НОД по речевому развитию и грамоте в средней группе «Что за прелесть эти сказки. Конспект НОД в средней группе «Речевое развитие

Цель: составление описательного рассказа

Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлять описательный рассказ игрушки, придерживаясь образца, предложенного воспитателем.

Развивающие: развивать наблюдательность, память, развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать положительное и бережное отношение к игрушкам, желание высказаться.

Материал: 4-5 игрушек не из групповой комнаты, модель рассказа (схемы)

Ход:
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами поедем в магазин игрушек. Вы хотите туда отправиться?
Дети: — Да
Воспитатель: — Как вы думаете на чем мы туда поедем? (Ответы детей) На автобусе. Нужно построить автобус.
Дети строят автобус из стульчиков.
Воспитатель: — Построили, теперь поехали (воспитатель и дети изображают езду в автобусе). Теперь когда мы приехали, можно выходить из автобуса и расставлять стульчики.
Воспитатель: — Посмотрите, ребята, это магазин игрушек. Хотите купить новые игрушки? А как можно купить игрушку? (Ответы детей)
Воспитатель: — В нашем магазине чтобы купить игрушку нужно правильно и подробно рассказать о ней. В этом нам помогут специальные карточки – схемы (Воспитатель выкладывает модель рассказа)

Воспитатель: — Сначала нужно назвать игрушку, затем сказать, какого она цвета; потом картинка советует нам рассказать, какой формы игрушка; следующая картинка помогает нам не забыть про величину игрушки; затем следующая картинка напоминает нам, что нужно рассказать про материал, из чего она сделана; еще одна картинка показывает, что нужно рассказать про детали игрушки, а последняя картинка напоминает нам, чтобы мы не забыли рассказать и о том, как можно играть с этой игрушкой.
Воспитатель: — Все запомнили? Маша с чего нужно начать рассказ? О чем нужно говорить потом? Скажи Вова. А чес закончим рассказ?
Воспитатель: — Молодцы, все запомнили, но перед тем как магазин игрушек откроется давайте я сначала расскажу об одной из игрушек.
Рассказ воспитателя: Я расскажу про мячик. Он желтый, как солнышко. Мячик круглой формы. Он маленький, поэтому он может поместиться в одной ладошке. Мячик резиновый и мягкий, у него нет никаких других частей. Мячиком можно играть в очень интересные игры. Его можно катать по полу или кидать из рук в руки.
Воспитатель: — Теперь наш магазин игрушек открывается и вы можете рассказать о понравившейся игрушке. Чтобы войти в магазин отгадайте загадку. Кто отгадает ее первым, тот первым и будет рассказывать про игрушку.
Воспитатель: — Молодец, Таня, правильно отгадала загадку. Можешь подойти ближе и рассказать про понравившуюся игрушку, а картинки тебе помогут. (Рассказ ребенка)
— Очень хороший рассказ получился у Тани. Мне очень понравилось как Таня рассказала, про то как можно играть с куклой. А вам ребята, понравился Танин рассказ? Молодец, Таня, можешь взять куклу и вместе с ней послушать рассказы других ребят.
Воспитатель: — Кто еще хочет посетить магазин игрушек? (Воспитатель спрашивает еще 3-4 детей).
На сегодня наш магазин игрушек закрывается. Вы очень хорошо потрудились и можете теперь поиграть с игрушками из магазина.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи
Название: Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы (4-5 лет) «Магазин игрушек»


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»
Месторасположение: город Архангельск

НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
- посылка с замочками, письмо;
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель : Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель : Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы "Поможем сказочным предметам".

Задачи:
1. Активизировать словарь детей словами берлога, хитрая, рыжая.
2. Обогащать словарь словами лычки, лапти.
3. Дать представление об изготовлении старинной обуви –лапти.
4. Познакомить с фольклорным жанром – потешка.
5. Отрабатывать произношение шипящего звука Ш в процессе проговаривания скороговорки.
6. Актуализация знаний детей о домиках лесных жителей.

Ход занятия.

Воспитатель с детьми входит в группу (корзина стоит в группе, в ней лежат предметы: скалочка, пирожки, три чашки.) Дети с гостями здороваются.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.А я пришла к вам не с пустыми руками, а с волшебной корзинкой. В ней находятся предметы из разных сказок, которые потерялись. Каждый предмет нужно вернуть в свою сказку. Для этого нужно вспомнить, кому принадлежат эти предметы и как называется сказка. Вы готовы к такому заданию?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на свои места, будем рассматривать предметы. А вот и первый предмет. Что это, ребята?
Дети: Скалочка.
Воспитатель: Правильно, вы сказали. А из какой сказки эта скалочка?
Дети: Лисичка со скалочкой.
Воспитатель: Кому она принадлежала?
Дети: Лисе.
Воспитатель: Правильно. А какая лиса в сказках?
Дети: Хитрая, рыжая.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. А вы помните стихи про лису? Не помните? А я знаю интересную потешку про лису, потешка-это маленький, весёлый стих, послушайте её.

Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,

Лиса лапти сплела.
Ребята, где ходила лиса?
Дети: По лесу.
Воспитатель: Давайте скажем словами из потешки: лиса по лесу ходила (повторяют) Дальше говорится о том, что лиса песни выводила. А выводила, значит красиво их пела. Давайте повторим эти слова: звонки песни выводила (повторяют). Что же дальше делала лиса? А лиса лычки драла. Лычки –это полоски коры с дерева, она их драла, значит обдирала. А из этих полосок она плели лапти. А лапти – это старинная обувь. Посмотрите, я принесла вам лапти. Вот такую обувь носили очень давно. (рассматривают лапти) А теперь послушайте потешку ещё раз. (проговариваю) Я попрошу девочек проговорить её вместе со мной, а мальчики послушают и постараются запомнить. (девочки повторяют) А теперь мальчики повторят потешку (мальчики повторяют). А теперь все вместе проговорим потешку. Молодцы, ребята. Пришло время посмотреть на другой предмет. (достаю чашки) Что это?
Дети: Чашечки.
Воспитатель: А чашки одинаковые по размеру?
Дети: Нет, разные.
Воспитатель: В какой сказке были сразу три чашки?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: Как звали медведей?
Дети: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Воспитатель: Кто ел из большой чашки?
Дети: Михаил Иванович.
Воспитатель: Кто ел из чашки чуть меньшего размера?
Дети: Настасья Петровна.
Воспитатель: А чья же была самая маленькая чашечка?
Дети: Мишуткина.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всех героев назвали правильно. А мне очень хочется, чтобы вы запомнили скороговорку про мишутку. Послушайте:
Шапка и шубка, вот и весь мишутка.
Давайте проговорим её вместе со мной в медленном темпе. (проговаривают)
А теперь повторим скороговорку медленно, но немного громче. (проговаривают) А теперь проговорим её шёпотом. (проговаривают)
Запомнили скороговорку? Молодцы, вы очень старались. Пора вернуться к корзинке. Какие предметы в ней остались? (достаю пирожки) Что это?
Дети: Пирожки.
Воспитатель: В какой же сказке были такие румяные и вкусные пирожки? Кто же их спёк для бабушки и дедушки?
Дети: Сказка "Маша и медведь".
Воспитатель: Правильно. А какие слова повторял медведь, когда шёл по лесу?
Дети: Сяду на пенёк, съем пирожок.
Воспитатель: Правильно, а Маша что ему отвечала?
Дети: Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Высоко сижу, далеко гляжу.
Воспитатель: А давайте поиграем в эту сказку, выберем медведя и Машу. Хотите? Только нужно грубым голосом изображать медведя. (выбирают героев, маску и платок надевают и показывают отрывок) Молодцы, ребята, вы очень хорошо изображали героев сказки. А у меня есть интересная игра про медведя, хотите поиграть? Игра называется «Ты медведя не буди». Я буду говорить слова, а вы выполняйте движения. (выбирают медведя, надевают маску)
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег (идут по кругу)

И под ёлкой снег, снег
И на ёлке снег, снег (идут в другую сторону)

А под ёлкой спит медведь (показывают)
Тише, тише, не буди, (пальчиком грозят)
Сядь на место, не шуми (садятся на корточки).

Давайте ещё раз поиграем, если запомнили слова, то повторяйте вместе со мной. (Выбирают медведя, играют ещё раз) Ребята, а почему мы не разбудили медведя?
Дети: Мы тихо ходили.
Воспитатель: А в настоящем лесу что сейчас медведи делают, спят или гуляют по лесу? Да, ребята, летом медведь ел ягоды, мёд, а когда наступает зима, он спит. Правильно говорят, он впадает в спячку, спит. А как называется его зимний домик? Давайте найдём домик, где спит медведь. (Подойдите к мольберту, показ картинки) Как вы думаете, чей это домик, кто в нём спит зимой? Это гнездо, в нём спит птичка. А это нора, в ней спит лиса. А в этом домике может спать медведь? Этот домик называется берлога. А теперь давайте заглянем в корзину, есть там ещё предметы?
Дети: Нету.
Воспитатель: Подойдите к столу, ребята. Здесь живут сказки (расставляю картинки) Давайте в сказки вернём все предметы. Возьмите каждый себе по одному предмет и верните его в сказку. (дети берут каждый предмет и ставят возле картинки)
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Мы все вместе возвращали предметы из сказок, которые потерялись. Что было самым трудным? Что вам запомнилось? Да, вы были очень дружными, поэтому быстро возвратили предметы. Про таких ребят говорят: Один за всех, и все за одного.
Молодцы, мне с вами очень понравилось. Спасибо вам большое, до свидания.

Серенкова Евгения Дмитриевна, воспитатель
Кемеровская область, город Междуреченск

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомительной беседы с домашним животным



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Светлячок»

НОД по развитию речи в средней группе

«Коровушка»

Составила:

Серенкова Е.Д.

Г. Междуреченск 2017г.

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, посредством ознакомительной беседы с домашним животным.

Задачи: учить составлять предложения мини рассказы, посредством наглядных и игровых методов. Пополнять и активизировать активный словарь дошкольников. Воспитывать интерес к домашнему животному.

Оборудование: письмо, посылка с молоком, карточки – модели, фланелеграф, картинка с изображением коровушки, компьютер.

Ход занятия:

Воспитатель: приглашает детей на ковер. Ребята к нам гости пришли, посмотрите, давайте улыбнемся им и поприветствуем. Скажем дружно «Здравствуйте». (стук в дверь)

Ой, кто же это может быть? Я сейчас посмотрю (открывает дверь, вручают письмо).

Ребята нам пришло письмо. Интересно!

Детям средней группы «Солнышко»

Ребята, а как наша группа называется?

Дети: «Солнышко»

Воспитатель: значит нам, ну, что прочитаем, что в нем написано. (читаем письмо)

«Здравствуйте ребята! Мы живем в поселке Камешек, недалеко от города Междуреченск. Мы рады будем с вами подружиться. Хотим, чтобы вы отгадали нашу загадку, и побольше узнали о ком в ней говорится».

Ну, что ребята будем дружить с ребятами из поселка Камешок?

Воспитатель: А загадку отгадаем? Приглашает детей присесть на стульчики.

Слушайте внимательно.

На лугу стоит гора,

У горы растут рога,

И гоняет желтых ос

Это чудо нам не ново –

На лугу стоит …..

Дети: (корова)

Воспитатель: молодцы, правильно, это корова. Выставляет картину коровы на фланелеграф.

Ребята, у каждого из вас есть имена, (опрашивает детей, вот тебя как зовут?)

Дети: Кира, Гриша Тимоша….

Воспитатель: и нашей коровушке надо дать кличку. (Уточняет), у людей имена, а у животных – кличка.

Дети: предлагают свои варианты кличек коровы. Зорька, Ночка, Буренушка…

Воспитатель: клички хорошие, а мы нашу коровушку, как назовем?

Дети: Буренушка

Воспитатель: ребята, а корова – это животное дикое или домашнее?

Дети: домашнее

Воспитатель: а почему вы считаете, что корова домашнее животное?

Дети: за ней ухаживает человек

Воспитатель: правильно, она живет рядом с человеком.

Ребята послушайте мой рассказ о коровушке (сели ровненько, приготовились слушать)

Это корова, зовут ее Буренушка, она домашнее животное. Тело у коровы широкое с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, имеются копыта, длинный сильный хвост напоминает метелку – им Буренушка отгоняет надоедливых мух. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно карие бархатистые глаза. У коров прекрасное обоняние, по запаху они отличают съедобную траву от несъедобной. Они медлительны и спокойны.

Ребята, вам понравился мой рассказ?

Воспитатель: а теперь я хочу послушать вас, на столе лежат карточки – модели, они вам помогут составить предложения о коровушке – Буренушке.

(Давайте подойдем к столу и рассмотрим карточки - модели).

Ребята вспоминайте мой рассказ и по картинкам – моделям составляйте предложения.

Дети: составляют рассказ

Воспитатель: молодцы! Ребята, а что любит есть корова?

Дети: траву, сено.

Воспитатель: правильно, а если корова любит траву, то это какое животное?

Дети: затрудняются с ответом

Воспитатель: я помогу вам с ответом- они травоядные. (Давайте вместе скажем - травоядные)

Предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Что корова нам дает?»

И сметану и кефир

Сливки, ряженку и сыр

Творог, масло, простоквашу

Молоко для вкусной каши

Нам дает Буренка наша

(Дети по очереди перебирают пальчики)

Ребята, чтобы четко проговаривать чистоговорки, надо размять язычок.

Приглашаю вас всех на ковер.

Ребята, вы любите сметану? (давайте представим, у нас на губах вкусная, превкусная сметана)

Кончиком языка облизываем наши губки,

А теперь вытянули губки трубочкой и показали какие они у нас чистые,

Широко открыли ротики,

Показали улыбку, постучали зубками.

Воспитатель: молодцы, размяли язычки, а теперь будем четко проговаривать чистоговорки.

Слушайте, а потом вместе будем повторять:

Ас – ас-ас

Дед корову пас;

У коровы есть рога;

И копыта на ноге.

Воспитатель: молодцы, ребята, у коровы есть еще часть тела, мы с вами о нем не говорили. Посмотрите на картинку – модели, на картинке коровушка – Буренушка, что это?

Дети: отвечают

Воспитатель: у коровы – это вымя. С вымени выцеживают молоко.

Я предлагаю вам посмотреть видео – сюжет «Как хозяйка из поселка Камешек доит свою корову».

(Коллективный просмотр)

Воспитатель: ребята, интересный сюжет?

Дети: отвечают

Воспитатель: А у быка есть вымя?

Дети: ……

Воспитатель: Правильно сказать, у быка нет вымени.

(Приглашаю вас размяться)

Физкультминутка «Бычок»

Маленький бычок (присели, встали)

Желтенький бочок (наклоны в стороны)

Ножками ступает (топаем на месте)

Головой мотает (мотаем головой)

Где же, где же стадо? Му-му-му (повороты туловища направо, правую прямую руку в сторону).

Где же, где же стадо? Му-му-му (повороты туловища влево, левую прямую руку в сторону)

Скучно одному, му-му-му (наклониться вниз и помахать вытянутыми руками).

Воспитатель: Молодцы, размялись. Приглашаю вас присесть на стульчики. (Стук в дверь)

Кто же это может быть?

Открывается дверь. Вам посылка.

Ребята, интересно, что в не, посмотрим?

(На ковре вместе открываем посылку)

Да, это же молоко в банке. Ребята, а вот и записка.

«Ребята, это вам гостинец от нашей коровки с поселка Камешек. Угощайтесь!»

Воспитатель: Ребята, нам надо наших друзей поблагодарить.

Давайте, мы им тоже отправим письмо. Помогите мне, что мы им напишем.

Дети: Спасибо за молоко. Нам понравилось, как хозяйка доит корову…

Воспитатель: записывает ответы детей.

Ребята, вы молодцы, мне очень понравилось с вами беседовать, играть. А, что вам понравилось расскажите дома маме, папе, братику или сестренке.