Краткая характеристика типов темперамента. Описание и характеристики личностей холериков

Может пригодиться многим.

Виды темперамента

Очень и очень давно, еще в 400 году до н.э., ученый Гиппократ рассказал о том, что людей условно можно разделить на 4 основных группы. Дополнил эту теорию римский врач Галлен, открыв четыре основных типа темперамента:

  1. Меланхолик. Название произошло от двух слов: «мелэна» и «холе», что в переводе означает «черная желчь». Если кратко, то такие люди отличаются трогательностью, утонченностью и грустью.
  2. Флегматик. Слово, из которого возник данный термин, «флегма» - мокрота, лимфа. Такие люди спокойны, уравновешены, однако податливы и медлительны.
  3. Сангвиник. С греческого термин «сангвинис» переводится как кровь. Это веселые активные люди.
  4. Холерик. В переводе термин «холе» означает «желчь желтая». Это эмоциональные импульсивные люди, которые склонны к резким сменам настроения.

Как узнать, какой именно у человека тип темперамента? Это сангвиник, меланхолик, флегматик или холерик? Тест Айзенка в этом может помочь. Это классическое задание на определение типа темперамента. Однако нужно сказать о том, что в чистом виде они встречаются достаточно редко. В человеке чаще всего смешиваются два основных типа темперамента, один из которых является более активным, т.е. ведущим.

Внешний вид

Итак, характеристика холерика. Ученые выделили даже основные внешние черты человека с данным типом темперамента:

  1. Холерик чаще всего худощав. У него длинные конечности, тонкие мускулы.
  2. Грудная клетка, таз, спина у таких людей преимущественно узкие.
  3. Череп конусообразный, втянутый, кверху зауженный с немного заостренной теменной областью.
  4. Черты лица холерика также ярко выражены, заострены.
  5. Таких людей отличает быстрая, целеустремленная и четкая походка.

О детях

Характеристика холерика (данного типа темперамента) может начинаться с рассмотрения характера таких детей. Чем же они будут отличаться от иных своих сверстников? Уже в самом раннем возрасте такие малыши знают себе цену и очень любят командовать. Они легко подчиняют себе взрослых. У родителей всего добиваются посредством плача, истерик, которые могут не прекращаться часами. Если же ребенок получает то, что хочет, он становится ласковым, любящим. Он веселится и играет, выражая радость всем своим естеством. Однако нужно сказать, что с самого раннего возраста такие малыши становятся диктаторами и тиранами. Подобный тип поведения сохраняется порой и на всю оставшуюся жизнь.

Моторика людей-холериков

Чем еще интересен тип «холерик»? Такого человека можно узнать даже по особым движениям. Моторика их имеет следующие особенности:

  1. Мимика всегда выразительная.
  2. Движения их резкие, лихорадочные.
  3. Чувствуется сила и энергичность.
  4. Речь очень быстра. Создается впечатление, что они просто боятся опоздать что-то сказать или сделать.

Позитивные стороны характера

Обязательно нужно рассмотреть характер холерика. Какие же позитивные его стороны можно выделить у людей с данным типом темперамента?

  1. Оптимизм. В большинстве своем холерики - оптимисты. Они практически никогда не расстраиваются, т.к. могут найти выход из самых разных ситуаций. Кроме того, они способны вдохновлять других людей, вести за собой, показывать путь. Холерики отлично концентрируются исключительно на необходимом, всегда принимая правильное решение.
  2. Уверенность. Холерики всегда уверены в правильности своих действий и решений. Именно поэтому очень часто они достигают успеха в жизни. Им чуждо сомнение, которое, по сути, является разрушающим ощущением.
  3. Лидерство. Холерики очень часто являются лидерами. Нередко - неформальными, так называемыми черными кардиналами. Они обладают острым умом и способностью молниеносно принимать правильные решения. Именно за это их и уважают окружающие.
  4. Ответственность. Люди с данным типом темперамента очень трудолюбивы. И ответственно относятся к выполнению поставленных задач. Данное качество нередко помогает им достичь успеха в карьере.

Негативные черты характера

О чем еще нужно сказать, если рассматривается характеристика холерика? Так, нужно выделить и негативные стороны характера людей с данным типом темперамента.

  1. Авторитарность. Очень часто такие люди думают, что только они знаю, что и как правильно. Кроме того, холерики чаще всего не умеют сочувствовать и сострадать. Обосновывая это тем, что каждый сам виноват в своих невзгодах.
  2. Раздражительность. Холерики очень быстрые, как в мыслительном, так и действенном планах. Они не любят медлительных людей, а также тех, кто нерешительный и стеснительный. Эти качества людей с данным типом темперамента очень раздражают. Также холерики не терпят, когда с их мнением не соглашаются.
  3. Склонность к насилию. Холерики не склонны прощать обиды. К тому же они весьма мстительны. Такие люди могут оказывать психологическое давление. Это требовательные родители и иногда жестокие партнеры.
  4. Склонность к предрассудкам. Холерики заставляют окружающих верить в то, во что сами верят.
  5. Нетерпеливость. Люди с данным типом темперамента делают все очень быстро, не задерживаясь на деталях. Именно поэтому они иногда пропускают важные мелочи.
  6. Упрямство и хитрость. Холерик легко может склонить человека к своему мнению, зажечь его и заставить работать на себя. Также очень ревностно относится к своему мнению, не желая прислушиваться к чужому.
  7. Ограниченность в общении. Холерики не любят, когда их окружает слишком много людей. Они подбирают себе таких товарищей и сотрудников, которые их не раздражают. Если начальник - холерик, он будет взаимодействовать с коллективом через одного человека.

Эмоциональная сфера

  1. Холерики очень часто влюбляются с первого взгляда. Это чувство их захватывает моментально, как взрыв.
  2. Они очень горды и честолюбивы. Любят, когда их почитают или уважают окружающие.
  3. Холерикам характерна частая и быстрая смена настроения. Они из спокойного состояния выходят резко, становясь агрессивными, нетерпеливыми, злыми.
  4. Людям с данным типом темперамента свойственна вспыльчивость. У них есть недостаток самообладания.
  5. Эмоции холерик проявляется ярко, открыто, не стесняясь.

Трудовая деятельность

Итак, характеристика холерика, о чем еще надо упомянуть? Так, отдельно хочется рассказать о том, как такие люди ведут себя на рабочем месте. Как уже было выше сказано, это очень трудолюбивые и целеустремленные люди. Им не чуждо желание стать руководителем, и для этого они сделают многое (иногда идя, как говорится, по головам). Для достижения своей цели холерики могут пожертвовать даже личностными отношениями с сотрудниками. В руках такого работника все спорится, любую работу он делает быстро. Однако не всегда качественно, ведь не умеет сосредотачиваться на деталях. Если холерик становится руководителем, он будет очень требовательным, авторитарным. С его мнением придется всем считаться, а инициатива чаще всего будет наказуема. Через такого директора должны проходить любые нововведения, решаться все вопросы. Однако само предприятие с таким руководителем только выиграет и будет процветать.

Совместимость

С кем лучше всего уживется холерик? Совместимость его с иными типами темперамента:

  1. Холерик-флегматик. Холерику будет очень уютно в тени невозмутимого флегматика. А последний, в свою очередь, будет радоваться активности и неусидчивости партнера. Свою душу флегматик никогда не откроет полностью, но холерику это нипочем. Ведь он не обращает внимания на мелочи и детали. Такой союз возможен и может просуществовать очень долго.
  2. Холерик-сангвиник. В этой паре на первый план выходит взаимоподдержка партнеров. Холерик будет генератором идей, сангвиник постарается их все воплотить в жизнь. Проблемы могут возникнуть на этапе выбора лидера отношений, ведь оба члена пары стремятся к руководству и главной позиции. Тут будет постоянное соперничество. Если с этим разобраться, пара сможет прожить вместе очень долго.
  3. Холерик-меланхолик. Скорее всего, такие отношения обречены на неудачу. Ведь напора холерика морально слабый меланхолик просто не сможет выдержать. К тому же, холерик не будет считаться с эмоциями партнера, доводя его до слез и истерик. Последний не долго выдержит и в скором времени просто сбежит.
  4. Холерик-холерик. Это очень шумный и бурный союз. Тут будет все - любовь и драки до упаду. Возможно битье посуды и страстные примирения. Взаимопомощи практически никакой не будет, так как каждый стремится самостоятельно отвечать за свои действия. Попытки занять лидерский пост будут приводить к множественным скандалам. Такой союз может как быстро развалиться, так и просуществовать очень и очень долго.

Однако стоит сказать о том, что в любом случае за отношения следует бороться. И если обе стороны будут уступать друг другу, даже самые на первый взгляд несовместимые типы темперамента смогут просуществовать бок обок очень долгое время.

Холерики по своей натуре очень энергичные и целеустремленные, но в то же время обладают неустойчивой психикой и повышенным уровнем раздражительности. Если перед ними стоит определенная цель, они добиваются желаемых результатов быстро и эффективно.

Описание холерика

С самого детства холерикам присуща роль командиров, они любят ощущать себя главными, и легко подчиняют себе окружающих. В первую очередь это на себе почувствуют родители малыша-холерика. Чтобы добиться желаемого, ребенок будет добиваться своего любыми доступными способами, и плачем. Маленькие холерики обычно не отличаются послушанием, в результате, взрослым приходится подстраиваться под ребенка. Но также они отличаются и веселым и жизнерадостным отношением к жизни, что сразу располагает к себе людей.

Люди, обладающие темпераментом холерика, с рождения обладают даром вести за собой. Обычно они успешны на работе, так как четкая постановка цели, умение организовать себя и превосходная способность доминировать приводит к тому, что им легко строить карьеру и общаться с людьми.

Часто холериков можно заметить в таких областях, как политика, юриспруденция и социальная сфера.

Также они обладают хорошими способностями к планированию и разработке стратегий. Такие качества позволяют умело проводить анализ сложившейся ситуации и быстро принимать правильные решения. К недостаткам можно отнести нетерпеливость холериков и отсутствие чувства такта.

Все холерики отличаются благородством, они никогда не пройдут мимо несправедливости, всегда придут на помощь.

Несмотря на все положительные черты характера, присущих людям с темпераментом холерика, они часто бывают одиноки. Это случается из-за их отношения к людям с высока, так как они не понимают и не принимают поражения и слабых людей. Но в одиночестве холерики тоже не могут долго находиться, как лидерам им необходима своя команда.

Как определить холерика

Холериков очень сложно обидеть критикой, их совершенно не волнует, что о них думают другие люди. Главное для них – это цель и победа, а какими средствами они ее достигают, неважно. У таких людей практически нет друзей, так как они не нуждаются в дружеских отношениях, для них это пустая трата времени.

Обладая чудесными организаторскими способностями, холерики становятся хорошими начальниками, которые умеют распределять работу в зависимости от способностей своих подчиненных. Однако самую важную и ответственную работу они предпочтут выполнить сами, так как доверять полностью холерики могут только себе.

В совокупности все качества холериков приводят их к довольно большим успехам в жизни и карьере, к богатству и уважению, но в то же время наличие такого темперамента приводит к одиночеству. Причем выбор такого пути у них осознанный, и сожалеть или попытаться жить по-другому, им несвойственно. Их все устраивает как есть.

Если же холерик создал семью, то место лидера обязательно будет за ним. Муж-холерик – это прекрасный отец семейства, который полностью отвечает за свою семью и обеспечит их всем необходимым. Женщинам-холерикам в семье придется сложнее, так как лидерство в семье обычно представляют сильному полу. На этой почве в создавшейся семье могут возникать конфликты.

Самый быстрый способ найти подход к человеку – это определить его темперамент. Люди разного темперамента реагируют на одни и те же вещи по-разному.

Например, одних людей неприятности выбивают из привычного ритма жизни и заставляют опустить руки, а других людей, неприятности заставляют засучить рукава и бороться. Второй вариант, можно отнести к холерикам.
Давайте более подробно рассмотрим особенности темперамента характера холерик .

Делайте то, что можете, тем, что имеете, там, где вы есть.
Теодор Рузвельт

Особенности психики и памяти

У холериков механизм возбудимости и тормоза находится в равновесии. Это помогает холерикам быстро и оперативно принимать правильные решения.

Холерики воспринимают мир с точки зрения достижения цели. Другими словами, они постоянно анализируют ситуацию.
Например, если ему поручили выполнить задачу, то он сразу начнёт планировать, как распределить все обязанности среди подчинённых так, чтобы цель была выполнена в срок.

Эмоциональный фон

Холерик не показывает свои переживания напоказ, как сангвиник. Однако, он совершенно не умеет скрывать свои эмоции, поэтому их легко можно прочитать по его лицу.

При общении импульсивный холерик может резко "вспыхнуть как спичка" и обидеть своего собеседника, нагрубив или, даже, оскорбив его, только из-за того, что тот не был согласен с его точкой зрения.

Ещё одна отличительная сторона этого типа – это великолепный самоконтроль. Встречаясь с неприятностями, холерики не впадают в панику , а сразу ищут выход из сложившейся ситуации.

Несмотря на высокую целеустремлённость, нередко холерик не может правильно оценить свои силы. Это приводит к тому, что часть дел так и остаётся недоделанными. Правда, некоторые из приостановленных целей, могут быть воплощены в жизнь позднее.

Холерик в работе, профессии для холерика

Учитывая природные способности этих людей, из них получаются отличные руководители . Другими словами, им подойдут сферы, где необходимо быстро принимать несколько решений одновременно. При этом они не могут долго находится на вторых ролях.

Для них подойдут вакансии с частыми командировками. Смена места работы и начало новых проектов, помогут максимально раскрыться организационным способностям холериков.

Из них получатся прекрасные руководители отделов, филиалов или директора предприятий. При этом желательно, чтобы они были заняты в тех сферах, где необходимо живое общение с различными людьми. Работа для холериков - это, прежде всего самореализация и достижение чувства значимости для окружающих его коллег, друзей.

Холерик в любви, семье

В холерик будет также брать на себя всю инициативу. Однако ему необходима надёжная поддержка близких людей.

Другими словами, с ним может ужиться только спокойный и уравновешенный человек, готовый постоянно быть на вторых ролях и выдержать ритм жизни взятый их второй половинкой. При этом он должен быть готов терпеть непростой и властный характер холерика.

Ребенок-холерик: как воспитывать

Ребенок-холерик является энергичным и игривым карапузом, который за малое количество времени может побывать во многих местах, обожает бурные и подвижные игры, а главное его очень хорошо слышно, потому что всегда очень громко, а главное быстро разговаривает, всегда чем-то увлекается, но крайне редко все доводит до конца.

Все желаемое, что ребенок-холерик хочет иметь, он стремится получить криком. Вдобавок к этому, из-за любой мелочи может начать истерику. Например, если не получил желаемую игрушку либо у него грязные подгузники.

Поэтому в воспитании ребенка-холерика, следует придерживаться таких основных правил:

  1. Выдержка и усидчивость являются главными качествами при воспитании и развитии ребенка-холерика. И если он что-то сделал не так, то не стоит на него кричать, потому что крик плохо влияет на такого малыша , а у него, между прочим, и так взрывной характер. Также не стоит подвергать ребенка физическому наказанию. Нужно просто спокойно объяснить все ошибки, затем показать, как нужно правильно выполнять данное задание и дать еще одну возможность все исправить.
  2. Так как ребенок-холерик является эмоциональным малышом, который может иногда демонстрировать враждебность , данную эмоциональность следует стараться направлять в необходимое русло. Например, отправить заниматься спортом, где бы он мог выплеснуть лишнюю энергию, либо давать возможность играть в разные подвижные игры, например, в футбол, хоккей, которые великолепны тем, что имеют четкие правила, благодаря которым малыш учится быть сдержанным и организованным.
  3. Любое эмоциональное проявление можно контролировать рисованием. В этом случае нужно ежедневно давать ему по чистому листу бумаги, на котором он будет рисовать собственные эмоции.
  4. Чтобы научить собственное чадо доводить всякое дело до логического конца, то перед ним следует ставить задачу и при этом четко определять итог , который нужно достичь. Для этого случая великолепно подходят пазлы.
  5. Обязательно следует воспитывать в ребенке вежливость и такт , с помощью различных сказок, которые формируют в ребенке только положительные качества.
  6. Следует стараться уделять ребенку как можно больше родительского внимания , играть с ним в различные подвижные игры, рисовать, гулять на улице, читать интересные книги. Одним словом, как можно больше проводить с ним время.
  7. Стараться переключать внимание ребенка с одного задания на другое, но важно учить любое задание доводить до конца. А главное, что он должен иметь для этого стимул.
  8. Необходимо придумать какие-нибудь ежедневные ритуалы , а главное всегда придерживаться их, потому что такие ритуалы очень важны для холерика. Например, придумать специальный ритуал перед сном. Главное, что его стоит выполнять каждый день, не забывать, иначе все это может стать настоящей проблемой.
А главное нужно исключить из обстановки, в которой растет ребенок все бурные эмоции: семейные скандалы, фильмы, в которых много агрессии и многое другое.

Холерик в дружбе

Друзья ценят активных, жизнерадостных и оптимистичных холериков, за их способность помочь в самых сложных ситуациях. Кроме того, знакомые, готовы им простить излишний идеализм за их надёжность.

Представители этого темперамента являются преданными и надёжными друзьями, которые готовы подставить своё плечо в любую минуту.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой холерик. Вы узнаете, какие плюсы и минусы у такой личности. Вам станут известным особенности детей такого типа, а также советы по их правильному воспитанию. Выясните, как можно облегчить свою жизнь и будущее холерику.

Характеристика

  1. Вы не увидите унылого или равнодушного холерика.
  2. Он знает себе цену, ставит цели и достигает их. На пути к ним ни перед чем не останавливается.
  3. Такому человеку не сидится на одном месте.
  4. Он не может спокойно смотреть на несправедливость.
  5. Может быть характерным одиночество , если рядом оказались люди с другим типом темперамента.
  6. Такой человек оставит позади себя любого соперника.
  7. У него достаточно развитое мышление, что позволяет разбивать большие задачи на маленькие и лучше с ними справляться.
  8. Такая личность не зависит от мнения другого человека, строит свои планы, не учитывая взглядов общественности. Он привык отстаивать свою точку зрения.
  9. Если для достижения цели необходима работа коллектива, он прекрасно поладит с другими людьми, потому как общение в рабочем процессе, увеличивает его энергию.

Характеристика холерика включает следующие черты:

  • неуправляемость, непокорность;
  • неуравновешенность психики;
  • беглая речь;
  • непереносимость монотонной работы;
  • неусидчивость;
  • отсутствие терпения;
  • перемены настроения;
  • умение держать конфликты под контролем;
  • быстрая адаптация к изменчивым обстоятельствам;
  • громогласный голос;
  • всплеск эмоций.

Рассматривая описание данного типа, можно выделить его плюсы и минусы. К положительным чертам относят:

  • инициативность;
  • способность противостоять препятствиям;
  • энергичность;
  • коммуникабельность;
  • способность заинтересовывать собеседника;
  • лидерские качества.

К недостаткам относят:

  • вспыльчивость, раздражительность;
  • склонность не заканчивать начатое дело;
  • конфликтность;
  • прямолинейность;
  • отсутствие способности рассчитать свои силы;
  • говорливость.

Холерик на работе

  1. Такие личности не могут находиться в подчинении, зависеть от кого-то. Им по душе самостоятельная работа, которая не включает в себя постоянную отчетность. Если так сложилось, и холерик оказался в подчинении, то он не будет слушать руководителя, станет нарушать все правила, особенно, если у того не столь сильная воля.
  2. Только холерики могут тянуть большие нагрузки и длительные командировки.
  3. Такому сотруднику характерны активные действия, инициатива. Однако, если задача оказывается слишком сложной, то холерик может психануть. Как только он успокоится, осознает, что задание не было таким уж сложным.
  4. Такие личности станут отличными руководителями. Пробивной характер и целеустремленность помогают добиться успеха в профессиональной сфере. Способность правильно излагать свои мысли и общительность позволяют эффективно взаимодействовать с коллективом.

Малыш с таким темпераментом

  1. Карапуз уже с самого детства будет командовать всеми, ощущать себя хозяином в любой ситуации.
  2. Ребенок холерик, который еще не научился ходить, в первую очередь полностью подчиняет своей воле маму.
  3. Малыш может плакать по несколько часов, капризничать, будет сердиться до тех пор, пока не добьется того, что хочет.
  4. Все семья будут вращаться вокруг него, он станет командиром, а иногда и тираном.
  5. Такой ребенок не станет никого слушать.

Несмотря на все это, маленький холерик умеет веселиться, благодарить за заботу, проявлять свою любовь. Он с легкостью покорит сердце взрослого человека.

Как растить холерика

Если вашему малышу присущ тип холерик, то необходимо придерживаться следующих советов.

  1. Если он провинился, не нужно кричать и применять силу.
  2. С малышом нужно беседовать спокойным тоном, показывать, как нужно себя вести на личном примере.
  3. Чтобы ребенок мог реализовывать избыток энергии, отдайте его в спортивную секцию.
  4. Приучите малыша к искусству. Это позволит ему контролировать свои эмоциональные всплески.
  5. Ставьте перед ребенком такие задачи, которые помогут в скором будущем получить результат. Это позволит малышу доводить все до конца.
  6. Обращайте внимание на то, что малыш слушает, какие передачи и фильмы смотрит, какие книги читает. Важно, чтоб искусство учило сопереживанию, воспитанности и вежливости.

Совместимость

Холерик женщина станет прекрасной женой, если мужчина будет знать об особенностях ее характера и сможет под них подстраиваться. Давайте рассмотрим, какие отношения могут складываться у холерика с представителем другого типа.

  1. Сангвиник не позволит скучать холерику. Он всплески эмоций станет переводить в юмор, будет сглаживать при помощи компромиссов. Сангвиник может причинять некоторые трудности, ведь не станет прогибаться под холерика.
  2. Медлительный флегматик будет раздражать своего партнера. А его станет бесить излишняя активность холерика. У такой пары может быть будущее, если партнеры будут давать определенную свободу друг другу, идти на компромиссы.
  3. Меланхолик слишком чувствителен, достаточно робок. Холерик прямолинеен и часто задевает чувства своего партнера. Такой союз в редких случаях приводит к длительным отношениям.
  4. Холерик мужчина и партнерша такого же типа имеют бурные отношения, огненную страсть, которая сменяется ссорами и скандалами. Но на смену им приходит примирение, полное любви. Однако, со временем приходит понимание того, что такое союз не устраивает обоих партнеров, и пара расходится.

Как холерику облегчить жизнь

  1. Не пробуйте подавлять негатив, который накапливается внутри Вас, лучше позвольте ему излиться при помощи искусства или спорта.
  2. Старайтесь излучать позитив, высказывайте только положительные эмоции.
  3. Уделяйте внимание восточным духовным практикам, в частности медитации и йоге.
  4. Прислушивайтесь к мнению других людей, всегда смотрите на происходящее глазами всех участников.
  5. Не пытайтесь постоянно все контролировать, позволяйте другим брать верх над ситуацией.

Теперь Вы знаете, кто такие «личности холерики». Как видите, у таких людей есть, как положительные, так и отрицательные качества, при знании их можно корректировать, совершенствуя свою жизнь. Если Ваш малыш растет холериком, правильно относитесь к его выходкам, способствуйте нормальному взрослению.