Календарь кризисов по неделям. Календарь возрастных кризисов у ребёнка

Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:

  1. Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
  2. Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 - 18, 19 месяцев (рекомендуем прочитать: ).
  3. Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
  4. Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: ).
  5. Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи - например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.



Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Кризис раннего детства

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому - постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.



Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка - он потихоньку начинает осознавать свою отдельность

Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.



Календарь кризисов развития малыша по неделям

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет - это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: ). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Ранний детский аутизм

Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: ). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения - например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».


«Школьный» кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения - как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.



Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

На протяжении первых двенадцати месяцев родители могут наблюдать скачки роста у грудничков. Они являются совершенно естественными этапами развития малышей. Это не только их физический рост. Но и развитие психическое. Правда, они не всегда между собой совпадают (скачков физического роста намного больше). Развитие всех карапузов происходит именно скачками. Как-то случайно, внезапно они начинают делать что-то новое, чего не умели делать еще вчера. Потом в их развитии происходит небольшая пауза, а потом — следующий скачок.

Родителям важно помнить, что для крохи каждый такой скачок — сложный период, потому что он только учится подстраиваться к новым для него впечатлениям, ощущениям. Многие малыши немного боятся изменений, которые с ними происходят. Взрослым тоже может приходиться не сладко. Чтобы успокоить их чадушек, мамам и папам нужно время. Родители обязаны помогать карапузам в этот период их жизни. Когда происходят скачки роста у грудничков до года, у них внезапно возрастает необходимость быть все время поближе к маме.

Что же это за скачки?

Исключительно все малыши переживают трудные периоды. Это происходит в 5, 8, 12, 19, 26, 27, 46, 55, 64 и 75 недель. Детки частенько капризничают, плачут, справиться с ними достаточно тяжело. Каждый скачок роста у грудничков, симптомы которого будут указаны ниже, приносит с собой все большую самостоятельность карапузу, и ему надо как-то к этому привыкать.

Но такие трудные жизненные периоды проходят так же внезапно, как и наступают. Родители могут, наконец-то, перевести дух, потому что малыш полностью занят только что освоенными навыками. Но это длится не так долго, как хочется, ведь на первом году жизни крохи таких скачков очень много.

Грудное вскармливание при скачках

Переживая скачки роста у грудничков, мамы не должны впадать в панику. Находясь на первом месяце жизни крохи обычно сосут мамину грудь гораздо более длительное время и намного чаще. Это хорошо для увеличения количества молока, чтобы его хватало для обеспечения активно растущего организма карапуза.

Мама не должна сопротивляться. Лучше кормить малыша столько, сколько ему нужно. Отказ в этот период жизни малыша в молоке будет грубейшей маминой ошибкой.

Все знают, что чем дольше кроха сосет грудь, тем больше будет вырабатываться в ней молока, чего, собственно, ему и нужно. Всего за несколько дней молочка станет побольше, и карапузик будет кушать так, как и раньше.

Какие существуют у малышей?

Чтобы лишний раз не переживать, родители могут проследить, как развивается их малыш по таким параметрам:

  • когда кроха достигает 4-5 месяцев от роду, его вес должен увеличиться в два раза;
  • к первому году вес должен увеличиться в три раза;

  • в первые полгода нормальной прибавкой в весе каждый месяц считается 800 г;
  • во вторые полгода нормальной прибавкой в весе ежемесячно считается 400 г.

Еще находясь в мамином животике, малыш за каждые 7 дней подрастает примерно на 2,5 см (это в период с 4 по 6 месяц беременности). За первый год жизни скорость роста немного уменьшается (к своему первому дню рождения примерно четверть метра составляет скачок роста у грудничков. Календарь предоставляет и последующие цифры: к двум годам — на 8-12 см, к трем малыш подрастает только на 10 см, а потом норма — это прибавление в росте каждый год примерно на 4 сантиметра.

Возможные причины нарушения нормы

Стандартная норма может быть нарушена из-за каких-то изменений в развитии малыша, например, рахита, анемии, заболеваний ЦНС, эндокринной системы... Если кроха находится на грудном вскармливании, что мама должна убедиться в том, что молока ребенку хватает. Если нет, то может понадобиться докорм смесью.

Показатели развития малышей до года — рост, вес, объем головы и обхват грудной клетки записываются в детскую карту. Они сверяются с общепринятой нормой показателей, что позволит доктору вовремя обнаружить возможное отклонение. Есть много факторов, влияющих на то, как изменяется вес и рост малыша (специалист должен обязательно их учитывать).

1. Пол ребенка. Девочки обычно поправляются и растут медленнее, чем мальчики (примерно на пару сантиметров в росте и на полкилограмма в весе).

2. Наследственность (если родители были большими, то неудивительно, что их параметры повторит и малыш).

3. Необходимо учитывать рост и вес при рождении крохи.

4. Состояние здоровья малыша — прорезывание зубиков, переживания, инфекции...

5. Тип вскармливания (искусственники набирают вес быстрее).

6. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.

Все это должно учитываться при составлении общей картины здоровья ребенка.

Распознаем скачки правильно

Когда занчивается первый месяц жизни карапуза начинается первый этап. Это как скачок роста (организм новорожденного развивается очень быстро), так и скачок развития его органов чувств. Теперь кроха постепенно обращает внимание на то, что вокруг него что-то изменяется, что-то происходит. Но то, что у него развиваются органы чувств совершенно не означает, что растут и способности к обработке новых ощущений. А итог ожидаемый — ребенок напуган происходящим.

Используя свой инстинкт, он пытается найти защиту от всего происходящего у своей мамы, а поскольку он пока не может сказать об этом словами, то делает то, что умеет: он кричит.

Этот период отличается тем, что кроха спит намного хуже, особенно, если он один в своей кроватке. Спокойно и без слез ребенок может лежать, например, на животе у кого-то из родителей, даже если до этого он этого не признавал. Теперь ему все чаще нужна мамина грудь как утешение от невзгод. Своим видом и поведением новорожденный дает маме понять, что ему очень нужна она и наибольший комфорт.

Что делать маме, когда происходит скачок развития?

Самое главное — не надо бояться скачков развития. Первое, что приходит в голову маме, это то, что карапуз хочет кушать, а у нее не хватает молока, чтобы удовлетворить все растущие потребности в еде. Второе — что у крохи болит животик. Тогда его везут к доктору.

Но в этот период самое главное, что нужно малышу — это мама, все время находящаяся рядом. Только она сможет его успокоить и дать чувство безопасности. Поэтому скачки роста у грудничков не должны пугать маму, ведь только она в это время самый важный для малыша человек.

Помощь в этот период довольно проста:

  • Как можно больше носить крошку на руках: мамин голос, запах, тепло, привычка держать новорожденного — все для него очень важно.
  • Не прекращать кормить грудью, даже если мама думает, что молока мало.
  • Успокаивать карапуза: прижимать к себе так, чтобы на одной руке лежала попка, а другая мамина рука придерживала его голову, которая будет лежать на сгибе локтя. Так малыш может слышать сердцебиение мамы. Он быстро успокоится, особенно, когда мама покачает его, споет песенку или легонько похлопает по попке.

Ощущения малыша во время скачков развития

Итак, мы разобрались, что все новые умения и навыки приносит каждый скачок роста у грудничков. Календарь и симптомы происходящего в этот период поможет молодым и неопытным мамам узнать, на какой возраст их чада придутся первые трудные фазы. Ведь все детки переживают их в одно и то же время (с незначительными поправками). Таких фаз можно выделить восемь. И они появляются в первые четырнадцать месяцев с момента рождения малыша.

Главное, на что должна обратить внимание мама, — это увеличивающийся аппетит малыша. Поведение его становится требовательным и капризным. Рассмотрим скачки роста у грудничков по неделям.

Первый кризис начинается примерно с 4-ой недели (об этом упоминалось выше). Малыш учится чувствовать много нового, но не может пока объяснить свои ощущения.

Второй скачок происходит в начале 8-ой недели. Малыш видит, слышит, различает вкус, нюхает. И снова вся эта новизна его пугает. Так же, как и прежде, ему очень нужна мама.

Третий скачок (12-я неделя) — плавные переходы. Теперь кроха учится владеть своим телом и окружающими его предметами. Он может ощущать свои движения, может взять игрушку и переложить ее в другое место.

Четвертый скачок (19-я неделя первого года жизни) дает возможность малышу осознать окружающий мир. Теперь карапуз знает, что он может не просто протянуть ручку к любимой игрушке, а и взять ее, повертеть, попробовать на вкус.

Пятый скачок (начало 26-ой недели) дает возможность крошке понять взаимосвязь предметов вокруг него. Он осознает, что такое дистанция. В этот период малыш может как успокоиться в объятиях мамы, так и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Шестой скачок происходит на 37-ой неделе. Это мир категорий. Малыш понимает, что все предметы между собой отличны. Начинается быстрое развитие речевых способностей крохи.

Седьмой скачок «догоняет» малыша на 46-ой неделе. Это мир последовательностей. Карапузик впервые в жизни начинает что-то собирать, что-то конструировать.

Восьмой скачок происходит на 55-й неделе (у некоторых малышей может начинаться на 51-ой). Это мир программ. Кроха уже прекрасно понимает, кто его родители-бабушки-тетушки, а кто — незнакомец (доктор или сосед, например). Он умеет производить несложные действия, по сравнению с первым скачком, малыш уже почти самостоятельный. Но ему все так же необходима мама.

Скачок или проверка?

Что собой представляют скачки роста у грудничков и как вести себя маме в это время, мы уже разобрались. Остается сделать некоторые важные акценты. Временные рамки скачков могут немного меняться. Это зависит от того, что каждый малыш индивидуален и развитие его происходит по-своему. Как правило, каждый скачок длится два-три дня. В редких случаях затягивается на целую неделю. Поэтому родительское терпение будет весьма кстати.

Эти периоды могут одномоментно разрушить весь созданный режим дня, график сна и питания. Но паниковать не стоит. Это надо просто пережить, уделяя малышу в эти дни как можно больше внимания. Мама должна быть спокойной, терпеливой и постараться полностью сосредоточиться на потребностях ее чада.

Совершенно естественным процессом изменения физического и психического развития следует считать скачок роста у грудничков. Таблица может дать общее представление, но не следует забывать и об особенностях развития и иже с ними (об этом уже говорилось выше).

И еще важный момент: мамы должны распознать подобный кризис вовремя и не путать его с проверкой малышом границ дозволенного (ведь даже карапузы частенько устраивают такие испытания своим родителям). Если, судя по разработанному календарю кризисов, младенец находится как раз в том возрасте, когда должен произойти очередной скачок, это значит, что новый ответственный период в его жизни все-таки наступил.

Многие мамочки, периодически замечают, что вроде бы еще вчера малыш был совсем маленьким, а сегодня он и сам как-то крупнее, и поведение какое-то другое, и взгляд вроде более осознанный. Мы делимся своими мыслями с подругами и мужьями, но слышим в ответ непонимание - как ребенок мог измениться за одну ночь?

На самом же деле процесс роста далеко не плавный и не постепенный. В течение некоторого времени с ребенком может и вовсе ничего не происходить, а потом проходит всего лишь одна ночь и он вырастает сразу на несколько миллиметров. Как это возможно, спросите вы? Все дело в том, что любой малыш растет скачками.

Ученые проводили множество исследований, изучая процессы, происходящие с детьми в возрасте от полутора года и до шестнадцати лет. В результате было выявлено, что подобные изменения совпадают с изменениями излучений головного мозга, установленными при помощи специальных измерений. К тому моменту, когда ваш ребенок достигнет полутора лет, он уже переживет семь таких изменений.

Стоит заметить, что ребенок не только растет и меняется в физическом плане, но и переживает серьезнейшие перестройки психики. Наукой пока еще не доказана какая-либо взаимосвязь между этим явлением и мозговыми волнами. Более того, скачки роста и развития чаще всего не совпадают по временным промежуткам.

Что же происходит с вашим ребенком, когда его психическое развитие совершает один из скачков?

Подобный прыжок вперед означает, что ваше чадо приобретает какой-то навык или способность, в результате чего происходит полная перестройка существующей картины мира. Так, например, на восьмой неделе жизни, младенец начинает видеть узоры, что заметно влияет на его поведение и состояние. Происходящие перемены усовершенствуют все приобретенные навыки, предоставляя возможность двигаться дальше в своем развитии, изучая все новые явления. Теперь малыш с удовольствием разглядывает различные мелкие картинки – витрины в магазине, ветки деревьев, или же мамину одежду. Все это несказанно интересно и всем мамам хочется принять как можно более активное участие в подобных процессах – как-то помочь, подтолкнуть. Как же понять, что именно сейчас ваш ребенок переживает очередной скачек в развитии?

Пропустить его очень сложно, потому что он обычно сопровождается плохим настроением, чрезвычайной плаксивостью, непослушанием, стремлением находиться возле материнской груди круглые сутки и плохим сном. В эти моменты родители начинают переживать за здоровье своего чада, или же злятся на его нестандартное поведение.

Стоит отметить, что подобные фазы не должны вызывать у вас негодования или агрессии. До тех пор пока ребенок достигнет рубежа в четырнадцать месяцев, вам предстоит пережить восемь подобных скачков. Причем, у всех малышей они происходят приблизительно в одно и то же время. Сначала они достаточно непродолжительны по времени и следуют одна за одной.

Стоит отметить, что малыши, появившиеся на свет на две недели позже установленного срока, впервые сталкиваются с подобным кризисом на пару недель раньше, чем их ровесники. Если же ребенок появился на свет раньше положенного, то сложные периоды начнутся немного позже. Подобная динамика указывает на наличие связи между скачками и излучением головного мозга.

Что же делать, чтобы избежать подобных явлений? Ничего! Их должен пережить каждый малыш, ведь без этого просто невозможно расти и развиваться. Неважно, какой характер у вашего ребенка - спокойный или капризный, беспроблемный или же упертый, периодически он будет вступать в трудный период. Причем чем беспокойней ребенок, тем тяжелее он переносит описываемые фазы, тем сильнее его потребность в маме и в ее внимании, и тем больше между ними возникает поводов для конфликтов.

Мамам остается пожелать терпения. Не стоит злиться, подумайте о том, как тяжело сейчас приходится вашему малышу. Пройдет совсем немного времени, ребенок станет гораздо спокойнее, и вы поймете, что сложный этап был пережит не зря, ведь сейчас он может гораздо больше, чем мог раньше.

Плохое поведение связано, прежде всего, с испугом, ведь проснувшись однажды утром, ваша дочь или сынок понимает, что мир вокруг него очень сильно изменился, он стал совсем другим. Не удивительно, что все это вызывает сильнейшее беспокойство, изменение аппетита и желание быть ближе к тем людям, которые знакомы и дороги.

Все приобретенные способности обязательно помогут малышу в процессе познания окружающего мира. При этом абсолютно не важно, сколько времени вы раньше тратили на то, чтобы натренировать какой-либо навык – младенец освоит его только тогда, когда придет время!

Поскольку родители – это люди, знающие своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было, то именно вы сможете не только поддержать его, но и помочь, направить, установить приоритеты, показать то, что будет действительно интересно, указать на то, чего он не заметил сам. Все это сделает процесс обучения более легким, быстрым и разнообразным.

В этой статье:

Анализ развития детей в возрасте до года-полутора лет подтвердил тот факт, что скачки и кризисы возрастного развития напрямую связаны с переменами в мозговых волнах. До полутора лет у ребенка происходит 8 возрастных кризисов , каждый из которых приходится именно на период изменения излучения головного мозга.

В каждый из упомянутых периодов ребенок делает ощутимый скачок в развитии. До года у детей таких скачков не особенно много, но нужно понимать, что не все они были изучены в связке с совершенствованием головного мозга. Скачки (кризисы) психического становления могут не совпадать со скачками роста. Именно последние преобладают в количестве.

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык
распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей. На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней.

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Первые изменения и их количество

Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.

Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.

Это не обойдет стороной ни одного ребенка

Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы - это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети
становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.

Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.

Окончание кризисного состояния

Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.

Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности - маме. Именно так и ведут себя малыши.

Новые способности - новые возможности

Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.

У каждого ребенка свои приоритеты, основанные на предрасположенностях, предпочтениях, типе характера, наконец. Если один знакомится с миром, пробуя на вкус и на ощупь все, что встречается на пути, без разбора, то другой сосредоточенно изучает вещи по отдельности. Каждый малыш уникален.

Помощь в учении принимается

Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов
устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.

Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок. Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.

Конфликтные ситуации с ребенком

Казалось бы, о каких конфликтах может идти речь с ребенком до года? Тем не менее они бывают и к ним нужно быть готовыми. Когда кроха осваивает что-то новое, ему порой приходится отказываться от привычного. Так, например, ему может казаться, что мама будет носить его на руках вечно, даже несмотря на то, что он научится ходить сам. Также он может ожидать помощи в уборке игрушек, хотя вполне может это делать сам, как только научится ползать.

Каждая новая фаза в жизни ребенка до года делает его более самостоятельным и приспособленным к жизни. Это понимают все, в том числе и родители, и именно это может вызывать первые маленькие конфликты – чаще между мамой и младенцем, желания которых периодически не совпадают.

Отдых после кризиса

Когда сложная фаза проходит, между ней и новой фазой наступает пауза - счастливая пора. Именно в это время мамы отдыхают от капризов малышей и вместе с ними наслаждаются новыми достижениями. Кроха занят тем, что пользуется новым навыком, а мама умиротворенно за ним наблюдает. Это идиллия, но длиться она будет недолго. Календарь развития предусматривает очередные скорые изменения, ведь для того, чтобы развиваться, малышу нужно трудиться, и он это делает со всем усердием.

Играть по часам - неестественно

Если ребенку дано самостоятельно решать, когда получать заботу и внимание взрослых, то из недели в неделю это будет
меняться. Во время очередного кризиса он будет нуждаться в близости мамы, в потребности вместе с ней осваивать что-то новое. Именно поэтому в этот период проводить игры всегда в определенное время противоречит природе ребенка.

Малыш может нуждаться во внимании в любое время, в том числе и в то, которое не было запланировано раньше. Нельзя предвидеть такие моменты, но нужно быть к ним готовым и всегда находиться рядом с крохой.

Первый кризис - 5 неделя: печали и радости

На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.

Единственный человек, которому он в это время доверяет - это мама. Она должна быть рядом как можно больше, не лишать кроху телесного контакта. Продолжаться это может как один день, так и всю неделю.

Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.

Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к
специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача - продолжить грудное вскармливание.

Вторая фаза – 2 месяца

Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.

В этот период малыши становятся капризными, вялыми, раздражительными. Успокоить и снять их внутреннее напряжение сможет только тесный телесный контакт с родителями.

12 неделя - последняя фаза до года

На 11-12 неделе у ребенка до года наступает третья кризисная фаза развития. Кроха учится по-другому воспринимать окружающий мир. Он меняет отношение к игрушкам, окружающим. Конечно, это произойдет не за час и не за день. Для этого малышу понадобится время.

Мир ребенка становится более дисциплинированным, как только он начнет понимать, что изменения перманентны и неизбежны. На 12-й неделе кроха к ним понемногу привыкает и начинает даже воспринимать их с радостью.

Ребенок уже подсознательно чувствует, что изменения дарят ему новые возможности. Что все вокруг меняется и он вместе со всем движется вперед. Именно поэтому на 11-12 неделе скачок в развитии может выражаться не плачем и страхом, как обычно, а, наоборот, показательным спокойствием, которое станет предвестником перемен. Последняя фаза может продолжаться от одного дня до недели.

Есть такой календарь кризисов (скачков в развитии, лучше сказать) для детей до года. Он очень помогает: когда не понимаешь, почему ребенок ведет себя не понятно, вдруг начал много плакать, постоянно хочет быть у мамы на ручках, что с ним стало? Заглянешь в этот календарь, а оказывается, у него очередной скачок в развитии, прочитаешь, что с ним в это время происходит, что он нового осознает, и видишь: так оно и есть, как я сразу не заметила? И сразу успокаиваешься и все становится понятно.

Информация об этом календаре разбросана по Интернету, это не очень удобно. В этом посте постараюсь все структурировать.

Сам календарь кризисов составлен на основе книги Hetty Van, Frans Plooij «The Wonder Weeks» (рус.: Хетти Вандерейт, Франс Плой «Капризничает? Значит развивается») и даны переводы ее глав. Ниже обо все по порядку.


Кратко о том, что такое кризисы:

Когда происходят изменения, все дети плачут чаще и дольше, а некоторые плачут еще чаще, чем большинство. Некоторые дети могут быть особо трудны в ночной период, другие очень беспокойны днем. Но все дети во время кризисов обычно менее плаксивы, если окружены теплом, любовью, заботой, если на них обращают дополнительное внимание. Хотя даже при этом можно ожидать, что ребенок расплачется в любой момент. Некоторые дети возвращаются к обычному поведению за день, другим может понадобиться целая неделя, чтобы снова стать спокойными.

Время фазы роста мозга приближается, если:

- р ебенок кричит, требует больше внимания;

- может хуже есть и спать;

- становится более стеснительным с посторонними, не идет на руки;

- «приклеивается» к маме;

- может сосать пальцы, быть грустным и апатичным.

Он не может ничего вам сказать, а в первые недели - не может даже протянуть к вам свои ручонки. Но он вполне может кричать во все горло и стать беспокойнее, чем в обычной жизни. Для маленького ребенка это способ дать вам понять, что он «выбит из колеи».

Он быстро устает, но вернуться «назад» к спокойствию самостоятельно не может - мозг продолжает активно работать, требуя новой «пищи», и это приводит к расстройству сна и бодрствования.

До 9 месяцев, а особенно в периоды резкого роста мозга, ребенок нуждается в создании условий, максимально приближенных к безопасным условиям «в утробе» - особенно это касается тесных маминых объятий.

Подробнее о том, что такое скачки в развитии, читайте и .

Индивидуальный календарь для своего ребенка вы можете составить, пройдя по этой ссылке . Советую потом сделать Print Screen страницы и сохранить себе это изображение или распечатать, чтобы не делать календарь каждый раз. Как видите, очень простыми значками и цветом обозначено, какое настроение скорее всего будет у вашего малыша.

Информация о кризисах по неделям:

5-я неделя (4-5 недели)

8-я неделя (7-9 недели) -