сложные ситуации их социального анамнеза, работать в команде с другими семьями и специалистами службы сопровождения и т. д. Не менее важным является умение приемных родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность к родительствованию. Задачей приемных родителей становится и под держка идентичности ребенка с его кровной семьей.

В процессе усыновления служба сопровождения семьи должна организовывать различные групповые и индивидуальные формы работы с семьей, к которым относятся группа психологической поддержки, педагогическая мастерская, индивидуальные консультации и т. д. Деятельность специалистов должна быть направлена на решение проблем семьи, которые появляются у нее в новом цикле развития.

Трудности в отношениях между родителями и детьми - тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье? Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Усыновление ребенка в младенчестве

Когда происходит усыновление ребенка в младенчестве, родителям намного проще адаптироваться к своей роли - им проходится пройти все этапы нормального родительства с бессонными ночами, первыми зубами, шагами, словами. Соответственно, те трудности, которые возникают в процессе роста и взросления могут восприниматься членами семьи, как естественные, “свои”.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны - мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны - они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей - что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых - если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон - явление естественное.
  • В-третьих - неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

1. Ожидание, что ребенок будет ценить то, что его забрали из детского дома и за все благодарить. Многие родители при малейшей ссоре напоминают о своем “героическом поступке”, погружая тем самым ребенка в чувство вины. Следом за этим обычно идет реакция агрессии, так как долго находится в чувстве вины невозможно. Агрессия может выливаться на приемных родителей, братьев или сестер, домашних животных или на самого себя. Вспомните о том, что благодарности надо учить. Кто мог сделать это в детском доме? В семьях с родными детьми это не всегда получается успешно. Поэтому запаситесь терпением и учите. И возьмите себе за принцип - никогда не напоминать ребенку, что Вы его взяли и он должен быть за это благодарен. Ведь это Вы решили, что Вам нужен приемный ребенок. Не стоит навязывать ребенку чувство вины чтобы сделать его послушным и удобным.

2. У ребенка нет четкого понимания своей роли и своего места в семье. Чем безопаснее мы себя чувствуем, тем позитивнее относимся к миру и людям. Основа безопасности - “собственное место”, комната или кровать, стол, где можно делать уроки, полки в шкафу. Если этого у ребенка нет, то у него может возникнуть ощущение, что он тут временно. А зачем стараться и что-то строить, если ты все равно уйдешь отсюда? Если в семье есть другие дети, родные, то приемный ребенок начинает сравнивать себя с их положением и чувствует себя ущербным. Ему может казаться, что их любят больше, они имеют привелегии. А подобные мысли не способствуют послушанию и согласию в семье. Задача родителей - сразу дать приемному ребенку ту безопасность, на которую он вправе расчитывать. Равные обязанности и права по сравнению с другими членами семьи. Освобождение от нагрузки тоже не способствует чувству безопасности. Это сигнал, что “меня не приняли всерьез”.

3. Страх, когда у ребенка начинает всплывать травматичные переживания из прошлого. Если Вы решаете усыновить ребенка из детского дома, то должны предполагать, что ему/ей пришлось пройти через травмирующие, болезненные события. Просто так никто в детском доме не оказывается. У ребенка, попавшего в Ваш дом пока нет иного опыта, кроме прошлого. Проигрывание с игрушками (агрессия и жестокость), нанесение себе повреждений, истерики, необоснованные страхи перед какими-то событиями или процедурами - это все сигналы о том, что там внутри травма и это очень больно. Самостоятельно с этим справиться, усилием воли изменить подобное поведение ребенок не сможет. Необходима помощь психолога или психотерапевта, который поможет ребенку отреагировать боль, а Вам почувствовать себя более уверенно.

Если Вы готовитесь к тому, чтобы взять опеку над ребенком или усыновить его, начните с самого начала посещать “школу приемных родителей”. Занятия ребёнка с психологами и социальными работниками, понимание ответственности и психологии детей, которые находились до усыновления в детском доме помогут Вам еще раз взвесить все “за и против” этого решения, подготовится к своему родительству и дадут возможность, впоследствии, не пугаться трудностей, а наслаждаться тем, что у Вас есть ребенок, а строить с ним отношения - это интересно.

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на 16 Июн, 2018

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие приемной семьи. Семейные формы воспитания детей-сирот. Виды семейных взаимоотношений. Особенности психологического развития детей в приемной семье. Формы патронатного воспитания. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

    Семья как фактор социализации. Воспитание и родительское воздействие. Задачи воспитания в семье. Развитие интеллекта и творческих способностей детей. Принципы семейного воспитания и условия его успешности. Сочетание семейного и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко. Методы и средства воспитания детей в семье, отраженные в произведениях А.С. Макаренко. Специфика семейного воспитания и определение его значения. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Представления о воспитании детей в семье. Проблемы семейного воспитания. Разработка методических рекомендаций по организации семейного воспитания. Взаимодействие преподавателя с семьей ученика. Формы и методы работы учителей с родителями учащихся.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Основные функции семьи, ее типология и социальный статус. Пять тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество. Главные условия воспитания детей, семейный климат, отношения между братьями и сестрами.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2010

    Сущность и основные принципы семейного воспитания. Нравственное воспитание ребенка, управление его умственным развитием в семье. Распространенные ошибки семейного воспитания, роль родительского авторитета. Игра как одно из важнейших условий воспитания.