Материал (старшая группа) на тему: Наблюдение за снегопадом во время прогулки. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"

светлана недилько

Цель :

Уточнять и расширять представление о снеге .

Задачи :

1. Обогащать и закреплять знания о снеге и снегопаде ;

2. Развивать интерес к явлениям неживой природы;

Ход прогулки:

Ребята, отгадайте загадки :

1) Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

2) Бел, а не сахар,

Ног нет, а идёт. (снег )

3)Что за звёздочки такие

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке. (снежинка)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложится.

II. Падают белые снежинки, ложатся на крышу, на землю, ветки деревьев. А почему идёт снег ? (из всех Земных водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, замерзает, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки)

Какой бывает снег (белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий)

Снег состоит из снежинок . Снежинки похожи на белые звёздочки. Их можно поймать на рукавичку и рассмотреть, но дышать на них нельзя. А почему (растают) . Поймайте себе на рукавичку снежинку и посмотрите какая она (белая, лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, красивая, резная) . Снежинки могут летать, кружиться, падать и таять.

Хотите немного побыть снежинками?

Импровизация под музыку со снежинками.

Когда с неба падает много снежинок, как называется это явление (снегопад )

А когда ветер подхватывает снежинки и несёт их, и кружит? (вьюга)

Иногда в морозный день мы слышим как снег хрустит под ногами , это ломаются лучики снежинок.

Почему скрипит снег ?

Где он образуется? Почему?

Какой снег на ощупь ?

На что похожи снежинки?

Что случится со снежинкой, если она попадёт на ладошку?

А как можно со снегом играть (снежки, снежная крепость, кататься на горке, лыжах, санках)

Давайте поиграем :

Логоритмическое упражнение «Снежок»

Мы с тобой снежок слепили

Очень круглый, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим

Два – поймаем

Три – уроним и сломаем.

Ребята, а можно снег кушать ? Почему? Зачем он нужен растениям (укрывает как одеялом, спасает от мороза) .

Тихо, тихо снег идёт

Белый снег , мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

Давайте и мы с вами расчистим дорожку от снега .

Публикации по теме:

А у нас в Бресте долгожданное событие для всех - у нас выпал первый снег. Конец декабря - и только первый. Мы так его ждали, дети даже писали.

Конспект наблюдения «Наблюдение за снегом» во второй младшей группе Конспект наблюдения (вторая младшая группа) Тема: «Наблюдение за снегом» Цель: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том,.

Конспект наблюдения за снегом и льдом в старшей группе на прогулке (декабрь) Цели:формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за снегом" Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега. Задачи: Образовательные:.

.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы! Ввести ребенка в этот мир, раскрыть всю красоту, неповторимость, научить.

Наблюдение за снегом на прогулке «Белый снег пушистый» Цель: познакомить детей со свойствами снега: он белый, холодный, тает в руках. Рассмотреть снежинку, показать, что снежинок много, они разные.

Наблюдение за снегопадом и расчистка дорожек.

Цели : формировать представление о свойствах снега; какую форму имеют снежинки в зависимости от состояния погоды;

    закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде;

    развить слуховое восприятие речи, чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Слуховая перекличка

Инструктаж по технике безопасности

Беседа о погоде и времени года.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Воспитатель . Правильно, снег. Где лежит снег? (ответы детей). Обратите внимание, как красиво на улице! Бело! Светло! На деревьях шапки снега! Расскажите, какой снег? (белый, пушистый, холодный, блестит на солнце). А вы знаете, где рождаются снежинки? Ребята, посмотрите на небо. Что вы видите? (ответы детей)

Воспитатель . Да, это облака. На что они похожи? (ответы детей)

Воспитатель . Высоко над землей, где очень-очень холодно, скапливаются водяные пары. Не успев перейти в воду, пары сразу превращаются в крохотные льдинки. Эти льдинки крохотные, как пылинки. Их называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками. Они становятся все больше и больше. Наконец они превращаются в знакомые нам снежинки. Снежинки похожи на резные белые звездочки.

(Если идет снег, воспитатель предлагает поймать снежинки на чистый лист бумаги и внимательно рассмотреть их. Обращает внимание детей на то, как красивы снежинки, словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками)

Воспитатель . Ребята, послушайте, какое стихотворение написал поэт

А. Мельников:

Летают снежинки

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку –

Пушистую льдинку-

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка…

На теплой ладони осталась слезинка.

Воспитатель . Ребята, что обозначают слова «заплакала», «слезинка»? (ответы детей). Что произойдет со снегом, если его занести в помещение? (ответы детей).

(Если снег не идет, то воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки снежинок. Сравнить отдельные снежинки между собой. Чем они похожи? Чем отличаются? Предлагает обратить внимание на форму снежинок, сосчитать, сколько лучиков у каждой из них. Дети, вместе с воспитателем делают заключение, что все снежинки шестигранные)

Воспитатель . Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плот ные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Поэтому люди и говорят про снег: «Пушистое снежное одеяло».

А в солнечный морозный денек снег хрустит у нас под ногами. А знаете почему?

Дети. Потому что мороз и снежинки ломаются.

Воспитатель . Правильно, ребята, крошечные лучики-лепестки снежинок ломаются. Из-за того, что ломаются одновременно много-много снежинок, нам и слышен этот хруст. Давайте тихо пройдемся по свежевыпавшему снегу и послушаем, скрипит сегодня снег под ногами или нет? (Дети выясняют, что снег скрипит)

Воспитатель. Снег скрипит под ногами, когда мороз. (В подтверждение своих слов, воспитатель берет снег, сжимает его, но снег рассыпается – снежка не получилось.)

Воспитатель задает детям вопросы:

    В какую погоду снег липкий? В какую погоду снег рассыпается?

    Как называют явление, когда идет снег? (снегопад)

    При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

    Почему снег хрустит под ногами?

Исследовательская деятельность ( если идет снег )

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность:

Поручение – кормление птиц;

Коллективный труд – уборка снега с дорожек, ведущих к кормушке.

Инструктаж по технике безопасности.

Цель: развивать умение работать сообща.

Самостоятельная игровая деятельность (сюжетные игры по желанию детей)

Игра «Что бывает?»

Предложить ребенку назвать предметы, отвечая на следующие вопросы:

Что бывает красным? Зеленым? Синим? Что бывает квадратным? Прямоугольным? Что бывает холодным? Горячим? Что бывает жидким? Твердым? Что бывает гудящим? Звенящим?

Воспитатель. Ребята, наша прогулка подходит к концу. Давайте приведем в порядок наш участок, соберем игрушки. (Дети наводят порядок)

Воспитатель. Молодцы, раз вы так быстро все убрали, поиграем в игру. Игра называется «Тропинка». Ваша задача проложить тропинку, выполняя мои указания. Если вы правильно будете следовать указаниям, то тропинка приведет вас к месту, в котором будет спрятан сюрприз.

(Воспитатель дает детям указания: «три шага направо, пять шагов налево, шесть шагов к дереву, два раза обойти вокруг дерева»… и т.д. После выполнения последнего указания дети находят спрятанную в снегу коробку, в которой и находится сюрприз - диск с мультфильмами)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и нашли мультфильмы. Их мы посмотрим в группе.

Карточка №1

Наблюдение за снегопадом

Цели: Знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие. Воспитывать любознательность

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку - большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке .

Трудовая деятельность - Сооружение построек из снега.

Цель: Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место. Развивать двигательную активность. Воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Индивидуальная работа : ходьба через предметы.

Цель: Упражнять в ходьбе по прямой дорожке с перешагиванием через предметы. Развивать чувство равновесия. Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке

Материалы: лопатки, кубики 5 шт.

Карточка №2

Наблюдение «за вороной »

Цель : Обратить внимание детей на окраску вороны. Тело покрыто перьями, поэтому им не холодно. Птицы летают, машут крыльями. Ворона больше воробья. Птицы прилетают на кормушку, если им насыпать зернышек.

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?. (Ворона)

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» - дети разбегаются по площадке.

Трудовая деятельность: постройка горки

Индивидуальная работа: метание.

Цель: упражнять в метании на дальность правой и левой рукой. Развивать глазомер, воспитывать желание выполнять упражнения.

Выносной материал: Лопатки, метелки, ведерки, санки.

Карточка №3

Наблюдение «за снегом»

Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопадом.

Ход наблюдения: Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит.

Снег белый, холодный, легкий.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится!

Подвижная игра: « Снег кружится»

Цель: закреплять соотносить собственные действия с действиями участников игры. Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» - дети разбегаются по площадке.

Трудовая деятельность: очистка снега с веранды.

Индивидуальная работа

Цель

Выносной материал: ведерки, санки, лопатки.

Карточка №4

Наблюдение «Как одеты люди»

Цель: развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, воспитывать любознательность.

Ход наблюдения : На улице зима, мороз. Люди надели зимнюю одежду? Какую? Шубы, теплые куртки, шапки, валенки, варежки, шарфы.

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос.

Мы пальто наденем ей

И платочек потеплей

В теплой шапке голова,

Руки спрячем в рукава,

Будет куколка у нас

Вся укутана сейчас

Подвижная игра «Устроим снегопад».

Цель : учит ь

Трудовая деятельность: очистить дорожку от снега

Индивидуальная работа : прыжки на двух ногах с продвижением.

Цель : учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развивать двигательную активность, воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям

Выносной материал : лопатки, формочки для снега, санки, клеенки для катания с горки.

Карточка №5

Наблюдение «Зима холодная»

Цель: Продолжать формировать у детей связные представления об этом времени года, закрепить названия одежды, обуви.

Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу. Все оделись? посмотри, надеты ли варежки. Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда». Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в! " Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно

Подвижная игра «Устроим снегопад».

Цель: продолжать учит ь развивать двигательную активность.

Трудовая деятельность: посадка чеснока под зиму.

Индивидуальная работа: бросание мяча вверх.

Выносной материал : лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

Карточка №6

Наблюдение «за березой»

Цель: формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, развивать эстетическое восприятие, воспитать желание защищать и оберегать природу.

Подвести детей к березе. Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол (Белый, с черными полосками - похож на сарафан). Обратить внимание как красиво лежит снег на ветвях березы.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

Подвижная игра «Устроим снегопад».

Цель : закреплять развивать двигательную активность.

Трудовая деятельность : сгребать снег лопатой, расчищая дорожки.

Индивидуальная работа : прыжки на двух ногах.

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, развивать двигательные навыки, воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, печатки.

Карточка №7

Наблюдение «за елью»

Цель: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие. Зимой только сосна стоит зеленая. Предложить пройти по всей территории детского дома и найти сосну.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

Подвижная игра : «Ловишки с ленточками»

Цель: тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.

Ход игры: Ловишка бегает за детьми, забирая ленточки.

Трудовая деятельность: очистить дорожку от снега. Воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа: рисунки на снегу.

Цель: воображение, развивать интерес к рисованию, развивать мелкую моторику рук.

Выносной материал: ведерки, формочки, печатки.

Карточка № 8

Наблюдение «за зимними деревьями»

Цель: расширять представление о деревьях в зимнее время года, учить любоваться красотой родной природы, развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, воспитывать желание заботиться о природных объектах, бережное отношение к ним.

Ход наблюдения: Полюбоваться заснеженными деревьями, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для зимних деревьев. Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Клёны спят, берёзки спят,

На ветру не шелестят.

Снится им зимой студеной

Летний шум листвы зеленой.

Снится дальняя зарница,

И веселый дождик снится

Подвижная игра : «Ловишки с ленточками»

Цель: продолжать тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.

Индивидуальная работа: прыжки с места в длину.

Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки, печатки.

Карточка №9

Наблюдение за льдом

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед скользкий, можно упасть. развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность

Ход наблюдения: Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный.

Зима, зима на улицах бело!

И превратились лужицы

В прозрачное стекло!

Подвижная игра : «Ловишки с ленточками»

Цель: закреплять тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.

Ход игры: Ловишка бегает за детьми, забирая ленточки

Трудовая деятельность: Подгрести снег к корням деревьев

Цели:

Учить работать грабельками и лопаткой

Развивать двигательную активность

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями, прививать бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа: метание снежков.

Карточка №10

Наблюдение за собаками

Цель: закреплять представление собаке: внешний вид, движения, издаваемые звуки, повадках, упражнять в произношении звукоподражаний, воспитывать осторожность по отношению к незнакомым собакам

Ход наблюдения: Понаблюдать, как собаки греются на солнышке возле зданий, уточнить строение, вспомнить, чем питаются.

К нам пришла собачка

Умная собачка

С детками играет

Очень громко лает гав гав гав

Трудовая деятельность

Цели: учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки; доводить начатое дело до конца. учить работать сообща, не мешать друг другу, развивать двигательную активность, воспитывать трудолюбие

Подвижная игра «Лохматый пес».

Цель : учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять на правление движения,развивать слуховое внимание, быстроту, воспитывать внимательное отношение к сверстникам

Ход: Один ребенок выбирается псом, он сидит на другой стороне площадки. Дети подходят к нему, а воспитатель произносит слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: « Что же будет?»

После последних слов дети разбегаются, а пес ловит их.

Индивидуальная работа: продолжать учить прыгать с места в длину.

Вера Иголкина

Цели : познакомить детей с понятием снежинка и её строением;

формировать представление о свойствах снега ;

закреплять знания детей о сезонном явлении – снегопад .

Ход наблюдения.

С неба опускаются

Белые красавицы

Кружатся летают,

А в руке растают.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Это явление природы называется - снегопад . Снежинки похожи на белые звездочки Можно их поймать и рассмотреть.

Предложить детям поймать снежинки на черные листы бумаги или картона и рассмотреть их сначала просто глазами, а затем с помощью лупы, попытаться увидеть кристаллики, из которых они состоят.

Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов, которые высоко в небе превращаются из водяного пара. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая в мелкую снежную пыль. Снежинки разнообразны. Они бывают разной величины и формы. Это зависит от влажности и температуры воздуха.

Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают её снегом . В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это очень много снежинок.

Предложить детям положить снег на варежки и рассмотреть его.

Почему он не тает?

Взять снег в руки на голые ладошки.

Что с ним происходит? Почему? Что происходит со снегом во время оттепели ? (снег становится мокрым и плотным, не видно отдельных снежинок, из него можно лепить).

Подвести детей к выводу о зависимости свойств снега от температуры .

Дети исследуют снег .

Воспитатель задает вопросы :

На что похожи снежинки?

Где образуются снежинки?

Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Почему снег скрипит ?

Какой он на ощупь?

Когда снег бывает мокрым , когда сухим?

Из какого снега легче лепить ? Почему?

Что такое снег ?

Подвижные игры.

«Снежинки и ветер» .

Ход игры:

Ребенок – ветер стоит внутри круга.

Дети водят вокруг него хоровод и поют :

"Вот пришла к нам зима

Зима снежная,

Думали колючая, а она нежная".

Ребенок – ветер говорит :

"А я ветер озорной,

Не шутите так со мной.

Как завьюжу – закружу,

Всех в ледышки превращу".

Дети разбегаются врассыпную.

Ветер их старается догнать и дотронуться – заморозить.

Дети : до кого дотронулся ребенок-ветер, останавливаются

неподвижной-замороженной фигурой снежинки.

«Два Мороза» .

В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".

По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами :

Мы -два брата молодые,

Два Мороза удалые :

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.




Исследование снежинки.






Исследование снега .

Снег не тает на варежке и тает на ладошке. Он холодный на ощупь.




Вхолодную погоду снег разлетается на ветру, не лепится и хрустит под ногами.




Детям очень понравилась прогулка ,и они с удовольствием нарисовали снежинку в группе.



Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки

Наблюдение: Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад. Обратить внимание детей старших групп на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре - очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

Стихи по теме:

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая
Какая смелая!
К. Бальмонт

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И. Никитин

Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
А. Липецкий

На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
В. Лунин

Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок...
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
"Ох, как тяжко!"?
Ц. Ангелов

Загадки

Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками сшит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
{Снег)

Подморозило вчера,
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белые дворы.
{Снег)
Е. Серова

Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.
{Снежинка)
Л. Сандлер

Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
{Снег)

Г. Аванесова
На всех садится
Никого не боится.
{Снег)

Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет.
{Снег)

Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло -
Одеяло потекло.
{Снег)

Зимой лежал,
Весной в реку побежал.
(Снег)

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже не тают!
(Снежинки)
Б. Заходер

Как пушинки мы легки,
Нас колышут ветерки.
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю не хотим.
(Снежинки)
Т. Волгина

Они хрупки и музыкальны:
Когда на них ни наступи,
Скрипят то нежно, то печально,
Как коростель в ночной степи.
(Снежинки)
Т. Траубин

Пословицы

Зима не лето - в шубу одета.
Много снега - много хлеба.

Скороговорки

Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.

Дидактический материал

"Кто больше назовет действий" - по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта. Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

"Придумай предложение" - придумать предложения со словом "снег". Цель - научить составлять предложения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам"

Выкладывание снежинок из веточек или палочек.

Пальчиковая гимнастика "Снежок".

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.
Раз - подбросим. "Подбрасывают".
Два - поймаем. Приседают, "ловят".
Три - уроним. Встают, "роняют".
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева

Труд и индивидуальные физические упражнения

А. Сгребать снег лопатой, расчищая дорожки. Б. Метание снежков.

Подвижные игры

"Цепи кованые". Цель - воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества. Ход игры: Дети делятся на две одинаковые команды. Одна команда говорит: "Цепи кованые, раскуйте нас". Другая спрашивает: "Кем из нас?" Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

"Снег кружится". Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры.

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок

Игра проводится 3-4 раза.