План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Речевое развитие детей подготовительной группы

«Весна»

Задачи:

Развитие связной речи:

Закрепление представлений о весне и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать числительные с существительными; образование существительных в родитель - ном падеже; образование однокоренных слов;

Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Словарная работа: Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц, насекомых.

Расширить словарь признаков по теме: «Весна».

Оборудование:
Шары, изображающие тучку, мяч, карточки с цифрами, силуэты перелетных птиц, мольберт, нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листики.

Ход занятия


Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята, посмот-рите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки.
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.

Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы тучка отпустила весну, нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?

Дети: «Солнце» Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны. Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы, зацве-ли деревья.
Воспитатель : Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться игра «Сравни и назови» , в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья).

Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова» .

Выбудете не детьми, а словами.
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».
Повторите это предложение.
Давайте скажем тихо.
А теперь произнесем громко, радостно.
Сколько слов в предложении? (четыре)
Назовите эти слова.
(Дети называют)
Кто будет словами этого предложения? (
Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение).
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне! они снова станут по порядку. (
Дети- «слова» произносят предложение) Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получится? Дети: Весной светит солнце. Воспитатель: А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? Дети: Солнце светит . Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель: Ты какой цветок?

Дети: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница , одуванчик, ландыш.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и посчитайте, сколько цветов выросло на ней.

Дети: на моей проталине выросло два голубых подснежника, три ландыша.

Воспитатель: Молодцы, можем отправляться дальше.

Упражнение «Цветы» Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки,

потом листочки.

А потом согнулся весь

стебелек до самой земли

Вдруг закапал дождь,

и цветочки начали оживать.

Подул ветерок, зашумели стебельки.

Затих ветерок.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. На твоём цветочке кто сидит?

Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, муха, кузнечик, гусеница, муравей.

Воспитатель: Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, девочки, которые летают и назовите их со словом «много»(образование сущ. в родит.падеже)

Дети: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме (предлагается по очереди три варианта схем).

Дети: Бабочка летает. Бабочка на цветке. Бабочка высоко летает.

Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.

Воспитатель: А ещё, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из тёплых краёв.

Дети: грач, скворец, ласточка, лебедь.

Воспитатель: ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просыпается ещё весной

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети: Медведь

Воспитатель: ребята назовите медведю медвежьи слова (родственные слова)

Дети: Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья.

Игра «Кто, где живёт?»

Сейчас мы с вами превратимся в животных. Нам нужно определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домик с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – животные с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами (дети определяют и называют количество слогов в словах).

Воспитатель: Что же ещё солнышко согревает?

Дети: деревья.

Воспитатель: ребята, назовите, из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: ребята, подарим нашему дереву листья и назовем свой лис-тик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Дети: Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый.

Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой.

Воспитатель: мы справились со всеми заданиями, и выглянуло наше солнышко, и путешествие наше закончились. Солнце благодарит вас за помощь. Воспитатель: Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?

Дети: согревают землю, дают жизнь нашей планете.

Подготовила: Рзаханова З.М.

Речь – фактор, требующий развития. Речь нужна для озвучивания мыслей, выражения эмоций, общения с окружающими людьми. Подготовительная группа дошкольного учреждения включает детей, которым уже исполнилось 5 лет. В этом возрасте, занятия по развитию речи приобретают дополнительный смысл, поскольку навыки, полученные в подготовительной группе, используются с первых школьных лет.

В.В. Гербова – автор книги «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада». Пособие адресовано широкому кругу читателей. Гербова учла особенности детей дошкольного возраста, поэтому план уроков составлен корректно для ребенка и педагога. Проект автора не просто так популярен. План уроков способствует эффективному развитию речевого аппарата, что неоднократно отмечается педагогами с мировым именем. Гербова рекомендует учебник профессиональным педагогам, студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Гербова представила планы занятий, интересные для детского возраста. Кроме того, Гербова сочинила инструкции, приучающие ребенка любить художественную литературу. Проект основан на детской психологии. Гербова учла детское понимание, потому ребятам несложно по ней заниматься.

Кроме планов уроков, Гербова составила список советов и рекомендаций, которые заинтересуют не только новичков педагогической деятельности, но и профессионалов. Благодаря этим характеристикам, книга, которую написала Гербова, является востребованной для занятий в подготовительной группе детского сада.

Что такое НОД?

Под аббревиатурой НОД понимают непосредственно организованную деятельность. НОД включает в себя конспекты, в которых описывается план уроков для дошкольников. Они проводятся в игровой форме и являются эффективным средством для улучшения детского речевого аппарата в подготовительной группе.

НОД подразумевает занятия на темы, интересные для детей. НОД организуют педагоги, но родителей уведомляют про обучающую программу.

Если родители сомневаются в профессионализме педагогов, для них предусмотрена индивидуальная работа с ребенком. Она входит в НОД, но перед уроками нужно посоветоваться со специалистом. Он определит нужность занятий в речевом развитии. Работа с детьми в детском саду часто заменяется или дополняется индивидуальными занятиями.

Занятие на тему «Осень». Эффективное средство по развитию речи в подготовительной группе

Осень – самое разнообразное время года, что используется и в подготовительной группе ДОУ. Занятие на тему «Осень», необязательно одинаковое для всех детских садов. Конспектов разработано много. Рассмотрим один из примеров.

Цель занятия «Осень»:

  1. научить детей распознавать осенние явления;
  2. задавать вопросы;
  3. правильно составлять ответы;
  4. совершенствовать уже приобретенные навыки по развитию речи;
  5. развивать логическое мышление и внимательность;
  6. привить любовь к природе.

Необходимые материалы:

  • Картинки на тему «Осень». Подходят любые картинки, на которых ребята узнают осень (Осенний лес, желтые листья, урожай).
  • Красивая корзинка с пожелтевшими листьями. Листья подойдут любого дерева.
  • Письмо от Осени, которое вы составите самостоятельно.

Ход занятия:

  • Прочитайте детям стихотворение на тему «Осень». Их написано много, легко выбрать наиболее подходящее. Поговорите с детьми об осени. Спросите: Какое время года описывается в стихотворении? Какие ребята знают осенние месяцы? Чем отличается осень в каждом из этих месяцев?.
  • Поиграйте с детьми в игру «Признак осени». Спросите: «Осень какая?». Дети отвечают: «Золотая, холодная, дождливая». Вы снова спрашиваете: «Листья осенью какие?». Ребята говорят: «Разноцветные, опадающие, пожелтевшие». И так далее. Придумайте до 10 вопросов.
  • Покажите детям корзинку с листьями. Предложите им поискать письмо от Осени. Когда среди листьев они его найдут, скажите, что в письме размыты некоторые слова. Пусть дети угадают, какие по смыслу слова подходят для рассказа. Рассказ составьте несложный. Например: «Пришла золотая … . Налетели тучки, поэтому реже появляется … в небе. Листья приобрели … цвет. Идет …, и становится мокрой земля. Птицы улетают в … края».

Многие проекты связаны с осенней темой, потому что она разнообразна и интересна. Информация для родителей: чтобы провести это занятие с пользой, дети должны знать исчерпывающие сведения об этом времени года.

Занятие на тему «Дикие животные»

Дети любят животных, а дикие животные их привлекают особенно, потому что они далекие и загадочные. Чтобы провести урок, стимулирующий речевое развитие детей, следуйте плану:

  • Загадайте детям загадки о животных. Выбирайте несложные загадки.
  • Покажите детям картинки с изображением домиков, в которых живут дикие животные. Предложите ребятам отгадать, какому животному принадлежит домик.
  • Когда дети выполнят задание, спросите название домиков (медведь – берлога, лиса – нора, заяц – нора, белка – дупло).
  • Покажите детям картинки с изображением частей тела животных. Спросите, кому они принадлежат. Дети должны различать, где лисий хвост, заячье ухо, оленьи рога и прочее.
  • Дети должны знать, какими характеристиками наделены дикие животные. Спросите у них: «Какой зайчик?». Они ответят, что он маленький, серый и быстрый. Так же поступите, спросив о других зверях.

Животные – интересная тема для дошкольников. Используйте это знание для развития речевых навыков детей. Задача родителей разговаривать с малышом с момента рождения, чтобы он сформировал для себя образы диких животных.

Планирование занятий по развитию речи

Перспективный план занятий – распределение занятий по датам. Чтобы комплексно подойти к развитию детской речи, спланируйте, когда и какие навыки вы будете развивать с ребятами. Вы реализуете проект, где план нужно составить заранее. Если не умеете составлять проекты, то существуют уже готовые работы. Любой проект, который разработан профессиональными педагогами, вы можете использовать при работе с детьми.

Планирование распорядка занятий – залог успешного развития речи. Составьте график. Укажите дату, название занятия, цели, необходимые подручные материалы. Такое планирование поможет сэкономить время, в приготовлении к уроку. Конспекты занятий составляются на основе планирования.

Интегрированные уроки как средство развития речи

Интегрированные уроки – обобщенные занятия. Чаще всего интегрированные занятия являются итоговыми.

Итоговое занятие – обобщение детских знаний и умений, которые ребята получили в процессе обучения в ДОУ. Результат итогового занятия:

  • обогащает словарный запас ребенка;
  • развивает логическое мышление, память, воображение;
  • учит связно говорить;
  • контактировать между одногруппниками;
  • сотрудничать на взаимовыгодных условиях.

Итоговое занятие состоит из выборочных упражнений некоторых предыдущих уроков. Но если вы хотите найти новые упражнения, то следите, чтобы они соответствовали темам предыдущих занятий. Итоговое занятие проходит в форме диалога. Вы разговариваете с ребятами, задаете им вопросы и рассказываете истории.

Чтобы итоговое занятие прошло успешно, наблюдайте за выбранными темами. Урок покажет, насколько ребята усвоили предыдущий материал, и устранит пробелы, допущенные ранее. Проект занятия должен быть составлен с учетом проблем, которые возникли при проведении занятий.

Почему итоговые уроки интегрированные? Потому что интеграция – это объединение разных частей в одно целое. В данном случае, выбранные темы из предыдущих уроков соединены одном занятии.

Как показывает практика, интегрированные занятия нравятся детям. Часто именно они помогают отточить речевые навыки и устранить пробелы в знаниях.

Чтобы определить уровень речевого развития детей, нужна специальная диагностика. Проводить ее могут только профессиональные педагоги.

Диагностика – это итоговое определение словарного запаса, умения связывать слова в предложения, выражать свои мысли и эмоции, общаться, не испытывая трудностей. Диагностика важна, потому что по ее результатам формируются открытые группы детей, развитых примерно одинаково.

Чтобы не допустить заторможенное речевое развитие ребенка, необходимо регулярно с ним заниматься. Отличным помощником для любых родителей станет подготовительная группа с уклоном в развитие детской речи.

Название: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к пингвиненку Ло-ло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Месторасположение: г. Покачи Тюменская область ХМАО

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Задачи:

Расширять запас синонимов, многозначных слов, упражнять в подборе антонимов;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных множественного числа;

Развивать чувство ритма и рифмы, интонационную выразительность речи;

— учит строить разные типы высказываний по одной теме, видеть их особенности;

Закрепить представление о структуре повествования.

Материал: льдинки, игрушка пингвиненок, картинки с изображениями животных.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, давайте отгадаем слово, которое здесь спрятано, по первым звукам в названии картинок. (Антарктида). Что это такое? Кто там живет?

Нам пришло письмо из далекой Антарктиды.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвиненок Ло-ло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды льдинки. Жду вас».

Путь нелегкий, но пингвиненок проложил нам его с помощью льдинок. Но льдинки не простые, а с заданиями. Выполнив их. Мы сможем попасть в гости к Ло-ло.

1 льдинка.

Игра «Назови по-другому»

Умный – сообразительный, догадливый.

Смелый — отважный, храбрый, мужественный.

Быстрый – шустрый, ловкий, проворный.

Веселый – забавный, радостный, озорной.

2 льдинка. Игра «Наоборот»

Слабый – сильный, грубый – вежливый, неряшливый – аккуратный, больной – здоровый, жадный – щедрый, трусливый – смелый, грустный – веселый.

3 льдинка.

Упражнение «Про что мы так говорим?»

Пингвиний – пляж, крик, клюв, друг, враг.

Пингвинье – яйцо, перо, гнездо, море.

Пингвиньи – глаза, перья, друзья, скалы.

4 льдинка . А на ней картинки с изображениями зверей, живущих и не живущих в Антарктиде. Кого нет в Антарктиде? (львов, слонов, зайцев, тигров).

У тигра быстрые ноги, значит он…..(быстроногий).

У льва острые зубы, значит он….. (острозубый).

У лисы длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая).

У зайца большие глаза, значит он …. (большеглазый).

Физминутка.

Три пингвина шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)

А сынок, малышка просто, очень маленький он был (приседают)

С погремушками ходил, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (имитируют игру с погремушками)

Звучит завывание ветра, метели, вьюги.

Слышите, как воет вьюга. Значит, мы совсем близко к Антарктиде.

5 льдинка. На этой льдинке вьюга погуляла и перепутала все листочки в книжке. Нужно найти, где начало, где середина, где конец.

«Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины». (начало)

«Вдруг, откуда не возьмись, появился морской леопард. Пингвиненок испугался и бросился наутек» (середина).

«В далекой холодной Антарктиде жил-был маленький пингвиненок» (начало).

«Так звери помогли пингвиненку. И малыш радовался, что нашел много новых друзей» (конец).

«А пингвиненок стал жить-поживать да друзей вспоминать» (конец).

А вот и Антарктида. Ребята, я думаю Ло-ло будет очень приятно, если мы ему подарим небольшой подарок, сделанный своими руками. (изготовление рамки для фото с пингвиненком)

Ло-ло очень доволен и говорит, что у него никогда не было столько друзей.

Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке!»

Задачи:

Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их.
Упражнять в слоговом анализе слов.
Закреплять умения детей составлять звуковую схему слов.
Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
Упражнять в составлении из букв слогов, слов. Развивать мелкую моторику. Развивать связную речь.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация Power Point, медальоны с буквами, дидактическая игра «Волшебный телевизор», дидактическое пособие «Живые звуки».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки (слайд № 1). Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий (слайд №2). Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).

2. Основная часть

Упражнение «Хлопни, топни»

(слайд № 3) - Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием). - А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами. (педагог называет цепочку звуков) - Молодцы! (слайд № 4) Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

Упражнение «Кто, где живет?»

(слайд № 5) - Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №6,7,8) (дети определяют и называют количество слогов в словах)! (слайд № 9) - Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

«Азбука в картинках»

(слайд № 10) - Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и превратиться в букву, обозначающую этот звук. (слайд №11-15) (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику (гласны, согласный, твердый, мягкий) и превращаются в букву) (слайд № 16)

Игра «Цепочка слов»

(слайд № 17) - Знайка попросил Незнайку собрать цепочку слов, а он не знает что это такое. А мы ему поможем в этом. Вы дома с родителями составляли каждый свою цепочку слов и зарисовывали ее в картинках. Кто хочет показать Незнайке и рассказать свою цепочку. (слайд № 18-19) (дети презентуют свои работы) (слайд № 20) - Я думаю, что Незнайка после ваших рассказов без труда справиться с этим заданием.

Игра «Волшебный телевизор»

(слайд №21) - Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки. Он просит Незнайку отгадать ребусы. И мы попросим в этом помочь нам маму Вики Корелиной Наталью Сергеевну. Она приготовила для нас несколько ребусов и предлагает решить их вместе. (родитель представляет игру «Волшебный телевизор», объясняет правила игры, дети выполняют задания) (слайд № 22)

Игра «Буква потерялась»

(слайд № 23) Друг Незнайки, Потеряйка, все всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах буквы. Давайте поможем Незнайке найти подходящую букву, чтобы получилось слово. Если вы правильно подберете букву, то на экране откроется картинка.(слайд № 24-27) (дети подбирают букву в слове) (слайд № 28)

Игра «Живые слова»

(слайд № 29) - Знайка составил из букв слова, и предложил Незнайке выложить звуковые схемы к данным словам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все буквы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать разлетевшиеся слова. А для этого нам нужно всем превратиться в буквы. Скажем дружно: «Раз, два, три – повернись, в букву сразу обернись» (слайд № 30) (Дети делятся на четыре группы. Надевают медальоны с буквой и составляют из букв слова.)

Составление звуковых схем

Молодцы! Составили из букв слова. А сейчас каждому «живому» слову нужно составить свою звуковую схему из «живых» звуков, которые лежат на столах. (дети составляют звуковые схемы)

Упражнение «Составь предложение»

(слайд № 31)

Ребята давайте еще раз посмотрим на ваши слова и составим из них предложение-совет для Незнайки, будущего ученика. (дети из слов «школа», «урок», «тишина», «нужна» по схеме составляют предложение «В школе на уроке нужна тишина»). (слайд № 32)

В этой статье:

Для того чтобы занятие по речевому развитию в подготовительной группе дало эффективные результаты, важно позаботиться о создании развивающей среды, где растет ребёнок, и благоприятной для этого атмосферы. Прежде чем описать нюансы работы с детьми в этом возрасте, остановимся на особенностях становления речи в 6-7 лет.

Каждое занятие, направленное на развитие речи, должно помогать детям учиться правильно воспринимать объяснения учителя. В этом возрасте дошкольники должны уметь выделять основные признаки предметов, проводить сравнительный анализ предметов, указывать на схожие признаки, объединять предметы и явления в группы в соответствии с общим признаком.

Нужно понимать, что все вышеописанные действия ребёнок сможет выполнить, если его словарный запас будет достаточно богатым. Поэтому над пополнением активного словаря нужно начинать работать с раннего возраста.

На что направлена словарная работа

Занятия по развитию речи в группе по подготовке к школе обязательно подразумевают собой акцент на словарную работу.
У большинства старших дошкольников активный словарь разнообразный и богатый. Однако нужно учитывать, что между общеизвестными значениями слов и теми значениями, которые сложились в голове у ребёнка, есть огромная разница. Именно эта «семантическая микросистема» и будет при содействии взрослых расширяться и уточняться со временем.

Занятие по ходу словарной работы должно включать в себя определение синонимов и антонимов, которые особенно увлекают старших дошкольников поиском противоположных значений. Активно работая с антонимами, дети в подготовительной группе получают возможность развивать умение сравнивать,
глубоко и пространственно мыслить.
Интересное занятие для старших дошкольников по подбору антонимов – упражнение, требующее окончить фразу, например «Эта собака большая, а эта…» и так далее.

Овладев словарём, ребёнок должен не только его усвоить и понять, но и научиться активно использовать. Только тогда можно будет говорить о богатом словарном запасе старшего дошкольника. Добиться использования активного словаря ребёнком в подготовительной группе - это основная задача взрослых на этом этапе его развития.

Помимо общеупотребительной лексики, входящей в активный словарь, он должен регулярно пополняться образными выражениями, которые дети используют во время пересказа сказок и рассказов, игр, ролевых представлений.
Самый доступный и эффективный способ обогатить активный словарь - использование художественной литературы с динамичным сюжетом и логичными поступками главных героев.
Чтобы обороты из этих произведений попали в словарь старшего дошкольника в полном объеме, нужно разбирать с ним отдельные художественные детали, акцентировать внимание на новых словах, закрепляя их, разбирать сюжет произведения, донося смысл до детей в случае недопонимания.

Грамотная речь

Еще одно не менее важное занятие, чем пополнение активного словаря, - уточнение и активизация речи с помощью специальных лексико-грамматических игр.

Большая их часть будет направлена на формирование:


Педагог, обучая дошкольников использовать сложные формы предложений с помощью наводящих вопросов, требующих развернутых ответов, должен принимать во внимание, что в обычной жизни у детей редко возникает такая необходимость.

Формирование звуковой культуры речи

Развитие фонематического слуха и внимания у детей происходит на седьмом году жизни. В этом возрасте большая часть малышей легко справляются с произношением основных звуков родного
им языка. Более того, в этом возрасте они учатся определять звуки, влияющие на изменение значения слова, например: бак - рак, лук - сук, сок - сон и пр.

Чтобы усилить развитие слухового внимания, детям можно дать задание, в рамках которого им нужно будет подобрать слова с одинаковым первым слогом, после чего проговорить около 10-12 новых слов из словаря вслед за педагогом с обозначением их смысла.
Также можно будет поработать над улучшением слуха у детей, подбирая вместе с ними рифмы к словам, фразам и строчкам.
Работать с дошкольниками нужно с акцентом на развитие слухового внимания, используя скороговорки.

Обучение связной речи

Занятия по развитию связной речи способствуют:


Развитие у детей умения говорить связно - это сложное задание для педагогов. Стоит быть готовыми к тому, что на начальном этапе в процессе работы над развитием связной речи у старших дошкольников их рассказы не будут отличаться логичным сюжетом и интересным содержанием.
Первые творения старших дошкольников обычно переполнены личными местоимениями, повторами, предлогами и союзами. Со временем дети научаться строить более связные и логичные тексты, и тогда можно будет усложнять им задания.

Обучение грамоте: как подготовить детей

В занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит первоочередное формирование у них представления о слове и предложении в целом. Дети в подготовительной группе должны научиться вычленять отдельные слова из предложения. Можно превратить занятие в игру, предлагая малышам посчитать слова в предложении или же расставить слова в правильном порядке, создавая логическую цепочку.

Художественная литература: влияние на развитие речи

Детей перед школой можно и нужно приобщать к чтению художественных книг с целью развития речи, мышления, воображения и памяти. В этом возрасте ребята проявляют повышенный интерес
к книгам определенного жанра, с удовольствием посвящают время их чтению, анализу, обсуждению.

Наиболее интересными для детей 6-7 лет являются фольклорные произведения разных стран мира, а также зарубежная литература, включая поэзию. Особое внимание стоит уделять народным сказкам, загадкам, скороговоркам.

Стараясь увлечь детей подготовительной группы художественными произведениями, нужно принимать во внимание следующие моменты:

  • интерес детей к книгам;
  • способность ребят эстетически воспринимать художественные произведения;
  • интерес к поэзии;
  • умение читать без помощи взрослых.

Нужно учитывать, что принцип работы со старшими дошкольниками отличается от принципа работы с ребятами 5-6 лет. Педагоги могут усложнять задание, проводя беседы с ребятами касательно содержания произведения и сюжета, поступков героев, задавая вопросы и ожидая логичные, развернутые и аргументированные ответы.
Развивая у детей интерес к книгам, нужно помнить, что многие дети в этом возрасте только учатся читать. Рассматривая книги, они будут пытаться прочитать названия, надписи под картинками, оглавление. Всё это потребует от ребёнка определенных усилий, и задача взрослого - поддержать его и помочь в случае необходимости.

Важный момент: перед тем как ознакомить детей в подготовительной группе с новым произведением, педагог должен прочитать его вслух, соблюдая интонацию. Во время такого чтения дети смогут составить первое впечатление о книге, пережить новые эмоции.

До начала чтения книги педагог должен сделать интересное предисловие, рассказать об авторе, высказать собственное мнение о сюжете, героях, их поступках. После прочтения книги сюжет и героев можно обсудить с детьми, обращая их внимание на
основные моменты.
Знакомство старших дошкольников с художественными книгами включает в себя:

  • регулярное чтение стихов, сказок и рассказов вслух с педагогом и самостоятельно;
  • специальные задания, направленные на улучшение восприятия новых книг;
  • общение с педагогом на основе прочитанной литературы.

Последний пункт подразумевает разные варианты деятельности, начиная от кукольного спектакля и заканчивая ролевым чтением произведения и пересказом с помощью жестов. Каждое занятие в этом случае будет рассчитано на предоставление каждому малышу возможности попробовать себя в разных ролях с обогащением литературного опыта.

В стремлении к речевому совершенству педагоги должны регулярно проверять знания детей в подготовительной группе, обращая их внимание на особенности сказок, стихотворений, рассказов, предлагая процитировать отрывки из них, пересказать или кратко рассказать о содержании.
Важно помнить о том, что воспитание маленького читателя и его способности воспринимать художественную литературу - это сложный процесс, требующий времени. Именно поэтому так важно успешно ввести дошкольника в книжный мир своевременно, попутно совершенствуя развитие речи.