Пенсионная реформа в россии. Суть пенсионной реформы Реформа пенсионной системы

Рефо́рма госуда́рственных акаде́мий нау́к в Росси́и - начатые летом 2013 года по инициативе Правительства России организационные преобразования, направленные на разделение исполнителей чисто исследовательских и административно-хозяйственных функций академий наук . Мероприятия касаются в первую очередь РАН , из-за чего нередко говорят о «реформе РАН» . Согласно замыслу, реформа должна была способствовать развитию науки в стране и усилению её позиций на международном уровне, росту эффективности и наукометрических показателей работы учёных, избавлению от злоупотреблений в околонаучной сфере.

Среди важнейших событий:

  • Присоединение двух отраслевых академий - РАМН и РАСХН - к Российской академии наук (РАН).
  • Учреждение нового органа исполнительной власти - Федерального агентства научных организаций (ФАНО) - в ведение которого перешли недвижимость и имущество «расширенной» РАН.
  • Формирование корпуса экспертов РАН для научного обеспечения работы органов власти и экспертизы важных государственных научно-технических проектов.
  • Проведение масштабного аудита имущества академических институтов и оценки успешности их деятельности для принятия решения о сохранении, ликвидации или реструктуризации.

Нормативной базой реформы стал закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За принятием закона (27 сентября 2013 года) и начальным этапом реорганизации (конец 2013) последовало дальнейшее реформирование научной деятельности (с 2014).

Большинство представителей научного сообщества негативно относились к реформе и к функционированию ФАНО . Высказываются мнения, что преобразования явились попросту новой стадией передела собственности в России, а также что оценка работы академических институтов силами ФАНО не была и не могла быть объективной. Тем не менее, учёные и избранный в 2017 году президент РАН А. М. Сергеев настроены на конструктивный диалог с властью .

В марте 2018 года А. М. Сергеев заявил о завершении реформирования РАН , хотя преобразования, в том числе изменения законодательной базы в сфере науки, будут продолжены. В мае того же года было принято решение о расформировании ФАНО и передаче его полномочий созданному Министерству науки и высшего образования .

Старт реформы академий наук

Изначальные идеи реформаторов

В конце июня 2013 года правительство России в лице Министерства образования и науки Российской Федерации инициировало процесс реорганизации РАН.

Изначально, предложения инициаторов реформы сводились к тому, чтобы ликвидировать три государственные академии - Российскую академию наук, Российскую академию медицинских наук и Российскую академию сельскохозяйственных наук - и создать вместо них одну общественно-государственную организацию под названием «Российская академия наук», передав её имущество в ведение федерального агентства, которое выступало бы в роли учредителя объединённой академии. Также предполагалась передача других отраслевых государственных академий наук - РАО , РААСН и РАХ - в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по примеру Российской академии ракетных и артиллерийских наук , которая с момента своего образования находилась в ведении Министерства обороны . В части академических званий предполагалось заменить двухступенчатую систему членства одноступенчатой и допустить возможность лишения звания «академик» его обладателя .

Согласно проекту закона, внесённому в Государственную думу 28 июня, предлагавшиеся на первом этапе реформирования меры имели характер административно-имущественной реорганизации и не предусматривали существенных изменений, касающихся регулирования научной деятельности государственных академий и подведомственных им организаций. Тем не менее, внесение в Думу такого законопроекта нарушало действующее законодательство, согласно которому должно проводиться общественное обсуждение вопросов подобного уровня важности .

Министр образования и науки Д. В. Ливанов заявил, что работающие в академических институтах учёные не заметят проводимых на данном этапе преобразований, а финансирование науки останется на прежнем уровне , но подчеркнул, что внесённый в Госдуму законопроект является лишь первым этапом коренных реформ российской академической науки. За этим последует «целая цепочка различных решений, которые должны определить, как организовать финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных. Будет определена система научных конкурсов, грантов , соотношение базового и проектного финансирования. Также будет поднят вопрос, как устроить кадровую систему в науке, системы окладов, предельный возраст для нахождения на административных позициях, порядок выборов или назначения директоров институтов» .

Аргументы сторонников реформы

В чисто научной плоскости, одним из аргументов в пользу реформы была низкая, по наукометрическим показателям, эффективность работы академии - и надежда за счёт реформы повысить общее число публикаций и индексы цитируемости .

Принятие закона № 253-ФЗ (2013) о реформе академий наук

Предложенный правительством законопроект о реорганизации Российской академии наук вызвал негативную реакцию со стороны научного сообщества . Тем не менее, 3 июля 2013 года законопроект был в спешном порядке принят Государственной думой в первом чтении , а 5 июля - во втором чтении с незначительными поправками.

Третье чтение, вопреки ранее объявленному плану, было отложено на осень . 18 сентября 2013 года закон о реорганизации Российской академии наук и других государственных академий был принят Думой . Фракцией КПРФ была предпринята попытка снятия законопроекта с рассмотрения, однако предложение коммунистов не нашло поддержки депутатов других фракций . 25 сентября окончательный проект закона был одобрен Советом Федерации и 27 сентября подписан президентом России .

По сравнению с первоначальным вариантом, под давлением научной общественности были внесены следующие изменения :

  • положения о ликвидации академий наук и создании некоей новой академии в форме полугосударственной организации заменены словами о реорганизации РАН путем объединения с РАМН и РАСХН;
  • основная цель РАН сформулирована как «проведение фундаментальных и прикладных исследований»;
  • полномочия между РАН и создаваемым Агентством (позднее названным Федеральным агентством научных организаций - ФАНО) разделены так, чтобы за ФАНО была закреплена только функция управления имуществом РАН;
  • возвращён статус юридических лиц существующим трём региональным отделениям РАН - Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному;
  • сохранена двухступенчатая система званий членов-корреспондентов и академиков, а право решения, как и когда избирать новых членов РАН, оставлено за РАН.

Вместе с тем, идея создания федерального агентства по управлению собственностью РАН и её научными институтами была оставлена в силе. Роль этого агентства, несмотря на модификации текста, осталась сформулированной нечётко, что открывало возможность передачи учредителю права управлять не только имуществом, но также организационной и научной деятельностью научных организаций академии.

Введённый в действие закон Российской Федерации № 253-ФЗ от 27 сентября 2013 года определил организационно-правовую форму Российской академии наук как некоммерческой организации, учреждённой Российской Федерацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения; установил цели академии в рамках государственной научно-технической политики; наделил академию особыми полномочиями, правами и обязательствами перед государством, а также оговорил особые условия государственного регулирования и участия государства в различных аспектах деятельности РАН, включая её реорганизацию, финансирование и отчётность перед главой государства и правительством страны .

Ход реформы академий наук

Административно-имущественная реорганизация (конец 2013)

В соответствии с № 253-ФЗ (2013), Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук были упразднены путём объединения с РАН. Как впоследствии констатировал академик В. Е. Фортов , объединение академий прошло бесконфликтно . Другие отраслевые государственные академии наук были сохранены, однако, в отличие от РАРАН , они были не переданы в ведение отраслевых федеральных исполнительных органов, а, так же, как РАН, подчинены напрямую правительству России.

Одновременно с № 253-ФЗ вышел Указ Президента РФ «О федеральном агентстве научных организаций » (ФАНО).

Реально, только после этого началась разработка положения о принципах работы ФАНО и его полномочиях. При этом для деятельности ФАНО не было сформулировано ни целей, ни задач, однако все ключевые вопросы, связанные с финансированием, имуществом институтов, социальной сферой, закупкой оборудования и реактивов, стали его прерогативой. В то же время полномочия исполнительных органов власти объявлялись ограниченными и не распространяющимися на научную деятельность РАН и её научных организаций .

Таким образом, планирование научной деятельности не было целиком передано ФАНО, но роль РАН стала второстепенной. В окончательный список из 1007 организаций, передаваемых в ФАНО, вошли все организации государственных академий, от научных институтов до ведомственных поликлиник и детских садов .

Этап реформирования научной деятельности (2014-2018 годы)

Фактически сразу обнаружилось два крупных упущения в законе о реформе: недооценка угрозы непродуманных сделок с недвижимостью академий после перехода её в распоряжение ФАНО, а также нечёткость разграничения правового статуса ФАНО и РАН.

Для предотвращения злоупотреблений с недвижимостью, президент РФ В. В. Путин - после контактов с главой РАН (на тот момент) В. Е. Фортовым - поручил правительству ввести на 2014 год жёсткий мораторий на решения по имуществу академии , который затем был продлён ещё на два года . Мораторий спас институты от немедленного растаскивания, но затем проблемы снова встали во весь рост.

В целях регулирования правил взаимодействия РАН и ФАНО в 2015 году правительством было подписало соответствующее постановление , которое В. Е. Фортов неформально назвал «принципом двух ключей » : ученые должны заниматься наукой, чиновники - административно-хозяйственной деятельностью. По факту, однако, оказалось, что ФАНО отказывается делиться полномочиями, вмешиваясь и в научное управление.

Летом 2014 года, в связи со значительными изменениями в статусе академии, включая присоединение РАМН и РАСХН , был принят новый устав Российской академии наук .

ФАНО наметило приблизительно один раз в пять лет проводить оценку эффективности деятельности подведомственных организаций , разделяя их на три группы: лидеров, стабильно работающих и отстающих. В отношении последних может быть принято решение «о реорганизации или ликвидации, а в отдельных случаях - о замене руководителя». В марте 2018 года из 454 прошедших проверку научных организаций к первой категории (лидеры в своих областях) было отнесено 142, ко второй - 205, к третьей - 107 . Чуть ранее, в конце 2017 года, приводились несколько иные данные , но после апелляции категорию некоторых институтов повысили или отменили результат их проверки.

ФАНО также начало, при поддержке правительства, масштабную реструктуризацию сети подведомственных учреждений . В рамках реструктуризации планируется оптимизировать их структуры, объединив ряд институтов в крупные исследовательские центры по отдельным большим научным направлениям . По состоянию на март 2017 года общий портфель комплексных центров, создаваемых на базе академических институтов, насчитывал 74 интеграционных проекта. Участие в них принимало 327 научных учреждений . В конце 2017 года около 400 учёных в открытом письме президенту РФ оценили реструктуризацию как «бессмысленную». Одновременно с «укрупнением» возникают центры коллективного пользования ФАНО (в конце 2017 года прошла конференция по данной проблеме), решаются вопросы систематизации доступа в подобные центры .

Приняв под свою юрисдикцию академические учреждения, ФАНО стало инстанцией, ответственной за осуществление планов правительства и президента РФ в научно-исследовательской сфере. Важнейшие из таких планов были изложены в Майских (2012 года) указах Президента - в первую очередь, в указе № 597 (п. 5) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» - и предполагали повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. В апреле 2018 года глава ФАНО доложил о выполнении задачи по увеличению зарплат учёным РАН ; оно, однако, вызвало межрегиональные диспропорции в оплате труда , а в некоторых случаях сопровождалось принудительным переводом сотрудников на часть ставки . Другим намерением было постепенное повышение роли грантового финансирования научных исследований . Начиная с 2014 года заработал созданный ранее Российский научный фонд (РНФ), выделяющий исследователям более крупные гранты, чем до того существовавшие фонды, например РФФИ .

Был взят курс на омоложение состава РАН и руководства институтов . Так, например, при выборах в Академию в 2016 году ряд вакансий был объявлен с возрастным ограничением. Как следствие, средний возраст академиков после выборов снизился до 73,7 года (перед выборами он был 76 лет), а членов-корреспондентов - до 66,7 года (70,4). Средний возраст директоров подведомственных учреждений уменьшился примерно на пять лет, составив около 59 (все данные - по состоянию на 2016 год ). Создан и уже несколько лет функционирует корпус сравнительно молодых профессоров РАН ; одна из рабочих групп в сообществе профессоров занималась вопросами реформы академий наук .

Повысилась роль РАН в системе государственной научной экспертизы . Эксперты РАН участвовали в подготовке проекта Стратегии научно-технологического развития России и плана ее реализации. В 2015-2016 годах проведена экспертиза более 50 программ и проектов: федеральных целевых программ «Русский язык», «Развитие образования на 2016-2020 годы», «Развитие транспортной системы России» и других.

Объявление о завершении реформы (2018 год)

На общем собрании РАН в конце марта 2018 года её президент А. М. Сергеев публично заявил , что «…этап реформирования академического сектора науки завершился», и что РАН «перешла в постреформенный период». Какого-либо знакового итога именно в этот момент подведено не было. По мнению «Независимой газеты », «академия окончательно приобрела узаконенный вид» : РАН превратилась в «некий корпус академических экспертов с неопределёнными полномочиями». Противостояние учёных со своим формальным начальством из ФАНО по-прежнему наблюдалось на каждой конференции научных работников , вплоть до момента расформирования ФАНО.

Несмотря на высказывания об окончании реформы, преобразования (в том числе в законодательной сфере) планируется продолжить. При этом, как отмечает А. М. Сергеев, постепенно удаётся находить «консенсус между РАН и властью». Примером успешного взаимодействия с органами власти Сергеев считает поддержанные руководством страны поправки к закону о РАН, повышающие статус Академии наук. В феврале 2018 года В. В. Путин внёс эти поправки на рассмотрение Госдумы ; уже 27 марта соответствующий законопроект о расширении полномочий РАН был принят Думой в первом чтении , а 10 июля - окончательно .

Реакция, оценки реформы

Протесты стартового периода (2013)

Внезапность, спешка, изолированность научного сообщества от процесса обсуждения предлагаемых чиновниками изменений и, вследствие этого, отсутствие консенсуса научных работников и чиновников относительно содержания, целей, задач и ожидаемых результатов реформирования российской академической науки вызвали ожесточённое сопротивление и критику со стороны российских и зарубежных учёных, в том числе членов РАН, сотрудников научных учреждений академии, членов совещательных учреждений при федеральных органах власти .

В совместном заявлении Совета по науке (председатель - академик А. Р. Хохлов) и Общественного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, выпущенном 30 июня 2013 года, члены этих органов признали давно назревшую необходимость изменения архаичной структуры организации науки в России и повышения эффективности работы государственных академий наук, однако выразили опасение, что принятие внесённого в правительство закона о реорганизации государственных академий наук «без обсуждения с научным сообществом… создаст системные проблемы, которые пагубно отразятся на состоянии российской науки». В частности, предложение о передаче управления научными организациями чиновникам и профессиональным управленцам было названо главной системной проблемой законопроекта, которая может привести к массовому падению результативности научной деятельности научных организаций и отдельных учёных. В заявлении подход правительства страны к реформированию академической науки сравнивался с шоковой терапией , а реализации навязываемых научному сообществу реформ в условиях нежелания правительства страны «считаться с сообществом, которое должно будет эти реформы проводить» предрекался провал.

Большое количество недоработок и сырых мест в проекте закона о реформе РАН особенно очевидны были членам Академии, профессионально занимающимся вопросами государства и права. На официальном сайте РАН были опубликованы замечания к проекту закона о реформе известного юриста-международника, академика А. Г. Лисицына-Светланова .

В знак протеста против предполагаемой реорганизации РАН ряд её членов 1 июля 2013 года подписали письмо об отказе войти в новую академию наук, послужившее формированию Клуба 1 июля . В дни обсуждения законопроекта в Госдуме в июле 2013 года в Москве, Иркутске, Перми, Новосибирске, Владивостоке и Санкт-Петербурге прошли митинги и другие акции протеста учёных, в которых участвовали сотрудники подведомственных РАН научных организаций. В некоторых протестных акциях, по оценкам их организаторов, приняли участие сотни человек . Активистами протестов было начато общественное движение «Сохраним науку вместе», под эгидой которого запущен сайт для распространения информации о протестных акциях и событиях, связанных с реорганизацией академии . По инициативе противников правительственной реформы, в конце августа 2013 года была созвана Конференция научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук» , в которой приняли участие более 2 тысяч представителей академической науки - членов РАН и сотрудников её научных учреждений и учебных заведений - и обсуждены вопросы реформирования академии. Конференция выразила несогласие с законопроектом и предложила свои поправки к нему. Поправки к законопроекту были также предложены президиумом РАН .

4 сентября 2013 года президент России В. В. Путин объявил о своём согласии с предложениями руководства РАН, однако поправки администрации президента к законопроекту, поступившие в Госдуму 13 сентября, были расценены частью учёных как обман со стороны Путина .

Протестное движение учёных продолжилось после введения закона о реорганизации РАН и других государственных академий наук. Профсоюз работников РАН собрал более 124 тысяч подписей против нового закона, которые были переданы в администрацию президента России, и организовал 13 октября 2013 года митинг на Площади Революции в Москве, собравший по подсчётам организаторов более 2 тысяч. человек .

Существовали подозрения, что за законопроектом о реорганизации РАН стоял член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук . Ряд изданий сообщал, что Ковальчук, которого несколько раз не избирали академиком, а в мае 2013 года не утвердили на посту директора , воспользовался дружбой своего брата с Владимиром Путиным и затеял эту реформу из-за личной обиды . По словам академика В. Е. Захарова , реформа РАН инициирована «ради того, чтобы пересадить человека [Михаила Ковальчука] из членкора в академики» ; подобную точку зрения публично высказывали и другие учёные . Сам Михаил Ковальчук неоднократно высказывался за реформирование РАН, а в одном из интервью заявил, что «Академия должна неминуемо погибнуть, как Римская империя» .

Звучали и иные точки зрения, а именно что эти реформы, как и реформы в системе образования, являются частью более крупного плана, направленного на превращение РФ в страну с низким уровнем науки и образования, и соответственно - низким уровнем развития технологий, поставщика недорогого сырья и потребителя дорогой высокотехнологичной продукции . Проводимая реформа соответствует такой цели и согласуется с результатами экономических реформ в РФ (после распада СССР в 1991 г.).

Критика учёными текущих (2014-2018 годы) результатов

К концу 2013 года массовые протестные акции учёных, выступающих за отмену закона о реорганизации РАН, прекратились. Однако в течение всех последующих лет на разных уровнях - от рядовых сотрудников до высшего руководства РАН - высказывались крайне отрицательные мнения о деятельности ФАНО и о реформе в целом.

Господствует точка зрения, что «во главе ФАНО оказались люди, не имеющие ни малейшего представления о том, как работает наука, просто по причине отсутствия какого-либо научного образования. За единичными исключениями это пресловутые “управленцы” - продукт перепроизводства юристов и экономистов в последние десятилетия» .

Особенно жёсткой критике подвергалось так и не конкретизированное разделение полномочий между ФАНО и РАН. Весной 2015 года член президиума РАН В. А. Черешнев высказался так : «Опыт полутора лет [реформы] показал: институты надо возвращать в академию, Государство должно иметь мужество исправлять свои ошибки, и делать это быстро!». Примерно через год президент РАН В. Е. Фортов говорил о «проблеме двух ключей - разграничении полномочий академии и ФАНО. Если раньше сторонам как-то удавалось находить общий язык, то чем дальше, тем конфликтных ситуаций возникает всё больше» . Тот же Фортов, в 2017 году, рассказал «Интерфаксу» об отторжении академиками реформы: «Сегодня уже ясно, что цели и методы реализации реформы оказались далеки от реальных нужд и потребностей и науки, и учёных. Почти 80 процентов учёных не понимают и не поддерживают реформу» . В начале 2018 года академик Н. Н. Казанский отмечал, что «роль Академии в науке оказывается сведённой к нулю, а всем управляет структура, которая по замыслу правительства должна была заниматься только хозяйственными делами» .

В ряде случаев возмущение учёных вызвало необоснованное объединение институтов : например, была попытка слияния нескольких институтов широкого диапазона «от космофизических исследований до малочисленных народов Севера» .

Одним из отмеченных промежуточных отрицательных результатов реформы стало усиление оттока молодых специалистов за рубеж . Как отмечалось в январе 2014 года (ещё до резкого изменения валютного курса, произошедшего во второй половине того же года), «реформа РАН была воспринята молодыми учёными негативно. 72,5% относятся к ней «отрицательно» или «скорее отрицательно» и не ждут ничего хорошего от её результатов… возможности эмиграции в случае ухудшения ситуации не исключают более половины опрошенных» . Ситуация не изменилась и к 2017 году, как отметил в докладе главный учёный секретарь Президиума РАН М. А. Пальцев .

Институтам РАН пришлось также столкнуться со значительным ростом документооборота и отчётности, нередко бессмысленной.

В конце 2017 года группа из примерно 400 академиков и видных учёных опубликовала открытое письмо президенту России с призывом о «срочном изменении статуса РАН… и возвращении институтов под руководство РАН». Реакция на это письмо, как и на более раннее обращение примерно с тем же содержанием, была минимальной.

О положительных моментах реформы

Отдельные мероприятия и намерения, связанные с реформой (при негативной её оценке в целом), вызывают понимание и, частично, поддержку научной общественности.

Многие учёные считают, что РАН уже давно нуждалась в реформировании - это отмечалось и в опросах на рубеже 2013-2014 годов и в последующих публикациях, в том числе даже критических. Например, директор Института географии РАН полагает , что «…многим стало ясно, что в сфере организации науки в России действительно надо было что-то делать - и чтобы преодолеть растущее отставание российской науки во многих областях знаний, и чтобы в институты пришла молодежь, и чтобы преодолеть разрыв между наукой и высшим образованием, и чтобы более справедливо и рационально распределять ресурсы. К сожалению, те перемены, которые произошли, эти задачи ни в какой степени не решили».

Как положительный новый момент оценивается учреждение Российского научного фонда , причём выигравшие гранты этого фонда отмечают существенное улучшение материального положения участников поддержанных проектов, в отличие от небольших грантов МОН или РФФИ в прошлом.

Проведённое омоложение руководства некоторых академических институтов, а также избрание сравнительно молодых, по академическим меркам, учёных в «основной состав» РАН и профессорами РАН также воспринимается как разумная инициатива организаторов реформы.

Объявленная задача поднятия уровня цитируемости работ российских авторов, несмотря на её формальность, также не вызывает непонимания. «То, что у нас есть проблемы с цитируемостью в ведущих западных топ-журналах - это является фактом. Думаю, что при достаточной поддержке учёных, при создании условий для них, мы эту проблему решим в ближайшее время. Да, поднять индекс - такая цель поставлена, и это одна из задач при реформе академии», - прокомментировал проблему ректор МГУ академик Виктор Садовничий .

Возможные перспективы

До мая 2018 года оставалась актуальной проблема чёткого разграничения полномочий ФАНО и РАН, но после упразднения ФАНО она перешла в плоскость налаживания отношений РАН с Министерством науки и высшего образования . Это министерство было образовано в результате разделения функционировавшего в 2004-2018 годах Минобрнауки России на два отдельных ведомства и, по замыслу, должно перенять управленческую роль теперь уже бывшего ФАНО. Первая реакция учёных и экспертов на данные преобразования была сдержанно-оптимистической .

Избранный в 2017 году новый президент РАН А. М. Сергеев при всех обстоятельствах нацелен на конструктивный диалог с властью и с новосозданным министерством .

См. также

Примечания

  1. И. Буранов. Дмитрий Медведев реформирует РАН (неопр.) . Коммерсантъ (27 июня 2013). - «Важно дать возможность ученым заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственной функции управления имуществом и коммунальным хозяйством»
  2. Реформа РАН (информационная подборка «Российской газеты») (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 1 октября 2017.
  3. Реорганизация Российской академии наук 2013: хронология, мнения, протесты, наука в РАН (прошедшие акции протеста) (неопр.) . Дата обращения 1 октября 2017.
  4. Р. Садыкова. (неопр.) . Московский комсомолец (23 февраля 2017). Дата обращения 5 октября 2017.
  5. П. Звездина. Новый президент РАН выступил против закрытия ФАНО (неопр.) . РБК (28 сентября 2017). - ««…в той ситуации… когда есть РАН и ФАНО, мы можем… конструктивно выстроить свои отношения. Но это должно происходить в рамках корректировки правового поля», - подчеркнул Сергеев ». Дата обращения 1 октября 2017.
  6. Президент РАН заявил о завершении реформирования академии (неопр.) . ТАСС (29 марта 2018). Дата обращения 30 марта 2018.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Дата обращения 16 мая 2018.
  8. Путин предложил поправки к закону о реформе РАН // Lenta.ru , 04.07.2013
  9. И. Дежина. Реформа РАН: попытки и итоги (неопр.) . Polit.ru (3 августа 2014). Дата обращения 22 января 2018.
  10. В России грядёт реформа РАН (рус.) // Финам. - 2013-06-27.
  11. Дмитрий Ливанов: «Поведение Фортова - просто лицемерие» (рус.) // Известия: офиц. интернет-ресурс газеты. - 2013-07-05.
  12. РЕН-ТВ: РАН перестала заниматься наукой
  13. Мамонты уходят за бугор // Новая газета
  14. Закулисье РАН // Независимая газета , 10.09.2013
  15. Бизнес по науке
  16. Эксперты: В президиуме РАН обнаружили мафию
  17. Эксперты: коррупция в РАН беспрецедентна
  18. Скандал: должна ли РАН «торговать» квартирами и ледоколами // Собеседник
  19. Строительство жилого комплекса на землях РАН отменено
  20. Волчкова Н. Как делается кино
  21. Штерн Б. Грязевая артиллерия // Троицкий вариант - Наука , 10.09.2013
  22. Веденеева Н. Вице-президент Академии наук подал заявление в прокуратуру на авторов фильма «Диагностика РАН» // Московский комсомолец , 12.09.2013
  23. Депутаты проголосовали за реформу РАН Lenta.ru , 03.07.2013
  24. Госдума приняла во втором чтении законопроект о реформе РАН
  25. Госдума проявила академический подход (рус.) // Новая политика: интернет-журнал. - 2013-09-11.
  26. Семушкин С. Учёным выделили в три раза больше денег на науку, а управлять имуществом Академии будут чиновники // Комсомольская правда
  27. Воронов А. Учёные остались без имущества: принят закон о реформе РАН // Коммерсантъ , 18.09.2013
  28. У Госдумы прошла несанкционированная акция против реорганизации РАН , Грани.ру: ежедн. интернет-газета , Грани.ру (17 сентября 2013). Дата обращения 29 марта 2014.
  29. Совет Федерации одобрил закон о реформе РАН // Газета.Ru , 25.09.2013
  30. Подписан закон о реформе Российской академии наук // Kremlin.ru , 27.09.2013
  31. Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (неопр.) . Российская газета (30 сентября 2013). Дата обращения 29 января 2018.
  32. Н. Волчкова. Гладко на бумаге. Полномочия РАН и ФАНО еще предстоит разделить (неопр.) . Газета «Поиск» (17 июня 2016). Дата обращения 24 января 2018.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 735 «О Федеральном агентстве научных организаций» (неопр.) . Российская газета (30 сентября 2017). Дата обращения 22 января 2018.
  34. Госдума окончательно приняла закон о реформе РАН (рус.) // Новая политика: интернет-журнал. - 2013-09-18.
  35. Путин поручил правительству обеспечить годовой мораторий на распоряжение имуществом РАН (неопр.) . ТАСС (15 января 2014). Дата обращения 23 января 2018.
  36. Путин заявил о продлении моратория на имущество РАН (неопр.) . Газета.ru (21 января 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  37. Об утверждении правил координации деятельности ФАНО России и Российской академии наук (неопр.) . Сайт правительства России (29 мая 2015). Дата обращения 23 января 2018.
  38. Два ключа от РАН (неопр.) . Российская газета (31 мая 2015). Дата обращения 23 января 2018.
  39. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2014 г. No. 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"» (неопр.) . Сайт правительства России. Дата обращения 23 января 2018.
  40. Особенности ведомственной оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России (неопр.) . Сайт ФАНО. Дата обращения 23 января 2018.
  41. Приказ ФАНО России от 30 марта 2018 г. № 157 «Об отнесении научных организаций… к соответствующей категории…» (список) (неопр.) . Сайт ФАНО (30 марта 2018). Дата обращения 4 апреля 2018.
  42. Ю. Медведев. (неопр.) . Российская газета (3 апреля 2018). Дата обращения 4 апреля 2018.
  43. Н. Волчкова. Маловато лидеров? Выводы оценочной комиссии подпортили ученым праздник (неопр.) . Газета «Поиск» (29 декабря 2017). Дата обращения 23 января 2018.
  44. Путин поручил ускорить реструктуризацию сети научных организаций (неопр.) . РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  45. (неопр.) . Сайт ФАНО (14 марта 2017). Дата обращения 23 января 2018.
  46. ФАНО систематизирует доступ в центры коллективного пользования (неопр.) . Сайт «Новости сибирской науки» (4 мая 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  47. Правительство РФ . Указ президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» . - 2012. - 7 мая.
  48. Глава ФАНО доложил Медведеву о выполнении задачи по увеличению зарплат ученым РАН (неопр.) . ТАСС (4 апреля 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  49. Н. Волчкова. Могут повторить. Профсоюз РАН готов к новым акциям протеста (неопр.) . Газета «Поиск» (23 февраля 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  50. Н. Веденеева. Ученым удваивают зарплату путем перевода их на полставки (неопр.) . Московский комсомолец (18 января 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  51. Депутат: переход на грантовую систему в науке – позитивный тренд (неопр.) . РИА Новости (16 января 2014). Дата обращения 23 января 2018.

Пенсионная реформа 2013

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов.

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях. Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения. В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

МОСКВА, 23 дек — Прайм. Пенсионная реформа 2013 года по своим масштабам и непредсказуемости станет, пожалуй, одним из самых запоминающихся событий уходящего года в России.

Обнуление накопительной пенсии "молчунов", мораторий на перечисление накоплений, принятие пенсионной формулы и изъятие пенсионных накоплений за 2014 год в пользу распределительной системы — все это вызвало шок и бурную дискуссию в обществе.

В соответствии с реформой, с 2015 года страховая часть пенсии будет рассчитываться по пенсионной формуле не в абсолютных цифрах, а в пенсионных баллах, исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Величину этого балла будет определять правительство. Таким образом, самим россиянам становится фактически невозможно подсчитать размер своей будущей пенсии.

Пенсионные накопления граждан за 2014 год, независимо от их желания, будут направлены в распределительную систему, что будет компенсировано опять же пенсионными баллами, зачисленными в страховую часть. Эта мера стала самой непопулярной из всех предлагаемых и вызвала шквал критики со всех сторон, не исключая и некоторых чиновников правительства.

С 2014 года также вводится мораторий на перечисление пенсионных накоплений от Пенсионного фонда РФ (ПФР) в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом пенсионные накопления "молчунов" с 2014 года сокращаются до нуля, но у россиян продлевается право выбора УК или НПФ до конца 2015 года.

Как все начиналось

Пенсионные системы в разных странах За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование. Подробности - в подборке РИА Новости.

Безусловно, реформирование пенсионного рынка приведет к уменьшению количества УК и НПФ. Из-за повышения требований к деятельности НПФ процедуру акционирования смогут пройти не все фонды, а ЦБ в ходе своих проверок может "отсеять" еще часть неблагонадежных игроков.

По оценке экспертов, через 2-3 года с российского рынка уйдет более половины ныне работающих фондов. При этом активизируются процессы слияний и поглощений, начавшиеся в этом году.

"Чистка" управляющих компаний уже началась. ПФР в этом году не перезаключил договоры на управление средствами пенсионных накоплений на следующие пять лет с 17 из 51 частных УК. Более того, ПФР разрабатывает бенчмарк, по которому с 2014 года будет оцениваться работа управляющих компаний. Одним из главных критериев станет результат управления пенсионными накоплениями за отчетный период.

В свою очередь, первый зампред ЦБ, руководитель службы Банка России по финансовым рынкам Сергей Швецов в интервью агентству "Прайм " заявлял, что управляющие компании, которые "сильно отклоняются от средней доходности как в ту, так и в другую сторону, будут объектами пристального внимания регулятора".

Власти рассчитывают, что в итоге на рынке останутся только крупные, надежные и технологичные игроки, которые смогут обеспечить гражданам РФ достойную пенсию. Самим же россиянам остается надеяться, что пенсионная система будет меняться не столь часто и не столь шокирующе, как в уходящем году.

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии. Принципы и методика ее определения, новая пенсионная формула, описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система , включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении размера страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% - в страховую.

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов - максимум годовой зарплаты, взносы с которой правительство разрешает учитывать при формировании страховой и накопительной частей пенсии. Предельную величину правительство ежегодно индексирует с учетом роста средней зарплаты по стране. В 2013 году взносооблагаемый максимум зарплаты составил 568 тыс. рублей в год, или 47 тыс. рублей в месяц. С фонда оплаты труда в пределах этой суммы взимаются страховые взносы по ставке 22%, а свыше - по ставке 10%. Эти 10% не сказываются на размере будущей пенсии работника, а напрямую поступают в «солидарный кошелек». Поэтому люди, получающие более высокую зарплату, скептически относятся к системе обязательного пенсионного страхования, предпочитают самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости.

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров - не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Дефицит средств в Пенсионном фонде

Пенсии периодически индексируются и повышаются. Но с каждым годом пенсионеров становится все больше, а граждан в трудоспособном возрасте - все меньше . Собираемых страховых взносов на всех пенсионеров уже не хватает, дефицит ПФР превышает 1 трлн рублей. Для сокращения объема пенсионных выплат многие специалисты предлагают повысить пенсионный возраст , который в России остается одним из самых низких, и отказаться от многочисленных льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию. Но на эти непопулярные, социально взрывоопасные меры российские власти не идут.

Локальный выход нашли в том, что на 2014 год заморозили накопительную часть пенсии - все страховые взносы независимо от возраста работника полностью отправляются на формирование страховой части пенсии, пойдут на латание дыры в бюджете Пенсионного фонда. Министр труда и социальной защиты М. Топилин : «Средства обязательной накопительной части пенсии фактически изымаются из пенсионной системы , не могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Это создает 300-400 млрд рублей дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому накопительная составляющая должна перестать быть обязательной и перейти в разряд добровольной».

В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию. Средний размер страховой пенсии по старости в середине 2013 года составлял 10 тыс. рублей, или примерно 1,7 прожиточного минимума пенсионера. В результате пенсионной реформы правительство рассчитывает довести этот показатель до 2,5 к 2030 году.

В будущем государство обещает вернуть позаимствованную в 2014 году накопительную часть пенсии. М. Топилин : «Ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда работник получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением».

Пенсионная реформа

Законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», принятые 28 декабря 2013 года, составляют основу пенсионной реформы. Они вступают в действие 1 января 2015 года. Но в полной мере заработают для тех, кто начнет трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период.

С 2015 года пенсия будет делиться на страховую и накопительную , а также включать фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии.

Новое в пенсионной реформе.

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года (при этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся и войдут в будущую пенсию) или сохранить. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% - в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника.

Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года. Принципы и методика определения ИПК после 1 января 2015 года и новая пенсионная формула описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Новая пенсионная формула

Страховая пенсия по старости с 1 января 2015 года будет определяться по новой пенсионной формуле:

Индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года. Все уже сформированные права на страховую часть пенсии, учтенные на индивидуальном лицевом счете работника, сохранятся. Они будут как-то пересчитаны в 2014 году из рублей в баллы и составят ИПК до 1 января 2015 года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент после 1 января 2015 года представляет собой сумму годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы - с 1 января 2015 года и до момента выхода работника на пенсию.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент будет складываться из начислений в зависимости от годовой зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов и начислений за полный календарный год нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж (военная служба по призыву, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5 лет и др.):

В этой формуле начисленные за данный год взносы на страховую пенсию (работник отказался от накопительной пенсии - тариф 16%, не отказался - 10%) делятся на некий нормативный, единый для всех, показатель. Это максимально возможная сумма взносов, которую удалось бы получить, применив высший тариф 16% к предельной взносооблагаемой годовой зарплате в России.

Предельная (максимальная) величина годовой зарплаты в стране для начисления страховых взносов ежегодно устанавливается правительством. Она зависит от средней зарплаты по стране и поправочного коэффициента. В 2013 году взносооблагаемый максимум составлял 568 тыс. рублей в год. Авторы новой пенсионной формулы предлагают постепенно увеличить этот коэффициент с нынешних 1,8 до 2,3 к 2021 году в надежде повысить заинтересованность более высокооплачиваемых работников в формировании страховой пенсии.

Максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент используется для того, чтобы дополнительно стимулировать работников отказываться от накопительной пенсии. С 2021 года и далее он будет равен 10 баллам у тех, кто формирует только страховую пенсию, и 6,25 баллам - у кого за счет страховых взносов формируются и пенсионные накопления.

Законом «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение максимального годового индивидуального пенсионного коэффициента:

Условный пример. В 2016 году за работника, у которого формируется только страховая пенсия, работодатель перечислил в Пенсионный фонд страховые взносы с годовой зарплаты 430000 рублей (35000 в месяц) по тарифу 16%, то есть 68800 рублей (430000×0,16). Максимальная взносооблагаемая годовая зарплата, допустим, была установлена правительством в размере 580000 рублей. Нормативные взносы с нее по тарифу 16% составили 92800 рублей (580000×0,16). Максимальный годовой индивидуальный коэффициент в 2016 году равен 7,83. Значит годовой индивидуальный пенсионный коэффициент составит: 68800: 92800×7,83 = 5,80 баллов.

Очевидно, что получить максимальные 10 баллов в год, удастся, если зарабатывать не менее максимальной зарплаты в стране, облагаемой страховыми взносами, и то не ранее 2021 года (92800: 92800×10 = 10). Предполагается, что до 2022 года уровень предельной зарплаты будет повышен до 1 млн рублей в год (83,3 тыс. рублей в месяц).

По аналогии, для работника, формирующего страховую и накопительную пенсии, годовой индивидуальный пенсионный коэффициент в 2016 году составит: 430000×0,10: 92800×4,89 = 2,26 баллов. Максимально такой работник сможет получить с 2021 года существенно меньше 6,25 баллов, поскольку с максимальной взносооблагаемой зарплаты взносы у него будут начисляться по тарифу 10% (580000×0,1 = 58000), а не 16%, то есть 58000: 92800×6,25 = 3,91. Ситуация не изменится и при росте предельной зарплаты до 1 млн рублей: 100000: 160000×6,25 = 3,91.

Начисления за полный год нестраховых периодов. В страховой стаж засчитываются не только трудовой стаж, когда за работника перечисляются страховые взносы в ПФР, но и социально значимые нестраховые периоды - военная служба по призыву, служба в органах внутренних дел и других силовых органах, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5-летнего возраста, уход за ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет, получение пособия по временной нетрудоспособности и др. Вводится новый оплачиваемый нестраховой период - уход за четвертым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. За нестраховые периоды присваиваются особые баллы за полный год, если гражданин не работал. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась меньше 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек может выбрать более выгодный для него.

За каждый год военной службы по призыву будет начисляться 1,8 балла.

Одному из родителей, ухаживающему за детьми до 1,5-летнего возраста, будет начисляться: за первого ребенка - 1,8 балла за год декретного отпуска, за второго - 3,6 балла, за третьего - 5,4 балла, за четвертого ребенка - тоже 5,4 балла. Это положение касается родителей, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года.

Повышающий коэффициент для индивидуального пенсионного коэффициента. Пенсионный возраст формально остается неизменным - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но авторы пенсионной реформы с помощью повышающего коэффициента пытаются стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию. Коэффициент применяется, если страховая пенсия назначается позднее возникновения права на нее, то есть человек продолжает работать, и за него отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Повышающий коэффициент зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

То есть человек, который проработает сверх пенсионного возраста 5 лет, увеличит индивидуальный пенсионный коэффициент на 45%, 10 лет - в 2,32 раза. Если же он будет работать больше 10 лет, то коэффициент останется 2,32.

Стоимость балла зависит от того, сколько денег имеет Пенсионный фонд в данном году и сколько баллов предъявили все желающие получить страховую пенсию. Стоимость балла будет определяться по формуле:

В законе «О страховых пенсиях» зафиксирована начальная стоимость балла на 1 января 2015 года - 64,1 рубля. Предусмотрено, что ежегодно 1 февраля стоимость балла будет увеличиваться на индекс роста потребительских цен (инфляции) за прошедший год. Хотя источники поступления денег на эти цели не названы. 1 апреля стоимость балла станет устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты и произведенной корректировкой на индекс инфляции.

Фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от доходов бюджета ПФР. При этом методика и принципы определения величины трансфертов из федерального бюджета не согласованы даже на начальном уровне и не упоминаются в законах о новой пенсионной реформе. Но в законе «О страховых пенсиях» сказано, что ежегодное увеличение стоимости балла не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Условный пример. Мужчина к 60 годам заработал 300 баллов и продолжал работать еще 5 лет. За это время его индивидуальный пенсионный коэффициент мог вырасти максимум до 350 баллов (не более 10 баллов в год). Умножив их на повышающий коэффициент отложенного на 5 лет выхода на пенсию, получим существенно возросшую величину ИПК: 350×1,45 = 507,5 баллов. А сколько будет стоить 1 балл, предсказать невозможно. То есть какую пенсию мужчина получит в рублях, он узнает только во время обращения за ее начислением. Это будет зависеть от состояния «кошелька» Пенсионного фонда (скопившихся в нем страховых взносов и возможностей госбюджета делиться с пенсионерами), от числа всех захотевших стать пенсионерами и от суммарной величины накопленных ими баллов, предъявленных для «отоваривания». Допустим, стоимость балла осталась 64,1 рубля. Тогда получим: 300×64,1 = 19230 рублей, а через 5 лет 507,5×64,1 = 32530 рублей.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Она - аналог фиксированного базового размера страховой части в нынешней пенсионной формуле, который в 2013 году составлял 3610 рублей. Этот показатель правительство ежегодно индексирует 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (с 1 февраля 2014 года - 3845 рублей), а с 1 апреля вправе дополнительно увеличить с учетом роста доходов Пенсионного фонда. В законе «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в размере 3935 рублей в месяц. Эта единая для всех нормативная величина увеличивается для льготных категорий населения и для тех, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста.

Повышающий коэффициент для фиксированной выплаты предусмотрен для дополнительного стимулирования позднего выхода на пенсию. Он зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

Условный пример. Продолжим предыдущий пример, когда мужчина к 60 годам заработал 300 баллов, проработав еще 5 лет, и повысил свой ИПК до 507,5 баллов. Параллельно у него увеличится фиксированная выплата к страховой пенсии: 3935×1,36 = 5352 рубля. Вряд ли такой прирост будет иметь значимый стимулирующий эффект.

Фиксированная выплата к страховой пенсии, кроме того, повышается на 100% лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы; на 50% - проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин; на 30% - проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин; на 33% - лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, на каждого нетрудоспособного, но не более трех; на 25% - тем, кто проработал не менее 30 лет в сельском хозяйстве и остался жить на селе, если за них уплачивались страховые взносы в ПФР.

Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. По данным Минтруда, 30 баллов россияне смогут заработать, если будут перечислять 16% взносов на формирование страховой пенсии, отказавшись от накопительной, в течение 15 лет с двух МРОТ или в течение 30 лет - с одного МРОТ. В 2013 году МРОТ равнялся 5205 рублей.

Пороговая величина индивидуального пенсионного коэффициента , дающая право на получение страховой пенсии, будет нарастать постепенно - на 2,4 балла ежегодно:

Начальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 6,6 балла) появится у работника в результате пересчета в 2014 году в баллы его страховой части пенсии, зафиксированной на индивидуальном лицевом счете (индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года).

Пороговый страховой стаж , дающий право на получение пенсии, с нынешних 5 лет будет ежегодно увеличиваться на 1 год:

Средний стаж при выходе на пенсию составляет в России 34 года, получателей пенсии по старости со стажем 5-10 лет - менее 1%. Максимальную пенсию обеспечит стаж не менее 30 лет. Как уже говорилось, в страховой стаж засчитываются, кроме трудового стажа, социально значимые нестраховые периоды. Учитываемый в страховом стаже период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими 1,5-летнего возраста составит в общей сложности не более 6 лет (прежде - 3 года). За каждый год военной службы по призыву будет засчитываться один год нетрудового стажа, учитываемого в страховом стаже. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась менее 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, получат право обратиться в Пенсионный фонд за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины в 65 лет). Кроме того, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Для тех, кто уже на пенсии, их действующие пенсионные права будут пересчитаны в баллы, они продолжат получать ту же пенсию.

Обсуждение пенсионной реформы 2013-2014 годов в России с каждым новым днём набирает обороты. В Правительстве страны, Министерстве труда, Министерстве финансов, в Пенсионном фонде и Госдуме в начале сентября текущего 2013 года проходят ожесточённые споры о судьбе пенсионных выплат.

Пенсионная реформа 2014 года необходима в первую очередь самим гражданам

До 2002 года в РФ пенсии гражданам обеспечивались, главным образом, отчислениями всех работодателей в соответствующие фонды, а также взносами работающих граждан. Такая система была возможна в экономических условиях, характерных для советского периода, то есть до перехода к рынку. Но Рубикон был пройден. Кроме того, на фоне ухудшения демографической ситуации – резкое снижение рождаемости с 1990 года по 2000 год — возникла серьезная угроза дефицита бюджетных средств в Пенсионном фонде страны. Это означает, что количество работающих граждан будет неуклонно сокращаться, а численность пенсионеров увеличиваться.

Исходя из такой пессимистичной перспективы, правительство еще в 2002 году преступило к проведению в стране пенсионной реформы. Сейчас установлен и действует новый механизм образования и функционирования Пенсионного фонда, а также другой порядок исчисления пенсий гражданам. На сегодняшний день мы имеем следующую картину:

Будущая пенсия любого гражданина России состоит из двух частей, страховая же часть находится в прямой корреляции (или зависимости) от размера заработной платы сотрудника и формируется из взносов, выплаченных работодателями в Пенсионный фонд на протяжении всей трудовой деятельности. Средства этой части будущей пенсии можно назвать «виртуальными», поскольку они фактически используются для выплат пенсий нынешним пенсионерам.

  1. Страховая часть выплачиваемой пенсии текущим пенсионерам индексируется государством соизмеримо с величиной инфляции и ростом заработной платы в стране. Понятно, что при постепенном уменьшении числа работающих граждан государству будет всё труднее пополнять её.
  2. Накопительная часть будущей пенсии тоже формируется за счёт средств работодателей.

Работодатель перечисляет страховой взнос, равный 22% от фонда оплаты труда своего сотрудника. Эти средства делятся на солидарную (16%) и накопительную(6%) части.

Накопительной частью будущей пенсии человек может распоряжаться по своему усмотрению:

  • отдать её в управление Пенсионному фонду;
  • отдать в распоряжение управляющей компании;
  • направить в негосударственные пенсионные фонды.

Размер накопительной части может быть увеличен за счёт дополнительного дохода от инвестирования.

Новая пенсионная формула

Вице-премьер Правительства страны Ольга Голодец 11 сентября 2013 года высказалась о том, что Правительство РФ приняло решение одобрить новый механизм вычисления пенсий – или «расчётную формулу» как ее еще иногда называют. Ключевым моментом нововведения является тот факт, что страховая часть теперь будет измеряться уже не в абсолютных величинах (то есть рублях) как было ранее, а в пенсионных коэффициентах – тех, которые были накоплены гражданином за период всей трудовой деятельности.

Теперь будущая пенсия будет состоять из страховой части, но уже с учётом пенсионных добавок с расчетом индивидуального коэффициента в сумме с фиксированными платежами, плюс также из накопительной части, которая уже и была ранее.

По мнению разработчиков нового расчёта, такой подход к начислению пенсии будет стимулировать человека трудиться дольше, чтобы уровень пенсии был выше. В настоящее время идёт активное и острое обсуждение этого проекта пенсионной реформы, нацеленной на пополнение Пенсионного фонда, при этом, не повышая пенсионный возраст для будущих пенсионеров и не урезая выплаты нынешним пенсионерам.

Депутаты Государственной Думы будут голосовать против пункта проекта, внесённого Министерством финансов, касающегося работающих пенсионеров. Они должны получать пенсию в полном объёме как и неработающие пенсионеры, а не её часть, как предложено в документе. Заметим, что председатель комитета, занимающийся делами по труду, соц. Политике, а также делам ветеранов – А. Исаев справедливо отметил, что: пенсионеры в стране работают не потому, что им, как может показаться, делать нечего, а чтобы сформировать более приемлемый жизненный уровень.

  • Остаётся открытым и обсуждается вопрос о ежегодном пересчёте пенсий для работающих пенсионеров. В проекте предлагается отказаться от пересчёта.
  • Идут жаркие споры и нет единого мнения в вопросе льготного стажа для выхода на заслуженный отдых для учителей и врачей. Министерство финансов выступает за поэтапную отмену льгот. Напомним, льготный стаж в настоящее время дает право врачам и учителям выходить на раньше, чем среднестатистический гражданин за соответствующую выслугу лет (для учителей необходимый стаж составляет 25 лет работы, а для медицинских сотрудников – 27).
  • Остаётся открытым вопрос о предложении Министерством труда продлить программу государственного софинансирования, заключающаяся в увеличении накопительной части пенсий граждан за счет добровольных взносов с учетом, что государство также будет производить доплату в соответствующем размере (пропорционально вкладу гражданина). Однако, Министерство финансов дало отрицательный ответ на это предложение, хотя обсуждение вопроса все еще продолжается.
  • Следующий момент, по которому пока не выработано единого решения и идут споры – это оплата нестрахового периода — времени, когда женщина, ранее работавшая, теперь находится в вынужденном отпуске для ухода за своим ребёнком, возраст которого составляет до полутора лет.
  • Кто будет утверждать каждый год стоимость пенсионного коэффициента, используемого в формуле пересчёта пенсий? В проекте – Правительство постановлением. Депутаты считают, что законом, утверждённым парламентом стран.
  • Непростая судьба и у накопительной части. Гражданам, родившимся после 1967 года, предложено или сохранить её в объёме 6%, или сократить до 2% в сторону увеличения страховой части. О своём выборе будущие пенсионеры должны сообщить (заявить) до конца 2013 года. Если заявления не последовало, то накопительная часть будет принудительно уменьшена до 2%.

От введения новой пенсионной формулы расчёта выиграют те граждане, кому выплачивается «белая» зарплата, а также те, кто проработает больше необходимого трудового стажа. Заметно проиграют высокооплачиваемые работники, поскольку изменения предполагают ограничение размеров заработной платы, с которой будут взиматься взносы, до 47 333 рублей.

Предполагается ввести дополнительный коэффициент стажа, увеличивающий пенсионные выплаты, для женщин, трудовой период которых составил от 30 до 40 лет; и для мужчин, трудовой стаж которых находится в интервале от 35 до 45 лет. Если гражданин добровольно принимает решение о том, что будет выходить на заслуженный ими отдых в несколько более пожилом возрасте, величина его будущей пенсии существенно возрастёт.

Мнения экспертов

Некоторые эксперты считают, что новая пенсионная расчётная формула – не что иное, как завуалированное весьма аккуратно повышение пенсионного возраста граждан: вышедший на заслуженный отдых гражданин будет вынужден либо довольствоваться небольшой пенсией, либо продолжать работать какое-то время для увеличения ее размера.