Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Короткие и длинные слова. Конспект нод по развитию речи в средней группе

Занятие по развитию речи в средней группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитательные задачи:

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим; Развивать потребность к культурному общению.

Развивающие задачи:

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

Образовательные задачи:

Учить отвечать на вопросы полными ответами.

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», колокольчики, машина на пульте управления.

Ход занятия :

Орг. момент.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!

Ребятки,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик,слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, ты Даяна позвони в большой колокольчик.

Воспитатель: А теперь я проверю,действительно помогли нам колокольчики,или они старались зря.

Речевая разминка:

Да-да-да наступили холода.

За-за-за пришла зимушка зима.

Оз-оз-оз на улице крепкий мороз.

Ам-ам-ам гости пришли к нам

Да действительно, мои помощники -колокольчики,старались не зря.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Только никому об этом не говорите. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка. Детям в руки даю большие воздушные шары) . Закройте, пожалуйста,глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (здесь капельки воды, долетают и до детей) - Эмоциональная разрядка.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. Наверно жители страны думали,что дети придут сюда невоспитанные,которые не правильно разговаривают, и они в страну красивой речи не хотят никого пускать.

Игра «Паутинка добрых слов»

Дети разматывая клубок, передают его друг другу,при этом каждый называет какое-то «доброе слово»

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов что на душе стало тепло и хорошо, а вам? Не зря «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА «СПАСИБО» -

РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»

И наш замок тоже не выдержал,открылся. Ой ребята, красиво здесь ребята, но чего - то не хватает, солнышко не хватает, света.

(Приезжает машина на пульте управления,маленький персонаж сидит в машине с письмом в руках) .

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, поля, и леса, и дорожки, солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого, яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1. задания:

Ребята фотограф запутался,он хотел сделать семейную фотографию, а рассадить членов семьи он не может.Давайте ему поможем. Дети по одному называют членов семьи.(на слайде они выходят). Посмотрите, солнышко наше заулыбалось и теперь у нас стало уютнее.

Игра фантазия « Мешочек мечтаний»

(Воспитатель дает детям мешочек)

Давайте от всего сердца помечтаем о том, что я сделаю для родного поселка, когда стану большим. (рассказы детей)

Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить и помнить « милый сердцу уголок», для которого вы мечтаете сделать столько хорошего и прекрасного. Я предлагаю вам подойти к эскизу нашего поселка и вы на свое усмотрение украсите его. Сделать поселок как вы и мечтали более красивым и уютным

(дети подходят к плакату и украшают его разными насаждениями из цветов, деревьев, зданий).

Какие вы молодцы, в нашем поселке появилась еще одна улица. Как же мы ее назовем? (Улица Будущего). Комсомольский стал еще больше и красивее.

Пальчиковая игра« Люблю по Комсомольскому я шагать...».

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Люблю по Комсомольскому я шагать,

Парк – раз (на каждое название загибают по одному пальцу),

Базар – два,

Три – фонтан-красавец,

А четыре – наш ДК

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю,

Шесть – на площадь я хожу,

Там с ребятками дружу.

Семь, конечно, наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка – Здесь качели, карусели.

Девять – это магазин, Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота вижу школьные ворота.

Очень любим Комсомольский (разжимают кулачки),

Он красив и вечно молод.

(Мальвина заходит в руках указка, показывая картинки с УМК,задавая вопросы гостям, идет и видит детей,подходит)

Ну вот же, все хотят заниматься,а Буратино,как всегда,спрятался куда то (посматривая по сторонам).Так охота кого -нибудь поучить.Вы не видели его. Ну и ладно,пусть останется незнайкой. Тогда я вас поучу.

В стране Красивой речи живут удивительные дети,они любят играть в эту игру, а мне интересно вы справитесь с заданием.

Дидактическая игра:

«Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

Диван, стул, стол, кровать, шкаф.

Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Набережная, ДК, Олимп, Советская.

А, б, в, п.

Повар, шофер, плотник, продавец, врач.

1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

Мальвина:

Я так и думала что в страну Красивой речи попадают только умные и старательные дети.Пойду я все таки, и найду Буратино и заставлю его заниматься. Ой чуть не забыла,у меня для вас есть бесплатные, пригласительные билеты. Вы можете пригласить в нашу страну своих мам, пап, дедушек и бабушек, ну вообщем кого захотите.(уходит)

Воспитатель: - А мы с вами покатаемся на волшебной карусели. Дорогие мои ребятки, детям нельзя без родителей далеко ходить, поэтому вы приходите со взрослыми да? (Вос-ль спрашивает детей. –Маша ты с кем пришла на карусели?С мамой. Артем ты с кем пришел на карусели? Данил а ты с кем будешь кататься?

Дидактическая игра: «Скажи ласково».

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь - доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

(Загорается гирлянда)

Вос-ль:- Посмотрите дети мы с вами своей красивой,правильной речью, душевными словами растопили злое сердце волшебника и он расколдовал нашу страну Красивой речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться что к ним приходят в гости такие умницы как вы. Давайте мы тоже превратимся в волшебников, только не злых!а в добрых и сделаем так,чтоб наша страна не только засияла, но и зацвела.Я вам в этом помогу. Сделаем чудесные тюльпаны,которые украсят нашу страну Красивой речи.

(Делают оригами цветы тюльпаны).

Смотрите,дети как у нас здесь красиво стало. Пусть сюда приходят дети,и если они пришли грустные, то волшебной стране станет весело, и они уйдут веселыми, кто не умел красиво правильно говорить, тот заговорит красиво и правильно, а кто не улыбался,тот заулыбается, кто придет больным поправится, Добро пожаловать.

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось. Спасибо Мои дорогие ребятки,Вы у меня самые умные, самые хорошие!

Перед тем как познакомить детей с песенкой «Дон! Дон! Дон!..», целесообразно напомнить им песенку «Тили-бом! Тили-бом!», в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. «В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?» – просит детей воспитатель.

«Все спешили, суетились, испугались», – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: «Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может»; «Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила» и т. п.

Игру в прятки можно начать «Считалочкой» В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).


Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди.

Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку «Война грибов с ягодами» в обр. В. Даля, «Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке».

Убаюкать детей поможет потешка:


Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого…

«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: «Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам».

Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич «Три плюшевые сказки» (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги «Приключения песика и кошечки», пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»), С. Прокофьева (главы из книги «Машины сказки») и др.

Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: «Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему». Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.

Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; «Новую азбуку» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.

Удобны для рассматривания «Сказки в картинках» с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.

После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.

Сентябрь

Занятие 1. Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
Ход занятия
«Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?» Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: «Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека».

Продолжая беседу, педагог напоминает , что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. «Давайте проверим, права ли я?» – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.

«Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка».

Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей.

«Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?»

Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.

Педагог объясняет, что принято говорить простыня , а не простынь . Просит объяснить смысл слова пододеяльник .

Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки с и сь
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
Ход занятия
«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)

„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.


Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».

Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:


Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог
скакала,
Гостей
скликала.
Гости
услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу –
на стол.

Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).


Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с ».)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»
Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки , рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки ).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»

«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».

Ход занятия
Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».

Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза).

«Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!»

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том , как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…»

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина «Листопад».

Октябрь

Занятие 1. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского «Телефон» (лучше с рисунками В. Сутеева).

Ход занятия
Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку «Телефон».

Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. «Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:


– Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
– Нет, нет, соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!»

Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: «Динь-ди-лень, динь-ди-лень».

«Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)». Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).

Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки з и зь
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з , зь .
Ход занятия
Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.

«Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с-с-с-с-с) и з (з-з-з-з-з) . – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з-з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з-з слышится слева, справа, сзади, над головой».

Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар-солист.

Воспитатель продолжает: «В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята ), вы – ребятишки, а они… (комаришки )) исполняют сложные песенки. Например:

За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя.

Кто что потерял? Ферзь – это… (шахматная фигура) . Значит, это шахматист потерял ферзя.

Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)

Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу.

Почему не стоит дразнить это рогатое животное?»

Воспитатель дважды читает детям отрывок из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:


На
зеленой на лужайке
Заиграли
балалайки,
Загудела
дудочка,
Дудочка-погудочка.

Педагог просит назвать слова со звуками з, зь . Поясняет, что в стихотворении три слова начинаются с этого звука.

Воспитатель предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з , хлопните в ладоши». Педагог произносит следующие слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря-заряница – солнцева сестрица.

Воспитатель сообщает, сколько раз ошибся тот или иной ребенок. «В следующий раз будьте внимательнее», – советует педагог.

В заключение он читает четверостишие:


Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.

Воспитатель просит детей понаблюдать, будет ли сегодня вечерняя заря-заряница.

Занятие 3. Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Предварительная работа. Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»), русские народные песенки «Пошел котик на торжок…», «Огуречик, огуречик…», «Пальчик-мальчик…»

Ход занятия
Воспитатель сообщает детям о том, что знает теперь, какие стихи они помнят.

«Особенно приятно было слушать… – называет имена 3–4 детей. – Думаю, что и вам будет приятно послушать стихи в их исполнении».

Дети (2–3 ребенка) читают стихи (по своему выбору).

Воспитатель говорит детям, что знает русскую народную песенку, которую стоит запомнить, чтобы позже порадовать кого-нибудь из своих близких, «подарив» им чудесное стихотворение:


Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег.

«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» – спрашивает воспитатель, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).

«В избе печка топится? Бабушка торопится?» – интересуется педагог.

Затем читает первые шесть строчек и поясняет: «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет , значит кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал… (кот ).


Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег».

Дети по очереди повторяют эти строки.

Педагог читает стихотворение полностью. Затем приглашает к себе ребенка, предложив ему выбрать сверстника на роль кота.

Первые две строчки произносят все дети. Далее текст читает вызванный ребенок, показывая как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).

Потом дети меняются ролями.

Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.

Занятие 4. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек
Цель. Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
Ход занятия
Воспитатель напоминает, что ранняя осень миновала и заканчивается второй осенний месяц: «Изменяется погода, большие изменения происходят в природе. И в стихах про осень появилась грусть, Послушайте…»

Педагог читает стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), А. Плещеева «Осень наступила». Интересуется, кому какое стихотворение понравилось. Обещает прочитать их еще раз в конце занятия или на прогулке.

Воспитатель предлагает вниманию детей две разные по внешнему виду мягкие игрушки, например, двух чебурашек (кошечек, собак и т.п.).

«Сегодня мы продолжим учиться рассказывать об игрушках, – объясняет воспитатель. – Я буду рассказывать об одной, вы – о другой. Выбирайте игрушку. Начинаем работать. Мой чебурашка – очаровательная игрушка. У него большие мягкие ушки, красивые черные грустные глаза. А что вы расскажете о чебурашке?»

Дети, подражая педагогу, описывают свою игрушку.

«Мой чебурашка сшит из гладенького темно-коричневого меха, а его мордочка – из бежевого меха. А ваш чебурашка?

Мой чебурашка – такой трогательный, милый, что его хочется взять на руки и прижать к груди. А что вы можете сказать о своем чебурашке?»

«Вы замечательно работали, – говорит педагог и предлагает детям поменяться игрушками. – Я буду рассказывать про вашего чебурашку, а вы про моего. Итак…»

«Вот повезло нашим чебурашкам. Они так много интересного узнали и про себя, и друг про друга», – завершает педагог эту часть занятия.

Затем читает стихотворение, понравившееся большинству детей. Если при оценке стихотворений мнения детей разделились, следует прочитать оба произведения.

Ноябрь

Занятие 1. Чтение сказки «Три поросенка»
Цель. Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
Ход занятия
«Сегодня я прочитаю вам сказку о трех поросятах. Эта английская сказка, а на русский язык ее перевел Сергей Михалков, – начинает занятие воспитатель. – Слушайте. Уму-разуму набирайтесь. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Педагог читает сказку.

«Итак, добры молодцы и красны девицы, чему-нибудь эта сказка вас научила?» – продолжает занятие педагог. Выслушивает ответы детей и обобщает их: «Лодырничать, надеясь, что что-то без труда получится, – плохая привычка. Воображать и хвалиться – тоже не годится. Вспомните, как перепугались поросята, удиравшие от волка: „От страха у них… (отнимались ноги ), каждая щетинка… (дрожала ), носы… (пересохли ). Да еще и визжали на весь лес“.

Воспитатель просит вспомнить, что в сказке говорится про волка. «С каким ревом ошпаренный волк вылетел из трубы? (С диким .) С крыши он… (скатился ). Сколько раз волк перекувырнулся через голову?» (Четыре .)

Если останется время, можно спеть вместе с детьми песенку Наф-Нафа:


Никакой на
свете зверь,
Хитрый
зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
Нет!

Примечание. С детьми, которые не различают звуки с и з , воспитатель повторяет песенку Наф-Нафа и просит назвать слова сначала с одним , потом с другим звуком (выделены курсивом).

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц
Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц , ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звукис, сь з, зь . «Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с .)

„А недавно две газели позвонили и запели“ (Корней Чуковский „Телефон“), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?» (Звук з. )

Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.

Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.


Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)

После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц , произносит слова: кольца, концы, ножницы .

«Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки:„Ц-ц-ц-ц“ (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят:„Цып-цып-цып“ . И насыплем им зернышек. Пусть клюют.

Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? „Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап “. Что сказала кошка? Скажите ей: „Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!“ (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:


А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.

Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?»(Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)

Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц .

Затем педагог предлагает поиграть. «Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц , хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка ». (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)

Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.

«В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки», – завершает занятие воспитатель.

Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):


Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.

Когда дети запомнят стихотворение , можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.

Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:

Скороговорку: «Из соседнего колодца целый день водица льется»;

Загадки:


Девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)


Не зверь, не птица,
И нос, как спица.
(Комар)

Страницу из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ц »).

Детям, которые нечетко произносят звук ц , можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.

Занятие 3. Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени
Цель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Ход занятия
Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.

При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.

По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

«Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться», – начинает занятие педагог.

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

Затем дает свое название: «Собака со щенятами». Поясняет, что можно сказатьсо щенками , а можно со щенятами .

«Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку».

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.

«А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки», – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.).

Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: «Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе».

Дети выслушивают рассказ педагога , затем рассказ ребенка (по желанию).

Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.

Воспитатель читает стихотворение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» (или стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры…»). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик».

Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Цель. Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
Ход занятия
«На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об игрушке, – напоминает воспитатель. – Давайте проверим, как это у вас получится без моих подсказок».

Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежонка, чебурашку и т. п.

«Не забыли, как мы рассказывали? – интересуется воспитатель. – Вспомните рассказ про неваляшку – красивую, нарядную, веселую игрушку».

Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки и составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребованной, можно обратиться к ребенку примерно так: «А Хрюша так мечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!»

«Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?» – спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: «Апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный… (из яблок) , грушевый… персиковый… вишневый… сливовый…»

Варенье из черники… (черничное) , брусники… ежевики… малины… абрикосов…»

Примечание. Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру «Кафе-мороженое». Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов – самый разнообразный.

Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: «Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом», и т.п.

НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
- посылка с замочками, письмо;
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель : Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель : Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с рассказом.
  • Формировать понятие о правильной, красивой речи, о ее основных компонентах.
  • Закрепить навык развернутого связного высказывания.
  • Развивать внимание, диалогическую речь, эмоций, выразительности речи, памяти, воображение, нравственных представлений, фонематический слух, ритмику движений.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания герою рассказа, выдержку, умение слушать и слышать речь логопеда и детей.
  • Активизация словаря: речецветик, правильная речь, красный, синий, желтый, оранжевый, слово, звук, внятно, выговаривать, секрет, стебель, лист, лепесток.

Методические приемы:

  • Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
  • Наглядные: использование иллюстраций, цветка Речецветика,
  • Игровые: путешествие в сказку, сюрпризный момент,
  • Практические: упражнения, vатериал, оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации к сказке, цветок Речецветик, лепесток с символом, Раздаточный: игра "Собери цветок" на каждого ребенка.

Ход занятия

Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. И научила петь песенку:

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка.

Физминутка:

Давайте ребятки вместе с вами повторим слова песенки и постараемся их прохлопать. Если мы выучим песенку и узнаем все секреты Феи, то очень скоро научимся разговаривать правильно, как та девочка из сказки. Игра "Прохлопай песенку".

Я буду разговаривать и буду выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Дидактическая игра "Собери цветок". Какого цвета твой цветок? А у тебя? Беседа по сказке:

Давайте с вами вспомним сказку.

О ком говорится в сказке?

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Что случилось с девочкой?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

А вы хотите узнать секреты правильной речи? Фея прислала нам стебелек от волшебного цветка. Этот волшебный цветок помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Цветок называется Речецветик. Сегодня мы получаем первый лепесток. Что на нем нарисовано? (Ухо) Правильно.

Открывает нам Речецветик первый секрет:

Слушаем внимательно логопеда и воспитателя.

Это значит, что надо внимательно слушать, а потом говорить.

Повторим хором секрет.

Вот какой цветок Речецветик (логопед прикрепляет лепесток). А когда мы соберем все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Сегодня на занятии внимательно слушали сказку... Хорошо отвечали... Старались правильно выговаривать звуки... Молодцы.

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе Тема: В гостях у игрушек

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.

Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

Воспитывать желание говорить правильно, красиво. Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька. Методические приемы:

Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".

Словесные: вопросы, указания. Материал и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.

Ход занятия

(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку "Речецветик")

- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).

Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?

О мяче, грузовике и т.д.

Скажите, как можно назвать их одним словом?

Игрушки.

Правильно.

Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, он скачет.

1-2 ребенка читают стихотворение "Мяч" А. Барто.

Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.

Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слонДети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька

Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок

Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают стихотворение "Мишка" А. Барто)

- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся звуки "му-му")

- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в "Самолет".

(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение "Самолет" А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.

Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.

Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы его прочитали Илья и Адиля по очереди. Порадуем Бычка?

Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".

Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак

Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?

Да, знаем.

Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают стихотворение "Зайка" А. Барто)

Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?

Самолет!

Правильно.

(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)

- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья - это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

(Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)

- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Игорь и Саша по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)

- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку

Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?

Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок"в средней логопедической группе

Программное содержание: Учить детей удерживать язык в заданном положении, подготавливать язык детей к постановке свистящих звуков, к выдуванию изолированного звука -с- , закрепить сказку "Колобок".

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, активизировать с помощью массажа рефлекторных зон руки, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.

Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе, взаимодействие со взрослым и детьми.

Активизация словаря: колобок, амбар, сусеки, сметана, скребен, метен, мешен. Материал, оборудование.

Демонстрационный: иллюстрации к сказке "Колобок" (сюжетные картинки), выполненные в форме киноленты.

Раздаточный: шарики СУ-ДЖОК. Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики в режиме дня, разучивание артикуляционных упражнений, чтение сказки "Колобок", разучивание песенки колобка.

Ход занятия

В гости к нам сегодня колобок пришел. Помните, из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка (в это время массажируют руки шариками СУ-ДЖОК).

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусекам метен
На сметане мешен
В печку сажен
Я из сказки ушел
В гости к вам пришел.

Колобок предлагает поиграть с ним. А играть мы будем язычком. Проглотили слюнки. Сели поудобнее. Начинаем сказку.

(Логопед рассказывает и выставляет сюжетные картинки)

- Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу), бабушка по сусекам помела (упражнение "Щеточка"), по амбару поскребла (упражнение "Уголки"). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение "Болтушка"). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд), положила колобок на тарелочку (упражнение "Блинчики") и оставила на окошке остужаться (упражнение "Окошко").

Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение "Блинчик" - высунуть язык вниз), покатился в лес (упражнение "Вкусное варенье").

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя), а потом медведь идет (надуть щеки) - поочередно 4 раза. Катится колобок дальше, катится. А потом попались ему навстречу волк (улыбнуться, показать зубы) и лиса (губы в улыбке) - поочередно 4 раза.

Укатился колобок и от зайца, и от волка, и от медведя (упражнение "Вкусное варенье"), а лиса упросила сесть его на мордочку (широкий язык на верхней губе), песенку спеть (упражнение "Накажем язычок"). Горячий колобок (дуть на широкий язык на верхней губе). Чуть остыл колобок, и лиса его съела (упражнение "Футбол"). Меленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику (упражнение "Горка") умываться. Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение "Песенка" водички "с-с-с").

- Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались... Молодцы... И сегодня мы узнаем еще один секрет правильной речи.

Логопед показывает лепесток, на котором нарисован язык. Язычком своим играем Напрягаем, выгибаем.

Давайте повторим хором и постараемся запомнить.

(Дети повторяют, логопед пристегивает лепесток к Речецветику) Конспект пальчиковой гимнастики в средней логопедической группе Тема: "Домашние птицы"

Программное содержание:

  • Закрепить название домашних и перелетных птиц (гусь, курица, петух ласточка), отличительные особенности их внешнего вида; тексты стихов, закрепить в речи произношение звуков -к-, -г-.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение различать темп и ритм речи и движений рук, слуховое внимание и восприятие, память, воображение.
  • Воспитывать интерес к пальчиковым играм, доброжелательное отношение к товарищам, любовь к животному миру.

Предварительная работа:

  • Изучение темы "Домашние животные", разучивание пальчиковых игр. Материал и оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации (гусь, курица, петух, ласточка), цветок Речецветик.

Ход гимнастики.

Логопед достает из конверта лепесток с изображением руки, показывает детям.

Ребята, Фея нам прислала новый лепесток с секретом правильной речи. Что на нем изображено? (Рука). Это значит, что игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить:

Пальчиками мы играем,
И массаж мы получаем.

Дети хором повторяют, а логопед прикрепляет лепесток к Речецветику и предлагает детям поиграть с пальчиками.

Упражнение "Пляшите, пальчики" У Маши жил веселый гусь (правой рукой изображаем гуся)

Логопед выставляет картинку с изображением гуся. Он знал все песни наизусть (левой рукой изображаем гуся).

Спляшем, Маша, спляшем (пальцы сжать - выпрямить)

У Маши славный жил петух. (правой рукой изображаем петуха)

Он повторял все песни вслух (левой рукой изображаем петуха)

Логопед выставляет картинку с изображением петуха

У Маши курочка жила (правой рукой изображаем "курочку")

Логопед выставляет картинку с изображением курицы. Она яички нам несла (левой рукой изображаем "курочку")

Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)

Упражнение "Кулачки-ладошки" Есть у любого два кулачка (показать кулачки)

Хлопнул один по другому слегка (медленно стукнуть кулачками друг о друга)
Ну, а ладошки не отстают (показать ладошки)
Следом за ними весело бьют (медленно хлопать в ладоши)
Кулачки быстрее бьют - (стукнуть кулачками друг о друга до чего стараются в среднем темпе
А ладошки тут как тут, (хлопат ь в среднем темпе)
так и рассыпаются
Кулачки давай сердиться, (стукнуть кулачками друг о друга громко хлопать стали. быстро)
А ладошки - баловницы (быстро хлопатьтоже не отстали)

Анализ занятия.

Молодцы. Давайте еще раз повторим секрет правильной речи, который мы сегодня узнали. Дети хором повторяют: С пальчиками мы играем И массаж мы получаем

Сегодня послушные пальчики были у Насти, Яны, Тимура.... Очень старались...

Тема: В королевстве Феи Правильной речи.

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила. Теперь мы можем отправиться в "Страну Правильной речи", а Речецветик подскажет нам, куда нужно двигаться. Только с его помощью мы сможем найти дорогу.

Фея: Здравствуйте, ребята, проходите. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Здравствуй, добрая Фея. И мы очень рады нашей встречи. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и всю неделю собирали к нему лепестки, чтобы узнать секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.

Фея: Я рада, что вы познакомились с секретами правильной и красивой речи, а все ли дети их запомнили? Давайте все вместе вспомним эти секреты.

Дети смотрят на лепестки Речецветика и хором отвечают, а логопед указкой показывает лепесток:

  • Ухо - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
  • Язык - Язычком своим играем напрягаем выгибаем.
  • Губы - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
  • Правильное дыхание - Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
  • Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
  • Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем. Фея: Молодцы, ребята. Теперь пусть этот волшебный цветок Речецветик живет у вас в группе, а вы обращайтесь к нему за советами, как научиться правильно разговаривать. Выполняя эти правила, будете разговаривать красиво. А как только все дети научатся говорить правильно, я приглашу вас в волшебный город, где я живу - город Красивой речи. Хотите там побывать? А теперь давайте все вместе споем песенку:

Мы будем разговаривать (отхлопать по слогам) и будем выговаривать (протопать по слогам). Так правильно и внятно (отхлопать по слогам), чтоб было всем понятно (протопать по слогам).

Фея: Как хорошо у вас получилось. Умницы. А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.

Логопед: Спасибо тебе, добрая Фея. А нам пора возвращаться в группу. Мы постараемся научиться правильно разговаривать, чтобы попасть в город Красивой Речи. До свидания, добрая Фея!

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»

Программное содержание:
- Выявить уровень знаний детей;
- Развивать связную речь детей;
- Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху - внизу, справа - слева;
- Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
- Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;
- Развивать фонематический слух детей;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Конверт с письмом, билетики, коробочка, карточки с изображением самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Колобок, цветок, бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК, ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер), мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, цветочки красного, голубого и желтого цветов, угощение.

Ход Нод
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад « Светлячок», детям средней группы №1»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает)
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание. За его правильное выполнение вы будите получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Билеты на паровозик вы найдете в конверте.
Лесные Феи.»
- Ой и вправду здесь билетики! Ну что, поможем феям?
Дети: - Да!
Воспитатель: -А на чем мы отправимся в путешествие поможет определить чудесная коробочка. С помощью считалочки мы узнаем, кому же достанется такое ответственное поручение.
Ребенок тянет карточку из коробочки за ленточку.
Воспитатель: - Ребята, занимайте посадочные места, отправляемся в путь!
Под мелодию путешествие начинается.
1 станция «Собери сказку»
Воспитатель:- Ребята, картинки какие-то, вам они ничего не напоминают?
Дети: - Сказку Колобок.
Воспитатель: - Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности. Вспомните сказку Колобок.
Дети расставляют картинки в нужной последовательности и рассказывают сказку Колобок.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы правильно составили сказку и за это получайте листочки.

2 станция «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
Играет мелодия, едем дальше.
3 станция «Назови ласково»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ребята, вы наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.
Физминутка « Если нравится тебе, то делай так…»
Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.
Под мелодию движемся дальше.
4 станция «Подскажи словечко»
На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки
Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: - Отлично справились с заданием!

5 станция «Каким цветом?»

Раскладываются карточки с изображением предметов. Ребенок выбирает себе карточку, а цвет выбирает при помощи «Веселого мяча». Таким образом он согласует существительное с прилагательным. Например: - синий мяч, красный кубик.

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки.

Звучит мелодия, путешествие продолжается.

6 станция «Узнай, что звучит»

Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Воспитатель:- Молодцы! Вот листочки, продолжаем наш путь.

Конечная станция «Волшебный лес»
Воспитатель: - Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.

Дети приклеивают листочки. Звучит волшебная мелодия.

Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).

Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его. И кому было сегодня скучно, приклейте цветочек желтого цвета.