Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Пасха»

Задачи:
- познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа;
- научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества..
Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.
Содержание деятельности:
У нас сегодня необычное занятие.
А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков.

Расскажите, какие праздники вы знаете?
(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.

Светлое Христово Воскресение.
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование – «Христос воскрес!»
В праздник Вам дарю яйцо пасхальное.
Поздравляю, что Христос воскрес!
Наш разлад – явление случайное,
В Светлый праздник след его исчез.
Нет в душе обидного томления,
И любовь воскресла, как Христос.
Наше неизбежно примирение!
Вновь надежду нам Христос принес!

А что делают на Пасху? (Ответы детей)
- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Предание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - на¬учить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
Иисус Христос воскрес.

Пасха - самый главный праздник для православных христиан.
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)

К Пасхе начинали готовиться заранее. - С великого четверга вставали ещё до восхода солнца:"Кто в Великий четверток легко и рано встаёт, встаёт рано во весь год" говорили в народе. Умывались и обливались свежей водой, до первого солнечного луча старались умыть детей, "чтобы быть чистыми весь год". Отсюда и название "чистый четверг".

Мыли и украшали жилище. В красном углу подвешивали разных птиц и соломенные фонари, делали голубочков из яиц и бумаги. Старые украшения выбрасывались, а новые обозначали обновление в природе и душах. С Чистого четверга готовили праздничную еду. Творили тесто для куличей и пирогов, делали сырную пасху.

А что еще готовили на Пасху, вы мне сейчас сами скажете ребята. Для этого вам надо отгадать загадку. Слушайте внимательно.

1. Крепкий круглый пузырек

Цветом бел, внутри желток.

Курочки его несут,

Расскажите, как зовут. (Яйцо.)

На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.
Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.
- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.
Рассматривается коллекция пасхальных яиц.
(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки», «крашенки»).

Я предлагаю вам разрисовать бумажные силуэты яиц. Выбирайте себе любые.
- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках шаблон, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.
-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)
- Осмотрите свои работы (выставка)
- Чем замечательны ваши сувениры?
- О чем вы думали, когда готовили их?
- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Роспись пасхальных яиц»

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха.

Задачи:

    Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

    Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.

    Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.

    Воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам.

Оборудование: ноутбук, презентация « Детям о Пасхе», аудиозапись колокольного звона, коллекция пасхальных яиц, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия


1.
Ребята! Каждый год весною мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». (слайд 1)

Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес! (слайд 2)

Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.

Ясно и солнечно в Светлую Пасху!
Крашенки красные, песни и пляски.
Свет на душе, как от яркой свечи.
И на столе уже ждут куличи.
Пусть разнесется по миру: Воскресе!
Будем всегда мы с надеждою вместе. (слайд 3)

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом. (аудиозапись колокольного перезвона)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С утра все выходили на улицу и смотрели как «играет солнышко». (слайд 9)

Дети кликали солнышко:
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ребята, что вы еще знаете о традициях Пасхи? (ответы детей)

Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, пасхи и крашенные яйца. (слайд 10, 11)

Сегодня, ребята, мы познакомимся с разными способами украшения пасхальных яиц. И, конечно, попробуем сами расписать яйцо.

По данным археологов, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.

Существует несколько способов раскрашивания яиц. Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители. Крапанки - сначала варёное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок. (слайд 13)

Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)

Значение цвета:

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – солнце, луна, звезды;

зеленый – символизирует весну, молодость;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.(слайд 14)

Драпанки - яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.(слайд 15)


–Ребята! А как у вас в семье красят яйца? - Ответы детей

Ребята, посмотрите ка еще можно украсить пасхальные яйца (слайд 16, 17, 18).

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости. Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).

    Физкультминутка.

А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз - присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.


Самостоятельная творческая работа

Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц.

Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!

Беседа за работой:

Писанкам придавали большое значение.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.

Высохшим желтком лечили ожоги.

Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.

Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.

Рефлексия
Ребята! Посмотрите, какие замечательные писанканки и крапанки у вас получились.

Для чего делали яйца-писанки?

Какие цвета использовали мастера?

Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Великий праздник - Пасха.» (Познание. Художественное творчество. Лепка с элементами аппликации.)

Тема: «Декоративные пасхальные яйца – писанки.»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски.

Материалы и инструменты: Иллюстрации с изображением - пасхальный стол, куличи, самовар, крашеные яйца; Писанки и их изображения, таблица «Писанки: композиционные схемы», плакат «Писанки» ; контейнеры от киндер-сюрпризов; пластилин, стека, доска для лепки, крупа (рис, гречка,пшено), горох; влажная салфетка для рук.

На доске висит изображение белоснежного храма. Звучит колокольный звон. Красному гостю – красное место. Так раньше на Руси приветствовали дорогих гостей.

А говорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи всех своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Какие праздники вы знаете?

(ответы детей…)

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

Играет и льется

Радостный свет,

В душе раздается

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе…

Как радостно жить!

Христос Воскресе!!!

(В. Морозова)

Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Слово Пасха – обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась « праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Пасха – праздник весенний. Длится он неделю. Сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю.

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди принимали гостей, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и простыми – крашеными – писанками… Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, а дома хозяюшки красили разными красками и украшали по-разному свои «писанки».

Давайте рассмотрим коллекцию пасхальных яиц.

(Дети подходят к выставке пасхальных яиц, рассматривают, радуются красоте и удивляются – какие они разные…)

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто-то у себя принимал гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: « Христос воскрес!» - « Воистину воскрес».

В пасхальную ночь все шли в церковь, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом и иконами.

Как вы думаете, для чего люди ходят в церковь и носят туда еду?

В наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Праздничный стол был украшен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен и обогрет.

В день Пасхи верующие люди при встрече, по обычаю, должны трижды поцеловать друг друга. При этом одни произносят слова: «Христос воскрес!», а другие отвечают: «Воистину воскрес!».

Русские люди всегда связывают Пасху с весной, с жизнью природы, с расцветом добрых чувств, с надеждой на будущее счастье. Пасха связана с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Были такие приметы:

На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю.

На Пасху дождь – добрая рожь.

На Пасху гром – к урожаю.

Дети в первый день Пасхи обращались к Солнцу с речевками, закличками, песенками. И верили еще, что если яйцо сохранить до следующей Пасхи, то оно исполнит любое желание.

Давайте, ребята, покличем солнышко!

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

(Водят хоровод и поют….)

Молодцы ребята!!! Посмотрите в окно – солнышко нас услышало и выглянуло…

А сейчас поиграем с вами в пасхальные игры. Их было очень много – например, «Где коки прячешь?» , «Чье яйцо дольше кружится?» , «Прокати яйцо.»

Игра «Прокати яйцо.»

Дети садятся на ковре друг напротив друга – парами. Катают яйца друг другу. Яйца сталкиваются. Чье яйцо разобьется – выходит из игры.

(Дети играют…..)

Игра – соревнование «Чье яйцо дольше кружится?»

По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель. (Под музыку игра повторяется несколько раз.)

Игра – «Где коки прячешь?».

Дети раскладывают пасхальные яйца кучками на столе и накрывают их шапками. На столе лежат и шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры – водящий. Его вызывают и спрашивают: «Где коки прячешь?» Водящий поднимает шапку и, если там крашенки, забирает их себе. Игра проводится до тех пор, пока крашенки не разберут.

Вот так весело мы с вами поиграли…

Как отмечают люди Пасху?

(Ответы детей ….. На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и уважения.)

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яйца очень красиво смотрелись. Яиц надо было готовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр.

А теперь я расскажу о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей материи или полоски цветной бумаги. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и варят минут пятнадцать. Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху лука. Можно нарисовать на яйце воском и потом положить в краску; можно приложить к яйцу любой листочек, цветочек или травку, а потом положить в краску - будет красивый орнамент. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.

А сейчас давайте рассмотрим какие красивые писанки представлены на нашей выставке. И я сегодня предлагаю вам сделать свои писанки, и сделать их совершенно другим способом.

Для этого нам понадобится контейнер от киндер-сюрприза, пластилин разного цвета, стеки, доска для лепки, крупа гречневая, пшено, горох, влажные салфетки.

Приготовьте рабочее место.

Работа у нас ответственная, писанки наши должны получиться красивыми, разными и понравиться вашим родителям.

Этапы изготовления.

  1. Поверхность контейнера от киндер-сюрприза равномерно покрыть тонким слоем пластилина любого цвета.
  2. На пластилиновую основу стеком (или зубочисткой) сначала нанести тонкие линии, горизонтальные и вертикальные, которые разделят поверхность яйца на поля, а затем внутри отдельных зон нарисовать контуры разнообразных элементов: цветов, крестиков, завитков, силуэт солнца, символа Пасхи – букв ХВ – и т. д.- и все, что подскажет вам ваша фантазия.
  3. Выложить крупу или горох по намеченным линиям, чтобы разделить будущую композицию на отдельные зоны. Эту работу выполняйте осторожно, накладывая на контур рисунка и слегка придавливая. Иногда в процессе работы образуются незаполненные участки узора – пустоты, их следует заполнить отдельными элементами декоративного материала.

Дерзайте, старайтесь, выдумывайте и у вас все получится.

(Дети приступили к работе….)

По окончании работы все изготовленные писанки выставить на выставку. Отметить всех за старание и творчество.

Занятие на этом заканчивается.

Литература.

  1. «Народная культура и традиции» автор-составитель В. Н. Косарева, Волгоград, Издательство «Учитель».
  2. «Открытые мероприятия. Для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». ООО «Метода» Воронеж.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная группа. И. А. Лыкова, ООО ИД «Цветной мир», 2013.
  4. «Подарки к праздникам» , Г. Н. Давыдова, Москва, «Скрипторий 2003», 2014.

Конспект НОД в старшей группе «Пасха»

Задачи: познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением, с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?

Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.-А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

(Просмотр видео о крашении яиц) .

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают весёлую потешку.

Звучит потешка (Каравай – каравай) .

Рефлексия.

О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

С какими мыслями вы выполняли работу?

Понравились вам игры?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №555 с углублённым изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга

Составила: Цыгвинцева Ольга Анатольевна воспитатель ГБОУ школа №555 «Белогорье» Санкт-Петербург 2013г
Цель: Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей к обычаям, традициям, празднования христианской Пасхи.
Познакомить детей с традициями празднования Пасхи в других странах мира.

Интеграция образовательных областей:
Познание
формировать представления об общечеловеческих ценностях;
прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.
Презентации
Празднование Светлой Пасхи у христиан.
«Как празднуют Пасху в других странах?»
Коммуникация

Беседа: «Что такое Пасха?»
Беседа: «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?».
Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?»
Социализация
Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами».
Физическая культура
Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
Инсценировка «Печём куличи».
Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».
Чтение художественной литературы
Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, стихи о празднике Пасха.
Фольклорные произведения.
Музыка
Песня к Пасхе «Христос Воскресе»;
Пасхальная песенка (слова И. Рутенина);
Хороводная игра: «Солнышко красно…».
Художественное творчество
Раскрашивание красками гипсовой заготовки на тему «Украшаем пасхальные яйца».
Лепка из глины «Яички к празднику».
Выставка рисунков и поделок детей «Как мы отмечаем Пасху».
Безопасность
Формирование основ безопасного поведения на улице и в помещении при проведении соревнований, игр, эстафет; а также соблюдение правил подвижных игр.
Оборудование:
— аудиозапись народных песен;
— выставка творческих работ детей;
— картинки иконы Иисуса Христа, пасхальный огонь, кулич, Пасха, пасхальной яйцо;
-викторина для родителей о пасхальных традициях;
-презентация: «Как празднуют пасху в других странах мира»
— оборудование для пасхальных игр (пасхальные яйца, горка с препятствиями, гладкая горка, платок);
— краски, вода, кисточки, гипсовые заготовки пасхальных яиц.
Предварительная работа: домашняя работа совместно с родителями: «Как моя семья проводит Пасху», цикл бесед: « «Что такое Пасха?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?», «Почему мы красим яйца?», разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе, лепка пасхальных яиц, выставка пасхальных работ.
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Праздник богат обрядами, водили хороводы, да пели заклички.
1 ребенок:
Солнышко катилось по западу,
Красное катилось по темному.
Светел месяц на востоке,
Он светит, не померкнет…
Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

2-й ребенок:
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче
И зима - теплее,
А весна - милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде - бобы,
В поле - рожь и ячмень,
В саду - зелен хмель.

3-й ребенок:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
А что закликали, как вы думаете? Весну.
А теперь я предлагаю вам в народную игру.
Игра «Солнышко красно гори — гори ясно…»
Песня к Пасхе «Христос Воскресе»
Повсюду благовест гудит;
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля…
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Я вас приглашаю посмотреть работы детей, рассматривание поделок, рисунков, пасхальных яиц.
Я очень рада, что вы с родителями нарисовали и описали, как в вашей семье проходит этот праздник, (рассматривание рисунков) дети комментируют свои рисунки.
А теперь я вас приглашаю вспомнить, какие традиции существуют во время празднования Пасхи?
Задания на мольберте.
1 картинка: Икона Иисуса Христа, как вы думаете, что она означает? Икона символизирует воскрешение Иисуса из мёртвых.
2 картинка: Пасхальный огонь, то он означает? В этот день люди идут в церковь и зажигают свечу, потом приносят её в дом и зажигают домашний очаг, это символизирует очищение дома от недуга.
3 картинка: Кулич, что он означает? Он символизирует, как Иисус Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они поверили, что он воскрес. В древности считалось, что кусочек освящённой кулича считался лечебным.
Ребёнок:
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
4 картинка: Творожная пасха, что символизирует? Символ гроба Господня, форма пирамиды и с боков крест и надписи И. Х. (Иисус Христос).
5 картинка: Пасхальные яйца, почему именно они являются символом Пасхи? В яйце снаружи, как мёртвый камень и внутри бьётся жизнь. Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Существуют правила росписи яйца, которая имело своё значение.
Сосна на писанке — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни.
Голубь — символ души.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Сосна - долголетие и здоровье.
Петушиный гребень - защита от нечисти.
Солнце- к урожаю.

А теперь я предлагаю нашим родителям догадаться о значении некоторых обрядов во время подготовки к празднованию Пасхи.

1. Почему считалось, что необходимо делать добрые дела?

Помогали снять с души грех, так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы.

2. Перед праздником все дома тщательно убирались, шились новые наряды.

Новую одежду в день Пасхи принято надевать везде, ведь она еще символизирует конец плохой погоды и наступление весны.

3. Существует давняя традиция, согласно которой, когда бьют колокола, следует умыться из источника для чего? Чтобы приобрести здоровье.

4. В этот день старики расчесывали волосы, с какими пожеланиями? Чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Ведущая: Мы многое узнали о праздновании Пасхи, а вам интересно узнать какие традиции существуют в других странах мира?
Я приглашаю вас посмотреть презентацию, как в других странах празднуют Пасху.

Мы с вами узнали, что многие традиции такие же как и у нас, и сейчас я вам предлагаю поиграть в Пасхальные игры.
«Кто больше?»
«Кто дальше?»
«Горячее яйцо»
«Быстрее принеси».
Игры с пасхальными яйцами
Часто на Пасху устраивают такую игру: все, собравшиеся на праздник, пишут друг другу письма, но подписывают их точками (по количеству букв в имени). Получатель должен догадаться о том, кто отправил ему это письмо, и подарить отправителю яйцо.
Катание яиц

Насыпать продолговатую горку из песка с пологими склонами. Ставят множество препятствий, например, через которые может прокатиться яйцо. У подножия горки сделайте широкую неглубокую канавку и положите в нее крашеное пасхальное яйцо.
Первый игрок скатывает яйцо с горки, точно прицелившись, потому что яйцо должно преодолеть все препятствия и попасть в канавку. Если это удалось, игрок может скатить второе яйцо. Если игрок промахнулся, он становится в конец очереди. Тот игрок, которому удалось закатить в канавку наибольшее число яиц, становится победителем и получает приз.
Чье дальше
Вам понадобится луг на склоне холма. Внизу ветками или камнями отметьте линию. На возвышении выстраиваются все игроки и скатывают с горы по одному яйцу. Победителем считается тот, чье яйцо укатилось дальше. Тот, чье яйцо не докатилось до линии, выходит из игры.
Чье яйцо будет дольше крутиться
Если жалко разбивать крашенки, можно проверить, чье яйцо будет дольше крутиться. Игроки по команде ведущего должны одновременно раскрутить яйца на поверхности. Победит тот участник, чье яйцо будет крутиться дольше всех. В качестве приза он забирает крашенку соперника.
Горячее яйцо
Для этой игры понадобится пасхальное, шоколадное или пластиковое яйцо. Посадите детей в круг и включите музыку, которая им нравится. Пока звучит мелодия, нужно передавать яйцо по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого оказывается яйцо, покидает круг. Игра продолжается, пока не останется последний игрок, который и получает приз победителя.
Ведущая: Вы молодцы, надеюсь, что в такие игры вы сможете играть и самостоятельно с семьёй.

Предлагаю вам вместе с детьми раскрасить яйца и приклеить их к нашему пасхальному дереву.

Спасибо вам за участие. Христос воскрес. Во истину воскрес.

Список используемой литературы:
1. Пасха 2013: традиции, история, обычаи и…
… в 325 году было решено отмечать христианскую Пасху в… В Германии и Австрии Пасху, как и…

2. Конспекты занятий в детском саду…
… занятия в детском саду, занятия по ИЗО… на тему «Пасха, светлая Пасха» Занятие по…

3. Сценарий Пасхи в детском саду для старших дошкольников
20 мар 2012 … Воспитание и развитие ребенка » Занятия в детском саду… Весна: На Пасху Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, …

4. Праздник Святой Пасхи для старших… — Детский сад 50
Праздник Святой Пасхи для старших дошкольников в группах кратковременного пребывания. Детский сад 50. Конспект занятия…

5. Пасха - праздник светлого Христова…
Пасха - праздник светлого Христова Воскресенья в детском саду… Ход занятия. (В…
6. История пасхального яйца — Ресторатор
23 янв 2013 … Когда красят яйца. Раньше яйца расписывали всей семьей, как правило, вечером Великого четверга. Для изготовления настоящих…

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 16th Август, 2015
Вы находитесь: