Конспект занятия в подготовительной группе.тема: Золотая осень. «Что нам известно об Осени?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Ознакомление с окружающим миром подготовительная группа осень

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Дары осени. Золотая осень».

Цель :

Развитие речи,

Логического мышления

Закрепление знания об овощах, фруктах.

Задачи :

Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

Расширять и активизировать словарный запас детей

Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

Воспитывать бережное отношение к природе,

Расширять и активизировать словарный запас детей,

Развивать память, внимание, мышление,

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

Развивать умение работать сообща.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в нашем зале станет светлей!

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы? Начнем наше путешествие.

2. Вступительная часть (актуализация знаний о времени года - осень ) :

Ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени и ее помощников . Увидим, какие дары она нам приготовила . А сейчас мы с вами узнаем кто помощники золотой осени (изображение 3 поросят)

Жили – были поросята,

Три веселых дружных брата

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали

Вскоре осень наступила

Поросят предупредила

«Нужно урожай собрать сполна

Скоро к вам придет зима!»

Поможем поросятам выяснить, какой урожай можно собрать осенью , и добраться до него. Но прежде скажите :

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени . Мы не зря вспоминали о ней.

3. Основная часть (Развитие мышления, развитие познавательных умений , умение использовать диалогический метод обучения, логическое развитие).

Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай , но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас и поросят, а в этом ей помогут поросята.

У поросенка Ниф Ниф такое задание :

Игра «Да или нет»

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать да или нет .

Осенью цветут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Колючий ветер прилетает? (Да)

Туманы осенью плывут? (Да)

Ну, а птицы гнёзда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаём ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы ребята, славно справились с первым заданием.

А сейчас немного отдохнем :

Физминутка :

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

(Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)

Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.)

Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья)

Теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?

Начнем

А давайте прослушаем задание Нуф Нуфа :

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ : НАЗОВИТЕ ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ ПОХОЖИЙ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ (КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК) .

Молодцы. Мы плавно переходим к следующему заданию.

Поприветствуем третьего поросенка . Кто скажет как его зовут? (Наф Наф) . Верно. Он тоже сзаданием :

ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕМ ОСЕНИ ?

(золотая , потому что много оттенков золотого цвета , оранжевый, желтый, красный. Владения – вся окружающая природа , только на 3 осенних месяца ) которые вы уже называли.

Молодцы мы бес всяких затруднений справились с заданиями, но нам приготовил задание еще один сказочный герой из сказки «три поросенка » , кто это как вы думаете (волк)

Но будьте осторожны, он может запутать вас, чтобы вы не смогли добраться до Золотой Королевы Осени . Смотрим внимательно (картинка с смешанными контурами овощей и фруктов)

Молодцы! Вам преграда ни по чем! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

Ребенок рассказывает стихотворение про осень .

(Во время рассказа, показываются слайды с изображением осени , а в конце и сама Королева осень ).

Ребята молодцы, вы помогли поросятам добраться до урожаев.

4. Итог.

Вам понравились загадки осени? А что еще принесла осень? Грибы, ягоды, сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик.

В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей) .

На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Осень. Деревня осенью".

Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, дать представления о способах распространения семян.
4. Дать знания о пользе деревьев для жизни на Земле.
5. Развивать зрительное восприятие и память.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: обращается к детям и просит назвать время года. Работа с календарем природы (число, день недели, месяц, осенние месяцы, ветрено, солнечно, холодно, +4).
Словарь: ранняя осень, середина осени, поздняя осень.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня к нам в гости пришел ёжик. Он будет нам помогать. Ой, а ведь ёжик что-то принес с собой! Что это, ребятки?
Воспитатель: Правильно, это шкатулка и в ней что-то спрятано. И чтобы узнать, что же там, нам нужно ее открыть. Ёжик нам поможет. Давайте для начала отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
Тёмной он покрыт корой.
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб)
Бусы красные висят,
Из ветвей на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Рябина)
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился. (Клён)
Всегда от холода трясусь,
Всего-всего в лесу боюсь.
Не берёза, не рябина,
Я – пугливая… (Осина)
Осенью на ветке
Подрастают детки
Все без глаз, без рук, без ножек -
Каждый как зеленый ежик…(Каштан)
Воспитатель: Молодцы ребята! Наша шкатулка открылась. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.

Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.
Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
Возьмите эти листочки и назовите, с каких деревьев они упали.
Игра «Скажи с какого дерева листья»
У берёзы листья …берёзовые.
У клёна листья…кленовые.
У дуба листья …дубовые.
У тополя листья…тополиные.
У осины листья…осиновые.
У липы листья… липовые.
У рябины листья…рябиновые.
У каштана листья.. каштановые.
Воспитатель: посмотрите, перед вами лежат картинки, на которых изображены деревья и листья. Давайте назовем деревья. А теперь возьмите простые карандаши и соедините листья и деревья.


Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?
Лиственный лес - лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов. Назовите деревья, которые растут в лиственном лесу. (береза, клен, дуб, липа, рябина).
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья? Хво́йный лес - лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.)
А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес - лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.
Физкультминутка «Какие бывают деревья?»
Деревья бывают высокими, Поднимают руки вверх
Низкими, Приседают
Толстыми, Разводят руки в стороны
Тонкими. Соединяют руки, округлив ладошки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие у дерева есть части? (ствол, ветки, крона, корни, кора, листья) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию).
Воспитатель: Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки).
Какие плоды у дуба?
У сосны и ели?
У клена?
У рябины?
У каштана?
Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг. (ребятам предлагаются настоящие каштаны, желуди и крылатки для рассмотрения).
Воспитатель: У ёжика есть еще одно задание для вас ребята. Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и обведите простым карандашом. А потом поменяйтесь друг с другом. Предлагаю раскрасить листики разными цветами осени. Какие это цвета? (желтый, красный, оранжевый, коричневый, багряный).
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.
Вы ребятки молодцы! Ёжику понравилось наше сегодняшнее занятие. Он приготовил для вас небольшие сувениры. Спасибо за внимание.

Любовь Алексеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе

Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью.

Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

Актуализация и активизация знаний по теме «Осень. Деревья осенью»;

Систематизировать и закреплять знания детей об осени;(ОО «Познавательное развитие»)

Расширять словарь детей по теме. (ОО «Познавательное развитие)

Развивающие:

Развивать личностные качества ребёнка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;

Формировать навыки коммуникативного общения (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);

Развитие связной речи, дыхания, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики. (ОО «Речевое развитие»).

Воспитательные:

Воспитание любви и бережного отношения к природе (ОО «Социально-коммуникативное») ;

Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).

Здоровьесберегающие:

Развивать общую и мелкую моторику;

Активизировать двигательную активность детей во время проведения НОД;

Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе во время проведения НОД.

Основная ОО: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое».

Предварительная работа.

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе: за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.

Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам.

Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулке в осеннем парке.

Слушание и обсуждение Пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня»,разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья».

Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», С. Воронина «Моя берёза. Осенью».

Рассматривание картин А. Грицая «После дождя. Осень», А. Лентулов «Осень», В. Попков «Поздняя oсень».

Заучивание стихов А. Плещеев «Скучная картина», А. С. Пушкин «Осень», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1. Вводная часть.

Мотивационный момент.

Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня». Над головами детей кружатся осенние листья, подвешенные на ниточках. На полу стоит ваза с букетом осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение Аполлона Майкова

Кроет уж лист золотой С холоду щёки горят

Влажную землю в лесу Любо в лесу мне бежать,

Смело топчу я ногой Слышать, как сучья трещат,

Вешнего леса красу. Листья ногой загребать.

Так писал об осени русский поэт А. Майков.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и понюхать, чем пахнет.

Дети определяют, что пахнет опавшими листьями, последними цветами, осенью.

2. Основная часть.

1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Повторение последовательности месяцев осени.

Определение периодов осени – ранняя, золотая и поздняя осень.

2. Упражнение «Периоды осени».

Дети рассматривают картины и определяют,к какому периоду осени относится картина. приходят к общему мнению, что

На картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена –ранняя осень,

на картине А. Лентулова «Осень» - золотая осень,

а картина В. Попкова «Поздняя осень»

3. Упражнение «Подбери стихи»

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени, подобрать стихи к каждой из картин.

К картине А. Грицая подходит стихотворение А. Плещеева «Скучная картина».

К картине А. Лентулова «Осень»-стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

К картине В. Попкова «Поздняя осень» стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …».

4. Упражнение «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал, Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер листики считал. руками.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер с листьями дружил. руками.

Вот дубовый, Встают лицом в круг, загибают по одному

Вот кленовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой. Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилёг. Сидят лицом в круг и загибают по одному

Вот дубовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки Ложатся на спину, расслабляются,

Тихо дремлет на тропинке. Закрывают глаза

5. Игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель обращает внимание детей на листья на полу. Предлагает поднять понравившейся листок. Задаёт вопросы. В ходе игры образуются пары слов:

На клёне – кленовые,

на осине – осиновые,

на рябине – рябиновые,

на дубе – дубовые и т. д.

6. Упражнение «Узнай на ощупь»

Предлагается детям рассмотреть плашки с наклеенными кусочками коры деревьев. Дети ощупывают плашки и отгадывают, кора каких деревьев на них наклеена.

7. Упражнение «Осенние листья».

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Воспитатель предлагает детям бросить листики в бассейн и подуть на них так, чтобы они поплыли по воде. (Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щёки).

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Дети обводят любой листок и вырезают его. Украшают ими группу.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Дети делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают, что узнали нового.

Воспитатель угощает детей яблоками.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду. Тема: «Осень» Цель: Закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Осень золото роняет» "Осень золото роняет". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Программные задачи: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Краски осени» Конспект совместной деятельности педогога и воспитанников в младшей группе

Конспект НОД в подготовительной группе

«Осень золотая.

Волшебное путешествие в мир природы»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Самостоятельно находить признаки осени;

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы, навыки рисования красками.

Планируемые результаты: выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы) при прочтении стихотворений З. Федоровской, К Шабановой, У. Лукина; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: осенние листья, слайды с изображением осенних пейзажей, 2 зеркальца, фонарик, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомные листы.

Ход НОД.

Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в природу. Согласны?

Путешествие не простое, а волшебное. Пешком идти далеко. Как вы думаете, на чем можно добраться до леса?

Хорошо. Поедем на автобусе. А автобус мы смастерим сами – построим его из наших стульчиков. А чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. А водителя мы выберем с помощью считалочки. Вадим, посчитай. Итак, водителя мы выбрали. Занимаем места в автобусе.

Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А для начала, назовем все времена года.

Правильно - это зима, весна, лето и осень. А в какое время года отправимся мы? Не знаете? Тогда отгадайте загадку и узнаете, в какое время года мы отправимся путешествовать.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень)

На экране слайд с изображением осени.

Воспитатель: - Дети, назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Молодцы! Вот теперь можно и в путь отправляться. Поехали!

Посмотрите в окна нашего автобуса. Обратите внимание, как чудесен лес осенью! Все деревья приоделись в разноцветные наряды. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А сейчас еще одна загадка и мы узнаем, как называется первая остановка.

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

На экране слайд с изображением солнца.

Воспитатель: - Первая остановка называется «Солнечная». Нам нужно выйти, немного размяться, отдохнуть. Но двери не открываются. Чтобы открыть двери, ответьте на мои вопросы:

  1. Какое солнце было летом?
  2. Что стало с солнцем осенью?
  3. Почему солнце стало меньше греть?
  4. Какое солнце будет зимой?

Молодцы! Двери открыты, выходим на полянку. Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Воспитатель берет 2 зеркальца, и на стене появляются солнечные зайчики.

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!

Воспитатель: - Размялись? Отдохнули? Занимаем свои места в автобусе. Едем дальше!

На экране слайд-шоу с изображением осени.

Воспитатель: - Опять смотрим в окно, любуемся осенней красотой. И опять загадка – слушаем внимательно и узнаем, как называется следующая остановка.

Крупно, дробно зачастил,

Всю землю намочил. (Дождь)

На экране слайд с изображением дождя.

Воспитатель: - Остановка «Дождливая». Чтобы выйти из автобуса, нужно ответить на вопросы:

  1. Какой бывает дождь?
  2. Какой дождь бывает летом?
  3. Какой дождь бывает осенью?
  4. Какой дождь бывает зимой?

Воспитатель: - Сейчас Соня нам прочтет стихотворение Н.Гончарова про дождь. А вы определите, какой это дождь – осенний или летний.

Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке.
Он ладони вымыл листьям,
Птицам перышки почистил.
И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу,
И в испуге отскочил.

Воспитатель: - О каком дождике рассказала Соня? Правильно, о летнем. А кто не боится осеннего дождя? Выходите из автобуса, немного поиграем.

Вот закрыли небо тучи,

(дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий,

Долго дождик будет плакать,

(прыгают на носочках, держа руки на поясе)

Разведет повсюду слякоть.

(приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(идут по кругу, высоко поднимая колени)

Воспитатель: Скорее садитесь в автобус, иначе мы попадем по затяжной дождь. Едем дальше – и следующая загадка.

Падают с ветки золотые малютки. (Осенние листочки)

На экране слайд с изображением листопада.

А как называется природное явление, когда падают листья? И мы подъезжаем к остановке «Листопадная».

А теперь вопросы, чтобы выйти из автобуса:

  1. Почему листья желтеют и опадают?
  2. Что будет, если не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
  3. С чем можно сравнить осенние листочки?

Выходим из автобуса и немного погуляем по осеннему лесу.

Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какой-то грибник оставил корзинку с грибами, а в нее нападали листья. Вставайте вокруг корзинки, возьмите эти листочки – устроим листопад.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает

И летят листочки,

С веток на дорожки,

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем

И листочки соберем!

Понравился вам листопад?

Смотрите, к нам идет кто-то!

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

Я слышал, вы листочки собирали. И, наверняка, знаете, с каких они деревьев. У меня тоже много листочков, но с каких деревьев они, запутался. Поможете мне разобраться? Лесовичок показывает листочек, дети называют дерево.

Молодцы, дети! А сейчас я расскажу вам сказку о рябинке, и вы узнаете, почему у нее красивые листочки.

«В моем лесу, среди других деревьев, росла рябинка. Увидела она, что все деревья стали золотыми, а она, по-прежнему, стоит зеленая. Ей говорят другие деревья: «Пора готовиться к зиме. Нужно листья сбрасывать, а то зимой замерзнешь!» стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее. И все залюбовались ею»

На экране слайд с изображением рябины.

Лесовичок: Понравилась вам рябина? Лесовичок:

Воспитатель: Лесовичок, поедем с нами путешествовать. Вместе веселее будет!

Лесовичок: А место для меня найдется?

Воспитатель: Конечно найдется. Дети, приглашайте Лесовичка в автобус. Поедем дальше.

На экране слайды с изображением осени.

Воспитатель: Наша последняя остановка «Осенняя». Здесь мы постараемся понять, что происходит с природой с приходом осени.

Лесовичок: А можно, я задам детям вопросы?

  1. С чего начинается осень?
  2. Как изменяется долгота дня?
  3. Что приходит к нам с наступлением холодов?
  4. Что происходит, когда исчезают все насекомые?
  5. Что происходит с животными?
  6. Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

Молодцы, ребята! Все знаете.

Воспитатель: А что делают люди осенью?

Выходите из автобуса, встаньте в ряд. Поможем сохранить собранный урожай – посолим капусту.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Мы солили не от скуки,

Ох, устали наши руки!

Лесовичок: А мне ветерок нашептал на ушко, что Герман знает стихотворение про осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень: "Не жалейте лета!"

Посмотрите – роща - золотом одета. (З. Федоровская)

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать художниками, как осень. И попробовать нарисовать то, что вам больше всего понравилось в осенней природе.

Пройдите в нашу импровизированную художественную мастерскую, а Лесовичок будет нам помогать.

Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы – с помощью звуков передают характер, и свое отношение к осени. Закройте глаза и, слушая музыку П.И.Чайковского «Времена года», представьте то, что вы будете рисовать.

Дети рисуют и выставляют свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Какие красивые рисунки! Что вы на них изобразили?

Может, подарим эти рисунки Лесовичку, на память о нашем путешествии?

Лесовичок: Спасибо, ребята, за подарок! Я тоже хочу подарить вам подарок – «золотые» листочки с сюрпризом.

Лесовичок раздает детям сладости. Дети благодарят его.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с гостями.


Хочется предложить Вашему вниманию конспект занятия, который больше подходит к экологическому воспитанию. Разработала я его, когда работала в подготовительной группе детского сада. Занятие содержит много наглядного материала. Детям данное занятие очень понравилось. Говоря о виде занятия, то оно больше подходит к типу обобщающего, поэтому проводить его лучше примерно в конце осени.

Тема занятия: «Уж небо осенью дышало…»

Задачи занятия: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их. Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений.

Познакомить с природными особенностями осенних месяцев. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать связи, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование, необходимое для занятия: иллюстрации с изображением русской природы, отражающие характерные признаки сентября, октября, ноября; календарь природы; игрушечные фигурки животных – зайца, белки, медведя, ежа, волка.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, перелётные птицы, листопад.

Организация детей: полукругом сидят на стульчиках, на физкульминутках встают в круг.

Предварительная работа: ведение календаря наблюдений; наблюдения на прогулках и экскурсиях, знакомство с детской художественной литературой об осени; рассматривание картин известных художников посвящённых осенней тематике; рисование и изготовление поделок на тему «Осень».

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, которое мы совершим по осенним месяцам. А ещё меня попросил Айболит проверить, все ли звери подготовились к зиме. Айболит – врач особенный, кого он лечит? (зверей ). А вы знаете, как называются эти врачи? (ветеринары ). Как вы думаете, где они работают? (в ветлечебницах, в зоопарках, в цирке ). Так вот, Айболит очень беспокоится за зверей и попросил нас проверить, все ли звери к зиме подготовились и для этого нам нужно отправиться в осенний лес. Но перед тем как мы туда попадём, нам необходимо проехать три станции по осенним месяцам. Вы готовы? Тогда, в путь! (можно включить музыку с песенкой про паровозик ).

II часть.

Воспитатель: Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь». Его в народе называют «хмурень» . Как вы думаете, почему? (потому, что в сентябре уже нет такого тепла как летом; небо часто покрывается тучами, становится тяжелее, хмурится; идут дожди ).

Воспитатель: За частые ветры сентябрь зовут «ревуном». А ещё этот месяц называют «златоцветом» и «листопадником» . За что, как вы думаете? (за то, что в сентябре желтеют листья и, лес стоит как золотой, а затем листочки начинают опадать, образуя листопад ).

Воспитатель: Посмотрите на наш календарь наблюдений. Как мы назовём сентябрь, который был в этом году? (ревуном, хмурнем ). Почему? Расскажите, чем радует нас сентябрь? (сентябрь радует нас плодами в саду, в огороде, в поле, лесу ). Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу (сентябрь – первый месяц осени, начинает холодать, день становится короче, и птицы начинают собираться в тёплые края ).

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас? (ласточки, скворцы, грачи, журавли и т.д. ).

Физкультминутка .

В сентябре уже начинают опадать листья, давайте с вами встанем и покружимся как листики. Дети под музыку «Времена года» П.И. Чайковского импровизированно кружатся. Затем садятся на свои места.

Воспитатель: Следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь» (воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины И.И. Левитана «Октябрь» ).

Воспитатель: В народе называли этот месяц «мокрохвост» , «ветродуй» , «грязник» . Как вы думаете, почему? (Потому что в октябре чаще идут дожди, дуют сильные ветры, на улице слякотно и грязно ).

Воспитатель: Посмотрите в календарь наблюдений на погоду в октябре. Как бы мы назвали прошедший октябрь: «мокрохвост», «ветродуй» или «грязник»? Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей ).

Физкультминутка.

В октябре дуют сильные – присильные ветры. Давайте представим, что мы деревья (дети поднимают руки вверх, изображая ветви деревьев). Вот подул лёгкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук). Ветер начался усиливаться, он дует всё сильнее и сильнее (дети покачиваются, увеличивая амплитуду). Ветер превратился в ураган, он приклоняет деревья к земле (дети делают наклоны до пола). Но теперь ветер стихает, стихает (дети уменьшают амплитуду движений) и совсем стих. После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: Следующей и последней остановкой нашего необычного путешествия будет «Ноябрь». Ноябрь – последний месяц осени. А какой сейчас месяц? (ноябрь). Давайте попробуем описать ноябрьскую погоду. (Дети рассказывают о погоде в ноябре ).

Воспитатель: Ноябрь в народе называли «полузимник» , как вы думаете, почему? (Потому, что зима ещё не наступила, а первые её признаки уже появляются, например, выпадает снег ).

Воспитатель: В давние времена про тот месяц говорили «ледовый кузнец» . Кто скажет, почему? (на речках появляется лёд, лужи, озёра льдом покрываются ).

Воспитатель: Если вы окажетесь на берегу водоёма, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае на ступайте на него! Это очень опасно! Лёд ещё некрепкий и может проломиться!

Воспитатель: В это время ближе к людям перебираются птицы. Кто знает, какие? (снегири, синицы ). Про снегирей говорят: «снегири прилетели – на крыльях зиму принесли!». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший не в первый раз, уже не растает. Вообще снегири живут в дремучих хвойных лесах, но с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

Физкультминутка.

В ноябре уже выпадает первый снег, давайте с вами покружимся, как снежинки. Под вальсовую музыку дети делают припадания.

III часть.

Воспитатель: А теперь, заглянем в лес, проверим, как звери к зиме приготовились.

На ковре рассажены игрушки, изображающие лесных зверей. Дети выбирают себе игрушку и составляют рассказ каждый о своём звере.

Воспитатель: Интересные рассказы у нас получились, я думаю, что Айболит будет рад, что мы ему так хорошо помогли. А наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся на прогулку!