План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект совместного занятия тифлопедагога и логопеда в старшей группе детей с нарушением зрения на тему: « Собирай урожай». Требования к проведению тифлопедагогом специальных (коррекцион

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.

Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Цель: развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения в средней группе

формировать социально-адаптивное поведение дошкольников

учить детей понимать свои визуальные трудности

развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением

и сохранными анализаторами

развивать осязание и мелкую моторику рук

воспитывать полоролевую принадлежность

стимулировать групповую сплоченность

1. Приветствие

Тифлопедагог Здравствуйте, ребята! Я назвала вас одним словом - ребята, потому что вы дети. А как можно назвать одним словом ваших пап, мам, теть и дядей?

Дети. Взрослые.

Тифлопедагог Кто же мы все вместе?

Дети. Люди.

Т ифлопедагог Ребята, а все люди одинаковые?

Дети. Нет.

Тифлопедагог Давайте это проверим. Внимательно посмотрите друг на друга. Чем вы различаетесь?

Дети. У нас разная одежда. Мы различаемся по росту по цвету волос, глаз.

Тифлопедагог А среди вас есть девочки? А мальчики?

Т ифлопедагог Молодцы, вы все верно подметили. Вы все разные. Среди вас есть девочки и мальчики. Посмотрите, у нас в гостях веселые человечки, тоже девочки и мальчики, клоуны. Но каждому клоуну не хватает пары. Что нужно сделать, чтобы им помочь?

Давайте, девочки соберут девочек-клоунов, а мальчики - мальчиков.

2. Игра «Человечки»

Описание игры:

Каждому ребенку предлагается собрать цельное изображение человека на индивидуальной наклонной магнитной доске. Тифлопедагог обращает внимание детей на отличия изображений: разная одежда и обувь.

Т ифлопедаго г Ребята, мы тоже разные, но все живые, в отличие от этих картинок. Что мы умеем делать в отличии от них? (расти, двигаться, питаться)

А еще мы все умеем видеть! С помощью чего мы видим? - правильно, мы видим при помощи глаз. Наши глаза помогают нам узнать много интересного и важного в жизни.

Вот я вижу. Что передо мной девочки и мальчики , все они в хорошем настроении, и хотят поиграть! Я не ошибаюсь? Не обманывает меня моё зрение?

Ребята, а видеть можно не только глазами. Давайте поиграем в игру «Волшебный ящик» и вы это поймете.

Вот ящик. В нем что-то лежит, сейчас я угадаю, что же там за предмет.

3. Игра «Волшебный ящик»

Описание игры:

Дети руками обследуют предметы, которые находятся в ящике. Называют их и достают.

Т ифлопедаго г Кто хочет попробовать угадать предмет в волшебном ящике?

«Потрогай и назови, что это?»

Т ифлопедаго г Вот такой фокус! Трудно было угадывать предметы?

С помощью чего мы узнавали предметы? Правильно- с помощью рук! Еще говорят - на ощупь . Мы их ощупали и узнали.

4. «Угадай друга на ощупь»

Т ифлопедагог А вот интересно, хорошо ли вы знаете своих друзей, сможете ли вы узнать друга на ощупь ? Проверим?

Надо будет одеть на глаза индивидуальную маску и узнать друга, который стоит перед вами не пользуясь зрением.

(сначала кого-то из детей узнает тифлопедагог)

Описание игры:

У каждого ребенка индивидуальная повязка, которую он одевает на глаза и узнает на ощупь каждого ребенка по очереди.

Т ифлопедагог Молодцы, все справились. Вы очень хорошие друзья.

5.Физминутка

Что мы любим делать? Верить в чудеса! (разводят руками)

Смотреть в небеса! (смотрят вверх)

Хлопать в ладоши! Играть на лугу! (хлопать в ладоши)

И мир познавать - на бегу, на бегу!!! (бег)

6. Знакомство с оптическим средством - биноклем

Т ифлопедагог А если наш друг будет очень далеко, как же нам его узнать? Ведь пощупать мы его не сможем. Чтобы смотреть вдаль очень далеко люди придумали бинокль .

Би­ нокль позволяет увидеть предметы на дальнем расстоянии: в лесу, поле.

В бинокле такие же линзы, как в очках, только сильнее.

Эти линзы могут приближать предмет.

Рассмотрите и потрогайте этот прибор по очереди.

(Тифлопедагог дает детям возможность хорошо рассмотреть бинокль, потрогать его, посмотреть в него)

7. Работа с лупами

Т ифлопедагог Ребята, не все удобно рассмотреть в бинокль. А если это только рисунок, или мелкая фотография друга? Рассмотреть ее нам поможет вот такой прибор - лупа.

Давайте вспомним, что лупу надо держать за ручку; не браться руками за стекло, не бросать лупу (она может разбиться).

Если стекло лупы запачкалось, протирать его следует специальной салфеткой. Вот так (показ)

Давайте встанем у конторок и рассмотрим картинки, с помощью этих приборов.

Дети рассматривают мелкие картинки с помощью лупы и называют их. Внимание детей обращается на увеличение изображения при использовании лупы. Теперь они могут рассмотреть мельчайшее изображение

Т ифлопедагог Ребята, я дарю вам эти приборы. Теперь, вы с ними хорошо знакомы, и сможете пользоваться при необходимости.

Релаксация

Чтобы отдохнуть самим и дать отдохнуть нашим глазам давайте послушаем музыку и посмотрим на специальные изображения

(Тифлопедагог показывает детям под музыку программу «Relax» на оптимальном для глаз детей расстоянии от компьютера)

8. Подведение итога

Т ифлопедагог Итак, ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети - играли

Т ифлопедагог А в какие игры мы играли можно вспомнить по картинкам.

/Дети подводят итог занятия по опорным картинкам, обозначающим этапы занятия./

Интересно вам было? А было ли сложно? А что нового узнали или увидели?

Молодцы, мы сегодня замечательно играли. Все что в этих играх вы узнали нового, пригодится вам в жизни и при нашей следующей встрече. Не забудьте взять с собой в группу лупы.

Составила: Юрпалова Т. А.

Цель: Коррекция зрительных функций или развитие зрительного восприятия.

Задачи:
1. Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам.
2. Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (желтый, красный).
3. Продолжать развивать умение ориентироваться в микропространстве. Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение.
4. Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу;
5. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук. Формировать плавность, ритмичность и точность движений.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным.



Оборудование: Раздаточные картинки с изображением: грибов, елочек, яблок, солнышка, дерева, цветка. Конверты- с заданиями от животных. Картинки с изображением берлоги, медведя, ежика, белки.

Ход занятия:
Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришли письма от лесных жителей, а вот от кого мы сейчас с вами попробуем отгадать.
А в этом нам помогут загадки.
Послушай те первую загадку:

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Ответ детей:
Молодцы правильно, посмотрите какой красивый мишка!
Скажи, а какие слова подсказки помогли вам догадаться, что это медведь?
Ответ детей:
Посмотрите нашему медведю очень грустно от того что около его берлоги не растут елочки давайте поможем ему посадить елочки.
Скажите все ли елочки одинаковые?
Ответ детей:
Вот это какая?
Ответ детей:
А эта какая?
Ответ детей:
А эта?
Ответ детей:
Теперь разложите их по росту от самой высокой до самой низкой.
Молодцы!
Посмотри, а еще мишка просит посадить под каждую елочку грибочки, но рассмотрите внимательно все ли грибочки одинаковые?
Ответ детей:
Правильно одни большие, другие поменьше, и совсем маленькие!
Будьте внимательны, правильно посадите грибочки в соответствии с высотой елочек!
Микровывод: Скажите у самой высокой елочки, какой грибочек?
У елочки пониже, какой грибочек?
А у самой низкой елочки, какой грибочек?
Молодцы вы справились с заданием.
Вы правильно рассадили елочки от высокой к низкой и расставили под них грибочки от большого к маленькому.
А следующее письмо нам прислал еще один лесной житель?
Отгадаем загадку?

Что за елочка такая?
Эта елочка живая.
На спине иголки,
Длинные и колкие!
А свернется как клубок
Нет ни головы, ни ног.
(еж)
Ответ детей:
Правильно это письмо пришло от ежика. Ежик больше всего на свете любит зеленые яблоки, давайте поможем ему выбрать только зеленые яблоки и положить ежику на иголочки.
А скажите все ли зеленые яблоки одинаковые?
Ответ детей:
Одно какое?
Другое?
Ответ детей:
И самое светлое.
Вот теперь разложите, пожалуйста яблоки от самого темного до самого светлого.
Правильно молодцы.
Скажи какие мы яблоки для ежика выбрали?
Ответ детей:
А как мы их разложили?
Ответ детей:
Вот это какое яблоко?
А это?
Ребята мы с вами помогли уже многим лесным жителям, а теперь давайте немного отдохнём. Вставайте из-за столов скажите, когда ежик замечает что- то подозрительное и остановился, предчувствует опасность он как начинает себя вести?
Ответ детей:
Правильно он сворачивается в клубочек и начинает громко, громко пыхтеть. Давайте представим, что мы ежики.
Набираем воздух ртом присаживаемся, вытягиваем губки трубочкой и начинаем выдыхать быстро, быстро (выполняется 4-5 раз), а теперь побежали как ежики.
Молодцы!
Ребята посмотрите у нас с вами осталось последнее письмо. Присаживайтесь за столы, вы готовы еще помочь лесным жителям?
Ответ детей:
Слушайте внимательно загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
Вот у нас какая красавица белочка?
Но ей очень грустно ребята скажите, какое сейчас время года?
Ответ детей:
А какая она осень?
Ответ детей:
Вы правы наступают холода, а наша белочка уже скучает по теплому лету.
Давайте мы с вами превратимся в волшебников и сделаем для белочки летнюю картину.
Посмотрите, а кто уже есть на нашей картине?
А теперь посмотрите, у нас есть изображения разных предметов, я буду называть их место, а вы выкладывать.
Возьми в руки дерево, что ты сейчас взяла?
Ответ детей:
И положи перед собой в нижней части нашей картины?
Скажи, что светит летом?
Ответ детей: Солнышко
Правильно возьми его и положи сверху над деревом.
А теперь чтобы у нас получилась совсем летняя картина давай возьмем цветок. Какого он цвета?
Ответ детей:
И положим справа от дерева?
Скажи пожалуйста а кто у нас сидит с лева от дерева?
Ответ детей:
А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание
Скажите, что мы посадили по центру (перед собой)?
Где светит солнышко?
Где растет цветок?
Где сидит ежик?
Молодцы, ваши картины очень понравятся белочке, она будет смотреть на нее зимой и вспоминать о теплом лете.
Итог занятия:
Ребята скажите, от каких лесных жителей мы получили письма?
Давайте вспомним, что мы делали для каждого лесного жителя.
В этом нам поможет наша картина.
Мы сажали для медведя елочки, грибочки, собирали для ежика яблоки, белочки составляли летнюю картину.
Ребята, когда кто- то просит вас о помощи, то ему нужно обязательно помочь, вот и мы с вами помогли лесным жителям. Но нужно не только помогать, но и благодарить за помощь.
Вот и наши звери благодарят вас за помощь, вручают сладкий приз для вас и всех ребят в группе.