Правовое воспитание и проблемы повышения правовой культуры. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры Правовая культура и правовое воспитание лекция

Гражданское воспитание выступает элементом общеобразовательного механизма (на всех уровнях системы образования государства) в государстве, гарантирующем права и свободы каждому гражданину. Правовое воспитание как часть правовой культуры предполагает знание общественно-политических институтов, понимание демократического уклада жизни, возможностей и условий соблюдения прав человека в нашем мире, понимание таких принципов, как толерантность, солидарность, стремление к гуманизации общества, полный отказ от расизма, национализма и т.д.

Правовое воспитание развивает у каждого человека, прежде всего, способность утверждать собственные требования свободы и справедливости.

По мнению А.С.Ахметова, формирование гражданского общества и правового государства определяется активностью и степенью развитости правового образования населения государства как обязательного условия эволюции правовой культуры как отдельного индивида, так и общества в целом.

Развитие правовой культуры - это есть процесс приобщения ее к опыту творческого восприятия и освоения действительности, который накапливается целыми поколениями и воплощается в ценностях материальной и духовной культуры, а также приобщения к правовой сфере. Правовая культура гражданского общества выражается в сплоченности правовых знаний и информации, объективно отражающих правовую действительность и отношение индивида к правовым явлениям и процессам правомерного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим показателем правовой культуры гражданина, гражданского общества является не только знание своих прав и свобод, но и умение их реализовать, защитить в случае их нарушения, а также нести как индивидуальную, так и общественную ответственность за свои действия и устремления.

В современном правовом обществе очень популярен такой принцип, как «разрешено все, что не запрещено», который означает полное предоставление каждому лицу довольно широких возможностей и способов действий в различных направлениях жизнедеятельности. Однако следует учитывать тот факт, что это может привести к превышению границ правового пространства, т.е. перенаделению правовыми возможностями и выходу за «рамки» правовой действительности.

Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность, отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование

Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики личность усваивает определенные правовые ценности, заключающиеся в моральных нормах. Главной целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009, с. 15

При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить конкретные способы организации воспитательного процесса:

1) правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней;

2) правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий конституционного характера (выборы, референдумы);

3) политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов Интернета и т.д.

Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, с. 570 К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.

Проведение мероприятий правового всеобуча должно включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча - это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а следовательно, и выше уровень правовой защищенности.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов справедливо отмечают, что «в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества» Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011, с.312.

Проблемы правового воспитания нашли отражение и в исследованиях А.А. Васильева, который показывает, что российские консерваторы успех правового воспитания связывали с формированием духовно развитой, нравственно целостной личности, а не с механической трансляцией правовых знаний, навыков и умений. Он считает, что особое внимание охранители обращали на необходимость нравственной и правовой подготовки кадров правоохранительных органов и государственных служащих. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, так как процесс воспитания напрямую зависит и обусловливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, так как понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычных учителей перед учащимися.

Процесс формирования правовой культуры - сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни.

Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов.

Правовая культура, степень овладения ею - это обязательное условие осознанного осуществления отдельным гражданином своего долга перед обществом и государством. В современном Казахстане существует большое количество проблем, связанных с процессом формирования правовой культуры. В первую очередь необходимо выделить недостаточность правовой грамотности населения, некоторые противоречия нормативно-правовых актов с реальной действительностью. Поэтому для решения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, ориентированная на повышение уровня правовой культуры общества посредством совершенствования законодательного процесса, процесса правотворчества, а также увеличение роли средств массовой информации, художественной литературы, произведений искусства. Это будет формировать положительное отношение каждого члена общества к праву, закону, а также формировать знание гражданами своих неотъемлемых прав и обязанностей перед обществом и государством.

Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего казахстанского общества


Кризис современного правосознания во многом определя ется низким уровнем правовой культуры: "Как только обте ство отказалось от тоталитарных методов неправового госу дарственного управления и попыталось встать на путь право вого государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка"1.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным обще ственным развитием, совокупной работой сменяющих дрУ1 друга поколений, капитализацией их общей деятельности й опыта.

Культура общества - это исторически сложившаяся система общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуше ствляется социальная регуляция отношений между людьми-

Правовая культура как система духовно-нравственных 1 правовых ценностей выражается в достигнутом уровне разви тия правовой действительности, нормативных правовых аК тах, правосознании, в соответствии с которыми формирУеТС

1 Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе Государство и право. 1993. № 8. С. 52.

за 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 407

онопослушный образ жизни и осуществляется правовое улирование общественных отношений, устанавливающих ким правопорядка в стране.

Правовая культура представляет собой сложное, много-нное явление, предполагающее:

Определенный уровень правосознания, т. е. осмыслен-о восприятия правовой действительности;

Общие культурные предпосылки, уровень цивилизо-, шости, национальные корни и истоки, историческую на-

гь, обычаи и традиции;

Надлежащую степень знания населением законов, вы-сий уровень уважения к нормам права, их авторитет;

Высокое качество процессов правотворчества и реали-; ;ии права;

Эффективные способы правовой деятельности, работы дгсонотворческих, правоохранительных, управленческих и::утих органов;

Законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его дея-

льности, без прогрессивной направленности этой деятельно-ги и передового мышления. Она выступает как социальное: ление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю вокупность важнейших ценностных компонентов правовой альности в ее фактическом функционировании и развитии. При этом важно сделать акцент на назначении юридиче-: их средств - прогрессивном развитии личности и общества. ъавовая культура в полной мере может быть понята лишь в щем контексте социального прогресса. Правовая культура зжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой: :тории. Она также не может успешно развиваться без при-Щения к правовым культурам других народов. Опыт недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие Печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрес-счвные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Правовая культура личности, будучи компонентом право-в°й культуры общества, отражает степень и характер разви-тЧя общества, так или иначе обеспечивающего социализацию Личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям об-№ства и его культуры в сфере права, благодаря чему проис-°Дит постоянное правовое обогащение как самой личности,

Раздел V. Позитивное право: система и категопи

так и общества в целом. Правовая культура, выступая комп0 нентом правового сознания и бытия в их органическом един стве, сопряжена не только с отражением всего общественно го бытия, но и с активным обратным воздействием на него Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена качественным оценкам. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Речь идет как о субъективном, так и об объективном восприятии правовых явлений, об интерпретации культурных завоеваний. Однако история выработала некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня правовой культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений развития правовой культуры, оценки ее достижений.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности.

В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются име ющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальны юридические учебные заведения. Правовое воспитание ется составным элементом идеологической функции л государства. По мере развития и совершенствования госуДаР

9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 409

сТвенности изыскиваются более действенные способы и фор-jjjjji осуществления этой функции, все более обособливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный руД деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего про-Цесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и Устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики сУбъекта и объекта воспитательного воздействия, используе-

Раздел V. Позитивное право: система и категори

мых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутству ет концепция формирования нетерпимого отношения к подо" ным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринИ мательской деятельности.

Выборочные исследования показывают, что примерно 3/ взрослого населения не ориентируется в нормах законодатель

r-дава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 411

сТра, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму, gee это снижает предупредительную силу закона, затрудняет.драведливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственен деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а так-ясе на состоянии общественного порядка и преступности.

В прошлом заметную роль в осуществлении задачи правового просвещения населения играло Всесоюзное общество Знание". Оно проводило эту работу как посредством активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению екций привлекались ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений, практики из числа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и юрисконсультов. Массовыми тиражами издавались опулярные брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению. В на-тоящее время лекционная работа по правовому просвещению г. стране практически свернута. Что же касается издатель-кой деятельности, то появившиеся за последнее время мно-очисленные издательские фирмы, выпускающие юридичес-:ую литературу (по самым грубым подсчетам, только в Моск-I их насчитывается около 30), в погоне за коммерческим ус-; гхом сосредоточили свои усилия лишь на издании сборников нормативных актов или же учебников и учебных пособий (издание учебной литературы имеет соответствующие налоговые льготы). Более того, учебную юридическую литературу стали издавать организации, более чем далекие от проблем права. А качество выпускаемой ими учебной литературы никем не контролируется.

В сложившейся ситуации было бы целесообразно Министерству юстиции возглавить работу не только по правовому просвещению населения России (вспомним, что в советские времена в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого были и эти вопросы), но и по оперативному изданию новых Нормативных актов. Последнее позволит если не ликвидировать, то значительно уменьшить хронический дефицит этой Литературы в низовых звеньях правоохранительных органов, й особенности периферийных.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Рос-сййской Федерации, включающей в себя государственные орга-

Раздел V. Позитивное право: система и категории

ны, средства массовой информации и общественные объедц нения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации д0. полнительной функции, в соответствии с которой Минюст дол жен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации "Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации", которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветитель-ской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) возродить просветительскую работу общества "Знание"

5) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права;

6) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях) путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратУ ры, внутренних дел;

7) подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в У4 реждениях, организациях, органах управления. Определить в

Глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 413

лих объем юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

8) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

9) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;

10) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

11) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ.к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Раздел VI. Действие права Глава 1. Действие права и формы его реализации

§ 1. Понятие действия права

Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права.

Действие права - это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных актов.

Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.

Действие права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения.

Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами, внешняя - с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомер ного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

Было бы неверно отрывать действие права от потребностей и интересов людей. Социально-экономическая, политичес

глава 1. Действие права и формы его реализации 415

ая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующий стержень. 3 книге Монтескье "О духе законов" наиболее полно, на наш взгляд, была прослежена в свое время зависимость содержания права, его направленность и его результативность от многообразных условий жизни разных народов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.

Было бы неправильно отрывать действие права от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздействии на развитие общества. Но один момент следует подчеркнуть особо: к сожалению, даже самая бесспорная справедливость не действует сама собой во всем ее объеме. Ни одно общество пока не может заявить о себе как общество самообеспечения справедливости. Государство всюду обеспечивает действие права. Оно вырабатывает средства правовой регуляции, пускает эти средства в ход для достижения конечных целей права.

Как следует из приведенного определения, действие права заключает в себе прежде всего информационное начало. Право содержит многообразную информацию, и не просто правовую информацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Не случайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не "ыла ложной, дезориентирующей, так как в противном слу-ае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине.

С информационным действием тесно связано и действие;енностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов рава напрямую законодателю приходится вводить специаль-ые нормы и положения, закрепляемые, в частности, в пре-мбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения.

Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную Функцию права. Но особой содержательной стороной действия Рава является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует доведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них

Раздел VI. Действие

обязанностями. Здесь право стимулирует соответствую поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права Действие права охватывает собой:

Предметное действие;

Действие во времени;

Действие в пространстве;

Действие по кругу лиц.

Все эти аспекты более подробно рассматриватся в теме посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.

В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.

Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном порядке компетентными государственными органами.

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Не случайно имеет место примат международного права. Не случайно замечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.

Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

Рассмотрим более подробно элементы правовой культуры гражданина. Как уже отмечалось, правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Однако нужно проводить различие между профессиональным знанием права и обыденным. Даже юристы не всегда знают весь правовой материал. Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в отечественной правовой литературе, - это фикция. К тому же на практике гражданин не сталкивается с необходимостью знания всех без исключения норм права. Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно знать требования морали, понимать социальное назначение права, а также знать основные права и обязанности, устанавливаемые конституцией и другими законами. Нет, например, никакой необходимости во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от грабежа или разбоя. Важно другое: каждый должен ясно осознавать недопустимость присвоения чужого имущества или посягательства на личность другого человека.

Источник правовых знаний лица, как правило, находится в прямой зависимости от уровня его образования, возраста, рода занятий и т.п. Лица с низким уровнем образования обычно черпают правовую информацию в окружающей их микросреде; лица старших возрастов могут опираться на личный правовой опыт и т.д. Именно личный правовой опыт субъекта позволяет ему отделить действующие правовые нормы от тех, которые по той или иной причине не применяются государственными органами. Следует подчеркнуть, что существование таких правовых норм не проходит бесследно для правосознания субъекта. Складывается мнение, что не все правовые нормы необходимо выполнять, что из общего правила о строжайшем соблюдении законности могут быть и исключения. Имея это в виду, правотворческие органы стремятся к тому, чтобы в системе законодательства как можно меньше было фактически не действующих нормативных актов.

Знание законов, выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями права. В иных случаях социально значимая роль такого знания, по крайней мере, не бесспорна. Об этом свидетельствуют проведенные в нашей стране многочисленные социологические исследования, согласно которым правонарушители нередко знают юридические нормы не хуже, а подчас и лучше остальных граждан. Поэтому обязательный элемент правовой культуры гражданина - уважительное отношение к действующим нормам, следование их требованиям.

Правовые нормы обычно оцениваются положительно большинством населения. Иное означало бы, что власть в стране не легитимна. Положительное отношение к праву основано на признании его социальной ценности. Граждане солидарны с требованиями закона, который служит интересам всех и каждого. Уверенность лица в необходимости, обоснованности и справедливости законов, уважение к ним становятся составной частью его личных убеждений. У него вырабатывается готовность и все новые законы воспринимать как необходимые, обоснованные и справедливые. Постепенно формируется привычка не задумываться каждый раз над тем, почему следует исполнять закон. Человек воспринимает требования права как должное. Привычка соблюдать законы становится для него внутренней потребностью. Но не всякий, кто считает ту или иную норму неправильной, становится нарушителем права. Причины, которые побуждают человека соблюдать требования законов и в этом случае, весьма различны. Например, законопослушное поведение может быть связано со страхом наказания или подражанием другим лицам (конформизмом).

Право оценивает как положительное любое поведение, соответствующее его требованиям. Однако с нравственной точки зрения представляется важным выявление действительных мотивов такого поведения. Если человек не нарушает нормы права вследствие страха перед угрозой наказания, то это еще не означает, что он обладает необходимой правовой культурой.

Способы воспитания правовой культуры или, иначе говоря, правового воспитания разнообразны.

Вообще, правовое воспитание - это составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

  • а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);
  • б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);
  • в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);
  • г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга из его работы «Борьба за право», выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:

«...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны не права, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.

Сопротивление личности не праву, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому, как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо речь идет об идеальной цели - утверждении самой личности и ее правового чувства.

В своем праве каждый управомоченный защищает этические условия своего существования. Мораль спокойствия и удобства никогда не принимал ни один народ, никакой индивидуум, обладающий здравым чувством права. Защита своего права составляет обязанность его носителя перед обществом. Не неправо должны мы винить, когда оно свергает право с его пьедестала, а право, которое это позволяет. В своем праве управомоченный защищает закон. На каждом лежит обязанность давить гидру произвола и беззакония, где бы только она ни показывалась; каждый наслаждающийся благодеяниями права и сам должен способствовать поддержанию авторитета закона. Короче - каждый из нас урожденный борец за право в интересах общества.

В моем праве оскорбляется и отрицается право вообще, и оно же защищается и утверждается в моем праве. Покушение на право, содержит в себе пренебрежение личностью». Далее Р. Иеринг приводит слова И. Канта о том, что «кто обращается в червя, тот не может потом жаловаться, если будет попран ногами. Бросание своего права под ноги другим есть нарушение обязанности человека к самому себе. Не допускайте, чтобы ваше право безнаказанно попиралось другими». В заключение своего исследования автор подчеркивает: «Борьба есть вечная работа права», подтверждая эту мысль известной христианской заповедью: «Только в борьбе обретешь ты право свое».

Приведенные высказывания остаются в силе и в наши дни. Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

правосознание патернализм правовой нигилизм

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, точнее, часть его духовной культуры, то есть системы ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу и личности той или иной страны на том или ином этапе ее развития.

В юридической литературе понятие правовой культуры, как наиболее общее, интегральное понятие теории государства и права и используется не только для характеристики правовых ценностей и идеалов, но и для оценки уровня развития права и правовых явлений в целом.

Правовая культура общества - это часть духовной культуры, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества, выражающейся в достигнутом уровне правотворческой и правореализующей деятельности, правосознания и правоотношений, степени гарантированности государством и гражданским обществом интересов и прав граждан.

Правовая культура зафиксирована прежде всего в памятниках права и действующем законодательстве. Она в значительной мере зависит от степени развития законодательства, его прогрессивной направленности. Существенное значение для оценки правовой культуры имеет и уровень правотворческой деятельности. И здесь действует главный критерий: любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о свободе и справедливости.

Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и эмоционально-чувственного восприятия правовой действительности, а это значит, что правовая культура зависит также от уровня развития правосознания населения, то есть от того, насколько глубоко усвоены им такие правовые явления как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности.

Правовой нигилизм.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

(в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры.

К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение , а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Для повышения уровня общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.

Эти два понятия не являются тождественными. Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).

В задачи правового воспитания входит формирование:

  • знаний о праве;
  • внутреннего уважения к праву;
  • умения применять правовые знания на практике;
  • привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Понятие правового воспитания

— это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

  • правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
  • правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
  • правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
  • юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

  • на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
  • устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.