Когда должен говорить ребенок. Ребенок еще не начал говорить – есть ли повод для беспокойства

Ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, индивидуален, так же как и предположения о том, когда он поползет, сядет или сделает первый шаг. Развитие речи - сугубо индивидуальный процесс, и зависит он от многих факторов. Если родители предугадывают малейшее желание малыша, не отпускают его с рук ни на мгновение, то, скорее всего, такое чудо заговорит достаточно поздно.

Когда появляются первые звуки?

Некоторые родители переживают из-за того, что их ребенок поздно начал говорить. В действительности любой малыш уже с рождения желает общаться. Сначала посредством крика, которым малыш сообщает о том, что проснулся или хочет кушать. Любая внимательная мама быстро поймет, что именно говорит ее сын или дочка. Первые звуки, похожие на речь, появляются уже к двум месяцам. Именно в этот момент важно разговаривать с ребенком, и уже к трем месяцам он будет отвечать вам на своем «тарабарском» языке. В такой «беседе» у малыша развиваются мышцы лица и тренируются органы дыхания. Больше разговаривайте с младенцем. Делайте это во время кормления, перед сном, в период бодрствования. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок видел ваше лицо, ведь он подсознательно запоминает вашу мимику, эмоции при произнесении тех или иных слов. Чем больше вы будете общаться с малышом на первом году жизни, тем быстрее он начнет разговаривать. Общение с папой также имеет большое значение. Постепенно у ребенка формируется доверие к окружающему миру, а значит, и желание его познать как можно быстрее.

Когда появляются первые слова?

Вопрос о том, со скольки дети начинают говорить, как правило, сводится к ответу, когда малыш впервые сказал понятное слово. Примерно к четырем месяцам многие дети начинают лепетать, и взрослые слышат произнесение первых слогов. На радость бабушке или папе начинают звучать отчетливые «ба-ба» или «па-па». Эти звуки самые простые в произношении, поэтому ребенок начинает свои эксперименты с русским языком именно с них. Слоги «ма-ма» малыш скажет вслед за этими звуками, поэтому не стоит расстраиваться. Впрочем, возникшие в речи в пять-шесть месяцев, они еще не являются словами буквально. Малыш может смотреть на маму и говорить «баба». И это вовсе не потому, что он скучает по бабушке. Настоящие слова, со смыслом, появляются не раньше восьми месяцев, у большинства детишек лишь в десять-двенадцать месяцев. К концу года в детском лексиконе можно насчитать от пяти до десяти слов. Многие родители просто не замечают, когда ребенок начинает говорить, потому что эти первые слова, как правило, исковерканы до неузнаваемости. Продолжайте постоянно разговаривать с ребенком, глядя в глаза. В этот период возникают забавные ситуации, когда малыш пытается залезть руками к вам в рот. Таким образом он хочет быстрее разобраться, почему у вас получается говорить лучше, чем у него.

Когда появляются первые предложения?

К полутора годам в активном лексиконе малыша появляется несколько сотен слов, и дети начинают складывать их в предложения. Когда ребенок начинает говорить, многие слова еще произносятся неверно, а некоторые и вовсе урезаются до одного слога. Тем не менее специалисты называют это словами. Поэтому не пугайтесь, когда вы считаете, что малыш должен уже произносить сотню слов, а вы едва насчитываете пару десятков. В этот период, когда ребенок начинает говорить, важно не исправлять ошибки малыша, а показывать ему правильную речь, общаться и играть с ним. И тогда очень скоро наступят дни, когда вы будете мечтать о том, чтобы он хоть минуточку помолчал.

Вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, беспокоит чуть ли не каждого родителя. Ведь отклонения от нормы могут указывать на наличие пороков в развитии. А это серьезный повод начать беспокоиться о здоровье малыша.

Когда следует ждать от малыша первых слов?

Каждый ребенок индивидуален, и его речевой аппарат развивается в зависимости от особенностей организма воспринимать ту или иную информацию, от способности к размышлению и от особенностей психики. Поэтому ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, очень трудно, так как специального «календаря речи» просто не существует. Но есть некоторые данные, которые позволяют определить, имеются ли отклонения в развитии у ребенка или же нет.

Обычно стремление к общению или словесному выражению эмоций у деток появляется уже в 4 месяца: еще не умея разговаривать, кроха активно воспроизводит различные звуки

Как правило от детей в этом возрасте не ждут красноречивых монологов, так как они еще слишком маленькие. Но даже в столь юном возрасте можно определить, насколько правильно формируется речевой аппарат.

Примерно с 4 месяцев детки постепенно начинают произносить некоторые звуки. Уже с 6 месяцев эти звуки перерастают в предложения, только произносятся они на «детском языке». А вот уже с 8–10 месяцев они начинают при помощи звуков общаться со взрослыми, они уже четко обозначают свою позицию, требуют, чтобы им что-то дали, а также произносят некоторые слова, которые состоят из нескольких букв, например, «мама», «папа», «баба» и «дай».

Небольшие отклонения от норы не указывают наличие серьезных пороков в развитии. Некоторые детки начинают произносить первые слова в 8–9 месяцев, а некоторые и в возрасте одного года начинают произносить свои первые непонятные для взрослых слова.

В медицине нормой считается, если ребенок в 1 год знает и осмысленно произносит около 10 слов. Однако на практике такое явление крайне редкое, и если в доме напротив живет девочка, которой 1 годик и она уже во всю пытается разговаривать, а ваш малыш молчит, это еще не повод поднимать панику и бежать к врачам.

Отклонением считается, если ребенок в возрасте одного года произносит всего несколько «лепетных» слов, при этом отсутствует полностью интонация голоса, если он не может соотносить слова с действиями, предметами или лицами.

К двум годам ребенок обычно уже умеет четко произносить несложные слова, кроме того пытается воспроизвести более сложные, которые пока ему не поддаются

Обеспокоенность родителей при задержке речи у их чада весьма понятна. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок не отставал в развитии от своих сверстников. Поэтому вопрос о том, когда ребенок начинает говорить и стоит ли ждать «прорыва» речи именно в этом возрасте, весьма уместен.

В этом возрасте дети начинают активно лепетать, причем вставлять осмысленные слова в свои предложения они начинают примерно в возрасте одного года и трех месяцев. Малыш начинает понимать больше слов, соотносить их с определенными действиями, например, во время увлеченной игры. Самое важное в это время – начинать активно разговаривать с ребенком и заводить с ним диалог, в котором он непременно будет принимать участие.

В возрасте одного года и шести месяцев лепет ребенка заменяется упрощенными словами, он начинает подражать взрослым и пытаться повторить за ними некоторые слова. Естественно, что в этом возрасте полностью повторить то или иное слово у него не получится. Как правило произносит он только первый или последний слог.

К двум годам словарный запас ребенка значительно пополняется. Он уже может произносить четко упрощенные слова и невнятно сложные, состоящие более чем из 3 слогов.

Поэтому если вы зададите врачу вопрос, когда ребенок должен начать говорить, то он наверняка ответит вам, что к двум годам малыш обязательно заговорит!

Если большую часть времени ребенок предоставлен самому себе, не стоит удивляться, что речевые навыки у него развиваются крайне медленно

Этот возраст знаменит своим «прорывом» речи, причем если ранее это были отдельные слова и попытки построить предложения из 2–4 слов, то сейчас малыш готов непрерывно болтать сложными предложениями. Кстати, после двух лет и шести месяцев в речь ребенка должны войти такие вопросы как «где», «как» и «почему». Этот возраст в народе называется «почемучкой». Дети начинают интересоваться всем, что их окружает, и не только как называется тот или иной предмет, а также откуда он взялся вообще на этом мире. Например, откуда взялись деревья, почему светит солнце и т. д. То есть к трем годам ребенок уже должен произносить внятную и осмысленную речь.

Если малыш не соотносит слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, это тревожный звоночек для родителей

Основными симптомами задержки развития речи являются:

  • отсутствие активности и лепетания в возрасте одного года;
  • отсутствие понимания значения слов, не соотношение их с действиями в возрасте одного года и шести месяцев;
  • вместо предложений в два года ребенок в общении использует отдельные слова;
  • неспособность построения элементарных предложений, состоящих из 3–4 слов, в возрасте трех лет.

Формирование речевого аппарата напрямую зависит от развития головного мозга. Здесь очень важно, чтобы ребенок каждый день общался со взрослыми, иначе процесс формирования речевых навыков будет очень длительным, что может послужить серьезным отклонениям в развитии.

Однако если вы ищете ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, и решили найти его в этой статье, мы хотим вас предупредить о том, что все вышеперечисленные симптомы нормального развития речи среднестатистические и не являются непреложным правилом.

Если вы переживаете за своего ребенка и замечаете какие-либо затормаживания в процессе развития разговорного аппарата, лучше всего обратиться к врачу. Он произведет осмотр и скажет вам о наличии или отсутствии речевых пороков.

До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама», и речь оформится...

С первых минут жизни новорождённого мама учится понимать его желания. Они пока ещё очень просты и предсказуемы, но и сейчас угадать, что беспокоит малютку, бывает непросто. Уже спустя пару недель родителей ждёт достойная награда за свои труды – первая улыбка и стремление к общению. До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама» , и речь оформится в предложения. Во сколько дитя заговорит, не скажет ни один педиатр, а вот как ускорить этот процесс, должен знать каждый родитель.

Еще не речь, но уже пора заниматься

Первые звуки, издаваемые малышом, являются важной частью подготовки голосового аппарата к речи. Это гуление, свирель и лепет. Они скорее носят рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца. Во сколько должно появиться то самое «агу»?

Вспомогательные упражнения:

Гулить малютка начинает примерно с 1,5 месяцев. Вначале это протяжно произносимые гласные звуки (а-а-а, у-у-у), ближе к 3 месяцам появляются сочетания «абу» , «агу» и др. Потом крошка порадует своих родителей «песнями», в которых эти слоги и сочетания будут произноситься нараспев (7 месяцев). И к 8-9 месяцам появится лепет и долгожданное «мама».

Услышать «агу» можно лишь, когда грудничку комфортно. Убедившись, что он сыт, ему тепло и сухо, наклонитесь над ним и чётко произносите звуки. Чадо с радостью вам ответит!

Сколько общения, столько должно быть и улыбок. Какому ребёнку захочется гулить, если мама хмурая и не отвечает ему. Откликайтесь на любое желание пообщаться, даже если вас ждут важные дела. Повторяйте «агу» и другие сочетания вместе с крошкой, вставляйте новые легко произносимые звуки.

Почему именно «агу»

Из-за несовершенства артикуляционного аппарата гласные [а], [э], [у] похожи скорее на «г-гу» или «г-ха» . Так рождаются первые гортанные звуки. Их воспроизведение даётся легче всего малышу, потому что участвует только гортань. Вот и получается у него на выдохе непроизвольное «агу» . Вначале карапуз сам не понимает, как это выходит, но после продолжительных тренировок, он учится придавать своему «агу» эмоциональную окраску и вставляет его в разговоры с мамой.

Мама – первое слово

Этого слова мамы ждут особенно сильно. В каком возрасте ребенок начинает произносить долгожданные 4 буквы? Первое лепетное «мама» дети воспроизводят уже после 7 месяцев. Пока это слово ничего не значит, просто эти сочетания звуков малышу даются проще.

Осознанно карапуз позовёт маму лишь после года и даже 1,5 лет. Хотя большинство детей начинают со слова «дай» . Оно и понятно. Уметь говорить «дай» гораздо важнее и полезнее, а мама с папой подождут!

Чтобы чадо поскорее осознанно обратилось к вам, его надо этому учить. Выполняя какие-то действия комментируйте: «Мама идёт на кухню» , или «Мама варит кашу» . Помогут и игры в прятки. Спрятавшись за пелёнку или прикрыв лицо руками, спросите малыша: «Где мама?».

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?» .

Почему ребенок молчит

Многие родители наверняка слышали о таких случаях, когда ребёнок начинает говорить сразу предложениями. При этом до определенного возраста кроха совсем молчал. Это скорее исключение из правил.

Если малыш до 3 лет так и не заговорил, надо искать причины «молчания», чтобы вовремя их исправить. Среди них совсем не обязательно будут проблемы медицинского характера – отстающее созревание нервной системы, родовые травмы, нарушения слуха и т.д. Существуют и другие факторы, от которых дети поздно начинают говорить.

Недостаточно развита мелкая моторика

Рука – второй орган речи, и от того, как много работают детские пальчики, напрямую зависит, во сколько ребенок заговорит. Уже с первых месяцев нужно делать карапузу массаж, потом можно играть в пальчиковые игры (например, в «сороку» ). С 1,5 лет осваивайте творческую деятельность – лепку, рисование, аппликации.

Отсутствие мотивации

Иногда родители чересчур опекают свое чадо, на лету угадывая его желания. А зачем учиться говорить, если тебя и так все понимают! Когда крошка указывает пальчиком на предмет, не торопитесь его сразу подавать. Пусть у него возникнет потребность в умении говорить, и даже, если не всё будет сразу получаться правильно, в скором времени он научиться называть необходимые ему предметы.

Настойчивое обучение

Некоторые родители уж очень упорно учат свое чадо говорить. Неустанно требуя повторить за ними слово, они раздражаются, когда малыш не произносит его правильно, и исправляют его. Подобные методы могут лишь замкнуть кроху.

Переизбыток эмоций

А бывает обратная ситуация. Кроха произнёс слово, мама с папой счастливы. Он заметил их реакцию и снова повторяет слово, а значение его так и не закрепилось в сознании карапуза. Чтобы оно запомнилось, нужно связать название с предметом.

Недостаток внимания

Занятые работой родители совсем забывают о ребёнке, откупаясь игрушками и предоставляя его самому себе. А если малыш ещё и не ходит в сад, дефицит общения ведёт к отставанию в речевом развитии.

Если ребёнок левша

Почему не стоит переучивать левшу и как это может отразиться на его речи? Заставляя кроху работать правой рукой, мама с папой перекладывают врожденные функции «командующего» правого полушария мозга на левое, которое к этому не готово. В итоге воспринимающаяся на слух речь «не знает», в каком полушарии должна «осесть». Переученные левши не только позже заговорят, но и другие их способности развиваются не в полной мере.

Когда пора волноваться

Затрагивая тему — когда ребенок начинает говорить, Комаровский, как и другие педиатры, допускает, что до 3 лет дошколёнку позволено развиваться без оглядки на своих сверстников. Но если к этому возрасту дети так и остаются «молчунами» или имеют проблемы в звукопроизношении, стоит обратиться к неврологам и логопедам, чтобы как можно раньше исправить проблемы.

Сам Комаровский считает, что надо думать не о том, сколько и как правильно дитя говорит на данном этапе, а о том, как формируется этот навык в динамике. Если дитя в 2 года знает лишь 10 слов — это не так страшно, как, когда и в 3 года его словарный запас так и не пополнился.

И, прежде чем бить тревогу, призывает Комаровский, следует адекватно оценить развитие крохи.

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?


Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу» , и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

А когда ваш ребёнок начал говорить? Делитесь своим опытом в комментариях!

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

Рождение ребенка - важное событие в жизни каждого человека. В первые несколько месяцев новорожденный адаптируется к незнакомой среде, немаловажную роль в этот период играет общение и внимание родителей. Мама должна как можно чаще брать малыша на руки, обнимать, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Уже в этом возрасте закладывается отношение ребенка к окружающему миру, он отлично осознает, что происходит вокруг, учится распознавать звуки.

В первые месяцы жизни малыш издает разные звуки, по ним мама может определить его настроение и состояние. Несмотря на то, что скорость овладевания речью в каждом отдельном случае отличается, весь процесс можно разделить на несколько периодов .

Во сколько дети начинают произносить первые слоги, агукать

Услышать первые «агу» от ребенка можно в период 1,5 - 3 мес., в этот период они нечленораздельно произносят звуки и слоги, реагируют на речь родителей. В 4-5 месяцев от малыша можно услышать однообразные односложные звуки «ме», «ба», «му», «па». В этот период рекомендуется с ним разговаривать, описывать окружающую обстановку и события, можно показывать падающие за окном листья и рассказывать, что происходит.

Сложные слова при этом лучше не произносить, речь должна быть максимально точной и понятной , чтобы малыш постепенно запоминал произношение.

Первые слова

Первые двусложные слова малыш начинают говорить к восьмимесячному возрасту . Ребенок произносит наиболее удобные слова, это не обязательно «мама», первыми словами могут быть «ляля», «тата», «папа» и т. д. В первое время ребенок мамой может называть взрослых и все окружающие предметы, это будет продолжаться до тех пор, пока малыш не поймет, что каждый предмет имеет свое наименование. К одному году словарный запас состоит из 5-10 несложных слов.

Простые фразы

В полтора года малыш умеет строить простые фразы из коротких слов, например, «хочу есть», «дай пить» и т. д. Стоит отметить, что девочки начинают говорить быстрее, при наличии проблем рекомендуется показать ребенка логопеду.

Родители на этом этапе должны показывать какое-либо действие и называть его, малыш охотно будет повторять за взрослым.
Запоминать слова лучше в игровой форме, малышу можно предложить поиграть в ладушки, и он охотно это продемонстрирует. В это период рекомендуется все комментировать и призывать малыша к действию .

Ребенок отлично запоминает часто используемые предметы и игрушки, все названия рекомендуется постоянно проговаривать вслух.

Мозг ребенка находится в постоянной активности, он каждый день запоминает информацию, даже если со стороны кажется, что процесс несколько замедлился. В определенный момент малыш выдаст все накопленные знания.

Простые предложения

К двум годам словарный запас ребенка состоит уже из 200 слов , ежедневно он запоминает до 10 слов, в основном существительных. В этот период взрослые должны следить за речью в присутствии малыша.

Ребенок учится соединять слова в простые предложения, в этот период рекомендуется разучивать с ним стишки и песенки.

Сложные осмысленные предложения

В период с 2 до 3 лет словарный запас расширяется до 300 слов , малыш начинает контролировать уровень громкости, постоянно меняя его. Он активно использует местоимения, предложения состоят из существительных, глаголов и наречий. К 3 годам речь усложняется, ребенок участвует в разговорах, меняют слова и тон голоса в зависимости от того, о чем и с кем он разговаривают. Большинство детей знают свое имя и возраст, их можно легко понять.

Причины отставания в речевом развитии

Многие родители волнуются, что малыш для своего возраста мало или плохо говорит, в данном случае необходимо учитывать, что скорость развития у всех разная. Основания для беспокойства появляются в том случае, если ребенок не говорит в трехлетнем возрасте . На это существует множество причин, проблемы со здоровьем при этом часто не играют никакой роли.

Основные причины отставания речевого развития:

  • плохо развитая моторика - так как между речью и моторикой существует прямая связь, рекомендуется делать массаж пальчиков, ребенок должен больше лепить и рисовать;
  • интернациональные семьи — в таких случаях малышу сложно определиться с языком, он может путаться в словах и понятиях, не говоря уже о составлении предложений;
  • дефицит внимания со стороны взрослых — малышу не с кем говорить и не за кем повторять;
  • сильная опека со стороны родителей , которые исполняют желания ребенка по первому его жесту, у малыша отпадает необходимость учиться говорить, так как он моментально получает все необходимое;
  • стресс — в семьях, где много ругаются, ребенок замыкается в себе и долго не говорит, так как у него отсутствует стремление к этому, первые предложения он начинает говорить только к 5 годам.

Доктор Комаровский о нормах и сроках


Ребенок учится быстро говорить в семьях, где с ним много общаются, где речь обращена именно к нему . Очень важно с первых месяцев рождения читать ему сказки, петь колыбельные.

Важно помнить, что на скорость речевого развития влияют самые разные факторы. Некоторые дети могут молчать до 1,9 года, а в 2 отлично выговаривать все буквы. При этом необходимо учитывать, что после продолжительного молчания малыш не будет говорить полноценными предложениями.

На этом этапе очень важно не давить на него, он не должен повторять за взрослыми все фразы, тем более не нужно заставлять его это делать.

Ребенка не следует сравнивать с его ровесниками и другими детьми, не нужно думать что он чем-то хуже них.

Следует учитывать, что если малыш не умеет говорить до трехлетнего возраста, дальше будет только сложнее. Он будет коверкать слова, использовать неправильные словоформы, что существенно затруднит общение.

При наличии проблем с речью в 3 года малыша рекомендуется показать специалисту, тест позволит определить уровень речевого развития .

Родители должны обращать внимание на построение предложений, поправлять малыша следует ненавязчиво, чтобы у него не исчезло желание учиться говорить. При наличии дефектов рекомендуется обратиться к логопеду.