Когда празднуют ночь на ивана купала. Славянский праздник купала его традиции и история

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее.

В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.

В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.

На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.

Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.

Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается". Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.

Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.

Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.

Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.

Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника . Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы.

В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много будет грибов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Обычай отмечать день летнего солнцестояния, День Купала , сохранился еще с древних времен. Купальская ночь известна сегодня больше, чем зимнее солнцестояние, весеннее или осеннее Равноденствие.

Под Купалой православные понимают святого – Ивана Предтечу, у кого-то такой праздник именуется «Иванов купала», «Праздник Ивана Купала» либо просто «Купальская ночь». В понимании простого обывателя нужно просто побольше купаться в такую ночь. Это все, что осталось в родовой памяти.

Путаница происходит также и с именами – Иван, Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча – это по современному православию, которое имеет корни католические. В староверческих общинах праздник Купало не называют именем Иван вообще. А если брать родноверческие обычаи – тех родов, что чтут времена и знания дохристианской Руси, там также праздник именуется просто – «праздник Купала ».

По зимнему солнцестоянию у православных есть сомнения в датах, которые предлагаются родноверческими общинами славян, точно так же, как по купальской ночи. Какие-то христианские церкви празднуют этот день 7 июля, а кто-то из людей празднует 24 июня. Ни та, ни другая дата не совпадают с солнцестоянием, который отмечается в северной традиции – с 21 по 22 июня , на ранней зоре.

Из года в год, в ближайшие 7 лет, дата такого праздника будет одна и та же, только меняться будут часы наступления события. Астрономическое время важно для тех, кто ищет Цветок папоротника , собирается всерьез обратиться к Богу Купало .

Говоря «день Купало», имеют в виду не время суток, а день как таковой – дату. Это еще от того, что такой день самый длинный в году, поэтому все и радуются, отмечая его. Если говорят «ночь Купало», то имеют в виду само ночное время, которое является самым коротким в году. В эту темную пору только-только приходит, зарождается, набирает свою силу Летнее Солнце.

Как определить дату купальской ночи?

Какая самая короткая ночь в году - та и будет волшебной Купальской ночью. Эта ночь перед самым длинным днём, астрономической датой летнего Солнцестояния. В 2018 году Купальская ночь - с 21 на 22 июня , а новый день 22 июня - это уже первый день под властью Купало - Бога летнего Солнца. Массовое народное празднество проводится три дня, в наши дни может быть приурочено на выходные.

Ночь накануне праздника Ивана Купала

Наши предки считали ночь накануне купальской ночи «страшной». Это отражено и в произведении Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы». Неслучайно день накануне иногда назывался и Ведьминым днем . Как утверждал собиратель народных пословиц и примет В. Даль, в этот день все колдуньи слетались на шабаш на Лысой горе, совершали множество проказ и злодеяний. По другим мифам, именно в эту ночь в Явь проникает Скипер-Змей , посланец Хаоса. Девушки вспоминают купальские песни, юноши полны ожиданий… Кто-то радуется прекрасному славянскому празднику - Волшебной Купальской Ночи, а кто-то знает, что темная навья сущность Скипер-Змия поднимается из непостижимых глубин тонкого мира и незримо расправляет крылья над нашим миром во всю свою темную мощь. В день накануне светлого славянского праздника Купала, в день расцвета Солнца, летнего солнцестояния, летнего солнцеворота, встает на Землю русскую темная рать, чудовищное порождение Нави, ведомое жадным до человеческих душ Скипер-Змием.

То не пыль в поле распыляется,

Не туманы с моря поднимаются,

То с восточной земли, со высоких гор

Выбегало стадо звериное,

Что звериное стадо - змеиное.

Наперед-то бежал лютый Скипер-Зверь!

(«Веды Перуна»)

Странно, змеи оживляются в эту пору. Считалось, что «змеиные свадьбы» собираются в местах, которые названы в народе «проклятые змеиные горки».До сих пор рассказывают сказки про то, что если девушка ненароком взглянет на змеиную свадьбу, сама станет невестой Скипер-змия.Злоба, зависть, подлость – все это сила Скипер-Змия. Как существо из другого мира, имеющий другую форму существования, в Яви он питается этими человеческими чувствами, жадно съедая души тех людей, которые допустили в себе такое.

Другие свидетельства наблюдений народных – в эти дни, когда со своим войском надвигается Скипер-Змей, часто видят орды мышиных стай, налетают тучи воронья.Память хранит наблюдения призраков, небесных знамений смерти и бед. Считалось, что если в этот день склонить ухо к земле, то слышно, как стонет Мать - Сыра Земля.

В день перед купальской ночью

Но самая волшебная купальская ночь в году начинается самым чародейным днем! Чудеса северной магии свершаются до сих пор, ибо поныне живет Природа и дарит нам свою силу.

В эти дни у нас на Севере народ начинал очищение с утра перед приходом Купало. Это важная часть любого славянского праздника, а этого — особенно. Перво-наперво чистились колодцы, считалось, что вода будет особенно «здоровой», если почистить именно в этот день.

Днем – готовили лечебные травы да веники . Славянские девушки-женщины после обеда отправлялись в лес, с песнями готовили молодые березовые веники. Веник, собранный в этот день – волшебный. Мало того, что силы особые дает, когда им паришься в бане, так им можно обрядить отелившуюся корову – и будет молока хватать и теленку, и хозяевам. Можно погадать. Кинешь на крышу бани: если веник упадет вершиной к кидающему – жизнь будет красна – весела!

Заготавливали волшебных трав на весь год! Обязательно в этот день готовили травы к вечерней бане. Собирали особые веники «лучистых трав» -тимьяна и чабреца, папоротника, иван-да-марьи, лютика – купальницы, мяты, зверобоя, мать-и-мачеху, чистотела, ромашки и полыни. Многие говорят, что к этому славянскому празднику лучистые травы входят в силу, а лютые еще собирают силы в кореньях. «Лучистые» травы – безусловно, целебные, чистые травы.

«Лютые» травы - те, которые заключают в себе и яд, и лекарство, и колдовство. Большинство «лютых» трав опасны не всегда, а только в определенные моменты. Так вот на этот день яд «лютых трав» оставался в корнях – «водосбор», «ясенец», «вех», «болиголов», «дурман» и «белена».

Пока девушки забавлялись с цветами-травами для гадания, взрослые женщины собирали богородскую траву чабрец для хозяйства. Лежит до праздника Ярило, а этот день жгут эту купальскую траву на железной тарелке, делают обход. А на новом Купало - новую траву собирают.

Ещё важно в этот день - заговоров нашептать, наузы наделать .

Великий день имеет сакральный смысл – это вершина лета, день, противоположный зимнему Солнцестоянию. День, когда планеты, Солнце встают так, как не делали это ни разу в течение всего года. Это день и ночь, когда стираются границы между мирами, между реальным и магическим, все вокруг – Природа, люди, Боги – объединяются великой песнью, прославляющей эту землю.

Как и перед Колядой, в это время можно гадать и угадывать, загадывать и получать исполнение желаний .

Наузы, этот известный способ белой магии славян, оберегают, лечат, закрепляют то, что намечается, привораживают, помогают преодолевать препятствия, останавливают злых духов, устанавливают магическую связь на расстоянии и поддерживают духовную силу. Вот сколько полезных свойств у науз вообще, и у науз с купальской травой в частности! Волшебные силы имеет завязанная науза с травой, собранной в этот день! Сила летнего колдовства и магия древних славян бурлит в нём весь год!

Любили девушки раньше гадать на богачках. Богатыньки, багавочки, пухавки – вот так называли эти цветочки одуванчики. Надо было сорвать нераспустившиеся пока цветочки и поставить в угол к Чурам на ночь, потом посмотреть, что с ними стало? Распустится, не завянет – родной тот человек будет жить и процветать. На жениха-то погадать – самое милое дело! Укрыть цветок под подушкой да и подождать утра, всё узнаешь. Распустится цветок - выйдешь замуж в этом году!

Надёжнее всего собрать двенадцать разных цветков, положить под подушку – вот суженый-ряженый и привидится во сне:

Одиннадцать цветов,

Двенадцатый – колос,

С кем бы во сне повидатцы,

С тем бы и навек повенчатцы.

А еще можно заранее побеспокоиться, завить венок на березке или из ржаных колосьев на поле, да накануне Солнцеворота сбегать посмотреть, у кого коса расплетется? Расплетётся – так выйдешь замуж в этом году!

А к вечеру – умывались вечерней росой, чтобы получить силу и здоровье от Мать - Сыра Земля, силу, которая так нужна для сохранения своей душевной чистоты в разгар нашествия Скипер-Змия. Во ржи в росе катались для здоровья, без одежды.

Вот такая подготовка к славянскому празднику Купало велась, тщательно, не спеша. А закончить этот день надо другим славянским праздником!

Одеть свои лучшие украшения и отправиться парням улыбаться, искать вместе с самым симпатичным из них цветок папоротника! Начинаетсядревний славянский праздник Купальской ночи !

В купальскую ночь

Огонь купальского костра, ветер, подхватывающий девичьи венки, чистая вода, дар земли – папоротников цвет – все стихии призваны славянами для того, чтобы лучшие, светлые чувства вознесли всех и каждого в эту короткую ночь.

В эту ночь, по верованиям славян, отмеченным А. Афанасьевым, свершалась символическая свадьба между Огнем и Водой на земле. Лучшие обряды праздника Купалы связаны с гаданием у воды и купальским костром. Даже обычные люди в самую короткую ночь жгли костры на берегах рек, купались в ночной росе и в утренней речной воде, плясали вокруг дерева и погружали его в воду, искали целебные и волшебные травы,например, цветок папоротника (как у Гоголя в повести), и охраняли себя от зла, от пришельцев из мира духов.

Девушки и парни, конечно, не спали всю ночь. Собирались окрест в одно место, разводили у реки костёр, готовили из принесённых продуктов кашу, яичницу.

Шалости в славянский праздник Солнцеворот были узаконенным делом. Например, парни и девушки окачивали друг дружку водой, бегали по лесу, шалили на улице с соседями. Молодежь замолачивала, закатывала шалости. Закрывали стеклом или кадушками печные трубы, припирали снаружи двери, переносили поленницы, выкладывали дрова на дороге или выкатывали телеги.

Никто не спит в эту колдовскую ночь славянского праздника Солнцеворота. Бегает молодежь вплоть до утра, светло, уж кукушка кукует, всё неймется!

Две мощные стихии сходятся в эту ночь, чтобы породить чудо Любви. Огонь очистит, вода омоет, если всё сделаешь правильно. Радостно и весело чествовать Солнце купальскими огнями! Набрав крапиву, шиповника, всяких жгучих растений, накрывали заготовленные кучи сухих сучьев и хвороста. Подождав, когда за небесным краем скроется солнышко, начнёт гаснуть заря вечерняя, взгнетали во славу Солцеворота живой огонь, руками сделанный. В сухой березовой дощечке прорезывали круглое отверстие, пригоняли в отверстие полено. Трением этим вытирали огонь.

Дело это одних стариков. Остальные, пока взгнетают старики живой огонь, молча и неподвижно стоят вокруг, ожидая чудного явления Семаргла , Бога Огня. Рядом стоит девочка-подросток, перворожденная своей матерью, вся в цветах с лучиной в напряженных, поднятых вверх руках.

Тихо, несмотря на множество людей. Безмолвно стоят люди. В тёмной уже тишине слышно только шуршание сухого дерева, шептание тихих заговоров да вздохи старушек.

Вот задымилось, вот полыхнуло. Девчонка бережно подносит к огню лучину. Явился царь-бог! Снизошел на землю! Загорелся костром великий дар животворящего Бога! Старикам подносят воду, которой они обливаются. Крики, радость, веселье.

Вся молодежь собралась перед кострами – венки, да травяные пояса у девушек, парни с цветами на головах. Весёлые взгляды, смех, перешептывания. Для очищения сжигали на кострах старые сорочки, в особенности рубашки больных.

А уж если прыгнуть через купальский костёр, не размыкая рук, то свадьбу осенью точно гулять станут!

И, конечно, вершина праздника - купание огненного колеса!

Конечно, без поиска цветка папоротника тоже не обходится! Не беда, что волшебные огоньки в лесу зажигают именно светлячки, которые в эту ночь тоже как-то волнующе не спят.

До утра не смолкает веселье. А на заре, когда уж совсем свободно в лесу от нечистых духов, расходятся по перелескам да овражкам. Дети, зачатые в Купальскую ночь, будут здоровыми, красивыми и обладать колдовским даром. И тихо заканчивается этот славянский праздник Солнцеворота, осеняя влюблённых алыми цветами и спелыми колосьями.

На утро после купальской ночи

А по утренней росе - собирали целебные травы на весь год. Верили, что все травы голосом поведают, от какой болезни они лечат, а чтобы нарвать их, нужно очертить вокруг себя круг «Колядовским огарком» (свечой, сохранившейся с вечера праздника Коляды). Тот, кто совершил этот обычай, прославится в качестве знахаря, так как получит обширные знания о свойствах лекарственных растений.

Подробнее о славянском Боге Купало (Купала).

Фото из открытых источников

Купания, прыжки через костер, гадания и поиск цветущего папоротника. Основные атрибуты Ивана Купала, отмечаемого в ночь с 6 на 7 июля , пожалуй, известны каждому, но сам праздник далеко не ограничивается лишь этим.

Ивана Купала с легкостью можно называть древним праздником. Спустя много лет он остается все таким же популярным и одним из наиболее неординарных дней, к тому же, известным своими оригинальными традициями и обрядами. О них, а также в целом о празднике расскажем детальнее.

Когда празднуют Ивана Купала?

Мы не зря начинаем именно с этого вопроса, поскольку он остается одним из наиболее частых, а путаницы в дальнейшем стоит избегать.

Есть две даты Ивана Купала . По старому стилю его праздновали (и, кстати, многие все еще продолжают праздновать) во время летнего солнцестояния (20-22 июня ). Этот период был временем празднования еще у язычников.

С момента появления в Украине и прочих странах, празднующих Ивана Купала, христианства дата поменялась. По новому стилю теперь это ночь с 6 на 7 июля. Таким образом, Ивана Купала совпадает с одним из известнейших православных праздников – Рождеством Иоанна Предтечи.

Предположительно , Ивана Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

Откуда вообще название Ивана Купала?

Стоит сразу уточнить: дохристианское название праздника до сих пор неизвестно . Само же название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (в переводе с греческого - погружатель, купатель ).

Другие названия : Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Кокуй, Иван-травник, Сонцекрес, Купайло, Купалле, Іван Калдунски.

Чего нельзя делать на Ивана Купала?

Считается, что на Ивана Купала просыпается разного рода нечисть - ведьмы, змеи, водяные, русалки, оборотни. Поэтому в эту ночь нельзя спать .

Кроме того, в этот период не принято ничего отдавать, продавать и занимать, иначе семья может обеднеть.


Фото из открытых источников

Какие обряды и поверья связаны с Ивана Купала?

Ключевые символы Ивана Купала – вода, огонь и травы.

Обязательный атрибут номер один – купание на восходе солнца. Считается, что таким образом человек проходит своеобразную процедуру очищения – смывает с себя заболевания и укрепляет иммунитет. Купание происходило в различных местах: кто-то очищался в реках, кто-то готовил для этого баню.

Потом наступала очередь огня . На возвышенностях или у рек разжигались костры. Иногда огонь добывался древним способом – трением дерева о дерево. Костры разжигали поздним вечером и зачастую жгли до самого утра.

Что интересно , в селах к костру должны были выйти все женщины села. Та, которая не появилась, попадала под подозрение в ведьмовстве .

Вокруг костров водили хороводы , но наиболее известное его предназначение в другом.


Фото из открытых источников

Через костер прыгали: как в одиночку парни и девушки, так и пары, которые держались за руки. Считалось, что если молодые люди преодолевали костер, не отпуская рук друг друга, значит, им суждено быть вместе. Если руки размыкались, то это означало, что пара скоро расстанется.

Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между купальскими кострами , для того чтобы их не постигла смерть и болезнь.

Еще одним важным атрибутом праздника были и остаются гадания .

Девушки гадали на суженого – плели венки из 12 разных видов растений, после чего пускали их по воде.

Если венок потонет , девушка не выйдет замуж в этом году, если отплыл от берега – свадьба уже близко.

Кроме того, в этот день принято собирать цветы для гадания – богатки . Найдя цветок, девушка клала его под подушку. Если бутон распустился – замужество скоро, если завял , то придется подождать.

В ночь на Ивана Купала девушки ходили в лес собирать лекарственные травы и цветы, которые, согласно поверьям, в этот период насыщались особенной силой.

К примеру, сорванный в купальную ночь цветок иван-да-марья необходимо было вложить во все углы своей избы. Считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме.

Ну и, конечно, официально стартовала охота за папоротником .

Найди его, если сможешь

Существует поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купала, цветет папоротник .

Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даст тому, кто найдет и сорвет его, особенные силы и возможности .

В частности, обладатель цветка становится прозорливым, получает возможность понимать язык животных, видеть все клады, становиться невидимым, принимать любое обличье, а также открывать замки сокровищниц, лишь приложив к ним цветок.

В целом, вот такой он праздник Ивана Купала. Особенный и оригинальный .

01.07.2017 | 12:03

Доброго времени суток. С вами маг Азал, и сегодня обсуждаем Ивана Купала — праздник, обычаи и традиции Иванова дня. Вы получите ответы на вопросы, кто такой Иван Купала, когда проходит этот праздник и как его провести, можно ли купаться в этот день, зачем прыгают через костер, какие травы собирать, какие обряды, гадания и ритуалы можно провести, какие обереги изготовить самому и др.

Праздник Ивана Купалы — история и традиции

История и традиции праздника Иваны Купалы восходят к древним славянам. Это праздник летнего солнцестояния — один из самых сильных дней, один из 8 основных магических праздников Колеса Года, насыщенный мощной природной энергетикой.

Праздник славяне отмечали в честь языческого бога Купалы, который обрел известность далеко за пределами язычества. Это пограничное существо, кровавый бог границ, который частенько подшучивает над людьми. Однако в день летнего солнцестояния стираются грани между различными мирами, и он становится основным защитником человека.

Кто такой Иван Купала

Кто такой Купала, понятно. А кто такой Иван Купала? Дело в том, что с появлением христианства и установлением его власти на славянской территории этот день стали отмечать как рождество Иоанна Предтечи.

Церковь активно запрещала, порицала празднование Купальской ночи, но не смогла искоренить на все сто языческие обычаи и традиции. Оба праздника — языческий и христианский — наложились друг на друга, равно как и их названия. Отсюда и появилось знакомое нам Иван Купала.

Когда проходит праздник Ивана Купалы

По старому стилю праздник Ивана Купалы проходил в июне-месяце 24 числа, сейчас отмечаем 7 июля. Готовятся с вечера накануне Ивана Купалы, 6 июня. Основное празднование проходит в ночь с 6 на 7 июля. По традиции Купальскую ночь проводят в бдении и шумном праздновании.

Ивана Купала — смысл праздника с точки зрения мага

Энергетика Купальского праздника такова, что максимально истончены грани между мирами. Все становится другим. Различного рода существа — как светлые силы, так и вся нечисть на Иван Купалу более активно себя проявляют. Поэтому этот день отличается тем, что происходит масса чудес, необъяснимых явлений, знамений, знаков и пр.

Магия на Ивана Купалу усиливается в возможностях, так как больше шансов быть услышанным силой. Обряды приобретают особую силу. Основным защитником и помощником в этот день выступает Купала.

К Купале обращались за защитой от водной нечисти, защитой брака, детей. К нему обращались для защиты всех, кто находится на воде, чтобы сохранял их в дороге. Купала может менять и сводить судьбы людей, поэтому частые обряды на Иван Купала — привороты, очищение, улучшение доли, избавление от бед и несчастий.

Человек, желающий воспользоваться возможностями этого дня, может получить ответы на свои вопросы, загадать желания, провести магические работы по коррекции своей судьбы. Актуальны очистительные ритуалы, можно заручиться поддержкой различных сил, найти союзников среди духов.

В этот день колдовские обряды были сильными, а гадания отличались особой точностью. День хорош для жреческих посвящений и магических инициаций разного рода.

Где праздновали Иван Купала

Для празднования Купальской ночи люди объединялись вместе по нескольку ближайших селений. Накануне выбирали место, где праздновали Иван Купала — это обычно была большая поляна, на которой могли уместиться все желающие. В эту ночь никто не спал — ни старики, ни больные, ни дети.

На поляне к вечеру разжигали огромные кострища, проходили массовые шумные празднества. Костры жгли, так как к огню стремятся светлые духи, и огонь отпугивал нечисть.

На поляне, где праздновали Иван Купала, обязательно был большой камень с ровной поверхностью. На него люди складывали подношения для светлых духов и богов, чтобы они могли присоединиться к празднованию.

Дома не оставались в эту ночь. Если кто-то не выходил на массовые гуляния, его могли счесть за ведьму или колдуна. Также не принято было по одному отходить куда-то от толпы — по возвращению вас обязательно проверят, дух вы или человек.

С крайней осторожностью относились к чужакам, которые обращались к людям, просились в дом или к костру в Купальскую ночь. Его также проверяли, человек это или дух. Если дух, то старались откупаться — выполняли его просьбу, но в дом не пускали.

Можно ли купаться на Иван Купала

На Ивана Купала нельзя купаться — можно до или после, но не в сам праздник. Почему на Ивана Купала нельзя купаться? Потому что вода в этот день другая, она становится проходом в мир мертвых. Нельзя находиться в этот день на воде.

Считалось, что любые путешествия по воде не должны проходить в этот день, иначе человек может не вернуться. Все, кто находился на воде, выходили на сушу для празднования Купальской ночи, и могли продолжить свой путь днем.

Не разрешалось в день Купалы даже смотреть на воду — на гладь озера, поверхность реки и прочее, чтобы не заигрывала водная нечисть или погибшие на воде. Этот день лучший из для поминания таких умерших.

Купаться на Ивана Купала можно, если это продиктовано необходимостью — условиями магического обряда.

Что делали на праздник Ивана Купала

Вечером накануне Ивана Купалы собирали травы для костра и обрядов. Собирали старые испорченные вещи, чтобы сжечь их в костре и освободить место в доме для хорошего. Девушки, желающие погадать ночью на суженого и замужество, плели венки из трав.

На праздник Ивана Купалы одевались в белые одежды, чтобы показать чистоту. Традиционное женское платье на Ивана Купала — длинная белая рубаха (с рукавами или без) в пол, прихваченная пояском на талии.

Днем проводили подготовку к обрядовой части праздника. Готовились к ночному гулянию. Основное празднование проходило Купальской ночью.

Что делают в ночь на Иван Купала

Ночь перед Иваном Купалой — особенная ночь. В это время всегда было светло от костров и очень шумно, как днем. Несколько деревень или большой город собирался вместе на этот праздник. Молодые люди из разных селений имели возможность познакомиться, присмотреться друг к другу и найти свою любовь на Ивана Купала.

Пели песни, были игры, гуляния, прыгали через костер, разыгрывали сценки, рассказывали истории, загадывали желания, проводили обряды очищения, гадали, смеялись.

Это делалось с целью защиты людей от разгулявшейся нечисти. Огонь привлекает светлых духов и отпугивает темных. Усиливали защитные свойства костра травы, которые в большом количестве бросали в огонь. Их собирали вечером накануне Ивана Купалы.

Согласно поверьям, папоротник расцветает в ночь на Ивана Купала. Наиболее отважные люди в одиночку шли в лес и искали цвет папоротника, чтобы приобрести магическую силу и возможности.

Ночь проводили в веселии, и лишь с рассветом расходились. В рассветные часы, когда показались первые лучи солнца, многие купались в росе по дороге домой и обсыхали на ветру. Считалось, что такое купание приносит здоровье. Одежду, в которой купались в росе, не стирали, а сохраняли в течении следующего года. Одевали ее в случае болезни для скорейшего исцеления.

День и утро на Ивана Купала проходило в сборе трав и отдыхе.

Обряды на Ивана Купала

Обряды на Ивана Купала проводились по трем основным направлениям:

  1. с огнем;
  2. с водой;
  3. с травами.

Обряды с огнем или зачем прыгать через костер на Ивана Купалу

Самые распространенные обряды на Ивана Купалу — обряды с огнем. С помощью огня проводилось очищение, отпугивание злых духов, люди доносили свои желания и просьбы до светлых сил.

Прыгать через костер на Ивана Купалу — это не просто элемент развлечения или народных гуляний. В ночном костре сжигали массу очистительных благовоний и трав, поэтому прыжки через костер в Купальскую ночь были очистительными.

Кроме того, в эту ночь люди охотно избавляли свой дом от ненужных и сломанных вещей, чтобы этим освободить место для чего-то хорошего, что сможет прийти в их жизнь.

В огне сжигали специально сделанные мотанки из трав для реализации своих желаний. Считалось, что светлые силы слетались к костру в Купальскую ночь, принимали угощения с большого жертвенного камня и, довольные, охотно брались за исполнение желаний.

Проводили гадания с огнем, ответы считывали по дыму.

Обряды с водой на Ивана Купалу

Обряды с водой на Ивана Купалу опирались на ее особые свойства в эту ночь. Эти обряды опасны, так как вода в Купальскую ночь является хорошим проводником в мир мертвых.

Эти свойства воды использовали для улучшения своей доли. Например, с этой целью проводили купание в реке на Ивана Купала. Невезучего человека или человека с плохой, тяжелой судьбой по специальному обряду бросали в воду.

Считалось, что все плохое должно утонуть (мертвые заберут себе), а хорошее останется. После этого обряда судьба человека изменялась. Если же не выплыл, то считали, что плохое перевесило и увело с собой человека.

В этот день вода становилась зеркалом, и на водной глади можно увидеть будущее. С помощью воды у мертвых узнавали необходимую информацию, задавали важные вопросы, гадали. Поминали умерших на воде — пускали хлеб с медом по воде для них.

В день Ивана Купалы, чтобы смыть с себя беды и несчастья, человека обмазывали медом, и он шел мыться в воду. По воде разбрасывали защитные травы. Когда он выходил, его одевали в чистые белые одежды.

Вода в этот день являлась возможностью встретиться и пообщаться с мертвыми. Для этой цели днем 6-го июня мастерят лодочку. В лодочке устанавливают свечу, на дно кладут вещь или фото умершего, а напротив свечи сажают куколку.

Куколкой может вступать палка с пятью концами, похожая на человечка. Куклу можно сплести из трав или вырезать из дерева.

Кроме этого, для мертвого в лодочку клали угощение — хлебные крошки с медом. Писали на бумажке вопрос. Бумажку складывали и также клали в лодку.

Ночью в одиночку без света (чтобы не спугнуть мертвых) шли к водоему, зажигали свечу в лодочке и отпускали лодку в плавание по воде.

Считалось, что ответ человек получит в ближайшее время, максимум до года. Мертвый может вмешаться в жизнь и указать на ответы по знакам или присниться. В случае, когда получали ответ, приносили откупной мертвому на то место, откуда пускали лодочку.

Обряды с травами на Ивана Купалу

Считалось, что травы в дни праздника набирают свою максимальную силу. До Купальской ночи собирали травы для костра и для защиты дома, чтобы нечисть в доме не поселилась.

После Купальской ночи собирали травы на год вперед — в основном это были травы, обладающие защитными и лечебными свойствами. Считалось, что наиболее сильными целительными свойствами наделены растения на Ивана Купалу, срезанные на рассвете при первых лучах солнца.

Если травы шли собирать в лес, то обязательно задабривали лешего. При входе в лес оставляли ему алкоголь, хлеб и жменю листьев табака. В этом случае леший проявит благосклонность, проведет лесными тропами к наиболее сильным травам, убережет в лесу, не даст заплутать.

Знахари собирали травы, используя специальные заговоры на Ивана Купалу — как общие при сборе трав, так и для сбора конкретного вида растения.

Если растения на Иван Купала собирали для гадания на венке или исполнения желания, то это делали до захода солнца 6-го июня.

Чтобы улучшить свою долю, на рассвете утром на Иван Купала человек, не глядя и не выбирая, рвал 7 жменей трав. Травы приносил домой и принимал с ними ванну 7 дней подряд.

Какие травы собирают на Иван Купала

Травы на Иван Купала собирают по необходимости, в зависимости от своих целей. Хранить такие травы разрешается максимум 2-3 года, после чего они полностью утрачивают свои свойства и их сжигают.

Основная трава, которую обязательно собирают на Иван Купалу — это полынь. Полынь успокаивает Купалу, когда он бушует, поэтому ее всегда кидали в костер на Купальскую ночь. Кроме того, она обладает защитными, лечебными, очистительными свойствами.

Второе растение, которое любит Купала — папоротник. Когда срывали папоротник, его иногда вытягивали с корнем — кусочком корневища. Такие корешки вешали на шею или по дому для защиты.

Специально корни папоротника для защиты выкапывать нельзя! Только тот дух растения, который готов помочь, отзовется и поделится с вами кусочком своего корня.

Обереги на Ивана Купала

Для защиты дома от нечистой силы и колдовских чар собирали специальные вязанки, которые вешали на ворота. В наше время жителям квартир такую вязанку полезно повесить над входной дверью. Вязанка является хорошим оберегом на год вперед.

Травы для вязанки собирали вечером накануне Ивана Купала до захода солнца. Основные травы, которые входили в такую вязанку — полынь, папоротник, иссоп, чертополох, зверобой. Все они обладают выраженными защитными свойствами.

Иногда в вязанки добавляли и другие травы, например, девясил, лаванду, шалфей, крапиву. Считалось правильным собирать 3, 7, 9 или 12 трав на Ивана Купала в защитную вязанку. Изредка знахари собирали для нее 21 вид трав.

Такую вязанку самостоятельно с ворот не снимали. Ждали, когда ее ветер или кто-то ее сорвет.

Любовные обряды на Ивана Купала

Праздник Ивана Купала — не праздник без любовной тематики. Купала мог не только сводить судьбы, но и развести неугодные ему пары. Считалось, если свел Купала, то это на всю жизнь. Верно и обратное — надломившиеся в этот день отношения не смогут восстановиться.

Купала охотно помогал людям в любовных делах, поэтому в его день часто проводили гадания на любовь, на суженого, делали вызовы любимых, привороты, работы по укреплению и защите брачных уз.

Замуж на Ивана Купала

Свадьба на Ивана Купала — хорошо или плохо? Можно ли выходить замуж, жениться на Иван Купала? Славяне день Купалы считали лучшим из летних дней для соединения судеб влюбленных, поэтому обряды венчания у славян в этот день были очень распространенными.

Молодожены испрашивали благословения Купалы, чтобы взял в юности и привел к старости. Выйти замуж на Ивана Купала — значит иметь крепкую семью.

Приворот на Ивана Купала

Люди часто использовали свойства Купальского дня, стремясь устроить свою личную жизнь. Приворот на Ивана Купала, заговор или любовный обряд обладает большей силой, чем в другой день. Слова заговора или приворота лучше слышно силе из-за стертости граней, разделяющей различные миры.

Однако любые ритуалы в этот день являются и более опасными, так как нечисть гуляет, и на зов может отозваться любая сила — причем, часто совсем не та, которую призывают в рамках обряда. Плата за ошибку порой была слишком высока, поэтому любовные обряды проводили только знающие люди.

Приметы на Иван Купала

Верная примета на Иван Купала — если отношения завязались в этот день, то это произошло с его благословения, и такие отношения будут крепкими.

Люди замечали места, куда на Иван Купала ударила молния. Желая приобрести себе защитника, человек стремился к этому месту. Искали камень или дерево, в которое попала молния. Если находили, забирали себе — эта вещица имела сильные защитные свойства.

Есть и сельские приметы на Ивана Купала:

  • если на Иванов день много росы — к богатому урожаю огурцов;
  • если в Купальскую ночь звездно — будет много грибов;
  • если в Иванов день гроза, то орехов будет много, но все будут пустые;
  • до Иванова дня дожди прибавляют хлебов, после этого дня — убавляют.

Рожденные на Иван Купала

Если родился на Иван Купала, значит человек считался близким Купале. Ему легче, чем другому, испросить благословения, защиты и помощи у Купалы. Если рожден на Ивана Купалу, то легче добиться хороших отношений с ним, его заступничества и покровительства.

Праздник Ивана Купала, обычаи и традициями этого дня у славян — неисчерпаемая тема. Надеюсь, наиболее важные аспекты магического значения этого дня я вкратце осветил. Вскоре выйдут дополнительные статьи с практическими вещами — гадания на Ивана Купалу и обряды на исполнение желания в этот день. Не пропустите — подпишитесь на новости сайта.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях к статье. С уважением маг Азал, автор статей и хозяин сайта “

Иван Купала - день летнего солнцеворота, после которого день начинает укорачиваться - древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе - в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании.


Для славян-язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня , теперь празднуется 7 июля .

В начале нового тысячелетия праздник в России стал возрождаться. И ныне, собственно говоря, праздник Ивана Купала - это причудливая смесь Христианских и Языческих традиций - Праздник Огня, Воды, Любви (см. видеоролики в разделе «Празднование Ивана Купала в наше время»).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение, оно является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Кроме того, название праздника увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Taufer , и в Финляндии: фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая».

Купала - не божество

В дохристианские времена не было языческого божества «Купала», оно появилось вследствие недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога и упомянул в Густынской летописи (а это, извините, уже XVII век!) божество «Купала».

Затем это недоразумение было повторено переписчиками, потом ранними исследователями славянской мифологии, а затем уже и научно-популярными и всяческими неоязыческими изданиями.

В качестве «божества», Купала мог появлялся в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, например, в песнях.

Праздник Ивана Купала и церковь

РПЦ неодобрительно относится к этому празднику, и однозначно осуждает языческие («бесовские») игрища в этот день и эту ночь. Но здравомыслящие церковнослужители понимают, что языческие традиции одним словом не перешибешь, да и не было принято в православном христианском опыте выкашивать всё дотла. Ведь в славянском мире, несмотря на многовековую давность христианства, у всех без исключения народностей купальские празднества до сих пор не утратили свое первоначальное значение.

Но за всё время христианства на Руси, некоторые народные традиции церковь старалась наполнять новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. А вот языческую традицию в народе, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы, церковь старается изжить.


Постепенно народная вера, связанная с купальскими празднествами, перешла в круг простонародных суеверий, обряды - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой , огнём и травами . Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название «Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю - с 6 на 7 июля .

По поверьям крестьян в купальскую - самую короткую - ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Вода

Массовое купание на Ивана Купалу - обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.



Огонь

Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Кроме костров, в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, играли в горелки.

Травы

Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром.

Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Кроме того, их употребляли для разжигания любви или, наоборот, для «отсушки».

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Но главным героем растительного мира в этот день становился папоротник. По преданиям, с цветком папоротника, который появляется всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Народные поверья и обычаи

* - В купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому на пороге и на подоконниках следует класть крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

* - В Иванову ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* - Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* - В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


* - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

* - Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

* - В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

* - В Иванову ночь перепрыгивали через костёр в залог здоровья и удачи, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то считалось, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Купальский костёр, огонь

Купальский костёр (купала) - ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей.

В некоторых местах шест с горящим наверху факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним за пределы поселения.



Каждое поселение организовывало свой костёр, а иногда несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика мог заменить парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Центром костра служило дерево с обрубленными сучьями и отрубленной макушкой, или шест, укреплённый в земле. Затем, наподобие новогодней ёлки, на него вешали венки, старые веники, цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь.

В ряде мест был обычай пускать вниз с холмов и возвышенностей горящие колёса, ободы от колёс, смоляные бочки.

Празднование Ивана Купала в наше время

Праздник Ивана Купала - праздник Огня, Воды, Любви

(песня «Эдерлези» из фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича, её перевод исполняет Валерия). Длительность 4:06

Славянский праздник в Саратове

Содружество «Колослава» провело 26 Июня 2010 г. в Саратове Славянский праздник Ивана Купала. Песню «Уж как ночь коротка...» исполняет группа «Колоход». Длительность 3:05