НОД «Зимушка-зима» (старшая группа). План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)

Коптева Маргарита Викторовна
АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №179 "Подснежник"
Воспитатель

Конспект НОД "Зимушка зима"

Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников; формировать умение детей называть признаки зимы.

1. Расширять и ввв конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

3. Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в НОД. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы: ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Мы сегодня с вами пойдем в путешествие в зимний лес

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

В: Сегодня я хочу загадать вам загадку:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки?

В: Я тоже так думаю! Это была зима.

С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идем по зимнему лесу. Под елкой на пенечке стоит сундучок.

В: Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что - то написано. Прочитаем?

В: «Для ребят детского сада «Ладушки». Откроем сундучок и узнаем что же там.

В: А чтоб открыть его нужно сказать волшебные слова.

Чик, чук, чак, чок - открывайся, сундучок!

Не открывается.

Давайте вместе!

Д: Чик, чук, чак, чок - открывайся, сундучок!

В: Ребята, здесь снежинка она такая хрупкая, прозрачная! Ой, а у нее нет лучиков, и без них она не такая красивая, ей будет сложно без лучиков кружится в воздухе и приземляться на землю. Что же делать? Я придумала, предлагаю вам спасти снежинку - найти лучики и вернуть их ей.

- Волшебный огонек, помоги, Нам дорогу укажи.(свечу фонариком)

ЛУЧИК-1: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

В: Как вы догадались?

Д: На улице стало холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла

В: А что можно сказать о снеге? Какой он?

Д: Белый, легкий, пушистый, холодный.

В: А какие зимние забавы вызнаете?

Д: катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.

(Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения)

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала!

В: Молодцы, хорошо описали зиму!

В: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

ЛУЧИК- 2: Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Игра «доскажи словечко»:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки - серебристые (снежинки)

На поселке, на лужок, всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)

Рядом - снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

В: Какие слова вы добавляли?

Д: Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка

В: На какое однокоренное слово они все похожи?

Д: На слово «снег»

Физминутка:

«Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий - это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос - морковка,

А глаза - два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

ЛУЧИК- 3: Работа с мнемотаблицей. Заучивание стихотворения

ЛУЧИК- 4: У нас есть еще лучик с заданием:

Д/И «Назови ласково» Воспитатель, кидая снежок ребенку называет слово, а он называет его ласково и возвращает снежок.

Зима - (зимушка), мороз - (морозец), лёд - (ледок), холод - (холодок), снежинка - (снежиночка), метель - (метелица), снег - снежок, санки - саночки, снеговик - снеговичок, валенки -валеночки, шуба теплая - шубка тепленькая

ЛУЧИК- 5: (работа с лепбуком) А Вот найден еще один лучик. А задание здесь следующее: Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок). Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).

Д/и: «Собери картинку».

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

ЛУЧИК- 6: Ребята, мы нашли последний лучик, если правильно выполним задание, то наша снежинка спасена.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Какая иллюстрация подходит к стихотворению «Зима » ? Почему вы выбрали именно эту иллюстрацию (Ответы детей) .

Какая иллюстрация подходит к строчкам из стихотворений А . С. Пушкина :

1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестят на солнце, снег лежит…

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет

То заплачет, как дитя.

3. Пришла, рассыпалась,

Клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми холмами

Среди полей, среди лугов.

Отличная получилась снежинка! Молодцы!

Подведение итогов:

В: Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла)

А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).

Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка).

Конспект совместной организованной деятельности «Зимушка-зима»

Цель : Обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи: Образовательные:
- активизация и расширение словаря;
- подбор и использование в речи родственных слов;
- формирование осознанного отношения к здоровью.
Развивающие:
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, координации, выносливости;
- развитие речи, мышлении.
Воспитательные:
- воспитание у детей уверенности в себе, взаимопонимания, доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитание самоконтроля за речью, умение выслушивать друг друга;
- воспитание активной жизненной позиции, стремление к здоровому образу жизни;
Методы и приёмы : словесный, чтение стихотворения, наглядный, игровой
Оборудование: картинки о зиме и зимних забавах, музыка для релаксации, снежки. Одежда: шапка, шарф, валенки.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
1. Организационный момент.
Логопед. Сейчас я вам прочитаю загадку, отгадав её, вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить. Послушайте внимательно.
Принесла забавы, снег,
Звонкий и задорный смех.
Все деревья усыпила,
Детям радость подарила.
И про взрослых не забыла,

Угадайте, кто она?
- О каком времени года эта загадка?
Дети: Это Зимушка – зима.

    Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).

    Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом). Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

    Зимой метель… (метёт ).

    Ночью ветер в трубах… (воет, завывает ).

    Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся ).

    В лесу зимой голодный волк… (воет ).

    На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

    Мороз щёки и нос… (щиплет ).

    Зимой вода в реке.… (замерзает ).

    Иней на ветках деревьев… (блестит ).

    Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

    Деревья зимой… (спят ).

    Под снегом травка зимой… (греется ).

    Зимой насекомые… (прячутся ).

Логопед: А вы любите зиму? А за что? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

    Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

    Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

    Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

    Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

    Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

    Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

загадки :

3. Логопед: Зима морозная пора, но, очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. А еще, зима, время веселых детских игр и забав.

Какие зимние игры вы знаете?

Посмотрите на картинку, в какие игры играют дети? (дети перечисляют)

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Посмотрите на карточки и выберете то, что нам необходимо для прогулки.

Шапка, шуба, валенки, сандалии, коньки, лопата, санки….

Составим предложение с каждым из этих слов.

Почему никто не взял сандалии, скакалку?

Игра «Третий лишний». Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки :

    Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
    - Мои новые дружки и блестящи, и легки,
    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    - Две новые кленовые подошвы двухметровые:
    На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

    - Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
    За верёвочку - узду через двор коня веду,
    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    - Круглый маленький комочек я из снега соберу,
    Брошу в друга, брошу в брата,
    Мы играем, все в снегу. (Снежки)

    - Меня не растили – из снега слепили.
    Вместо носа ловко вставили морковку.
    Глазки – угольки, ручки – сучки.
    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)


Логопед: А сейчас мы предлагаем вам поиграть в увлекательные игры. Хотите?
Дети : да!
4. Физ. инструктор:
- Хороша красой своею, наша зимушка – зима!
Поиграть сегодня с нею, собралась здесь детвора!
- Кто пришел сюда играть?
И конечно побеждать?
Кто из вас не любит скуки?
Кто здесь мастер на все руки?
Кто спортсменом хочет стать?
А разминку выполнять?
(взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении “Я”)
5.Физминутка

Я вижу, вы все готовы играть, а чтобы ловкими стать прошу за мною повторять!

    «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

    Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метет, (имитируют)

    Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

    Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

    Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

    И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

6. : Отлично размялись, ребята! А сейчас я приглашаю вас на зимнюю прогулку. Но сначала сделаем массаж “Неболейка” для профилактики простудных заболеваний.
Массаж биологически активных зон “Неболейка”
- Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
(дети поглаживают ладонями шею сверху-вниз)
- Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(указательным пальцем растирают крылья носа)
- Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладони “козырьком” и растирают его движениями “в стороны – вместе”)
- “Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки, шею смело.
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна!
(потирают обе ладони)
Логопед: Молодцы, хорошо массаж сделали. Теперь точно не заболеете!
7. Физ. инструктор:
Чтоб кататься день-деньской
Нам на горке снеговой,
Чтобы не пришлось нам греться,
Надо потеплей одеться.

Проводится эстафета “Собираемся на прогулку”
(по команде первый ребёнок надевает на себя шапку, шарф, варежки и бежит до ориентира, возвращается назад и передаёт эстафету следующему игроку.)
(проводит инструктор по физической культуре)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают по одному пальчику)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательными и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили .
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались ,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли .
(отряхивают ладошки).
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щёку).

10.Воспитатель: Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом и мне тоже хочется поиграть с вами со словом «снег».
(Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

13 Итог: Логопед. Вот и закончилась наша увлекательная прогулка, и я предлагаю всем сесть на ковёр вспомнить, о чём мы сегодня говорили? В какие игры играли, что понравилось? Что, у каждого из вас получилось лучше всего? (дети передают снежок и отвечают).
Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю вам закрыть глазки, расслабиться и послушать музыку.
(Во время музыки, логопед читает стих).
Тихо в воздухе кружатся
Бабочки-снежинки,
И на голый лес ложатся
Липкие пушинки.
Вечер движется несмело,
Снег всё реже, тише.
Словно кто-то краской белой
Разукрасил крыши.
К ним наутро от мороза,
Снег пристынет клейкий.
И оденутся берёзы,
В заячьи шубейки.

Занятие в старшей группе

Тема: « Зимушка, зима»

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Задачи:

    Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.

    Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.

    Речевое развитие: учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.

    Художественно-эстетическое развитие : развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

    Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

Организационный момент: включение в игровую ситуацию, опыт со снегом, игра «Подбери нужное слово» (словарная работа), беседа: «Животные, птицы и деревья зимой», игра «Зимние забавы», творческая работа детей с раздаточным материалом, оценка деятельности детей в течении НОД.

Действия педагога: сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского, предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом, предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы, задаёт вопросы по теме, включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений), просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор, комментирует оценку деятельности воспитанников.

Действия воспитанников: слушание детьми мелодии и стихотворения, рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом, отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом, слушают педагога, отвечают на вопросы, выполнение задуманных движений под весёлую музыку, выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию, делятся впечатлениями

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Продолжает ребёнок.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль - по одному ребенку.)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)

Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Тропинки запорошило - это как вы понимаете? - Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

Какие деревья в лесу зимой? - Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

Какой самый веселый праздник зимой? - Новый год. Праздник елки.

Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2-3 рассказа с дополнениями.

Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

А какие у вас забавы да игры зимой?

Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься - имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

Каким праздником мы проводим зиму? - Веселой Масленицей.

Вспомните, как это было в прошлом году? (1-2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз!

А приметы?

Дым столбом - к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку - стужа во двор.

Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.

Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.

НОД «Зимушка – Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития детей

НОД «Зимушка - Зима»

(Комплексное занятие по ознакомлению детей 2 младшей группы с окружающим миром)

Воспитатель Симонова Юлия Андреевна.

Цель: сформировать у детей первые представления о зиме.

Познакомить детей с признаками зимы

Дать детям представления о свойствах снега

Ввести в активный словарь слово «зима»

Активизировать речь детей (подговаривая слова)

Привлекать детей к игровым действиям (выполнять соответствующие тексту движения)

Учить сравнивать предметы по величине (большая - маленькая)

Вызывать готовность участвовать в совместной деятельности

Развивать эстетическое восприятие

Закрепить умение рисовать методом примакивания

Познакомить с новым способом приклеивания (клей наносится не на деталь, а на фон)

Закрепить представления о белом цвете

Воспитать любовь к природе.

Ход занятия.

Ой! Все в снежинках, все кружится, все блестит. Кто же так украсил? Я знаю! Это волшебница Зима! Вот и кончилась осень, наступила зима. Ребята, а вы любите зиму? А за что? (ответы детей). Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. А еще зимой бывает праздник- Новый год. Дед Мороз приносит подарки.

А давайте с вами пойдем в гости к Зимушке- Зиме!

Физкультминутка «В гостях у Зимушки-Зимы»

А сегодня у Зимы новоселье, (Ходьба на месте.)

С вами мы приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба. (Пальцы рук соединить над головой-сделать «крышу»)

А какой вышины? (Руки развести в стороны-«удивление»)

Вот такой вышины. (Поднять руки как можно выше)

Белый коврик у порога. (Наклониться вниз, достать руками носки ног)

А какой ширины?

Вот такой ширины. (Развести руки в стороны)

Погляди- ка, потолки ледяные, (Руки подняты вверх)

Высоки-превысоки, кружевные! (Круговые движения руками перед собой)

Мы по лестнице шагаем. (Ходьба, высоко поднимая колени)

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа-хлоп, слева-хлоп. (поочередно отвести правую/левую руки в сторону)

Здравствуй, Зима! (Поклон с отведением правой руки в сторону)

Ты хозяйке поклонись-ка:

Здравствуй, Зима! (поклон с отведением левой руки в сторону)

(В. Волина)

Зимушка-Зима приготовила нам подарок. Ой, да это же волшебный ларец!

Посмотрим, что внутри? (Открывают ларец, в нем снежинки из бумаги, большие и маленькие)

Дети рассматривают снежинки, сравнивают их по размеру, называют каким цветом снежинки, подбрасывают вверх, смотрят как они летят.

Воспитатель: (читает стихотворение)

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

Игра «Снежиночки-пушиночки»

Снежиночки-пушиночки

Устали на лету, (дети кружатся)

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть. (приседают)

Воспитатель: ребятки! Вас Зайка в гости пригласил. Пойдем к Зайчику?

Воспитатель: Ребята, сейчас зима, на улице холодно. Как мы теперь одеваемся, когда идем гулять? (Дети отвечают. Беседа с детьми об особенностях зимней одежды). После этого воспитатель предлагает детям «одеться» и отправиться в гости к Зайке.

Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой, (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой. («пробегают» средним и указательным пальцем по бедрам)

Я надену шубку, (проводят ладонями от плеч вниз)

Я надену шапку, (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик (поглаживают шею)

И еще платок.

А потом красивые,

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну. (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)

И хотя мы маленькие,

У нас есть валенки. (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)

(М. Борисенко, Н. Лукина)

Ну, вот мы и оделись. Нам надо поторопиться к Зайке, чтобы быстрее добраться давайте превратимся в самолеты и полетим. Ребята, заводите моторчики. Завели? Где же у самолетов крылья? (дети разводят руки в стороны). Вот такие самолеты! Полетели!

Воспитатель: вот мы и прилетели к Зайке. (берет в руки куклу Зайку)

Здравствуй, Зайка!

Зайка: здравствуйте ребята.

Воспитатель: Зайка от чего ты такой грустный?

Зайка: да как же мне не грустить? У меня есть подружки-обезьянки, они живут в Африке. И снега никогда не видели. Они думают, что он красный или зеленый, горячий, как печка, жесткий, как камень, а он, ребята какой?

Дети: он мягкий, холодный, пушистый, белый.

Зайчик: как же мне хочется показать своим подружкам-обезьянкам снег и рассказать о нем. Они так мечтают его увидеть.

Воспитатель: Зайка, а наши детки расскажут тебе стихотворения о зиме (дети рассказывают стихотворения). Давайте мы с вами подарим обезьянкам картину «Выпал белый снежок», (дети-да) .

Совместная деятельность воспитателей и детей.

Воспитатель показывает детям комочки ваты и предлагает всем вместе сделать большую пушистую тучу. Дети разрывают вату на кусочки, воспитатель быстро наносит клей на участки тучи и просит детей накладывать кусочки ваты, тем самым знакомит с новым способом приклеивания (когда клей наносится не на деталь, а на фон). Любуются пушистой тучкой. После дети берут кисточки и рисуют снег приемом «примакивания». Работа окончена. Зайка радуется, хвалит детей и обещает отправить картину в Африку обезьянкам.

Воспитатель: пора нам домой. Заводите моторчики, полетели! Ребятки, Зимушка-Зима приготовила для вас подарочек. Посмотрите, там оказывается еще один волшебный ларец! (открывают ларец, в нем угощения. Угощаются сами, угощают гостей) .

Конспект НОД познавательного цикла для старшей группы «Зимушка – зима»

Лаврик Елена Станиславовна, воспитатель МДОУ «Ясли-сад №316 города Донецка», г. Донецк, Донецкая Народная Республика.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла с использованием инновационных технологий, которая включает в себя игры, направленные на развитие логического мышления, связной речи. Рекомендована для работы с детьми старшей группы. Апробирована в старшей логопедической группе МДОУ «Ясли-сад №316 г. Донецка». Данный конспект будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: способствовать развитию познавательной, речевой активности детей, создать условия для творческой инициативы.
Задачи: формировать умение выполнять инструкции воспитателя, согласовывать речь с движением рук, воплощать в своих творческих работах впечатления о зиме путём использования нетрадиционной техники рисования; упражнять в умении подбирать прилагательные, задавать вопросы, выкладывать геометрические фигуры по алгоритму; закреплять представления о зиме, пословицы, поговорки на зимнюю тематику. Развивать логическое мышление, целостное восприятие, зрительное внимание, память, связную речь, моторику пальцев рук, эстетический вкус. Воспитывать позитивное отношение к природе, потребность в новых эмоциональных впечатлениях, самостоятельность, находчивость. Стимулировать эмоциональный отклик на музыкальное сопровождение.
Развивающая предметно-пространственная среда
Демонстрационный материал: 2 мольберта, магнитофон, сундук, пазлы, магнитная доска, 2 картинки с отличиями, коробка с угощением, микрофон.
Раздаточный материал: карточки со снежинками, плоскостные блоки Дьенеша, карточки с алгоритмами, картинки с тенью, тонированная бумага, 2 кисти, подставки под кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, клеёнки.

Ход занятия

Сегодня на занятии нас ждет много интересных заданий и приключений. Будьте внимательны и аккуратны. Звуки произносите четко, внятно.
- Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо с приглашением в гости. А чтобы узнать кто нас приглашает, нужно разгадать ребус.
Дети разгадывают ребус
- Нас пригласила в гости Зима. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться к Зиме?
Ответы детей.
Артикуляционная гимнастика «Горка», «Санки».
- Мы с вами отправимся на санках. А дорогу вы знаете?
- Нет.
- Чтобы узнать куда идти, нам нужно по схеме выложить дорогу. Подойдите к своим столам, выложите дорожку.
- Дорогу мы теперь знаем, можем отправляться в путь.
Дети становятся в пары друг за другом, берутся за руки и бегут по кругу под музыкальное сопровождение – «едут на санках».
- Мы приехали на зимнюю поляну. Посмотрите, сколько снега! Расскажите, какой бывает снег?
Дидактическая игра «Скажи какой?» (со снежком): дети берут снежок и говорят какой снег, отвечают на вопрос воспитателя затем передают снежок другому ребенку.
Ответы детей:
- Снег белый. – Что еще может быть белым?
- Снег холодный. – Что еще может быть холодным?
- Снег красивый. – Что еще может быть красивым?
- Снег серебристый. – Что еще может быть серебристым?
- Снег пушистый. – Что еще может быть пушистым?
- Снег мокрый. – Что еще может быть мокрым?
- Снег грязный. – Что еще может быть грязным?
- Снег легкий. – Что еще может быть легким?
- Посмотрите, ребята, какой большой сугроб намело. Зима нам приготовила сюрприз. Здесь что-то лежит (сундук). Как вы думаете, что в нём?
Дети высказывают свои предположения.
- Давайте присядем и посмотрим что в нём. Тут пазлы, их нужно собрать. Но давать я вам буду по одной детали за каждое правильно выполненное задание. Вы согласны?
- Да.
- Первое задание: дидактическая игра «Да и нет не говори» .
Ответьте на вопросы, но да а и нет говорить нельзя.
- Снег белого цвета? (белого)
- Зимой жарко? (холодно)
- Зимой день длиннее ночи? (короче)
- Заяц зимой серый? (белый)
- Медведи бывают белые? (бывают)
- Заяц больше медведя? (меньше)
- Дети любят играть в снежки? (любят)
- Молодцы, вот вам пазл. Саша, поставь, пожалуйста.
На магнитной доске дети выставляют пазлы.
- Второе задание: дидактическая игра «Снежные пары»
- Посмотрите внимательно на картинку и найдите пару каждой снежинке. Какой снежинке нет пары?
Ответы детей.
Дать следующий пазл.
- Третье задание: скажите пословицы, поговорки о зиме.
- Как зима не злится, а весне покорится.
- Зима без снега - лето без хлеба.
- Зима - не лето, в шубу одета.
- Осень богата хлебом, а зима снегом.
- Мороз невелик, да стоять не велит.
Дать пазл.
- Следующее задание: дидактическая игра «Найди отличия»
- Посмотрите внимательно, запомните картинку (закрыть первую, показать вторую) и назовите отличия. Дети называют. Открыть первую и предложить проверить все ли отличия назвали.
Отдать следующий пазл.
- Следующая игра «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! Падают.
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. Падают.
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Н. Нищева.
Отдать следующий пазл.
- Следующее задание: дидактическая игра «Найди тень»
- Посмотрите внимательно на картинку и найдите тень снеговика. Будьте внимательны!
Дать последний пазл (собрали картину из пазлов)
- Посмотрите, мы с вами собрали картину. Что на ней изображено? Как можно назвать её.
Дети придумывают название картины.
- Давайте зададим вопросы зиме. Что бы вы хотели спросить у Зимы? Я бы хотела спросить у Зимы, почему на солнце искрится снег?
Дети по очереди задают вопросы, передавая микрофон друг другу.
- Молодцы, ребята, интересные вопросы задавали, за это Зима дарит вам сюрприз (коробка)
- А мы давайте изготовим Зиме подарки, нарисуем красивые зимние пейзажи. Рисовать мы будем тычком, сухой кисточкой. Но перед этим нужно разогреть наши пальчики.

Пальчиковая игра: У Зимы в лесу изба
Во все стороны резьба.
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены.
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями.
На шесте на ледяном
Ходит ворон ходуном.
Дети под музыку рисуют зимние пейзажи.
- Молодцы, ребята, какие красивые пейзажи вы нарисовали.
- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
- Молодцы, вы сегодня были активны, правильно выполняли задания, отвечали на вопросы.
- Давайте посмотрим, что же нам подарила Зима. (смотрят в коробку, которую подарила Зима) Зима вам дарит вот такие вкусные «снежки» (угощение для детей – зефир).