Классическая марксистско-ленинская доктрина.

О МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
ЛЕНИН

Усвоение основ марксизма-ленинизма требует серьезного и вдумчивого изучения, значит, требует и труда, и времени. Что дает человеку это ученье?

Вкратце можно ответить так; успешное изучение основ марксизма-ленинизма приводит к формированию цельного мировоззрения - самого передового мировоззрения современности. Это мировоззрение соединяет в единую стройную систему взглядов важнейшие части великого учения Маркса - Ленина. В данной книге это учение излагается в такой последовательности:

  • марксистско-ленинская философия, включая и материалистическое понимание истории;
  • экономическое учение марксизма-ленинизма;
  • теория и тактика международного коммунистического движения, включая марксистско-ленинскую оценку важнейших массовых течений современного демократического движения;
  • учение о социализме и коммунизме.

Понятно, что в рамках одной книги невозможно изложить все богатство марксистско-ленинского мировоззрения. В данной книге освещаются лишь основы марксизма-ленинизма.

Мировоззрения бывают различные; и прогрессивные, и реакционные. Среди реакционных имеются такие мировоззрения, которые построены на основе старинных верований и внушают религиозно настроенному человеку необходимость оставаться в слепой зависимости от вымышленного сверхъестественного существа и его земных наместников и помазанников.

Есть и такие мировоззрения, сторонники которых, не говоря прямо о божестве и даже клянясь в верности науке, с помощью изощренных, но фальшивых доводов стремятся разрушить убеждение современного человека в реальном существовании материального мира.

Именно так поступают представители наиболее модных течений современного идеализма. Многие из них сами не верят в существование сверхъестественных сил, но, находясь под влиянием традиционных условностей и предрассудков буржуазного общества, не хотят закрывать все двери для веры в сверхъестественные силы. Поэтому под видом выводов из новейших данных науки они сеют сомнение в материальности природы. Теологи и церковники в свою очередь аплодируют им, рассчитывая, что человек, который поверит в нематериальность природы, может поверить во что угодно.

Значит, не все есть наука, что подражает науке, - не все то золото, что блестит. Как раз в наше время многие разновидности философского идеализма охотно щеголяют в павлиньих перьях точных наук, пытаясь прикрыть ими антинаучное существо своего учения. На самом деле они боятся важнейших фактов науки, замалчивают или искажают их.

Марксизм-ленинизм имеет высокие достоинства, отличающие его от всех других мировоззренческих систем.

Он не признает существования никаких сверхъестественных сил и создателей. Он твердо стоит на почве реальной действительности, на почве земного мира. Марксизм-ленинизм окончательно освобождает человечество от суеверий и вековой духовной кабалы. Он призывает человека к самостоятельному, свободному и последовательному мышлению.

Марксизм-ленинизм берет мир таким, каков он есть, не примышляя кнему ни ада, ни рая. Он исходит из того, что вся природа, включая и человека, состоит из материи с ее различными свойствами.

Природа, так же как и все ее отдельные явления, находится в постоянном развитии. Законы этого развития не установлены богом и не зависят от воли людей, они присущи самой природе и вполне познаваемы. В мире нет принципиально непознаваемых вещей, есть только вещи, еще не познанные, которые будут познаны с помощью науки и практики.

Марксистско-ленинское мировоззрение вырастает из науки и доверяет ей, поскольку она не отрывается от реальной действительности и практики. По мере развития науки оно и само развивается и обогащается.

Марксизм-ленинизм учит, что на основе объективных законов, независимых от воли людей, совершается не только развитие природы, но и развитие человеческого общества.

Раскрыв основные закономерности развития общества, марксизм поднял учение об истории человечества на высоту подлинной науки, способной объяснить как характер любого общественного строя, так и развитие общества от одного общественного строя к другому.

Это было величайшей победой научного мышления. Буржуазные представители общественных наук (социологии, политической экономии, историографии) не смогли опровергнуть материалистического понимания истории, не смогли они и противопоставить ему другой теории, которая нашла бы признание по крайней мере большинства буржуазных ученых. Но, несмотря на это, многие буржуазные ученые с отчаянным упрямством открещиваются от исторического материализма. Почему? Да потому, что это учение опрокидывает веру в «вечность» капиталистического строя. Ведь если признать закономерным переход общества от одного строя к другому, то нельзя отрицать, что и капиталистический строй обречен уступить место другому, более прогрессивному общественному строю. Признать же это трудно и горько не только самим капиталистам но и тем ученым, которые находятся в материальной или духовной зависимости от них.

Ведь никогда в истории классовых обществ ни один господствующий класс не верил в обреченность своего строя на гибель и исчезновение. Рабовладельцы верили в вечность рабовладельческого строя, считая его божественным установлением. Сменившие рабовладельцев феодалы также считали свой - феодальный - строй навсегда установленным божьей волей. Но им пришлось уступить место буржуазии. Теперь пришел ее черед тешить себя иллюзиями о «вечности» и «незыблемости» своего - капиталистического - строя. И многие весьма начитанные социологи и историки, не желающие порвать с капитализмом, стараются любым способом поколебать факты, говорящие о том, что общественные системы

развиваются и меняются по присущим им законам, не зависящим от воли господствующих классов и их идеологов.

Значит, буржуазные идеологи воюют против марксистского понимания истории не потому, что оно неправильно, а именно потому, что оно верно.

Подлинная наука, изучив закономерности действия и развития сил природы или общества, всегда предвидит новое. Марксистская наука о законах общественного развития позволяет не только ориентироваться в сложной обстановке общественных противоречий, но и предвидеть, как будут развиваться события, предвидеть направление исторического прогресса и предстоящие этапы общественного развития.

Таким образом, марксизм-ленинизм дает нам в руки инструмент, с помощью которого можно заглядывать в будущее и видеть контуры предстоящих поворотов истории. Это своего рода «телескоп времени», который открыл величественные перспективы будущего человечества, освобожденного от ига капитала, от последнего эксплуататорского строя. Но когда передовая наука пригласила буржуазных ученых (уверяющих, что «ничего нельзя предвидеть») посмотреть в марксистский «телескоп времени», они закрыли глаза: им страшно смотреть в будущее...



Марксисты никогда не боятся смотреть вперед. Представляя класс, которому принадлежит будущее, они не заинтересованы в пустых иллюзиях, разлетающихся в прах при столкновении с фактами, с наукой.

Русские марксисты, возглавляемые Лениным, предвидели социалистическую революцию в России как исторически назревшую задачу, призывали рабочий класс страны на решительную борьбу, организовали штурм крепостей эксплуататорского строя и добились полной победы.

Марксисты-ленинцы Советского Союза предвидели возможность построения социализма в своей огромной стране, призвали трудящихся к великому подвигу и довели дело до победы социализма.

Марксисты-ленинцы Советского Союза и других стран предвидели вероятность развязывания второй мировой войны фашистской Германией, предупреждали об этом народы всех стран и предсказали поражение Германии. В ходе второй мировой войны силы германского агрессора и его союзников

были разгромлены главным образом героическими усилиями советского народа и его славной армии.

Марксисты-ленинцы стран народной демократии предвидели возможность и историческую необходимость свержения в своих странах господства капитала, установления власти трудового народа во главе с рабочим классом и осуществления необходимых социалистических преобразований. Они учли эти назревшие потребности общественного развития и повели свои народы по пути строительства социализма, в чем и добились уже значительных успехов.

Марксисты-ленинцы Китая предвидели исторически назревшую возможность и необходимость освобождения великого китайского народа из-под власти иностранных колонизаторов и их китайских сообщников и установления в Китае подлинного народовластия. Под руководством рабочего класса и Коммунистической партии народный Китай поднялся во весь свой гигантский рост, нанес поражение своим внешним и внутренним врагам и справился с трудными задачами буржуазно-демократической революции. С величайшей энергией народный Китай приступил к выполнению смело поставленных задач социалистического строительства. Поразительно быстрыми темпами преобразуется старый Китай.

Таким образом, важнейшие вехи истории первой половины нашего века неопровержимо свидетельствуют о том, что коммунисты, вооруженные марксистской теорией, в общем правильно ставили исторические прогнозы. Истинность марксистско-ленинского понимания истории вполне проверена на практике.

Марксистско-ленинская теория не догма, а руководство к действию. Надо только научиться правильно применять ее.

Она озаряет путь вперед. Без нее, без марксистско-ленинской теории, даже прогрессивные люди вынуждены брести ощупью, без настоящего, глубокого понимания того, что происходит вокруг них.

Марксистско-ленинская теория дает научную основу для революционной политики. Кто в политике исходит из субъективных желаний, тот либо останется в положении пустого мечтателя, либо рискует быть выброшенным на задворки истории, ибо история не идет по желаниям людей, если эти

желания не идут по пути законов истории. Поэтому Ленин подчеркивал необходимость с полной научной трезвостью производить анализ объективного положения вещей и объективного хода эволюции, с тем чтобы на основе такого анализа определить политическую линию партии и затем проводить эту линию со всей революционной решительностью. А Маркс говорил:

«Надо брать вещи, каковы они есть, т. е. отстаивать дело революции в такой форме, которая соответствует изменившимся обстоятельствам» 1 .

Марксистская теория, выросшая из революционного опыта и революционной мысли всех стран, соответствует исторической миссии рабочего класса, призванного выступать в роли передового отряда и руководителя великого освободительного движения всех угнетенных и эксплуатируемых. Мировоззрение марксизма нашло в пролетариате свое материальное оружие, как и пролетариат нашел в мировоззрении марксизма свое духовное оружие.

Поэтому марксизм-ленинизм представляет собой ценнейший источник жизненной силы для всех трудящихся, для каждого прогрессивного человека, кто хочет научиться правильно понимать окружающий мир, жить не по воле случая, а сознательно вносить свой вклад в те события, которые развертываются в мире. А таких людей уже миллионы, и их становится все больше и больше. В движение приходят все более широкие массы простых людей, которые не хотят жить напрасно, а стремятся стать сознательными и активными участниками исторического прогресса. Для таких людей марксизм-ленинизм является неоценимой помощью. Особенно это относится к молодежи, которой марксистское-ленинское мировоззрение сильно сокращает путь к политической зрелости, даваемой жизненным опытом, помогает направить свою кипучую энергию по верному пути - на благо человечества.

Марксистско-ленинское мировоззрение может служить верным ориентиром и в научном творчестве, причем не только в области общественных, но и в. области естественных наук. Разве в творческих изысканиях естествоиспытателей не помогает правильный взгляд на мир, понимание его. общих закономерностей, взаимосвязей и процессов? Такой взгляд, такое понимание дает марксистско-ленинская теория.

Не случайно теперь многие выдающиеся ученые в результате опыта, накопленного в ходе научной работы, либо полностью переходят на позиции марксизма, либо молчаливо воспринимают те или иные элементы марксистской теории с тем, чтобы глубже проникать в тайны природы и лучше служить интересам человечества.

Далее. Усвоение марксистско-ленинского мировоззрения раскрывает чудесные перспективы перед деятелями искусства и литературы. Оно направляет их творчество на глубоко идейное и богатое отображение действительности в художественных образах. Без благодатного воздействия ясного прогрессивного миросозерцания творчество современного писателя и художника в лучшем случае страдает малокровием. В наше время наиболее полную ясность мировоззрения дает художнику марксизм-ленинизм.

В то время как в буржуазной литературе все больше распространяется настроение безнадежности, беспросветный пессимизм, творчество прогрессивных писателей и поэтов пронизано животворным оптимизмом. Это творчество верит в будущее, любит будущее и зовет к счастливому будущему.

В то время как в буржуазной идеологии Запада обнажается отчаянный кризис веры в человека, веры в судьбу цивилизации, марксистско-ленинское мировоззрение пробуждает в людях стремление к благородной борьбе за высокие социальные идеалы.

Каждый, кто основательно усвоит это мировоззрение, приобретет глубокое убеждение не только в правоте рабочего дела, но и в исторической необходимости грядущей победы социализма во всем мире. Вооружившись мировоззрением марксизма-ленинизма, человек - даже слабый - станет сильным, политически стойким, принципиальным. Он приобретет такую непоколебимую идейную убежденность, которая придаст ему силы выдержать любые испытания.

Миллионы людей на земном шаре уже черпали из обильного родника марксизма-ленинизма великие идеалы своего движения и неиссякаемую энергию, необходимую для претворения этих идеалов в жизнь.

Жить без прогрессивного мировоззрения - разве это достойно современного развитого человека? Еще хуже

кормиться недоброкачественными суррогатами мировоззрения, годными лишь для нищих духом.

В тысячу раз лучше потрудиться как следует над усвоением основ марксистско-ленинского мировоззрения, чтобы приобрести духовное богатство и добиться превосходства борьбе против черных сил империалистических врагов человечества.

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это же время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма. Возникновение учения К. Маркса и Ф. Энгельса было связано с определенным этапом развития общества вообще и его экономической базы в частности. Главным событием, повлиявшим и фактически формировавшим все дальнейшие события в Европе стала промышленная революция. И формирование взглядов и идей марксизма не обошлась без влияния промышленной революции.

Фактором формирования марксизма были объективные экономические и особенно социальные процессы в странах Западной Европы в конце XVIII -- первой половине XIX вв., первопричиной которых стала промышленная революция. В свою очередь, взгляды Маркса и Энгельса формировались примерно в одинаковом русле: взгляды каждого из них формировались на базе радикального демократизма, на обоих оказали влияние труды Гегеля и Фейербаха, оба отказываются от идеализма и религиозных взглядов. Вместе с тем постепенно их взгляды приобретают социалистические и коммунистические направленности, в русле которых и происходит их дальнейшее творчество.

Марксизм-ленинизм -- одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Разрабатывалось В.И. Лениным, развившим учение Маркса и применившим его на практике.

В социалистических странах марксизм-ленинизм являлся официальной идеологией -- «идеологией рабочего класса». Учение не было статичным, а видоизменялось, подстраиваясь под нужды властвующей элиты, а также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых ими государств социализма.

В советской идеологической парадигме марксизм-ленинизм преподносился как претендующая на универсальность единственно истинно верная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира. О законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества.

Марксизм-ленинизм не только существенно упростил и огрубил марксизм, но и ввел в него целый ряд принципиально новых идей. Важные шаги в постоянно нараставшем процессе «очищения» концепции К. Маркса от элементов «спекулятивной философии» сделал уже Ленин, никогда, впрочем, не признававшийся в том, что в чем-то существенном отступает от ведущих идей марксизма. Радикальному упрощению Марксизма-ленинизма был подвергнут И.В. Сталиным, сведшим его к немногим, понятным для коммунистической элиты тезисам. Упрощение и идейное обеднение марксизма было вызвано объективными причинами: марксизм все более превращался из философской концепции в основу идеологии массового, энтузиастического коммунистического движения.

В итоге эволюции в Марксизме-ленинизме вошли следующие основные элементы:

  • * диалектический материализм, которым сам Маркс вообще не интересовался;
  • * исторический материализм, включенный в конце 1970-х гг. в диалектический материализм и истолкованный как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
  • * критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям 20 в. и, вопреки фактам, отстоять старую идею, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
  • * теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным и не имеющая никакого отношения к ортодоксальному марксизму;
  • * коммунистическое пророчество, то объявлявшее построение коммунизма делом ближайших десятилетий, то отодвигавшее его на «исторически обозримый период».

Хотя в современных условиях марксистко-ленинская парадигма является, по большей части, маргинальной, идеи марксизма-ленинизма сохраняют прочные позиции в теории международных отношений, оказывая также значительное влияние на другие международно-политические науки.

Основные положения марксистко-ленинской парадигмы:

  • 1. Главным действующим лицом международных отношений являются социальные классы (буржуазия и пролетариат), поэтому государства как акторы международных отношений вторичны. Национальные государства были созданы буржуазией с целью классового господства и подчинения. На основании своих эгоистических целей (извлечение сверхприбыли, поиск дешёвой рабочей силы, новых рынков сбыта продукции) и с использованием внешнеполитических инструментов государства буржуазия дестабилизирует международные отношения, способствует разгоранию войн и конфликтов.
  • 2. Международные отношения не отличаются от внутриобщественных отношений (исключение -- масштаб), имеют «вторичный и третичный» характер (являются одним из элементов надстройки, определяемой экономическим базисом; отражают особенности взаимодействия буржуазии и пролетариата в рамках национальных государств), носят капиталистический характер.
  • 3. Главные международные процессы -- социалистические революции, классовые конфликты, кризисы и войны.
  • 4. Цели участников международных отношений диаметрально противоположны: буржуазия стремится к извлечению прибыли, пролетариат -- к мировой социалистической революции, которая освободит мир от эксплуатации со стороны буржуазии и установит социалистический, а затем коммунистический строй.
  • 5. Средства достижения этих целей также различаются: буржуазия использует усиление эксплуатации, пролетариат -- мировую социальную революцию).
  • 6. Будущее международных отношений определено объективными законами общественного развития. Произойдет отмирание государства, установятся простые нормы нравственности и справедливости.

Коллективными усилиями советских «философов», закреплявшимися решениями съездов коммунистической партии, Марксизму-ленинизму была придана чрезвычайно простая, общедоступная форма. Исчезли многие темы, казавшиеся важными Марксу, в частности проблемы гуманизма, праксиса, отчуждения, гражданского общества, демократии, «всестороннего человека», «азиатской общественно-экономической формации» и др. При этом марксистская доктрина получила ортодоксальную форму, малейшее отступление от которой расценивалось как явный ревизионизм и сурово каралось. Догматизированный Лениным, Сталиным и их последователями марксистский дискурс обрел ясность, простоту и твердость. Он начинается с изложения законов диалектики (противоречие как источник всякого развития, скачкообразный переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и восходящее развитие по спирали) и диалектики природы. Затем следует исторический материализм (примат производительных сил и производственных отношений над всеми иными социальными отношениями); далее идет анализ капиталистического строя с целью проиллюстрировать истинность исторического материализма; из этого анализа выводится необходимость организации партии революционного действия и делается вывод не столько о неизбежном крахе капитализма, сколько о неотвратимой победе коммунизма и тем самым завершении предыстории человечества. Эта схема не только вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму, но и являлась руководством для всех тех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии. На долю последних оставалась только некоторая детализация общей, не допускающей даже малейших отступлений схемы. «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определенную доктрину, идеологический катехизис, возведенный в ранг государственной истины» (Р. Арон).

По Марксу, диктатура пролетариата является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением о «партии нового типа» Марксизм-ленинизм, в сущности, свел диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, полновластно контролирующей все стороны жизни коммунистического общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. «...Диктатура пролетариата есть власть, осуществляющаяся партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами» (Ленин). Находясь у власти, монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Партия предлагает новое решение всех экзистенциальных проблем, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и т.д. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение не обществу в целом, а какой-то узкой его части, и в первую очередь самой партии. «Партии нового типа» не было в марксизме. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса. «Коммунисты не являются особой партией, противопоставляющей себя другим рабочим партиям... Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение» («Манифест Коммунистической партии»).

Другим важным моментом, в котором Марксизм-ленинизм отошел от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, успех последней возможен только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул положение о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если последняя является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория «перманентной революции» Л.Д. Троцкого, развивавшаяся им начиная с 1905, отрицала промежуток между антифеодальной (демократической) и антикапиталистической (социалистической) фазами революции и утверждала неизбежность перехода от фазы национальной к фазе интернациональной: начавшись в России, революция непременно должна выйти за ее границы. Ленин долгое время отклонял формулировку Троцкого, но в 1917 согласился с тем, что революция в России добьется успеха, только если вслед за нею вспыхнет интернациональная революция: «Для окончательной победы социализма усилий одной страны, особенно такой отсталой крестьянской страны, как Россия, недостаточно, для этого требуются усилия пролетариата нескольких развитых стран». Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране, в частности в России, было выдвинуто Сталиным. Однако последний приложил все усилия для того, чтобы отказаться от своего авторства. Он приписал эту идею Ленину, для чего потребовалась фальсификация высказываний как Ленина, так и Троцкого. Отказавшись от авторства, Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», включающий веру в возможность построения социализма в одной России, «троцкизму», преподносимому как пораженческая, антиленинская позиция.

Согласно Марксу, любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства растут и зреют до тех пор, пока они не вступят в конфликт с социальными и правовыми отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Политическая же революция может привести только к тому, что один набор правителей уступит свое место другому, а это -- всего лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. Октябрьская революция 1917 опровергла рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако Марксизм-ленинизм вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория утратила всякое эмпирическое содержание и сделалась в принципе нефальсифицируемой. Сходным образом Марксизм-ленинизм трансформировал ключевые позиции марксизма о соотношении базиса и надстройки, о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму и др. Все эти изменения позволили, в конечном счете «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» (Г.П. Федотов).

Маркс настаивал на том, что его концепция является открытой и должна постоянно трансформироваться под воздействием новых социальных факторов, а не застывать в догмах и стереотипах. Под влиянием политической ситуации Марксизм-ленинизм изменил духу изначального «открытого марксизма» и превратил его, в конце концов, в схоластику, равнодушную к изучению социальной проблематики постиндустриального общества.

Процесс разложения Марксизма-ленинизма как ядра коммунистической идеологии начался в 1960-е гг. В условиях, когда разрядилась атмосфера страха, составлявшая главную особенность сталинизма, стало заметно, что коммунистический энтузиазм постепенно изнашивается и его нужно поддерживать особо завлекательными обещаниями. Первым глубинным свидетельством ослабления Марксизма-ленинизма явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Обещание наступления коммунистического изобилия уже в ближайшие десятилетия говорило о непонимании теоретиками Марксизма-ленинизма не только процессов, шедших в советской экономике, но и самой сути коммунизма. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с конца 1970-х гг. «...Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший все общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» (Э. Гэллнер).

История стран, пытавшихся построить совершенное коммунистическое общество, хорошо показала внутреннюю парадоксальность Марксизма-ленинизма. Созданный в качестве теоретического обоснования такого общества, он оказался, в конечном счете, идеологическим обоснованием тоталитарных коммунистических режимов.

Марксизм-ленинизм иррационален в том смысле, что он ставит перед собой одну цель, а достигает прямо противоположного, несовместимого с нею результата.

В деле организации народного сопротивления, начавшегося 7 апреля 1939 года, руководящую роль сыграли албанские коммунисты, которые несмотря на то, что они не были еще организованы в марксистско-ленинскую партию, руководили сопротивлением и борьбой. Почва была благоприятная, народ питал глубокую ненависть к захватчикам нашей страны, к предателям-квислингам и ко всем лжепатриотам, которые под различными масками и лозунгами пытались погасить эту ненависть и этот гнев народа.

Коммунисты и патриоты правильно оценили момент и не теряя времени стали организовывать забастовки, демонстрации и протесты против оккупантов. Ознакомившись с создавшимся положением, они установили тесный контакт с народом, чтобы направлять его желания и волю к борьбе. Среди большого хаоса, созданного оккупантами с целью дезориентировать массы, коммунисты, проявляя зрелость, настойчиво подготавливали почву для боевой организации народа, который должен был приступить к смелым действиям. Этот правильный путь, намеченный коммунистами, состоял в распространении по всей Албании листовок, которые разъясняли народным массам создавшееся тяжелое положение и указывали им путь спасения. Распространение листовок сопровождалось массовыми народными демонстрациями, забастовками в школах и в рабочих центрах, вооруженными нападениями на автоколонны противника, покушениями на фашистских шпионов и их истреблением. <…>

Путь подготовки к борьбе против оккупантов это необходимый путь, по которому должны были следовать коммунисты различных групп для того, чтобы придти к историческому дню 8 ноября 1941 года. Все благоприятствовало основанию партии. ... Буржуазия при режиме Зогу начала проявлять себя, но не в политическом отношении, а в области экономического развития. Поэтому она была слабой и никогда ей не удалось стать такой силой, которая бы могла заставить Зогу пойти на политические уступки. Наш рабочий класс в силу слабо развитого капитализма и промышленности был незначительным. Но под гнетом режима Зогу он осознал свою руководящую роль, выступил против этого режима, против гнета, за демократизацию и экономические свободы. Наш немногочисленный рабочий класс был революционным и боевым. Крестьянство нашей страны также являлось большой революционной силой. Оно было готово в любой момент восстать против режима феодалов и буржуазии и сбросить вековое иго. Вопрос освобождения страны и земельный вопрос рассматривались нашим крестьянством как две жизненные проблемы, которые можно было решить только с оружием в руках. ... Оккупация Италией и грозящая нашему народу опасность истребления, способствовали дальнейшей кристаллизации передовых и революционных чувств нашего народа. Таковы были главные факторы основания нашей коммунистической партии. Отсутствие буржуазных партий и сильной организованной буржуазии в нашей стране также послужило на пользу основанию партии.

Во время режима Зогу, несмотря на прогрессивное движение, руководимое коммунистами, не было возможно создать единый народный антифашистский фронт согласно директивам Коминтерна, предупреждающим о грозящей опасности фашизма и войны. Это произошло по двум причинам. Во-первых, потому, что свирепствовал террор и во-вторых, потому, что албанские коммунисты, разбившиеся на различные коммунистические группы, не были организованы должным образом и не имели связи с народными массами. До основания партии среди коммунистических групп существовали расхождения и принципиальные споры; сектантские организационные формы завлекли эти группы в беспринципную борьбу друг с другом, удалив коммунистов от народа и от проведения массовых действий в широком масштабе. В эти коммунистические группы проникли враги рабочего класса, троцкисты и провокаторы, которые с целью задержать создание народного фронта, а затем, с целью саботировать создание коммунистической партии, проводили большую политическую теоретическую и организационную деятельность. К сожалению многие из этих троцкистов и провокаторов были в руководстве групп и всячески пытались дезориентировать рядовых коммунистов. С оккупацией Албании и с началом организации сопротивления эти троцкисты усилили свою деятельность, с целью помешать борьбе албанского народа. Несмотря на то, что страна была оккупирована и вести вооруженную борьбу с оккупантами было необходимо, они распространяли лозунг: «Еще не настало время для борьбы». Пользуясь левацким лозунгом: «так как у нас нет пролетариата, мы должны ждать развития капитализма», - эти троцкисты действовали в пользу оккупантов и буржуазии, задерживая таким образом мобилизацию народа на борьбу, и в то же время недооценивали марксистско-ленинские принципы освободительной борьбы и революции. Однако, не будучи в состоянии препятствовать борьбе рабочего класса и народа они выдвинули тезис: «не рисковать кадрами», и проповедовали борьбу «только с пролетариатом», говоря, что «крестьянство не может быть союзником и резервом пролетариата». Эти троцкисты тем самым рассматривали крестьянство как реакционный элемент и, пренебрегая революционным резервом угнетенного феодалами и беями крестьянства, они наносили тяжелые удары основной идее марксизма: союзу пролетариата с крестьянством, являющемуся основным условием для победы пролетарской революции. Однако, несмотря на саботаж такого рода троцкистам и провокаторам не удалось обмануть здоровое большинство коммунистов этих групп. Албанские коммунисты интернационалисты, несмотря на то, что у них не было теоретической подготовки, считали необходимым жизненным условием основание своей партии. ... Организация сопротивления, смелые действия против оккупантов, а также вероломное нападение гитлеровцев на Советский Союз, должны были создать все условия для основания партии, для разгрома троцкистов и преодоления всех трудностей. ... Поэтому, несмотря на все препятствия, чинимые оккупантами и троцкистскими главарями-провокаторами, настоящие коммунисты этих групп послали своих представителей на 1-ю конференцию групп. На этой конференции представители разных коммунистических групп детально анализировали обстановку и задачи, которые история ставила перед рабочим классом и коммунистами. Они подвергли строгой большевистской критике и самокритике свои ошибки, ошибочные и антимарксистские взгляды, имевшие место в их работе. ... Ночью 8 ноября была основана Коммунистическая партия Албании и был избран Временный Центральный Комитет, на который была возложена историческая задача объединить группы, отсеять антимарксистские элементы, организовать партию и наметить ее программу.

Партия была основана на ленинско-сталинских принципах, ее организация опиралась на опыт партии большевиков, озарявший путь нашей молодой партии. С самого начала был установлен принцип демократического централизма, были созданы ячейки и комитеты, была введена и развивалась большевистская критика и самокритика, была установлена железная и сознательная дисциплина, была установлена строгая большевистская конспирация, как этого требовало создавшееся положение. Албанские коммунисты с фанатизмом отстаивали эти принципы; с большой энергией пополняли они свои теоретические знания; они защищали свою партию как свою святыню и ничего не ставили выше интересов партии. Партия сохранила чистыми свои ряды. Борьба на два фронта, против оккупантов и троцкистов, продолжалась беспощадно.

Предисловие к книге «Марксистско-ленинская партия», изданной Национальным руководством Единой партии социалистической революции Кубы.

Эта маленькая книжка предназначена для посвящения партийных активистов во всё многообразие и богатство марксистско-ленинских идей.

Выбор тем прост и эффективен. Речь идёт о главе «Основ марксизма-ленинизма» О.В. Куусинена и ряде выступлений Фиделя Кастро. Этот выбор хорош тем, что глава из «Основ марксизма-ленинизма» обобщает опыт братских партий и даёт общее представление о том, какой должна быть и как должна действовать марксистско-ленинская партия, а ряд выступлений товарища Фиделя раскрывают политическую историю нашей страны в изложении, иногда автобиографическом, руководителя Революции.

Это — вещи тесно связанные: общая теория как выражение опыта Коммунистической партии Советского Союза и других марксистско-ленинских партий всего мира, и практическое применение этих общих идей к нашим особым условиям. Из особенностей, которые определяют рамки развития общественных процессов в нашей части мира, не следует делать вывод, что существуют исторические исключения; просто в общие рамки теории, дочери опыта, вмещается как особый случай кубинская ситуация, которая, в свою очередь, обогащает мировое рабочее движение новым опытом.

С необыкновенной ясностью этот учебник показывает нам, что такое марксистско-ленинская партия: это «люди, спаянные общностью идей и объединяющиеся, чтобы наполнить жизнью положения марксизма, иначе говоря, для выполнения исторической миссии рабочего класса». Кроме того, книга разъясняет, что партия не может жить в изоляции от масс; что она должна находиться в постоянном контакте с ними; что она должна осуществлять критику и самокритику и сурово относиться к своим собственным ошибкам; что она должна основывать свою деятельность не только на негативных концепциях борьбы против чего-то, но также и на позитивных концепциях борьбы за что-то; что марксистские партии не могут сидеть сложа руки, ожидая, пока объективные и субъективные условия, формирующиеся через сложный механизм классовой борьбы, достигнут всех характеристик, необходимых для того, чтобы власть упала в руки народа, как созревший плод. Он учит руководящей и катализирующей роли этой партии, авангарда и руководителя рабочего класса, способного указать ему путь к победе и ускорить переход к новым общественным ситуациям. Он настаивает на том, что даже в моменты общественного отлива надо уметь отступать и поддерживать в кадрах твёрдость, чтобы опереться на следующую волну и продвинуться дальше вперёд, к фундаментальной — на первом этапе революции — цели партии, которая состоит в достижении власти.

И логично, что эта партия — классовая. Марксистско-ленинская партия и не может быть никакой другой; её миссия — отыскать самый короткий путь к диктатуре пролетариата, и самых ценных активистов, руководящие кадры и тактику ей даёт рабочий класс.

Невозможно представить себе, что строительство социализма начала бы партия буржуазии; партия, среди членов которой было бы много эксплуататоров и что им было бы поручено определять её политическую линию. Очевидно, организация подобного типа может руководить борьбой только на этапе национального освобождения, и то лишь до известного уровня и при определённых обстоятельствах. Затем некогда революционный класс превращается в реакционный и складываются новые условия, которые требуют появления марксистско-ленинской партии как руководящей силы революционной борьбы.

Уже сейчас, по крайней мере в Америке, практически невозможно говорить об освободительных движениях, руководимых буржуазией. Кубинская революция поляризовала силы; столкнувшись с дилемма — народ или империализм, бессильная национальная буржуазия выбирает империализм и бесповоротно предаёт свою страну. Таким образом, в этой части мира почти полностью утрачивается возможность мирного перехода к социализму.

Если марксистско-ленинская партия способна предвидеть предстоящие исторические этапы и способна сделаться знаменем и авангардом народа ещё до того, как завершится этап национального освобождения (поскольку речь идёт о наших колонизованных странах), — тогда эта партия выполнит двойную историческую миссию и сможет приступить к строительству социализма, будучи более сильной и с большим авторитетом в массах…

Далее идёт кубинский опыт, опыт, замечательный всем тем, что в нём ново, всем тем, что в нём действенно в эту эпоху развития американской революции, а также богатством уроков, извлечённых из его ошибок, публично проанализированных и исправленных в контакте с массами и перед судом общественного мнения.

Особенно важны выступления товарища Фиделя, посвященные Единой партии социалистической революции и методу работы Объединённых революционных организаций; выступления, которые отмечают два основных этапа нашего развития. Первый из них честно отражает трудные поиски подлинного революционера, который достиг вершины восходящего пути развития своей мысли и без колебаний высказывает перед всем миром свои марксистско-ленинские взгляды. Но он делает это, не ограничиваясь словесным утверждением, а показывая поступки, наиболее важные факты развития руководителя, развития Движения и Партии к объединению, призванному сплотить Единую Партию Социалистической Революции.

Осуществляя самоанализ, товарищ Фидель признаёт, что среда внушала ему множество отсталых понятий; рассказывает, как он инстинктивно им противостоял, закалялся в борьбе с ними; рассказывает о своих сомнениях и объясняет, откуда они появились и как разрешились.

На этом этапе Движение 26 июля представляло собой нечто новое, с трудом поддающееся определению; Фидель Кастро, герой Монкады, узник острова Пинос, обучал экспедиционную группу, которая имела задачей достичь берегов Ориенте, зажечь в провинции революционный пожар и отделить её в первый момент от остального острова или, если позволят объективные обстоятельства, неудержимо продвинуться до самой Гаваны, идя от победы к победе ценой большей или меньшей крови.

Действительность нанесла удар по нашим надеждам; не оказалось необходимых субъективных условий для того, чтобы эта попытка оказалась успешной; не соблюдались нормы революционной войны, которые позже нам предстояло усваивать ценой собственной крови и крови наших братьев на протяжении двух лет суровой борьбы. Мы были разбиты, и тут-то началась самая важная часть истории нашего движения. Здесь оно проявило свою истинную силу, свое истинное историческое преимущество; мы отдали себе отчёт в совершённых тактических ошибках и в отсутствии некоторых важных субъективных факторов: народ осознавал необходимость перемен, но не был уверен в их возможности. Создать такую уверенность стало нашей задачей, и в Сьерра-Маэстре начался длительный процесс, который послужил катализатором движения по всему острову и дал начало полосе непрерывных бурь, непрерывных революционных вспышек на всей территории страны.

Делом доказывалось, что Революционная Армия, давая вере и энтузиазму народа верное направление, в благоприятных для борьбы условиях может наращивать свои силы, правильно ведя вооружённую борьбу, и в конце концов разгромить вражескую армию. Это великий урок нашей истории. До самой победы соотношение сил продолжало меняться, пока революционное движение не достигло решающего перевеса, пока не сложились субъективные предпосылки, необходимые для осуществления перемен и не был вызван необходимый для этого кризис власти. Америка обрела новый революционный опыт, было показано, что всегда сохраняют свою жизненность великие истины марксизма-ленинизма; в данном случае — та, что миссия руководителей и партий состоит в том, чтобы своей борьбой создать необходимую полноту условий для взятия власти, не превращаясь в очередных созерцателей революционной волны, которая рождается из народных глубин.

В то же время была продемонстрирована необходимость того, чтобы очаги вооружённой борьбы, защищающие суверенитет народа, были защищены от неожиданностей, от нападений, от уничтожения; показано, как важно, чтобы вооружённая борьба развертывалась на наиболее подходящих для партизанской войны территориях, в наиболее пересечённых зонах сельских районов. Это ещё один вклад Революции в нашу борьбу за освобождение Америки; из деревни революция идёт в город, от меньшего к большему, создавая общенациональное революционное движение, которое достигает своей кульминации в Гаване.

В другом месте Фидель ясно говорит: важнейшее качество революционеров — умение правильно истолковать реальность. Говоря об апрельской забастовке, он объясняет, что мы не сумели в тот момент правильно оценить её, и поэтому нам пришлось пережить катастрофу. Почему была объявлена апрельская забастовка? Потому, что в глубинах движения существовал ряд противоречий, которые мы называли противоречиями между Сьеррой и Равниной; они проявились в том, что представления этих двух крыльев организации об элементах, считавшихся основными для исхода вооружённой борьбы, были диаметрально противоположны.

Сьерра намеревалась наносить поражение армии столько раз, сколько нужно, выигрывая у неё битву за битвой, захватывая у неё оружие, и таким путём прийти в определённый момент к взятию всей полноты власти на базе своей Повстанческой армии. Равнина же выступала за всеобщую вооружённую борьбу по всей стране, эпилогом которой стала бы всеобщая революционная стачка, которая покончила бы с батистовской диктатурой и утвердила бы власть «гражданских» правителей, сделав новую армию «аполитичной».

Столкновения этих мнений происходят постоянно, и это не способствует единству руководства, необходимому в такие моменты. Апрельская забастовка подготовлена и объявлена Равниной с согласия руководства Сьерры, которая не чувствует себя в состоянии этому помешать, хотя у неё и имеются серьезные сомнения относительно результата, а НСП открыто высказывает свои возражения, вовремя предупреждая об опасности. Революционные команданте спускаются на Равнину, чтобы оказать помощь стачке, и тогда наш незабвенный команданте — Камило Сьенфуэгос начинает свои первые рейды в зону Байямо.

Эти противоречия имеют корни более глубокие, нежели тактические разногласия: Повстанческая армия по идеологии уже пролетарская и мыслит, исходя из интересов неимущего класса; Равнина ещё остаётся мелкобуржуазной, её руководство засорено будущими предателями и она находится под сильным влиянием среды, в которой она действует.

Это была малая борьба за внутреннюю гегемонию в рамках великой революционной борьбы за власть. Недавние события в Алжире легко объяснимы по аналогии с кубинской Революцией: революционное крыло не позволяет отодвинуть себя от власти и борется за то, чтобы завоевать её полностью; Армия освобождения — это истинный представитель побеждающей революции.

…Снова и снова происходят столкновения, и единство руководства (которому, однако, ещё не все подчинялись) достигается лишь тогда, когда Фидель назначается премьер-министром — через несколько месяцев после победы Революции. Что мы сделали до этого момента? Мы, как сказал Фидель, обрели право начать. Мылишь завершили победой этап, основу которого составляла борьба насмерть против установленного на Кубе режима, представленного диктатором Батистой; но последовательное проведение нами революционной линии, направленной на изменение нашего общества к лучшему и максимально возможное освобождение его от всех экономических пут, естественно толкало нас дальше — к фронтальной борьбе с империализмом.

Для развития и углубления нашей идеологии империализм был фактором исключительно важным; на каждый удар, нанесённый нам, надо было отвечать; каждый раз, когда янки, реагируя на наши действия со своим обычным высокомерием, принимали какие-то меры против Кубы, мы должны были принимать необходимые контрмеры, и таким образом Революция углублялась.

Народная Социалистическая партия вошла в этот фронт; товарищи из числа ветеранов революционной борьбы и товарищи, пришедшие к власти через борьбу в Сьерре, начали слияние своих организаций. И уже в тот момент Фидель предупреждал об опасности сектантства, критикуя и тех, кто на протяжении пятнадцати или двадцати лет партийной работы ковырял в носу, и сектантство бородачей со Сьерры, и городских боевиков.

В эпоху вооружённой борьбы существовала группа товарищей, которые претендовали на то, чтобы защищать движение от видимости вождизма [каудильизма со стороны Фиделя] и совершили ошибку которая была повторена и позже в эпоху сектантства: они смешивали огромные достоинства руководителя, огромные достоинства лидера Революции и его неоспоримое дарование командира со свойствами такого индивида, который озабочен только тем, чтобы обеспечить себе безусловную поддержку «своих» и установить систему вождизма. Это была псевдопринципиальная борьба, которая велась группой товарищей и завершилась даже не первого января или в момент, когда Фидель взял на себя обязанности премьер-министра, а гораздо позже, когда правое крыло «Движения 26 июля» было разгромлено. Так пали с руководящих постов Уррутиа, Миро Кардона, Рай, Убер Матос, Давид Сальвадор и другие предатели, противопоставившие себя воле народа.

После полной победы над правым крылом возникает необходимость структурировать партию — Единую Партию Революции, носителя марксизма-ленинизма в новых условиях Кубы. Это должен был быть организм, связанный с массами, со строго подобранными кадрами, организация централизованная и в то же время гибкая; и, чтобы достичь всего этого, мы слепо доверились завоёванному за долгие годы борьбы авторитету Народной Социалистической партии, отказались почти полностью от наших, Движения 26 июля организационных критериев. Так создавались условия для того, чтобы созрел плод сектантства.

В процессе структурирования товарищ Анибал Эскаланте взял на себя организаторские задачи, и начался мрачный, хотя, к счастью, очень недолгий, период нашего развития. Методы руководства были ошибочны; Партия теряла свои сущностные качества: связь с массами, осуществление демократического централизма и дух самопожертвования. Прибегая по временам к настоящему фокусничеству, людей без всякого опыта и без всяких достоинств выдвигали на руководящие посты лишь за то, что они смогли приспособиться к установившимся порядкам.

ОРО утратили функцию идейного мотора — и контроля над всем производственным аппаратом через осуществление этой функции — и стали превращаться в административный аппарат; в этих условиях сигналы тревоги, которые должны были приходить из провинций, выявляя ряд существовавших там проблем, терялись потому, что административных работников должны были проверять те самые руководители ячеек, которые выполняли двойные функции — в партии и в государственной администрации.

Этап ошибочных концепций, вопиющих ошибок и механических заимствований, к счастью, завершен. Старые основания, на которых базировалось это порождение сектантства, были сломаны. Перед лицом недоумения масс в связи с происходящим Национальное Руководство под председательством Фиделя приняло решение: повернуться к массам, обратиться к массам; так установилась система консультаций на всех предприятиях для выдвижения — самими массами — образцовых рабочих, что давало возможность отбора для формирования ячеек Партии — партии, тесно связанной со своим классом.

Как часть изменений, происходивших в Партии, была проведена реформа системы партийного образования: теперь направлением туда награждали не как раньше — приятелей, «проверенных», а лучших трудящихся, людей, которые своим отношением к Революции, своим ежедневным трудом, своим энтузиазмом и духом самопожертвования проявили высшие достоинства члена руководящей партии.

В соответствии с этим были изменены все критерии; наступает новая эпоха укрепления партии, большей действенности методов её работы. Перед нами открывается широкий и светлый путь социалистического строительства, на котором перед Партией встаёт задача руководить. Это руководство не будет механическим и бюрократическим руководством жёсткого и сектантского контроля, руководством отдачи распоряжений, руководством указаний, которым надо следовать, поддерживая их на словах, вместо того, чтобы служить живым примером; руководством привилегии цитат или «прошлых заслуг».

Партия будущего будет тесно связана с массами и будет впитывать в себя их мысли и чувства, которые затем воплотятся в конкретные директивы; она будет строго применять дисциплину в соответствии с принципом демократического централизма, и в то же время в ней постоянно будет место дискуссии, открытой критике и самокритике, направленным на постоянное улучшение работы.

На нынешнем этапе это будет партия кадров, партия лучших, и они должны будут выполнять свою динамическую задачу: находясь в контакте с народом, передавать его опыт в вышестоящие сферы, передавать в массы конкретные директивы и идти во главе масс. Первые в учебе, первые в труде, первые в революционном энтузиазме, первые в самопожертвовании; всегда самые лучшие, самые чистые, самые человечные из всех-такими должны быть кадры нашей партии.

Потому что всегда надо помнить, что марксисты — это не фанатичный управляемый автомат, нечто вроде торпеды, направляемой сервомеханизмом к намеченной цели. По этой проблеме откровенно высказался в одном из своих выступлений Фидель: «Кто сказал, что марксизм — это отречение от человеческих чувств, от товарищества, от любви к товарищу, от уважения к товарищу, от внимания к товарищу? Кто сказал, что марксизм — это бездушие и бесчувственность? Ведь именно любовь к человеку породила марксизм; любовь к человеку, к человечеству, стремление бороться против бедствий пролетариата, стремление бороться против нищеты, несправедливости, страданий и всяческой эксплуатации, от которой страдает пролетариат, — это и привело к тому, что из идей Карла Маркса возник марксизм, возник именно тогда, когда мог возникнуть, когда могла возникнуть реальная возможность, и более чем реальная возможность — историческая необходимость социальной Революции, истолкователем которой явился Карл Маркс. Но что сделало его истолкователем, если не поток человеческих чувств таких людей, как он сам, как Энгельс, как Ленин?»

Эта оценка Фиделя основополагающа для активиста новой партии; помните об этом всегда, товарищи, храните в памяти как самое действенное оружие против всяческих отклонений. Марксист обязан быть лучшим, самым завершённым, самым законченным из людей, но всегда, прежде всего — человеком; бойцом партии, который живет и волнуется вместе с массами; направляющим, который воплощает стремления массы, порой смутные, в конкретные директивы; неутомимым тружеником, который отдаёт всё своему народу; терпеливым тружеником, который отдаёт свои часы отдыха, свой личный покой, свою семью и свою жизнь Революции, но никогда не бывает чужд теплу человеческого общения.

В области международных отношении у нашей партии будут важнейшие обязанности; мы — первая социалистическая страна Америки, пример для других стран, живой опыт, который должен быть усвоен другими братскими партиями; животрепещущий опыт, повторяющийся и изменяющийся, который выносит на свет общественного сознания всё, что в нём верно — и неверно. Наш пример особо поучителен и обращен не только к тем, для кого марксизм-ленинизм стал символом веры, но и к народным массам Америки.

Вторая Гаванская декларация — это руководство к действию Для революционного пролетариата, крестьянства, интеллигенции Америки; наше собственное поведение будет для них постоянным руководством к действию. Мы должны быть достойны этой роли; мы должны трудиться каждый день, думая о нашей Америке, и всё более и более упрочивать основы нашего государства, его экономическую организацию и политическое развитие, чтобы иметь также возможность по мере нашего внутреннего укрепления всё больше и больше убеждать народы Америки в практической возможности начать социалистическое развитие уже на нынешнем этапе соотношения сил в мире.

При всём этом нельзя забывать, что наша способность эмоционально откликаться на бесчинства агрессоров и страдания народов не может быть ограничена пределами Америки и даже пределами Америки и социалистических стран, вместе взятых; мы должны осуществлять подлинный пролетарский интернационализм, воспринимая как личное оскорбление всякую агрессию, всякое бесчестье, всякое посягательство на достоинство человека, на его счастье в любой части мира.

Мы, бойцы новой партии, в новой освобождённой части мира, в новых условиях, должны всегда высоко держать то знамя человеческого достоинства, которое поднял наш Марти, наставник многих поколений, который сегодня с нами, нестареющий, как всегда, в жизни Кубы: «Всякий истинный человек должен чувствовать на своей щеке удар, нанесённый по щеке любого человека».

Эрнесто Че Гевара

Об имитаторах коммунистического движения September 20th, 2013

work 18.09.2013:
В понимании сущности частной собственности вы тоже ошибаетесь - эксплуатация есть следствие частной собственность НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, но не суть самого права ЧС.

neosovok 18.09.2013:
Ликбез:
1. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались» - К.Маркс, К критике политической экономии, т.13, с.7.
2. «То, о чем в сущности шла речь у Прудона, была существующая, современная буржуазная собственность. На вопрос: что она такое? - можно было ответить только критическим анализом «политической экономии», охватывающей, совокупность этих отношений собственности не в их юридическом выражении как волевых отношений, а в их реальной форме, то есть как производственных отношений» - К.Маркс, О Прудоне, т.16, с.26.

work 18.09.2013:
Приведенные цитаты Маркса ни в коем случае не противоречат тому, о чем мы писали, а напротив, полностью подтверждают наши слова, одновременно опровергая ваши утверждения. А вы, кажется, даже не поняли, что сами себя разоблачили.

Привести свой вариант понятия частной собственности Work постеснялся:

На этом разговор и закончился.

Пришлось посмотреть материалы "Рабочий путь" о собственности.
Месяц тому Work , в которой вместо раскрытия сути понятия «собственность» накрошен винегрет из абсолютно противоречивых тезисов.

Сначала делается шаг в правильном направлении:
«Собственность это исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, выражающая отношение людей друг к другу в процессе общественного производства. Собственность связана с предметами и вещами как с объектом присвоения, но это не есть отношение человека к вещи, это только форма, через которую выражается отношение людей друг к другу в процессе производства и распределения материальных благ» - плагиат, невнятно, но в общем верно раскрывается суть понятия собственность как единства производственных и правовых отношений при примате первых.

И затем приведена цитата Маркса:
«В действительном мире… суть общественные отношения, которые в совокупности образуют то, что в настоящее время называют собственностью; вне этих отношений буржуазная собственность есть не что иное как метафизическая и юридическая иллюзия» - К.Маркс, Письмо П.В.Анненкову 28 декабря 1846 г., К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.27, с.406.

Но, буквально в следующем абзаце Сокольский заявляет прямо противоположное – якобы, в основе собственности не примат производственных отношений, а примат правовой формы:
«Форма собственности на средства производства полностью определяет характер производственных отношений в обществе» .

Далее в этой статье Сокольского следует винегрет из поочерёдного утверждения в качестве правильного одного из этих двух противоположных тезисов – марксистского «собственность – суть производственные отношения» и позитивистского «собственность – суть правовые отношения» .

Вообще первое впечатление от материалов сайта «Рабочий путь» – искренние ребята, но наивные, слабо подкованные теоретически.

При более глубоком ознакомлении становится ясно, что сайт «Рабочий путь» - это очередная имитаторская помойка, которая двигает социально-правовую «концепцию» коммунизма: по версии авторов сайта коммунизм это не примат уничтожения эксплуатации (отношений частной собственности), а примат научного знания.
Помойка потому, что авторы не просто заблуждаются (это исправимо), а сознательно отрицают дискуссию – вместо аргументов используются штампы «ваши ошибки», «вам уже объяснили», «разговор закончен».

Кстати, то же двигает и Кургинян под маркой «метафизики коммунизма»: у Богданова - инженер Мэни, у Кургиняна – Путин.

Товарищи коммунисты, не забывайте сами и разъясняйте другим, что согласно материалистического понимания истории общества, материальную основу коммунистического переворота, суть коммунистического переворота в материальных отношениях составляет уничтожение эксплуататорских производственных отношений (отношений частной собственности):
«…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» - К.Маркс, Ф.Энгельс, Манифест коммунистической партии, К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., 2-е изд., т.4, с.438.