Неустойчивый тип акцентуации личности. Хулиган или неустойчивый тип

Согласно классификации типов характера, многие поведенческие аспекты человека можно предопределить. Ученые выделяют различные типы, однако, неустойчивый характер человека является одним из наиболее распространенных среди подростковой группы. В дальнейшем, характер, как правило, меняется. Но есть немало людей, у которых неустойчивый тип характера сохранился и в зрелом возрасте.

Характер - величайший умножитель человеческих способностей.
Фишер Куно

Черты неустойчивого типа характера

Отличительными чертами такого характера являются праздный стиль жизни, тяга к развлечениям, неспособность к самодисциплине и нежелание участвовать в трудовой деятельности.
Лень – главный спутник неустойчивого типа характера. Когда дело доходит до учебной или трудовой деятельности, к лени присоединяется и слабость воли.

Безволие и лень мешают людям с таким характером исполнять необходимые обязанности, ставить и достигать цели. Инициативности от этих людей не дождаться даже в вопросах развлечения и отдыха. Как правило, они плывут по течению или примыкают к наиболее активным людям. Более того, отмечаются трудности в торможении желаний, если только их реализация не требует активной деятельности. Незнание меры может привести к самым губительным последствиям.

Неустойчивый тип характера также поддается большому влиянию извне. Импульсивность и повышенная внушаемость приводят к отсутствию собственных жизненных принципов и установок, безвольному поведению, неспособности к самоорганизации и преодолению трудностей.
Такое поведение нередко закрепляется различными зависимостями, алкогольными или наркотическими. Люди с неустойчивым типом характером зачастую ищут образец для подражания, который ведет к праздности и немедленному удовлетворению желаний путем наименьших усилий.

Формирование неустойчивого типа характера

Задатки такого поведения могут проявляться в достаточно раннем возрасте. Еще в школе в начальных классах у ребенка может возникнуть нежелание учиться. Полное отсутствие мотивации, выполнение заданий благодаря лишь жесткому контролю со стороны родителей только сильнее влияет на желание постоянного отлынивания от учебной деятельности.

Зачастую признаки неустойчивого типа характера проявляются в подростковом возрасте. Стремление к эмансипации и старту самостоятельной жизни связано с полной свободой в реализации желаний. Как правило, такие люди не ценят семейные отношения и не питают особо теплой любви к родителям. для таких подростков – всего лишь источник удовлетворения потребностей.

Помимо открытой неустойчивости с выявлением всех присущих признаков, порой проявляется и скрытая акцентуация характера. Она сопровождается нарушением поведения, которое прежде считалось благополучным. Это может произойти в результате недостаточного контроля со стороны родителей или пагубного влияния сверстников.

Для того чтобы избежать развития подобной акцентуации характера важно правильно мотивировать подростка уже на начальной стадии проявления сопутствующих признаков. Необходимо показать заинтересованность в его деятельности и дальнейших достижениях и успехах. Все это должно происходить на фоне позитивного мышления и положительных эмоций.

Образ жизни

Люди такого типа не терпят одиночества, поэтому тянутся к компаниям, зачастую совсем не благополучным. Поскольку они обладают отличной внушаемостью и слабой силой воли, такие люди становятся всего лишь орудиями для каких-либо рядовых действий. Отсутствие инициативности никогда не позволит людям с неустойчивым типом характера занять позиции лидера в компании.

Так как основное увлечение в их жизни – это развлечения, то тяга к каким-либо видам самодеятельности им чужда. Спорт или различные направления творчества требует повышенных усилий и мотивации, что совершенно не подходит неустойчивому типу. Для них главным является получение удовольствия без дополнительного бремени.

Романтические отношения также не в почете. Сексуальная активность начинается в довольно раннем возрасте и приравнивается к очередному развлечению. Любовь, дружба и иные искренние чувства проходят стороной неустойчивых людей.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Неустойчивый тип.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Е. Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа ʼʼhaltlosʼʼ, т. е. безудержные, неустойчивые. К. Schneider (1923) более подчеркнул у них недостаток воли (ʼʼбезвольныеʼʼ). При сходстве названий ʼʼлабильныйʼʼ (labile) и ʼʼнеустойчивыйʼʼ (instable) следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению. Именно в формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность данного типа. Их безволие отчетливо проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают большой напористости, а скорее плывут по течению, примыкают к более активным подросткам.

В детстве они отличаются непослушанием, часто непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются такие симптомы невропатии, как заикание, ночной энурез и т. п.

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, но всегда ищут случай отлынивать от занятий.

Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, днями, ничего не делая, торчат в местах, где обычно собираются подростки. Подстрекаемые более энергичными сверстниками могут сбежать из дому.

Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. В ход идут более сильные и острые ощущения - хулиганские поступки, алкоголь и другие дурманящие средства.

Еще Е. Kraepelin (1915) упоминал о нецелеустремленной криминальности неустойчивых. Делинквентность этих подростков - это прежде всего желание поразвлечься, особенно в компаниях.

Выпивки начинаются рано - иногда с 12-14 лет и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с другими дурманящими средствами. О возникающих при их действии необычных ощущениях и иллюзорных переживаниях делятся с приятелями с тем же упоением, как в детстве рассказывали о детективных фильмах.

Неустойчивый тип личности

Ученые в разное время определяли этот тип различными терминами. Так, известный психиатр Крепелин назвал его безудержным, а позднее - неустойчивым типом , а Шнейдер, желая подчеркнуть главную особенность этого типа - недостаток воли, - «слабовольным», «безвольным».

Основной недостаток людей этого типа выходит на первый план тогда, когда дело касается учебы, труда, выполнения поручений старших, родных, обязанностей, возложенных обществом, - это безволие, или слабоволие. Даже в выборе развлечений они предпочитают то, что есть под рукой, не утруждая себя организацией увеселительных мероприятий или хобби.

Еще в детстве такие люди с трудом усваивают элементарные правила поведения, их постоянно приходится контролировать. Они отличаются непослушанием, не обращают внимания на принятые нормы поведения, везде лезут, но при этом их легко на время приструнить, поскольку они боятся и легко подчиняются другим детям, лидерам.

С первого класса в школе проявляется их леность и нежелание учиться Успехов они могут добиться только при строгом ежедневном контроле со стороны взрослых, а малейшее послабление приводит к отлыниванию от занятий. Они рано ищут развлечений, с уроков убегают в кино или просто прогуливают «за компанию».

Они как магнит - к ним притягивается все дурное. Они легко идут на мелкие нарушения, кражи, хулиганство и постоянно готовы все свободное время проводить в уличных компаниях, в безделье и праздности. Их тянет к асоциальным людям, они рано начинают курить и пить, а затем используют и более сильные суррогаты «веселой жизни» - наркотики. Ввиду слабоволия или слабохарактерности выпивки, гуляния, похождения постепенно становятся их образом жизни.

Только в условиях жесткой опеки, если они попадают в руки человека с сильной волей, например жены или мужа, они могут вполне благополучно жить и быть полезными обществу. Но опека должна быть постоянной. Над ними надо все время «стоять с палкой» - и дома, и на работе - понукать, ругать, требовать и обязывать, «действуя методом кнута и пряника». Как только «вожжи управления» будут отпущены, они могут начать спиваться, проиграть в карты и т. п.

Неустойчивый тип акцентуации может встречаться и в сочетании с другими типами, например с гипертимным, - тогда он приобретает окраску гипертимности и его можно назвать гипертимно-неустойчивым, если совместно с истероидным - то соответственно истероидно-неустойчивым. Этот тип встречается, как правило, среди подростков мужского пола, реже - среди взрослых, видимо, люди этого типа часто переходят в разряд хронических алкоголиков, наркоманов, за проявлениями которых уже трудно запомнить эту акцентуацию.

Психопатов можно охарактеризовать словами «неустойчивый» и «лабильный». Чтобы различать эти понятия нужно понимать, что первое относится к поведенческой сфере, а второе – к эмоциональной.

Характерные черты

  • отсутствие способности сформировать стойкий жизненный стереотип;
  • слабость волевых качеств;
  • расстройство влечений;
  • лабильность эмоций;
  • патологическая подвижность нервных процессов.

Описание

Как правило, неустойчивый тип обычно плывет по течению и попадает под влияние более активных людей. Он ничем не выделяются от окружающих: ни умственным уровнем, ни интересами или нравственными качествами.

В школе проявляется его лень и нежелание учиться. При строгом контроле неустойчивый тип может достигать достаточно высоких вершин, однако как только контроль пропадает – он быстро распускается и скатывается до двоек.

Особой выраженности у такого подростка достигает тяга к развлечениям и безделью, которая затмевает другие интересы. Неустойчивый тип легко может прогуливать школу, чтобы просто бродить по городу или общаться со сверстниками. В силу сильной внушаемости, такой подросток следует интересам компании и начинает злоупотреблять спиртным, курить, употреблять наркотики. Часто становится азартным игроком.

К спорту проявляется отвращение. Хотя спортивная машина или мотоцикл могут вызывать у неустойчивого типа восторг, но только как источник впечатлений и удовольствия.

Сексуальные влечения у такого подростка изначально не отличаются силой, однако после первого опыта – также сводиться к источнику получения наслаждения.

Что касается учебы и труда – он совершенно не привлекает таких психопатов. Любые трудности в этой сфере вызывают только одно желание: убежать подальше.

Характерно полное безразличие к своему будущему. Неустойчивый тип личности не строит планов, не мечтает о получении профессии или о реализации каких-либо других амбиций. Все что его волнует – это настоящее получение удовольствия.

Такому человеку нужна постоянная опека. Он могут работать и отказываться от вредных привычек, но только под жестким контролем. Стоит на короткое время ослабить контроль и он снова легко скатиться по социальной лестнице.


Неустойчивый тип . С детства отличаются непослушанием , непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случая отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ним старшие.

Рано выявляется тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения , веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда же становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более сильных и острых ощущений – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12-14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них, прежде всего , источник средств для развлечений. Реакция для группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях, прежде всего, ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают более стеничные члены группы.


Типы

по А. Личко



Типы

по К. Леонгарду



Характеристика типов

Лабильный

циклоид


Лабильный.

Сверхподвижный.

Эмотивный


Чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Мягкосердечные люди, они более жалостливые. Легко впадают в депрессию.

Истероидный

Демонстративный

Артистические способности. Особый их дар внушать к себе чувство симпатии, любви. Быстро находят друзей.

Психастенический

Сверхточный

Нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность. Любовь к самоанализу и легкость навязывающих страхов.

Эпилептоидный

Регино-аффективный.

Неуправляемый



Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам.

Шизоидный

Интровертный

Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир.

Таблица 1. (окончание)

Типы

по А. Личко



Типы

по К. Леонгарду



Характеристика типов

Сенситивный

Боязливый

Характеризуется тревожностью. Это качество мешает человеку найти свое место в жизни. Замкнутость, робость.

Астено-невротический

Неконцентрированный или неврастенический

Тревожно мнителен. Боится трудностей. Усиленно печется о своем здоровье, повышенная утомляемость.

Конформный

Экстравертный

Легко поддается влиянию окружения, стимулам из вне, постоянно ищет новых переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению.

Неустойчивый

Слабовольный

Склонен к развлечениям, получению удовольствия, живет одним днем, за будущее не переживает. Имеет неадекватную самооценку.

Гипертивный

циклоидный


Сравним первые два типа – истероидный и демонстративный . Оба они характеризуются живостью , подвижностью. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызвать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Иногда они лгут и дурачат людей так ловко, что им нельзя отказать в актерских данных, иногда же более резко выражаются истерические симптомы. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взоров, выслушивание восторгов и похвал. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламируют стихи, танцуют, поют. Успехи в учебе во многом определяются тем , ставят ли их в пример другим. Демонстративные проявления, нередко описываемые классиками, не всегда идентичны встречающимся в нынешнее время. Так в эпоху рококо у дам, принадлежащих к аристократическим кругам, считалось чуть ли нехорошим тоном падать в обморок в связи с малейшими переживаниями. С такими реакциями сталкиваемся у многих героинь Достоевского. Однако параллельно он описывает и типичные припадки истерического крика у так называемых кликуш.

В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использоваться нарушение поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы тешило их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее, безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно избегают.

Лабильный, сверхподвижный, эмотивный . Эти три типа характерно сходны с лабильным циклоидным типом. Эти типы характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Особая чувствительность натуры ведет к тому , что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают реактивную депрессию. Незначительный успех может привести таких людей в бурный восторг, а пустячная неудача – в глубокое депрессивное состояние. С детства они отличаются большой душевной мягкостью. Они всегда держатся вдали от массовых и шумливых детей. У взрослых этих типов нередко является причиной болезненных депрессивных реакций на сильные переживания. У ребенка, чувства которого более преходящи, мы реже сталкиваемся с такими проявлениями: он может быть глубоко потрясен в данный момент каким-то событием, но оно быстро улетучивается из его памяти. Поэтому самоубийства в детском возрасте наблюдаются редко. Возможно это связано и с предварительным продумыванием, которого требует самоубийство и для которого интеллект ребенка еще не созрел. Какое-либо тяжелое переживание вызывает глубокую депрессию, возможно, в связи с эмотивным темпераментом и ведет к непродуманной и неподготовленной попытке самоубийства. В детском возрасте встречаются чаще всего в связи с острым и тяжелым страхом перед наказанием.