Мир вокруг тебя. Интересные рассказы о камнях

Ольга Кирова
Проект «Этот удивительный мир камней и минералов» старший возраст.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад «Светлячок» . П. Уральский, Нытвенский район, Пермский край.

ПРОЕКТ

«Этот удивительный мир камней и минералов »

Первой квалификационной категории

Кирова О. С. 2014 год.

Тип проекта : познавательно- исследовательский.

участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок проведения- июнь- июль 2014г.

Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы , кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность.

Расширять словарный запас детей, формировать связную речь

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Предполагаемый результат :

дети научились различать минералы и кристаллы ,

уметь называть их особенности;

научились работать с лупой, пинцетом.

Работа с родителями :

Познакомить с проектом .

Помощь в сборе материала о камнях

Помощь в оформлении мини- музея «камни »

План действий :

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений познавательной практической деятельности;

Организация совместной творческой познавательной практической деятельности.

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми

1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края . Заинтересовать в предстоящем проекте/

2. "Удивительные камни "

Цель : познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

3.«Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения. Познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

4. «Полезные ископаемые»

Цель : Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Рисование по замыслу «Превращение камешков»

Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях .

Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок»

Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень»

Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни »

Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов , камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевая игра

«В поисках клада»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня »

Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Проект « Эти удивительные камни»

Образовательная область – познание.

Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта – сентябрь 2014 г. - май 2015 г.

Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта

Предметно – развивающая среда

Изготовление макета «Горы и вулкан».

Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».

Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».

Раскраски «Украшения».

Экскурсия в магазин «Мир камня».

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».

Рассматривание коллекции камней.

Чтение художественной литературы

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Эти удивительные камни».

3-й этап. Заключительный (подведение итогов)

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.

Конспекты занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):

«Удивительные камни» (познавательное, нетрадиционное ИЗО);

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты);

«Кладовая гномов» (познавательное).

Опыты и практические задания:

«Вода и ветер камень точит»;

«Что у гор внутри»;

«Вулкан».

«Что для чего»

Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я уже писала, что в наших планах в октябре сходить в геологический музей . Сейчас он участвует в проекте «Всей семьей в музей». Так что если вы с нами, то читайте, играйте и присоединяйтесь!

Думаю, Глеб мало что поймет и оценит , если его просто привести, поэтому мы уделили целую неделю подготовке к этому событию . О самих играх, занятиях, поделках из камней , я напиши в .

А сегодня расскажу о том, что нам понадобилось купить, перед тем как заняться этой темой.

Книги о камнях

Для начала решили немного поговорить об астрономии, потому что геология и строение планеты и солнечной системы неразрывно связаны. С Глебом мы уже углублялись в космическую тему, так что это было скорее повторение.

Детям об астрономии

Эту книгу я не нашла в печатном виде, но нашла в свободном доступе в интернете. Так что мы ее просто распечатали и читали (если кому-то надо я могу прислать на почту, просто напишите мне письмо). Несмотря на черно-белый вариант, было интересно и что-то понятно даже Марку. Хорошо, если вы сможете некоторые их описанных экспериментов (там папа рассказывает и показывает детям некоторые опыты с солнечным светом) сделать вместе с ребенком.

Книги о космосе и строении Земли

Я уже писала немного о космических играх и книгах. Ничего нового не покупали: особенно ребятам нравится Йен Грем: Путешествие в космосе. Школа открытий . Здесь есть объемные модели лунохода и марсохода и много интерактивных фишек. А еще очень красивые иллюстрации, позволяющие оценить красоту звёздного мира.

Геология. Большая детская энциклопедия

Эта книга о камнях и строении Земли тяжеловата для чтения дошкольникам: много материала в обычной энциклопедической форме с трудными предложениями и оборотами. Но она очень пригодилась мне. Многое что прочитала, я просто пересказывала ребятам и показывала картинки.

Малахитовая шкатулка и другие сказки Бажова

Я очень любила эту сказку в детстве и вот решили почитать ее Глебу. Тем более, что речь здесь об одном очень необычном камешке, которые добывают в нашей стране, на Урале. Вообще многие сказки Бажова касаются темы минералов, руды и их месторождений. В следующей статье расскажу об играх вокруг этих сказок.

Наборы для творчества

Кроме книг о камнях я купила несколько наборов для творчества. В больших детских магазинах их сейчас великое множество и по химии, и по физики, и по геологии тоже нашлись.

Выращиваем кристалл

Во-первых, мы решили попробовать вырастить собственный кристалл. Как я поняла можно просто насобирать камешков на дороге и купить медный купорос в магазине для садоводов. Но так как я сама плохо знаю химию, делали мы это первый раз, и очень хотелось, чтобы все получилось, мы купили набор для выращивания кристалла. Написано, что необходимо ждать около 1-4 недель. У нас пока прошло пару дней, так что показывать пока нечего =)

Но набор очень полезен, потому что закрепляет понимание того, как образуются минералы в природе, почему их особенно много рядом с вулканами, почему они имеют разный цвет и разные свойства.

Набор «Самоцветы»

Второй тоже интересный набор называется «Самоцветы». Здесь предлагается детям почувствовать себя геологами и добыть камни из гипса. В наборе есть молоточек, лопатка, кисточка и специальный мешочек, куда камешки можно складывать. Еще одни плюсом является то, что после окончания работы у вас будет набор из 8 кристаллов, которые можно рассматривать в лупу, играть, изучать.

Вулкан

Еще один набор, который должен помочь понять, что такое — вулкан . Я ждала, что опыт будет основан на поджигании бихромата натрия, но видимо производители считают это слишком опасным для детей. Поэтому в наборе есть красители и сода с лимонной кислотой, все это смешивают в пропорции 1 к 2, кладут в специальную вулканоподобную пластмассовую емкость и заливают водой. В итоге все это шипит, поднимается и течет вниз, подобно лаве. Но, во-первых, можно сделать самому дома, во-вторых, зрелищность процесса не велика. Единственный плюс по сравнению с домашним изготовлением – пластмассовая форма вулкана и ощущение торжественности и необычности происходящего, когда открываешь и начинаешь делать вулкан.

Роспись по камню

Я, честно говоря, была удивлена обилием выбора на лабиринте. А когда смотришь, на то, какое чудо может получится, невольно хочется добавить еще и еще в корзину =) Вообще мы уже расписывали с Глебом камни, привезенные с моря. Об этом я писала в статье «Как научить ребенка рисовать», там же есть фото. Надеюсь, что эти тоже выйдут красивыми и надолго останутся среди игрушек у ребят.

Камни

Еще мы купили несколько интересных камешков в магазине минералов, который находится на Щелковском шоссе, в большом павильоне «Город хобби». Еще читала, что такой магазин можно найти где-то на ВДНХ. Кроме того каждый последний выходной месяца там проходят ярмарки и выставки самоцветов.

Еще нашла, что в лабиринте продают камешки в мешочки по 4 штуки. Вот в такой серии:

Кстати, я очень советую сходить сначала именно в магазин камней и минералов . Потому что Глеб смог потрогать много-много разных камешков, подержать их, сравнить по весу, цвету, блеску. В музее этого часто нельзя сделать. А именно это интересно детям!
Еще минералы можно найти в журналах союз печати «Минералы. Сокровища земли». Сами журналы можно просто скачать в интернете, а покупать стоит, конечно, ради камешка, но не знаю настоящий ли он там =)

В следующий раз я планирую рассказать о том какие игры хорошо использовать для закрепления знаний о камнях . Так как у нас вышло по несколько игр на день, то думаю статья будет объемной и насыщенной. Чтобы получить ее на почту, подписывайтесь .

И отдельное спасибо, за нажатие кнопок соц.сетей!

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Удивительные создания природы -драгоценные камни и минералы всегда привлекали и привлекают к себе людей.

Много сведений о их лечении людей и как сильных оберегах,различных защитах.Что пишется о камнях,это одно-ГЛАВНОЕ самому почувствовать любовь к камню,потребность иметь его.До определенного времени меня совсем не интересовали камни, бусы из них. Хотя моя бабушка бусы из камней любила и носила, моя мама любила бусы, у нее было много различных бус, но носила она до конца своих дней бусы из янтаря,практически не снимая их почти совсем.В настоящее время у есть несколько пирамидок, жеода из агата, /представляет слои,как бы очертания подземных пустот/.Внук привез мне щетку из аметиста.бусы из различных камней.Назвать дорогими их нельзя по цене,а по моему расположению к ним,можно.Они для меня как хорошие друзья.О Них тоже нужно заботиться,хотя бы раз в 1-2 недели промывать под струей холодной воды.Они с вами могут разделить холодные зимние вечера и своим блеском порадовать в жаркие летние дни.В общем у меня совершенно не астрологический подход к камням и изделиям из них. Вот что о камнях пишут:
——-АВАНТЮРИН.,

является разновидностью кварца тонкозернистого.Цветом бывает желтым,синим,зеленым и даже почти черным.Авантюрин считается счастливым талисманом,носят его для сохранения радостного настроения.Он может усилить у вас оптимизм и уверенность.О нем говорят,как о камне который снижает давление,им лечат бронхиты и простуды,им можно делать аппликации.Постоянно носить нельзя.
——-АГАТ-

СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ,СИЛЬНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ,представляет собой разновидность халцедонов имеющих слоистую окраску.На Востоке особенно ценились «моховые» агаты,которые имеют узоры,похожие на лесные заросли.В зависимости от окраски различают «облачные,радужные,пламенные,крепостные,дендритовыми/дерево/» агаты.Цвета агатов разные»молочно-белые,желтоватые,зеленоватые и до черного цвета.Агаты в Древнем Риме были камнями богини плодородия Помоны,которая покровительствовала садоводству и урожаю. Поэтому камень хорошо дарить тому,кто занимается сельским хозяйством,фермерам.Он придает владельцу мужество и долголетие.Считается,что агат может защитить от энергетических атак,принимая на себя отрицательную энергию.В Европе он был символом долголетия,здоровья,процветания В Индии считается,что агат способен успокоить младенца,помогает раньше встать ему на ноги.Агат считали оберегом от колдунов.Во время крещения в Грузии новорожденным одевали белую бусинку агата на запястье.Черный агат считается талисманом ДЛЯ МУЖЧИН,он защищает от злых сил его владельца.От бессонницы и страха носят перстень с агатом на правой руке.Голубые бусы из агата носят при болезнях щитовидной железы желтые-при болезнях дыхания и пищеварения,печени и желчных путей.Красный-при заболеваниях сосудистой системы Глазковые агаты -считаются талисманом от «сглаза»,что они могут уберечь владельца своего от удара молнии и спасти от землетрясения.
Широко применяются помимо обычных украшений для лечения и очищения агатовые шары и агатовые пирамидки.
——-АМЕТИСТ-Кварц,


одна из его разновидностей.Имеет фиолетовую окраску различных оттенков.При нагревании до +200 градусов цвет исчезает,при охлаждении снова появляется.В воде,в отличии от искусственных по краям аметисты обесцвечиваются.Аметист по преданиям является символом преданности и камнем укрепляющим волю,чистоты и непорочности,миролюбия.Аметистом гладят морщины,используют для улучшения кровообращения,зрения,для защиты от колдовства.Чтобы приснились приятные сны на ночь кладут под подушку.Помогает от пьянки.В торговле приносит удачу,оберегает имущество.Камень духовности.
——-БИРЮЗА-называют «КАМНЕМ СЧАСТЬЯ»


За яркий голубой свет бирюзу прозвали «небесным»камнем.Она бывает также зеленоватой,желтовато-зеленой и тд.Камень меняет свой цвет при непогоде.болезнях его владельца.Помогает понять смысл жизни,сосредоточиться,определить цели
Бирюза в средние века считалась мощным оберегом,была символом удачи и победы.Считается,что украшения из бирюзы сопутствуют успеху в финансовых делах и привлекают деньги. Украшения из бирюзы советуют носить тем,кто не боится риска и стремиться к победе.
Считается,что бирюза укрепляет зрение,избавляет от бессонницы,помогает при головных болей.Помогает только настоящая бирюза. Искусственные камни не помогают.
——-ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ-кварц/двуокись кремния/представляет собой от прозрачных камешков до метровых залежей.


Считается,что он как амулет очищает любое пространство вокруг владельца от негативных влияний,особенно помогают хрустальные щетки,по острым концам которых в пространство стекает светлая и чистая энергия,хрусталь также великий проводник космической энергии.От негатива нужно подержать призму хрустальную в руке 10 -15 минут.Хрустальный шар стимулирует память,избавляет от дурных снов и мыслей и помогает в деловых переговорах.В Китае хрустальные шары применяют для массажа,мелкими кристалликами стимулируют биологически активные точки человека.
———ГРАНАТ-прозрачные красные камни -альмандины и пиропы,но они могут иметь и другие цвета.

Гранат,камень который веселит душу,возбуждает.Камень любви.Считается символом верности,преданности и силы.Верят,что гранаты хорошо влияют на дыхание,кровообращение,воспаления горла,головных болей.
——-КВАРЦ-/двуокись кремния/Примеси,которые встречаются с кварцем-это полевые шпаты,соединения железа и алюминия.


КВАРЦ- обычно называют горным хрусталем.Разновидности кварца-фиолетовый аметист,Желтые кристаллы называют цитрином.Бывает голубой,розовый,молочный,дымчатый.Считается,что хорошо омывать лицо водой настоянной из кристалликов кварца.
——-ЛАЗУРИТ-это алюмосиликатом натрия и кальция.Цвета — синего,фиолетового.

голубого-зеленого,фиолетово-синего.Его используют для восстановления зрения,всматриваясь в течении нескольких минут в камень.Для снижения давления,спокойствия,от бессонницы носят бусы.Камень притягивает успех,удачу,благополучие.Считался Божественным,с его помощью обращались к богу.Йоги применяют его для очистки ауры от негативных влияний.Считается,что он помогает воплощению планов и проектов.С его помощью освобождаются от прошлых негативных воспоминаниях.В прошлые времена верили,что браслет из лазурита защитит ребенка от болезней.Лазурит рекомендуют для стимуляции всего организма,глазных болезней.Настаивают воду и промывают.Это один из позитивных камней. ——-ЛУННЫЙ КАМЕНЬ-полупрозрачные голубовато-серебристые шпаты,они могут быть голубоватыми,молочно-белыми с внутренним золотым мерцанием. Считается,что камень связан с луной,его сила увеличивается при полнолунии.Он притягивает любовь,пробуждает в людях мечтательность и нежность.Считается,что лунный камень способен снять внутреннее напряжение и устранить гнев.
——-НЕФРИТ-соединение кремнезина с примесями магния,железа,никеля,хрома.


В Европе его называли почечным камнем.Имеет полупрозрачный цвет зелено-белой окраски.При ударе пластинка из нефрита издает мелодичный звон,не свойственный камням.Нефрит в Китае считается национальным «божественным»,»вечным» камнем.Считается,что он защищает от молний,пожаров,землетрясений,отравлений,стихийных бедствий.Его называют камнем «поясницы»,носят в течение года на пояснице,по поверью -хронические боли исчезают.Спят на подушке из нефрита,помогает кровообращению.Прикладывают к лицу,для разглаживания морщин.Прочность нефрита больше в 2 раза,чем у стали.Чтобы его не спутать с другими в старину предлагалось «смотри на огонь,если сквозь камень заметишь свет,как бы восходящее солнце,камень настоящий нефрит».В Европе камень олицетворял порядочность,честность,верность.Его советуют носить людям,думающим изменить свою жизнь,вступить в ее новый период.Камень перемен,который помгает выходить из житейских тупиков.
——Оникс-/SiO2 / — агат с различными по цветам окрасками полосок.


Он упоминается в самом начале Библии-камень вождей и борцов.Считается,что он дает способность влавствовать над другими людьми,позволяет проникать в замыслы противника.Оникс способствует накоплению энергии,поглощает негативную энергию вокруг владельца камня.Это камень уверенных в себе людей.В Индии считался символом везения и удачи.Изделия из оникса омолаживают,обостряют слух,укрепляют память.Считается,что амулеты с ним на уровне солнечного сплетения помогают печени,при ревматизме.Советуют прикладывать к больным местам -улучшается работа всех органов,кто носит постоянно.Камень снимает стрессы,способствует эмоциональному равновесию.Советуют к воспалившимся местам прикладывать полосатые ониксы.
——-РОДОНИТ.-поделочный камень,после малахита.


На розовом фоне тонкие прожилки,состоящие из окислов марганца образуют интересные рисунки Считается,что он пробуждает скрытые таланты и способности,способствует развитию умений и ловкости.Камень родонит,считался посланцем высших сил.Считается,что он помогает при заболеваниях печени,стимулирует сердечную чакру и солнечное сплетение.
——-СЕРДОЛИК-разновидность халцедона,двуокиси кремния.


По преданиям целебная сила камня большая,его использовали еще целители Древнего Египта.,считая этот камень одним из самых магических и оздоравливающих.Оранжевый цвет,считалось,этого камня способен восстановить нервную ткань,полагает при заболеваниях мочеполовой и легочных систем,стимулирует работу эндокринных желез,улучшает мозговое кровообращение.,снимает головную боль,помогает при заболеваниях щитовидной железы. СЕРДОЛИКОТЕРАПИЯ- это отдельное направление лечения камнями.Камень служит символом верной любви.Способствуют богатству,придают владельцу силы,в том числе и творческие. НЕ случайно золотое кольцо с вставкой из камня сердолика было любимым талисманом А,Пушкина.

Шафеева Ольга Николаевна
воспитатель ГБОУ СОШ детский сад "Светлячок"
с. Колывань Самарская область

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями («Познание»);
формировать умение классифицировать камни по разным признакам («Познание»);
развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);
обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);
вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);
воспитывать бережное отношение к неживой природе
(«Социализация»).

Предварительная работа:

Рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Самарского края и России.

Материалы и оборудование:

Камни на тарелках;
пластилин;
стаканы с водой;
ложечки, коробочки;
музыкальная запись;
иллюстрации каменных построек;
выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Часть 1. Вступительная беседа:

Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
- А где можно их встретить? (везде)
- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Часть 2. Эксперименты:

А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
- Ребята, так какими ещё бывают камни?
Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
- А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
- Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9. Рисование.
- Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?
- Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).