Почему нельзя наказывать детей.

Психологи уже давно подтвердили, что если малыш пострадал от насилия в детстве, он ощущает его последствия всю оставшуюся жизнь. Сексуальные отклонения, низкая самооценка, комплексы и фобии — все это вытекает из жестокого обращения с детьми в юном возрасте. После этого ответ на вопрос — нужно ли бить ребенка, должен отпасть сам собой, но так происходит не со всеми родителями.

Факт: По статистике в нашей стране каждый четвертый ребенок подвергается насилию. Большая часть из этих случаев происходит в семье.

Нужно ли оставлять безнаказанным проступок ребенка? Безусловно, нет. Но вопрос в том, какие именно меры пресечение используют родители, и почему их выбор становится таким? Прежде чем вы шлепните малыша, проанализируйте, что побуждает вас к выбору подобного метода воспитания. Задумайтесь, чем может обернуться жестокое обращение с детьми в дальнейшем.

Факт: У детей, переживших отсутствие заботы или столкнувшихся с физическим насилием в раннем детстве, высока вероятность возникновения психиатрических заболеваний

Посмотрите на ситуацию глазами малыша, на которого вы замахнулись. Вы бы испытывали к такому родителю любовь и уважение? Ребенок унижен и беззащитен, он не умеет противостоять взрослой силе. Про себя он думает: вот выросту, и отомщу за то, что надомной так издевались. Вы еще думаете над тем: можно ли бить ребенка. А хотите ли вы, чтобы он с детства хранил затаенную агрессию в вашу сторону?

Почему родители применяют физическое наказание

Родители прибегают к физическому наказанию, в случаях когда:

  • Сами в детстве подвергались насилию и переняли такую модель поведения от папы и мамы.
  • Имеют психологические проблемы или даже отклонения. Возможно, склоны к садизму или находятся в состоянии депрессии.
  • Не обладают знаниями в сфере воспитания или ленятся применять педагогический подход. Как показала практика, ударить значительно проще, чем поговорить, выслушать, объяснить и найти компромисс.
  • Хотят самоутвердиться подобным образом.

Причин применения к детям физического насилия и жестокого обращения в семье значительно больше и они индивидуальны.

Психологические последствия насилия над ребенком

С возрастом может показаться, что обиды и злость у ребенка уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.

Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно его последствия всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.

Факт: Жестокое обращение с детьми запрещено перечнем международных законов.

Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.

Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.

Оправданно ли применение физического наказания

Воспитание с применением насилия однозначно не скажутся положительного на формирование личность. Напротив, оно развивает массу психологических проблем в виде комплексов, фобий, страхов, трусливости, низкой самооценки, жестокости и упрямства.

В 75% случаев физическое наказание применяется в семьях, где от него пострадали взрослые

Когда ребенок вырастет, и, поработав со своими детскими комплексами, сможет простить и забыть родителей – тиранов, он точно не испытает благодарности за рукоприкладство. Ведь будет знать, что можно было обойтись и без него.

Поднимая руку, вы показываете ребенку, что:

  1. Слабого человека можно унижать безнаказанно.
  2. Родители чувствуют свое бессилие перед малышом и борются с ним самым примитивным способом.
  3. Решить конфликт можно только с применением физической силы, подавив, растоптав, унизив.
  4. Маму и папу нужно не уважать, а бояться.
  5. Доказываете, что малыш слабый и беспомощный и эту модель поведения он переносит во взрослую жизнь. Не может постоять за себя или дать отпор тому, кто его подавляет.

И это все сказывается самым негативным образом на психике и дальнейшем формировании личности.

Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни

Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.

Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.

Факт: Мужчины реже рассказывают про жестокое обращение с ними в дестве

Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию. Такая женщина имеет кучу комплексов и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.

А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?

Ирина Краморова

Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.

В старину вопрос о том, применять ли телесные наказания для воспитания детей, не ставился. Все древние народы считали применение физических наказаний необходимым и очень полезным способом воспитания детей. Еще Платон говорил: «ребенка гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь чем меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами…».

Древние педагоги-воспитатели Киевской Руси и Московского княжества тоже использовали телесные наказания в воспитательных целях, и вполне успешно. В России идеи об отказе от телесных наказаний стали высказываться только в середине XIX века. Например, Николай Иванович Пирогов, знаменитый русский педагог и естествоиспытатель, в статье «Нужно ли сечь детей?» доказывал, что применение телесных наказаний (битье розгами) антипедагогично и должно быть отменено. Вместе с тем Пирогов считал невозможным полностью обойтись без телесных наказаний, и советовал применять розги только в исключительных случаях. Я согласен с ученым – в современных российских школах применять телесные наказания необходимо только в исключительных случаях. И все эти случаи должны быть описаны и закреплены в законодательстве.

Международные опросы, которые проводились во многих странах мира, показывают, что многие родители считают законным и даже необходимым применение телесных наказаний в целях воспитания детей. Например, 90% американских родителей не имеют ничего против порки.

После развала Советского Союза подобные опросы проводились и территории Российской Федерации.

В 1992 году на вопрос анкеты ВЦИОМ (Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения) «допустимо ли наказывать детей физически?» утвердительно ответили 16% россиян. При опросе ФОМ (Фонд «Общественное Мнение») в 2004 году применение телесных наказаний детей назвали допустимым уже 54% российских граждан, а при опросе ФОМ в 2008 году телесные наказания назвали необходимыми уже 67% россиян. Вот такая интересная тенденция.

Наказание

Одним из методов педагогического процесса является наказание -- торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя -- наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:

1 наказание не должно вредить здоровью -- ни физическому, ни психическому;

2 если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;

3 за один раз -- одно наказание; наказание -- не за счет награды;

4 срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

5 ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

6 нельзя унижать;

7 наказан -- прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему ни себе.

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Надо отметить, что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где ив чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказании не может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное и не сильное.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.

Рассмотрим условия, при которых возможно использование наказаний в воспитании школьников.

Сочетание требовательности с уважением к ученику. В основу применения наказаний в школе положено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение к личности. При применении наказаний педагоги руководствуются принципом: как можно больше требовательности и как можно больше уважения к ученикам. Они стремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо, заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другой ученик, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство. Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.

В основе воспитания в школе лежат любовь и уважение к детям. Но любить и уважать детей -- это не значит баловать их, постоянно доставлять удовольствия. Любовь к детям важно сочетать с высокой требовательностью. Требовательность предполагает применение в необходимых случаях различных мер наказания.

Наказание, разумеется, не может сопровождаться оскорблением. Оскорбленный ученик считает, что его незаслуженно, обидели, он озлобляется. Окрики и нотаций на-учащихся не действуют. Они нередко приводят к конфликтам между учителем и учащимся.

Если ученики знают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранения недостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить с учеником, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка, выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, при которых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мер наказания бездумно, механически.

Справедливое и осознанное наказание рассматривается школьником как необходимое средство поддержания дисциплины и порядка в школе. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ученик испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательно старался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.

Наказания, как правило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам. Опыт показывает, что наказание всего классного коллектива или группы учащихся за нарушение порядка не достигает цели. Учащиеся в таких случаях покрывают нарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам, которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда и неповинных в этом учеников.

Чтобы наказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственных виновников, совершивших тот или иной проступок. Иногда в старших классах, в хорошо организованном коллективе возможно применение наказаний по отношению к ученикам-активистам, которые отвечают за организацию какой-либо работы. Так, за плохую организацию дежурства по школе можно наказать не самих дежурных, а старосту класса,

Эффективность наказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если учитель не пользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужных результатов.

Соблюдение педагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависит от такта учителя, от его подхода к каждому ученику. Опытные учителя, наказывая ученика, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство. Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм и правил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.

При осуждении отрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность в целом. При разрешении конфликтов между учащимися и учителями не следует во всех случаях исходить из того, что «учитель всегда прав». Иногда учителя проявляют бестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.

Виды и формы наказания

Наказание -- это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать классификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку можно выделить следующие виды наказания:

наказания, связанные с изменением в правах детей.

наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) наказания, осуществляемые по логике «естественных

последствий»;

б) традиционные наказания;

в) наказания в форме экспромта.

Эта классификация, как и любая другая, в значительной мере условна.

Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям в каждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания, которые наилучшим образом корректируют поведение детей и подростков. (1, С.150-153)

Регулирование прав и обязанностей детей и подростков может с успехом использоваться в качестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер воздействия.

Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании наказаний по логике «естественных последствий», и при применении традиционных мер наказание в форме экспромта всегда неповторим, строго индивидуален. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Практика не знает случаев, когда однажды удавшийся прием использования наказания в форме экспромта был бы успешно повторен.

С.А. Калабалин, большой мастер экспромтного воздействия, рассказывал о том, как его попытки буквально повторить те или иные приемы, использовавшиеся в свое время А. С. Макаренко, приводили к неудачам. Думая однажды, как наказать воспитанника, укравшего буханку хлеба, Калабалин вспомнил, что давным-давно аналогичный случай имел место в колонии имени А.М. Горького. Тогда Антон Семенович заставил колониста, укравшего курицу, съесть ее перед строем голодных товарищей. С.А. Калабалин решил повторить этот прием и приказал провинившемуся есть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта это наказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него, посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест... Зрелище было отвратительным, не было в нем ничего трагического, что в свое время произвело переворот в сознании колониста, наказанного Макаренко, и его товарищей.

Использование наказаний в форме экспромтов диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтобы зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющем, тем не менее, принципиальное значение.

Для ребенка длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Весьма серьезная мера наказания -- выговор. Смысл выговора -- в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

Следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В школьной практике наказания, к сожалению, не всегда достигают цели. Объясняется это серьезными ошибками в их применении. Иногда воспитатели применяют наказания наспех, необдуманно, без достаточных оснований. Не всегда они учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников, и не во всех случаях преследуют определенные воспитательные цели, соблюдают педагогический такт. Далеко не все воспитатели при решении вопросов, связанных с применением наказаний, опираются на общественное мнение ученического коллектива.

В каждом случае полезно разобраться в причинах совершенного проступка, учесть особенности ученика, его положение в коллективе, его возраст. Например, такая мера наказания, как выговор, применяется в первую очередь по отношению к ученикам среднего и старшего возраста, так как младшие школьники не в состоянии оценить и осознать всю серьезность этой меры наказания. На педагогический совет для внушения вызывают, как правило, учеников старших классов. В этих классах при выборе мер наказания особенно важно опираться на общественное мнение коллектива.

Детский психотерапевт Владимир Львович Леви относительно наказания как метода воспитания давал следующие рекомендации:

    Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;

    Если есть сомнения, наказывать или нет, не наказывайте;

    За один раз – одно наказание;

    Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

    Ребенок не должен бояться наказания, его должно удерживать от проступков огорчение, которое его поведение вызывает у близких;

    Нельзя унижать;

    Наказан – прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему, ни себе.

Физическое наказание - влияние на психику ребенка.

Во многих семьях физическое наказание - самый популярный метод воспитания, дети в этих случаях находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее или младше - младших детях, животных, иногда игрушках. Увы, нередки случаи, когда поведение родителей решительно противоречит их роли, когда они совершенно пренебрегают детьми, подвергают их постоянному насилию, оскорбляют.

В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в США и Западной Европе жестокое обращение с детьми характерно для от одного до двух миллионов людей, дети подвергаются насилию или применению оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73 %) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям старше (били, пугали оружием, ножом). Матери несколько чаще отцов шлепали своих детей, в особенности сыновей; но более жесткое наказание равным образом применяли и отцы, и матери. Жертвами столь опасных действий в одинаковой степени были и дочери, и сыновья.
Если родители считают возможным причинить ребенку боль в виде дисциплинарного средства, то они достаточно легко могут переступить черту и перейти к жестокости.

Психологами был проведен эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми наблюдали непосредственно в семьях трех типов:

  • семьи, где хотя бы по отношению к одному ребенку проявляли жестокость;
  • семьи, в которых родители относились к ребенку равнодушно, занимали позицию полного пренебрежения (очень плохо кормили);
  • семьи, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).

Образование и доходы в этих семьях были равны. Улыбка, похвала, контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение, гнев.

В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе.

Дети в семьях, где отец и мать занимали позицию отстранения, чаще конфликтовали с родителями, братьями, сестрами, чем дети в контрольной группе.

Дети, к которым применяли жестокость, не слушались родителей, у них чаще наблюдалось агрессивное поведение по отношению к другим детям.
Некоторые исследователи полагают, что избиение ребенка следует за конфликтом между мужем и женой, когда озлобленность отца против супруги изливается на относительно беззащитного ребенка. К тому же если проанализировать ситуации, когда родители прибегают к физическому наказанию, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» скрывается неумение взрослого контролировать свои эмоции, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.

Родители, использующие для своего ребенка ремень в качестве устрашения, чаще всего вызывают у специалистов большое беспокойство. Они гораздо лучше вписались бы в систему воспитания начала 1990-х годов, но и в настоящее время таких родителей еще хватает. Сегодня такая форма воспитания слишком уж напоминает жестокое обращение с детьми!

В любом случае «ременная педагогика » - трагедия для ребенка. Это отчаянная беззащитность перед родительским произволом; это страх и озлобление; это одиночество среди близких людей, оборачивающихся врагами; это ложь и стремление свалить вину на другого, чтобы избежать наказания; это измотанные нервы, это отупение, это изуродованная душа.

Со стороны же воспитывающей - это полная педагогическая беспомощность; это нежелание утруждать себя размышлениями и попытками что-то понять; это черствость, эгоизм и безответственность; это низкая месть за беспокойство и хлопоты, причиняемые ребенком; по большому счету, это преступление против человечности…

Порка прутиком - более милосердное наказание и, к сожалению, удивительно популярное занятие среди родителей.

В южных странах наказание хлопушкой для мух так же популярно, как и прутик. Родители говорят, что когда они размахивают ею в воздухе, получается очень внушительный свист, который никому не причиняет вреда, кроме мух, конечно.

Нельзя забывать, что наказание ремнем, прутиком или хлопушкой для мух по своей сути является формой угрозы. Если же вы постараетесь, то сможете найти множество других, более приемлемых способов восстановить порядок, не опускаясь до этого уровня.

Главное, не наказывайте ребенка сгоряча, попытайтесь сначала «остыть», успокоиться, проанализировать ситуацию, глубину поступка, выбрав адекватное наказание!

Воспитание детей — сложная и спорная тема. Кто-то выступает за то, что необходимо проявлять стойкость перед детскими капризами, а иногда даже наказывать малышей за шалости. Кто-то напротив отказывается от устаревшего метода «кнута и пряника» в пользу «пряника». Так надо ли наказывать детей?

Виды наказания

Условно наказания можно поделить на два вида:

  • физические
  • психологические способы.

Физические наказания сводятся к силовому воздействию на ребенка со стороны взрослого (родителя). Это могут быть пресловутые шлепки по попе или по губам, подзатыльники, легкие удары по рукам и т.д. Как правило, они предназначены только для того, чтобы проучить ребенка. Удары и шлепки не приносят боли, но показывают ребенку, что родитель доминирует и может применить это преимущество в случае непослушания.

Психологическое наказание — это крики, оскорбления, угрозы, унижения, принуждения к тем или иным действиям против воли ребенка. Но рассматривать как наказание можно лишь те ситуации, в которых родитель принуждает ребенка выполнять действия, призванные подчеркнуть статус «виноватого» и вызвать у ребенка раскаяние. Например, заточение в темной комнате.

Почему нельзя наказывать детей ?

Наказание — это действие, которое происходит после того, как ребенок провинился. Т.е. малыш отвечает за поступок «из прошлого» и уже не может повлиять на ситуацию. Из-за этого у ребенка развивается чувство, что он не может повлиять на ситуацию и просто не имеет выбора.

Наказание вызывает целый спектр отрицательных эмоций: злость, страх, стыд, вину, унижение. Находясь в таком состоянии ребенок способен воспринимать действительность только в искаженном варианте. Он не вынесет из ситуации урок, он накопит негатив, который потребует выхода. Поэтому после наказаний дети часто проявляют агрессию в сторону друзей, братьев, сестер и животных. Ломают карандаши, игрушки, рвут бумагу и в целом склонны к «разрушениям».

Применяя физическую и психологическую расправу взрослый человек формирует у ребенка страх перед силой. С детства малыш начинает чувствовать себя неуверенно, боится сделать лишнее движение и постоянно начеку. В группе людей такие детки выделяются сразу. Они очень тревожные и нерешительные создания. А вот в старшем возрасте страх перерастает в недоверие к родителям. Подросток, помня прошлый опыт наказаний, предпочитает скрыть от всех свои проблемы и провинности, чтобы избежать физического и психологического давления. Это прямой путь к непониманию и сложностями с воспитанием в переходном возрасте.

Вывод, почему нельзя наказывать детей

Наказания (в частности физические) вызывают задержку в развитии. Внутренние переживания мешают ребенку интегрироваться в общество, заводить друзей и общаться с людьми на равных правах. Он подсознательно делит людей на сильных и слабых, стараясь держаться последних, ведь слабость человека гарантирует ребенку «безопасность».

Наказание — это крайняя мера. Если использовать такой метод взаимодействия с ребенком на постоянной основе, малыш перестает реагировать на спокойные просьбы, предостережения и воспитательные беседы.

ВАЖНО! Сложно представить себе воспитание, полностью исключающее наказания. В некоторых случаях это действительно обоснованная мера. Но важно взвешивать «за» и «против», а также не совершать действия на эмоциях.

Так почему нельзя наказывать детей ? Дело в том, что даже маленький человек — это личность. И продуктивные отношения с «личностью» можно построить лишь при условии справедливости. А физическая или психологическая расправа — это отсутствие справедливости и иллюстрация к позиции «прав тот, кто сильнее».

Недавно мне попалась ужасающая статистика телесных наказаний детей в мире, и, в частности, в России. Я была потрясена масштабностью этого явления. Порка, подзатыльники, оплеухи, шлепки – этот пугающий список многообразен и очень велик. Как безумно велико и число детей, испытывающих телесные наказания в своей жизни.

Вот данные некоторых опросов в разных странах:

Франция – 67% родителей признались в том, что телесно наказывали своих детей.

Германия – 61% представителей низшего класса, 55.5% среднего, 57% высшего класса иногда прибегают к телесным наказаниям.

Польша – 80% взрослых в детстве подвергались телесным наказаниям.

Сербия – 73% детей от 2 до 14 лет испытали физическое наказание.

Финляндия – 73% женщин и 68% мужчин признали, что иногда применяли телесные наказания.

Австралия – 71% родителей шлепают своих детей.

США – 72% опрошенных поддерживают телесные наказания как законную форму воспитания (от 55% в Вермонте до 87% в Алабаме).

Россия – 67% опрошенных считают, что телесные наказания школьников иногда необходимы.

В США и России матери наказывают своих детей телесно чаще, чем отцы. Пощечины и подзатыльники – материнская форма наказаний; отцы же чаще матерей используют для наказания посторонний предмет – например, ремень или палку.

Несмотря на то, что я не работаю с маленькими детьми, тем не менее, я, как психолог, знаю особенности становления детской личности, особенности детского развития. Эта тема интересна мне, во-первых, потому, что проблемы, с которыми ко мне на психологические консультации приходят взрослые, в подавляющем большинстве случаев рождаются именно в детском возрасте. А во-вторых, эта тема очень волнует меня оттого, что я питаю огромное сочувствие к малышам, которые вынуждены страдать только потому, что их родители не очень-то знают, как правильно обходиться со своими детьми.

Это не статья о том, как нужно воспитывать подрастающее поколение, это скорее собрание моих печальных мыслей о том, как обстоит дело с воспитанием детей в настоящее время.

Я не хочу заниматься морализаторством и нравоучением, призывая родителей к уважению своего чада и к применению более гуманных средств воспитания. Это вызывает лишь ответную агрессию и протест. Я хочу лишь призвать родителей, практикующие телесные наказания к своим детям, задуматься о последствиях психологической травмы, которую они наносят своему чаду, поднимая на него очередной раз руку или беря ремень.

На сегодняшний день научными исследованиями доказано множество негативных последствий телесных наказаний детей. Это повышенная агрессивность таких детей, склонность к насилию и антисоциальному поведению. Дети с повышенной агрессивность гораздо чаще других детей устраивают истерики, дерутся, кусаются, портят вещи от злости, прибегают к словесной агрессии, не хотят подчиняться правилам – для них существует только «я хочу», они равнодушны к чувствам других людей, мстительны, легко ущемляют права и достоинство других людей. Дети, подвергающиеся телесным наказаниям, привыкают считать, что «прав тот, кто сильнее», и, сами страдающие от взрослых, которые сильнее их, вымещают свой гнев на младших членах семьи, друзьях, которые слабее и беззащитных животных. Яркими примерами антисоциального поведения являются частые школьные прогулы, хулиганство, бродяжничество, кражи, мошенничество.

Психолог Элизабет Гершоф проанализировала 27 исследований и в своей работе «Больше вреда, чем пользы: итоги научного исследования намеренных и ненамеренных воздействий телесного наказания на детей» (2010) констатировала, что чем больше родители используют телесные наказания в отношении своих детей, тем агрессивнее они себя ведут, и тем больше они демонстрируют антисоциальные формы поведения. Американское исследование 2010 года (Taylor C. A., Mangarello J. A., Lee S. J., Rice J. C. «Mother’s spanking of 3-years-old children and subsequent risk of children’s aggressive behavior») посвящено изучению зависимости между телесными наказаниями детей в возрасте 3-х лет и их агрессивностью в возрасте 5 лет. При выровненном уровне агрессивности детей в возрасте 3-х лет (исследование учитывало разнообразные факторы, способные повлиять на результаты), в возрасте 5-ти лет эти же дети демонстрировали разный уровень агрессивности. Дети, которые подвергались телесным наказаниям чаще других, оказались боле агрессивными. Еще одно исследование (Simons D. A., Wurtele S. K. «Relationships between parent’s use of corporal punishment and their children’s endorsement of spanking and hitting other children») показало, что дети, в отношении которых родители применяли телесное наказание, больше других детей склонны выбирать силовые методы разрешения конфликтов со своими ровесниками.

Наказания такого рода негативно сказываются на здоровье детей – психическом (депрессия, повышенная тревожность, стресс и пр.) и физическом.

Доказано (Bugental D. B. «The hormonal costs of subtle forms of infant maltreatment»), что реакцией на телесные наказания в возрасте одного года является повышение у детей уровня стрессового гормона кортизола. Другие исследования (Gershoff 2010, Grandall, Chiu, Sheehan 2006, Zolotor 2008) показывают, что телесные наказания влекут за собой большой риск нанесения ребенку физических повреждений.

Телесные наказания ухудшают взаимоотношения родителей и детей, так как ребенок не чувствует себя защищенным в семье. О каком взаимоуважении и доверительных отношениях может идти речь?

Во всех 27 исследованиях, проанализированных Элизабет Гершоф, этот факт подтвержден.

Существуют исследования и о взаимосвязи умственных способностей и телесных наказаний. Когнитивные методы воспитания (беседы, объяснения) ведут к увеличению нейронных связей в мозге, тем самым способствуя повышению умственных способностей ребенка. Телесные наказания вызывают страх и стресс, снижают уровень IQ и препятствуют достижению успеха в учебе.

Многочисленные исследования (Aucoin, Straus) выявили, что дети, которые подвергаются телесным наказаниям, имеют более низкий уровень IQ. Кроме того, исследование структуры мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (Tomoda A., Suzuki H., Rabi K., Sheu Y. S., Polcari A., Teicher M. H. «Reduced prefrontal cortical gray matter volume in young adults exposed to harsh corporal punishment») выявило, что у людей, которые до 12 лет длительное время постоянно подвергались сильным телесным наказаниям (вроде порки ремнем и пр.), меньше серого вещества в мозге (это вещество отвечает за восприятие, рефлексию, память, эмоции, речь и пр.).

Многие исследователи признают, что телесные наказания детей могут способствовать возникновению различных сексуальных отклонений (эксгибиционизм, садизм, мазохизм и т.д.) (Dugan C., Straus M. A., а ранее этот вопрос изучался З. Фрейдом, К. Г. Юнгом, зоологом и этологом Д. Моррисом).

Не исключается связь между телесными наказаниями и гомосексуализмом, педофилией, эфебофилией (хотя, на сегодняшний день однозначно утверждать о наличии такой связи нельзя). На возникновение этих эффектов главным образом влияет контекст физического наказания (эротические переживания ребенка во время наказания, чему способствует, например, оголение).

Конечно, на то, каким вырастет Ваш малыш, влияет множество факторов (врожденные качества, психологическая атмосфера в семье, социальное окружение и пр.), и психологическая травма может быть получена не только от телесного наказания, но и от психологического насилия, которое практикуется в семьях не реже, и от травмирующего события, произошедшего вне семьи. Последствия телесных наказаний также зависят от конкретных условий, в котором оно применяется по отношению к малышу. Но как уже было показано выше, применение телесных наказаний сопряжено с огромными рисками, и вряд ли любящий родитель, знающий эти последствия, будет готов рисковать психическим и физическим здоровьем своего ребенка.

Ну и последний факт для приверженцев телесных наказаний. В краткосрочной перспективе – чтобы предотвратить нежелательное действие «здесь и сейчас», с помощью телесных наказаний можно добиться послушания, но в перспективе долгосрочной, в отношении воспитания, развития, приучения ребенка к моральным нормам и правилам, этот метод абсолютно бессилен. К этому единогласно приходят все современные ученые. Среди многочисленного количества исследований влияния телесных наказаний на детей нет ни одного доказательства их эффективности. А вот доказательства их нежелательности и даже недопустимости только растут. Так зачем же продолжать использовать этот жестокий, атавистический метод воспитания, который не только неэффективен, но и вреден?

Мне кажется, что любящий родитель должен воспринимать своего ребенка не как собственность, на которую он может поднять руку, если больше не находит никакого другого способа влияния на него, а как автономного человечка, пусть пока и маленького, но имеющего право на уважительное отношение, безопасность и защищенность в семье. При таком восприятии малыша нет желания дать ребенку подзатыльник за двойку или до беспамятства трясти его за то, что он почему-то закатил истерику, а есть желание искать эффективные и гуманные способы воспитания, есть желание понять своего ребенка.

Найти правильный подход к своему малышу Вы можете самостоятельно, изучая специальную литературу или придя на психологическую консультацию, где специалист поможет Вам выстроить правильную линию поведения со своим ребенком. Сегодня есть много хороших психологических центров с квалифицированным штатом детских психологов, готовых помочь родителям, которые запутались и не понимают, как обходиться со своим чадом. На консультации психолога Вы можете получить ответы на все вопросы, касающиеся воспитания детей.

Любой ребенок имеет право на безопасность и физическую неприкосновенность. Это его безоговорочное и безусловное право.

Я сочувствую каждому малышу, который подвергается телесному наказанию, не получает в семье любви, чувства защищенности и безопасности, которые ему так необходимы. Я также сочувствую всем взрослым, которым в детстве пришлось пережить этот тяжелый опыт. Каждый взрослый, который был жертвой телесных наказаний в детском возрасте, также может придти на психологическую консультацию, чтобы залечить раны своего прошлого.

Ваш психолог, Юлия Загороднева.