Как выучить большой материал за 1 день. Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.


Viktor Kiryanov/Unsplash.com
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Здравствуйте, мои любимые читатели.

Вы когда-нибудь думали, как быстро запомнить большой объем информации? Как не забыть все на утро? Как отложить все полученные таким интенсивным путем знания в долговременную память?

Все эти вопросы касаются каждого человека, которому хоть раз приходилось запоминать тонны материалов к экзамену, презентации или просто для улучшения собственных знаний.

Не раз я сталкивалась с тем, что многие не отрываясь от учебников, сидят и день и ночь в попытках запомнить как можно больше. А есть ли в этом смысл? Может они делают что-то не так? Может, есть другой выход?

Сегодня я и хочу с вами обсудить, как можно быстро и максимально эффективно запоминать новый материал.

7 советов, как быстро выучить то, что быстро выучить невозможно

  • Выделяйте основные мысли.

Каким бы ни был важным и большим за короткий срок, в нем всегда будет как минимум 50% воды. Вводные слова и придаточные предложения, примеры и разглагольствования автора - это то лишнее, что можно со спокойной душой отсечь от текста.

Во время чтения мысленно выделяйте основные мысли и запоминайте именно их . Формируйте так называемый скелет, на который в дальнейшем вы будете просто накладывать свои thoughts . Один только этот метод поможет вам сократить время на изучение материала в несколько раз.

  • Не читайте текст несколько раз.

Да, именно так. Чем больше раз вы читаете текст, тем сильнее вы начинаете останавливаться на всяких ненужных вещах и мелочах. Тем больше вы начинаете отвлекаться от самого важного. Наш мозг устроен таким образом, что лучше уж вы прочитайте один раз очень внимательно, выделяя основные мысли, а затем перескажите его, чем читать десять раз одно и то же в попытках запомнить. Это даст намного больше эффекта за короткое время.

  • Не проговаривайте про себя слова.

Мозг способен и без проговаривания улавливать смысл того, что видят глаза. Поэтому попробуйте не останавливаться на каждом слове во время чтения, а скользить по тексту глазами . Да, будет сложно, но это значительно ускорит процесс.

Если вы регулярно работаете с большим объемом информации, которую нужно запоминать или вам просто необходимо развить свою память по максимуму, воспользуйтесь советами Станислава Матвеева — рекордсмена по запоминанию. Этот человек доказал, что каждый способен на большее, чем он думает.

  • Не сидите на месте.

Походите по дому. Разложите вещи в шкафу. Вяжите или вышивайте крестиком. Встаньте и пойдите гулять в парк. Делайте любое физическое дело, когда уже пытаетесь пересказать то, что прочитали. Ученые не раз отмечали, что физическая подвижность увеличивает работоспособность и продуктивность мозга . Так пользуйтесь тем, что в вас уже есть.

  • Делите на части.

Как бы вам ни хотелось за день, вряд ли у вас это получится. Наш мозг просто не способен без подготовки освоить тонны материала. Поэтому я советую делить все на части. Освоили одну часть - отдохните, попейте чай, выйдите на улицу на 15 минут. В общем, перезагрузите свой мозг .

Даже если вам и требуется освоить как можно больше материала за день - планируйте отдых . C самого утра запланируйте, например, в какое время вы будете учить, а в какое - relax . Запланируйте время обеда и отдыха. Тогда вероятность успеха у вас будет намного выше, чем если вы просто встанете с утра и будете учить до ночи.

  • Развивайте периферийное зрение.

Чтобы значительно сократить время на чтение - развивайте умение читать всю строку целиком . Так, вам не придется бегать глазами по строчке, вы будете видеть все сразу. Конечно, этому не научишься за короткое время, но если вам постоянно приходится работать с большими объемами информации, этот навык становится крайне необходимым.

Уже сейчас вы можете начать заниматься, чтобы развить в себе эти способности. Хорошим помощником в этом может стать онлайн сервис Brainapps . Там можно зарегистрироваться и пользоваться хорошими тренажерами.

Также можно приобрести премиум-аккаунт и воспользоваться еще бо льшими возможностями (например, пройти профессиональный курс по скорочтению , получать регулярные подстроенные под ваш уровень тренировки, получить доступ ко всем играм-тренажерам, представленным на сайте и т.д. ).

Уделяйте подобным занятиям 5-10 минут в день, и уже через пару недель вы значительно увеличите скорость прочтения одной страницы текста. Я это на себе испытала.

  • Повторяйте через каждые 2-3 часа.

Чтобы не потерять то, что вы недавно выучили из полочек своей краткосрочной памяти, повторяйте выученный материал через каждые 2-3 часа. Это и освежит ваши знания, и поможет перемещать информацию в промежуточную память.

Я надеюсь, что среди этих советов вы найдете то, что поможет вам не только правильно учить, но и правильно планировать свое обучение. Если вам предстоит выучить много материала, попробуйте эти методы. И лично я, и многие мои ученики не раз пробовали их на себе.

А если вы хотите получать еще больше информации о любых аспектах английского языка - подписывайтесь на рассылку моего блога. Вас ждет самая актуальная и верная информация, много интересного и полезного.

Corbis/Fotosa.ru

Согласитесь, в попытках выучить двадцать французских слов или речь для защиты диплома, или теорию вождения мы обычно прибегаем к классическим методам: положить книгу под подушку, перечитывать один и тот же абзац до кровавых слез, заклеить все жилое пространство дурацкими бумажками. Часто все они оказываются бесполезными. Но наука запоминания ими далеко не исчерпывается. Да-да, именно наука! «Не стоит опускать руки и думать, что именно у вас память плохая, — утверждает Марк Шид, коуч, автор блога Productivity Lessons. — Изначально вводные данные у всех более-менее одинаковые. Секрет в том, чтобы научиться запоминать, подобрав методику, которая подойдет именно вам». Я подобрала несколько самых интересных способов — рекомендую испробовать их все!

Как улучшить память?

1. Пишите письма. Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем как приступить к зубрежке в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.

2. Берегите природу. Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.

3. Кричите громче. Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Звучит глупо, но благодаря этому методу я выучила чуть ли не половину русско-испанского словаря. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.

4. Будьте экспрессивнее. Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» — попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.

5. Слушайте себя. Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись — нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.

6. Не сидите на месте. Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.

7. Смените обстановку. Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.

8. Выкидывайте слова. Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.

9. Спите больше. Чем дольше вы будете спать после того как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память . Я хочу, чтобы все студенты это прочитали и приняли к сведению. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».

10. Займитесь спортом! На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь или перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.

Современный мир с огромным количеством постоянно обновляющейся информации предъявляет к памяти человека повышенные требования. Перед людьми, стремящимися добиться успеха, встает вопрос - как запомнить много информации за короткие сроки? Над этой проблемой ни один год «бьются» лучшие умы человечества, которые нашли выход для таких людей. Согласно их мнению, увеличить объемы памяти может применение специальных методик.

Сколько информации может запомнить человек

Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит. Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.

По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит. Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека - более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит. Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память - способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса. Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти - зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание. Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем. В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста. Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Техники запоминания большого объема данных с помощью моторной памяти

Реже всего для запоминания используют двигательную память. Однако подключение к процессам, ответственным за хранение информации, собственного тела обеспечивает прочное запоминание. Методами, активизирующими моторную память, являются: написание шпаргалок, практическое выполнение действия, которое следует запомнить (к, примеру, воспроизведение элемента танца). Активно такие техники применяются в детском возрасте и у людей, чья деятельность связана с формированием практических умений – летчиков, хирургов, строителей, поваров, спортсменов, танцоров.

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации. Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

«Люди в банданах бегут, и тут на них обрушивается селевой поток». Быстро и играючи выучить всё самое сложное, если до первого экзамена осталось меньше недели, проще, чем ты думаешь. Психолог и специалист по тренировки памяти Зоя Василенко советует, как безболезненно запоминать теоремы, даты и свойства алкалоидов, а еще - листать учебник в тех самых «чертогах памяти».

19.05.2015 | Катерина Абрамова

Расскажите о самых «ходовых» техниках – что окажется наиболее эффективным, если впереди экзамен и времени не очень много?

– Техники запоминания разнятся в зависимости от того, что нужно запомнить: текст, списки, формулы или числа. Но, по моему мнению, самые простые и действенные мнемотехники – аббревиатуры и рисунки . Когда необходимо запомнить какой-то список, будь то список свойств алкалоидов, классов животных или признаков равнобедренного треугольника, можно из первых букв названий составить знакомое или несуществующее забавное слово. Например, свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение. Зашифруем это в «УКРОП». И можно добавить связку смысловую: у героя передачи «Даешь Молодежь», Укропа, были проблемы с вниманием.

А в рисунках можно зашифровать любой вид материала, даже математическую формулу, главное – представить свои ассоциации и постараться отразить в них весь смысл. Чем они смешнее – тем лучше.

– А как тогда не забыть придуманные слова или собственные ассоциации?

– Наша память устроена так, что информация с яркой эмоциональной окраской, а также связанная с нашим опытом, очень хорошо запоминается – порой одного прочтения и «кодирования» достаточно. Кстати, если учить в компании, то ассоциаций и эмоций будет гораздо больше. Однако повторения материала бывает не избежать. Применение мнемотехник уменьшает необходимое количество повторов.

– А можно примерный алгоритм действий? Вот если перед тобой лежит какая-то теорема, которую нужно запомнить, а ты все время во всем путаешься. Как бы вы построили свои действия?

– Если есть время: надо постараться понять её, может быть законспектировать, зарисовать причины и следствия, логические переходы, найти про нее в другом источнике, где более легко написано. Затем использовать мнемотехнику: символически зарисовать основные понятия и переходы или ситуацию их использования. Повторить сразу после придумывания, по прошествии 20 минут, затем еще через 8 часов и 24 часа, через несколько дней.

Если времени на понимание нет: учить дословно, можно с помощью символизации каждого слова в формулировке теоремы. Еще помогает использование других органов чувств, например, можно записать теорему на диктофон, а потом ее прослушивать.

– А можно подробнее про «символизацию каждого слова»? Может, на конкретном примере.

– Вот смотрите. Теорема Виета для неприведенного квадратного уравнения. Квадрат изображает квадратное уравнение. Этот квадрат не привели – неприведенное. Корни из квадрата – корни уравнения: внизу – суммируются, сверху – умножаются. Сумма корней – деление второго коэффициента на первый с отрицательным знаком (термометр).Умножение корней – по аналогии деление третьего на первый коэффициент (ну, и что, что там свободный член, а не коэффициент), без отрицательного знака – солнышко

Может показаться, что полный бред, но, как уже было сказано, все странное и смешное хорошо запоминается. Например, мой друг запоминал столицу Брунея, Бандар-Сери-Бегаван, так: «Люди в банданах бегут и тут на них обрушивается селевой поток». Уже несколько лет помню эту ассоциацию.

– Какие есть еще методы, из самых эффективных?

– Есть те самые дворцы памяти, или чертоги памяти , которые стали популярны благодаря сериалу «Шерлок». Их упрощенная и первоначальная версия – «дорога Цицерона».

Допустим, нам надо запомнить виды структурного анализа органических соединений: кристаллография, элементный анализ, инфракрасная спектроскопия, масс-спектрометрия, спектроскопия ЯМР и УФ.

1.Необходимо представить знакомую дорогу/путь со всеми подробностями: остановки, магазины, деревья. Хорошо подходит дорога дом-школа.

2.Необходимо проассоциировать каждый вид структурного анализа с чем-то на этой дороге. Для меня это будет: кинотеатр «Кристалл» (кристаллография), там идет фильм «Пятый элемент» (элементный анализ). Стою на светофоре – быстро загорается красный (инфракрасный), довольно массивный забор у школы (масс-спектроскопия), на первом этаже кабинет информатики – там часто говорят о ядрах (ЯМР). На втором биология (там УФ), обычно я хожу на третий этаж.Таким образом, я проассоциировала все виды со знакомыми местами и даже сохранила их порядок.

3.Надо представить свой путь и попытаться все вспомнить.

– А как быть с цифрами?

– О, здесь есть классный метод на запоминание чисел, например дат, или периодизации чего-нибудь. Он заключается в том, что мы каждую цифру заменяем на слово, длина которого равняется значению. Ноль можно заменить на знак восклицания. Например: Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) переделываем в «А поэтессу Ахматову обидел я поездками, эх я».