Метод наглядного моделирования в экологическом воспитании. Моделирование и наглядные пособия в экологическом воспитании детей дошкольного возраста


Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.


Определили цель экологического воспитания дошкольников: формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой Были намечены следующие задачи: Были намечены следующие задачи: 1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования; 1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования; 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе; 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе; 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности; 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности; 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания; 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания; 5. Обучение азам элементарной экологической безопасности; 5. Обучение азам элементарной экологической безопасности; 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой. 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.




Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы.. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы..


Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей. 1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. 1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.






Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование


Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости. Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.


Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используем различные формы: - тематические беседы; - тематические беседы; - библиотека для родителей; - библиотека для родителей; - информационные доски; - информационные доски; - индивидуальные беседы; - индивидуальные беседы; - анкетирование; - анкетирование; -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты». -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».




Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников. Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста даёт хорошие результаты и является средством развития познавательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Например, на экскурсии в лесу (роще, на лугу) ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Воспитатель изготавливает из бумаги или другого материала изображения насекомых, которыми ребенок может оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания. Предметной моделью может быть коллективно заполненная детьми фланелеграмма, изображающая луг, лес, поле и т.д.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - модель-макет, рекомендуемый С.Н.Николаевым для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.

Вообще, изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Например, можно предложить им нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.

Распространенными предметно-схематическими моделями являются так же чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

Следующий тип моделей - графические, передают обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений. Пример такой модели - календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица фиксации продолжительности дня и т.п. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире природы, уточнить их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.

Дидактические картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знания детей недостаточны и умение рассмотреть картину, выделить главное в ней - несовершенно. Если же дети имеют уже определенные знания, могут в достаточной мере разобраться в замысле художника, лучше рассматривать с ними картины мастеров. Беседа тогда приобретает творческий характер, обогащает представления и речь детей.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Демонстрации моделей используется и для обобщений, а на этой основе - для систематизации знаний детей.

Таким образом, результаты показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

Позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

Положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

Улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

Повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

Формирует цельное представление об экосистемах и временах года.

Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.

Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников об окружающем мире.

Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты.

Литература

1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.- М.,1983

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000

3. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.,2006

6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984


Использование моделей и моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Экология это наука , изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие , в процессе моделирования.

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия . Воспринимая природу , ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например : взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование , которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Моделирование имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования .

Что такое модель и моделирование ?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей .

Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования , процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность моделирования для детей дошкольного возраста . Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом .

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера : создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Моделирование используется тогда , когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов , явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе . Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия .

Модель - это предметное , графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей - называется моделирующая деятельность . Например : глобус– это предметная модель Земли , а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью .

Главной характеристикой модели , является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта .

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели . Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений , а затем использование его в учебном и воспитательном процессе .

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей :

Предметные (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек .)

Предметно-схематические. (в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов .)

Графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи :

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

Учит выделять признаки предметов , классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников .


Моделирующая деятельность

  • Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью . (Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью).
  • Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Создание и использование моделей в ДОУ

  • Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
  • Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Классификация календарей природы

Календарь наблюдений за сезонными

явлениями природы - отражает состояние

природы (неживой, растительного и животного

мира) в ту неделю, когда происходят

ежедневные наблюдения.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ - фиксация изменений растущих растений и животных.

Организация зимней подкормки. Календарь наблюдений за птицами



Предметное моделирование различных объектов природы

  • Модели, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы.
  • Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения.
  • Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир.
  • Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

  • Демонстрационные учебные картины;
  • Раздаточные картинки;
  • Слайды;
  • Диафильмы;
  • Репродукции и видеофильмы
  • Наглядные пособия;
  • Фотографии;
  • Вырезки из календарей и журналов;
  • Репродукции произведений известных художников

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников

Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в является игра .

Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра .


Природа игры и закономерности ее развития

Л.С. Выготский,

А.В. Запорожец,

А.Н. Леонтьев,

Д.Б. Эльконин

Игровая деятельность в детском саду

Л.Я Комарова,

Л.П. Молодова

Дидактические игры в детском саду

В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А. Смоленцева,

Е.И. Удальцова

Сюжетно - ролевая игра

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина и др.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая и др


Игра – ведущая деятельность дошкольников

Игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития

Д.Б. Эльконин

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить .

А.М. Горький

Игра– это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.

А. В. Запорожец

Д.Б.Эльконин под игрой понимает сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.


Игра - ведущая деятельность дошкольника

Дидактическая игра используется для решения различных учебных задач:

  • формирования навыков умственной деятельности
  • умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях

Дидактическая игра:

  • форма организации обучения
  • метод закрепления знаний
  • средство воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств

Исследователями Е.И. Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К. Бондаренко, А.П. Усовой и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач.

Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.


Классификация игр (С.Л. Новоселовой)

  • игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);
  • игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.

Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. С.Л.Новоселова классифицирует игры на игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные, это – театрализованные, сюжетно –ролевые; игры, возникающие по инициативе взрослого- организованные игры, к ним автор относит дидактические, подвижные и досуговые игры. И игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные игры.


Игровые обучающие ситуации (по И.А.Комаровой)

Исследования И.А Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.

Различают три типа ИОС: с использованием игрушек –аналогов, кукол, персонажей известных сказок, игры - путешествия


Игры с правилами ( по Н.А.Коротковой)

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и другие. Важное значение среди них имеют игры с правилами, к которым Н.А.Короткова относит: подвижные, сюжетно – подвижные и дидактические игры.


Классификация дидактических игр

В экологическом воспитании игры с правилами занимают важное место в общей системе, они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Играют большую роль в развитии умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры: это игры с предметами, настольно – печатные, словесные игры.


Структура дидактической игры (по А.К Бондаренко)

А.К.Бондаренко подчеркивает, что дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.


Игра как средство экологического воспитания дошкольников

В экологическом воспитании дидактические игры применяют для ознакомления с многообразием растительного и животного мира, для ознакомления с явлениями природы и для формирования нравственного отношения к природе.

Вид игры

Значение

подвижные игры экологического

Примеры

подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе

дидактические игры с предметами

«Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»

уточняют представления о свойствах и качествах объектов природы, развивают наблюдательность, внимание, память

настольно-печатные игры

словесные игры

направлены на уточнение, систематизацию и классификацию знаний о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы

«Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус»

«Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом»

закрепляются знания о природе, развивается внимание, сообразительность, связная речь, быстрота реакции;

творческие игры

«Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое»

обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые

Важную роль в воспитании экологической культуры дошкольников воспитатели детского сада отводят использованию на занятиях экологических дидактических игр. Ими собрат, систематизирован банк дидактических игр.


Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях водоема.

Правила игры: воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.

Большой интерес вызывают дидактические игры, целью которых является закрепление знаний о пищевых связях в экосистемах: водоеме


Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

Цель : закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры : воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.


Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

  • Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
  • Правила игры: д етям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

Дидактическая игра «Экологическая сказка»

Цель : научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.

Важное значение для реализации задач экологического воспитания играют дидактическая игра «Экологическая сказка», цель которой научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки.


Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

  • Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов;
  • Но занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми;
  • Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Типы занятий

  • Первично - ознакомительный тип занятий
  • Обобщающий тип занятия
  • Углубленно - познавательный тип занятия

Первично-ознакомительный тип занятий

  • Отводится значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека;
  • Посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения;
  • Главный компонент - различные демонстрационные и учебные пособия;
  • Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.
  • На занятиях дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
  • Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу (чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя).

Младшие дошкольники

  • воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом;
  • задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине;
  • речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей;
  • слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.

Среднее дошкольники

  • воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи;
  • разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки;
  • на занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Старшие дошкольники

  • со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее;
  • дети рассматривают картины природы, далекие от их опыта;
  • рассматривают одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений;
  • в середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Обобщающий тип занятий

  • позволяют интенсивно развивать интеллект детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения;
  • развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.

Углубленно-познавательный тип занятия

  • Строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.
  • На занятиях педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.

Комплексные занятия

  • это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности;
  • занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
  • организуются на самые разные темы (например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки);
  • они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

  • Походы и экскурсии на природу, по экологической тропе
  • Природоохранные акции
  • Экологические праздники и досуги

Экскурсии как средство экологического воспитания

Были выделены этапы экскурсионной работы, целевые установки каждого из них, методы и приемы работы с детьми.

Основная цель подготовительного этапа – проектирование задач предстоящей экскурсии. С детьми проводится подготовительная беседа, включающая задания, содержащие проблемный вопрос, стимулирующий активное познавательное отношение дошкольников к природным объектам. Например, «Почему деревья не падают?», «Где птички находят воду?» и т.п. В беседах также используются ситуации, пробуждающие гуманные чувства: детям предлагается подумать, о чем может рассказать сломанная веточка или летающая паутинка, почему деревья обижаются и как сохранить зеленый покров земли и др.

Для успешной реализации данного этапа используется следующие формы и методы работы: наблюдение, о время которых активизируется спектр внешних органов чувств, способствующих познанию новых качественных характеристик природных объектов. Большое значение придается активному использованию педагогами художественного слова, музыкального материала в целях усиления эмоционального восприятия объекта, элементы эвристических бесед: загадки, логические задачи с экологическим содержанием и пр.

Моделирование направленно на обобщение представлений детей о животных, строение растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно-следственных связей и зависимостей, существующих в природе (изменение внешнего строения растений в зависимости от погодных условий, иерархия расположения растений в «этажах» парка и водоема и т.д. Активно используются игры- тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики

Цель основного этапа – проведение экскурсий – обобщение, уточнение, систематизация представлений об объектах природы. Каждая экскурсия включает в себя следующие ритуалы:

Общее приветствие природных объектов;

Обращение каждого ребенка к выбранному им природному объекту;

Прощание с ними.

Во время данного этапа дети наблюдают за природными объектами. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросит у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т.д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая « этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, ориентированы на представление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношения к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно с взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важно, чтобы педагог создал благоприятные условия для выбора ребенком любимого объекта и обеспечил возможность пообщаться с ним. Чтобы такое общение было полноценным, целесообразно использовать индивидуальные карточки-задания, помогающие дошкольнику выразить свои чувства, высказать добрые слова, оказать экологическую помощь и т. д.

Игры-тренинги на данном этапе акцентируют внимание на передаче детьми своего эмоционального состояния от встречи с природными объектами. С помощью жестов и мимики дошкольники передают различное эмоциональное состояние, ассоциируя его с состоянием цветка, кустарника, дерева, что помогает сформировать гуманное отношение к окружающему миру природы.

Главная цель заключительного этапа – подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природу. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки мог бы поведать им старый дуб. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни»в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.


Как показывает опыт, целесообразной экскурсионная работа будет, если соблюдается общедидактический принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план экскурсий на природу

При планирование данной работы была поставлена задача, чтобы каждая экскурсия обеспечивала детям первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы. Повторные экскурсии проводятся только тогда, когда в наблюдаемых объектах проходят заметные изменения. Каждый месяц дети приходят вместе с воспитателем в парк или отправляются к водоему. В зависимости от времени года педагог обращает внимание дошкольников на то, что происходит с природными объектами.

Экологическая тропа

специально оборудованная

в образовательных целях

природная территория,

на которой создаются

условия для выполнения системы заданий,

организующих и направляющих деятельность

воспитанников в природном окружении.

(Н.Б.Степина)

Новой и интересной формой работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы.

Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек. Затем выявляются свободные места, на которых можно оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы, – обязательный атрибут экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.


Экологический театр

С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь могут оказать родители в изготовлении атрибутов, декораций, пошиве костюмов. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.


Система экологического воспитания в детском саду


Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

  • Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
  • Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
  • Важную роль играют практические моделирующие действия;
  • Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы;

Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

Проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

Проведение экологических занятий один раз в две недели;

Проведение экологических досугов.


Экологическое воспитание детей средней группы

  • Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
  • Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

  • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
  • ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
  • совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
  • подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
  • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре (развивается наблюдательность,способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
  • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору (это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков);
  • чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья;
  • еженедельное проведение экологических занятий, дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
  • на занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
  • проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей старшей группы

  • Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
  • Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
  • Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
  • Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы

  • Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа.
  • Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
  • В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
  • Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой;

Диагностику экологической воспитанности

дошкольников необходимо проводить с учетом их

возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Ирина Климко
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание - это воспитание духовности , интеллекта, нравственности. Природа и человек - поэты, художники, философы всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, а уже потом и любовь к Отечеству.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Наиболее успешным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст . Маленький ребенок узнаёт мир с открытым сердцем и душой. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим человеком, любящим и понимающим природу, будет воспринимать себя как её единой частью, во многом зависит от нас взрослых, которые его окружают.

Цель экологического воспитания дошкольников :

формирование у детей бережного отношения к живому, через обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.

Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как части экологического благополучия .

В своей работе наметила следующие задачи :

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования .

2. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе.

3. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

4. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы.

5. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

6. Воспитание у детей любовного , заботливого отношения к природе через систематическое, целенаправленное общение дошкольников с природой .

В работе с детьми я использую метод моделирования .

Моделирование является одним из основных наиболее перспективных методов реализации экологического развития , так как мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Метод моделирования способствует развитию мышления у детей, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, через ознакомлении с природой.

Так что же такое моделирование и модель ?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей , направленная на создание и использование моделей . Моделирование -это замещение реальных объектов предметами, схемами, знаками.

Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, готовить их к успешному обучению в школе. Для этого использую различные модели , схемы, знаки, символы.

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе , по экологическому воспитанию детей использую разные виды моделей .

1. Предметные модели , воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это игрушки животных, растений, только в уменьшенном масштабе, в которых отображены характерные признаки. Например : домашние и дикие животные, животный мир разных широт.

2. Предметно-схематические модели . В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов Например : полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев и т. д.

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Например : при формировании понятия «птицы» , «звери» , «деревья» , «рыбы» , «земноводные» , «насекомые» в старшей группе используется модель , в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных : среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, крылья, форма тела, покров тела.

Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста .

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах : рыхлят, поливают.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя , хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность , искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты , но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому воспитанию , одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей . Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки- корешки» , «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.)

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.

На Земле живёт много людей. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.

Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, использую различные виды игр :

Ролевые экологические игры , основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности ;

Имитационные экологические игры , основанные на моделировании экологической деятельности ;

Игры – путешествия.

Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности , познанию её, развитию личностных качеств ребенка : самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьей .

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе » , оформление «Уголка природы» . В группе проводятся выставки детских рисунков» Времена года», «Мир глазами детей» ,» Как я провёл лето», «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» , конкурсы «Лучшая поделка из природного материала» . «Первоцветы» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя , детей и родителей.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности , которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников .

Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ