Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе


Родионова Светлана Валерьевна воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск

Описание: Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Тема недели: Моя родина - Россия.

Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.
Задачи:
Познавательное развитие:
Уточнять с детьми названия животных севера;
Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки;
Учить детей знать членов семьи животного.
Речевое развитие:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суф-фиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать любознательность;
Воспитывать стремление изучать животных севера;
Воспитывать бережное отношение к животным.
Физическое развитие:
Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
Развивать функцию равновесия и координационные способности;

Словарная работа:
научно-исследовательская работа,
климат,
рай,
Красная книга,
ягель,
веретенообразное тело,
белёк.

Материал:
конверт с приглашением,
глобус,
шлем пилота,
панель приборов,
музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер»,
иллюстрации с изображениями животных севера, следов песца,
художественное слово (стихи С.А. Васильева),
напиток из брусники.

Ход образовательной деятельности

(Дети заходят, здороваются)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и на вахте увидела конверт (показываю) . Поинтересовалась, кому же он адресован: Д/сад «Искорка», группа «Почемучки». Подписано: Животные Севера. Хотите узнать, что нам пишут животные севера?
Дети: Да, хотим
Воспитатель: Вот, что они пишут:
«Дорогие ребята группы «Почемучки»!
Приглашаем вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы жи-вем. Одевайтесь потеплее. Ждем вас. Животные севера.»

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?
Дети: Нет, не боимся.
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)
Воспитатель: Что такое путешествие?
Дети: Ехать куда-нибудь.
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: На поезде, пешком, на лодке.
Воспитатель: Куда и на чем вы путешествовали?
Дети: На машине по Алтаю, на лыжах по лесу…
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по се-верному полюсу?
Дети: на оленях, на снегоходе….
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие. (Воспитатель дополняет)
Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.
Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сде-лать?
Дети: Нам нужно одеться тепло.
Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).
Воспитатель: Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи. (Представляют)
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.
Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки….
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)
Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).
Воспитатель:
Ветер, снег и лед –
Не мечтай о тепле.

Кто же там живет,
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень
Любят ветряный край,
Белый мишка, олень –
Для них север – как рай.
Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания).
Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).
А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?
Дети: Белый медведь.


Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным явля-ется он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?
Дети: Он передвигается на лапах, неуклюже.
Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?
Дети: Толстолапый медведь
Воспитатель: Что еще про лапы можно сказать?
Дети: У медведя лапы широкие.
Воспитатель: Значит, медведь, какой?
Дети: Широколапый
Воспитатель: Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?
Дети: Оно покрыто белой длинной шерстью.
Воспитатель: Что можно сказать про медведя?
Дети: Медведь длинношерстный
Воспитатель: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?
Дети: Защищают от холода, он может долго находиться в воде.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?
Дети: Уши короткие.
Воспитатель: Как можно назвать медведя по-другому?
Дети: Короткоухий (повтор.)
Воспитатель: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волоска-ми, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не замет-ным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Воспитатель: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?
У него не лапы, а … (лапищи),
У него когти, а …(когтищи) .
(Дети повторяют)
Вот мы и познакомились с первым жителем севера. Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).
А вот уже другой житель севера. Кто же это?
Дети: Это морж.
Воспитатель: Верно, это морж.
Ребёнок:
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живет у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды.
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?
Дети: Длинноусый морж (повт 2-3р).
Воспитатель: А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?
Дети: (Длинношеий), толстошеий морж.
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?
Дети: Широколастый морж
Воспитатель: Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?
Дети: Длинноклыкий морж.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
Воспитатель: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.
Дети: Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Вот мы познакомились со вторым животным севера. Пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.
Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?


Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Как можно назвать голову оленя?
Дети: Оленья голова.
Воспитатель: Правильно, оленья голова. Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать рога оленя?
Дети: Оленьи рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах копыта. Как по-другому можно сказать про копыта оленя?
Дети: Оленьи копыта.
Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Семью оленя как можно назвать по-другому?
Дети: Оленья семья.
Воспитатель: Назовите членов оленьей семьи.
Дети: Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок.
Воспитатель: Молодцы, правильно всех назвали.
Чем же питаются северные олени?
Дети: Мхом, травой.
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится все-возможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Воспитатель: Правильно сказали, это – тюлень.
Ребёнок:
Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют – «бельки».
Это тюлень возле льдины резвится.
Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?
Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
Назовите членов семьи тюленей.
Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.
Воспитатель: Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как по-другому можно назвать семью тюленей?
Дети: Тюленевая семья.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Следуем дальше. А вот и еще одно животное, которое я едва заметила на снегу. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что оно белого цвета и его не видно на снегу.
Воспитатель: Верно. А вы, ребята, знаете, что это за животное Крайнего Севера? Это песец. На кого он похож?
Ребёнок:
Ловкий маленький зверек
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Воспитатель: На кого песец похож?
Дети: Он похож на лису.
Воспитатель: Правильно, на лису, но по размеру он немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Мордочка вытянутая, как у лисы. Как можно сказать про мордочку песца?
Дети: Песцовая мордочка.
Воспитатель: Зубы у песца острые. Что можно сказать про него, песец какой?
Дети: Острозубый.
Воспитатель: Посмотрите на шерсть песца. Она густая и пушистая. Красив и хвост у песца. Как можно назвать хвост песца по-другому?
Дети: Песцовый хвост.
Воспитатель: Верно, песцовый хвост.
Подошвы лап покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Уши у песца закругленные, короткие. Почти скрываются в шерсти, Летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, взрослых куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.
А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Следы песца» (объясняю правила).
(Первый ребенок становится в первый «след», принимает положение «стоя, ноги врозь». Отталкивается двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д.)
Воспитатель: Давайте все друг за другом поиграем в «Следы песца». (Дети играют).
Молодцы, ловко все попрыгали по следам. Вам, ребята, понравилась игра?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Итоговое открытое занятие по развитию речи

В подготовительной группе

«Маша идет в школу»

Составила: Воспитатель МБДОУ № 2 «Ладушки»

ВЕГЕРИНА ОКСАНА ГЕОРГИЕВНА

Константиновск 2013г.

Цель. Развитие речи детей.

Задачи . Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.

Расширять словарь детей.

Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.

Методы и приемы:

Наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

Словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

Практические (игровые).

Ход занятия

1. Вводная часть.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости прийдёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.

(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.

А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

2. Основная часть.

1) - Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.

Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. (Ванная)

Зевают, отдыхают, спят…(Спальня)

Пляшут, поют, кружатся…(Муз. зал)

Была в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)

Обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)

Одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)

2) - И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).

3) - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля...,ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке.

(Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2 и 3 аналогично.)

А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы.

Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.

4) - А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички.(4) Облака плывут по небу. (4)

Попробуйте придумать своё предложение, любое.

5) - Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э

Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие).

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук.)

6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

7) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!

(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

“Бросают” вниз руки…

Грозят указательным пальчиком.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).

8) - Теперь настроение у всех будет хорошее.

– Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот ” (С мячом). Я называю слово, а вы противоположное.

Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Плохой - хороший

Тёмный – светлый

Храбрый - трусливый

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

Широкий – узкий

Холодный - горячий и т. д.

9) - Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы постараемся?

– Итак, первое задание. Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

10) Второе задание. Игра «Один - много».

Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров, дом - домов, цыплёнок - цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.)

А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек карандашей, пальто.)

11) - Молодцы! Ещё одно задание. Вам нужно найти лишний предмет.

Игра “Четвёртый лишний”.

12) - Какие трудные задания Мишка нам придумал. Вот ещё одно. Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Дом). Сейчас все отвернётесь, Артём дорисует несколько деталей, а вы попробуете отгадать, какие произошли изменения.

3. Заключительная часть. – Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?

Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки.


Название: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к пингвиненку Ло-ло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Месторасположение: г. Покачи Тюменская область ХМАО

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Задачи:

Расширять запас синонимов, многозначных слов, упражнять в подборе антонимов;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных множественного числа;

Развивать чувство ритма и рифмы, интонационную выразительность речи;

— учит строить разные типы высказываний по одной теме, видеть их особенности;

Закрепить представление о структуре повествования.

Материал: льдинки, игрушка пингвиненок, картинки с изображениями животных.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, давайте отгадаем слово, которое здесь спрятано, по первым звукам в названии картинок. (Антарктида). Что это такое? Кто там живет?

Нам пришло письмо из далекой Антарктиды.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвиненок Ло-ло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды льдинки. Жду вас».

Путь нелегкий, но пингвиненок проложил нам его с помощью льдинок. Но льдинки не простые, а с заданиями. Выполнив их. Мы сможем попасть в гости к Ло-ло.

1 льдинка.

Игра «Назови по-другому»

Умный – сообразительный, догадливый.

Смелый — отважный, храбрый, мужественный.

Быстрый – шустрый, ловкий, проворный.

Веселый – забавный, радостный, озорной.

2 льдинка. Игра «Наоборот»

Слабый – сильный, грубый – вежливый, неряшливый – аккуратный, больной – здоровый, жадный – щедрый, трусливый – смелый, грустный – веселый.

3 льдинка.

Упражнение «Про что мы так говорим?»

Пингвиний – пляж, крик, клюв, друг, враг.

Пингвинье – яйцо, перо, гнездо, море.

Пингвиньи – глаза, перья, друзья, скалы.

4 льдинка . А на ней картинки с изображениями зверей, живущих и не живущих в Антарктиде. Кого нет в Антарктиде? (львов, слонов, зайцев, тигров).

У тигра быстрые ноги, значит он…..(быстроногий).

У льва острые зубы, значит он….. (острозубый).

У лисы длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая).

У зайца большие глаза, значит он …. (большеглазый).

Физминутка.

Три пингвина шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)

А сынок, малышка просто, очень маленький он был (приседают)

С погремушками ходил, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (имитируют игру с погремушками)

Звучит завывание ветра, метели, вьюги.

Слышите, как воет вьюга. Значит, мы совсем близко к Антарктиде.

5 льдинка. На этой льдинке вьюга погуляла и перепутала все листочки в книжке. Нужно найти, где начало, где середина, где конец.

«Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины». (начало)

«Вдруг, откуда не возьмись, появился морской леопард. Пингвиненок испугался и бросился наутек» (середина).

«В далекой холодной Антарктиде жил-был маленький пингвиненок» (начало).

«Так звери помогли пингвиненку. И малыш радовался, что нашел много новых друзей» (конец).

«А пингвиненок стал жить-поживать да друзей вспоминать» (конец).

А вот и Антарктида. Ребята, я думаю Ло-ло будет очень приятно, если мы ему подарим небольшой подарок, сделанный своими руками. (изготовление рамки для фото с пингвиненком)

Ло-ло очень доволен и говорит, что у него никогда не было столько друзей.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей.

Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Раздел программы воспитания и обучения в подготовительной группе включает в себя следующие цели:

  • формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
  • развитие окружающей дошкольника речевой среды;
  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи;
  • усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.

Способы формирования речевого развития будущих первоклассников

Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты:

  1. Общение с ровесниками и взрослыми людьми.
  2. Нахождение ребенка в культурной языковой среде.
  3. Обучение родному языку на занятиях.
  4. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков

Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1. Наглядные методы :

  • наблюдение во время экскурсий и прогулок;
  • рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии;
  • словесное описание игрушек и изображений;
  • пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2. Словесные методы :

  • чтение и пересказ художественных произведений;
  • рассказывание с опорой на наглядный материал и без него;
  • заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;
  • обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа;
  • составление рассказа по группе картинок.

3. Практические методы :

  • дидактические игры на развитие речи дошкольников;
  • инсценировки;
  • игры-драматизации;
  • пластические этюды с комментированием;
  • хороводные игры.

О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении.

Работа над звукопроизношением

Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр.

  1. "Повтори". Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п. Цель этого задания - заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница.
  2. "Похоже или не похоже". Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных. Примеры: "мак-бак-так-баран", "лимон-бутон-сом-вагон" и т. п.
  3. "Поймай звук". Цель упражнения - научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь "А". Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т-А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д.
  4. "Найди картинку по первому звуку". Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов. Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым. Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове.

Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять слова. А успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона

Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи - это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи. Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже.

  1. "Закончи фразу". Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: "Где ты, Танечка, была?" (ответ: "С бабушкой домой ушла"), "Наш зубастый крокодил..." (ответ: "Шляпу взял и проглотил"). Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь.
  2. "Расскажи сказку". Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя.
  3. "Скажи слово медленно/быстро". Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе.
  4. "Большое и маленькое животное". С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.

Обогащение активного словарного запаса

Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже.

  1. "Найди слово противоположное по смыслу" (антонимы). Например: "Снег белый, а земля...".
  2. "Придумай предложение к картинке" (многозначные слова). У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия). Ему нужно составить предложение с данными понятиями.
  3. "Скажи по-другому" (подбор синонимов). Взрослый говорит: "Большой". Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п.

Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.

Формирование грамматического строя речи

Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино). Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).

Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок), "Придумай (весна - весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания

Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр.

  1. "Придумай продолжение истории". Ребенку показывается одна сюжетная картина. Он описывает то, что видит, а затем разворачивает сюжет далее.
  2. "Разложи картинки в правильной последовательности и составь рассказ".
  3. "Что было до этого?" Дошкольник видит картинку, на которой изображен финал истории. Ему нужно придумать ее начало.
  4. "Нарисуй сказку". Ребенку читают небольшое произведение, а затем просят проиллюстрировать услышанное. По окончании творческого процесса малыш пересказывает сказку по своей картинке.

Показатели успешного развития речи дошкольника

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:

  • строить связный рассказ по предложенной картине;
  • пересказывать небольшие художественные произведения;
  • поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
  • использовать в своей речи слова вежливости;
  • отвечать на вопросы полным предложением.

Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова".

2-й класс

Цель : Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.

Задачи:

1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).

Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент .

Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук в нём, даст характеристику.

– Что наступает после утра? (После утра наступает ДЕНЬ; последний звук в слове ДЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? (В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Как называется второй день недели? (Второй день недели называется ВТОРНИК; последний звук в слове ВТОРНИК – [К]; согласный, твёрдый )
II. Работа над материалом.

1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.

Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.

О. ДЕНЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ВТОРНИК

Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

О. Лишнее слово – ВТОРНИК; это слово лишнее, потому что последний звук – твёрдый.

Л. Ребята, а почему в словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий?

О. В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.

Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?

О. Мягкий знак служит для смягчения согласного звука

Л. Как будет звучать тема нашего занятия?

2. Сообщение темы и цели занятия.

О. Мягкий знак в конце слова

Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой.

С чего мы с вами начнём? Конечно с самомассажа: 1) Растираем ручки – умываемся РАЗ, растираем ручки – умываемся ДВА, растираем ручки – умываемся ТРИ. 2) Растираем ушки. (Считаю РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в противоход растираем ушки!) 3) Дёргаем мочки ушек вниз (РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и снова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ) Молодцы!

А чтобы нам с вами правильно произносить все звуки, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

«Улыбка» (1-2-3-4-5)

«Хоботок» (1-2-3-4-5)

(«Заборчик») (1-2-3-4-5)

(«Трубочка») (1-2-3-4-5)

«Домик открывается»

3. Закрепление образа буквы Ь , развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.

Л. Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.

Подпишите ответ на карточке, под рисунком. Сколько букв вы обвели? (ДВА)

4. Закрепление знаний о мягком знаке.

Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?

О. Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.

5. Составьте слова из букв, подберите к ним картинки и подпишите.

Р, О, Х

Е, М, Л

У, О, Л, Г картинки: мел, угол, хор

Добавьте мягкий знак в конце каждого слова. Какие слова у вас получились? Запишите их под своими картинками.

Мел- угол- хор-

Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.

– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?

(Мел – материал, которым пишут на доске в школе; Мель – мелкое место в реке или море)
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?

(Последний звук в слове МЕЛ – [Л], в слове МЕЛЬ – [Л’])

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове МЕЛЬ)
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?

(В слове МЕЛ – 3 звука, в слове МЕЛЬ – 3 звука)

Что обозначает слово ХОР; ХОРЬ?

(ХОР – группа людей, которые вместе поют; ХОРЬ – хищное животное, грызун)
– Какой последний звук в слове ХОР; ХОРЬ?

(Последний звук в слове ХОР – [Р], в слове ХОРЬ – [Р’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?

(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове ХОРЬ)
– Сколько звуков в слове ХОР? ХОРЬ?

(В слове ХОР – 3 звука, в слове ХОРЬ – 3 звука)
– Какой можно сделать вывод?

О. Мягкий знак не имеет звука. Он смягчает последний звук в слове и меняет смысл слова.

6. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)

Л. Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать. Я буду называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.

Стал , конь↓, лаз, мыл, мыль↓, весь↓, пар, вес, дал, сталь↓, ел, ель↓.

7. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.

Л. Немного поиграли, продолжаем наше занятие.

Посмотрите на картинки и назовите, кто изображены на них.

(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)

О. На картинках изображены: лось, волк, олень, рысь, медведь.

Л. К соответствующей картинке подпишите названия животных.

В каких словах пишется Ь?

О. Мягкий знак пишется в словах: лось, олень, рысь, медведь.

Л. Для чего нужен в этих словах Ь?

О . Мягкий знак смягчает последний звук в этих словах.

Л . Какое из этих животных лишнее? Почему?

О. Лишнее животное – ВОЛК, потому что в этом слове нет мягкого знака.

Л. Подберите для каждого животного слово-признак из столбика справа и соедините получившиеся словосочетания линиями. (Косолапый медведь, серый волк, пятнистый олень, хитрая рысь, огромный лось)

Л. Какое слово “спряталось” в слове ОЛЕНЬ?

О. В слове ОЛЕНЬ «спряталось» слово ЛЕНЬ.

Л. Следующее задание. Составьте из слов предложения и запишите их:

1. скрылся, в, леса, чаще, лось. (В чаще леса скрылся лось. Лось скрылся в чаще леса.)
2. траву, ветки, лось, ест, и. (Лось ест траву и ветки. Траву и ветки ест лось. Ест лось траву и ветки.)
3. зверь, лось, огромный. (Лось – огромный зверь.)

Прочитайте получившиеся предложения. В каких словах вы встретили Ь? (Лось, зверь)

III. Итог занятия.

Л. Ребята что мы сегодня закрепляли на занятии? (Мы закрепляли умение правильно читать и писать слова с Ь) Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.