Какой автор занимался классификацией типов видов семей. Классификации семей

Классификация типов семей — очень широкая тема. Очертим основные точки отсчета.

Классификация типов семей по количеству детей

  1. Инфертильная, то есть бездетная семья.
  2. Однодетный брак.
  3. Многодетный брак.
  4. Среднедетный брак.
  5. Малодетный брак.

Классификация типов семей по типу многодетности :

  1. Осознанная многодетность. Обычно связана с семейными традициями, национальными, религиозными.
  2. Рождение при повторном браке от разных супругов. Это «неполная» многодетность, но в такой семье царит взаимопонимание, помощь, одинаковое видение ситуации.
  3. Неблагополучные семьи. Родители ведут асоциальный образ жизни: пьют, не работают, психически неуравновешенные. Обычно, в таких семьях дети рассматриваются как способ материальной прибыли и помощи. Эти семьи имеют низкий статус и уровень образования.

Классификация типов семей, в зависимости от состава родителей и детей:

  1. Состоящая из трех членов. Жена, муж и ребенок. Такие семьи бывают полными или неполными.
  2. Нуклеарная. В такой семье воспитывается несколько детей.
  3. Сложная. В такой семье живут несколько поколений, или родственников.

Классификация типов семей, в зависимости от места индивида в семье:

  1. Репродуктивная. Отдельный человек создал свою семью сам.
  2. Родительская. В которой рождается человек.
  3. Социальная семья.

Правительство РФ в 200 1году утвердило целевую программу «Молодежь России». Ожидается, что программа будет способствовать решению многих проблем молодой семьи.

  1. Участники Программы «Молодая семья» могут быть недавние, молодые семьи при возрасте каждого из супругов до тридцати лет. Участники должны быть поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий до марта 2005г,также молодые семьи, которые были признанными органами самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении своих условий на тех же основаниях как 51 статья жилищного кодекса РФ.
  2. Мероприятия, связанные с программой финансирования за счет средств бюджета РФ, а так же за счет средств областного бюджета, реализуются в форме субсидий молодым семьям на жильё, включая первоначальный взнос и проценты, оплачиваемые государством.
  3. Только один раз молодой семье предоставляется право на улучшение жилищных условий с помощью помощи господдержки.
  4. Субсидии будут иметь размер от 35% до 40% от общей стоимости жилья.
  5. 35% для семей, не имеющих детей.
  6. 40%для семей, которые имеют одного ребенка и более.
  7. В 2005г. за счет реализации программы, свои жилищные условия улучшили 864семьи, из низ 811 за счет кредитных договоров. Расходы областного бюджета за данный год составило 13 млн.рублей. Сумма кредитных ресурсов- 295 млн. рублей. Около 371 тысячи рублей составил средний размер кредита.
  8. На 2006г. в областном бюджете выделено для целевой программы «молодая семья» достойные средства. В период с 2006 по 2010 год выделено 28 млн.рублей. Хотят принять меры с целью снизить банковские ставки кредитования, благодаря чему привлечь огромное количество кредитных ресурсов.
  9. Программой принят норматив по площади помещения для молодой семьи, который составил сорок два метра квадратных для семьи из двух человек, и по восемнадцать метров квадратных на каждого члена семьи, если семья составляет более трех человек.

Программой «Ипотека молодым» могут воспользоваться семейные пары, в которых на момент подачи заявления на кредит хотя бы один из супругов моложе 35 лет, либо неполные семьи с детьми, если возраст родителя также не превышает 35 лет. При рождении или усыновлении ребенка, заемщик может получить льготный период по выплате основного долга сроком до 1 года.

При этом, получение и срок действия льготы не зависит от возраста заемщика на момент обращения за ней в Банк. Более того, программа не ставит ограничений на количество льготных периодов в течение всего срока жизни кредита.

Напоследок, десять ошибок в воспитании ребенка:

  1. Ребенок не должен соответствовать родительским планам. У ребенка должно быть свое мнение.
  2. Зачем напрягаться, спорить, нервничать? Пусть сам решает свои проблемы, скорее повзрослеет. В корне неверно.
  3. Ребенок должен беспрекословно слушаться родителей и подчиняться их требованиям. Ошибочное мнение.
  4. Детей надо баловать
  5. Не надо заставлять чадо вникать в ваши проблемы.
  6. Денежные поощрения. Любовь за деньги не купить
  7. Наполеоновские планы. Дети не должны реализовывать ваши несбыточные планы.
  8. Телячьи нежности
  9. Все зависит от вашего настроения
  10. Не хватает времени на воспитание.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

§ «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

§ «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

§ «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

§ «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

§ нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

§ расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

§ полная семья (есть мать и отец);

§ неполная семья (есть только мать или отец);

§ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

§ гармоничная семья;

§ дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

§ автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

§ демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:

§ партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

§ эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Кроме перечисленных, существует комплексная типология семьи , которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Что такое семья? Герцен говорил, что семья начинается с детей, но ведь и не успевшая обзавестись потомством пара тоже семья. А еще есть семьи приемные, неполные, конфликтные и еще великое множество видов семей. Давайте попробуем разобраться с основными способами классификации этой важнейшей социальной группы.

Виды и типы современной семьи

Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.

1. По размеру семьи – учитывается количество ее членов.

2. По типу семьи.

  • нуклеарная семья – содержит одну брачную пару с детьми.
  • сложная семья – состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.

3. По количеству детей.

  • инфетильные, бездетные семьи;
  • однодетная семья;
  • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

4. По форме брака.

  • моногамная семья – состоит из двух партнеров;
  • полигамная семья – один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).

5. По полу супругов.

  • разнополая семья;
  • однополая семья – двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.

6. По месту положения человека.

  • родительская – семья наших родителей;
  • репродуктивная – семья, создаваемая человеком.

7. В зависимости от места проживания.

  • патрилокальная – семья, живущая на одной территории с родителями мужа;
  • матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
  • пеолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.

И это еще не все виды и типы семьи, которые бывают. Рассмотреть особенности каждой разновидности смысла не имеет, поэтому мы поговорим о самых ярких типах.

Виды неполных семей

Бывают внебрачные, осиротевшие, разведенные и распавшиеся неполные семьи. Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.

Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.

Виды приемных семей

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

  1. Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  2. Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  3. Патронат – воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
  4. Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Виды многодетных семей

Виды неблагополучных семей

Выделяют две большие категории. В первую входят различные виды асоциальных семей – родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.

Семьи по семейному стажу

Семьи по количеству детей

Типология семьи по составу

Типология по качеству жизни семьи

По видам отношений между супругами

Семьи по семейному стажу

Молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Молодая семья. Это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т. д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу).

Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т. д.

Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская пара, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т. д.

Семьи по количеству детей

Бездетная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей, считается бездетной.

Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т. д.

Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.

Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

Семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

Семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений

Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.

К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т. д.

Типология семьи по составу

Простая семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, неполная семья, материнская семья, внебрачная семья, семья повторного брака.

Cложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Нуклеарная семья - семья, семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми (как правило: семья из 3-4 членов), в которой родителя заняты профессиональной деятельностью.

Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т. д.

Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского поведения, отказ от ребенка.

Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

Мужчина с детьми женится на женщине без детей;

Оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления новых взаимоотношений с микросоциумом.

По качеству жизни

Благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т. д.

Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. Названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни, отношениями с новым микроокружением и т. д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т. п.

В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоцальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т. п.

Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.

По видам отношений
между супругами

семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Виды отношений: сотрудничество; паритет; соревнование; конкуренция; антагонизм.

3. Этапы, функции семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов :

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка;

Окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение семьи со смертью одного из супругов;

Репродуктивная и генеративная.

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семьи или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, в продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Обозначим функции семьи:

Репродуктивное, биологическое воспроизводство населения

Функция первичной социализации детей и воспитательная;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовного общения – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи:

Численность и структура семьи;

Нравственно-психологическая атмосфера, характер внутрисемейного общения;

Жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

Распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

Материальные и бытовые условия семьи;

Организация семейного досуга, наличие семейных традиций;

Взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.

Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология» на тему:

Группа 327

Москва 2008 год

Введение

1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.

2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи

Заключение

Введение

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследо­ваниях Рилза и Ле Пи. В середине XIX.

Они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социаль­ных факторов, как индустриализация, урбанизация, образова­ние, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре вни­мания социологии, поскольку семья представляет собой специфи­ческое, во многом уникальное образование: малая группа и соци­альный институт одновременно.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобре­тательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государ­ства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно- исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

Цель и задачи работы: рассмотреть классификацию семей и брака; изучить социальные функции семьи; проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

^ 1. Понятие семьи, классификация типов семей, основные функции.

Семья - малая группа, основанная па родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком се­мьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расши­ренными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из суп­ругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализа­ции и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена хозяйка) в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в труде женщина получает исключительное право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных) Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая ролевая симметрия) б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, в) эмоциональная насыщенность отношений.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди кото­рых важнейшими являются (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень насе­ления в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количе­ство детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль­шую озабоченность у многих специалистов. Для нее характер­ны снижение уровня рождаемости, старение населения, увели­чение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­брачной рождаемости.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходи­ма, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или; общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается в, продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

^ Хозяйственно -экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и над престарелыми ин­валидами и т. д. В нашей стране, где невысок уровень механи­зации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усу­губляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семей­ными обязанностями, между ролью жены, матери и тружени­цы. Однако массовые опросы показывают, что лишь неболь­шой процент женщин (5%) выбирает в качестве наиболее при­влекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, про­должительности рабочего времени и размеров отпусков допус­кает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более полови­ны считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск - длиннее.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство классификация типов семей и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.

^ 2. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи

Начиная с 1960-х годов, исследователи во многих странах мира выражают обеспокоенность кризисным состоянием семьи, ставя это явление в прямую зависимость от глобальных социальных трансформаций.

Между тем, институт семьи – о чем свидетельствует его многовековая история – оказался наиболее стабильной общностью.

На протяжении всего минувшего века в научной литературе ссылаются на одни и те же социальные факторы, лежащие на поверхности: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше не полных семей, нарастает количество повторных браков. В справедливости этих тенденций невозможно усомниться: в их пользу более чем столетняя статистика. И все же количественные ряды, сколь бы внушительными они не были, фиксируют лишь данность, не объясняя глубинных социальных преобразований. Одни специалисты интерпретируют преобразования, как кризис моногамии, другие – как ее трансформацию в сторону акцентирования личностного своеобразия каждого из членов союза, т.е. отстаивают идею модернизации института семьи.

Представители первой позиции декларируют, что кризис семьи – острейшая проблема современности. По их убеждению, новая демографическая ситуация превращает родительство в главную профессию страны. В. И. Переведенцев констатировал следующее: « В довоенной России, люди считали, что они живут ради детей, ради того чтобы их было больше, чтобы дети жили лучше, чем они сами. Это все исчезло. Исчезла старая патриархальная семья, одним из главных признаков которой была многодетность. Возникла новая, один из главных признаков которой – малодетность.»

Все изменения, которые так или иначе претерпела патриархальная семья, специалисты связывают с нравственными преобразованиями, обусловленными в первую очередь широким женским эмансипаторским движением, охватившим большинство индустриальных стран. Женщины были лишены самостоятельности и возможности участвовать в политической и общественной жизни. Открывшаяся возможность равновероятного овладения всем веером социальных ролей не привела к утрате «полового лица», но способствовала индивидуализации как мужчин, так и женщин.

А.И. Антонов замечает, что разделение единого человека на два пола не бессмысленно, если оно биологически целесообразно для выживания. В определенный жизни, если бы все особи были заняты рождением, им было бы трудно сохраниться. Поэтому один пол специализирован на контактах с внешним миром больше, чем другой. Иметь одинаковое поведение абсурдно, тогда не зачем было разделяться.

Иная точка зрения по поводу трансформации семьи отстаивается рядом зарубежных и отечественных исследователей. Многие проблемы современной семьи – высокий процент разводов, отсутствие родительского авторитета, отчуждение детей – возникает из того факта, что отношение семьи к своим членам строится на строго либеральной почве. Немецкий социолог У. Бек подмечает, что если в 50-60-е годы на вопрос: «Какую цель вы преследуете в жизни?» - люди четко и ясно отвечали в категориях «счастливой семейной жизни»: построить собственный домик, купить автомобиль, дать детям хорошее образование, то к началу 90-х годов многие заговорили на другом языке – по необходимости неопределенном - «о самоосуществлении», «поисках идентичности», «развитии личных способностей».

Еще в конце 1960-х годов профессор В.Т. Лисовский «засек» начало изменений, происходящих с семьей в нашей стране. Так на вопросы о желании встретить любимого человека и создать семью, были получены следующие результаты: на первый вопрос - среди девушек – 40,4%, среди юношей 38,9%, и соответственно 31,4 и 29,7 % на второй вопрос. Таким образом встретить любимого человека и создать семью для одних и тех же респондентов – события не тождественные.

Несомненное продолжение указанной тенденции зафиксировано в результате обследования в начале XXI столетия. Свыше половины опрошенных полагают, что перед регистрацией первого брака нужно пожить вместе год-два и проверить свои чувства. При опросе читательниц одного женского журнала на вопрос «Хотите ли вы выйти замуж?» получены ответы: 45,6% считают, что кольцо на пальце не имеет значение; 40% - предпочитают карьеру ЗАГСу; 14% - ждут первого шага от партнера; 0,4 % - считают замужество главной целью жизни.

Замужество как жизненная цель – имеет значение для минимального числа российских молодых женщин начала XXI века. Можго констатировать, что брак перестал быть нормой бытия. Однако в конце XIX столетия в России насчитывалось всего 4% мужчин и 5% женщин, которые в течение жизни ни разу не были женаты или замужем. Значит, для этого периода брак был нормальным отечественных данных и зарубежных литературных источников показывает – не все так беспросветно в приватном мире женщины, как заявлено теоретиками феминизма их критиками. Женщина со второй половины XX столетия стала свободнее, раскрепощеннее по сравнению с недавним прошлым, но это лишь первые шаги. Обретение искомого лица – путь сложный, противоречивый и до сих пор не до конца проясненный.

Стабилизация семьи тесно связана с её прокреативным потенциалом. Автор считает, что сочетание двух эмансипаторских движений – ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа – содействует формированию нового – постсовременного типа семьи.

Супруги, по замечанию английского социолога Э. Гидденса, стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже более важное значение, чем их обязательства по отношению к детям. «Дом» стал местом, где агент мог получить эмоциональную поддержку по контрасту с инструментальным характером рабочей среды.

Представленный тип семьи автор называет «супружеским». В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальной), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей.

Супружеская семья – своеобразная кооперация с уникальными возможностями для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонней деятельной палитры по всем структурным каналам: «муж-жена», «родители-дети», «супруги-родственники», «дети-прародители». Словом, в границах одного семейного типа возникают богатые многослойные отношения между полами и поколениями, открывается широкое пространство для самореализации каждого из агентов.

Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Особо автор подчеркивает неиндустриальный характер отношений, симметричность прав и, что не менее важно асимметрию ролей жены и мужа. И то и другое указывает на исторически недавнее происхождение указанного феномена. Принципы, лежащие в основе супружества, могли реализоваться в полной мере как следствие глобальных социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, интернальной ответственности и автономии от социальных институтов) и распространение этих свойств на женщин, что разумеется, было бы не возможно без приобретения ими экономических и гражданских прав и свобод.

Совместное проживание мужа и жены в условиях в условиях раз и навсегда закрепленных статусов и ролей, требует адаптации их индивидуальных планов, образов и практик относительно друг друга. Существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая.

До определенного момента совместного проживания мужчин и женщин, то или иное сочетание адаптационных интимных компонентов способствует созданию атмосферы, их эмоционального взаимопритяжения. Вместе с тем, на определенной стадии трансформации семьи в отношения супругов начинает ощущаться напряжение. Интересы каждого из супругов становятся разнообразнее семейных, а потребности и круг общения мужа и жены выходят за пределы брака; их экспрессивные устремления в «постмодерной» семье опираются не столько на обычаи (как в патриархальной) и традиции (как детоцентристской) семье, сколько на гендерные психосоматические особенности агента, поколенческие нравственные образцы, цивилизованные представления о пристойности и эстетическом идеале.

Далее проследим динамику рождаемости у родителей, официально не зарегистрировавших свои отношения. Статистика указывает на распространенность не зарегистрированных браков и рост доли «внебрачной» рождаемости. Но не заключившие по каким-либо соображениям официального союза мужчина и женщина идут на сознательное ребенка, мало того не скрывают (вопреки идеалам иудеохристианской морали) его рождение, производя по обоюдному согласию запись в государственном учреждении.

Вместе с тем категорически отрицать регулирующую роль института брака нет оснований. Наряду с ним высветился новый агент – личность с её непременным атрибутом, избирательностью. Мужчины и женщины, избегая публичности в оформлении брака, классификация типов семей не склоны отказываться от официального признания ребенка. Отсюда и дерегуляция – столкновение интересов социального института (брака) и агента. Одно дело когда все действия заранее предписаны – господствуют обычаи и традиции; другое, когда – решение принимается, сообразно с совокупностью обстоятельств и таких нравственных понятий как «долг» и «свобода».

Заключение

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.

В прошлом все, за редким исключением, мужчины и женщины вступали в брак. В последнее время заметно увеличи­лось количество семей, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. К концу минувшего века для большинства молодого европейского населения порядок приоритетов стал иным, а рождение ребенка рассматривается как исполнение хотя и важной, но не первоочередной нужды.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат по­водом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях се­мья должна обеспечить подчинение детей родителям по при­знаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремиться жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. Таким образом, в современной семье трансфор­мируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности.