Мария Монтессори: биография и фото. Интересные факты

Биография Марии Монтессори столь же увлекательна, как и авторская педагогическая методика, созданная ею, и до сих пор не получившая в педагогике однозначной оценки: гениальна ли она или бесполезна?

Семья

Судьба Марии Монтессори была предопределена уже с момента ее рождения. Девочка появилась в городе Кьяравалл (Италия) 31 августа 1870 года в аристократической и имеющей древние корни семье. Богатый и влиятельный человек, отец Марии, происходивший из знатного рода Мontessori был Кавалером Ордена Короны Италии, что давало ему множество привилегий и почестей. Мать также имела аристократические корни и была представительницей знатного итальянского рода Стоппани.

И семья Марии Монтессори, и ее окружение состояли не только из влиятельных, но и весьма образованных людей.

Особо выдающимся среди них был Антонио Стоппани, дядя по материнской линии. Он являлся выдающимся богословом и ученым, и, по мнению исследователей, некоторые его идеи были подхвачены Марией и позже воплощены в жизнь.

Мать Марии выросла в семье, где царил либерализм, и, повзрослев, стала ярой феминисткой. В духе либерализма и феминизма воспитала она и Марию.

Родители имели возможность дать единственной своей дочери блестящее образование, что они и не преминули сделать.

Школа

Знания Марии давались легко, это стало очевидно, как только девочка поступила в школу. Особо интересна ей была математика.

Из мемуаров одноклассниц известно, что девочка даже на премьеры в театр ходила, зажав под мышкой учебник математики, и, в то время как зал рукоплескал актерам, одаренная Мария радовалась найденному в полутьме нестандартному решению очередной задачки.

А когда Марии исполнилось 12, она стала грезить о том, чтобы поступить в гимназию. Однако в итальянском обществе того времени женское образование не поощрялось, и все высшие учебные заведения предназначались для мужчин. Но настойчивость и твердый нрав Марии и влияние родителей сделали свое дело: девушку зачислили в гимназию для мальчиков. Здесь, увлекшись естествознанием, Мария решила, что ее жизненное предназначение – быть врачом.

Юность

Мария Монтессори упорно шла к мечте: поступила в Римский университет на медицинский факультет. Это было шоком для общественности: ни среди педагогов, ни среди студентов лиц женского пола в те времена быть было не должно! Занятия девушка имела право посещать только в сопровождении своего отца. Но, в конце концов, в возрасте 25 лет Мария получила диплом и стала первым итальянским врачом-женщиной.

Это интересно! Типографиями выпускались в то время бланки дипломов с расчётом на вписание в него мужского имени, и в диплом Марии Монтессори были внесены рукописные исправления.

Но известность в студенческие годы Марии принесла не только ее выходка с поступлением в ВУЗ. Еще во время обучения в университете она увлеклась феминистическими взглядами и подалась в известное женское движение, где весьма-таки активно развернула свою деятельность. И пусть в малоизвестных, но довольно влиятельных кругах Монтессори получила признание благодаря своим идеям. Поначалу о ней только писали газеты, а затем Мария и сама редактором журнала о жизни феминисток Италии.


Еще во времена университетской практики Мария увлеченно занималась изучением болезней нервной системы и умственной отсталости. В это время и состоялась впервые встреча Монтессори в лечебнице с малолетними пациентами с ограниченными физическими и умственными возможностями. Примитивное существование этих детей поразило ее, ничто не побуждало их к полезной активности. Дети после еды просто передвигались ползком по полу и подбирали крошки хлеба, лепя незатейливые фигурки из них. Да и сама обстановка отнюдь не способствовала какому-то развитию. Так Мария пришла к мысли, ставшей ключевой в ее педагогико-методической идее, что детям (не только больным, но и, в первую очередь, здоровым) необходима особая, адаптированная под возраст и психическое состояние развивающая среда, где легко и доступно будут собраны все знания об этом мире, показанные детям через эталоны важнейших достижений человечества, а дети смогут преодолеть путь человечества к цивилизации в раннем возрасте.

Работа

Изучая труды по психологии и педагогике светил науки того времени, вникая в проблемы обучения и приспособления к жизни слабоумных детей,

Монтессори сделала заключение: слабоумие - это в первую очередь проблема педагогики, нежели медицины. А решать эту проблему надлежит не в лечебницах, а в образовательных учреждениях. На состоявшейся в 1889 году туринской конференции Монтессори успешно выступила с докладом, доказав это.

Впечатление от доклада у слушателей осталось весьма сильное, и вскоре на базе Римского Университета открылась кафедра ортофрении, которую и возглавила Монтессори, где разрабатывала свою знаменитую методику. А когда пришла пора показать результаты, перед независимыми экзаменаторами предстала интересная картина: подопечные Монтессори опережали обычных детей в умении писать, в счете и чтении. Это ужаснуло Марию: стало очевидно, насколько малоэффективно выстроено традиционное школьное обучение детей.


И, когда в 90-х годах, Лига женщин Италии приняла решение открыть в Риме коррекционную школу для детей с умственными отклонениями, закономерно, что директором ее назначили именно Марию Монтессори. Это казалось неслыханным для того времени - обучать детей-олигофренов. Такими детьми никогда прежде не занимались, их не развивали и не обучали. Более того, в приютах, где такие дети содержались, отношение к ним было весьма плачевным: им не только не оказывалось никакого внимания со стороны педагогов, но и не прививалось даже элементарных гигиенических и самообслуживающих навыков. Игрушек для олигофренов не предусматривалось, и даже кормили их почти как скот – буквально кидали пищу на пол.

Для начала Мария обеспечила воспитанникам максимально комфортную обучающую среду, что можно считать революционным преобразованием в педагогике того времени. Ведь мрачная обстановка и насилие (наказание, розги) применялись и в школах для нормальных детей. Насилие в школе Монтессори превратилось в табу, а мебельная обстановка и отделка комнат подобралась соответственно росту и физическим и возрастным особенностям детей.


Приоритетным явилось физическое развитие обучающихся: медицинские обследования, занятия на свежем воздухе, гимнастика – все это стало обычным в школе. Упражнения по лингвистике, развитие сенсорики, прививание навыков культурно-гигиенического плана детям и целеустремленность Марии показали впечатляющие результаты.

Программа и методика

Суть метода Монтессори: каждый ребенок самоценен, и именно его индивидуальность ставится превыше всего в процессе обучения.

Никаких сравнений и измерений детей по «стандартам», только свобода, отсутствие критики и вмешательства – вот он, «двигатель» успешного развития личности.

При этом вредны как наказание, так и поощрение: дети должны учиться, руководствуясь собственной мотивацией, получая от этого радость. Развитие самостоятельности детей необходимо подкреплять, по мнению Монтессори, практическими занятиями из повседневной жизни. Детский сад по Монтессори учит, в первую очередь, самостоятельному одеванию, умыванию, элементарным бытовым навыкам. При этом дети сами выбирают, с чем им играть, сколько и как.

Развитие каждого ребенка теория Мария Монтессори делила на 4 этапа:

  • детство – с рождения до 6 лет;
  • детство от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 18 лет;
  • взросление – от 18 до 24 лет.

Именно в первой стадии формируются способности ребенка, при этом рождается малыш уже с определенным набором качеств, и воспитать ребенка невозможно, он сам сделает это. От рождения каждый из детей обладает природным стремлением все пробовать, нюхать и трогать. Значит, считала Монтессори, интеллект развивается через органы чувств.

Занятия по методу Монтессори должны проходить в специально организованной среде, и комната для занятий представляет собой зонированные пространства, в каждой из зон размещаются дидактические пособия:

  1. Практическая зона – здесь собрано все, что окружает детей в быту: веник и совок, пуговицы и застежки, посуда и т.д. Воспитанники учатся одевать и раздевать кукол, мыть посуду, гладить одежду, чистить овощи и т. д.;
  2. Математическая зона – здесь собраны пособия для формирования у детей математических представлений, обучения счету, различению геометрических фигур и т. д.;
  3. Сенсорная зона обустроена так, что ребенок, занимаясь в ней, развивает сенсорику, тактильные ощущения и мелкую моторику – всевозможные разнокалиберные по размеру бутылочки, крышечки, мячики из поролона и твердых материалов, мешочки с различными по фракциям наполнителями и т. д.;
  4. Языковая зона , где акцент делается на обучение буквам, звукам и слогам, чтению и письму;
  5. Космическая зона , в которой воспитанники получают первоначальные сведения об устройстве мира, погодных и природных явлениях, культуре и традициях народов и т. д.


При этом дети занимаются все вместе: и младшие, и старшие. Так формируется навык заботы и взаимопомощи. Роль педагога же – это роль наблюдателя. Он ничего не навязывает ученикам, только немного помогает, если ребенок не может справиться сам. Но о вседозволенности и беспорядке в садах Монтессори не было и речи:

  • дети обязаны соблюдать тишину, но если их переполняли эмоции, для «выпуска пара» была предусмотрена особая комната;
  • все игрушки после занятий дети приводили в порядок: мыли, составляли на место – так формировалась аккуратность;
  • запрещалось отнимать игрушки у других детей: кто первым взял их, тот и играет – это фундамент для формирования понятия о границах дозволенности и понимания «мое-чужое».

Дети с психическими отклонениями, воспитанные по методу Монтессори, как показала практика, оказывались самостоятельны и весьма уверены в себе, умели обслуживать себя и решать основные бытовые проблемы. Помимо этого, воспитанники по Монтессори обладали собственным мнением и умели его отстаивать. Иными словами, дети, на которых был «поставлен крест», становились полноправными членами общества, вполне приспособленными к жизни в нем.

Личная жизнь

Замуж феминистка-Монтесори никогда не выходила, однако, это не означает, что любви и страсти не было места в ее жизни. После окончания университета Мария начала работу с Джузеппе Монтесано и Санти де Сантиса. Эту троицу по праву считают родоначальниками детской нейропсихиатрии в Италии. Доктор-коллега Джузеппе Монтесано на пару лет был старше Марии, однако богаче и знатнее ее – в разы. Это, возможно, и сыграло ключевую роль в неудавшемся союзе. Знатнейшая итальянская аристократка, мать Джузеппе, выступила против их романа. Однако у пары родился сын Марио. Отец его не признал, но предложил Марии нечто вроде современного «гостевого брака». Возможно, для Монтессори это было даже выгодно, ведь замужество могло загубить ее карьеру. Отношения влюбленных все же закончились браком, но не в пользу Марии: Джузеппе женился на очень богатой женщине.


Незаконнорождённый сын Марии Монтессори был отправлен матерью на воспитание в приемную семью. Некоторые источники утверждают, что мать не забывала ребенка и регулярно его навещала. Есть также мнение, что Мария позабыла о сыне, принявшись ставить педагогические эксперименты уже на здоровых детях. Как бы там ни было, к 16 годам Марио воссоединился с матерью, став ее верным помощником. Однако официально Мария его признала сыном лишь в посмертном завещании, все остальное время Марио был для всех ее племянником.

Известность

Методика набирающей популярность Монтессори начала быстрыми темпами внедряться в итальянскую систему образования, по всей стране открывались педкурсы по Монтессори. Известность распространилась и заграницу, к итальянскому педагогу-новатору приезжали светила науки и учителя из стран Европы и из США, из России. Так, побывав в Италии, наша знаменитая Юлия Фаусек создала первый отечественный детский садик по знаменитой методике. Вскоре подобные школы стали открываться повсюду, Мария объездила с лекциями весь мир. В поддержку Марии выступали представители власти. При благоволении элиты Монтессори внедрила свою теорию повсемирно, начала писать книги, получать награды. Ее трижды выдвигали на Нобелевскую премию (с 1949 по 1951 гг.), однако, безрезультатно. Еще в конце 20-х годов к Марии присоединился ее сын, внесший немалый вклад в развитие Монтессори-движения. Была создана получившая позже государственное финансирование Международная Ассоциация имени Монтессори, которая не останавливает деятельность и поныне.

Кстати, в честь Монтессори назван один из кратеров на планете Венера!

Даже Мировая война не стала преградой для распространения славы Монтессори. Когда в Италии воцарился фашизм, власти оказывали поддержку педагогу-новатору, и сам Муссолини дал добро на внедрение программы Монтессори в школы и на финансирование ее организации.


Однако в 30-е годы, когда министром образования был назначен Джузеппе Лoмбардo Радиче, идиллия Монтессори закончилась: ее школы стали массово закрывать, а саму Марию даже обвинили в плагиате, якобы ее идеи были украдены у сестер Агацци, довольно известных педагогов того времени. Прекратилось и финансирование международных поездок Марии, а это означало и снижение популярности, к которой Монтессори так привыкла. В конце концов, она переезжает в Нидерланды, гостеприимно распахнувшие ей свои двери, где продолжает свою деятельность.

Мария Монтессори скончалась в неполные 82 года и погребена на католическом кладбище городка Нордвиг.

Что сейчас

Методику Монтессори многие современные педагоги находят весьма ценной, однако некоторые моменты подвергаются существенной критике. Это, например, отсутствие развития творческого начала, полный отказ от сюжетно-ролевых игр, ограничение детской физической активности.

Но не признавать вклад Монтессори в систему воспитания невозможно. Сегодня о педагогике Монтессори говорят как об элитной. Сам принц Великобритании Гарри обучался по ней.

Признана Монтессори как педагог, определивший способ педагогического мышления, и всемирной организацией ЮНЕСКО. А это признание за всю историю существования организации коснулось, кроме Монтессори еще всего трех педагогов - американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера и нашего Антона Макаренко.

Универсальность метода Марии Монтессори в том, что он может быть применен для развития абсолютно здоровых детей и в домашних условиях, и как дополнительный к основной системе образования.

Видео по теме

14 февраля 2016, 20:00

На днях мировую паутину всколыхнула новость: житель Флориды был приговорен к пожизненному заключению за убийство жены. Криминальная сводка осталась бы не замеченной, если бы не одна пикантная деталь, выбивающая ее из череды подобных: убийцей признан известный американский эксперт в области семейных отношений Дерек Медина, написавший книгу "Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения" . Видимо, что-то в жизни Дерека пошло не так...

Кто еще из адептов здорового образа жизни, семейного счастья, идеального воспитания детей и вселенского благоденствия собственным примером перечеркнул свои же постулаты.

Бенджамин Спок

На книге этого американского педиатра, изданной в 1946 году, выросло не одно поколение советских детей. Детский врач, поставивший во главу угла психологию, совершил переворот в сознании родителей. Спок учил слушать и слышать ребенка, обращать внимание на его эмоции, быть чутким и терпимым к различным возрастным кризисам. Это сегодня многие рекомендации доктора кажутся, мягко говоря, странными, а подчас и чересчур строгими. В частности, совет позволять новорожденному проораться, не реагируя на его крик, давно опровергнут современными врачами и педагогами. Но в свое время книга действительно произвела революционный сдвиг. Вместо наказаний, ограничений, запугиваний на первое место вышла любовь к детям. Однако в своей семье Бенджамин Спок не смог следовать собственным правилам. У него было два сына: Майкл и Джон, и с обоими он не выстроил доверительных отношений. Более того, Майкла он даже бил, когда тот не мог освоить школьную программу. У мальчика была дислексия и прочие особенности развития, поэтому со временем Спок, осознавший, что его методы не приносят плодов, просто устранился от воспитания сына. Позже родители отдали Майкла в специнтернат. С Джоном отец тоже не смог найти общий язык. Видя непрекращающиеся конфликты в доме, жена Спока решила их прервать: "Поучайте чужих детей, господин Бог!"

Мария Монтессори

Пожалуй, на сегодняшний день в столице нет более востребованных методик раннего развития, чем те, что создала итальянский педагог и философ Мария Монтессори. По всей Москве пестрят вывески детских клубов, где неизменно фигурирует это зарубежное имя. Монтессори придумала уникальную систему, позволяющую обучать ребенка без давления на его психику. Главное – создать среду, которая даст возможность раскрыть все таланты малыша. А вот личная жизнь у Марии сложилась вразрез с ее правилами. Монтессори родила сына Марио в 1898 году в Риме, ей было 28 лет, и она уже пропагандировала свои методики. Отец ребенка сразу отказался от него. Незаконнорожденный младенец ставил крест на карьере женщины, добившейся права работать врачом. Монтессори, взвесив личное счастье и профессиональную состоятельность, приняла решение сдать сына в семью кормилицы, а затем перевела его в школу-интернат. Она выделяла деньги на обучение мальчика, но не навещала его. Марио приехал к матери, когда ему было 17. Спустя некоторое время педагог включила сына в свое дело, они вместе преподавали, но, тем не менее, мать так и не признала сына официально.

Аллен Карр

Самый известный в мире борец с курением, автор бестселлера о том, как победить вредную привычку, в 2006 году умер от рака легких – болезни, считающейся возмездием для любителей табака. В книге, изданной миллионными тиражами, Карр пошагово описал, что делать тем, кто хочет завязать с никотиновой зависимостью. Советы Карра работают: бросившие курить бесконечно благодарны ему за возможность больше не думать о сигаретах. Но, несмотря на то что 23 года американец провел в борьбе с табаком, сам он скончался от рака легких. Однако, узнав о своем заболевании, сказал, что ушел бы на тот свет гораздо раньше, если бы не перестал курить.

Роберт Аткинс

Врач-диетолог из США, автор популярной во всем мире системы питания, основанной на пониженном употреблении углеводов, Роберт Аткинс умер от... ожирения. Правда, в официальных медицинских бумагах значится, что он погиб от удара головой. Но это не противоречие, а причина и следствие. Аткинс, весивший 116 килограммов, страдал сердечным заболеванием, свойственным многим тучным людям. Выйдя из дома, он почувствовал себя нехорошо, потерял равновесие, упал на асфальт, ударился головой, впал в кому и умер. Причину смерти долго скрывали: оно и понятно, диета покорила весь мир, маркетологи делали на ней большие деньги, новая информация могла сразу отсечь часть ее приверженцев. Когда тайное стало явным, родственники Аткинса заявили, что до больницы он весил меньше, около 90 килограммов, а в клинике врачи накачали его лекарствами, но документальных подтверждений эта версия не нашла.

Чхве Юн Хи

63-летняя телеведущая из Южной Кореи Чхве Юн Хи, автор книг о счастье, надежде и о том, что надо идти вперед, невзирая на обстоятельства, покончила с собой. Вместе с супругом она повесилась в номере недорогого мотеля. Женщина написала более 20 книг, каждая из которых воспевала радость жизни. Чхве Юн Хи призывала к всеобщей гармонии, внутреннему свету, покою и способности принимать этот мир. И вдруг на фоне такого оптимизма – суицид. Писательница оставила предсмертную записку, где написала, что больна и дела ее плохи. Однако, если следовать основным посылам ее книг, даже такая непростая ситуация не должна была спровоцировать человека на последний шаг. Советовавшая принять и полюбить мир писательница справиться с этой задачей не смогла.

Всем добра, любви и здравомыслия!

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные .

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 - 9 лет или от 9 - 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори :

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу "Монтессори и новое воспитание".
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

Это была книга «Метод Монтессори». За короткий период она была переведена на 20 языков. Все последующие годы Мария писала свои труды, которые были очень востребованы и издавались во многих странах мира.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников (Русская школа, 1915).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу (М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 - 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

  • Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

  • Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 - 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 - 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

"Домашняя школа Монтессори". - М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

31 августа 1870 года родилась Мария Монтессори, итальянский педагог, первая в Италии женщина-врач (1870 - 1952).

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Отец Марии - Алессандpо Монтессори - был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

О детстве Марии известно немногое: она была единственным ребенком в семье, и ее родители делали все возможное, чтобы она получила хорошее образование и в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение. В строгой католической Италии это, разумеется, не соответствовало привычному положению женщины.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко. Особые таланты она проявила в математике и других естественных науках. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды, и она была принята в техническую школу для юношей.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача . В тогдашней Италии ее мечта была практически неосуществима.

Медицина была привилегией мужской половины. Однако Марию Монтессори никогда не останавливали преграды : она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом.

Еще учась в университете Монтессори активно выступала за социальные права женщин , искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

Речь Марии Монтессори на этом конгрессе была проникнута такой живостью, критичностью и поразительной для молодой женщины компетентностью, а сама она на трибуне была столь очаровательна, что участники конгресса долго и воодушевлено аплодировали ей. Уже тогда к ней пришла первая известность.

Вернувшись в Рим, Мария стала работать ассистенткой врача в университетской клинике. В клинике ей не раз приходилось наблюдать лечение детей с ограниченными умственными возможностями. Эти дети были изолированы от мира и представлялись ей маленькими пленниками. Для развития этих детей не предпринималось никаких шагов, у них не было игрушек и книг.

Работа с больными детьми подтолкнула Монтессори к изучению книг французских психологов Гаспара Итарда и Эдуарда Сегена. Ученики Итарда и Сегена были умственно отсталыми детьми. И, чтобы успешно работать с ними, ученые придумали богатый материал для упражнений в сенсомоторике. Но с помощью этих материалов можно было лишь диагностировать развитие ребенка. Они не были приспособлены для дидактической работы. Тем не менее эти "психологические орудия" оказались столь совершенными, что ими и по сей день успешно пользуются психологи всего мира, и вряд ли кому из специалистов надо сегодня объяснять, что такое "доски или рамки Сегена". Для Марии Монтессори изучение работ Итарда и Сегена было ответом на вопрос, чем она будет заниматься в дальнейшем. Она перевела книги Итарда и Сегена на итальянский язык, переписывая их от руки, "чтобы, - как она писала, - я могла взвесить и постичь смысл каждого слова и не только понять значение, но и почувствовать сам дух автора".

Изучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей - это не только и столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические проблемы. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе. Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы.

К тому времени в Римском университете уже несколько лет существовал институт экспериментальной психологии, где Мария Монтессори начала вести свои научные исследования . Свое внимание она сконцентрировала окружающей ребенка предметной среде и ее влияние на развитие его умственных способностей.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын , маленький Марио. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. Мария и ее сын впервые встретились, только когда Марио был уже молодым человеком. С тех пор до конца жизни они оставались вместе.

Когда весной 1900 года Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, Монтессори согласилась стать ее директором. Ей дали "разбег" длиной всего в три месяца. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Через три месяца комиссия из представителей министерства образования, членов Лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время. Результаты были ошеломляющие. Школа и труд ее педагогов во главе с директором были справедливо оценены очень высоко.

Помимо педагогики и психологии Марию Монтессори привлекала антропология , главным образом, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики.

Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка.

6 янваpя 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом pебенка", работа в котором была построена по принципам Монтессоpи . Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь . Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике . К Маpии приезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встретилась с Маpией Монтессоpи и русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла в России первый монтессоpи-сад.

Успехи в Сан-Лоренцо обсуждала вся итальянская пресса. Вокруг Марии Монтессори образовался круг молодых, интересующихся новой педагогикой учительниц.

Курс лекций, который в это время профессор Монтессори продолжала читать в Римском университете, в 1909 году был опубликован отдельной книгой с названием "Антропологическая педагогика". А в следующем году молниеносно разошлась по миру другая книжка, вышедшая на английском. Она называлась "Метод Монтессори ", и ее сразу же перевели на 20 языков мира. Через два года, в 1913 году, ее прочитали в России под названием "Дом ребенка. Метод научной педагогики". Но это не главный педагогический труд Марии Монтессори.

О самом важном она написала гораздо позже, во второй половине жизни.
Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. В этом же году был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.

Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих странах мира.
При открытии своего колледжа Монтессори сказала, что ее не интересует политика и что главным для нее является создание условий свободного развития и воспитания детей и научных наблюдений за ними.

Однако, как бы ни пытались учителя уйти от политики, все же это не удавалось. Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори - детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Душевные потрясения, горечь и страх за будущее вытеснили все научные постулаты, которым Мария Монтессори была верна в прежние годы. Наука перестала иметь для нее прежнее значение. Она предалась религиозным размышлениям. Спасала также близость с сыном, который стал ей верным другом и помощником.

Мария Монтессори вернулась в Европу сразу после войны, в возрасте 76 лет. Но ее энергии можно было только удивляться. В начале 50-х годов она написала свои главные психолого-антропологические труды. Она по-прежнему много выступала и самые ответственные учебные курсы всегда вела сама.

Последние несколько лет Мария Монтессори вместе с сыном жила в Голландии - стране, которую она очень любила и которая проявляла особый интерес к ее гуманистическим идеям. В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию.

Мария Монтессори скончалась в Голландии в мае 1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк на маленьком католическом кладбище.


Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

Дети принимают самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Дидактический материал.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).