Мнемотехника для развития памяти взрослым. Запоминаем легко: как сделать свою память более эффективной

Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

Что такое память и какой она бывает

Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

Еще память можно подразделить на такие виды:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
  • эмоциональная.
  1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
  2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
  3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
  4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
  5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
  6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
  7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
  8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
  9. Повторение улучшает запоминание.
  10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

Способы запоминания – делаем это эффективно

Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

  • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
  • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
  • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
  • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
  • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
  • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
  • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
  • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

Повторение – мать учения

Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

Так, можете использовать следующий алгоритм:

  • учите что-то;
  • спустя примерно 20 минут повторяете;
  • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
  • и еще раз повторяете на следующий день;
  • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

Заключение

Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Может быть произвольным и не произвольным .

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). Эббингауз В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминания во многом зависитот повторения . Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н.Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвертое повторение - через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение - сразу после запоминания;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация .

Мнемо́ника (греч.- искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучшеЭббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, - Желание .

- Осознание . Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

- Установление связей . Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

- Яркие впечатления . информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

- Хорошее внимание . 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Сегодня поговорим про методики запоминания. Разберем, эффективные методы работы с памятью, научимся быстро запоминать иностранные слова и «выучим» таблицу умножения.

Каждому из нас приходилось учить отрывки поэм или большие стихотворения в школе – объем, бывает, две страницы и больше. Каждый сталкивался с изучением иностранного языка в школе, в ВУЗе, а кто-то и сейчас время от времени становится полиглотом, потому что этого требует работа.

Наконец, всем нам приходится пользоваться записными книжками, чтобы записать очередной номер сотового, чей-то адрес или е-мейл, так как в памяти удержать эту информацию, якобы, невозможно.

Задумывались ли вы, каким способом запоминаете? На самом деле, существует определенная классификация. Известные в психологии приемы запоминания делятся на следующие виды:

  • Рациональные способы запоминания;
  • Механические;
  • Ассоциативные.

Чтобы запомнить длинный ряд цифр – требуется один способ, чтобы выучить английское слово – совсем другой. Давайте остановимся подробнее на каждом из них.

Механический способ запоминания

Этот прием основывается на многократном прочтении текста. Если мы учим стихи, то повторяем каждую строчку и присоединяем ее к предыдущей. Механический способ – это, пожалуй, тот вид запоминания, которым все мы привыкли пользоваться еще со школьной скамьи, не задумываясь при этом, рационально ли тратим время.

Между тем, этот метод не самый лучший. Если таким способом вы попытаетесь вызубрить подряд две страницы прозы, то, скорей всего, застрянете на первых же абзацах, измучаетесь и сильно устанете.
А какие методы есть еще?

Рациональные способы

С этим видом мы сталкиваемся в студенческие годы. Сюда относятся:

  • Составление конспекта;
  • Группировка информации;
  • Рисование интеллект-карт.

Приемы рационального запоминания позволяют проникнуть в суть, содержание текста и запоминать его осмысленно.

Как составлять конспект, я думаю, объяснять не стоит. Все мы проходили это в школе. Записываются самые главные и самые важные мысли.

Как нарисовать интеллект-карту? Для этого выявляем основные ключевые понятия, а также связи между ними и изображаем все это на листе бумаги в цветном исполнении. Например, это может выглядеть вот так:

Яркий зрительный образ облегчает и ускоряет запоминание больших объемов информации.
Группировка заключается в следующем. Допустим, официанту нужно подать к столу на банкете 15 блюд из меню:

1. Компот;
2. Борщ по-украински;
3. Чай;
4. Винегрет;
5. Молочная каша;
6. Шницель;
7. Коктейль «Двойная бодрость»;
8. Печенье;
9. Закуска «Новая»;
10. Щи;
11. Ватрушка с сахаром;
12. Солянка сборная;
13. Эскимо на палочке;
14. Цыпленок-табака;
15. Салат с яйцом;

Как вы думаете, запомнит официант все это? Пожалуй, если только уж оч-чень талантливый. Наш герой рассказа сделает следующее. Расфасует заказ по маленьким кармашкам. Объединит в 5 групп:

Теперь запомнить не составит труда. Группировка часто используется в комплексе с другими приемами мнемотехники. Их рассмотрим далее.

Ассоциативные методы

Это запоминание на основе визуального мышления. Оно заключается в подборе соответствующих образов и объединении их в одно общее действие.

Включает в себя следующие приемы запоминания:

  • Связка образов;
  • Зацепки (запоминаем числа в виде образов);
  • Запоминание по первым буквам;
  • Рифма;
  • Римская комната (или метод Цицерона).

Методы связки и зацепки мы довольно подробно разобрали в статье .
Способ запоминания по первым буквам ярко иллюстрируется детсадовским примером:

Помните? Этим способом еще при советской власти часто пользовались: «Промвторметсбытхимторг» и прочие абракадабры.

Давайте чуть подольше задержимся на описании последних двух методов.

Метод рифмовки

Вот мы и добрались до таблицы умножения. Наверно, самое нелюбимое задание для школьников – это ее выучить. Хотя все довольно просто и лежит на поверхности: следует зарифмовать каждый пример – применить метод рифмовки. Стихи запоминаются быстрее.

Уже написано много стихотворений-подсказок в помощь школьникам, например, такое:

2 × 7

«Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!»

2 × 8
«Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног - шестнадцать.»

Это знаменитая «Таблица умножения в стихах» А.Усачева . Можно заучивать таблицу по нему, а можно сочинить поэму собственного производства.

С использованием метода рифмовки с успехом делается телевизионная реклама. Некоторые ролики так прочно (за счет рифмы) вселяются в наше сознание, что остаются там на долгие годы.

Метод Цицерона

А эта техника быстрого запоминания будет полезна студентам во время сессии, школьникам, если надо выучить большой стих и всем тем, кто так или иначе сталкивается с запоминанием больших объемов информации.

В очень знакомой комнате, двигаясь слева направо, по часовой стрелке, закрепляем мысленно за каждым предметом ключевое слово из заучиваемого текста (конечно, текст мы разбили перед этим на ключевые фразы и слова).

Важно не нарушать последовательность: только слева направо и сверху вниз – если в одном месте находятся два и более предметов один над другим.

Лучше перед тем, как заучивать, пройти по комнате предварительно, запоминая точный порядок предметов. Чтобы вспомнить текст, обойдите комнату снова, мысленно. Образы предметов будут вызывать в памяти текст строчку за строчкой.

Как выучить иностранный язык

Есть еще два приема опосредованного запоминания (опосредованное – то есть осуществляемое с помощью образов):

  • Созвучие;
  • Привязка ощущений.

Как нельзя кстати эти методы нам пригодятся в изучении иностранных слов.

В первом приеме быстрого запоминания подбираем к изучаемым словам созвучные русские слова. Например, английское «look» («смотреть») будет хорошо ассоциироваться с русским словом «лук», а в слове «box» («коробочка») можно услышать «бокс».

Объединяем в пары: СМОТРЕТЬ – ЛУК и КОРОБОЧКА – БОКС. Создаем картинки методом связки образов – и вот уже слова запомнились.

Привязка ощущений поможет выучить правильное произношение иностранного слова. Прочитав слово на другом языке сразу же четко представляем себе в уме картинку, изображающую это слово (ни в коем случае не вспоминайте русский перевод).

Впоследствии это слово само будет ассоциироваться со своим образом, и вы можете намного быстрее разговаривать, допустим, на английском.

О том, как выучить текст на иностранном языке можете прочитать в статье

Заключение

Создание ассоциаций (или методика образная память) – это, пожалуй, самый эффективный способ запоминания, хотя и требует определенного умственного труда. Приложите усилия к его изучению – результаты не заставят ждать себя.

А нам с вами настала пора прощаться. Настоятельно советую обратить внимание на интенсив Стаса Матвеева «Суперпамять» – из него вы можете почерпнуть еще массу полезных и действенных методов запоминания.

Жду обратной связи, ваших комментариев и отзывов. Делитесь в сетях с друзьями, подписывайтесь на новости нашего блога.

Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

В настоящее время человеку для успешной карьеры и хорошего образования необходимо держать в голове большое количество информации. Но большинство из нас находятся в заблуждении по поводу метода быстрого и эффективного запоминания. В сегодняшней статье мы рассмотрим способы запоминания информации.

Ложные представления о запоминании

По данным многократных опросов, многие ребята используют «зубрежку» для надежного запоминания. Но этот метод неэффективен. Зубрежка оставляет информацию только в краткосрочной памяти и нам самим нужно перенести ее в долгосрочную. О том, как это сделать мы поговорим позже.

Ещё один популярный метод якобы эффективного запоминания, который используют студенты и школьники — многократное перечитывание параграфа. После десятого раза нам кажется, что нет в тексте ничего нового, и мы всё уже знаем. К сожалению, это ложное чувство. Если вас попросят рассказать содержание параграфа, вы скорее всего этого сделать не сможете.

Есть еще одно заблуждение. По мнению многих преподавателей, чем больше дается информации и быстрее идет учеба, тем она результативнее. Но на самом деле все наоборот.

Что делать, если все распространённые методы учебы являются неэффективными?

Существует большое количество приемов. Я расскажу о тех, которые действительно мне помогли.

Способы запоминания информации

Первым способом надежного запоминания является тестирование. У многих студентов это слово вызывает ужас, отвращение и ассоциируется только с плохими оценками. Но тестирование – отличный метод узнать по каким темам у вас существуют «пробелы» в знаниях. Оно не обязательно должно быть только по инициативе преподавателя. Вы можете сами составлять вопросы и отвечать на них в устной или письменной форме. Результат не заставит себя ждать.

Для того чтобы проверить эффективность данного метода ученые проводили множество экспериментов. Первые исследования были проведены в 1917 году. Ученикам 5-го, 6-го и 8-го классов дали задание выучить краткие биографии.

Одной группе детей поставили условие через разные промежутки времени отрываться от книги и мысленно вспоминать прочитанное.

Вторая группа ограничилась только чтением. После перерыва, продолжительностью 3 – 4 часа, детей попросили записать то, что они запомнили. И те ученики, которые во время чтения отрывались и повторяли, показали лучшие результаты.

Второй способ я назвал «желательные» трудности. Многие будут удивлены и, возможно, немного напуганы, потому что нам всегда хочется, чтобы все было просто и легко. Но знания, которые даются, так просто не откладываются в нашей долгосрочной памяти.

Как же использовать этот метод? Очень просто. Нужно подождать, пока выученный вами текст, слово, дата, формула и т.д. немного забудутся. Да, именно так. Когда вы приложите усилия, чтобы вспомнить данную информацию, она запомнится лучше. Ничего страшного если вы не все вспомнили, главным является сам процесс.

Третьим способом является перемешивающее обучение. Что это такое? Объясню на примере. Вам нужно научиться решать разные типы математических задач. Лучше запомнится алгоритм решения, если вы будете решать их вперемешку. Это сделает мозг более гибким, научит различать и выделять что-то общее в этих задачах. Последнее умение очень практичное и полезное в повседневной жизни.

Давайте подведем итоги. Методов эффективного обучения очень много. Я выделил самые распространённые способы быстрого запоминания, которые сейчас становятся все более популярными и эффективность которых доказана многими исследованиями.

Наша долгосрочная память безгранична. И начав внедрять в свою жизнь правила, описанные в статьи, вы будете поражены возможностями нашего мозга.