Конспект ннод по художественно-эстетическому воспитанию в старшей группе. рисование "дымковская игрушка"

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Воспитатель Калюжная Ольга Николаевна

  1. Программные задачи:

а) Дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.

б) Дать знания об элементах узора.

в) Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Обогащение словаря: землянка, мастеровые, обжиг, обеливание, узоры, ярмарка.

  1. Предварительная работа:

Рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов; рассматривание народных игрушек, сделанных из дерева, глины, лозы; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек.

  1. Методические приёмы:

Письмо, кукла Незнайка, дымковские игрушки.

  1. Ход занятия

Воспитатель в русском национальном костюме:

Дети, давно обещала я рассказать вам о Дымковской игрушке, но всё сомневалась: всё ли я знаю о ней и поэтому написала в деревню Дымково письмо с просьбой рассказать мне всё об их игрушках. И вот, наконец, мне пришёл ответ.

Показывает конверт с письмом.

Хотите узнать, что здесь написано?

Послушайте, о чем рассказывает письмо:

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места,далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться,что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку,а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

(Показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную)

Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

(На стол выставляются дымковские игрушки. Дети рассматривают их, называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая игрушку).

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду посмотрю.

Приносит куклу Незнайку.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Незнайка: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Расскажите ему всё, что вы запомнили из моего рассказа.

Во время детских рассказов помогаю наводящими вопросами:

  1. Откуда появились Дымковские мастера?
  2. Почему игрушки называют дымковскими?
  3. Как готовили мастера глину?
  4. Чем пользовались во время лепки?
  5. Что делали после того, как слепили игрушку?
  6. А как игрушки становились белыми?
  7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только больше не опаздывай.

Незнайка благодарит детей за интересные рассказы, прощается и уходит.

Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка

Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?




Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.


Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.


Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?


Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети На игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.




Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Проект «Дымковская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста.

Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ СПДС, с. Валы
Описание работы: предлагаю вам проект для детей старшего дошкольного возраста «Дымковская игрушка». Данный проект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи. Формировать детей представление, что при лепке реальные образы преображаются в сказочные, декоративные.
Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Познакомить с содержанием народных игрушек (показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром). Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для крашения игрушек. Развивать умения расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции. Развивать умения расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором. Формировать умения детей передавать в лепке характерные особенности внешнего вида «барыни». Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: творческий, обучающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители детей.
Актуальность проекта: Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве «Дымковская роспись».
2. Проведение НОД на тему: «История дымковской игрушки».
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор частушек, песен, стихов.
5. Проведение недели на тему «Дымковская игрушка» в группе.
6. Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию детей (рисование, лепка).
7. Заготовка глины для лепки дымковской игрушки «Барыня».
8. Помогает готовить презентацию проекта.
Деятельность детей:
1. Принимают участие в организованной образовательной деятельности.
2. Разучивают частушки, стихи, песенки.
3. Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
4. Рисуют дымковские игрушки и расписывают их элементами дымковской росписи.
5. Лепят дымковскую игрушку «Барыня».
6. Расписывают игрушку дымковской росписью.
7. Делают вывод о завершении работы.
8. Представляют продукт деятельности.
Деятельность родителей:
1. Присутствуют на ярмарке «Дымковской игрушки».
Последовательность работы над проектом:
1. Рассматривание дымковских игрушек в рабочей тетради по основам народного искусства Т.Я. Шпикалова.
2. Сбор материала для рисования, лепки.
3. Заучивание стихов, частушек, потешек, песен.
4. Рисование и роспись дымковских игрушек.
5. Лепка дымковской игрушки «Барыня».
6. Роспись дымковской игрушки.
7. Подведение итогов работы.
8. Приглашение гостей.
9. Презентация проекта.
Ход проекта:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать на ярмарку. На ярмарку «дымковских игрушек».
Дети рассказывают потешки, имитируя действия персонажей.
Ребенок: Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Ребенок: Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка – дружок.
Ваня ехал, поспевал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит-
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
Путь – дорогу показали.
Путь – дорогу показали
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам».
Ребенок: Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь богатырь
Для Алеши - удальца.
Ребенок: Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород!
Воспитатель: Обратите внимание, гости дорогие на игрушки. Гости рассматривают нарисованные детьми дымковские игрушки.





Воспитатель: Это еще не все, что вы увидите на нашей ярмарке.
Дети под музыку «Барыня», представляют рассмотреть вылепленных из глины и расписанных «барынь».
Гости рассматривают «Барынь».




Воспитатель: Ну, вот, гости дорогие, ребята познакомили Вас с тем, как дымковская игрушка является одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. И вот мастера из нашего детского сада продолжили народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в нашем саду «дымка», принося радость детям и взрослым.
Итог проекта: В группе организована выставка «Дымковская игрушка». В дальнейшем нарисованные детьми в ходе реализации проекта дымковские игрушки и вылепленные «Барыни» станут наглядным пособием для занятий по ИЗО в нашем детском саду.

Благодарим за внимание!!!

Конспект занятия «Путешествие к мастерам Дымковским»

Программное содержание образовательной деятельности:

«Художественное творчество»

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

«Познание»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

«Социализация»

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

«Музыка»

- развитие музыкально-художественной деятельности;

«Художественная литература»

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,

«Коммуникация»

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, картины с изображением дымковских игрушек, цветные жетоны(красный, зеленый, синий), ковер, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

(картина с изображением села Дымково)

- А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Рассматривание картин с изображением «Барышня», Петух» , «Конь» и др.)

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки. Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.

Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями .

Кто такие подмастерья?

- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

(Картины с образцами цветов дымковской росписи).

У мастеров есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Садитесь удобнее, начинаем работу.

(Самостоятельная работа детей за столами).

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

(Дети располагают свои работы возле доски)

Ребята мастерам очень понравились ваши игрушки.

Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующей вашему настроению и скажите почему выбрали именно жетон этого цвета.

(Дети отражают свое настроение при помощи магнитов).

Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ).