Мастер класс — как использовать двухшаговый кракелюр в декупаже. Одношаговый кракелюр

Антиквариат, как известно, всегда был и будет в моде. Предметы старины способны придать комнате особый шарм, привнести дух прошлого в интерьер. Но не каждый может себе позволить их приобрести. В этом случае приходит на помощь техника кракелюр.

Методики создания

Термин «кракелюр» относится больше к живописи. Так называют мелкие трещины, которые образуются от времени на картинах и предметах искусства. Техника эта достаточно интересная и требует экспериментов. Но в итоге может получиться настоящий шедевр. И не обязательно прибегать для его создания к профессиональным средствам. Все можно сделать в домашних условиях с помощью подручных средств. От вас требуется только желание. Кисти для творчества https://masterica.com.ua/kisti-mastikhiny.html в широком ассортименте.

С использованием яичного белка

На поверхность предмета, которому вы придаете эффект «под старину», нанесите акриловую краску. Желательно два слоя. Дайте немного ей подсохнуть. После этого с помощью кисти нанесите яичный белок. Дайте ему высохнуть в естественных условиях, без применения дополнительного тепла. А затем уже наносите краску контрастного цвета.

Жидкий гель для стирки — помощник в технике кракелюр

На поверхность нанесите базовый цвет и оставьте его до полного высыхания. Далее с помощью кисточки покройте гелем. Причем использовать лучше более густой гель. Хорошо разведите краску и покройте ею гель.

Кракелюр с применением клея ПВА

Поверхность покройте краской. Дайте ей подсохнуть. Потом нанесите разбавленный клей не жалея. Практически сразу покройте слоем акриловой краски потолще. Здесь уже желательно использовать фен, чтобы подсушить слои. В итоге получается много трещин.

Кракелюр с использованием желатина

Понадобится 1 столовая ложка желатина, растворенная в стакане теплой воды. Как основу используйте слой акриловой краски. После ее высыхания нанесите слой желатина. Если хотите, чтобы трещинки были грубее, то слой желатина должен быть толще. После неполного высыхания желатина снова нанесите слой краски, высушите поверхность. Потом для фиксации покройте слоем лака.

Уксус для искусственного состаривания

На поверхность нанесите акриловую краску. Подождите пока слой полностью высохнет. Затем губкой нанесите 9% столовый уксус. Предмет надо обрабатывать очень быстро, потому что трещины появляются сразу же.

Мебельный лак и кракелюр

Запомните главное — при использовании лака необходимо проветривать помещение, пользоваться перчатками и маской или не вдыхать глубоко пары лака.
Лак нанесите на изделие. Дайте просохнуть в течение не менее 4 часов. Когда лак будет еще немного липкий, нанесите слой акриловой краски. А затем приступайте к высушиванию феном. После всех этих действий дайте предмету просохнуть в течение полутора суток. И «антиквариат» готов.

Конечно, для создания кракелюрной поверхности требуется определенная сноровка. С каждым созданным предметом с эффектом «под старину» ваш опыт будет расти. И через время у вас уже будут получаться неповторимые шедевры. Дерзайте!

Предлагаем посмотреть:


Как самостоятельно сделать свечи
Как сделать СПА дома. Рецепты масок и скраба для бани
Как самому сделать подсвечник

А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть .

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье .

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора ).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника , она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд:)

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник , которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски , и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке .
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака , и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра:) Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр , полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета , после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски .

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом :

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно , как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать:)

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов:)

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака . Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же:)

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола:) И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки , и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу . Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться , в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин . Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.