Обманутые ожидания психология. Типы выдвижения

В пражской школе Американский Английский

выдвижением и

экспрессивностью


Суть эффекта обманутого ожидания состоит в следующем: непрерывность, линейность речи означа­ет, что появление каждого отдельного элемента подготовлено предшествующими и само подготавливает последующие. Чита­тель его уже ожидает, а он заставляет ожидать и появления дру­гих. Последующее частично дано в предыдущем. При такой связи переходы от одного элемента к другому малозаметны, сознание как бы скользит по воспринимаемой информации. Однако если на этом фоне появляются элементы малой вероятности, то воз­никает нарушение непрерывности, которое действует подобно толчку: неподготовленное и неожиданное создает сопротивле­ние восприятию, преодоление этого сопротивления требует уси­лия со стороны читателя, а потому сильнее на него воздейству­ет.

Важным фактором является усиление ожидания непосред­ственно перед появлением элемента малой предсказуемости, т.е. увеличение упорядоченности элементов контекста. Отсюда воз­никают расположения последовательностей слов по линиям наивысшей и наименьшей вероятности.

Обманутое ожидание может наблюдаться на разных уровнях: 1) сюжетный уровень, 2) ритмико-синтаксический(поэзия), 3) уровни предложения или словосочетания(зегма, измененный фразеологизм), 4) лексический уровень(выбор слов из разных функц.стилей) Этот тип выдвдвижения выдвинул Роман Якобсон. Обманутое ожидание – нарушение предсказуемости, норма, логической последовательности. В поэтич. Произвед.эффект обманутого ожидания проявляется в смене ритмического рисунка и типов рифмы.

Обманутое ожидание может быть также представлено в поэти­ческом тексте явлением переноса. Действительно, в поэзии пра­вилом является соответствие смыслового и синтаксического чле­нения речи его метрическому членению. В соответствии с этим в конце строк обычна пауза. Нарушение этого соответствия - так называемый перенос (франц. enjambement - зашагивание, от enjamber - перешагнуть) - состоит в переносе на следующую строку или даже в следующую строфу слов, грамматически и логически связанных с концом предыдущей, что ослабляет воз­можность паузы в конце строки. Обычная размеренность наруша­ется. От­сутствие привычной паузы в конце строки заставляет читателя фиксировать внимание на отрезке речи, построенном не так, как он ожидает. Переход к новой мысли или эмоции или дальней­шее развитие уже начатого при этом не сглаживается, а напро­тив, становится более заметным в силу своей неожиданности.

Выдающаяся черта – метод исследования по принципу выд.черты, разработан Лео Шпитцера. Представляет собой челночную методику (филологический круг) Основан на следующих принципах: в тесте выделяются «выдающиеся» места, яркие, неожиданные, кот. служат отправной точкой анализа, редкие, незнакомые слова, архаизмы, неологизмы, сленг, имена собственные.

13. Типы выдвижения. Интертекстуально­сть.

Не только для стилистики, но и для всей современной на­уки в целом характерен системный подход, т.е. исследование не отдельных элементов, и даже не взаимосвязи элементов, а целых сложных систем взаимосвязанных и взаимообусловлен­ных элементов, образующих внутренне организованные слож­ные единства. Сложная структура содержания требует и сложной системы выражения и переда­ется не отдельными элементами, а их взаимодействием в сооб­щении в целом. Смысл сообщения, подобно смыслу идиомы, не есть простая сумма смыслов его частей. Признание стилистических приемов за высший уровень толкования текста отображает познание по типу рассмотрения отдельных элементов. При описании текста как целостной единицы необходимы принципы более широко­го охвата.

Развитие типов выдвижение происходило в разных школах: в английском языкознании, пражской школе, и американском языкознании. В пражской школе это явление называлась деавтоматизацией лингвистического кода- средство обращения внимания на форму. При выдвижении внимание читателя привлекается к формальным средствам через кот. передается средства, и от читателя требуется усилие, чтобы инф-цию декодировать. Американский ученый Garvin говорит, что выдвижение это стимул, неожиданный в данной культуре, а потому мобилизует внимание. Английский ученый Halliday определяет выдвижение как мотивированное подчеркивание. G.Leech трактует выдвижение как нарушение нормы. Он внес большой вклад в разработку типов выдвижения, но не всегда последовательный, он не разграничивает выдвижение и стил.ср-ва. В стил.декодирования(автор Арнольд) эти точки зрения систематизировала и уточнила.

В качестве таких принципов стилистика декодирования пред­лагает принципы выдвижения. Под выдвижением понимается способы формальной организации текста, фокусирующие внимание чи­тателя на определенных элементах сообщения и устанавливаю­щие семантически релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней. Общие функции типов выдвижения состоят в следующем:

1. Они устанавливают иерархию значений и элементов внут­ри текста, т.е. выдвигают на первый план особенно важ­ные части сообщения.

2. Они обеспечивают связность и целостность текста и в то же время сегментируют текст, делая его более удобным для восприятия, и устанавливают связи между частями текста и между целым текстом и его отдельными составляющи­ми.

3. Защищают сообщение от помех и облегчают декодирова­ние, создавая такую упорядоченность информации, бла­годаря которой читатель сможет расшифровать ранее не­известные ему элементы кода.

4. Выдвижение образует эстетический контекст и выполняет целый ряд смысловых функций, одной из которых, в дополнение к уже перечисленным, является экспрессивность. Под экспрессивностью мы понимаем такое свойство тек­ста или части текста, которое передает смысл с увеличен­ной интенсивностью и имеет своим результатом эмоцио­нальное или логическое усиление, которое может быть или не быть образным. Главными и наиболее изученными типами выдвижения яв­ляются сцепление, конвергенция и обманутое ожидание.

Интертекстуальность это включение в текст целых других текстов с иным субъектом речи, либо их фрагментов в виде цитат, реминисценций и аллюзий. Одной из причин неразработанности теории интертекс­туальности как проблемы композиционно-стилистической яв­ляется большое разнообразие размеров, форм и функций включения «другого голоса».Автор школы Арнольд.

Включения особенно различны по длине. Это может быть одно какое-то взятое в кавычки «чужое слово» или целый ро­ман внутри другого романа («Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дар» Набокова). Включение может быть маркировано указанием на источник в тексте или в специальных комментариях автора, но нередко читателю приходится самому догадываться о перво­начальном тексте, как, например, в пародиях, и тогда эта ак­тивная работа читателя становится фактором, повышающим удовольствие от чтения. Цитаты могут весьма разнообразно пе­реосмысляться, трансформироваться, сокращаться, приводиться фрагментами.

Другой причиной неразработанности этой тематики является большая сложность и разнообразие модальностей функций и импликаций - оценочных, характерологических, композицион­ных, идейных. Бахтин очень образно трактует каждый текст как диалог. Диалогичность, по его мне­нию, состоит в том, что каждое высказывание можно в самом широком смысле рассматривать как ответ на все предшествую­щие высказывания в данной сфере, что, конечно, очень спра­ведливо не только для художественных, но и особенно для на­учных текстов.

Интертекстуальность тесно связана с импликацией и многими другими категориями текста, например, с паро­дийностью, и языка - с фразеологией и крылатыми сло­вами.

У читателя всегда есть какие-то ожидания: они либо существуют еще до начала восприятия ("вот это новый детектив", "вот это увлекательный роман", "а вот это задали прочитать ко вторнику"), либо возникают в процессе восприятия именно потому, что автор специально строит свой текст так, чтобы они возникли. О первом виде ожиданий мы рассказывали в разделе "Что такое установка", о втором - немного там же, немного в разделе "Заглавие", а подробнее поговорим сейчас.

Обманутыми могут оказаться и ожидания, которые были у вас до чтения ("ну и детектив, я уже на третьей странице догадался, чем все кончится..."), и ожидания, которые возникают в процессе чтения. Понять, в чем состоит эффект "обмана", - значит разобраться в том, как это было устроено ("подстроено") автором и мог ли читатель заметить эти приемы.

Попробуем проследить, как именно возникает эффект обманутого ожидания. Рассмотрим на примере конкретного текста, в какой момент и почему читатель вдруг догадывается, что он обманулся в своих ожиданиях.

Не сомневаемся, что вы читали пушкинскую оду "Вольность". Но все же напомним одну ее строфу:

Увы! куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор.

Неволи немощные слезы:

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела - Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Сейчас мы вспомним другое стихотворение А. С. Пушкина, к которому, как нам кажется, так и хочется поставить эпиграфом строчку из оды "Вольность": "Увы! куда ни брошу взор…"

Будем читать текст стихотворения не весь сразу, а "порциями", фрагментами, как мы это уже не раз делали при работе с заданиями. По ходу чтения будем разбираться, какую установку создает поэт самим построением текста, какое ожидание возникает у читателя, то есть, проще говоря, попробуем понять, "к чему клонит" автор.

Краев чужих неопытный любитель

И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моем

Где верный ум, где гений мы найдем?

Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной?

Нужно ли отвечать на вопросы, которые задает "всегдашний обвинитель", или он сам знает ответы - как вам кажется? ...Вы правы. Это риторические вопросы, ответов не требующие. Читаем дальше.

Где женщина - не с хладной красотой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринужденный,

Блистательный, веселый, просвещенный?

С кем можно быть не хладным, не пустым?

Из первого и второго фрагментов выпишем все "предметы речи". Сформулируем отношение лирического героя к каждому из этих "предметов" в отдельности и к отечеству в целом.

(В первом фрагменте "предметами речи" являются ум, гениальность ("гений"), благородство, душа, гражданские чувства и т.п. Вывод - ничего этого нет "в отечестве моем". Второй отрывок касается больше, как принято говорить, "светского общества": женщин и разговора. Красота женщин - хладная, а разговоры, как следует из контекста, - глупые, скучные и принужденные.)

Согласны ли вы, что наш гипотетический эпиграф из оды "Вольность" (Увы! куда ни брошу взор...) действительно подходит к стихотворению "Краев чужих неопытный любитель...", по крайней мере к той его части, которую мы прочли? И в том и в другом текстах - размышление об отечестве, критика его пороков, в них похожее настроение и даже похожие конструкции (риторические повторы ...везде...; ...где... ) и похожие слова (общественно-политическая лексика). Значит, стихотворение "Краев чужих неопытный любитель..." относится к гражданской лирике - именно такие ожидания сформировал у нас автор.

Читаем следующую строку стихотворения.

Отечество почти я ненавидел -

Совпали ли наши ожидания с этим выводом? Какое слово показалось неожиданным?

(Не сомневаемся в правильном ответе. В целом такой вывод -- о том, что поэт не принимает, не может принять современного ему общества - мы и ожидали, но слово почти появилось непредсказуемо.)

Это почти для внимательного читателя говорит о многом. Оно подсказывает: стихотворение закончится тем, что обвинитель найдет в отечестве хоть что-то положительное. Но что именно?

Читайте последние две строки.

Но я вчера Голицыну увидел

Ожидали ли вы такого финала? Какие чувства вы испытали, прочитав эти две строки? Сравните свои читательские ощущения с нашей читательской реакцией.

(Ничего себе! На одной чаше весов - пороки отечества, на другой -- Голицыну увидел (увидел, только увидел!).

В этом стихотворении нет ни слова о любви! Но объяснение в ней состоялось, и действует оно тем сильнее, чем больше использовано общественно-политической лексики (совершенно неподходящей к любовной теме), чем дальше автор "уводил" читателя от подлинного предмета стихотворения, чем сильнее контраст, чем более неожиданным - на фоне всего текста - выглядит его финал.

Такой прием построения текста как раз и называется эффектом обманутого читательского ожидания.

Абрам Терц в своем эссе "Прогулки с Пушкиным" описывает тот же эффект немного иначе, пользуясь терминологией цирковых фокусников:

...Пушкин бросает фразу, решительность которой нас озадачивает: "Отечество почти я ненавидел" (?!). Не пугайтесь: следует -- ап! -- и честь Отечества восстановлена:

Отечество почти я ненавидел --

Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

И маэстро, улыбаясь, раскланивается.

(Наш разбор стихотворения "Краев чужих неопытный любитель..." закончен только с одной точки зрения: как проявляется в нем эффект обманутого ожидания. Но полностью его смысла мы, наверное, еще не раскрыли. Только ли улыбку вызывает чтение этого стихотворения? Мы сказали, что его общественно-политическое содержание - лишь уловка, для того чтобы эффектнее признаться в любви Голицыной. А может быть, наоборот? Признание в любви - только прием, чтобы под его прикрытием выразить свои гражданские чувства? Какие это чувства? Ненависть (ненавидел)"! Боль? Печаль (сравните у М. Лермонтова в "Думе": Печально я гляжу на наше поколенье...)? Подумайте над этими вопросами самостоятельно.)

Эффект обманутого ожидания может проявляться по-разному. Нет никакой принципиальной разницы в том, какой элемент текста создает ожидания: заглавие, первая строка, первая строфа или весь текст в целом, а какой элемент текста эти ожидания разрушает: первая строчка стихотворения или его последняя строчка... Суть остается одной и той же.

Чтобы стало окончательно ясно, в чем эта суть, приведем пример из современного детского фольклора, наверняка всем вам хорошо известного. Это "страшные истории, написанные великим детским народом", как

говорят в аннотации к книге "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы" ее авторы и составители Э. Успенский и А. Усачев (М., 1992).

Черная-черная история

В черном-черном лесу есть черный-черный город.

В черном-черном городе - черный-черный пруд.

Возле черного-черного пруда - черный- черный дом.

В черном-черном доме есть черная-черная парадная.

В черной-черной парадной - черная-черная лестница.

На черной-черной лестнице есть черная-черная

площадка.

На черной-черной площадке - черная- черная дверь.

За черной- черной дверью - черная-черная комната.

В черной-черной комнате - черный-черный гроб.

А в черном-черном гробу - беленький котенок.

Найти в нашем пособии все тексты, в которых так или иначе проявляется эффект обманутого ожидания, вам поможет Предметный указатель.

Эффект обманутого ожидания - только один из вариантов построения текста. Но чтобы понять, обмануты ваши ожидания или, наоборот, подтверждены, нужно эти ожидания иметь, не так ли? При сознательном чтении они возникают в ходе вашего продвижения по тексту. Вот как описывает взаимоотношения автора и читателя Ю.М. Лотман в одной из своих лекций:

Восприняв некую часть текста, слушатель "достраивает" целое. (Наверняка вы заметили, что Ю.М. Лотман в терминах литературоведения описывает явление, которое психологи называют вариативным прогнозом (см. раздел "Как учиться умению прогнозировать", с. 80).

Следующий "ход" автора может подтвердить эту догадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным, по крайней мере с точки зрения современных эстетических норм, или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. (Ю.М. Лотман не употребляет термин гибкая установка, но речь идет именно о ней (см. с. 99).

Но следующий авторский "ход" вновь выдвигает эти две возможности. И так -- до того момента, пока автор, "победив" предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности. (По сути, Ю.М. Лотман говорит о диалоге с текстом.)

Этот момент и будет концом произведения, который может наступить раньше, чем конец текста, если автор использует модель-штамп, природа которого раскрывается слушателю в начале произведения (В этом случае "побеждает" читатель: он обычно разочарован в произведении - ему с самого начала было ясно, кто "герой", а кто "предатель".)

Понятно, что читатель не пассивен, он заинтересован в овладении моделью, которую предлагает ему художник. С ее помощью он надеется объяснить и тем самым победить силы внешнего и внутреннего мира. Поэтому победа художника доставляет побежденному читателю эмоциональную радость.

Надеемся, вы увидели, что разными словами ученые описывают одно и то же явление, один и тот же механизм чтения художественного произведения. Добавим здесь "в скобках", что хорошие литературоведы - всегда психологи, а настоящие психологи всегда разбираются в том, как работает Слово.

Успех измеряется тем, как мы справляемся с разочарованием. Разочарование – это следствие обманутых ожиданий и не оправдавшихся надежд. А чтобы неоправданные ожидания в отношении других не вызывали досады и разочарования, всегда помните: никто, никогда, ничего вам не должен. Как только вы хорошо усвоите это положение, ваши претензии к другим уступят место осознанию того, что действительно имеет значение в вашей жизни.

  • Осознайте, что нужно перестать ожидать согласия других с вашими взглядами и убеждениями.

Предоставьте человеку возможность иметь свою концепцию взглядов. Однако, помните и о том, что вы так же, как оппонент, заслуживаете счастья и полноценной жизни. У вас есть определённое космическое и социальное назначение, и мнение других людей не должно заставлять вас забывать об этом. По этой причине вы не можете оправдывать ожидания всех окружающих людей, равно, как и они - ваших. Чем больше вы уверены в правильности своих взглядов, выверенных личным опытом, тем меньше вам требуется одобрение со стороны. Признание избранных вами будет вам дороже признания масс.

Самая комфортная форма пребывания на этом свете – всегда оставаться собой. Счастлив тот, кто это вовремя понял. Будьте верны себе. Это надёжно. Опирайтесь на свою интуицию . Иногда её подсказки кажутся нелепыми, страшными, ошибочными. Но чем больше вы будете ей доверять, тем громче будет звучать её голос. Это голос истины, которую мы напрасно ищем снаружи. Без интуиции нет ни науки, ни веры, ни любви. Однажды в меня бросили насмешкой: «Кто хотел остаться собой, тот так никем и не стал». У этой фразы был многозначный смысл. Первый: кто хотел остаться собой, тот остался Собой. Второй: кто хотел остаться собой, тот остался никем. Тогда я уловила второе значение, и была обескуражена им. Но по прошествии нескольких лет поняла, что часто сила нашей реакции на услышанную информацию обратно пропорциональна её достоверности. Правда и то, что иногда человек так же мало похож на себя, как на других. Чтобы этого избежать, учитесь быть счастливыми. Счастье – это весь наш путь от утробы матери к могиле, которым мы следуем, советуясь с интуицией. Она и подсказывает, не теряем ли мы себя.

  • Бессмысленно сравнивать себя с другими, но есть смысл дружить со своей головой. Тогда вы осознаете, что нужно перестать ожидать уважения от других большего, чем вы имеете его к себе.

Подойдите к зеркалу. Улыбнитесь себе, ведь на вас смотрят глаза души, отражающей наработанное не только вами, но и поколениями ваших предков. Сделайте это величие счастливым: возлюбите самого себя. Тогда и ближних вы возлюбите также. Вы поймёте значение глаз, отовсюду смотрящих на вас. В них заключён тот бесконечный, вечный, бесплотный, которого заповеди призывают возлюбить «всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим».В новозаветных заповедях сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя». Любить себя правильно – это не потакание своим слабостям, а уважение в себе силы духа, потенциальных возможностей и умения их реализовать. Прислушивайтесь к себе чаще, и вас удивит любовь, одухотворяющая вас изнутри. Только за это можно любить и уважать себя. Болезни тела - от пороков, пороки - от слабого, больного духа. Кто умеет договориться с собой, договорится и с окружающими. Не ждите любви, уважения и внимания со стороны, сами относитесь к другим так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам.

  • Осознайте, что нужно перестать ожидать нравиться другим.

Если вы чувствуете, что не нужны и недостойны кого-то, пусть это означает только то, что вы бесценны для другого. Жизнь часто даёт нам не тех людей, чтобы мы потом по достоинству оценили предназначенных нам судьбой. Будьте всегда там, где вы нужны и с теми, кто вас ценит. Это ваше главное социальное условие, потребность и обязанность.

Как бы правильно вы ни вели себя по отношению к другим, вы не оправдаете их ожиданий (угодить всем невозможно ), каждый видит вас «со своего шеста»: в силу своего опыта, индивидуальных особенностей и нравственных установок. Будьте снисходительны к критике – на каждый роток не накинешь платок, да это и ни к чему. Позвольте каждому оставаться собой, а сами двигайтесь дальше. Мир старается «прогнуть» вас под себя. Это невозможно в силу вашей индивидуальности. Чем ярче она, тем сильнее ваше отличие от окружающих и тем больше вокруг тех, кто вас не любит. Великие таланты навлекают на себя ненависть посредственности, никогда не имеющей врагов.

Однажды индийского философа Вивекананду спросили, правильно ли подставить правую щёку, если тебя ударили по левой? – Правильно, - ответил гуру, - но только после того, как вы научитесь бороться за себя: сопротивляться врагу и давать хороший отпор оскорбителям (читайте - «Как отвечать на оскорбления »). Сначала вас полюбят за это, потом – за смирение.

  • Человек – это один из шедевров Природы. Мы не можем создать себе представление о нём лучше, чем это сделала Природа, поэтому нужно перестать ожидать, что люди будут вписываться в ваше представление о них.

Однако ваше уважение и любовь позволят раскрыть лучшее, что есть в человеке. Он сам раскроется перед вами, как цветок на утренней заре. Любовь – самое утреннее из наших чувств, и вернейшее средство завоевать её – подарить людям свою любовь и уважение. Чем более вы будете познавать содержание человека, скрытое под его внешностью, тем ярче раскроется оно, удивляя красотой намного большей, чем ваше представление о нём.

  • Нужно перестать ожидать, что человек догадается, о чём вы думаете.

В молодости я часто спрашивала мужа: «А сам догадаться не мог?» В конце концов, он преподал мне урок на эту тему:

Никто никогда не догадается о том, что тебе нужно, пока ты сама об этом не скажешь. У человека свои мысли и свой подход к тебе. Если хочешь, чтобы он смотрел на ситуацию твоими глазами, открой ему глаза на это. Приложи усилия, чтобы он понял тебя и постарался увидеть всё так, как это нужно тебе. - Регулярное общение, о котором не раз писалось в «Конструкторе успеха», облегчит вам «процедуру» взаимопонимания.

  • Нужно перестать ожидать, что человек быстро изменится.

Предлагая руку и сердце женщине, мужчина думает, что женщина всегда будет такой, какой он видит её сейчас. Принимая его предложение, женщина думает, что она изменит мужчину, и он не будет таким, каким она видит его сейчас. Но для того, чтобы сбылось желаемое, необходимо терпеливо и долго идти тернистым путём семейной жизни. Православное таинство венчания символизирует этот путь и благословляет его. Царские венцы, которые держат над венчающимися, символизируют терновый венец Христа, распятого на кресте с надписью: «Царь Иудейский». Его венец из терна стал действительно золотым и царским, когда Он, пройдя мучительный путь, вознесся. Тогда только произошло Его Преображение в Царя. Венчающимся не кладут на головы золотые венцы. Эти венцы сами опустятся на благословляемых, когда те преобразятся, пройдя все тернии и преграды вместе. Но это случится не раньше их собственного вознесения. А пока они получают только благословение на семейный путь рука об руку, о чём символизируют обручальные кольца.

Аналогичную, но более лёгкую форму претерпевают все отношения между людьми по пословице: «Чтобы человека узнать, нужно пуд соли с ним вместе съесть». Поэтому нужно перестать ожидать быстрых изменений в человеке под вашим влиянием. Принимайте его таким, каков он есть, или откажитесь от общения. В первую очередь, это касается женских планов на мужчин. Не родилась ещё женщина, изменившая мужчину по своему хотению. Примите его «с ладошки» Природы, как есть. Мужчина – это разум, а женщина создана из его ребра. Ребро же, как известно, не имеет в себе костного мозга, оно безмозглое. Простите меня женщины. Я сама из ребра. Меняйте свой взгляд на мужчину в лучшую сторону. Чем больше вы будете доверять ему, тем больше будет раскрываться его разум во всей своей силе и очаровательной красоте.

  • Нужно перестать ожидать, что всё у людей всегда будет в порядке.

На этом свете мы для того, чтобы, используя тело как инструмент для самосовершенствования, обогатили нравственностью и силой свой дух. Для этого судьба преподносит нам невзгоды и опасности, в которых наши видимые и относительные ценности переходят в свой истинный практический вариант. Естественно, во время этого невидимого поединка с судьбой мы находимся в условиях беспорядка, но важен при этом правильный выход из невидимой брани. К сожалению, часто думая, что идём к совершенству, мы направляемся совсем в другую сторону.

Каждый из нас незауряден на своём пути и ценится по умению преодолевать препятствия, поэтому ваша поддержка и помощь людям в моменты их испытаний достойны высшей награды. Однако лучше делать это с любовью, а не с надеждой на награду. Когда у меня обгорел сын, знакомая купила для него на огромную сумму лекарств. Я узнала об этом случайно, спросив у врача, почему моего сына лечат бесплатно, в то время как для других лечение платное. Лучшее в добрых делах – это желание утаить их. Поддерживая других, мы открываем будущее себе и своим потомкам.

Имперсоналист Вивекананда говорил, что желание человека жениться – это надежда свалить на женщину проблемы, которые вполне можно решать самостоятельно, это признание своей слабости и неспособности выживать самому. Мысль, каким-то образом перекликающаяся с советом на все времена одного удивительного человека. Этот человек говорит о том, что нужно научиться жить без посторонней помощи и самим выполнять то, что, по вашему мнению, должны делать за вас другие. Таким образом, фраза близкого или знакомого вам человека: «Боюсь не оправдать твоих ожиданий », - не должна заставать вас врасплох, если вы осмыслите, запомните и сделаете частью своего образа жизни перечисленные нами условия. Желаем успехов!

Ожидание - это привычное механическое напряжение, создаваемое закрытостью ума, мотивом которого является получение ответа в будущем.

Если мы вложили свой интерес в будущее, например что-либо должно состояться вечером, а сейчас еще только утро, то мы на опыте узнаем, что есть психологическое время - день нам покажется вечностью. И мы уже, по сути, не живём, мы отсутствуем, мы отложили жизнь до вечера, а вечером надеемся начать жить. Таким образом, мы делаем нашу жизнь заложницей, зависящей от...

Ожидание первого шага от другого человека - это наша неспособность сделать первый шаг навстречу тому, кто нам нравится, с кем хотим сблизиться. Мы боимся выдать себя с головой, показав свое намерение, потому что у нас есть страх быть использованными - мы полагаем, что другой увидит в этом нашу слабость.

И тогда мы скрыто проводим свой мотив, чтобы не развенчали нашу тайну, чтобы другой не подумал, что он нам дорог и любим. При этом подавляются самые лучшие порывы нашей души, самое ценное, что...

Многие привыкли ставить себе цели и добиваться результата. Часто мы стремимся к ранее поставленной цели, не замечая всей красоты и многогранности окружающей нас реальности, забывая про то, что обстоятельства меняются, и сама цель может давно потерять актуальность.

А бывает, что мы упрямо продолжаем идти к цели, хотя обстоятельства и ситуации вокруг предлагают наперебой задуматься и выйти из замкнутого круга зацикленности на цели.

Внимание к процессу, деталям, из которых складывается ваша жизнь...

Здравствуйте. У меня довольно-таки запутанная ситуация, но мне очень нужен совет. Начну с начала.

Мне никогда не везло в личной жизни. В детстве я была полненькой, закомплексованной. Маленькой девочкой. Толком романа ни с кем не было даже. Себе не нравилась абсолютно. Но все же взяла себя в руки и похудела. Была при росте 160 см 72 кг, стала 50кг. Посмотрела на себя другими глазами, стала себе нравиться. Но все равно не везло в личной жизни. Я живу в маленьком городке, где все друг друга...

У меня такая проблема.... Вот например, если мне говорят комплименты, мне страшно почему то и возникают комплексы.... Или надо куда то съездить или сходить меня не покидает ощущения чего то плохого, кажется а вот если что-нибудь произойдёт плохое...

Хотя что может произойти сходив до магазина..... Подруги уже из-зи этого стали меня считать какой то домоседкой хотя мне очень хочется развлекаться, всё идёт к тому что начинаю бояться людей, и очень боюсь всех плохих высказываний в мою сторону...

Каждому знакомо чувство, когда ты чего-то мучительно ждёшь. Вариантов, чего можно ждать - масса.

Вот несколько примеров.

Девушка живет в гражданском браке и который год ждет предложения руки и сердца.

Замужняя дама с детьми верит, что муж бросит пить.

Парень-студент несколько лет влюблён в девушку, у которой уже 2 года находится во френд-зоне.

Работник надеется, что начальник наконец заметит старания и повысит зарплату.

Любовница верит в то, что женатый мужчина уйдет из семьи и...

Как часто тебя напрягают ожидания окружающих? Когда кто-то рядом с тобой пытается впихнуть тебя в какие-то собственные рамки, а если ты отказываешься, то обижается и предъявляет претензии? Ты ведь должен быть таким, как он себе представляет! Делать так, как хочется ему.

Когда ты своим отказом разрушаешь выстроенную кем-то тюрьму для тебя, то уничтожаешь не только ожидания. Человек уже включился, выстроил цепочку событий у себя в голове. Он уже мысленно получил желаемое. А тут ты так жестко...

Многие хотели бы научиться противостоять манипуляторам. Но есть один маленький секрет. Чтобы приобрести такое умение, как элегантное противостояние манипуляторам всех мастей, нужно вначале что то изменить внутри самого себя. Что именно? Чуть дальше.

Пока «это» будет сидеть внутри, красивого поведения в столкновении с манипулятором не получится. «Это» – как зверь, вырвавшийся из клетки, толкает нас на борьбу с манипулятором. А в драке какая красота? Драка – это выставка собственной слабости и...

Когда ты плачешь от обиды, то это чаще всего слезы жертвы. Ощущение жертвенности значит, что ты все ещё надеешься, что тот, кто тебе должен, когда-нибудь это даст. Питаешь иллюзию, что люди поменяются и сделают то, что ты от них хотчешь. Или что тебе при помощи манипуляции удастся получить желаемое. И что стоит только поднажать, объяснить, достучаться, выполнить все требования, и все станет как надо. И пока жива надежда, как ни странно ничего не происходит.

Конечно, есть ситуации, в которых надежда очень важна. Например, если нужно дожить, дотерпеть, дождаться. Однако есть в жизни процессы, в которых надежда мешает пройти трансформацию. Мешает встретиться с безысходностью. Выплакать слезы тщетности. Слезы о том, что есть вещи, которые никогда не будут твоими. И что у тебя есть мечты, которые никогда не осуществятся. Никогда-никогда.

События, которые никогда не произойдут. И люди, которые никогда не поймут, не примут. И не дадут то, в чем ты нуждаешься. И даже не потому, что не хотят, а просто потому, что не способны. Потому что они всего лишь люди со своими вопросами и внутренними блоками.

И если оставаться в чувстве обиды, то это очень сильно привязывает к тем, на кого ты обижен. Практически намертво. От того, к кому ты плохо относишься, на самом деле сложно отделиться. Ты можешь поругаться, расстаться, не звонить и не писать. Уехать на другой континент. Радоваться, что больше не общаешься. Но разве же это настоящее разделение, когда каждый день ты вспоминаешь человека, и радуешься, что ты не с им? Это иллюзия отдельности. Оборона против несуществующих чудовищ, маски которых надеты на реальных смертных людей. При сильной обиде даже смерть не помогает. Обида на мертвых — бесполезное, но очень частое явление.

А слезы тщетностям и встреча с безысходностью не так-то просты, но конечны. Они сеют свой объём и печаль имеет дно.

Годы с обидой идут, но ничего не меняется. Поэтому в какой-то мент стоит начать оплакивать невозможность и встречаться с безысходностью, которую тоже можно проплакать, прожить и пройти, пробиваясь через свою гордыню к смирению. К тому, что далеко не все невозможно.

Многое возможно, но не все. И некоторое, очень желанное, совершенно невозможно. Никогда не будет, не случится, не произойдёт. Не дано. Просто нет.

Эмоционально холодный отец никогда не даст тепла. Мать, которая не может защитить даже себя, не защитит и тебя. Муж не станет заботиться как мать. Семья примет не все твои решения. Дети будут разбрасывать носки по квартире, даже если ты не можешь это терпеть. Это все равно будет только так. И остаётся с этим смириться.

И тогда смирение открывает другие возможности. Новые пути. Принятие других как они есть.

Наконец перестаёшь стучать в закрытые двери и осматриваться в поисках открытых. И оказывается, что таковые есть в избытке.

Перестаёшь винить в своих несчастьях родителей и начинаешь доращивать себя до взрослого самостоятельно. Отстаёшь от мужа, который не достаточно щедр, и учишься зарабатывать. Перестаёшь быть хорошей девочкой для мамы, которая все равно не примет, и позволяешь себе жить своей жизнью. Перестаёшь прессовать детей и начинаешь восхищаться их устойчивостью и жизненной силой. Заканчиваешь обижаться на жену за то, что она не заботится о тебе как-то по-особенному, и учишься заботиться о себе сам. Перестаёшь пытаться исправить своё
несовершенное прошлое и начинаешь замечать, как уже без помощи обидчиков, самостоятельно воспроизводишь его в настоящем.

И если не можешь справиться сам, ищешь духовных учителей или терапевта, с которыми уже играешь по правилам, без обид и манипуляций.

Задаёшь себе непростые вопросы о том, для чего ты находишься в тех или иных отношениях. Не для того ли, чтобы возложить на других бремя заботы о себе вместо того, чтобы, наконец, взять его себе? Не для того ли, чтобы раскидать по миру части своей личности, не собирая их воедино?

И тогда начинается совсем другой путь. Другой уровень осознанности и другие результаты.

У обиды один результат — застревание в моменте. У безысходности, смирения и ответственности — совсем другой. И выбор каждый делает сам.