Классификация и различные виды парфюмерной продукции.

Все многообразие ароматов принято делить лишь на четыре основные категории: существуют ароматы цветочные, свежие, ориентальные и древесные. Впрочем, в каждой категории есть несколько подвидов, позволяющих как можно точнее описать конкретный аромат.

Альдегидные ароматы

Легендарный Chanel №5 в свое время стал первым представителем категории альдегидных ароматов и до сих пор остается наилучшим примером альдегидных духов.

Парфюмерная композиция таких ароматов обязательно включает альдегиды – химические соединения, обеспечивающие духам оригинальный цветочный запах с пудровыми, а иногда и древесными акцентами.

Самые известные альдегидные ароматы – Chanel №5, Estee Lauder White Linen, Elizabeth Taylor White Diamonds.

Акватические («морские») ароматы

Представители категории акватических ароматов подходят и для женщин, и для мужчин – свежие легкие ароматы идеальны для жаркой летней погоды. Особую свежесть и некоторую пикантность таким ароматам часто добавляют зеленые и цитрусовые ноты. Самые знаменитые представители категории акватических ароматов – Davidoff Cool Water, Calvin Klein Escape, L’Eau d’Issey, Ralph Lauren Polo Sport.

Цитрусовые ароматы

Ноты лимона, свежего горького апельсина, мандарина, бергамота делают цитрусовые ароматы особенно свежими и сочными: представители семейства цитрусовых ароматов хорошо подходят для людей, ведущих активный образ жизни, и для теплой погоды. Цитрусовые ароматы для женщин очень часто привлекают интересным сочетанием свежих цитрусовых и цветочных либо фруктовых нот, а в парфюмерную композицию мужских ароматов, помимо цитрусовых аккордов, чаще всего входят древесные или пряные ноты. Примеры цитрусовых ароматов – Eau de Cartier, Azzaro Chrome, Fresh Sugar.

Шипровые ароматы

Шипровые – одна из самых необычных и интересных категорий в парфюмерии. Шипровые ароматы – это своеобразное сочетание нот бергамота, дубового мха и лабданума, которое ложится в основу парфюмерной композиции и мужских, и женских ароматов. Экзотическая комбинация древесных и цветочных аккордов с нотами мха может быть скорее женственной, с фруктовыми тонами, или же мужской, с акцентами кожи – однако шипровые ароматы всегда очень сухие и действительно необычные. Самые знаменитые шипровые ароматы – легендарный Mitsouko от Guerlain, Christian Dior Miss Dior, Serge Lutens Chypre Rouge, Guerlain Sous le Vent, Cartier Baiser du Dragon.

Цветочные ароматы

Традиционная категория парфюмерии, цветочные ароматы строятся на нотах жасмина, пиона, розы, гардении, дуберозы – иногда в сочетании с изысканными пудровыми акцентами. Известнейшие представители категории цветочных ароматов - Dior J"Adore, Kenzo Parfum d"Ete, духи от брендов Vera Wang и Marc Jacobs.

Фужерные ароматы

Фужерные ароматы – парфюмерия сугубо мужская. Парфюмерная композиция таких ароматов строится на сочетании нот лаванды и дубового мха, зачастую с пряными акцентами нот розмарина, шалфея, аниса, герани, тмина.

{putitem-image /О культовых духах/ 141, 116, 143, 880}

Фужерные ароматы достаточно резкие, с отчетливыми травяными аккордами, зачастую экзотические. В число наиболее популярных представителей категории фужерных ароматов входят Kenneth Cole Black, Hugo Boss In Motion, Burberry Classic for Men, Guess Man.

Фруктовые ароматы

Еще одна традиционная категория парфюмерии, женские фруктовые ароматы представляют собой сочетание нот красных ягод и нецитрусовых фруктов – зачастую с акцентами цветочных и пряных нот. Ориентальные аккорды делают фруктовые ароматы особенно привлекательными и запоминающимися. Самые известные фруктовые ароматы на сегодняшний день – «яблочная» серия духов Donna Karan Be Delicious, Guerlain Insolence, Givenchy Amarige, Allure Sensuelle.

Зеленые (ветиверовые) ароматы

Чаще всего так называемые «зеленые» ароматы – или духи с отчетливой нотой ветивера – выпускаются для мужчин. Представители этой категории ароматов могут быть свежими, цитрусовыми, или древесно-ориентальными. Как бы то ни было, аккорд ветивера делает такие духи очень свежими, яркими, легкими – идеальными для жаркой погоды. Характерные представители этого семейства ароматов – Chanel №19, Carolina Herrera Herrera for Men Sensual Vetiver, CK Eternity for Men Summer, Escada Sentiment for Men, Emporio Armani He.

«Кожаные» ароматы

Характерно мужской, очень глубокий аккорд кожи в сочетании с теплыми древесными и пряными аккордами делает «кожаные» ароматы по-настоящему интересными и незабываемыми. Характерные представители семейства «кожаных» ароматов - Escada Magnetism for Men, Perry Ellis America for Men, Chanel Antaeus, Ralph Lauren Romance Silver.

Ориентальные («восточные») ароматы

Ориентальные, или «восточные» ароматы – одна из самых старых и наиболее популярных категорий в парфюмерии, в нее входят ароматы как для женщин, так и для мужчин. Парфюмерная композиция ориентальных духов строится на теплых, пряных нотах амбры, мускуса, ванили. Экзотические, чувственные и бесконечно соблазнительные, ориентальные ароматы обычно интенсивные и глубокие, идеально подходящие для вечера и холодного осенне-зимнего сезона. Самые знаменитые и ставшие практически культовыми ориентальные ароматы – Guerlain Shalimar, Yves Saint Laurent Opium, Dior Addict, Giorgio Armani Sensi, Burberry Classic.

Духи - это непросто.

Все виды парфюмерной продукции состоят, в основном, из пахучего концентрата, спирта и воды и отличаются их пропорциональным соотношением. Иногда, и в самых малых дозах, добавляют красители и антиокислители, но запах от этого не меняется. К сожалению, в обозначениях различных видов парфюмерной продукции царит полная неразбериха, потому что в каждой стране под ними имеется в виду что-то своё. В различных фирмах, занимающихся парфюмерным бизнесом, также существуют свои нормы концентрации. К тому же эти нормы с течением времени изменяются.

Духи - комбинация различных эфирных масел, объединённых в единую ароматическую композицию. Иными словами, это - смесь экстрактов, растворённых в специальном спирте, плюс закрепитель животного происхождения. Духи содержат от 15 до 22% парфюмерной композиции, растворённой в 90%-ном спирте. Это самые концентрированные и интенсивные жидкости, которые на французский манер называются Parfum, на английский Perfume; другое, несколько устаревшее название - Extrait. Духи - это самый дорогой вид ароматической жидкости. В смесь душистых масел здесь часто входит высокий процент самых дорогих натуральных цветочных эссенций. В духах больше всего масел основы, они наиболее стойкие. Аромат концентрированный и насыщенный, как правило, это вечерние запахи.

Парфюмированная вода (Eau de Parfum) - изделие, близкое к духам. По концентрации эфирных масел она находится между духами и туалетной водой. В парфюмерной композиции её присутствуют 12-13% ароматического сырья в 90%-ном спирте. Доля основного аромата в композиции уменьшается, ярче выражена середина, но основы всё же много. Парфюмированную воду часто называют дневными духами, так как днём она заменяет духи.

Туалетная вода (Eau de Toilette) - концентрация душистых веществ здесь составляет 8-10% в 85%-ном спирте. Доля верхних нот усиливается, а основных - уменьшается. Это более лёгкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. К тому же туалетные воды великолепно подходят для жаркого времени года и для работы.

Обозначение Eau de Cologne сегодня встречается чаще всего на флаконах с ароматическими жидкостями для мужчин и подразумевает то же, что и туалетная вода. Однако концентрация здесь составляет 3-5% в спирте 70-80%.

В настоящее время дезодоранты как средство гигиены приобрели большое значение. Запах пота едва ли способен оказать положительное влияние на личную жизнь и профессиональную деятельность человека. Дезодоранты - изделия функциональные, но зачастую ими пользуются именно из-за их аромата. Во Франции изделия такого типа вовсе не содержат дезодорирующих веществ, а действуют исключительно за счёт своего запаха. Deo Parfum обладает ароматизирующим, освежающим и гигиеническим действием одновременно.

After shave - жидкость после бритья . Здесь концентрация пахучих веществ очень низка, от 2 до 4 процентов. Может включать вещества, смягчающие и увлажняющие кожу . Выпускается без спрея, наносится на кожу рукой.


Классификация ароматов .

Классификация ароматов: шипровые, цветочные, цитрусовые, амбровые (восточные, ориентальные), папоротники (фужеры)

Разные классификационные системы подразделяют запахи на 20-30 категорий (амбровые, цветочные, древесные, фруктовые и т.п.). Но, строги говоря, все попытки классифицировать ароматы субъективны и схематичны. У составителей духов гораздо больше идей, чем слов для их описания.

Так же, как и люди, запахи имеют свой характер, свою индивидуальность, свой стиль. И так же их возможно объединить в определённые группы. Стоит проверить, к какой группе относится ваш любимый запах, - и вам будет намного легче определить, среди каких названий искать следующую "ароматическую" привязанность.

Существуют различные классификации духов: французская, немецкая, американская. В структуре этих классификаций постоянно происходят изменения - образуются новые, подгруппы, которые ежегодно пополняются новыми поступлениями. Кроме того, в некоторых парфюмерных фирмах существуют свои разновидности "семей ароматов". Мы предлагаем упрощённую классификацию запахов, очень удобную для изучения и для работы с ароматами.

Цветочные.


Это самая многочисленная группа, которая объединяет духи, где доминирующей темой является цветок - либо один, либо в букете с дополнительными нотами - свежими, фруктовыми или лесными. Так называемые "свежие" запахи, наиболее популярные сейчас, также являются представителями этой группы.

Например: Cool Water Woman, Dune, Kenzo, Eternity for Men, Gio, Laura, Amarige, Wings, Parfum d"Ete Kenzo, Chiffon Sorbet Escada, Eternity, Joop! Homme, Hugo, Gabriela Sabatini, Tresor, j"ai Ose, Fidji, Chanel №5, Fahrenheit, Magnetic, Dalissime, Hugo Woman, Anais Anais, Allure, Davidoff, Booster, Escape, Kenzo pour homme, Cool Water, Climat, Eau de Dolce Vita, O oui, Cerruti 1881, Good Life, Be

Шипровые.


В первом "шипре", созданном Франсуа Коти в 1917 году, был собран букет запахов пачули, дубового мха, ладанной камеди и бергамота. Именно эти ноты звучат почти во всех шипровых ароматах. Они сочетают в себе изысканную сладость и бодрящую свежесть с примесью лёгкой горечи. Шипровые духи богаты и аристократичны.

Например: Moments, Ysatis, Paloma Picasso, Beautiful

Папоротники (фужеры).


Некоторые парфюмеры относят эту группу к одной из разновидностей шипровых. Но эта группа обслуживает, в основном, мужские запахи. Чаще всего папоротниковые сочетают в себе запахи лаванды, бергамота, кумарина с ароматами древесных нот и дубового мха в основе. Туалетные воды, объединённые здесь, имеют свежий, чуть горьковатый запах.

Название группы произошло от прототипа, коим были духи Fougere royale (Королевский папоротник, 1882) Убигана, отсюда и второе название этого класса.
Например: Drakkar Noir.

Амбровые (восточные, ориентальные).


Восточные духи обладают яркостью, мелодичностью, темпераментностью, пряным оттенком с экзотической нотой. Запах этих духов несколько тяжеловатый, густой, иногда пронзительный. Но нередко и сладковатый, сухой, с бальзамическими оттенками. Эти оттенки проступают благодаря сочетанию композиций и веществ с запахом жасмина, флердоранжа, ириса, сандала, ветивера, пачули, смолистых и бальзамических веществ, мускуса и амбры. Это самые эротичные, чувственные ароматы.

Некоторые классификации выделяют в отдельную группу запахи пряные, большинство же включает их в качестве подгруппы в восточную. Пряные духи - менее сладкие, доминантными нотами здесь являются перец, гвоздика, лавровый лист, древесные и животные оттенки.

Например: Samsara, Loulou, Obsession, Ysatis, Opium pour homme, Opium, Venezia, Nuit d"Ete, Roma, Casmir, Le Male, Passion, Magie noire, Contradiction, L"Eau D"lssey Homme; где Ysatis, Roma, Obsession, Contradiction, L"Eau D"lssey Homme - пряные

Цитрусовые.


Эфирные масла , используемые для создания ароматов этой серии, получают путём экстракции из цедры цитрусовых: бергамота, мандарина, лимона. В сочетании с нотой цветков горького апельсина именно эти компоненты определяют главный аккорд ароматов этой семьи.

К главному аккорду могут примешиваться ноты цветочные (чаще всего - жасмин) или древесные.

Классификация по качеству используемых экстрактов.

В зависимости от качества используемых экстрактов, духи делятся на классы:

Класс «ЛЮКС» - духи ручной сборки, используются только натуральные ингридиенты. Из такого сырья создаются парфюмерные шедевры. Это самые качественные ароматы, но, к сожалению, они недоступны широкому кругу потребителей из-за их огромной стоимости. Цена таких духов достигает нескольких тысяч долларов. Эти духи делаются только по заказу в единичных экземплярах, и, естественно, такие парфюмы могут позволить себе только очень богатые люди.

Класс «А» - это группа высококачественного сырья, состоящая на 90% и более из натуральных компонентов и включающая в себя до 10 % синтезированных и синтетических ингредиентов. Ароматы из такого сырья доступны более широкому кругу потребителей из-за использования в их основе менее дорогих синтезированных закрепителей. Именно к этой категории относится сырье, из которого производят парфюмерию для компании Lаmbre.

Класс «В» - синтетическое и полусинтетическое сырье, из которого производят лицензионные парфюмы в Арабских Эмиратах, Турции, Сирии, Швейцарии, Канаде, Украине, России. Качество и цена их значительно ниже по сравнению с натуральными духами. Хотя аромат этих духов идентичен оригиналу в основной доминирующей ноте, но того богатства, при раскрытии всей гаммы композиции, что звучит в оригинале, конечно, нет. Концентраты такого класса используются также для создания полной парфюмерной линии (кремы, гели, дезодоранты, тальк).

Класс «С» - экстракты самые дешевые, используются для добавок в мыло , порошки, а также для производства духов-подделок. В синтетических духах, особенно в подделках не существует подразделения на ноты, по причине того, что синтетические эфирные масла не имеют различия по степеням летучести.

Вопросы концентрации и стойкости.

Концентрация ароматических масел и вопросы стойкости.

Стойкость любого парфюма также зависит:

от типа духов: для цитрусовых - от четырёх до шести часов, для цветочных - от шести до восьми часов, для амбровых - более восьми часов;

от места нанесения: аромат следует наносить на "теплые точки", волосы ;

от времени года: зимой стойкость ароматов выше, летом - ниже;

от окружающей обстановки: при нахождении рядом с электрооборудованием, компьютером, ксероксом, стойкость духов может существенно понижаться;

от особенностей организма: каждый человек имеет свой химический состав кожи , на жирной поверхности кожи аромат держится значительно меньше, чем на сухой.


Структура запаха. Ноты ароматов.

Можно сказать, что духи составляются, как пирамида... Каждая ступень этой пирамиды соответствует определённой характеристике запахов. В основании лежат ароматы конечной ноты: именно они придают духам стойкость. Сердцевинная нота, в полном смысле, является сердцем композиции, представляет её главную тему. Вершина пирамиды - наиболее летучие ароматы, испаряющиеся первыми, лишь только откроют флакон.

Любой запах, и аромат в том числе, является физическим явлением: медленным и постепенным переходом вещества из твёрдого или жидкого состояния в парообразное. Духи - это смесь множества летучих веществ с различной степенью летучести. Наиболее летучие испаряются первыми и дают духам первоначальные запахи (головная, или начальная нота). Она даёт первое спонтанное впечатление о духах. Эти запахи держатся несколько минут и как бы подготавливают нас к основному аромату. К этой группе эфирных масел относятся масла бергамота, лаванды, апельсина, лимона, а также запахи розового дерева, тимьяна, кориандра, эстрагона или розмарина.

Затем в течение нескольких часов испаряются среднелетучие вещества с примесью труднолетучих. Эти запахи составляют ядро и по ним определяют тин запаха духов. Называют их нотами сердца. Сердцевинная нота может быть представлена запахами розовой эссенции, жасмина или герани, гальбана, вербены, померанца, некоторых альдегидов и т.д.

Нота, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов и обеспечивает силу и стойкость аромата - конечная нота. Завершающие ноты запаха создают фиксаторы, состоящие из тяжёлых продуктов. Фиксаторами могут служить вещества растительного (дубовый мох, сандал, шалфей, ветивер) или животного происхождения (нибет, мускус, амбра, бобровая струя), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты и т.д.). Запахи животного происхождения способны облагораживать, округлять запах, придавать духам утончённость и темперамент. Они ценны ещё и потому, что устанавливают гармонию между запахом духов и кожей человека.

Однородность, тонкость, округлость, равновесие всех трёх нот должны в конце концов создать впечатление единства. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится, не ослабевая, как можно дольше, создавая "симфонию".

только исходя из того, нравится им его аромат или нет. Но ведь духи, как и косметика, универсальными редко когда бывают. Они делятся на группы, каждая из которых имеет свои особенности. Согласно классификации, составленной еще в начале 20-го века ведущими французскими парфюмерами, все парфюмы подразделяются на следующие группы:
  • Цветочные;
  • Цитрусовые;
  • Папоротниковые (фужерные);
  • Шипровые;
  • Ориентальные (анималистические);
  • Древесные;
  • Фруктовые;
  • Озоновые (океанические).

Немного позже, в середине 20-го века, к этому списку добавились еще табачные и кожаные ароматы , а также специфические кулинарные духи с запахами кофе, виски, шампанского, инжира и других напитков и продуктов.

Цветочные ароматы

Пожалуй, эта группа наиболее популярна среди женщин «летнего типа», особенно у голубоглазых блондинок. К цветочным духам можно отнести свежие и чувственные ароматы с базовыми нотами , жасмина, нарцисса, фиалки, мимозы и других живых цветов. Как правило, духи этой группы подходят для дня и вечера, однако с ними надо быть осторожной, так как цветочный аромат в чистом виде - очень интенсивный: несколько лишних капель, и он становится слишком уж тяжелым и вызывающим, особенно в жаркую погоду.

Духи цветочной группы не рекомендуется использовать молодым девушкам: эти ароматы адресованы состоявшимся женщинам, которым уже исполнилось 30 лет. Юным Леди скорее подойдут такие молодежные варианты, как цветочно-цитрусовые или цветочно-фруктовые парфюмы - они имеют легкий, понятный, свежий и притягательный аромат.

Примеры популярных цветочных духов: «Noa» и «Anais Anais» от Cacharel, «Delicious» и «DKNY 212» от Carolina Herrera, «Love of Pink» от Lacoste.

Цитрусовые ароматы (Геспериды)

Манящие цитрусовые духи не имеют возрастных ограничений. Можно часто услышать, что цитрусовые парфюмы называют «Гесперидами». Такое название они получили в честь дочерей древнегреческого бога Геспера, которые охраняли в волшебном саду таинственные «золотые яблоки», обладающие магическими свойствами, - апельсины.

Свежие, тонкие цитрусовые ароматы лимона, бергамота, грейпфрута, апельсина, мандарина прекрасно подойдут всем женщинам без исключения, а особенно рыжеволосым красавицам, утонченным и женственным. Надо отметить, что парфюмы этой группы - отличный выбор и для деловых людей, как женщин, так и мужчин.

Считается, что сдержанный и ненавязчивый цитрусовый аромат располагает к себе собеседника и способствует успеху при заключении даже очень важных сделок. Цитрусовые парфюмы относятся к категории дневных. Для вечернего «выхода в свет» и торжественных мероприятий их использовать не принято.

Популярные парфюмы цитрусовой группы: «EauFraiche» от CristianDior, «Signoricci» от NinaRicci, «BrownSugar» от Fresh, «AcquaFiorentina» от Creed.

Фужерные (папоротниковые) ароматы

"Папоротник" переводится на французский язык как "fougre" («фуже»). Поэтому эта группа ароматов и получила такое название. Преимущественно к ней относятся духи с базовыми нотами дубового мха. Также обязательным компонентом в составе фужерных парфюмов является лаванда. Группа папоротниковых парфюмов очень обширна. Традиционно ее подразделяют на фужерные зеленые (запах , например), пряные (ароматы специй), фруктовые, цветочные (герань).

Фужерные духи и туалетная вода относятся к категории «унисекс» и очень нравятся как мужчинам, так и женщинам, которые любят слегка терпкие, бодрящие и освещающие ароматы. Папортниковые парфюмы - дневные, они отлично сочетаются с молодежным стилем одежды, подходят для активных занятий спортом. Женщинам зрелого возраста можно порекомендовать фужерные духи с нотами восточных специй, а вот юным девушкам - фужерные фруктовые ароматы или букеты с легкими нотками бергамота и зелени.

Популярные папоротниковые духи: «Nobile» от Gucci, «EgoistPlatinum» от Chanel, «CoolWaterWoman» от Davidoff, «Aztec» от YvesRocher.

Шипровая группа

Динамичные, насыщенные шипровые парфюмы приобрели необычайную популярность еще в середине 19-го века. Любопытно, что своему названию шипровые духи обязаны греческому острову «Крит», на котором произрастает особый вид экзотического средиземноморского дубового мха, обязательно присутствующий в базовых нотах всех ароматов этой группы. Как правило, насыщенные запахи мха сочетаются в парфюмерных композициях с тонкими цитрусовыми или цветочными нотами, иногда с запахами свежих фруктов и острых специй.

Шипровые духи можно отнести к разряду универсальных, однако среди мужчин у них поклонников больше, чем среди женщин. Представителям сильного пола можно предложить великолепные шипровые ароматы с нотами табака и замши, а вот дамам - свежие шипровые парфюмы с альдегидными цветочными нотками жасмина, ландыша, розы, а также парфюмы с оттенками бергамота и пачулей. Шипровые духи больше подходят в качестве вечернего варианта для торжественных случаев, а вот туалетная вода - идеальный выбор дневных духов на каждый день.

Популярные шипровые духи: «Miss Dior 1947» от CristianDior, «Chance» от Chanel, «Yohji» от Yohji Yamamotо, «Essential» от Paloma Picasso.

Анималистическая группа

Анималистические духи - это парфюмы с базовыми нотами из масел животного происхождения. В первую очередь, к ним относятся классические амбровые духи, в которых превалируют сильные базовые ноты амбры - вещества, вырабатываемого в железах внутренней секреции кашалота и имеющего очень насыщенный и приятный запах. Также в группе анималистических ароматов - парфюмы на основе - особого сильно пахнущего секрета, вырабатываемого железами таких животных, как кабарга или бобер. И амбровые, и мускусные духи - яркие, стойкие, пряные, достаточно тяжелые и… очень дорогие, так как стоимость грамма натуральной амбры и мускуса во много раз превышает стоимость грамма драгоценных металлов.

Практически все анималистические парфюмы относятся к разряду элитных вечерних зимних духов для зрелых женщин. Использовать духи этой группы в дневное время, а особенно в жаркую погоду крайне не рекомендуется: под действием сильного тепла амбра и мускус могут изменять запах далеко не в лучшую сторону.

Примеры популярных анималистических духов: «MagieNoire» от Lancome, «Poison» от CristianDior, «Wild Musk» от Coty.

Древесная группа

Популярность древесных парфюмов растет день ото дня. Великолепные лесные ароматы с базовыми нотами , сандала, , ветивера, кедра, пихты, сосны, можжевельника не могут никого оставить равнодушным. Духи и туалетные воды древесного семейства для мужчин - это преимущественно сильные парфюмы с резким и суховатым ароматом. В коллекциях для женщин чаще всего встречаются комбинированные древесно-цитрусовые букеты со слегка сладковатым запахом. Также для представительниц прекрасного пола многие парфюмерные бренды предлагают терпкие кедрово-цитрусовые композиции, необычайно насыщенные духи с базовыми древесно-ладанными нотами, нежные «ликеро»-древесные ароматические букеты с верхними и средними свежими фруктовыми нотами.

Парфюмы древесной группы большей частью относятся к категории универсальных вечерних.

Примеры популярных лесных духов: Burberry«TheBeat» от Burberry, «Armani Code» от Armani, «BluedeChanel» от Chanel.

Фруктовая группа парфюмов

Парфюмы фруктовой группы - это классические летние ароматы в стиле «кэжуал», предназначенные для романтичных, нежных и уверенных в себе женщин и девушек, которые хотят подчеркнуть свою утонченную привлекательность. В семействе фруктовых духов стоит выделить фруктово-цветочную подгруппу: это очень свежие и нежные композиции с нотами малины, клюквы, дыни, арбуза, зеленого яблока, ананаса, экзотических цветов с легкими отголосками ванили, терпкой корицы и бобов тонка. Вариаций на тему есть великое множество: их выпускают практически у всех парфюмерные бренды. Фруктовые туалетные воды относятся к категории дневных, духи же можно использовать и в качестве вечернего варианта.

Примеры популярных фруктовых парфюмов: «Funny» от Moschino, «Addict Shine» от CristianDior, «Tropiques» от Lancome.

Озоновая группа

Озоновые парфюмы еще называют океаническими. Их можно охарактеризовать только двумя словами - необычайная свежесть и чистота бесконечных морских просторов. Озоновые духи одинаково хорошо подходят женщинам любого возраста, но особенно привлекательно звучат на юных девушках, которые хотят в полной мере подчеркнуть очарование своей молодости. Также многие парфюмерные компании выпускают мужские туалетные воды озоновой группы - они адресованы слегка консервативным представителям сильного пола, которые предпочитают очень сдержанные, но вместе с тем глубокие ароматы.

В парфюмерных композициях озоновая база традиционно сочетается с цветочными нотками розы, бергамота, жасмина и цитрусовыми нотками бергамота и грейпфрута.

Примеры популярных озоновых духов: «Ocean Lounge» от Escada, «Dune» от CristianDior, «Happy» от Clinique.

Альдегидная группа

В отдельную группу имеет смысл выделить и - синтетические парфюмерные композиции, которые очень широко представлены на современном рынке. В них практически нет отдельных составляющих: химические компоненты, смешиваясь между собой, создают самые разнообразные ароматические композиции с оригинальными и порой неповторимыми оттенками.

Мнения об альдегидных духах можно найти самые разные - от восторженных до резко негативных. Можно точно сказать, что парфюмы альдегидной группы отличаются выразительностью, насыщенностью и стойкостью. Поэтому обратить внимание на них, несомненно, стоит, особенно женщинам, которые ищут нестандартные и слегка экстравагантные композиции. Кстати, один из первых альдегидных ароматов, созданных парфюмерами, - это знаменитая «Шанель № 5», любимые духи Мерлин Монро. Комментарии здесь излишни.

Мы очень надеемся, что эта статья поможет вам правильно выбрать и купить духи для себя или в подарок.

Наслаждайтесь превосходными и изысканными ароматами и будьте непревзойденной каждый день!


С давних времен попытки классифицировать запахи предпринимались учеными, принадлежащими к самым разным областям науки. Естествоиспытатель Карл Лин-ней в работе «Odores medicamentorum» (1756) разрабо-тал систему из семи классов (пряный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный); примерно в это же время врач Альбрехт фон
Галлер предложил гораздо более простую классифика-цию всего из трех категорий (приятные, неприятные и «промежуточные» запахи). В конце XIX века голландский психолог Гендрик Цваардемакер переработал систему Линнея, добавив к ней эфирные и горелые ароматы (та-ким образом, получилось девять категорий) и разделив некоторые классы на подклассы:

1. Эфирные запахи (ацетон, хлороформ).
2. Пряные запахи.
2.1. Камфарные (камфара, хвоя).
2.2. Пряные (гвоздика).
2.3. Анисовые (анис, ментол).
2.4. Цитрусовые (лимон, апельсин).
2.5. Миндальные (горький миндаль).
2.6. Прочие (лавр, корица, лаванда).
3. Благовонные.
3.1. Цветочные (жасмин).
3.2. Фиалковые (фиалка).
3.3. Ванильные (ваниль).
4. Амброво-мускусные (амбра, мускус).
5. Чесночные.
5.1. Чесночные (чеснок).
5.2. Мышьячные (мышьяк).
5.3. Галогеновые (бромин).
6. Горелые (поджаренный хлеб, табачный дым).
7. Каприловые, или козлиные (сыр, пот, моча,сперма).
8. Отталкивающие (некоторые разновидности орхи-дей, некоторые насекомые).
9. Зловонные (тухлое мясо, фекалии).

Вскоре появились попытки исчислить запахи не в двухмерной, а в трехмерной перспективе. По замыслу Ханса Хеннинга (1916), любой запах должен был найти свое строго определенное место внутри так называемой «парфюмерной призмы», по углам которой располага-лись базовые, первичные запахи (цветочный, фрукто-вый, травяной, горелый, вонючий, смолистый). Еще одна подобная система, основанная на четырех «психо-логически основных» запахах (приятный, кислый, горе-лый, каприловый), была предложена в 1927 г. амери-канцами Крокером и Хендерсоном: они предлагали при-писывать каждому запаху значение от 1 до 8 по этим шкалам; таким образом, при помощи этой системы тео-ретически можно описать до 8888 различных ароматов.

В 1960-х гг. американский ученый Дж. Амур в рамках своей стереохимической теории запахов вернулся к семичастной классификации (эфирные, камфарные, мус-кусные, цветочные, мятные, едкие и вонючие). Если задача исчисления всех мыслимых ароматов имела в значительной степени теоретический характер, являясь тем самым прерогативой точных наук, то узкая
проблема классификации парфюмерных запахов встава-ла все более остро по мере того, как росла популярность парфюмерии: производитель духов, продавец и покупа-тель нуждались в некоем общем языке.

На рубеже XIX—XX веков многие парфюмеры пыта-лись создать свою классификацию. В 1870 г. Эжен Рим-мель предложил рубрикатор из 18 категорий; в 1887 г. Септимус Пиесс выдвинул свою идею «одофона», помо-гающего создавать гармоничные запаховые аккорды (например, ингредиенты из групп «до», «ми» и «соль» об-разуют в этой системе духи «до мажор»).

В 1926 г. амери-канец Уильям Паучер выпустил книгу «Духи, косметика и мыла», в которой также делал попытку классифицировать

запахи. В 1936 г. появилась классификация французского аптекаря Рене Сербело, в которой было целых 75 клас-сов — слишком много для того, чтобы ее можно было использовать на практике.

Гораздо более удобной была классификация французского парфюмера Анри Робера (создателя ароматов № 19 и «Cristalle» от Chanel), содер-жавшая 18 категорий:

1. Кислые запахи (уксус).
2. Фруктовые запахи (фрукты, мята, анис).
3. Камфарные запахи (камфара, розмарин, хвоя, ти-мьян).
4. Линалооловые запахи (розовое дерево, лаванда, кориандр, бергамот).
5. Запах флердоранжа и жонкили (разновидность нарцисса).
6. Жасминовые запахи (жасмин, иланг-иланг).
7. Растительные запахи (сирень, ландыш, нарцисс, гиацинт и т.д.).
8. Пряные запахи и их основные составляющие (ду-шистый горошек, мускатный орех, имбирь, корица).
9. Медовые запахи.
10. Розовые и гераниевые запахи.
11. Ирис, фиалка, резеда.
12. Древесные запахи (кедр, сандаловое дерево, ветивер).
13. Перечные запахи (пачули, перец).
14. Мхи, лакрица.
15. Табак.
16. Ваниль.
17. Растительно-амбровые ноты, кипарис, шалфей.
18. Животные ноты, бобровая струя, мускус, ци-бетин.

Значительно позже, в 1983 г., несколько известных французских парфюмеров (Раймон Шайян, Юри Гуцац, Жан Керлео, Раймон Пуликан, Анри Себаг, племянник Анри Робера Ги Робер и др.) создали «Технический коми- тет» Французского общества парфюмеров (STPF — Societe Technique des Parfumeurs de France). Одной из основных целей комитета стала разработка классификации, кото- рая бы наиболее полно отражала состояние парфюмерии. В 1984 г. появилась первая версия классификации
французского парфюмерного комитета, покрывавшая только женские ароматы. В ней было пять категорий: цве-точные, шипровые, фужерные («папоротниковые»), ам-бровые и кожаные запахи. Три из них (цветочные, шип-ровые и амбровые) подразделялись, в свою очередь, на подкатегории.

Вторая версия была предложена в 1990 г.: в ней уже присутствовали мужские запахи, были добавлены катего-рии цитрусовых и древесных ароматов, а фужерные и ко-жаные запахи стали делиться на подкатегории. Последняя версия классификации, относящаяся к 1998 г., по-прежнему включает семь категорий, подразде-ляющихся на 45 подкатегорий. В ней
уже нашел отражение тот факт, что в начале 90-х возник совершенно новый парфюмерный тип — «морские» аро-маты, однако было решено не выделять их в отдельную группу, а распределить по «половому» признаку: женские ароматы попали в группу В8 («цветочно-морские»), а муж-ские — в Е7 («древесно-морские»). Однако для так называ-емых «съедобных», или «гурманских», запахов даже тако-го решения не нашлось, их просто раскидали по разным группам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПАРФЮМЕРНОГО КОМИТЕТА (CLASSIFICATION DES PARFUMS ET TERMINOLOGIE, ИЗД. SOCIETE FRANÂIS DU PARFUM, 1999)
A. Цитрусовые
Al Цитрусовые («Eau Folle» от Guy Laroche, «Signoricci» от Ricci)
A2 Цитрусово-пряные («Eau de Lanvin» от Lanvin, «Cacharel pour Homme» от Casharel)
A3 Цитрусово-ароматические («Eau de Dali» от Dali, «Green Water» от Jacques Fath)
A4 Цитрусово-шипро-цветочные («Eau de Rochas» от Rochas, «Eau Sauvage» от Christian Dior)
A5 Цитрусово-древесные («Drakkar» от Guy Laroche, «Armani pour Homme» от Armani)
A6 Цитрусово-древесно-цветочные («СКОпе» от Cal-vin Klein, «Bvlgary» от Bvlgary)

B. Цветочные
Bl Моноцветочные («Diorissimo» от Christian Dior, «Narcisse Noir» от Caron)
B2 Цветочно-лавандовые («English Lavender» от At-kinsons, «Agua Lavanda» от Puig)
ВЗ Цветочный букет («White Linen» от Estee Lauder, «L"Air du Temps» от Nina Ricci)
B4 Цветочно-альдегидные («№ 5» от Chanel, «Ma-dame Rochas» от Rochas)
B5 Цветочно-зеленые («Vent Vert» от Pierre Balmain, «Fifth Avenue» от Е. Arden)
B6 Цветочно-фруктово-древесные («Nahema» от Guerlain, «Kashaya» от Kenzo)
87 Цветочно-древесные («Amarige» от Givenchy, «Fahrengeit» от Christian Dior)
88 Цветочно-морские («Cool Water Woman» от Davidoff, «Acqua di Gio» от Armani)
B9 Цветочно-фруктовые («Les Belles» от Nina Ricci, «So de la Renta» от О. de la Renta)

C. Фужерные
CI Фужерные («Jicky» от Guerlain, «That Man» от Revlon)
C2 Фужерно-цветочные («White Jeans» от Versace, «Para Hombre» от Loewe)
СЗ Фужерно-амбровые («Skin Bracer» от Mennen, «The Dreamer» от Versace)
C4 Фужерно-пряные («Old Spice» от Shulton, «Enigme» от Pierre Cardin)
C4 Фужерно-ароматические («Jazz» от Yves Saint Lau-rent, «Drakkar Noir» от Guy Laroche)
C5 Фужерно-фруктовые («Escape for Men» от Calvin Klein)

D. Шипровые
Dl Шипровые («Chypre» от Coty, «Pour Monsieur» от Chanel)
D2 Шипрово-фруктовые («Mitsouko» от Guerlain, «Sables» от Annick Goutal)
D3 Шипрово-цветочно-альдегидные («Aromatics Eli-xir» от Clinique, «Diva» от Ungaro)
D4 Шипрово-кожаные («Talisman» от Balenciaga, «Deep Forest» от Bogner)
D5 Шипрово-ароматические («Phileas» от Nina Ricci, «Trussardi Uomo» от Trussardi)
D6 Шипрово-зеленые («Miss Dior» от Christian Dior, «Polo» от Ralph Lauren)
D7 Шипрово-цветочные («Donna Trussardi» от Trussardi, «Chromatics» от Estee Lauder)

E. Древесные
El Древесные («Santal de Mysore» от Shiseido, «Vetiver» от Givenchy)
E2 Древесно-цитрусово-хвойные («Bvlgary pour Hom-me» от Bvlgary)
ЕЗ Древесно-пряные («Ricci Club» от Nina Ricci, «Comme des Gargons White» от Comme des Gargons)
E4 Древесно-амбровые («Chaos» от Donna Karan, «Santos» от Carder)
E5 Древесно-ароматические («Xerius» от Givenchy, «D» от Dunhill)
E6 Древесно-пряно-кожаные («Acteur» от L. Azzaro)
E7 Древесно-морские («Kenzo pour Homme» от Kenzo, «Eau d"lssey» от Issey Miyake)
E8 Древесно-фруктовые («Feminite du Bois» от Shi-seido, «Dolce & Gabbana pour Homme» от Dolce & Gab-bana)

F. Амбровые
Fl Мягко-амбровые («Vanilla Muse» от Coty, «Loulou Blue» от Cacharel)
F2 Цветочно-пряно-амбровые («Accenti» от Gucci, «Organza» от Givenchy)
F3 Цитрусово-амбровые («Petits et Mamans» от Bvl-gary, «Habit rouge» от Guerlain)
F4 Цветочно-древесно-амбровые («Tocade» от Rochas, «Obsession for Men» от Calvin Klein)
F5 Цветочно-полуамбровые («Youth Dew» от Estee Lauder, «Le Male» от Jean-Paul Gaultier)
F6 Цветочно-фруктово-амбровые («Nilang» от Lalique, «Fou d"EUe» от Lapidus)

G. Кожаные
G1 Кожаные («Tabac Blond» от Caron, «Derby» от Guerlain)
G2 Цветочно-кожаные («Knize Ten» от Knize, «Centaure Cuir Etalon» от Pierre Cardin)
G3 Табачно-кожаные («Royal Copenhagen» от Swank)

В настоящее время классификация французского парфюмерного комитета получила большое распростра-нение. Альтернативу ей может составить разве что гео-метрическая классификация американской фирмы Dragoco, представляющая себой восьмиугольник — «парфю-мерный октагон». Однако эта четкая форма налагает еще более жесткие ограничения на содержание. Если французские парфюмеры хоть и неохотно, но вынужде-ны добавлять в свою систему новые группы в соответ-ствии с потребностями времени, то классификаторы Dragoco вынуждены «вбивать клинья» в свое детище: в последней версии 2002 г. уже четыре грани из восьми
поделены пополам, так что правильнее было бы назвать эту фигуру двенадцатиугольником (додекагоном). И это, разумеется, не предел. На сегодняшний день классификация устарела и больше не применяется.
В классификациях, созданных другими парфюмер-ными организациями, еще меньше логики и больше курь-езов: к примеру, в американском учебном центре «Per-fumer"s World» преподавание основано на системе, классы которой соответствуют буквам английского алфа- вита — для удобства запоминания. Психологи классифицируют духи с совершенно дру-гой точки зрения: их интересуют не столько свойства са-мого аромата, сколько эффект, который он оказывает на сознание. Один из вариантов такой классификации пред-лагает доктор С. Еллинек. Он выделяет четыре грани женской природы: изысканность, спортивность, есте-ственность и соблазнительность, а духи, по его мнению, можно распределить по двум шкалам: «тепло — холод» и
«романтика— независимость». Например, в романтиче-ской группе прохладные ароматы («Eau de Givenchy» от Givenchy, «Calyx» от Prescriptives) больше подходят жен-щинам, которые ценят гармонию с природой, а теплые («Noa Noa» от Otto Kern, «Tendre Poison» от Dior) — обольстительницам. Что касается классических духов («Rive Gauche» от Yves Saint-Laurent, «Chanel № 5» от Chanel), то они находятся в центре таблицы С. Еллинека и, по его мнению, годятся на все случаи жизни.

И всё-таки каждая женщина должна обладать чутьём и знаниями, позволяющие ей угадывать, какой семье принадлежит тот или иной аромат. И на это есть свои причины.

Зачем нужно в этом разбираться?

Зачем людям знать, какие бывают ароматы и как их можно сгруппировать в семейства? Ведь по статистике 80% женщин выбирают для себя аромат с ходу, потому что уже имеют любимый бренд и меняют его достаточно редко. И ни о каких классификациях они точно не задумываются.

А ведь совершенно напрасно. Существует ряд причин, по которым всё-таки стоит упорядочить в своей голове ароматы, разбив их по семьям, как принято в современной парфюмерии.

  • Во-первых, это позволит вам менять различные ароматы в рамках одной семьи и при этом быть уверенной, что запах подойдёт ничуть не хуже, чем прежний.
  • Во-вторых, вооружившись этими знаниями вы сможете контролировать запахи вокруг себя . Вы никогда не задумывались, почему беспричинно болит голова или вдруг начало подташнивать? Возможно, был приобретен парфюм из той категории ароматов, который вам совершенно не подходит или вступает в конфликт с типом вашего запаха.
  • В-третьих, вы сможете показать себя знатоком в любом парфюмерном магазине , определив необходимый тип духов. Консультанты в бутиках не посмеют предложить низкосортный товар той, кто так хорошо разбирается в классификация запахов.
  • В-четвёртых, это поможет вам ориентироваться в парфюмерных новинках .

К примеру, вы узнали, что какой-то производитель выпустил новую серию духов или туалетной воды. А в примечании будет оговорено, что в композиции присутствуют нотки кардамона, мандарина, жасмина, мускуса и амбры. Если вы знаете, к какой группе ароматов они относятся, то сможете отреагировать соответствующим образом: заинтересоваться или остаться равнодушной.

Обзор общепризнанных классов

Что это за классификация такая, и как она создаётся?

На самом деле разновидностей очень много: каждый парфюмер пытается усовершенствовать старые модели или изобрести что-то своё. Некоторые категории в каждой из существующих классификаций совпадают, а что-то существенно разнится.

На сегодняшний день самыми популярными считаются только два способа систематизации запахов.

По Майклу Эдвардсу

Майкл Эдвардс - специалист и знаток в области парфюмерии, которого в кулуарах называют лучшим «носом» мира. Он предложил свою классификацию ароматов ещё в 1983 году в виде цветного колеса.

У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий , Древесный , Цветочный , Восточный .

Каждая семья имеет свои категории. 13 категорий располагаются с внешней стороны колеса таким образом, что схожие нотки соприкасаются друг с другом. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

  • цветочные;
  • цветочные мягкие;
  • цветочные восточные;
  • восточные мягкие;
  • восточные;
  • древесно-восточные;
  • древесные;
  • мшисто-древесные;
  • древесные сухие;
  • цитрусовые;
  • морские;
  • зелёные;
  • фруктовые.

Внутри своего цветного колеса парфюмер разместил особую, четырнадцатую категорию - фужеры , которые отличаются пряно-горьким вкусом. Кроме того, внутри каждой из групп Эдвард выделил ещё подгруппы: сухие, свежие, классические, глубокие.

Изучая колесо, можно заметить, что такие популярные запахи, как шипры и кожаные, в нём отсутствуют. Они у него просто включены в другие семьи: шипры оказываются в мшисто-древесном семействе, кожаные - в категории сухих древесных ароматов.

Будучи знатоком парфюмерного искусства, Макйл Эдвардс ежегодно публикует целую энциклопедию современных запахов, которая называется «Ароматы мира».

В 1983 году она насчитывала всего 323 аромата, а последнее издание этой своеобразной «Библии парфюмера» содержит уже около 8 000 наименований самых разных запахов.

Кроме того, в 2005 году он представил миру электронную базу ароматов из 10 000 наименований , в которой по каждому запаху имеется исчерпывающая информация: характеристика семейства, пирамида запаха, ноты аккорда, парфюмер-создатель, дизайнер и изображения флакона, компания-производитель, страна происхождения, год выпуска аромата.

Это уникальная база данных, аналогов которой никогда не создавалось, и вряд ли кому-то удастся перещеголять великого парфюмера. К сожалению, доступ к ней предоставляется на платной основе по этому адресу www.fragrancesoftheworld.com

По французскому сообществу парфюмеров

Вторая классификация не уступает по популярности классификации М. Эдвардса.
В 1990 году во Франции собирался целый Парфюмерный комитет (Comite Francais De Parfum) . Итогом их собрания стала классификация, которая получила большую популярность и используется сейчас многими парфюмерными домами и знатоками запахов.

Французы распределили группы ароматов следующим образом.

Цитрусовые: основу составляют эфирные масла, извлечённые из цитрусовых - лимона, апельсина, мандарина, бергамота, помело, грейпфрута, танжерина, юзу и цитрона (L’Eau par Kenzo, Be, One, Dune pour homme, Drakkar Noir, Cerruti 1881).

Цветочные: ароматы цветов - жасмин, нарцисс, сирень, роза, ландыш, фиалка, тубероза (Cool Water Woman, Kenzo, Dune, Eternity for Men, Laura, Gio, Amarige).

Древесные: ароматы тёплых оттенков - пачули, кедр, сандал, ветивер (Salvadoro Dali, Paloma Pikasso).

Восточные: амбре, а также ароматы с ладаника-лабданума, пудровыми, ванильными и животными акцентами (Samsara, Obsession, Loulou, Venezia, Ysatis, Opium).

Кожа: ароматов этой семьи мало, они отличаются сухостью и своеобразными кожными запахами с примесью цветочных (English Leather от Dana, Pour Lui и Royal Copenhagen от Oscar de la Renta).

Шипры: духи, созданные в 1917 году Франсуа Коти, объединяют под своим началом целое семейство; здесь можно уловить ноты ладаника-лабданума, дубового мха, бергамота, пачули (Moments, Paloma Picasso, Ysatis, Beautiful).

Фужерные: ноты дубового и древесного мха, лаванды, бергамота, кумарина (Drakkar Noir).

Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах.
Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле.

Как же научиться распознавать запахи?

Конечно, знать наизусть все виды ароматов - это ещё не значит стать знатоком парфюма. Однако вы можете попытаться хотя бы навести порядок в собственных понятиях относительно запахов. Как это сделать?

  1. Не хватайтесь за несколько классификаций сразу. Выберите для себя одну (лучше одну из тех общепризнанных, которая указан нами чуть выше), тщательно разберитесь в ней, выясните непонятные для себя моменты, запомните основные семьи, категории и подгруппы.
  2. От теории постепенно переходите к практике. Выучили, какие ноты отличают семью цитрусовых, - пройдитесь по парфюмерным магазинам, изучите эти ароматы. Конечно, придётся потратить на это не один день, но зато в последующем вы станете настоящим ценителями парфюма. Изучив одну семью, переходите к изучению другой.
  3. Консультируйтесь со специалистами, чтобы ошибочное суждение не отпечаталось в вашем сознании как истина. Обращайтесь к консультантам в магазинах, найдите сайты, где могут дать советы, читайте наши рекомендации в разделе F.A.Q.

Отдельное слово о шипровых нотах (Chypre)

Ни одна группа ароматов не вызывает такого беспокойства и недоумения, как шипровые. Давайте разберемся, что значит шипровый аромат и как с ним обстоят дела в данный момент.

Классический аромат шипра был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. Изначально он состоял из ароматов бергамота, мха дуба, пачули, ладана и сандала. Своё название получил от острова Кипра, где произрастал дубовый мох, ставший основой семьи.

Долгие годы в парфюмерии использовали именно этот набор для создания различных шипров:

  • традиционные (Chypre от Coty);
  • фруктовые (Christian Dior Diorella или Guerlain Mitsouko);
  • цветочные (Chance и Coco Mademoiselle от Chanel, Ricci Ricci от Nina Ricci, Gucci By Gucci, Laura Rose от Laura Biagiotti);
  • кожаные (Christian Dior Diorling или Piguet Bandit);
  • ароматические (Карон Ятаган);
  • цветочно-альдегидные (Hermès Caleche или Жан Кутюрье Coriandre);
  • зелёные (Christian Dior Miss Dior).

Ещё несколько лет назад можно было назвать определённые бренды этого семейства ароматов, но сегодня ситуация существенно изменилась. Дело в том, что на тот самый дубовый мох, произрастающий на Кипре и составляющий основу шипра, не так давно были введены ограничения.

Соответственно, изменились и сами ароматы этого семейства . В них либо совсем отсутствует эта нота, либо её так ничтожно мало, что даже самое тонкое обоняние её не почувствует.

Однако название осталось прежним, и парфюмерные дома по неизвестным причинам не отказываются от этого брендового, но уже практически не существующего аромата .

В тех духах, что они предлагают, от прежнего шипра почти ничего не осталось.

Вот такая ситуация складывается в современной парфюмерной индустрии. Всё течёт, всё меняется, а вот непревзойдённые, тонкие, чувствительные, завораживающие ароматы остаются покорять наше воображение. Почувствовать оттенки разных семей ароматов - это такое невыразимое наслаждение, доступное только избранным. Почему бы и вам не оказаться в их числе?