Конспект по развитию речи в младшей группе на тему Рассматривание картины « Играем с песком. Рассматривание репродукции картины С

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось.

«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить… (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что…» (Высказывания детей.)

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе. Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».

Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».

Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.

Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие воспитатель. – Она называется „Дети играют". Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Дети из крупных кубов и пластин построили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?

В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась… (большая синяя грузовая машина). В кузове… (кубики).

Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шоферу грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».

Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.

Татьяна Просекова
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание сюжетных картин

Занятие по развитию речи во второй младшей группе .

Рассматривание сюжетных картин .

Цель. Учить детей рассматривать картину , отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Методы и средства :

Рассматривание картины "Коза с козлятами".

Дидактическая игра

Ход занятия

I. Ребята, сегодня мы поговорим о домашнем животном. А каком? – Отгадайте сами!

Не корова, а с рогами :

«Кто же я?» – узнайте сами.

Тоже травку я жую,

Тоже молоко даю,

Утром рано просыпаюсь,

На лужок я отправляюсь,

Там до вечера пасусь,

Ну, и как же я зовусь?

(Коза)

Перед детьми – картина "Коза с козлятами".

Давайте рассмотрим , кто на ней изображен?

Дети рассматривают ее , обмениваются впечатлениями.

Давайте посмотрим на козу. Какая она? Ответы детей. (она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее надет ошейник; она стоит около корыта и ест листья капусты).

Как вы думаете, зачем у нее на шее ошейник? Ответы детей. (Воспитатель объясняет, зачем козе надели ошейник : "Коза любит ходит пастись далеко, но у нее сейчас есть маленькие козлята, которым еще тяжело отлучаться от дома и матери. Поэтому хозяйка надела козе ошейник и привязывает ее недалеко от дома на лужайке. Так козлята пасутся рядом с домом и можно за ними в любой момент присмотреть».)

А теперь посмотрите на ее малышей, какие они и что делают? Ответы детей. (козлята маленькие, их двое, они без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они пробуют жевать травинки и рассматривают куриц и т . п.)

воспитатель предлагает вниманию детей рассказ , составленный из обобщающих предложений : "У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, надет ошейник. Коза стоит в загоне около кормушки и ест листья капусты. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая, пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята пробуют жевать травинки. Малыши наблюдают за курицами, как они сидят рядом с козой и клюют овощи из кормушки".

Воспитатель повторяет рассказ , побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом) .

Дидактическая игра «Кто приходит в детский сад для зверят?»

А теперь, ребята, поиграем в игру «Детский сад для зверят» .

Давайте построим из больших кубиков «детский сад» . (можно заранее соорудить «домик» ).

Сейчас я вам буду показывать изображения животных : мам и малышей, кто первый ответит правильно – тот становится этим малышом и приходит в «детский сад для зверят» . (Предлагаю детям парные картинки с изображениями животных- мам и детенышей. Один из детей, кто первый правильно ответил берет роль детеныша и заходит в «построенный садик» .)

Например :

Мама – корова, ребенок – теленок. В сад идет теленок. Мама лошадь, ребенок-жеребенок. В сад идет жеребенок. И т. д.

Вот теперь в нашем «саду» собрались все названные детишки. Ребята поиграем в игру «Что можно? Что нельзя?» . Я буду называть вам действия, если их можно выполнять в детском саду – вы делайте, а если нельзя – вы просто приседайте (Далее дается игра. Назвать действия – что можно делать в детском саду – прыгать, скакать, хлопать в ладоши – выполняется действие, что нельзя – хулиганить, драться, громко кричать – дети приседают).

На следующий день, или во второй половине дня можно предложить детям еще раз рассмотреть картину и добавить к описанию то, что не заметили при первом рассматривании .

Занятие разработано на основе плана занятий по развитию речи во второй младшей группе детского сада , автор Гербова В . В. (стр. 42)

Публикации по теме:

Информация «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей» Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей. Руководствуясь программой воспитания в детском.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке». Е. Батурина Заучивание стихотворения «Лошадка».

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Рассматривание картины «Собака со щенятами». Цель: Учить детей рассматривать картину. Задачи: Образовательные: Учить отвечать на вопросы воспитателя и составлять короткий рассказ вместе.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №141 «Лукоморье» Конспект.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Рассматривание картин из серии «Домашние животные» Тема: «Рассматривание картин из серии «Домашние животные». Цели: Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детёнышами, обогащать.

Модель занятия. по развитию речи «Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин…» Программное содержание: Связная речь: развивать умение следить за сюжетом. Не упуская важных деталей; Словарь и грамматика: подбирать определения,.

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова к потешке «Мыши»

II младшая группа

Составила воспитатель Буток Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №138 «Дюймовочка»

город Курган

Задачи:

1. Способствовать проявлению у детей эмоционального отклика на потешку.

2. Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

3. Создать условия для рассматривания иллюстраций художника, развивать умение соотносить события, рассказанные в потешке с изображением художника.

4. Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, узнавать их рисунки в детских книгах.

Оборудование: Игрушка кота, шапочка-маска для игры, иллюстрация художника.

Ход НОД:

Дети с педагогом входят в группу и замечают котика, сидящего на одеяле.

В. Дети, кто это спрятался под одеялом? (Ответы детей)

Да это кот Васька. Расскажите, он, какая у него шерстка? (белая, пушистая)

А еще он какой? (Большой, хвостатый).

Как вы думаете, что умеет делать котик? (Ответы детей: мяукать, мурлыкать, лакать)

Как он мяукает? (мяу)

А если его гладить.? (Мурлычет) .

Погладьте котика (дети подходят к котику и гладят) .

Коту Ваське очень понравилось, как мы его гладили и он хочет поиграть с нами.

Игра «Мыши водят хоровод»

Один ребенок водящий стоить в центре круга, остальные заводят хоровод..

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и произносят:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

При этих словах «Васька-кот» просыпается и бежит к детям, дети убегают на стульчики.

Какая веселая игра Кот Васька очень любит эту игру, у него есть иллюстрация художника Юрия Васнецова про эту игру. Давайте, внимательно посмотрим, что здесь нарисовано.

Воспитатель выставляет иллюстрацию.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрацию и высказаться.

Кто лежит на лежанке? (Васька – кот)

Какой он? (Большой, черный, усатый, хвостатый)

Что он делает? (Ответы детей: спит)

Нет, он притворяется. И коготки спрятал. А что у него под головой? (Подушка)

Чем он накрыт? (Одеялом)

Какое у Васьки одеяло? (Красивое, зеленое, с оборочками)

На чем спит котик? (На лежанке)

Ребята, как вы думаете, как Васька забирается на лежанку? (Кот пристроил лесенку)

Давайте покажем, как Васька притворяется спящим. Один глаз открыт, взгляд хитрый, улыбается.

Посмотрите, кто вокруг котика водит хоровод? (Мыши)

Как вы думаете, сколько их? (Много)

Расскажите, какие они? (Ответы детей)

Что можно сказать про мышек, какое у них настроение? (Ответы детей)

Чему мышки радуются? (Смеются над котом)

Дети, давайте покажем, как мышки водят хоровод (Идут на носочках, смеются и пищат: пи – пи – пи)

А что это лежит в середине хоровода? (Яблоко)

Как вы думаете, кто положил яблоко на пол? (Кот, чтобы заманить мышек)

А мышки боятся кота? (Ответы детей)

Мышки не боятся кота, он добрый. У художника Васнецова все животные добрые, веселые. Кот Васька хочет поиграть с мышками.

Что еще нарисовано вокруг кота и лежанки?

Воспитатель вместе с детьми рассматривают, что нарисовано вокруг кота. (Над лежанкой висит красивая, розовая занавеска. А над ней деревянный карниз.)

Что еще интересного вы увидели на рисунке? (Клетка для птички, маленькое окошечко)

Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, какое время года, и какое время суток изображено на иллюстрации? Посмотрите на окошечко. Что вы видите? (темно, летят снежинки)

Значит это зимний вечер.

А еще что увидели? (красный стул, а над ним портрет петушка)

Какого цвета страничка? (красная)

Вам понравился рисунок? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Кот Васька оставляет детям иллюстрацию, прощается и уходит.


Татьяна Макрушина
Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе

Тема : Мама купает ребенка.

Цель картинке , развивать умение слушать пояснения.

Ход : На картине изображена ванна , в которой сидит маленький мальчик. Мать мочалкой трёт ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Не далеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце. Воспитатель упражняет в назывании слов : купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. Воспитатель показывает картину и дает детям возможность рассматривать её , прислушивается к их возгласам. Затем говорит : «Это мама, мама купает своего сыночка Ваню. Ваня любит купаться. Катя, покажи ванну. В ванне тёплая вода. Мама трёт мочалкой Ване спину. А что это у Вани? Утка плавает в ванне, большая, жёлтая утка. Ваня хочет поймать утку. Вымоет Ваню мама и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Ваню. Ваня чистенький теперь.»

Тема : Дети обедают

Цель : Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине : научить умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя , расширять словарь, учить рассказывать об изображениях на картинках .

Ход : Воспитатель показывает картинки , рассказывает : На картинке нарисованы дети . Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик ест кашу из тарелки, Вася, покажи тарелку. А это что? (большая ложка) . А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что? (чашка) . В чашке компот. А это что? (блюдце) . Что делает девочка? Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане. Таня покажи стакан с салфеткой. Дети хорошо и аккуратно едят. Платья и рубашки у них чистые. Затем воспитатель просит отдельных детей рассказать , что делают мальчики и девочки. Что они держат в руках? Что едят? Просит назвать цвет одежды (зеленое платье, красная рубашка) . Упражняются в названии слов тарелка, чашка, блюдце, ложка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Тема : Коза с козлятками

Цель : Помочь детям понять содержание картины , охарактеризовать персонажей, воспитывать умение слушать рассказ воспитателя , составленный по картине , а при повторном прослушивание активно помогать ему рассказывать .

Ход : Перед детьми картина «Коза с козлятками» . Дети рассматривают её , обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине , предлагает рассмотреть в начале козу , а потом козлят. Рассматривая козу , дети отмечают, что коза большая, с рогами : у неё длинная шерсть, а на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Колокольчик : «Коза наклоняется и колокольчик звенит. Ведет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла» Затем воспитатель, обобщит результаты рассматривания в небольшом рассказе , обращается к картине . Говорит, что рядом с козой гуляют козлята, предлагает детям рассказать про них . Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек, у них весёлые мордочки, тонки ножки, густая шёрстка. Козлята гуляют, играют. Они делают вид, что бодаются и т. д. Завершая, рассмотреть воспитатель предлагает внимания детей рассказ про козу с козлятами. «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик, коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая шерсть пушистая и забавная мордочка. Козлята мерятся силой. Они встали на задние ноги, передние подогнули и отталкиваются ими друг от друга. Малыши – шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться – то- нечем- рожки не выросли!» воспитатель повторяет рассказ , побуждая детей договаривать отдельные слова.

Тема : Едем на лошадке

Цель : Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины . Внимательно слушать рассказ воспитателя , составленный по картине , вызвать желание рассматривать картину после занятия .

Ход : Утром до занятия целесообразно предложить детям поиграть : сделать из стульев телегу, запречь в неё лошадку и покататься. Воспитатель предлагает вспомнить, как было весело кататься на лошадке. Со словами «кататься на лошадке» любят все малыши, ставят на мольберт картину . Дети рассматривают её . Им очень нравится эта картина .

Видите, -показывает воспитатель, - дети запрягли лошадку. Она везёт скамеечку. Только это вовсе не скамеечка! Это тележка. Кто же едет в тележке?- Мальчик в красной рубашке. Он держит вожжи. Это он сказал лошадке : «Тпру-у-у» . И она остановилась. – Ещё в тележке сидит очень хорошенькая и весёлая девочка. У неё в руках кукла, завернутая в одеяло. Почему остановили лошадку? Её поят водой. Мальчик что-то говорит ласковое лошадке. Интересно, что мальчик говорит ей? Пей лошадка, пей. Красивую лошадку запрягли дети? Да с пышной гривой и хвостом. Как вы думаете, дети просто катаются или куда-то едут? Наверное, едут в гости, потому что нарядные. Воспитатель предлагает послушать рассказ :

«Решили дети поехать в гости. Они запрягли самую красивую лошадь и сели в телегу. Впереди мальчик в кепочке. Сзади весёлая и очень хорошенькая девочка. У неё в руках малышка в одеяле. Долго ехали. Устала лошадка. ТПРУ стой лошадка! Пора тебе пить! Вова принес тебе целое ведро чистой холодной воды! Пей, лошадка, пей!»

Воспитатель повторяет рассказ , а дети договаривают концовки предложений.

Тема : Петушок и его семья.

Цель : Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами, строками народных поэтических творений. Расширять ориентировку в окружающем.

Ход : Ребята, угадайте, про кого я говорю : Рано встает, деткам спать не дает? Правильно Петушок. А как он голосисто поет (Ку-ка-ре-ку) Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам (появляется Петушок- игрушка) Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, детки! Вы ведь знаете кто я такой? Какое стихотворение про меня можете рассказать ?

Дети : Петушок, петушок, золотой гребешок

Масляна головушка, шёлкова бородушка

Ребята, а кого Петушок зовет? Курочку. Давайте поможем ему, позовем громко : «Курочка иди к нам!»

Ко-ко-ко. Петя –петушок ты не видел куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне найти их. Ребята, слышите кто- то пищит. Кто это?

Пи-пи-пи! (цыплята) Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, желтенькие. Какие у них маленькие клювики, крылышки, лапки. Затем воспитатель вместе с детьми ходят имитируют движения петушка, курочки, цыпляток.

Татьяна Макрушина
Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе

Тема : «Таня не боится мороза»

Цель : Учить понимать содержание картины , назвать то, что увидели, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие умозаключения.

Ход : Картина : «Таня не боится мороза»

Хотите я. Познакомлю вас с Таней? – предлагает воспитатель и ставит на мольберт картину . Читает стихотворение З. Александрова «Таня и волчок» . Познакомьтесь с нашей Таней-

Ей пошёл четвертый год.

Таня рано утром встанет и гулять она пойдет. –Дети рассказывают картину , обмениваются впечатлениями : «Это Таня» - поясняет воспитатель- она гуляет. Посмотрите, как красиво вокруг. Все покрыто снегом. Снег где? (на земле, на скамейке, на деревьях.) Когда кругом снег значит на дворе (зима) . Зимой холодно, поэтому Таня тепло одета. Как одета? на ней….(пальто, валенки, шапка, шарф, варежки) . Вам нравиться Танино зимнее пальто? Оно. (зеленое с коричневым воротником) . Дети с помощью воспитателя рассказывают про зимнее , зелёное Танино пальто. А из чего сшита Танина зимняя шапка? (Она сшита тоже из коричневого меха) . Дети что делает Таня? (выслушивает ответ и обобщает) Да Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведро. Посмотрите ребята, какие красивые деревья зимой! На них. (снег) . На березе маленьких веточек даже не видно, спрятались в снежинках. И на зеленой ёлочке тоже снег. Хотите, я расскажу вам про эту картину ? Слушайте : На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Тане не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто тёплое и красивое. Оно зеленое с коричневым меховым воротником. Она не забыла надеть шарф и варежки. Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко. А кругом бело. Всюду снег : на земле, на скамейке, на деревьях. У березы и веток не видно- снежками укрылись. Только ёлка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то платочки на зеленые иголки повесил.

Затем дети составляют рассказ по картине .

Тема : «Зимой на прогулке»

Цель : Учить детей рассматривать картину , отвечать на вопрос воспитателя, делать простейшие выводы, слушать рассказ воспитателя , составленный по картине .

Ход : На дворе зима. На улице снег,- рассказывает воспитатель . – Можно кататься на санках. А ещё что можно делать? – Лепить снеговика, расчищать дорожки – подсказывает малыши. «Хотите, я вам покажу детей, которые уже вышли на прогулку?» - воспитатель добивается, чтобы дети использовали слово хотим. Воспитатель демонстрирует картину . Даёт детям возможность высказываться свои впечатления. Поясняет, что старший мальчик везёт малыша. Спрашивает : «Как вы думаете, мальчик доволен? Почему?» Выслушивает ответы, уточняет их задает новый вопрос : «А что девочки делают?» Выслушивают ответ, обращают внимание детей на сидящего в санках медвежонка : «Не для него ли девочки что – то строят? Уточняет ответ, предложение детей.

«Мишка не хочет сидеть в санках, капризничает, - поясняет воспитатель. (э-э-э- подражают дети хныкающему медвежонку) .

Девочки говорят ему…. Как вы думаете, что они говорят?: Воспитатель приглашает полюбоваться тем, как красиво зимой (Падают снежинки – замечают малыши) . Предлагает детям послушать рассказ : «Зима. Идёт пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везёт на санках малыша. Малыш доволен. Девочки взяли на улицу медвежонка.» Смотри, Мишенька, мы делаем горку и покатаем тебя. А пока посиди в санках»,- говорят девочки».

Воспитатель повторяет рассказ , дети помогают ему, договаривая слова.

Тема : Зима.

Цель : Учить детей рассматривать картину , отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, слушать рассказ воспитателя , составленный по картине .

Ход : На дворе зима. На улице снег. - рассказывает воспитатель . - Можно кататься на санках. А ещё что можно делать?»- «Лепить, катать снег, расчищать дорожки» ,- подсказывают малыши. «Хотите, я покажу вам детей, которые уже вышли гулять?» предлагает воспитатель, добиваясь чтобы дети использовали слово ХОТИМ. Воспитатель демонстрирует картину . Даёт детям высказать свои впечатления. Поясняет, что старший мальчик везёт малыша. Спрашивает : Как вы думаете малыш доволен? Почему? Выслушивает ответы, уточняет их, задаёт новый вопрос : А почему, что девочки делают?» Выслушивает ответы, обращает внимание детей на сидящего в санках медвежонка. «Не для него ли девочки что-то строят?» Уточняет ответы, предположения детей. «Мишка не хочет сидеть в санках, капризничает,- поясняет воспитатель. (э-э-э- подражают дети хныкающему медвежонку.) – Девочки говорят ему …. Как вы думаете, что они ему говорят? Воспитатель предлагает полюбоваться тем, как красиво зимой. («Падают, кружатся снежинки,» - замечают малыши.) Затем предлагает вниманию детей следующий рассказ : «Зима. Идёт пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везёт на санках малыша. Малыш доволен. Девочки взяли на прогулку медвежонка. «Сейчас Мишенька мы сделаем горку, покатаем тебя. А пока посиди в санках. «- говорят девочки. Воспитатель повторяет рассказ . Дети помогают ему, договаривая слова.

Тема : Девочка кормит курицу и цыплят.

Цель : Научить детей понимать жизненно важный сюжет, изображенный на картине , развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя , расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картине .

Ход : Занятие проводится после наблюдений за живыми курицей и цыплятами. На картине изображена девочка , которая держит чашку с кормом и сыплет его цыплятам. Рядом на корточках сидит малыш и смотрит, как цыплята клюют. Курица пьет из банки воду. Дети осваивают следующие слова : курица, цыплёнок, клюют, пищат, пьет, кормит. Показывая картину , воспитатель говорит : «На картине нарисованы дети , курица и цыплята. Цыплята жёлтые, пушистые, маленькие. Как пищат цыплята?» - «Пи-пи-пи» .-«А курица большая, пестрая, она любит своих цыплят и зовет их : ко-ко-ко. Как она зовет цыплят? Дети заботятся о курице с цыплятами. Девочка сыплет зерна и зовет курицу. Как девочка зовет? Если правильного ответа не последует, воспитатель говорит сама : «Цып-цып.» Дети повторяют . «А что дети налили в банку?» - «Воду» «Курочка пьет её. Мальчик смотрит, как пьют цыплята.»

Тема : Игра с куклой

Цель : Учить детей понимать изображенное на картине , отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию; формировать умение соотносить предметы, изображенные на сюжетной картине , с соответствующими предметными картинками ; развивать наблюдательность.

Ход : Воспитатель предлагает вниманию детей картину : «Игра с куклой» . Дети называют то, что видят : купают куколку, девочка купает куклу. Девочка выкупала куклу и смывает с неё мыло- говорит воспитатель. Рядом с девочкой стоит….? (мальчик) . Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть Катю. А что лежит на скамеечке? На стуле? Воспитатель уточняет и обобщает ответы. Я раздала вам картинке ,- говорит воспитатель. Посмотрите и скажите, у кого какая картинка . (Дети называют картинки , воспитатель проверяет правильность ответов). Когда девочка собралась купать куклу,ей потребовались -табуретка и ванночка. Посмотрите на свои картинки и догадайтесь у кого ванночка. Затем девочке потребовалось мыло, губка. У кого они? Кружечка, полотенце? У кого эти вещи. Что наденут на куклу? (Колготки, рубашечку, платье, туфельки) . У кого эти вещи? Вот и мы помогли девочке в белом фартуке. Всё приготовили : табуретку, ванночку, мыло. Теперь она может купать куклу. Далее воспитатель рассказывает детям содержание картины : «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на неё ванночку, налили в неё воды. Рядом на красную скамеечку положили губку, мыло. Раздели куклу. Одежду её аккуратно положили на большой стул, малюсенькие синенькие ботиночки под стул поставили. Видите, а Ваня стоит рядом и держит белое полотенце в руках. При необходимости воспитатель повторяет рассказ ещё раз .

Тема : Дети играют в кубики

Цель : Учить детей понимать сюжет картины , отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.

Ход : Вниманию детей предлагается картина «Дети играют в кубики» . Воспитатель рассказывает , что на ней изображено. Объясняет : «Девочка сделала большие красивые ворота» Просит показать ворота, которые сделала девочка. Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, и предлагает ребенку построить такие же на столе. Воспитатель предлагает детям сравнить ворота, сделанные ребенком, с теми, что на картине , и дает образец высказывания. Дети повторяют : «Сверху ворота красные, а снизу жёлтые.» Воспитатель обращает их внимание на то, что мальчик построил красную башню, задает вопрос : «Что построил мальчик?» Далее дети рассматривают , что везет мальчик в полосатой рубашке. (машину. В машине кубики) . «Зачем мальчик в полосатой рубашке везёт кубики?» «Что ещё видите на картине Выслушав ответы, он уточняет их, хвалит детей за наблюдательность. В заключении ребята слушают рассказ воспитателя : «Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в чёрных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу жёлтая, вершинка- острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке- шофёр. Бип – бип!-сигналит он детям. Закончив рассказ , воспитатель приглашает детей подойти к картине и рассмотреть её . Поощряет попытки построить такие же башню и ворота, как на картинке .