Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки. Истерики из-за оценок: что делать родителям

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Вот и конец учебного года. Последние недели учебы не всегда бывают легкими, как для детей, так и для родителей. Как жить, если ребенок прячет дневник, и вы понимаете, что вам не придется поздравить его с хорошим окончанием учебного года?

Собственные эмоции (негативные) – это то, с чем в первую очередь вам придется справляться. Сколько сил вы потратили: напоминали о предстоящих контрольных, нанимали репетиторов, покупали различные учебные пособия и решебники, объясняли, просили. Максимально освободили «ученика» от домашних обязанностей. И что? …. Все напрасно. Год прошел, а результаты не утешительные. А тут еще бабушки, горячо любящие своих потомков, будут спрашивать у вас: «Ну как?» (как будто вы учитесь, а не ребенок). Во общем, настроение испорчено на неопределенное время. Вы сердиты на ребенка, понимая при этом, что он тоже переживает, но совершенно не понимаете, что делать и как жить дальше.

Возможны два варианта:

2. устроить разбор полетов и наказать провинившегося.

Первый вариант однозначно не правильный. Ребенок, как бы плохо он не закончил год, ждет вашей реакции. Безразличие он примет на свой счет и решит, что вам совершенно неинтересна его жизнь, а соответственно и он сам.

Наказать мы всегда успеем, но пока всем нужно время, что бы пережить этот стресс. Сначала необходимо поговорить с ребенком искренне и откровенно. Когда все эмоции улягутся, обдумайте дальнейший план действий. Плохие оценки не повод, чтобы отменить летний отдых для всей семьи.

Что сказать ребенку?

Разговор предстоит нелегкий, но фраза: «Вот видишь, я была права!» – не само лучшее начало. Попробуйте указать ребенку на ошибки, которые привели его к такому неприятному результату. Старайтесь не критиковать, а говорить о конкретных вещах. Даже если ребенок говорит, что ему «все равно какие у него оценки» (это свойственно чаще подросткам), не откладывайте разговор. Будучи не совсем приятным, он принесет облегчение и вам и ребенку.

Конечно, вы имеете право сказать своему «ученику», как он подвел вас, но потом следует добавить, что вы тоже видите, как он огорчен и переживает. Помните, что нужно обязательно признать даже самые не значительные достижения (отсутствие пропусков – очень хорошо). Отмечая их, вы даете ребенку уверенность, что замечаете его успехи.

Обязательно следует объяснить ребенку, что от результатов учебы зависит то, как он будет жить дальше, т. е. ЕГО БУДУЩЕЕ!

Подведя, таким образом, итоги учебного года вам предстоит правильно спланировать каникулы своего ребенка, чтобы он мог хорошенько отдохнуть и в новом учебном году исправить ошибки и добиться лучших результатов.

Многие родители искренне считают, что помогать ребенку хорошо учиться, это значит учить вместе с ним уроки и ругать за плохие оценки.

Между тем, психологи устали повторять, что оба способа неэффективны в плане развития ребенка. С одной стороны, тотальный контроль учебной жизни ученика младших классов и наказания за плохие оценки в школе дают свои результаты: оценки становятся лучше. Но какой ценой… Ребенок теряет мотивацию и интерес к учебе, самостоятельность и инициативность, школа начинает восприниматься как тяжкая повинность. Ребенок привыкает учить уроки не ради получения новых знаний, не ради того, чтобы научиться, а чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали… Отсюда бездумная зубрежка, шпаргалки, списывание, ложь учителю и родителям. Безрадостно, не правда ли?.. Чтобы не допустить такого развития событий, нужно, прежде всего, изменить свое отношение к плохим оценкам.

Начнем с того, что ругать ребенка 7-12 лет за плохие оценки бессмысленно, потому что в этом возрасте дети еще не умеют делать позитивные выводы из критики. Ваш ребенок способен сделать только один вывод: «Я – плохой». А если ситуация будет повторяться изо дня в день, то очень скоро ребенок убедится в своей бестолковости и окончательно опустит руки. Особенно, если еще в пример регулярно приводить отличницу Машу. Обязательно научитесь сами и научите ребенка, сравнивать себя с «собой вчерашним», а не с другими детьми. В младшем школьном возрасте это особенно важно.

Хвалите ребенка за успехи, даже если они не были оценены в школе. Например, ученику первого класса и за 3 ошибки в диктанте, и за 5 поставят одинаковую оценку - «3». А Вы можете похвалить своего ребенка за то, что хотя он и получил тройку, но диктант написал намного лучше, сделал на 2 ошибки меньше. А если еще немного постарается, то ошибок станет еще меньше, и оценка тоже станет лучше. То есть, мы хвалим ученика за старание, волю к победе, за любой прогресс, а ругаем за лень и безответственность, но не за плохие оценки. И говорим не просто: «Ты сегодня молодец (умница)», а объясняем, за что конкретно хвалим.

И еще. Научитесь почаще говорить своему маленькому ученику волшебное слово «зато», это вдохновляет. Пусть ребенок плохо успевает по математике (в конце концов, способности еще никто не отменял), но зато хорошо по русскому языку. И не так важно, в чем Ваш ребенок будет лучшим, главное, чтобы он не считал себя «пропащим» и «ни на что не годным».

P.S.
Конечно, мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас: счастливее, здоровее, умнее, успешнее... И ругая детей, мы, прежде всего, хотим им добра. Но, когда Вы соберетесь анализировать школьные оценки своего ребенка, почаще вспоминайте, как учились сами… Это поможет быть объективнее.