Кто такие стиляги объяснение для детей. Субкультура стиляги

Доброго времени суток, Игорь!

История стиляг

Стиляги - советская молодёжная субкультура конца 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно американский) образ жизни. Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, определённым цинизмом в суждениях, отрицательным, а скорее даже безразличным отношением к некоторым советским моральным нормам. Они выделялись из толпы благодаря их яркой и местами нелепой одежде, а также определенному сленгу. Также они проявляли повышенный интерес к западной культуре, особенно это касалось музыки и танцев. Стиляги в качестве субкультуры проявили себя как своеобразный стихийный протест против навязываемых норм и стереотипов поведения, а также против единообразия как такового.

Сам термин "стиляга" впервые появился в ходе движения по борьбе с космополитизмом в конце 1940-х, когда любое проникновение зарубежной культуры воспринималось враждебно, а всякое проявление интереса к Западу считалось очень оскорбительным действием. Первые, кто был назван "стилягами" (или их еще называют "золотой молодежью"), были дети элиты, и положение родителей защищало их от настоящих преследований. Но простые люди, которые обвинялись в преклонении перед Западом, часто становились жертвами гонений.

Пожалуй, чаще всего нападки на стиляг были связаны с так называемыми рейдами добровольной дружины. Естественно, целью дружинников были не только лишь стиляги; эти добровольческие отряды (патрули из комсомола, народные дружины, "бригадмилы" - бригады, содействующие милиции) тщательно высматривали нарушителей общественного порядка всех видов.

На практике само понятие "порядок", равно как и понятие "нарушитель", не было четким, наоборот, оно постоянно подвергалось изменению: добровольные дружинники сами решали, что есть порядок, кто его нарушает, кто есть хулиган или стиляга. Тех, кого они, однако, клеймили данным статусом, ожидали различные наказания. Хулиганство и тунеядство вовсе были запрещены законом и наказывались очень сурово, вплоть до лишения свободы. Принадлежность же к стилягам не указывалась в уголовном кодексе и рассматривалась чаще всего, как "антиобщественное проявление в быту". Но тех, кого все-таки клеймили "стилягами", чаще всего задерживали и отводили в отделение милиции или комсомол, насильно стригли, рвали одежду, фотографировали для "антистиляжных" постеров.

Преследования стиляг не прекращались в течение 40-х - 50-х гг. Они "бросали вызов" серой массе общества, и потому их поступки и действия приравнивались к преступлениям, а они сами - к преступникам. Следует отметить, что преследования были совершенно незаконными, а некоторые пункты очень явно противоречили установленному законодательству. Например, тех стиляг, чьи имена упоминались в журнале "Крокодил", в различных фельетонах, если они были студентами, исключали из университетов. Также на улицах на них устраивалась настоящая охота. Со слов одного из бывших преследователей Егора Яковлева, можно точно представить себе эту ситуацию - они просто патрулировали улицу, приезжали на машинах, причем и не старались скрываться, чтобы их не узнали. На руках преследователей были повязки, чтобы все видели, кто они такие. И любого стилягу, которого замечали, они задерживали и уводили в отделение.

Борьба со стилягами была довольно затяжной и не особо успешной. Но неужели стиляги настолько мешали властям, что было задействовано столько сил и времени? Стиляги и правда противились советской власти, ЦК КПСС. И оппозиционерами они были, во-первых, потому, что отношение к власти у них было абсолютно безразличное - их интересовало совершенно другое: где бы найти себе новый яркий наряд или где достать новую заводную пластинку. Советская же идеология не терпела такого отношения. Отсюда и такие террористические методы борьбы.

Также стоит отметить элитарный аспект. Стиляги, отстраняя себя от серой общественной массы, представляли себя как некого рода элитарную группу. Вопрос о формировании элиты в советском обществе также не мог осуществляться без контроля коммунистической партии. И, естественно, никто бы не позволил оставлять такие вопросы на собственное усмотрение граждан.

Но, так или иначе, результат этой борьбы был невыигрышным для советского государства. Почему? Тут прежде всего стоит отметить, что борьба со стилягами была одной из сталинских кампаний. Как известно из истории, все его кампании готовились основательно и исполнялись приблизительно за три года. И эта кампания не стала исключением: избиение стиляг, исключение их из университетов и комсомола - все продолжалось в нарастающем темпе на протяжении периода до 1953 года, конца эпохи Сталина.

На этом и закончим небольшой экскурс в историю стиляг.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.

Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.

В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.

Носили они яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

из фильма "Стиляги" :

Пусть всё будет так,как ты захочешь..

Молодёжь в силу своих возможностей и достатка старалась соответствовать моде

То, Что Надо

И учили вот такие танцы:

Ты Любишь Буги-Вуги

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для молодёжи из простого народа это было желание приобщиться к запретной культуре Запада. Выглядело это порой смешно и наивно. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Пластинки из рентгеновских снимков

Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

  • Стиляги - субкультура в Ссср послевоенного времени (конец 1940 - 1950 гг.) для нее характерны стремление к выделению из общей массы всем свои внешним видом - яркой цветовой гаммой и уникальным стилем одежды, нестандартной прической, обувью на микропоре (подошва - манка); увлечение джазовой музыкой. Раскованность в поведении, свои слова и речевые обороты также отличали стиляг от остальной молодёжи.

    К началу 1960 г. "Стиляжий" стиль постепенно исчез вместе с породившей его субкультурой. Интересно, что поначалу сами стиляги себя не отождествляли с данным им названием, которое имело порицательно - неодобрительный оттенок.

    Сегодня мы представляем себе образы стиляг, основываясь на том, как они изображены в современном фильме "Стиляги" (2008 г. . на самом деле то, что показано в этом фильме, имеет мало общего с исторической действительностью. В своём большинстве стиляги по сегодняшним Меркам не представляли собой ничего сверхвыделяющегося. Да, были элементы одежды, поведения, сленга, образа жизни, которые отличали стиляг от обычных людей, но главное, что вызывало резко отрицательную реакцию государства и общества того времени было то, что стиляги стали в Ссср первыми, так сказать, "Агентами" общества потребления, принципы которого были абсолютно неприемлемы для сталинского времени. Государство и общество почувствовали, что за этой относительно безобидной эпатажностью во внешнем облике есть более серьёзная опасность, а именно - утверждение человека не как созидателя, а как потребителя. Стиляги делали из вещей культ. А что такое культ вещей, культ потребления - мы сегодня наблюдаем в нашей повседневной жизни в особо эпическом масштабе.

    Первые стиляги в своем большинстве были детьми представителей советской элиты. "Золотая Молодежь" могла себе позволить жить за счет родителей, хорошо одеваться, ходить в рестораны. Она приобщалась к западной культуре через импортную одежду, западные танцевальные пластинки. Модно и часто дорого одетые молодые люди и девушки негативно воспринимались и осуждались простым народом. С началом рождения контркультуры стиляг, противостоящей господствующей культуре того времени, был брошен вызов советскому быту. Такие настроения, благодаря сдвигам в общественной атмосфере проникли позже в провинцию, распространяясь в том числе через периодическую печать и кинематограф.

    Первое упоминание о стиляге встречается в фельетоне Д. Беляева опубликованном в главном советском сатирическом журнале "Крокодил" за 1949 г.
    Беляев д. г. фельетон "Стиляга". Журнал "Крокодил", 10 марта 1949 года.

    "Прошлым летом мы со знакомым агрономом по ржаному полю брели.
    И вот я заметил один, резко выделяющийся из массы ржи, колосок. Он был выше всех остальных и гордо покачивался над ними.
    - Смотрите, - сказал я агроному, - какой мощный, красивый колос! Может быть, это какой-нибудь особенный сорт?
    Агроном безжалостно сорвал колос и протянул мне.
    - Пощупайте, в этом красивом колосе нет совсем зёрен. Это колос - тунеядец, он берёт влагу и всё прочее от природы, но не даёт хлеба. В народе его называют пустоколоска. Есть и цветы такие в природе - выродки. Они часто красивы на вид, но внутренне бессодержательны и не плодоносят, называются пустоцветом. Так вот и этот колос ….
    - Колос - стиляга! - Воскликнул я.
    Пришёл черёд удивляться агроному:
    - Как вы сказали?
    - Стиляга, - повторил я и рассказал агроному следующую историю.

    В студенческом клубе был литературный вечер. Когда окончилась деловая часть и объявили танцы, в дверях клуба появился юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зелёные; таких широченных штанов канареечно - горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.

    Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага, - так они были ярки.
    Он стоял и презрительно сощуренными глазами оглядывал зал. Потом юноша в нашу сторону направился. Когда он подошёл, нас обдало таким запахом парфюмерии, что я невольно подумал: "Наверное, Ходячая Реклама ТЭЖЭ".

    - А, стиляга, пожаловал! Почему на доклад опоздал? - Спросил его кто-то из нашей компании.
    - Мои вам пять с кисточкой! - Ответил юноша. - Опоздал сознательно: боялся сломать скулы от зевоты и скуки … мумочку не видали?
    - Нет, не появлялась.
    - Жаль, танцевать не с кем.
    Он сел. Но как сел! Стул повернул спинкой вперёд, обнял его ногами, просунул между ножками ботинки и как-то невероятно вывернул пятки: явный расчёт показать носки. Губы, брови и тонкие усики у него были накрашены, а причёске "Перманент" и маникюру могла позавидовать первая модница Парижа.

    Как дела, стиляга? Всё в балетной студии?
    - Балет в прошлом. Отшвартовался. Прилип пока к цирку.
    - К цирку? А что скажет княгиня Марья Алексеевна?
    - Княгиня? Марья Алексеевна? Это ещё что за птица? - Изумился юноша.
    Все рассмеялись.
    - Эх, стиляга, стиляга! Ты даже Грибоедова не знаешь ….
    В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод. Юноша гаркнул на весь зал:
    - Мума! Мумочка! Кис - кис - кис.
    Он пальцем поманил. Ничуть не обидевшись на такое обращение, девушка подпорхнула к нему.
    - Топнем, мума?
    - С удовольствием, стилягочка!
    Они вышли танцевать ….
    - Какой странный юноша, - обратился я к своему соседу - студенту. - И фамилия странная. Стиляга - впервые такую слышу.

    Сосед рассмеялся.
    - А это не фамилия. Стилягами называют сами себя подобные типы, на своём птичьем языке. Они, видите ли, выработали свой особый стиль в одежде, в разговорах, в манерах. Главное в их "Стиле" - не походить на обыкновенных людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепостей, до абсурда. Стиляга знаком с модами всех стран и времён, но не знает, как мы могли убедиться, Грибоедова. Он детально изучил все Фоксы, танго, румбы, Линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Он знает наизусть все арии из "Сильвы" и "Марицы", но не знает, кто создал оперы "Иван Сусанин" и "князь Игорь". Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни …. Но посмотрите.

    Я и сам давно заметил, что стиляга с мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с огненной земли. Они кривляются с упоительным старанием прямо в центре круга.
    Оркестр замолчал. Стиляга с мумочкой подошли к нам. Запах парфюмерии разбавился терпким запахом пота.
    - Скажите, молодой человек, как называется танец, который вы танцуете?
    - О, этот танец мы с мумочкой отрабатывали полгода, - самодовольно объяснил юноша. - В нём шикарно сочетается ритм тела с выражением глаз. Учтите, что мы, я и мума, первые обратили внимание на то, что главное в танце - не только движение ног, но и выражение лица. Наш танец состоит из 117 вертикальных броссов и 182 горизонтальных пируэтов. Каждый бросс или пируэт сопровождается определённой, присущей данному броссу или пируэту, улыбкой. Называется наш танец "Стиляга це - дри". Вам нравится?

    Ещё бы! - В тон ему ответил я. - даже терпсихора в обморок упадёт от восторга, увидя ваши 117 броссов и 182 пируэта.
    - Терпсихора? Кажется, вы так сказали? Какое шикарное имя! Кто это?
    - Терпсихора - это моя жена.
    - Она танцует?
    - Разумеется. И ещё как! В пляске святого витта она использовала 334 бросса и 479 пируэтов!
    - Пляска святого витта? Здорово! Даже я такого танца не знаю.
    - Да что вы! А ведь это сейчас самый модный танец при дворе французского короля Генриха Гейне.
    - А я где-то слышала, что во Франции нет королей, - робко возразила мумочка.
    - Мума, замри! - С чувством превосходства заметил стиляга. - Не проявляй свою невоспитанность. Всем известно, что Генрих Гейне - не только король, но и французский поэт.

    Гомерический хохот всей компании эти слова покрыл. Стиляга отнёс его в адрес мумочки и смеялся громче всех. Мума сконфузилась, покраснела и обиделась.
    - Мумочка, не дуйся, убери сердитки со лба и пойдём топнем "стилягу це - дри"….
    Мума улыбнулась, и они снова принялись за свои кривляния ….
    - Теперь вы знаете, что такое стиляга? - Спросил сосед - студент. - Как видите, тип довольно редкостный, а в данном случае единственный на весь зал. Однако находятся такие девушки и парни, которые завидуют стилягам и мумочкам.
    - Завидовать? Этой мерзости! - Воскликнула с негодованием одна из девушек. - Мне лично плюнуть хочется. Мне тоже захотелось плюнуть, и я пошёл в курительную комнату". Ссср_40 е_Mirror_of_History Ссср_50 е_Mirror_of_History мода_Ссср_Mirror_of_History.

    Фрики. Так что же такое «фрик»?

    Изначально англоязычное слово «freak» опять-таки являлось ругательством, и во многих сферах оно остается оскорблением и по сей день. В давние времена этим словом называли реальных уродцев, выступавших в цирке на потеху публике.

    Уродством считалось любое сильное отклонение от средней нормы – к примеру, фриками назывались карлики, бородатые женщины, горбуны, люди, покрытые большими родовыми пятнами или татуировками.

    Как видно из примеров, фриком можно было стать в результате неудачной природной мутации или же намеренно искажая свою внешность. В науке и по сей день употребляется термин «фрик» по отношению к сильно мутировавшим живым организмам, а в англоязычной речи «фрикануться» (freaking out) означает «испытать паническую атаку».

    Как и многие другие, в том числе уже упомянутые ругательства, термин «фрик» приглянулся американской контркультурной молодежи. Опять-таки, в целях нарушения норм и эпатажа, для того, чтобы бросить вызов скучной и зашоренной буржуазии, молодежь намеренно ассоциировала себя с «уродцами», «не такими, как все».

    Подобный бунтующий, антисоциальный посыл вместе с самим словом «фрик» популяризовал музыкант Фрэнк Заппа в шестидесятых годах двадцатого века. Именно его поведение на концертах, совместно с поведением и внешним образом его фанатов, заложили основы для фрик-субкультуры.

    Фрик-субкультура, как отдельное, сформированное движение со своими идеями и стереотипами, просуществовала недолго. Она ушла в прошлое, как ушли многие другие – хиппи, битники или «битланутые». Но общее название фрика, как человека, намеренно и вызывающе не вписывающегося в обычные, повседневные социальные нормы, осталось.

    Одежда стиляги. Стиль “стиляги” в женской одежде

    Г лавный признак этого стиля – платье с пышной (часто многослойной) юбкой и приталенным лифом. Тонкая талия была большим плюсом, в современное время в создании образа вам поможет специальное корректирующее белье.

    В торой признак – это яркая цветовая гамма. В образе стиляги может перекликаться несколько сочных цветов, например, лиловый, изумрудный, солнечный оранжевый. Не боялись девушки и принтов на платьях, в виде полосок, крупного горошка, маковых точек. Пышными садами цвели бутоны маков, незабудок, астр и лилий.

    Т уфли или босоножки девушки-стиляги выбирают изящные, на среднем каблуке, с удобной колодкой (а как иначе танцевать или убегать). Ещё одна очень важная деталь – тонкие перчатки под цвет платья или контрастные ему. Ну и конечно, не обойтись без аккуратной сумочки, крупных разноцветных бус и широкой ленты в волосах.

    К стати о волосах. Весь образ девушки-стиляги очень выразительный, вплоть до прически. Начёсы, бабетты, локоны, изобилие лака для волос (а в советское время его заменял сахарный раствор). Никакой неопрятности этот стиль не приемлет точно.

    Платья в стиле стиляг бывают двух фасонов – сильно обтягивающими фигуру, по типу футляра, и пышными, причём именно второй вариант был и остаётся самым популярным. Верх таких платьев, как правило, облегающий, рукава – длинные либо короткие, воротник – отложной, может быть с довольно открытым декольте. Пышность платья достигается при помощи кринолиновых подъюбников, которых может быть любое количество, талия подчёркивается при помощи широкого пояса контрастного цвета. Стандартная длина таких платьев – чуть ниже колена, моделей мини и макси в стиле стиляг не бывает. Другой моделью платьев является платье-рубашка с тонким ремешком, отложным воротничком и рукавами три четверти.

    Иногда бывает просто необходимо внести яркие краски в свою жизнь. Ну а у кого этому учиться, если не у стиляг? Они, как никто другой, понимали смысл во всем ярком, но в то же время красивом. Стиляги умели жить на полную катушку, не задумываясь о том, кто и что о них подумает.

    На территории нашей страны они появились в конце 40-х годов. Именно тогда перед ними открылась непосредственность и раскованность во всем американской молодежи. Советские модники называли себя «штатниками». То, как знаем их сейчас мы, как стиляг придумал один пародийный журналист. Ведь именно они умели выделяться среди обычной серой массы. Яркие, неожиданные стиляги стали лицом молодежи того периода.

    Классические образы стиляг

    Как мужчины, так и женщины, которые решили для себя одеваться по стиляжной моде, имели отличительные черты. Ну, если для первых обязательным был изысканный костюм, красочный галстук, то для представительниц прекрасного пола все немного усложнялось.

    Отличительной чертой этого красочного стиля для них было наличие довольно-таки нескромного, по тем временам, платья. Оно должно было быть яркое, обязательно с веселым рисунком, который привлекал бы внимание. К тому же, девчонки выбирали наряды с открытым верхом и короткими рукавами. Что касается фасонов, то предпочтительными были два:

    • «песочные часы» ;
    • «цветок».

    Названия эти фасоны платьев получили от форм, которые создавали при ношении. Платья первого фасона обтягивали бедра своей владелицы и к тому же еще и сужались к коленам. Второй тип характеризировался наличием пышной юбки, которая выходила из под тонкой талии. Тонкий стан визуально старались уменьшить с помощью широкого пояса. Именно он должен был выделить изящные изгибы. Стиляги советского времени дополнили его еще и большим бантом.

    Цвет определяет всё

    Принесли из тех лихих пятидесятых стиляги нам и цветовую палитру. Наиболее популярными как тогда, так и сейчас, среди поклонников этого стиля являются такие цветовые решения:

    • крупный горох;
    • яркие круги;
    • цветной принт.

    Сегодняшние любительницы выделиться среди пастельных тонов тоже часто используют эти цвета. Но современные модницы часто отходят от слишком вычурных нарядов. Популярностью стали пользоваться и мягкие оттенки в сочетании с фасонами того периода.

    Вместе с пышными юбками и легким бантом такой наряд придает своей обладательнице неповторимую воздушность, легкость и мечтательность. К тому же, можно быть уверенной, что он в любом случае обращает на себя внимание, что и было главной целью образа. Беспроигрышным вариантом считается однотонный низ и яркий верх либо наоборот. Это красиво и нежно.

    Маленькие секреты ретро-стиля

    Длина нарядов для девушек - поклонниц этого стиля в прошлом в основном не была выше колена, но вот в современном мире все больше актуальными становятся наряды именно коротких фасонов. Особенно шикарно смотрятся пышные юбки, которые немного короче гипюровых подъюбников. Последние, кроме того, что немного «выглядывают», должны еще и контрастировать по цвету, дополнительно обращая внимания на эту пикантную деталь.

    Это классика стиля стиляг, но не предел. Существует еще масса вариантов, которые можно подобрать для подражания этой безбашенной молодежи. К примеру, можно одеть и укороченные брюки. Но выбирать их стоит ярких цветов и вместе с контрастным свитерком. Неплохо будут выглядеть и платья-макси с глубоким декольте. Главное правило – это отделение от обыденности и создание себе хорошего ретро-настроения.

    Конечно, это платья не на каждый день. Менее яркие наряды можно носить чаще: на прогулку, на свидание. Прекрасно образ девушки-Стиляги подойдет для встречи Нового года. Но и, конечно, идеально он будет смотреться на тематической вечеринке, посвященной тем годам. Тогда уж можно оторваться по полной программе.

    Образ Стиляги в деталях

    Чем еще хороши платья стиляг, что они подходят практически всем девушкам, независимо от комплекции. Единственным условием лишь является не переборщить и не превратить себя в безвкусного попугая. Ни в коем случае не надевайте вместе вещи с разными рисунками, даже если они идеально подходят в остальном.

    Аккуратно стоит подбирать и аксессуары. Можно использовать большую брошь либо крупные бусы, легкий ажурный шарф. К открытым платьям прекрасно подойдут длинные перчатки. Очень популярным аксессуаом был платок, повязанный на голову так, чтобы бант был сверху. Его цвет подбирают под другие аксессуары либо фактуру наряда. Часто девчонки тех годов одевали еще и гольфы, что придавало невинность образу.

    Что касается обуви, сумочек, то можно спокойно выбрать яркие лаковые туфли и сумочку. Но всегда стоит помнить, что больше трех цветов лучше не использовать даже в самых ярких образах.

    Макияж для создания образа Стиляги должен быть ярким. Черные стрелы, алые губы, румяна – все это акцентирует внимание на вас и подчеркнет индивидуальность.

    Стиляги оставили нестираемый след в истории моды. Их образы до сих пор будоражат фантазии многих дизайнеров и модельеров. Так почему бы и нам немного не побаловать себя бесшабашностью того времени?

    Возвращая идеи ушедших эпох и адаптируя их под современные веянья моды, можно создавать уникальные образы: яркие, индивидуальные, выделяющие вас из толпы. Укладка 50-х впишется в романтический, неформальный и повседневный стиль. Прически стиляги делают на длинных и коротких волосах. Им придают жесткую форму с помощью лака или добавляют легкую небрежность, чтобы подчеркнуть естественность и раскованность обладательницы.

    Какой бы вариант укладки вы не выбрали, необходимо придерживаться определенных канонов: линии плавные и четкие, пышный объем и красочные аксессуары. И не забудьте про яркий макияж: он довершит ваш умопомрачительный ретро-образ.

    Стиляжные прически разнообразны, и каждая из них по-своему притягательна. Наиболее популярные:

    • «Бабетта»;
    • «Пышный хвост»;
    • «Венчик мира»;
    • «VicoryRolls»;
    • «Высокий полет».

    Модницам 50-х приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы создать желаемый образ и стать похожей на Одри Хепберн или Мерлин Монро. Безжалостные начесы, вместо лака для волос – пиво и сладкая вода. Сегодня у каждой из вас есть фен с насадкой «брашинг», резинки, шпильки и средства для стайлинга. А значит, создание оригинальной прически не доставит проблем.

    Чарльстон, буги-вуги, фокстрот и еще с десяток видов свинговых танцев вошли в моду после фильма «Стиляги». Полвека назад модные юноши и девушки легко танцевали любой из них. Чтобы сегодня попробовать себя в образе стиляги, нужно разучить хотя бы самые простые движения.

    Инструкция

    Свинговые танцы, как и само это музыкальное направление, берут свое начало в культуре чернокожих американцев. Отсюда их важные принципы: раскованность, задор, четкий ритм и пластичность. Под джазовые мелодии полюбили танцевать в послевоенные годы советские стиляги. Смелые и вызывающие танцы вполне подходили к их манере одеваться и вести себя - ярко и непохоже на других.

    Один из самых показательных танцев стиляг - чарльстон. Прежде его запрещали даже на Западе из-за нарушения рамок приличия, а сегодня чарльстон входит в программу обучения бальных танцев и соревнований по этой спортивной дисциплине.

    Преимущество чарльстона в том, что его можно танцевать парой, поодиночке или целой группой людей. Опытные танцоры используют до 74 движений, новички могут начать с меньшего количества. Главное в нем - импровизация и удовольствие от движения.

    Чарльстон танцуют в размер 4/4. Одно из самых простых движений доступно даже детям. Исходное положение - ноги плотно сведены, корпус чуть наклонен вперед, кисти сцеплены в замок (ладонями вниз), руки выпрямлены. На счет «раз» одновременно совершается полукруговое движение левой пяткой в сторону, а правая нога сгибается в колене и отводится чуть назад и в сторону. На счет «два» - исходное положение, на «три» и «четыре» повторить то же, поменяв ноги.

    Чуть сложнее, зато веселее и ближе к настоящим стилягам парный танец буги-вуги. Чтобы исполнить одну из фигур буги-вуги, партнерам нужно встать лицом к лицу на небольшом расстоянии. Партнер берет левой рукой правую руку партнерши и делает правой ногой небольшой шаг назад. Когда нога окажется позади левой, на правую переносят вес тела. Затем левую ногу приставляют к правой и делают на нее полуопору. Затем вес переносят на левую ногу, а на правую делают полуопору. Партнерша повторяет все движения в зеркальном отображении.

    Буги-вуги стал прародителем рок-н-ролла, так что танцевать вместо него можно даже рок-н-рольные па.

    Женские причёски в стиле стиляг отличаются разнообразностью. Чем именно отличались стиляги? Характерный объем и аксессуары – это две важные составляющие причесок в стиле стиляг. Начесы, бабетта, аксессуары ленты, яркие заколки, чуб Элвиса. Несмотря на то, что эпоха стиляг давно канула в лету, прически стиля популярны до сих пор. Молодые девушки с удовольствием воплощают в своем стиле яркие вызывающие прически стиляг.

    Для создания причёсок подойдут не только длинные, но и короткие волосы. В этом случае можно сделать сексуальную причёску как у Мэрилин Монро. Хорошо завитые волосы украшают лентой или бантом. Простая и оригинальная новая прическа в стиле стиляг. Легко повторить.

    На фото: прическа - высокий начес в стиле стиляг.

    На фото: прическа начес в стиле стиляг.

    На фото: прическа начес в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг с использованием заколки.

    Стиляги в, каком году были. Стиляги разных лет

    Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

    Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые молодежные субкультуры.

    Видео Стиляги (фильм, 2008)

  • Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.

    Происхождение субкультуры

    Такое явление, как стиляга, - это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п.

    Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.

    Этимология названия

    Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление - поклонники западной культуры - как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ.

    Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова "стиль" как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.

    Идеология движения

    Стиляга - это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как На самом же деле образ стиляги - это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и главным местом их променада была улица Тверская - «Бродвей».

    Мода и костюм стиляги

    Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг.

    Особый предмет заботы каждого стиляги - прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку.

    У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка.

    Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки - предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты.

    Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг.

    Музыка стиляг

    Главным источником вдохновения эта субкультура считала американский джаз. Культовыми произведениями считались песни из фильма «Серенада Солнечной долины» в исполнении оркестра композиции Дюка Эллингтона, Эдди Рознера, Чарли Паркера, Бенни Гудмена. В СССР дипломаты и командированные специалисты привозили записи модной американской музыки, так в стране появился Элвис Пресли, Бадди Холли и другие музыканты в стиле рок-н-ролл.

    В те времена стиляга - это был человек, хорошо разбирающийся в западном искусстве, особенно американском. Слушать такую музыку можно было только на квартирах или в заведениях, работающих для иностранных граждан (например, «Коктейль-холл» в Москве). Привозимые записи тиражировались на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому получила прозвище «музыка на костях».

    Постепенно в этой среде формируется круг собственных музыкантов, играющих джаз и рок-н-ролл. Например, известный джазмен и саксофонист Алексей Козлов вырос именно из этой культуры.

    Танцы стиляг

    Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся тот общественный вызов, который стиляги посылали советской уравниловке.

    Лексикон

    Для обозначения своей особенности стиляги выработали собственный язык, который основан на адаптации лексем английского языка и сленга джазменов. Это был жаргон, который выполнял функцию деления людей на своих и чужих. В разных городах в речи стиляг были свои слова, чаще всего топонимы, но существовал лексический массив, характерный для всей субкультуры. Так, были слова для обозначения различных мест: "Бродвей" - он был в каждом городе свой, "Кок" ("Коктейль-холл"). Немало лексем обозначало людей разного сорта: чувак, чувиха, батоны, жлоб, фазер . Для наименования танцев и музыкальных стилей использовались привычные термины: рок-н-ролл, джаз, фокстрот, буги-вуги . Стиляги много слов из английского языка приспособили для называния предметов гардероба: соксы, таёк, хэток, шузы, джакеток .

    Общественное порицание

    В СССР стиляга - это асоциальный элемент, его инаковость рассматривалась как угроза общественному строю и морали В конце 40-х годов в стране началась и эта субкультура стала отличной мишенью для выступлений комсомольско-партийных активистов. Существовали дружины, которые отлавливали стиляг, срезали им коки, рвали одежду.

    В прессе стиляги 50-х годов стали любимым объектом для насмешек и порицания. Появилось немало карикатур и фельетонов, высмеивающих это движение. Для широких масс эти молодые люди представлялись как пустые копии западных образцов, им было отказано в патриотизме, вкусе, морали. Огромное количество стиляг по всей стране исключались из общественных организаций, увольнялись с работы. Все это приводило к тому, что изначально аполитичные стиляги начинали ненавидеть советскую власть и их протест начал приобретать политический подтекст.

    Стиляги разных лет

    Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

    Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые

    Значение субкультуры стиляг

    Это общественное движение оставило большой след в советском обществе. Многие стиляги, годы потратившие на изучение американского искусства, костюма, языка, в последующие годы вошли в состав творческой интеллигенции страны. Социологи отмечают, что эта субкультура была первым значительным общественным движением, которое стало началом формирования многочисленных молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, рокеры - все они так или иначе выросли из традиций стиляг. Кроме того, это движение сподвигло российских модельеров задуматься о создании молодежного стиля, о поиске новых форм, которые помогли бы преодолеть одинаковую серость советских людей.

    (произношение «стилЯги») – стиль одежды представителей одноименной советской субкультуры, характеризующийся экстравагантностью, эклектичностью и подражанием западной моде 40-60-х годов, стилю .

    В настоящее время к направлению относятся изделия и предметы гардероба, выполненные в стиле того времени.

    Стиляги — молодежная субкультура в СССР конца 1940 — начала 1960-х годов, для которой характерны нонконформизм, следование западному образу жизни (стилю одежды, музыке, танцам и пр.), а также специфический сленг.

    История субкультуры

    • Первые представители и суть движения

    Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

    • Появление термина «стиляга»

    «…Таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша…»
    Д. Г. Беляев, «Стиляга»

    Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах. Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.

    • Отношение общества к субкультуре

    Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.

    • Угасание движения стиляг

    Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.

    Черты стиля

    Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.


    Одежда

    Первые стиляги носили мешковатые двубортные пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие , выглядывающие из-под , цветные шелковые или гавайские , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.

    Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, -трости, узкие галстуки-селедки.

    К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и с перфорированным носком.

    Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие , брюки, яркие блузы с цветочным , туфли с удлиненным носком.

    Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.
    У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

    Прическа и макияж

    Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».

    Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

    Манеры

    «В самом модном пиджаке, с видом безразличным,
    Франт с колечком на руке ходит львом столичным…»
    Б.Тимофеев

    Стиляги имели особенные манеры движений, которые в фельетоне Беляева были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

    Сленг

    «Был он Гришей, но сейчас носит имя Гарри.
    Каждый день в обычный час Гарри на бульваре».
    Б. Тимофеев

    Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

    Джакеток (англ. jacket) - пиджак.

    Совпаршив – одежда и обувь советского производства или самодельная.

    Соксы (англ. socks) - яркие носки, видные из-под брючины.

    Таек (англ. tie) - галстук.

    Трузера , траузера , траузерса (англ. trousers) - брюки.

    Тренчкот (англ. trenchcoat) - плащ

    Хэток (англ. hat) - шляпа.

    Шузы , шузня (англ. shoes) - ботинки на высокой подошве.

    Музыка

    Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой – в первую очередь, джазом.


    Современный стиль стиляг

    Стиль стиляг в его современном понимании относится только к внешнему виду и отличается ироничностью, яркостью, контрастностью, сочетанием различных фактур, наличием заметных .

    В период существования субкультуры наиболее ярко был выражен мужской образ стиляги. На него можно ориентироваться и при создании современного образа. Мужчинам полагается надевать носки яркого оттенка под укороченные брюки-дудочки, цветной галстук, завязанный на маленький узел, гавайскую или просто яркую рубашку.

    Женский стиль не имел четких канонов в период существования субкультуры и сформировался уже во время возвращения в моду стиля стиляг.

    Современное стиляги может быть узким и коротким, либо иметь приталенный верх и пышный подол длиной примерно до колена. Цвет наряда должен быть однотонным ярким, светлым или разноцветным. Важным элементом образа девушки-стиляги является ремень контрастного с платьем оттенка.

    Туфли девушек-стиляг могут иметь каблук или плоскую подошву. Они должны сочетаться по цвету с ремнем, сумочкой или головным убором. Туфли чаще выполняются из лаковой кожи.

    В качестве аксессуаров используется яркая массивная металлическая или пластиковая . Приветствуются украшения для волос – заколки, обручи, ленты. Девушка-стиляга может носить крупные кудри или локоны, а также собирать волосы в высокую «ракушку». Макияж должен быть ярким: черные стрелки на глазах, яркая помада и пр.