Методики скорочтения и развития памяти. Техника быстрого чтения – как освоить самостоятельно, упражнения

Лидия Люшукова

Есть некоторые профессии, где от скорости чтения зависит результат работы, например, диктор или радиоведущий. Но такие навыки полезны будут и в детские годы, когда необходимо читать достаточное количество текстов, и при этом еще и запоминать.

Такую способность можно в себе развивать, главное, знать, какие упражнения для этого предназначены.

Техника быстрого чтения основывается на нескольких этапах. Но чтобы учение дало полноценный результат, необходимо себя правильно настроить, понять для чего это нужно.

Методы обучения скоростной технике

Научиться быстрому чтению нелегко, впрочем, как и любому другому навыку. Поэтому для таких целей существует несколько методик, соответственно, каждый человек сможет подобрать для себя именно то, что ему подходит. Сразу стоит сказать, что, кроме того, чтобы быстро читать, необходимо информацию и запоминать, особенно если от этого зависит работа.

Для чтения и запоминания текстов, можно использовать одну из таких методик:

  1. «Пристрелка ». В этом случае, текст «пробегается» глазами и сразу же выделяются главные мысли. Таким образом, чтение происходит частями, только теми моментами, которые несут смысловую нагрузку.

Чтобы научиться такой методике быстрого чтения и запоминания, стоит потренироваться на простом предмете. Его ставят перед собой и пристально рассматривают несколько секунд. Потом закрывают глаза и пытаются воспроизвести в памяти все мельчайшие детали.

Открыв глаза, стоит сравнить два образа – реальный и виртуальный. Найдя 3-4 отличия, упражнение повторяют, и так до 7 раз. Это поможет запоминать даже мелкие детали.

Потренировавшись на предмете, можно приступать к тексту. Лист кладут перед собой на полминуты и за это время необходимо суметь выделить 3 основные мысли. Усложнять упражнение можно путем увеличения размера отрывка или попыток найти больше мыслей.

  1. Ключевые слова . Автор всегда пытается донести до своего читателя, какую-то мысль. Для этого он использует ключевые слова. Именно они и отвечают за восприятие текста, их же можно применять для запоминания.

Для этого изначально определяется тематика и в голове составляется примерный перечень слов, которые ей могут соответствовать. Взяв текст в руки, стоит быстро пробегать глазами предложения и «цеплять» именно те, что максимально отображают тему. Для начала такие слова и словосочетания можно записывать, а в дальнейшем все будет проходить на подсознательном уровне.

  1. Подавление артикуляции . Данная методика хорошо подходит для научения детей. С самого детства ребенка учат читать вслух, но у некоторых эта привычка остается и во взрослом возрасте. И хоть слова не произносятся вслух, губы двигаются в такт слов. А это тормозит обучение быстрому чтению.

Чтобы освоить эту технику, во время чтения следует отбивать такт пальцами. Это позволяет отвлечься от немого произношения слов.


  1. Зрительная память. Эта техника скорочтения позволяет научиться запоминать длинные слова. Эту методику уже начинают вводить в детских садиках, когда малышам показывают сложные слова, состоящие из 8-10 букв.

Взрослые тоже могут освоить эту методику. Для такого упражнения понадобятся карточки, на которых будут написаны длинные слова. Их можно приобрести в магазине или же найти в интернете и распечатать самостоятельно. Такие занятия необходимо проводить каждые день, затрачивая на это 30-40 минут.

Ученик просто смотрит на карточку пару секунд, причем главное, не дать ему успеть прочитать. Далее, испытуемого просят повторить, то, что он увидел. Таким образом, тренируется не только скорость чтения, но и практика запоминания. Лучше всего начинать с небольших слов – в 6-7 букв.

  1. Вертикальное чтение . Чтобы быстро читать, следует уметь видеть не только последующее слово, но и всю строчку в целом. Для этого стоит ознакомиться с упражнениями Шульте.

Для такой тренировки понадобятся специальные квадратные разлинованные таблицы, где нарисованы цифры в хаотичном порядке. На начальном этапе, используется только 16 цифр, постепенно увеличивая их до 25, 36 и 49. В каждой такой карточке цифры будут располагаться по-разному. Такая техника быстрого чтения требует сосредоточения взгляда в центральной точке, и, не отводя от нее взгляда, испытуемый должен находить по очереди цифры.

Все эти методики помогают не только научится читать быстро, но и запоминать смысл. Но каждое упражнение необходимо начинать с маленькой нагрузки, особенно если занятия проводятся с ребенком.

Развиваем мозговую деятельность

Перед тем, как учиться технике быстрого чтения и запоминания, следует знать, что не последнюю роль в таких занятиях играет и мозговая деятельность.

Удобнее заниматься таким развитием вдвоем, но, увы, не всегда есть такая возможность. Самостоятельно можно развивать себя путем чтения книг, которые имеют сложные слова, например, про технику или медицину.

Учеными доказано, что на умение быстро читать влияет и способ восприятия текста. Если это буквенный способ, то человек будет медленнее читать, нежели при словарном. Можно прочитать слова даже в том случае, если буквы будут стоять в хаотичном порядке, кроме первой и последней.

Чтобы потренировать не только умение читать, но и свой мозг, можно воспользоваться следующими упражнениями :


  1. основываясь на исследованиях, о которых упоминалось выше, можно читать тексты, где буквы стоят не на своих местах. Но вот только для этого упражнения понадобиться помощник;
  2. научиться быстро читать тексты можно и при помощи вычеркивания букв. Для этого пишутся слова, в которых убираются все гласные. Задача напарника прочитать и понять смысл предложения;
  3. чтобы стимулировать мозг на активность, необходимо учится читать через слово. Для этого понадобится текст, где будут «стерты» слова. Для начинающих необходимы отрывки, в которых отсутствуют только каждое 3-4 слово. В дальнейшем, по мере развития, стертых слов может становиться больше – каждое второе. Но тут важно, чтобы обучающийся не просто читал предложения, но и понимал о чем в них идет речь. Соответственно, после прочтения отрывка, человека стоит попросить рассказать, о чем говорилось в нем. Далее сравнивается оригинал и тренировочный текст;
  4. мозговой штурм. Данная методика также требует напарника. Тут понадобится два одинаковых отрывка. Текст читается по очереди, с учетом времени, после чего каждый участник должен будет его пересказать. В этом варианте, идет тренировка не только скорочтения, но и запоминание текста. Соответственно, тренируется одновременно и память и речевой аппарат.

Один из главных принципов скорочтения – умение выделять основное. Чтобы научится это делать, рекомендуется читать и тезисно выписывать основные идеи. Со временем, это умение станет автоматическим.

Чтобы техника быстрого чтения осваивалась лучше, необходимо знакомиться с литературой. Именно обыкновенные книги помогут развить речевой аппарат, не говоря уже об эрудиции. Но и тут не все так просто.

При упоминании о техники быстрого чтения у большинства возникают следующие вопросы: за счет чего происходит увеличение скорости чтения?

Но все они основаны на нескольких основных правилах. Итак:

Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.

Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.

Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.

Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?

Первая причина — сила привычки . Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.



2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.

Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.

Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.

Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:

1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.

Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.

Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.

При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.

Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.

Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию .

Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.

Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.


Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:

читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.

Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А. и Хромова Л. Н. «Учимся быстро читать».

Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.

Главное, помнить, что скорочтение — не удел избранных. Важно усердие и постоянство тренировок.

Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, людям, профессиональная деятельность которых связана с переработкой информации, даже в быту такие навыки тоже пригодятся.

Поэтому знать, что означает техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития читательского мастерства, полезно каждому. Но навык скоростного чтения станет напрасным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.

Основные техники работы с текстом

Эксперты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать со скоростью от 2 до 10 раз выше обычной. Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит интенсивная мозговая активность. Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, из-за чего чтение осуществляется легко и быстро.

Чтобы научиться скоростному чтению, нужна методика, которая увеличит скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь учат тому, как правильно заниматься с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.

В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет конкретную задачу. Например, углубленным чтением осваивается научная литература, проводится анализ текста, формулируются итоги.

Для усвоения большого объёма художественной литературы подойдёт быстрое чтение , которое подразумевает высокую скорость чтения с пониманием прочитанного.

Решение такой же задачи - панорамное чтение , когда глазами охватывается большой фрагмент текста. При этом приходит в действие периферийное зрение, при котором взгляд движется вертикально по центру страницы, а не горизонтально по строчке.

Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.

Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами - при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.

Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён. С этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию, а технологии ему в этом помогут.

Техника обучения скорочтению

Существует методика, соблюдая алгоритм которой каждый добьется высокого результата при чтении на скорость:

  1. Во время быстрого ознакомления текст изучается целиком, без остановок и перечитывания непонятных мест, так как смысл содержания улавливается автоматически. Работает память, помогая воспроизвести уже имеющиеся знания.
  2. Один из приёмов, увеличивающий скорость при чтении, - выделение ключевых слов в каждом фрагменте. При этом вовсе не обязательно читать фрагмент до конца, для восприятия материала можно выделить ключевые слова, чтобы запомнить их при помощи мнемотехнического приёма, называемого построением ассоциаций на основе образов.
  3. Начиная скоростное чтение, сосредоточьтесь и погрузитесь в содержание текста, иначе оно не даст никаких результатов.

Тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и одновременного запоминания текста.

Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что значительно увеличивает скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность - мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.

Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать такт. Сегодня для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.

Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд. Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульце или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается скорость чтения и улучшается запоминание смысла прочитанного. Когда человек охватывает взглядом большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.

Мнемотехника в быстрочтении

Мнемотехника используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. Кроме того, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны. Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения (более высокого этапа скорочтения) оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.

Сегодня мнемотехника стала более совершенным как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.

Первый шаг сохранению в памяти прочитанного - быстрочтение или перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать начальное впечатление о тексте.

Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который помогает лучшему запоминанию информации.

Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой больше ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, нужно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.

Проблема быстрого чтения актуальна в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс гораздо результативнее.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.



На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.



Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.



Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.





Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.



Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.



В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

Способность быстро читать и надолго запоминать прочитанное – чрезвычайно полезный навык. Он необходим школьникам и студентам, которые постоянно усваивают новые знания. Но человек учится всю жизнь, а мыслительные способности снижаются с возрастом. Распрощавшись с конспектами, мы со временем замечаем трудности с восприятием и запоминанием информации.

Почему так происходит? Мозг нуждается в упражнениях, как тело – в движении. Если мы откажемся от регулярных тренировок, способности притупятся, а ранее полученные знания сотрутся из памяти. Единственный выход – развивать имеющиеся навыки и нарабатывать новые. Мы делимся самыми простыми способами, как научиться читать быстрее и запомнить больше.

Быстрое чтение — навык, который положительно повлияет на вашу память

Почему мы читаем медленно?

Исследователи определили, что среднестатистический американец читает 200-300 слов в минуту. Показатель растет с уровнем образования. Студент колледжа «проглатывает» 450 слов, преподаватель – 600-700 и так далее. Если брать во внимание особенности русского языка, то для нас нормой будут 150 слов в минуту. Но вывод очевиден. Хотите читать быстрее — читайте больше.

На скорость чтения влияют внешние условия. Неудивительно, что дома, в тишине мы читаем быстрее, чем в переполненном метро. Невозможность сосредоточиться ухудшает не только скорость чтения, но и способность понимать прочитанное. Вдумчивая работа над текстами требует комфортных условий. А в транспорте можно почитать художественную книгу или статью.

Быстрота чтения зависит от концентрации зрения на тексте. Наш взгляд двигается по тексту скачками. Каждый из них завершается фокусировкой на определенном участке страницы. Чтобы проверить это, сядьте за стол и положите перед собой книгу. Закройте один глаз, осторожно прижав веко пальцем, а другим скользите по тексту. Ощущаете прыжки? Они и тормозят чтение.

Скорость чтения зависит от возможности сконцентрироваться на тексте

Читая без спешки, мы часто возвращаемся к пройденному тексту. Это происходит непреднамеренно: мы задумываемся о своем, теряем концентрацию – и подсознание перебрасывает нас в начало знакомого предложения. Это тоже скачок, но назад. Такие «путешествия» занимают треть от времени чтения.

Удивительно, но львиную долю внимания крадут… поля. Фокусируясь на двух-трех словах, мы улавливаем остальной текст периферическим зрением. Если мы читаем предложение от первого слова до последнего, то захватываем пустые области по краям страницы. Мозг тратит время на восприятие этих белых пятен, и скорость чтения замедляется. Поэкспериментируем?

Однажды Федор читал сборник романтических стихов до трех часов ночи.

Прочитайте эту фразу дважды. Сначала начните со слова «однажды» и закончите на «ночи». Во второй раз стартуйте с «Федора» и финишируйте на «трех». Заметили, сколько времени сэкономили? Так работают техники скорочтения. Владельцы электронных книг читают больше произведений, чем любители бумажных изданий. Возможно, секрет в том, что в «читалках» поля уже.

Владельцы электронных книг успевают прочесть больше произведений

Как развить скорость чтения?

Итак, советов лишь два:

  1. Избегайте скачков взгляда по странице.
  2. Не тратьте периферическое зрение на поля.

На первый взгляд все просто. Но чтобы использовать эти приемы каждый день, нужно развить их до уровня рефлекса. Для этого выполняйте комплекс из трех упражнений:

  1. Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать с одной части текста на другую. Положите перед собой открытую книгу и читайте, ведя кончиком пишущей принадлежности вдоль строки. Начинайте с первого слова и заканчивайте последним. Вы ощутите, как растет концентрация внимания. Затем подсчитайте количество строк на странице, засеките на секундомере одну минуту и принимайтесь за чтение. Постарайтесь тратить на строку не больше секунды. Не останавливайтесь и не возвращайтесь назад.
  2. Следующую минуту читайте с карандашом, но начинайте со второго слова в строке и завершайте за два до конца.
  3. В течение третьей минуты стартуйте с третьего слова и финишируйте на третьем с конца. Читайте со скоростью в полсекунды на строку. Не останавливайтесь, даже если смысл прочитанного будет ускользать. Сосредоточьтесь на времени и количестве строк.

«Разогревайтесь» минут 15, а затем измерьте скорость чтения. Она возрастет в 2-3 раза по сравнению с обычной. И помните: скорочтение требует постоянной практики, но позволяет развить показатели до 1500 слов в минуту!

Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать со строки на строку

Скорость и понимание

К сожалению, быстрота чтения ухудшает понимание и запоминаемость текста. Даже многолетнее использование этих техник не гарантирует, что вы не упустите важные моменты. Альтернатива скорочтению – методики Spritz и Blinkist. Идея та же. Мы много времени тратим на «скачки» по странице и считывание полей. Как избежать этого без ущерба для понимания текста?

  • Методика Spritz заключается в том, что слова появляются на экране по одному. Находящаяся в центре буква обозначена красным, что улучшает фокусировку зрения. Переключиться на прочитанное ранее или бродить взглядом по тексту невозможно. Английский вариант Spritz позволяет читать 600 слов в минуту. Компания создает приложения для телефонов, планшетов и ноутбуков на разных языках. На сайте Spzirtz вы можете перевести текст (в том числе русскоязычный) в эту систему чтения.
  • Компания Blinkist предлагает другой подход. Чтобы читать быстрее, нужно читать только важное. Приложение разделяет текст на удобные для восприятия сегменты. Каждый заключает отдельную мысль. Это делает Blinkist полезным для чтения длинных статей и произведений. Но будем честны. Студенты готовились к занятиям по вступлению и выводам к статье задолго до появления смартфонов.

Подведем итоги. Скорочтение – это интересно и полезно. Но освоение хитроумных методик займет много времени и вряд ли улучшит способность понимать информацию. В некоторых случаях лучше сделать акцент на анализе и запоминании прочитанного, а не на скорости поглощения страниц.

Запомнить всё

Память – удивительная вещь. Мы отлично помним мелочи вроде номера телефона школьного друга, и мгновенно забываем, что нужно купить в супермаркете. Как работает наша память? Она расшифровывает полученную информацию, отправляет её в «архив», а в случае необходимости ищет и извлекает обратно.

Ваш телефон откажется работать, если села батарея. Мозг тоже нуждается в подзарядке. Высыпайтесь, чередуйте отдых и труд, веселитесь, пейте достаточно воды. Употребляйте жирные кислоты Омега-3 — они содержатся в орехах, рыбе, льняном масле и улучшают мыслительные способности. Занимайтесь спортом. Всего 15 минут упражнений – и учеба пойдет гораздо легче.

Настройтесь на то, что выучить всё невозможно. Как и площадь настоящего архива, объем человеческой памяти ограничен. Чтобы сохранить новые сведения, мы избавляемся от старых. Изменить эту систему нельзя, но обозначить некоторые воспоминания как более значимые реально. Лучший способ надолго сохранить информацию – привязать её к эмоциям и образам.

Прокрутите в памяти книги, которые вы проходили по школьной программе. Как звали главных героев, где разворачивались события? Одни сюжеты вы перескажете сразу, другие – спустя время, третьи упустите.

Для тренировки памяти вспомните, какие книги вы читали в школе

А теперь подумайте, почему так происходит. Скорее всего, вы хорошо запомнили произведения, вызывавшие сильные чувства. Возможно, вы долго обсуждали эту книгу с подругой или писали по ней вступительное сочинение. А может, вам понравились иллюстрации – картинки пробуждают больше эмоций, чем текст. В любом случае, память скрепляет факты с эмоциями и бережно их хранит.

На этом построены многие методики запоминания.

  • Аббревиатура. Чтобы сохранить в памяти несколько названий, составьте новое слово или предложение из их начальных букв. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, — помните? Метод работает не только с цветами радуги.
  • Рифма. Стихи учить легче, чем прозу. К примеру, вы забываете дату отмены крепостного права – 1861 год. Попробуйте зарифмовать её примерно так: «Один восемь шесть один – дам свободу крепостным».
  • Ассоциации. Хорошо работает при изучении иностранного. Изучая новые слова, ищите в русском языке созвучные им. «Keep it» (держи это) похоже на «кипит», «necessary» (необходимый) – на« несёт сари». Заодно нарисуйте в уме человека, удерживающего кипящий чайник, или индийца, который бежит по улице, неся в руках сари (национальную одежду), необходимое его супруге. Английские слова часто имеют несколько значений. Ищите связь между ними. Слово «palm» обозначает дерево и ладонь. Представьте пальму с листьями, похожими на раскрытые ладошки. Узнайте, как звучат оригинальные названия любимых фильмов. Английское название сурка, «groundhog», сложно даже выговорить. Но если припомнить фильм «День сурка» («Groundhog Day») с Биллом Мюрреем, задача упростится.
  • Цепочка. Если нужно запомнить несколько случайных слов, свяжите их по смыслу. Классический пример – список покупок. Допустим, вы отправляетесь в супермаркет за яблоками, кофе и пастой. Представьте, как фрукт просыпается, пьет бодрящий напиток и тщательно чистит зубы. Вряд ли вы забудете столь яркий сюжет по пути к магазину.
  • Чертоги разума. Любимый метод Шерлока Холмса. Представьте себе помещение – комнату или дом, которую вы хорошо знаете. Мысленно нарисуйте то, что вам нужно запомнить, и расставьте эти предметы в чертогах. Чем ярче и необычнее будет «интерьер», тем дольше он сохранится в памяти. Добавьте прием цепочки. К примеру, вы учите пьесы Чехова. Вот в помещение входит Антон Павлович, беседуя с Дядей Ваней, рядом пролетает чайка, а в глубине комнаты цветет вишневый сад и гуляют три сестры… Секрет в том, чтобы посещать «чертоги» как можно чаще и не бояться воображать странные картинки.

При изучении иностранных языков хорошо работает метод ассоциаций

Советы тем, кто хочет помнить больше:

  • Пишите от руки. И не только конспекты. Переписывая информацию, мы запоминаем намного больше, чем при чтении. Заведите «литературный дневник». Выписывайте незнакомые слова, интересные цитаты и детали сюжетов, составляйте рецензии. Ленивый вариант – закладки. Подчеркните наиболее значимые абзацы и приклейте к странице цветной стикер. Если вы вернетесь к книге, то легко найдете важную информацию.
  • Чередуйте источник и дисциплины. Изучая определенную тему, не ограничивайтесь книгами. Найдите статьи, видео, лекции, изображения… Вы сформируете полную картину событий и не позволите мозгу переутомится. Если вы готовитесь к экзаменам, распланируйте день так, чтобы посвящать одному предмету не более двух часов. После сложной дисциплины возьмитесь за ту, что вам по душе.
  • Связывайте новую информацию со знаниями, полученными раньше, или жизненным опытом. Читая художественную книгу, вспомните, какие исторические события происходили во описанное время. Учите формулы по математике? Подумайте, как использовать их в быту.
  • Перескажите прочитанное своими словами, упрощая сложные моменты. Затем пробегитесь глазами по тексту и подумайте, что вы пропустили или перепутали. Обязательно проясните непонятные термины или выражения в тексте. Сделайте это сразу, чтобы не переучивать материал заново.
  • Делите информацию на «порции» и регулярно ее повторяйте. Если вам необходимо выучить 50 иностранных слов к концу недели, каждый день просматривайте 25 утром и 25 – вечером. Результат вас приятно удивит.
  • Забыли иностранное слово, дату или имя? Не бегите за консультацией к Google или конспекту, а попытайтесь вспомнить самостоятельно.

Тренируйте память

Способность много запоминать – не талант, а навык, который можно совершенствовать. Учите то, что вам по душе, будь то стихи или иностранный язык. Установите норму – одно стихотворение или 20 слов в неделю. Вместо социальных сетей уделите время приложениям для тренировки мыслительных способностей (Lumosity, Elevate — Brain Training, Memory) и тематическим сайтам:

  • uplift.io — подборка игр на память и скорость мышления. Заодно подтянете английский, географию, историю.

    mozgame.ru — еще несколько игр для развития разных видов памяти и внимания.

Для тренировки памяти отлично подойдут интерактивные приложения

Для тренировки зрительной памяти рекомендуем метод Айвазовского. Чтобы запомнить «картинку», внимательно смотрите на нее пять минут. Сохраните в памяти все до мелочей. Теперь закройте глаза и мысленно нарисуйте увиденное. Несколько тренировок – и проблемы с запоминанием улиц исчезнут.

Развитие скорости чтения и памяти – полезная и интересная задача. Но важно понимать, зачем вы берете книгу в руки. Если нужно составить общее впечатление о тексте, достаточно беглого просмотра. Но часто наша цель в том, чтобы осмыслить информацию, составить о ней мнение и применить в жизни. Развитие приносит работа над текстом, а не число прочитанных книг.